КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10270

НазваниеПредпочтения россиян при выборе социально-значимых и общественных благ общегосударственного уровня и их влияние на социальные изменения

РуководительКарачаровский Владимир Владимирович, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2020 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словасоциальные предпочтения, социально-значимые блага, общественные блага, социальные изменения, социальная ставка дисконтирования

Код ГРНТИ04.51.25


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Одним из ключевых вызовов современному государству и обществу является трансформация спроса со стороны граждан на социально значимые блага, которые лучше всего было бы обозначить как блага «верхнего» (онтологического) уровня. От классического набора социально значимых и общественных благ они отличаются тем, что регулируют не повседневные потребности граждан, а потребности онтологического характера, связанные с конституирующими принципами организации общества – с его целью, идеальной моделью будущего и общественно одобряемого способа движения к ней. Предлагаемое исследование развивает идею Проекта 2016-2018 гг. по реконструкции социальных предпочтений россиян при выборе социально значимых благ общегосударственного уровня, но фокусируется на изучении особой части социальных предпочтений, в которой отражается соотношение социально значимых благ двух видов – «охранительных» благ и благ, которые мы обозначили как «новые альтернативные». Воспроизводство (со стороны государства, общества) набора «охранительных» благ предполагает развитие общества с сохранением набора социально значимых смыслов, взятых из ключевых эпох в истории страны, в которые она находилась на пике своей мощи. Воспроизводство «новых альтернативных» благ предполагает общественное развитие, сопровождаемое ломкой старых смыслов и, соответственно, делегитимацией прежнего набора социального значимых благ «верхнего» уровня. К «охранительным» социально значимым благам «верхнего» уровня относятся блага, ценность которых наследована из истории России XX века и её роли в этом веке. Главное среди них - общественное сверхблаго «держава» (с усиленными вариациями - «великая держава», «сверхдержава»), а также смежные социально значимые блага, обеспечивающие возможность существования страны как державы, такие как: национальная идея, самоотречение (во имя родины, будущего), справедливость как основа единства общества в движении к предсказанному будущему, смысл которого никем не подвергается сомнению. Социальный смысл «новых альтернативных» благ редуцируется до ценности «свобода индивидуальности» как пререквизита всех социальных отношений, даже если это подвергает ревизии традиционно понимаемую идею целого («родины», «державы», «национальной культуры»). В определенном смысле, в «новых альтернативных» благах заложено отрицание самой модели будущего как однозначно понимаемого и разделяемого всеми членами общества идеального состояния. Исследование исходит из принципа, что «охранительные» блага являются социально значимыми в том смысле, что они создают «индивида для родины», в противоположность этому «новые альтернативные» блага воспроизводят индивида как атомистичную единицу, связанную с другими членами общества мозаичными и гибкими сетевыми связями. Ввиду этого своего свойства «новые альтернативные» блага не всегда признаются обществом в качестве «благ» как таковых, и могут являться для части общества «антиблагами». Примерами «новых альтернативных» благ могут служить свободные сетевые и информационные блага: не цензурируемый интернет, молодежная контркультура, рейтинговая /не выполняющая воспитательную и просветительскую функцию/ массовая культура и др. Исследование сосредотачивается на процессах перестройки равновесного (общественно легитимного) соотношения «охранительных» и «новых альтернативных» благ, что связано как с ценностной поляризацией российского общества, так и с поколенческой трансформацией, в частности, созреванием поколений «Y» и «Z», вступающих в свои права в качестве принципиально новой гражданской силы. Исследование исходит из предпосылки, что «новые альтернативные» блага, при неизбежном возрастании их роли в социуме, тем не менее, не могут существовать вне связи с комплексом «охранительных» благ ввиду того, что создают угрозу распада целого, утрату социальной стабильности, ослабления инструментов защиты «свободной индивидуальности» и, в итоге, разрушают необходимые условия собственного воспроизводства. Осознание обозначенного противоречия в обществе приводит к определенному соотношению между «охранительными» и «новыми альтернативными» благами в качестве рационального общественного компромисса, равновесного профиля социальных предпочтений, легитимизирующего допускаемые обществом «объемы» благ обоих видов, которые, в свою очередь, определяются альтернативными издержками (или общественной ценой) обоих видов благ. Измерение этой равновесной общественной цены и является основной целью предлагаемого исследовательского проекта. Таким образом, предложенный подход позволяет рассматривать обозначенный конфликт ценностей как перераспределение спроса со стороны населения на социально значимые блага «верхнего» отнтологического уровня и как трансформацию их общественной цены. При этом вектор социальных изменений в обществе определяется мерой конкурентности либо комплементарности (взаимозаменяемости или взаимодополняемости) двух рассматриваемых видов благ, не исключая их сочетания как вынужденного симбиоза «благ и антиблаг», притом, что одна и та же данность для одной части граждан может выступать как благо, а для другой – как антиблаго. Особенностью проекта является и применяемый метод. В продолжение логики Проекта 2016-2018 гг. методология наследует идею изучения указанных явлений проективными методами, но предполагает переход от метода экспериментальных ситуаций в массовых опросах к экспериментам, поставленным в лабораторных условиях. Ввиду того, что предмет исследования критичен к контексту, к вариации начальных условий и других параметров экспериментальных ситуаций, дополнительный эффект в их изучении дадут гибкие исследовательские техники, каким является поставленный в лабораторных условиях социальный эксперимент, дающий возможность широкого варьирования экспериментальных параметров. Это позволит максимально приблизить изучение феномена к разнообразию форм его проявлений в реальной общественной жизни. Проект решает, помимо описанной фундаментальной, также научно-практическую задачу ответа на вызов современному государству и обществу, состоящий в трансформации общественно легитимного набора социально значимых благ «верхнего» онтологического уровня. Исследование позволит получить новый тип экспериментальных данных количественного характера о социальных предпочтениях при выборе «охранительных» и «новых альтернативных» благ. Этот тип данных сможет стать основой для расчета управляющих воздействий государственной политики в социальной, культурной, социально-экономической сферах.

