КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-78-10106

НазваниеБеспилотные автомобили и общество: взаимодействие технологий, социоэкономических сценариев и регулирования в радикальной инновации

РуководительРуденко Николай Иванович, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге», г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2020 - 06.2023 

Конкурс№50 - Конкурс 2020 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словаБеспилотные автомобили, цифровизация, социотехнические дизайны, технологические архитектуры, социально-экономические сценарии использования беспилотных автомобилей, политико-правовые режимы регулирования технологий, релевантные группы технологических инноваций, этические и социальные вызовы беспилотных автомобилей

Код ГРНТИ04.51.29


СтатусЗакрыт досрочно


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность проекта обусловлена тем, что цифровизация является стратегическим направлением развития экономики России. Беспилотные автомобили – одна из наиболее перспективных технологий в русле развития цифровой экономики в России. При этом тематические направления и сквозные технологии цифровизации требуют социальной экспертизы. Однако России существует недостаток социологических исследований, посвященных взаимодействию беспилотных автомобилей и общества. В теоретико-методологическом плане данный проект относится к междисциплинарной области социальных исследований науки и техники (Science & Technology Studies, STS). Это обуславливает выбор объекта исследования и постановку исследовательской проблемы. Объектом нашего исследования являются беспилотные автомобили (БА) – новейшая технология, разработка и внедрение которой потенциально ведет к серьезным изменениям в социальной, экономической и информационной жизни современных городов. Проблема, которую мы хотим исследовать в отношении данного объекта, определяется следующим вопросом: Как эмпирически соотносятся между собой три ключевых компонента этой социо-технической инновации: 1) техническое содержание дизайнов конкретных проектов беспилотных автомобилей; 2) социально-экономические сценарии их использования; 3) политико-правовые режимы регулирования внедрения БА в современных городах – и при каких условиях взаимодействие этих компонентов будет иметь позитивные (т.е. справедливые, этичные и подотчетные) последствия для социальной жизни городов мира и России? Поставленная проблема носит комплексный характер и включает в себя ряд подпроблем: 1) Описание многообразия технологических архитектур БА. Хотя эта задача носит описательный характер, она не является тривиальной. Область разработки беспилотных автомобили находится в стадии становления и потому характеризуется высокой степенью технологической и организационной разнородности ее агентов. Поэтому не существует готовой рамки для сравнительного описания проектов и анализа текущего состояния и динамики области. Такую рамку необходимо создать. 2) Выявление (не)соответствия между ожиданиями различных релевантных групп БА (люди принимающие решения в области транспортной и городской политике, городские и транспортные планировщики, регуляторные инстанции, экономические агенты разного масштаба, индивидуальные пользователи) и содержанием реальных проектов и стратегий разработчиков БА. 3) Определение соотношения между техническим содержанием и социально-экономическими сценариями использования. Насколько жестко связаны между собой технологические архитектуры БА и потенциальные сценарии их использования? В какой мере будущие сценарии использования уже заложены в текущие технологические решения, а в какой мере эти решения дают свободу конечным пользователям БА в применении новой технологии? На какого рода социально-экономические сценарии использования (личные автомобили с эксклюзивным владением, каршеринг, такси, общественный транспорт, грузоперевозки и логистика) ориентируются ключевые производители БА. 4) Артикулировать регуляторные, этические и социально-политические вызовы, которые влекут за собой БА. Как техническое содержание разработок БА связано с этими вызовами. Отличаются ли содержательно вызовы БА от вызовов других радикальных инноваций? И если да, то почему? Как социологи могут помочь ответить на эти вызовы, чтобы сделать БА более ответственными, этичными, справедливыми и социально-ориентированными? В соответствии с этими подпроблемами в проекте ставится ряд конкретных задач: 1) Собрать данные о том, как устроены технические дизайны беспилотных автомобилей, которые разрабатываются в России и мире. Сбор данных будет осуществляться с помощью сбора данных из открытых источников (базы данных публикаций в СМИ, специализированные форумы и сайты разработчиков БА, отчеты консалтинговых компаний, социальные сети) как по российским разработкам, так и по зарубежным (прежде всего, в США, где кол-во компаний-разработчиков самое большое в мире). Далее с помощью этих данных мы сможем создать портреты проектов разработки, вносят туда параметры, касающиеся автомобиля, на котором делается разработка, использующихся сенсоров и алгоритмов, а также и особенностей компании, которая занимается разработкой. 2) Выявить основные тренды подобных дизайнов, например, какие из технических решений чаще всего коррелируют между собой, какие “блоки” решений можно выделить. Данные тренды будут выделены как с помощью статистического инструментария (анализ корреляций, регрессионные модели), так и с помощью анализа динамики, который бы показал почему сменяются те или иные решения в разработке беспилотных автомобилей. Мы полагаем, что тренды будут варьироваться от микротрендов задействования определенного сенсора до макротрендов ориентации на работу автомобиля на шоссе или в черте города. 3) С помощью методов социальных исследований технологий (материальная семиотика, картографирование контроверз, раскрывающая этика) выделить социальные, этические, политические импликации данных трендов. Данная задача предполагает интерпретативную работу, основанную на чтении большого количества источников по теме, отчетов, форсайтов, стратегических разработок и т.д. Однако, в отличие от инновационных исследований, наша задача будет заключаться, скорее в том, чтобы вычленить импликации, которые не лежат на поверхности, но которые вшиты в саму технологию. 4) Построить более проработанные сценарии того, как эти импликации будут оказывать влияние на город и его развитие, повседневность людей и на общество (прежде всего, российское), в целом. Мы предполагаем оформить данные сценарии как в виде схем, так и в виде научных текстов, так и в виде популярной сегодня формы нарратива в виде портрета “воображаемого пользователя”, который путешествует по городу, в котором реализовались данные сценарии. Научная новизна данного исследования состоит в том, что: 1) Предлагается полноценное социологическое исследование БА как радикальной инновации на российском и зарубежном материале; 2) Будет дан комплексный социологический анализ БА, сочетающий в себе машинный сбор и количественный анализ большого массива данных из открытых источников и качественный анализ и интерпретацию этих данных с помощью современных подходов к анализу техники (материальная семиотика, картографирование контроверз); 3) Исследование предлагает определение целостных стратегий влияния БА на город, повседневность и общество.

