Новости

29 января, 2018 11:56

Советы “посторонних”. Философы погрузились в проблемы биологов

Источник: Поиск
Как так случилось, что на конгрессе по регенеративной медицине, который проходил не так давно в МГУ, среди выступавших биологов, генетиков и медиков оказались... философы? Какое отношение они имеют, казалось бы, к столь далеким от них областям знания? Получить ответы на эти, на наш взгляд, непраздные вопросы мы сочли важным и обратились к одной из участниц обсуждений, руководителю сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН кандидату философских наук Ольге ПОПОВОЙ. Оказалось, что философы тесно общаются с биологами уже несколько десятилетий. Еще в начале 90-х годов прошлого века при Отделении философии и права РАН был организован Российский национальный комитет по биоэтике. В его состав входили специалисты, которые обсуждали наиболее актуальные этические и правовые вопросы биологии и медицины, но в 2000-е годы его работа застопорилась. На прошедшем недавно заседании Отделения общественных наук было решено возобновить его деятельность.
Фото: bellarmine.lmu.edu

- Осознание опасности от манипулирования биологическими процессами, - рассказывает Ольга Владимировна, - побудило генетиков в 1975 году провести в Асиломаре (США) международную конференцию по применению методики конструирования рекомбинантных (гибридных) молекул ДНК. Эти генные структуры, созданные искусственным путем (тогда их получали из соединения обезьяньего вируса с сегментом вируса, размножающегося в бактериях и бактериальных генах), рассматривались как биосоединения, потенциально опасные для человека. Технологию сращивания генов участники сравнили с неконтролируемым применением атомной энергии. Ощущая свою ответственность перед обществом, биологи, генетики, биохимики решили переосмыслить весь этический фундамент науки, для чего привлекли философов. Обсуждению этих рисков и была посвящена конференция в Асиломаре. 

Приблизительно в то же время зародилась биоэтика, объединившая широкий спектр исследований социальных, правовых и этических проблем, возникающих в результате освоения инновационных проектов в биологии и медицине. И сегодня в мире действует целая сеть этических комитетов, в том числе при Европарламенте и Совете Европы. Практическая цель биоэтики - выявлять возможные социогуманитарные риски биомедицинских инноваций, давать им объективную оценку, предлагать меры по минимизации угроз.

На конгрессе по регенеративной медицине я выступала с докладом по этическим проблемам развития биобанкинга. Этические и правовые нормы цивилизованного образования биобанков требуют транспарентности в вопросах происхождения того или иного биообразца, получения согласия на использование биоматериалов и др. В России эти вопросы нуждаются в тщательной междисциплинарной проработке, поскольку отсутствует этико-правовая база для получения и использования биообразцов человеческого происхождения. По этой причине периодически возникают скандалы, связанные с поиском источников тех или иных биоматериалов, органов и тканей человека. 

Специфика современных исследований в сфере биологии и биотехнологий - в том, что философская (в широком смысле) и этическая (как более конкретный аспект) рефлексия присутствует в биотехнологических проектах. Философы сегодня не отстраненные наблюдатели-теоретики, а исследователи социальных, правовых и этических аспектов конкретных проектов.

Фото: Институт философии РАН

- Расскажите, пожалуйста, о таких работах. 

- Сотрудники нашего сектора участвуют в ряде междисциплинарных проектов, связанных с социогуманитарным сопровождением био- и нанотехнологий, развитием персонализированной медицины. Мы занимаемся исследованиями социальных и философских вопросов создания технологий улучшения человека (Human enhancement technologies). И среди них - проект, поддержанный Российским научным фондом, “Социогуманитарные проблемы органного донорства: междисциплинарное исследование” (руководитель - доктор медицинских наук О.Резник). Коллектив исполнителей включает трансплантологов и философов. Цель проекта - поиск адекватных современным социальным реалиям конкретных мер социогуманитарного сопровождения системы донорства и трансплантологии, а также возникающих в связи с этим проблем. Не всем, наверное, известно, что в нашей стране на протяжении многих лет детская трансплантология практически не развивалась. Причина, на первый взгляд, чисто бюрократическая: в СССР, а затем и в РФ отсутствовала инструкция, констатирующая смерть мозга у детей, после которой был бы возможен забор органов. В отношении взрослых документ принять удалось, а в отношении детей никак не получалось. Еще в 2009 году я входила в комиссию по разработке инструкции, констатирующей смерть мозга у детей. Возглавлял комиссию Леонид Рошаль. Он стремился как можно быстрее утвердить инструкцию, чтобы дать зеленый свет развитию детской трансплантологии. Однако тогда ее так и не удалось принять, поскольку обнаружился целый пласт сложнейших проблем: этико-философских, религиозных, правовых. Нужно было утрясти массу вопросов, привлечь зарубежный опыт, тщательно рассмотреть мировоззренческий фактор, и участники так и не смогли найти общий язык. Только в 2016 году, когда был принят новый порядок констатации смерти в отношении детей и взрослых, дело сдвинулось: инструкцию утвердили. Но фобии по отношению к трансплантологии в целом и развитию детской трансплантологии в частности все равно остались.