Ожидаемые результаты
(1) Разработка концепции социально значимых общегосударственных благ «верхнего» (онтологического) уровня, репрезентирующих две разные идеальные модели развития общества и, соответственно, обслуживающие разные модели общественных потребностей. В качестве отправной точки в разработке системы таких благ рассматриваются: «охранительные» блага и «новые альтернативные» блага. «Охранительные» блага являются социально значимыми для общества (части общества), существующего в парадигме развития на основе ценностей, взятых из лучших эпох в истории развития страны, в которых она находилась на пике мощи. В качестве таковых рассматривается общественное благо «великая держава», «сверхдержава» и комплекс смежных с ними благ. «Новые альтернативные» блага являются социально значимыми для общества (части общества), существующего в мозаичной, сетевой и ориентированной преимущественно на гедонизм (любопытство, развлечение) парадигме развития, в общем случае безразличной к «державному» ценностному комплексу и не предполагающей существования заведомо известной «правильной» модели будущего, движение к которому есть общая для всех цель. К таковым относятся все не цензурируемые сетевые и информационные блага, не контролируемые из единого центра и не направляемые им. (2) Разработка идеи баланса «охранительных» и «новых альтернативных» благ в структуре социальных предпочтений как условия поступательного и устойчивого развития общества. В основе постулата о существовании такого баланса лежит предпосылка о том, что «новые альтернативные» блага, при неизбежном возрастании их роли в социуме, тем не менее, не могут (на определенных этапах развития социума или в определенных внешних обстоятельствах, в которое он помещен - санкции, враждебность внешнего окружения) существовать вне связи с комплексом «охранительных» благ ввиду того, что порождают центробежные культурные тенденции, создавая предпосылки распада целого, утраты социальной стабильности, ослабления инструментов защиты «свободной индивидуальности» и, в итоге, разрушая необходимые условия собственного существования. (3) Измерение экспериментальными средствами общественной (теневой) цены (shadow price) «охранительных» и «новых альтернативных» благ через оценку готовности определенных групп населения платить (willingness to pay) за их появление и/или распространение, а также через оценку альтернативных издержек их появлении и/или распространении. При этом предполагается выявить (за счет повторных измерений при различных вариантах дизайна эксперимента) характеристики условий при которых теневая цена рассматриваемых благ минимизируется, условий, при которых их теневая цена максимизируется, а также условий, при которых рассматриваемые блага выступают как субституты, как комплементы, как блага и антиблага. (4) Разработка концепции и дизайна социального эксперимента, позволяющего выявлять социальные предпочтения как баланса «охранительных» и «новых альтернативных» благ, их взаимозаменяемости или комплементарности, а также измерять теневые цены рассматриваемых благ. Исследование также нацелено на развитие методологии для построения прогноза социальных изменений в обществе на основе наиболее выгодных способов соединения в обществе разных типов «охранительных» и «новых альтернативных» благ, а также для выявления линии общественного компромисса в их сочетании как условие устойчивого и продуктивного развития общества. Выявленная в результате исследования зависимость социальных предпочтений от дизайна экспериментальных ситуаций, может быть положена в основу управления социальными предпочтениями на уровне социума за счет правильного выбора способов постановки соответствующих общественных вопросов и позиционирования соответствующих общественных проблем. (5) Научная и общественная значимость ожидаемых результатов проекта состоит: (а) в разработке в терминах социальных предпочтений и теневых цен подхода к анализу социальных изменений в обществе как следствия сдвигов спроса населения на «охранительные» и «новые альтернативные» блага; (б) в количественной оценке параметров функции социального выбора, основанной на балансе двух рассматриваемых видов благ, расчете альтернативных издержек появления и распространения таких благ. (6) Результаты исследования найдут применение при разработке тех звеньев социальной, социально-экономической и культурной политики, которые направлены на формирование устойчиво развивающегося социума, основанного на сбалансированном характере социального выбора граждан, в котором взаимное отрицание «охранительных» и «новых альтернативных» благ заменено их рациональным балансом в структуре социальных предпочтений. Исследование предполагает