Ожидаемые результаты
Основным результатом проекта будет целостная социологическая концепция, артикулирующая эмпирические отношения между содержанием технологий, социоэкономическими сценариями их использования и политико-правовыми режимами регулирования на примере конкретных проектов разработки беспилотных автомобилей. Эта концепция будет реализована путем а) сбора данных о разработках и разработчиках беспилотных автомобилей в России и за рубежом; б) анализа основных трендов того, как и кем делаются беспилотные автомобили; в) выделения основанных на наших данных основных сценариев того, каковы будут эффекты беспилотных автомобилей для города, повседневности людей и общества в целом. Общественно значимым результатом нашей работы станут сценарии, в которых будут определены основные потенциальные социальные эффекты БА в контексте взаимосвязи их технического содержания, социоэкономических сценариев использования и режимов регулирования. Эти сценарии будут оформлены в брошюру-атлас или будут сделаны в виде интерактивных визуализаций на сайте. Они могут быть полезны для: а) законодателей и экспертов, которые занимаются вопросами регулирования беспилотного транспорта в России. Они смогут наглядно увидеть то, какие типы беспилотников разрабатываются и какие социальные эффекты это имеет; б) разработчиков, которые смогут увидеть разнообразие дизайнов беспилотного транспорта, но также выделить для себя потенциальные способы задействования своих разработок; в) российских экспертов в области беспилотного транспорта, для которых будет полезно оценить массовый зарубежный опыт в разработке и тестировании беспилотных автомобилей; г) научных и технологических журналистов и публики в целом. Они смогут увидеть конкретную связь между разрабатываемыми дизайнами беспилотных автомобилей и имплицитными и эксплицитными эффектами, которые они будут иметь на город, повседневность и общество в целом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Исследовательский интерес к беспилотным автомобилям (далее - БА) начал активно развиваться в 2014 году. Изначально фокус интереса исследователей вызывали вопросы, связанные с решением технических задач для беспилотника: локализация, распознавание объектов, планирование пути и т.д. Однако чем больше БА становятся развитыми технически, тем больший интерес начинают вызывать социальные вопросы: а в каком виде они будут внедрены на дороги городов мира? Какие задачи они будут решать? Не будут ли исключены из их пользования отдельные социальные группы? Как они повлияют на города, экономику и общество? Как повысить доверие людей к этим технологиям? Согласно анализу базы данных Scopus, на 2019-2021 гг. все больше исследователей стремится ответить на эти вопросы. Наш проект является выражением того же тренда - обратиться к социальному исследованию радикальной инновации, какой является беспилотный автомобиль, чтобы предусмотреть различные сценарии внедрения и использования этой инновации - сценарии, которые будут не только технически и экономически эффективными, но и справедливыми, этичными и устойчивыми. Несмотря на большой интерес социальных исследователей, систематическое исследование БА все еще остается во многом неразвитым. Это связано как с самой фазой разработки БА, так и с ограничениями оптики социальных исследователей. На данный момент можно говорить лишь о единицах проектов, которые уже имеют коммерциализированные сервисы БА, да и то в очень ограниченных пространствах (например, Waymo предлагает коммерческий сервис такси в отдельных городах Аризоны, а Baidu - в отдельных районах Пекина). В большинстве случаев проекты находятся на этапе разработки, максимум - тестирования в ограниченных пространствах. Соответственно, у исследователей нет стандартизированных и даже просто систематических данных по этим проектам. Другой важной проблемой является то, что социальные исследователи часто не желают исследовать сами дизайны инновационных проектов, предпочитаю более привычные для них ниши исследования общественного мнения, регуляторной политики, пользовательских практик. Поэтому есть не так много исследований, которые стремятся проникнуть по ту сторону алгоритмов и сенсоров. А без этого, как мы убеждены, мы можем стать жертвой либо непредвиденных эффектов радикальной инноваций из-за ее недостаточного изучения, либо быть в плену стереотипных поверхностных взглядов на эту инновацию, которые помешают нам раскрыть ее полный потенциал. В рамках первого года проекта мы решали эти две проблемы. Во-первых, мы создали платформу для сбора данных о проектах разработки БА в России и мире. Это платформа MARTA (https://marta-project.com/) (внимание, для доступа требуется пароль!). Она позволяет добавлять самые разные источники о проектах, включая полные тексты (статьи СМИ, веб-страницы, научные статьи и проч.), а также она позволяет проводить контент-анализ данных источников, в результате чего из огромного количества информации мы выделяем то, что нам необходимо для дальнейшего анализа. На конец первого года нами было выделено более 1,5 тысяч контент-единиц по 15 наиболее заметным проектам разработки беспилотных автомобилей в России и мире (Яндекс, Waymo, Cruise, Starline и др.). В следующем году мы планируем продолжать работать с проектами и довести их количество до 50 проектов с около 5 тыс. контент-единицами. Это без сомнения будет самой большой известной нам исследовательской базой данных по беспилотным автомобилям. Помимо этого, за первый год работы нами собрано более 60 тыс. англоязычных и русскоязычных источников информации о БА. Мы планируем использовать в дальнейшем не только для качественного контент-анализа, но и для количественных методов работы с проектами, в т.