На мой взгляд, ситуация с трансплантологией в Российской Федерации обнажает особенности нашего мировоззрения, формирующего определенные мифы и стереотипы. В нашей философско-религиозной традиции существовало понятие “кардиоцентризма” - своеобразной “философии сердца”. Ему как средоточию душевной и духовной жизни придавалось огромное значение. И раз сердце бьется, значит, человек жив. Поэтому долгое время в медицине критерии смерти были связаны с остановкой сердцебиения. Появление диагноза “смерть мозга”, его легитимация в большинстве стран мира вызвали сбой в понимании таких фундаментальных для человека вопросов, как жизнь и смерть. И констатация окончания работы мозга, после чего разрешается осуществлять забор органов, не всегда воспринимается как биологический конец жизни. Во многих странах мира - и Россия не исключение - наблюдается своего рода культурный шок, вызванный появлением новых критериев смерти. Он усугубляется еще и развитием исследований мозговой деятельности, а также прогрессом нейронаук. Данные о перспективных методах регенерации мозга позволяют вывести человека из глубокой комы, вернуть ему минимальное сознание. Приходится слышать претенциозные заявления, будто в будущем появится возможность полностью или частично регенерировать мозг пациентов. Тогда в переосмыслении смерти наступит новый этап, и задача философа в этой связи - разобраться в проблемах, в частности, осмыслить как границы жизни и смерти, так и пограничных состояний. Диагностика смерти все больше приобретает комплексный междисциплинарный характер. Нам нужно быть готовыми помочь врачебному сообществу ответить, например, на вопрос, почему пациенты разных стран мира в одном случае будут считаться живыми, а в другом - умирающими?

- Почему РНФ заинтересовался этой непростой темой и выделил грант на ее разработку?

- Думаю, фонд привлекла возможность подтолкнуть, ускорить развитие трансплантологии в России. Метод трансплантации обладает мощной технологической базой, но его применение, повторюсь, тормозят морально-этические проблемы, и РНФ решил дать импульс их изучению. Фактически речь идет о проведения в России первого комплексного социогуманитарного исследования, которое будет способствовать развитию адекватных представлений о трансплантации и донорстве органов, формированию релевантной для российской общественной системы модели правового регулирования в этой области. Наше исследование поможет выявить фундаментальные причины настороженного отношения части российского общества к трансплантологии в целом и донорству органов в частности.

- Как эти проблемы решаются на Западе?

- Там гуманитарная экспертиза инновационных проектов в области биомедицины - это норма. Биоэтика стала активным субъектом в науке, и власти ее поддерживают, поскольку сами заинтересованы, так скажем, в социогуманитарном сопровождении биотехнологий. За этим стоит понимание инновационного процесса как сложного взаимодействия между наукой, государством, бизнесом и обществом. Роль биоэтики заключается в нормативном обеспечении их взаимодействий, в создании гарантий от возможных злоупотреблений, вызванных научными открытиями и инженерными изобретениями. 

- Как воспринимают ваши рекомендации биологи и медики, ведь вы вторгаетесь в чужую сферу деятельности?

- Домен философии - логика, ее оружие - комплексный подход. И это - как раз то, что востребовано у специалистов, представляющих разные сферы науки и отстаивающих свою подчас однобокую позицию. Но они понимают, что нужны комплексная взвешенная оценка, взгляд со стороны. А когда речь идет об этике и биоэтике, этот взгляд должен быть профессионально отрефлексированным. Поэтому философия способна органично дополнять различные области знания.

- Ваши исследования - это новое научное направление или смежная область? 

- Это область междисциплинарных исследований. Я готовлюсь защищать докторскую диссертацию, связанную с исследованием этико-философских проблем биотехнологического конструирования человека. Морально-этическая сторона применения генетических технологий сегодня необыкновенно востребована в связи с появлением нового метода редактирования генома человека, открывающего возможность еще до его появления на свет придать ему набор определенных характеристик и таким образом в перспективе избавить от наследственных заболеваний. В то же время вследствие распространения евгенического тренда, а также тенденции не просто лечить человека, но и активно его улучшать с помощью генетических методов возникает вопрос: что же будет с ним самим? Осмыслить эту ситуацию и не допустить, чтобы человек стал всего лишь артефактом биотехнологий, - актуальная задача философов.

20 мая, 2024
Препарат для персонализированной терапии опухолевых заболеваний создали ученые ННГУ
Ученым ННГУ им. Н. И. Лобачевского удалось соединить внутри одного препарата несколько действующих...
20 мая, 2024
Соли уксусной кислоты упростят добычу тяжелой нефти
Ученые выяснили, что ацетаты — соли уксусной кислоты с переходными металлами — в комбинации с парово...