выход на сценарии управления социальным выбором в рассматриваемой системе альтернатив в зависимости от количественных параметров баланса «охранительных» и «новых альтернативных» благ в структуре социальных предпочтений населения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Подготовлены и направлены в российские научные журналы, входящие в международные системы цитирования Scopus, WoS, - две статьи, находящиеся на момент подготовки отчета на стадии рецензирования. Обе статьи подготовлены как дальнейшее развитие методологических идей и результатов, полученных на базе реализации проекта в 2018 году и, соответственно, массового опроса населения 2018 года. Первая статья (автор - Карачаровский В.В.) с рабочим названием: "Эффект снижения индивидуальных ставок дисконтирования при финансировании социально значимых благ: невидимый капитал просоциального мышления" (журнал "Вопросы Экономики", статья проходит второй раунд рецензирования по результатам доработок). В статье на основе репрезентативного эмпирического исследования с использованием гипотетических ситуаций по вложению индивидами денежного приза в государственные ценные бумаги разного целевого назначения подтверждается гипотеза о снижении индивидуальных ставок дисконтирования для социально значимых доходных вложений по отношению к социально нейтральным доходным вложениям. Обосновывается существование специфического вида капитала – общественно легитимной надбавки к авансированной стоимости инвестиционных проектов, возникающей для социально значимых проектов ввиду того, что часть населения готова голосовать за их финансирование по более низкой ставке. Сделаны выводы о величине в российском обществе рассматриваемого вида капитала, о социальной базе, на основе которой он может быть извлечен в рамках просоциального инвестиционного мышления населения, о его различиях для мериторных и общественных благ разных типов. Показано различие основных оцениваемых параметров для "охранительных" и "гуманитарных" благ. Вторая статья (авторы - Карачаровский В.В., Шкаратан О.И.) с рабочим названием: "Когда благо благу рознь: два измерения социального выбора" (журнал "Социологические исследования", статья проходит рецензирование). В статье развивается и тестируется на данных представительного исследования по России количественный подход к оценке общественно одобряемой структуры социально значимых благ. Социальный выбор рассматривается с двух сторон, – с точки зрения общей величины спроса на разные типы благ и с точки зрения расслоения общества при выборе таких благ. Основу анализа составляет задаваемая респонденту гипотетическая ситуация по справедливому распределению коллективных средств между государственными ценными бумагами (облигациями) разного социального назначения. Показано, что блага «гуманитарного» характера пользуются большим спросом, не только по сравнению с т.н. «охранительными» благами, составляющими основу этакратической модели общества, но и по сравнению с благами «постиндустриального» типа, по своей сути выполняющими инвестиционную функцию в развитии общества. Выявлено, что расслоение общества при голосовании за блага гуманитарного характера выражено меньше, чем при голосовании за «охранительные» и «постиндустриальные» блага. Наконец, продемонстрировано, что индивидуально воспринимаемое в качестве справедливого распределение ресурсов между различными типами социально значимых благ, определяется гендерной идентичностью, материальным благополучием и демографической нагрузкой семьи. Разработана методология измерения (на базе массовых опросов населения с использованием гипотетических ситуаций) основных характеристик специфических видов общественных благ, являющихся центральным предметом анализа настоящего проекта - "охранительных" и оппозиционных им "новых альтернативных" благ. Методология опирается на четыре базовых концепции, позволяющих произвести оценку указанных видов благ через оценку разных параметров социального выбора: I. «Охранительные» и «новые альтернативные» блага в системе межвременных предпочтений II. «Охранительные» и «новые альтернативные» блага в общественно одобряемой структуре социально значимых благ III. Измерение теневой цены «охранительных» и «новых альтернативных» благ через расчет относительной ценности денег и моральных принципов. IV. Оценка спроса на «охранительные» и «новые альтернативные» блага с помощью концепции «субъективно воспринимаемой истории»/ В рамках полевых работ, по разработанной научным коллективом проекта авторской методологии проведен массовый опрос населения России на основе общероссийской репрезентативной квотной выборки для Федеральных округов (ФО) и в целом для РФ с соблюдением квот по ФО, типам