ч. выделения динамики разработок и проч. Более того, мы решали проблему, связанную с теоретическим языком описания работы с проектами БА. Нами была проанализирована литература в социальных и гуманитарных науках. Мы выделили в этой литературе ряд подходов, опирающихся на дисциплинарные границы (исследование общественного мнения, антропологические исследования, экономические исследования и проч.). Однако более интересными для нас оказались работы в рамках исследования науки и технологий, поскольку в его рамках есть интерес, собственно, к дизайнам БА, теме, являющейся центральной для нашего гранта. В ходе анализа литературы мы обнаружили наиболее релевантные для социальных исследователей проблемы. Во-первых, таксономии и классификации БА представляют собой отличный источник информации о том, как делаются эти инновации. К примеру, уровни автономности стали общераспространенный формой мышления о беспилотниках и основанием для регуляторной рамки, хотя, как подчеркивают исследователи, они же имеют и негативные эффекты: они оставляют в тени вопросы об этапах трансформации инфраструктур и транспортных систем в целом, отношениях между БА и другими участниками движения и т.д. Во-вторых, большой интерес представляют собой попытки этического регулирования беспилотного транспорта и умных систем. В ряде случаев это регулирование предполагает привлечения широкого круга социальных групп, которые могут в перспективе испытывать влияние радикальной инновации. Анализ процессов создания этических норм и их влияния на разработчиков представляется весьма релевантным для социальных исследований БА. В-третьих, мы убедились в том, что процессы «социотехнического экспериментирования» с БА в публичных местах являются релевантной для социальных исследователей точкой анализа. Прежде всего вследствие того, что тестирования становятся все более публичными и публичное пространство превращается в продолжение инженерных лабораторий. С выходом БА в публичное пространство сегодня связывается и множество рисков, например – риск того, что тестирование проводится в замкнутых публичных средах при ограничении участия публики и перестройки публичного порядка, что не позволяет говорить, что тестирование является полновесным и валидным. В-четвертых, важную роль играют социоэкономические сценарии использования БА. Сегодня можно говорить о двух основных сценариях, которые продвигаются разработчиками: это личный автомобиль и сервисы такси. С другой стороны, существует альтернативный сценарий использования шаттлов. Этот сценарий является более эффективным, хотя и менее популярным. Нами сделан вывод, что социо-экономические сценарии использования тесно связаны с техническим дизайном автомобиля (к примеру, на наличие или отсутствие лидаров). Результаты теоретической работы были отражены нами в двух публикациях - о проблеме непрозрачности в социологии технологий, вышедшей в журнале "Социология власти" (https://socofpower.ranepa.ru/files/docs/2_2020/8.pdf) и сборнике научных трудов "Биоэтика и социальная оценка технологий", в выступлениях на международных конференциях - в московском Политехническом музее (http://conference2020.polytech.one/) и Институте этнографии и антропологии РАН (http://static.iea.ras.ru/news/KMU2020.pdf), а также в публикациях в СМИ и в социальных сетях. К примеру, мы выступили в двух подкастах: про то, как беспилотные автомобили изменят города (https://vk.com/centre_usca?w=wall-168970672_260), и про гендерное измерение беспилотных автомобилей (https://t.me/crisisman/2155).Также мы опубликовали развернутые анализы в блоге нашего исследовательского центра. Там можно прочесть про технологии как социотехнические эксперименты (https://medium.com/stseusp/uber-surprise-7488340d01a3) и про пользовательские скрипты (https://eusp.org/news/muzhskoy-zhenskiy-bespolyy-gender-bespilotnogo-avtomobilya). Кроме того, коллектив гранта провел публичную лекцию (https://eusp.org/news/skripty-i-obrazy-chto-mogut-rasskazat-videoroliki-na-youtube-o-tom-kak-my-budem-polzovatsya-bespilotnymi-avtomobilyami-v-buduschem) про то, как разработчики конструируют своих будущих пользователей, в Планетарии № 1. Таким образом, перед социальными исследователями беспилотных автомобилей сегодня встают две главные проблемы. Первая - это отсутствие систематических данных для анализа. Поэтому мы создали платформу для сбора таких данных, пригодных как для качественного, так и для количественного анализа. Вторая проблема - это недостаточно разработанный теоретический язык для анализа социотехнических дизайнов беспилотных автомобилей. Поэтому мы провели обзор литературы и выделили четыре релевантных сферы анализа: публичные таксономии, этическое регулирование, публичное тестирование и социоэкономические сценарии развития технологии и способы говорения о них: акторно-сетевая теория, теория отвественных инноваций и т.д. В следующем году, опираясь на решенными нами проблемы, мы будем способны провести анализ данных о беспилотных автомобилях, чтобы ответить на наш главный вопрос исследования - как связаны друг с другом технические дизайны беспилотников, социоэкономические сценарии их внедрения и политико-правовые особенности их регулирования.