поселений, полу респондентов, социально-профессиональному составу населения. Объем выборочной совокупности – 700 (семьсот) респондентов в возрасте 18 лет и старше. Проведен обзор литературы по теме применение метода эксперимента в социальных науках, рассмотрены следующие типы экспериментов: нейрофизиологические эксперименты с фиксацией скорости реакции на стимул, эксперименты с получением условной оценки (contingent valuation), методики на основе "conjoint-analysis". Разработана единая логика и дизайн экспериментальной части исследования (проведение эксперимента в лабораторных условиях как альтернатива методу использования гипотетических ситуаций в массовом опросе населения). Предложены два типа эксперимента: (А) с выявлением влияния публичных дискурсов на экспликацию социально-политических предпочтений респондентов в терминах "охранительных" или "альтернативных" благ. Эксперимент основан на методе праймирования испытуемых официальным (государственным) политическим дискурсом или альтернативным (оппозиционным), распространяемым через негосударственные каналы, в первую очередь интернет; (Б) с измерением теневой цены “охранительных" или "альтернативных" благ на основе игры о распределении испытуемыми своего начального благосостояния между личным и коллективным (общественным) счетом, под воздействием стимульного материала "охранительной" или "альтернативной" направленности, изменяющего степень проявления просоциального мышления членов группы. Осуществлен анализ используемых в литературе концепций, связанных с проблематикой охранительных благ, предложен подход к операционализации этих благ через "right-wing authoritarianism". На базе данных ISSP представлены численные показатели, демонстрирующие структуру охранительных и альтернативных социальных благ в России. Представлен дизайн эмпирического исследования влияния показателей социального положения, пространственной мобильности и трудовой нестабильности на сложность социальной идентичности (social identity complexity, Roccas & Brewer) на данных RLMS. В рамках применения концепции "охранительных" и "новых альтернативных" благ к отраслевым задачам, разработана методология решения задачи о связи зарплатных ожиданий с выбором индивидами каналов роста личного благополучия. Разработаны эконометрические модели, различающиеся не только набором факторов, но и методологическими подходами. Отрабатывались различные спецификации как линейные, так и нелинейные, порядковые модели логит и пробит. Проведен первичный анализ данных переменных эконометрических моделей. Разработаны эконометрические модели для изучения связей зарплатных ожиданий индивидов с выбором каналов роста их личного благополучия. Проведен первичный анализ данных выборочного обследования с основными переменными эконометрических моделей. Отдельный блок работ был посвящен проверке на устойчивость модели, связывающей выбор социально значимых благ (на примере экспериментального "охранительного" блага "Поддержка оборонно-промышленного комплекса, армии и флота России" ) с характеристиками социального статуса индивида, методами байесовских оценок (MCMC), а также ее чувствительности к респецификации на спектре социально-экономических групп. В ходе исследования удалось показать, что оценка вероятности инвестирования денежного приза должна производится в контексте профессионального неравенства, однако ее комплексное воздействие слабо выражено. При этом более образованное население скорее будет предпочитать либо более эгоистичные, либо нейтральные сценарии инвестирования денежного приза в ситуациях, когда им предлагаются инструменты социальных инвестиций в экспериментальное "охранительное" благо "Поддержка оборонно-промышленного комплекса, армии и флота России" по заведомо сниженным процентным ставкам. Также с повышением дохода россияне предпочитает нейтральные проекты. По этой причине мы сомневаемся в особой эффективности активного тиражирования этих инструментов среди более образованного и более богатого населения. Однако в силу потенциальной сложности этих инструментов, эти ограничения могут существенно затормозить тираж инструментов социальных инвестиций в массовые слови российского общества. Сделан приглашенный доклад на 14-й конференции Европейской социологической ассоциации "Европа и за ее пределами: границы, барьеры и принадлежность” (Манчестер, Великобритания, 20 – 23 августа 2019 года), тема доклада: "Готовность платить за сверхдержаву" (В. В. Карачаровский). Аннотация доклада опубликована в сборнике тезисов конференции (ISBN 978-2-9569087-0-8 | EAN 9782956908708): https://www.europeansociology.org/sites/default/files/public/Coordinator/ESA_2019_Manchester_Abstract_Book.pdf (см. стр. 792).