 

Публикации

1. Кузнецов А.Г. Туманности нейросетей: «черные ящики» технологий и наглядные уроки непрозрачности алгоритмов Социология власти, №2, Т. 32, с. 157 - 182 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-2-157-182

2. Руденко Н.И. Социальные исследования социотехнических дизайнов беспилотных автомобилей: основные подходы и современное состояние Биоэтика и социальная оценка технологий, Биоэтика и социальная оценка технологий : сб. науч. тр. / ИНИОН РАН, Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям ; отв. ред. Гребенщикова Е.Г. – Москва : ИНИОН РАН, 2020. С. 132-147 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31249/bisot/2020.12.11

3. - Мир, где не нужно сидеть за рулем Подкаст “Люди, города и роботы”, Руденко Н. Подкаст “Люди, города и роботы” Центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ, выпуск “Мир, где не нужно сидеть за рулем” // Vk // URL: https://vk.com/centre_usca?w=wall-168970672_260 (год публикации - )

4. - Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии “беспилотных автомобилей” Блог Центра-STS ЕУСПб на Medium, узнецов А. Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии “беспилотных автомобилей” // Пост в блоге Центра-STS ЕУСПб (год публикации - )

5. - “Как меняются автомобили и зачем мужчине смартфон на колесах” Подкаст “Мужчина, вы куда?”, Земнухова Л. Подкаст “Мужчина, вы куда?”, выпуск “Как меняются автомобили и зачем мужчине смартфон на колесах”, 31.10.2020 (https://t.me/crisisman/2155) (год публикации - )

6. - “Есть только клик между прошлым и будущим” Издание "На Невском", Земнухова Л. “Есть только клик между прошлым и будущим”, На Невском, 30.03.2021 (год публикации - )

7. - Мужской, женский, бесполый: гендер (бес)пилотного автомобиля Блог Центра-STS ЕУСПб на Medium, Киселева М. Мужской, женский, бесполый: гендер (бес)пилотного автомобиля // Пост в блоге Центра-STS ЕУСПб. (год публикации - )