 

Публикации

1. Карачаровский В.В. Эффект снижения индивидуальных ставок дисконтирования при финансировании социально значимых благ: невидимый капитал просоциального мышления (An effect of declining the individual discount rate when contributing to merit and public goods) Вопросы экономики (Voprosy Ekonomiki), - (год публикации - 2020)

2. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Когда благо благу рознь: два измерения социального выбора (When not every good is good: two dimensions of social choice) Социологические исследования (Sotsiologicheskie Issledovaniia, SOTSIOLOGICHESKIE ISSLEDOVANIYA), - (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году работы по проекту велись в нескольких "отраслевых" направлениях, что преследовало цель получить результаты, которые модно применить при государственном управлении социальным выбором в различных направлениях национального строительства, в которых требуется выбирать разные инструменты управления, фокусироваться на разных гранях социального выбора и, главное, иметь дело с совершенно разными форами проявления "охранительных" и "альтернативных" установок в общественном сознании. Проведены два вида полевых исследований: (1) экспериментальное исследование (N=141), предполагающее воздействие на решения респондентов в ходе смоделированной гипотетической ситуации процедуры прайминга (погружение респондента в контекст, стимулирующий спрос на "охранительные" блага либо - на "альтернативные" блага, со сравнением полученных решений с решениями контрольной группы испытуемых, не подвергавшихся процедуре прайминга; (2) классическое полевое исследование (массовый опрос населения) по разработанной научным коллективом проекта методологии, продолжающей логику использования в массовых опросах гипотетических ситуаций, исследование проведено на основе репрезентативной квотной выборке (N = 700) по России. На основе подхода субъективно воспринимаемой истории, оценивается спрос населения на исторические типы общественных условий, существовавших на разных отрезках развития России в советский и постсоветский период. Применяется методика, позволяющая построить непрерывную кривую «спроса на эпохи» на основе свободного выбора лет, в которых благополучие индивида и его референтной группы максимизировалось (минимизировалось) за счет определенного набора благ (антиблаг). Выявлены границы трансформации кривой спроса на эпохи в связи с будущими изменениями соотношения советских поколений и миллениалов. Продемонстрировано, что качественно вид кривой не изменится. Показано, что рост общественной ценности современного отрезка истории может быть достигнут на основе набора общественных благ, идентичного набору благ эпохи 1970-х годов в СССР. Измеряется степень поляризации исторической памяти по периодам: она минимальна по отношению к 1960–1970-м, 1990-м (с отрицательным знаком) годам, к первой декаде 2000-х годов, но нарастает по отношению ко второй половине 1980-х и второй декаде 2000-х годов. Потенциал эпохи 2000-х годов определяется историческим голосованием за неё более молодой части миллениалов. Статистически доказано, что различия в индивидуальном выборе лучшей эпохи и дифференциация взглядов на эпоху 2000-х годов определяются поколенческим и классовым фактором. В работе предложен эконометрический метод оценки теневых цен и норм взаимного замещения специфических видов благ общегосударственного уровня – «охранительные» (традиции, моральные принципы) и «новые альтернативные блага» (информационные блага, контркультуры, свобода индивидуальности), которые по своей сути являются социальными объектами, не привязанными к тем или иным рыночным благам. Методика состоит в расчете теневой цены «охранительных» и «новых альтернативных» благ на основе моделирования индивидуальной функции полезности, зависящей от монетарных (стоимостных) и немонетарных (имеющих моральную природу) факторов. На основе экспериментальных видов благ – «самоцензура», «служение», «ограничение информации», «коммунистический идеал» – моделируется ситуация социального выбора, предполагающего наличие моральных издержек, связанных с отношением респондента к рассматриваемым благам. Рассчитаны нормы взаимного замещения «альтернативных» благ «охранительными благами». Предложены направления социальной политики, нацеленной на максимизацию воспроизводства в обществе «охранительных» благ с помощью концепции «гуманитарных» затрат, то есть управления социальной устойчивостью за счет рекомбинации индивидуальных прав и свобод в обществе, замены одних свобод другими, ориентируясь на количественные оценки норм замещения для благ разных типов. В рамках исследования "Охранительных" тенденций на рынке труда проведено моделирование ожидаемого работниками в долгосрочном периоде уровня заработных плат в зависимости от событий в их жизни или в обществе (каналов мобильности по заработной плате), с ориентацией на которые формируются соответствующие ожидания. Отдельно мы решали задачу определения факторов, которые определяют выбор индивидом определенных каналов мобильности. Для разных типов каналов мобильности рассчитывались теневые цены — как стоимостное выражение сложившихся среди работников представлений об их ожидаемой выгодности или издержек, возникающих у работодателей, государства или общества в связи с необходимостью сохранения легитимности соответствующих каналов в глазах работников. Мы разработали три подхода к измерению теневой цены: (а) как социетальной характеристики, отражающей отличие ожиданий, связанных с использованием каналов мобильности, от нижней границы общественных ожиданий; (б) как характеристики, учитывающей различие индивидуальных ожиданий и прогноза заработной платы, построенного исходя из минимальных жизненных шансов индивида на рынке труда; в) как характеристики, учитывающей различных ожиданий относительно заработных плат с учетом неслучайности отбора канала мобильности и прогноза заработной платы, построенного исходя из минимальных