8. - Для чего беспилотным автомобилям все еще нужны люди? Блог Центра-STS ЕУСПб на Medium, Киселева М. Для чего беспилотным автомобилям все еще нужны люди? // Пост в блоге Центра-STS ЕУСПб (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Во второй год реализации проекта мы продолжали решать те проблемы, что были обозначены в заявке и отчете за предыдущий год. Таких проблем две. Первая проблема состояла в отсутствии базы данных по проектам разработки беспилотных автомобилей (далее - БА), которая позволила бы проводить сравнительное описание разных проектов и делать выводы об особенностях их социотехнических дизайнов. В рамках первого года мы начали работу над сбором таких данных. В рамках первого года мы собрали 50 тыс. англоязычных и около 10 тыс. русскоязычных статей из СМИ, которые посвящены БА. В рамках второго года мы увеличили это кол-во до 260 тыс. текстов (тексты СМИ и посты из социальных статей) на английском и около 10 тыс. статей в СМИ на русском языках. Однако данные СМИ и соцсетей сами по себе едва ли полезны для научного сообщества. Поэтому мы применили к ним смешанную стратегию анализа данных. Прежде всего, мы использовали качественный контент-анализ открытых данных. В результате мы получили 5 858 единиц данных по 120 категориям по 45 проектам разработки БА. Тем самым мы собрали, пожалуй, на данный момент самую полную базу данных по проектам БА из открытых источников. Кроме того, мы проанализировали открытые данные с помощью методов машинного обучения. Конкретно, мы выделили то, каким образом пользователи Твиттера говорят о влиянии БА на города. В результате мы получили 10 основных топиков внутри публичного дискурса. Собранная нами база данных может быть полезна для научного сообщества по ряду причин. Во-первых, эти данные лягут в основу открытого сайта, который мы планируем сделать в рамках третьего года проекта. Сайт будет содержать результаты аналитики по проектам разработки БА в России и мире. Это будет полезное подспорье для всех, кто изучает радикальные инновации, мобильность и политику в отношении новых технологий. Во-вторых, мы используем эти данные для написания научных статей, выступления на конференциях, подготовки медийных материалов. Тем самым мы обогащаем знания научного сообщества и в целом публики о том, как устроены проекты разработки БА в России и мире. В-третьих, эта база данных позволит решить основную проблему, поставленную в этом гранте - простроить мосты между детальным описанием социотехнических дизайнов, сценариями влияния на общество, города и экономику, а также политико-правовыми режимами регулирования БА как радикальной инновации. Вторая проблема - это отсутствие в литературе языка описания, который был бы способен выйти за рамки технологического детерминизма или социального конструктивизма в рассмотрении столь неоднозначной инновации, как БА. В первом году реализации гранта были намечены пункты критики языков описания как в исследованиях науки и технологии в целом, так и в социальных исследованиях БА, в частности. Во втором году мы сделали следующие два важных шага в создании адекватного нашим задачам языка описания. Во-первых, была предложена новая концептуальная рамка в осмыслении БА с опорой на понятие "пилот-коллективов" вместо понятий "мобильности" или "культур мобильности". Акцент был сделан на том, чтобы уделять внимания тем материалам (актантам), которые играют значимую роль в самой возможности "автономного" перемещения. Это позволяет решить проблему "прозрачности", о которой мы говорили в первой год реализации гранта. Кроме того, в рамках второго года мы уделили большое внимание понятию "испытаний" в рамках акторно-сетевой теории, предложив новый аналитический фокус на тестировании различных элементов БА. Этот фокус открывает заново дискуссию о тестировании технических систем, которая существовала в исследованиях науки и технологиях в 1990-е гг. Наконец, мы также предложили использовать концепцию тела Бруно Латура с опорой на понятия артикуляций и пропозиций, которая задумывалась для анализа человеческих тел, для анализа "тел" БА, поскольку в основе БА лежит процесс обучения и трансформаций. Мы полагаем, что это важный философский тезис, который может быть впоследствии использован для постановки постгуманистических вопросов. Во-вторых, мы предложили несколько эмпирических кейсов для апробации предложенных выше понятий. Так, были проанализированы проекты разработки БА компаний Waymo и Tesla с акцентом на различиях целей и материалов, которые существуют в этих проектах (см. Кузнецов 2022). Тем самым была показана полезность подхода пилот-коллективов к БА. Кроме того, на примере двух кейсов из российских разработок БА: легкого беспилотного грузовика и испытательного полигона крупной коммерческой компании, делающей роботакси, мы показали, какую важную роль в процессах разработки играют постоянные тестирования людей и вещей. Мы выдвигаем тезис, что социотехническая динамика проектов сопровождается динамикой посредников, участвующих в тестировании (см. Руденко 2022). Наконец, мы апробировали концепцию тела Б. Латура на примерах как человеческих тел, участвующих в процессах передвижениях, так и "тел" самих БА, которые появляются благодаря процессам выстраивания артикуляций и пропозиций (см. Киселева 2022). Помимо теоретического и эмпирического вклада, в рамках второго года мы также предложили конкретный экспертный вклад в публичное осмысление и управление проектами БА. Так, мы картографировали этический дискурс о БА, который существует сегодня в публичном поле. Мы выделили три взгляда на этику: философскую, нормативистскую и социотехническую. Мы полагаем, что необходимо инвестировать в развитие и распространение третьего дискурса, поскольку он позволяет уйти от однозначных и лишенных контекста этических принципов в пользу более чувствительных к локальным условиям и гетерогенности акторов описаний, которые позволили бы быть этичными за счет учета все большего кол-ва вовлеченных и заинтересованных сторон (см. Земнухова 2022). Мы также раскритиковали существующие в публичном поле в России и мире клише о том, что человеческий фактор - главная причина дорожных аварий. Мы показываем, как это клише было создано и затем стало чем-то совершенно "очевидным", и предлагаем вместо него неутопический (в терминах Дж. Ло и А. Мол) способ описания аварий, в которых сохраняется чувствительность к условиям самой аварии и практическим ограничениям его участников. Тем самым научный коллектив гранта не только стремится участвовать в приращении научного дискурса, но и в более справедливом и открытом процессе обсуждения и управления БА как радикальной инновации. Помимо решения указанных выше проблем, научный коллектив гранта также работал над продвижением темы БА в публичном медийном дискурсе. Нами было опубликовано 14 материалов на научно-популярном портале "Популярная механика" (https://www.popmech.ru/author/sts/). Опубликованы медиа-материалы на платформах "Как читать медиа" и "Homo Science project": “Этика алгоритмов: почему это касается каждого”, Как читать медиа, 18 февраля 2022 (https://howtoreadmedia.ru/lenta/teksty/etika-algoritmov-pochemu-eto-kasaetsya-kazhdogo/); Как сделать беспилотный автомобиль этичным? Homo Science Project, 07 декабря 2021 (https://homo-science.ru/post/687) Что мешает беспилотным автомобилям ездить по обычным дорогам? Homo Science Project, 28 октября 2021 (https://homo-science.ru/post/164). Мы выступили в нескольких эпизодах подкастов на канале "Заходит ученый в бар" (https://www.youtube.com/watch?v=Rxlbx1Bek84; https://www.youtube.com/watch?v=cvzwr7It0CM), Nick Chernobaev (https://www.youtube.com/watch?v=yQ_QORF04qQ). Подкасте Критмышь (https://critmouse.ru/sociotech/) Провели публичную лекцию "Можно ли сделать этичными алгоритмы?" Либтех, Библиотека Ржевская (27 ноября 2021, Санкт-Петербург). Выступили на экспертной сессии "Этика технологий" на форуме "Глобальный ИТ-диалог"