жизненных шансов индивида на рынке труда. Наряду с классическими каналами мобильности, такими как инвестиции в человеческий капитал, смена места работы, профессии, изменение позиции в организационной иерархии, основное внимание уделяется нерыночным каналам мобильности по заработной плате: (1) ставка на государство как субъект, «охраняющий» материальные интересы работников и (2) «эффект колеи» как расчет на то, что выбранный в прошлом путь или естественное течение событий приведет к изменению материального благополучия, (3) «ставка на 'авось'» как глубоко укорененный в российской культуре способ противодействия неопределенности, защиты от изменений. Анализ базировался на данных массового опроса населения на основе общероссийской репрезентативной квотной выборки (N=700) в 2018 году. Эмпирической основой для анализа служила классификация указанных респондентами событий, формирующих ожидания по заработной плате через 5 лет. Полученные результаты показали, что на исследуемом временном горизонте теневая выгода «инерционного» канала мобильности лежит в интервале 5 – 15% (от 200 до 1 500 руб. в месяц в ценах 2018 года), а для работников, находящихся в группе с нижней границей ожиданий, теневые выгоды и вовсе являются отрицательными. В последнем случае, это означает, что такие работники морально готовы даже к падению реальных заработков, если оно не преодолеет определенный порог (5 000 – 7 000 руб. в ценах 2018 года). Иначе обстоит дело с сегментом рабочей силы, представители которого ориентируются на классические каналы горизонтальной и вертикальной мобильности. Выбор значительной частью респондентов классических каналов мобильности по заработной плате демонстрирует своего рода оппозицию «охранительным» тенденциям на рынке труда, расчет преимущественно на личные карьерные усилия. Показано, однако, что здесь критична роль социального, культурного и символического капитала, которые учтены в моделях с помощью регрессора «индивидуальная премия». Так, вклад указанных видов капитала в теневую выгоду канала «повышение в должности» составляет 33.5 п.п., в теневую выгоду канала «смена места работы или открытие собственного дела» – 17.8 п.п. В этой связи мы специально акцентировали внимание на выявленном вышеуказанным способом феномене «чистой» теневой выгоды, ожидаемой от того или иного канала мобильности работниками, не имеющими заведомой предрасположенности к освоению соответствующего канала (работниками, не имеющими связей, рекомендаций или происхождения, создающего выгодный культурный бэкграунд). Для «охранительного» канала «ставка на перемены в государстве» и классического канала «повышение уровня образования или квалификации» вклад указанных трех видов капитала минимален (2.3 и 4.7 п.п., соответственно), что делает эти каналы самыми «демократичными». Статистически показано, что к факторам, дифференцирующим выбор работников между рыночными и нерыночными каналами мобильности, относятся: готовность работать с большей производительностью, справедливость оплаты труда, наличие детей, тип населенного пункта проживания, пол и возраст респондентов. В среднем теневые выгоды для классических каналов мобильности, рассчитанных с помощью подхода, учитывающего неслучайность выбора канала мобильности с помощью моделей switch-регрессии, составляют 44%, для каналов «ставка на государство», «мобильность как инерция» и «авось» соответственно – 21%, -1% и 10%, а для группы с нижней, демографически обусловленной, границей ожиданий (базовая группа) – 3%. В абсолютном выражении теневая цена соответствующих каналов на интервале 5 лет в ценах 2018 года составила приблизительно – 12038, 4780, -356, 1590 и -210 руб. Выявленный факт относительно невысоких значений теневых цен для нерыночных каналов мобильности показывает, что российский рынок труда достаточно легко поддерживать в равновесии, которое будет восприниматься значительной частью работников как допустимое, «соответствующее ожиданиям». В рамках математического анализа и моделирования спроса населения на негуманитарные общественные блага (развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК), помощь союзникам, странам и народам, обратившимся за поддержкой к России), представляющие собой отдельный вид благ "охранительного" типа, в отчетном году было продолжено исследование предпочтений россиян по инвестированию случайного денежного приза в социальные облигации с целевым назначением "Развитие ОПК, армии и флота России" и "Поддержка союзников, стран и народов, обратившихся за помощью к России". Основу модели составляла мультиномиальная логистическая регрессия. Оценки уравнений проводились с помощью байесовского подхода, а именно методами Монте-Карло с марковскими цепями. Главный результат проведенного исследования состоит в следующем. Социально-профессиональная структура сама по себе не оказывает значимого вклада в вариацию мультиномиального выбора режима инвестирования случайного денежного приза в облигации, направленные на ОПК и поддержание международных союзников. То же самое можно сказать про ненаблюдаемые эффекты региональных неравенств, порождаемые разницей между федеральными округами – их вклад в вариацию выбора режима инвестирования денежного приза статистически не значим. Выбор в пользу той или иной модели инвестирования в рассматриваемые блага определяется скорее не позицией в неравенствах, а индивидуальными характеристиками людей. Например, обеспеченные молодые мужчины, проживающие в домохозяйствах с двумя и более детьми, с большей вероятностью предпочтут паритетную стратегию частичного инвестирования. При этом наличие высшего образования повышает ценность денег здесь-и-сейчас, и это не связано с бюджетными ограничениями или иждивенческой нагрузкой на семью. Помимо этого, ключевыми факторами, влияющими на инвестиционный выбор респондента, являются принадлежность к определенным типам профессионалов умственного труда. Например, вероятность к частичному инвестированию средств выше среди профессионалов умственного труда, работа которых не связана с оказанием социальных услуг, в то время как профессионалы, занятые в системе образования, здравоохранения, культуры и управления, наоборот, будут более склонны жертвовать текущей выгодой и инвестировать случайный выигрыш в облигации, финансирующие ОПК и поддержание международных союзников. Мы связываем эту закономерность с присущей профессионалам умственного труда, работающим в вузах, школах, здравоохранении, науке, искусстве и средствах массовой информации, повышенной социальной ответственностью – то, что в российской литературе называется «мессианским служением» интеллигенции. Проведенный нами анализ показал, что именно профессионалы, оказывающие социальные услуги, могут стать опорой социальных инвестиций в России, направленных на защиту и укрепление национального суверенитета. Все это говорит о том, что продвижение социальных инвестиций в пользу поддержки международной политики и ОПК стоит замыкать на российскую интеллигенцию, которая может стать ключевой целевой аудиторией таких проектов. В рамках экспериментальной части исследования, проведен эксперимент, направленный на выявление связи между национальной или глобальной (наднациональной) идентичностями и социальными предпочтениями. Эксперимент основан на методике праймирования. Праймирующее воздействие достигается в ходе выполнения испытуемым письменного задания. Разработаны и реализованы два задания: первое - направлено на праймирование национальной идентичности и заключается в описании респондентом тех явлений или событий, которые вызывают у него гордость за свою страну, второе - праймирует наднациональную идентичность и заключается в описании тех мест в мире, которые испытуемый хотел бы посетить. Принятый дизайн позволяет проводить эксперимент удаленно в онлайн формате, не требует обеспечения особых условий со стороны пользователя. Кроме того, составленные респондентами тексты позволяют судить об успешности осуществления праймирования. В ходе проведения эксперимента испытуемые случайным образом были разделены на три группы: два типа прайминга и контрольная группа. Анализ продемонстрировал незначительный процент отсева участников по причине некорректного праймирования, отсутствие значимых различий между группами по социально-демографическим показателям (что указывает на корректный дизайн выборки), а также наличие значимых различий в средних значениях целевых переменных между группами, что является аргументом в пользу эффективности праймирующего воздействия. Национальный прайминг склоняет придерживаться предпочтений "охранительным" устаговкам, прайминг глобальной идентичности - ориентироваться на принципы индивидуализации и альтернативные охранительным блага. В результате анализа политических предпочтений в разрезе выбора "охранительных" и "новых альтернативных" благ, подготовлена и принята к публикации в журнале “Мир России” статья “Политические предпочтения: эффект экономической уязвимости”. Работа посвящена сравнительному рассмотрению трех известных в литературе механизмов, объясняющих связь социальных показателей и политических предпочтений. Первый механизм - социализация: образ мышления, габитус усваивается в родительской семье, в ходе получения образования и в дальнейшей жизни. Эгоистический расчет связывает принятие той позиции, которая выгодна лично для индивида. Психологический механизм рассматривает психологические предрасположенности, в частности, показатели авторитаризма. Для сравнительной проверки предсказательной силы подходов были избраны показатели трудовой уязвимости, поскольку перечисленный подходы дают различные предсказания о связи уязвимости с политическими предпочтениями. В результате анализа было получено, что ни эгоистический интерес, ни социализация не могут сами по себе объяснить полученные закономерности. Следовательно, психологические механизмы оказываются необходимы. В данном случае они связывают переживаемую угрозу с повышением авторитарной склонности, ведущей, в свою очередь, к консервативной политической позиции. Таким образом, внешние обстоятельства, не связанные напрямую с рассматриваемым политическим вопросом, могут подсознательным образом воздействовать на политическую позицию индивида. Материалы по проекту, размещенные в сети интернет в 2020 году: Статья Карачаровский В. В., Вакуленко Е. С. Подходы к измерению теневой цены индивидуальных каналов мобильности по заработной плате // Прикладная эконометрика. 2021 (в печати) - https://publications.hse.ru/articles/418245496 Статья Карачаровский В. В. Капитал общественно ориентированного мышления: индивидуальные ставки дисконтирования при финансировании социально значимых благ // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 47-68. - https://www.vopreco.ru/jour/article/view/2424/0 , https://publications.hse.ru/articles/396417025 Статья Карачаровский В. В., Шкаратан О. И. Когда благо благу рознь: две грани социального выбора // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 3. С. 27-39 - http://socis.isras.ru/article/8058 , https://publications.hse.ru/articles/359657870 Карачаровский В.В., Вакуленко Е.С. "Подходы к измерению теневой цены каналов мобильности по заработной плате" / Российский экономический конгресс "РЭК - 2020" (21-25 декабря 2020 года, Новая экономическая ассоциация, Москва, Россия). Доклад (устный с презентацией исследования) включен в программу конференции - http://www.econorus.org/con2020/program.phtml?vid=report&eid=3800 , http://www.econorus.org/con2020/program.phtml?eid=537&vid=section Гасюкова Е.Н, Коротаев С.А. "Социальные предпочтения и уязвимость трудового положения" / Российский экономический конгресс "РЭК - 2020" (21-25 декабря 2020 года, Новая экономическая ассоциация, Москва, Россия). Доклад (устный с презентацией исследования) включен в программу конференции - http://www.econorus.org/con2020/program.phtml?vid=report&eid=4029 , http://www.econorus.org/con2020/program.phtml?vid=section&eid=638