 

Публикации

1. Земнухова Л. В. КАК ОБРАЩАЮТСЯ С ЭТИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ В РОССИЙСКОМ ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ О БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЯХ Этнографическое обозрение, Земнухова Л.В. КАК ОБРАЩАЮТСЯ С ЭТИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ В РОССИЙСКОМ ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ О БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЯХ. Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 68-83. (год публикации - 2022)

2. Киселева М. Е. АФФИЦИРУЕМОСТЬ, АРТИКУЛЯЦИИ, ОБУЧЕНИЕ: К ТЕХНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИММЕТРИЗАЦИИ ТЕЛ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Этнографическое обозрение, Киселева М. Е. АФФИЦИРУЕМОСТЬ, АРТИКУЛЯЦИИ, ОБУЧЕНИЕ: К ТЕХНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИММЕТРИЗАЦИИ ТЕЛ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 49-67. (год публикации - 2022)

3. Кузнецов А. Г. СИММЕТРИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЙ: ОТ КУЛЬТУР К КОЛЛЕКТИВАМ МОБИЛЬНОСТЕЙ В ОПИСАНИИ “БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ” Этнографическое обозрение, Кузнецов А. Г. СИММЕТРИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЙ: ОТ КУЛЬТУР К КОЛЛЕКТИВАМ МОБИЛЬНОСТЕЙ В ОПИСАНИИ “БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ”. Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 9-29. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S086954152201002X

4. Кузнецов А.Г. АНТРОПОМОРФИРОВАНИЕ И “БЕСПИЛОТНАЯ” АВТОМОБИЛЬНОСТЬ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2022. № 1. С. 5-8 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0869541522010018

5. Кузнецов А.Г., Руденко Н. И. Как объяснить технологические аварии? «Человеческий фактор», социальный конструктивизм и онтологический поворот в изучении неопределенностей беспилотных автомобилей Социология власти, Кузнецов А. Г., Руденко Н. И. Как объяснить технологические аварии? «Человеческий фактор», социальный конструктивизм и онтологический поворот в изучении неопределенностей беспилотных автомобилей. Социология власти. 2021. № 4. Т. 33. С. 119-146. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-119-146

6. Руденко Н. И. СИММЕТРИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Этнографическое обозрение, 2022. № 1. С. 30-48. https://doi.org/10.31857/S0869541522010031 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0869541522010031

7. - Механизмы, организмы, киборги. Какой будет телесность беспилотных автомобилей и их пользователей в будущем VKontakte, группа Уральского федерального университета, А. Кузнецов, М. Киселева "Механизмы, организмы, киборги. Какой будет телесность беспилотных автомобилей и их пользователей в будущем". Публичная лекция в рамках Уральской Индустриальной биеннале современного искусства. 30 октября 2021 года. (год публикации - )

8. - Подкаст «Брейншторм». Как навсегда избавить города от пробок? Говорим про транспорт будущего Youtube, канал "Заходит ученый в бар", Н. Руденко и др. "Подкаст «Брейншторм». Как навсегда избавить города от пробок? Говорим про транспорт будущего". Передача от 11 ноября 2021 г. (год публикации - )

9. - Можно ли сделать этичными алгоритмы? Vkontakte. Паблик библиотеки "Ржевская" ЦБС Красногвардейского района, Л. Земнухова Можно ли сделать этичными алгоритмы? Публичная онлайн-лекция. 27 ноября 2021 г. (год публикации - )

10. - Как сделать беспилотный автомобиль этичным? Homo Science, Земнухова Л. Как сделать беспилотный автомобиль этичным? Homo Science. 7.12.2021 (год публикации - )

11. - Что мешает беспилотным автомобилям ездить по обычным дорогам? 28.10.2021 Homo Science, Земнухова Л. Что мешает беспилотным автомобилям ездить по обычным дорогам? Homo Science. (год публикации - )

12. - Социальные эффекты технологий КритМышь, подкаст, Земнухова Л. и др. Социальные эффекты технологий. Эпизод подкаста "КритМышь". 19.10.2021 (год публикации - )

13. - Как технологии влияют на нашу жизнь? Эпизод 73 подкаста "Сделано с нуля". YouTube, канал Nick Chernobaev, Земнухова Л. и др. Как технологии влияют на нашу жизнь? (год публикации - )