 

Публикации

1. Карачаровский В.В., Гурулева М.Н. Ловушка мотивации на российском рынке труда Социологические исследования (Sotsiologicheskie Issledovaniia, SOTSIOLOGICHESKIE ISSLEDOVANIYA), №8. С. 34-46 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S013216250027365-4

2. Карачаровский В.В., Гурулева М.Н. Ловушка мотивации на российском рынке труда (Motivation Trap on Russian Labour Market) Социологические исследования (Sotsiologicheskie Issledovaniia, SOTSIOLOGICHESKIE ISSLEDOVANIYA), №8. С. 34-46 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S013216250027365-4

3. Карачаровский В.В. Спрос на эпохи (Demand for the Eras) Социологические исследования (Sotsiologicheskie Issledovaniia, SOTSIOLOGICHESKIE ISSLEDOVANIYA), № 3. С. 3-16 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S013216250013029-4

4. Карачаровский В.В. Individual Time Preferences for Well-Being Allocation between Present and Future Generations Мир России (Mir Rossii, Universe of Russia), Vol. 32. No. 2. P. 164-187. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-164-187

5. Карачаровский В.В., Вакуленко Е.С. Подходы к измерению теневой цены каналов мобильности по заработной плате (Approaches to Measuring the Shadow Price of Wage Mobility Channels) Прикладная эконометрика (Applied Econometrics), - (год публикации - 2021)

6. Коротаев С.А., Гасюкова Е.Н. Политические предпочтения: эффект экономической уязвимости (Political Preferences: Effect of Economic Vulnerability) Мир России: Социология, этнология (Mir Rossii), - (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Разработанная методология оценки спроса населения на общественные блага нерыночного немонетарного характера может быть специфицирована практически под любую отраслевую задачу, для любого вида социально значимых, мериторных или общественных благ. В этом смысле она может служить гибким инструментом изучения общественного мнения, обеспечить поставку оперативных данных под любые запросы со стороны разработчиков социальной и экономической политики в тех случаях, когда требуется оценить влияние разрабатываемых мер на отклик со стороны населения и сохранение социального баланса. Результаты, полученные при исследовании влияния психологических механизмов на политические предпочтения и отраженные в статье “Политические предпочтения: эффект экономической уязвимости” (принята к публикации в журнале “Мир России”), могут быть использованы организациями, занимающимися анализом общественного мнения, а также использующими результаты опросов общественного мнения в своей работе. Правильное понимание механизмов, лежащих в основе той или иной декларируемой респондентами позиции, необходимо для корректной интерпретации и реакции на существующие в обществе настроения. Анализ нерыночных каналов мобильности на рынке труда в терминах теневых цен и теневых выгод имеет четкие перспективы и с фундаментальной, и с прикладной точки зрения. Он позволяет измерять латентные параметры рынка труда, оценивать складывающееся равновесие с точки зрения открытости общественным настроениям, с учетом общественной легитимации протекающих на рынке процессов. Такой анализ позволяет задавать количественные ориентиры мерам социальной политики и политики занятости, делая возможным при их разработке опираться на данные о стоимостных (монетарных) оценках нерыночных факторов, определяющих развитие ситуации на рынке труда. Предложенные подходы к определению теневых цен каналов мобильности по заработным платам могут быть использованы не только в нашей постановке, но и для других задач, где делается выбор индивидов на основе сравнения финансовых показателей при ненаблюдаемых характеристиках выбираемого объекта. Это может быть также выбор на рынке труда между профессиями, типами занятости, условиями труда, видами экономической деятельности, графиком и типом работы. При этом предложенные подходы могут быть применены и в задаче моделирования выбора мигрантов решения о миграции или направления миграции. Это может быть также выбор между финансовыми активами и т.п. Использовать результаты проведённого анализа могут как субъекты региональной, так и федеральной политики, ответственные за привлечение денежных средств населения в рамках целевого финансирования проектов в области оборонно-промышленной сферы и внешней политики. Мы предполагаем, что продвижение социальных инвестиций в пользу поддержки международной политики и ОПК стоит замыкать на профессионалов, которые оказывают социальные услуги в области образования, здравоохранения, культуры и управления. Именно эта категория профессионалов может должна стать ключевой целевой аудиторией таких проектов. Результаты, полученные в рамках изучения инвестиционного мышления населения, могут быть применены при разработке мер финансово-экономической политики, в частности, в вопросах привлечения средств населения для финансирования крупных общественных проектов. Использовавшаяся в этом срезе исследования гипотетическая ситуация как раз имитировала логику самого распространенного практического инструмента поиска инвестиций на социально значимые проекты, – облигации федерального займа для населения. Поэтому результаты могут использоваться напрямую экспертами для принятия решений о формате, направлениях и форме популяризации такой политики. Предложенная методология расчета и, собственно, произведенный расчет социально детерминированных ставок дисконтирования позволяет внести вклад в теорию оценки общественной эффективности инвестиционных проектов, в которой фундаментальными вопросами становятся выбор ставки (альтернативной той, которая используется при расчетах коммерческой эффективности проектов) и её зависимость от целевого назначения проекта (направления общественного строительства). В целях повышения эффективности внутренней политики (социальной, культурной, идеологической, воспитательной, гражданско-патриотической) может быть использована предложенная концепция «гуманитарных» затрат, то есть управление социальной устойчивостью за счет рекомбинации прав и свобод в обществе, замены одних свобод другими и использование принципа замещения определенных видов индивидуалистических запросов в обществе предоставлением смежных благ, более подходящих для текущих задач социального управления. Наконец, собранный массив данных (пять волн массового опроса населения за период с 2016 по 2020 гг.) дает возможность дальнейших крупных обобщений в теории социальных изменений и социального выбора, а также создал эмпирическую основу для выработки оперативных практических рекомендаций по уточнению социально-экономической политики с учетом характера социального выбора населения.