На сегодняшний день, по словам специалистов университета, большинство исследований о российских вузах посвящено анализу количественных показателей, например, оплате труда преподавателя, объемам публикаций в научных журналах, финансам, приему студентов, научно-технологическим разработкам и патентам и другим.
Ученые ТюмГУ провели комплексное исследование и изучили глубинные факторы трансформации вуза — изменения в профессии преподавателя, профессиональной идентичности, организационной культуре, кадровой политике — на примере имперских, советских и постсоветских университетов, в том числе на современных вузах-участниках прошедшей программы "5-100".
"Человек университетский" находится в поиске своих новых функций и нового места в структуре университета. Он в состоянии потери классической идентичности и пока не приобрел новую, релевантную современности. В схожих условиях оказались многие государства. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать в конечном счете именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем", — прокомментировал к.и.н., директор школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) ТюмГУ Александр Сорокин.
Престиж и изменение профессии преподавателя
В университетском прошлом были как продолжительные периоды, когда принципы их функционирования почти не менялись, так и времена бурных трансформаций, чаще всего совпадавшие с политическими изменениями в стране или со сменой университетской модели.
"В дореволюционной России университетский профессор оставался весьма редким, "штучным" явлением, занимавшем в известном смысле исключительное положение в обществе (экстраординарный профессор — 6 чин по табели о рангах, ординарный профессор — 5 чин, статус личного дворянства). В советское время постепенно профессия вузовского, университетского преподавателя становилась более массовой, что несколько снижало ее престиж, хотя и оставалась на весьма высоком уровне", — рассказал Сорокин.
В то же время университетская профессура вместе с учеными из НИИ Академии наук, как отметил исследователь, были необходимы государству для реализации масштабных индустриализационных, модернизационных и оборонных проектов."Вместе с массовостью высшего образования росла и преподавательская учебная нагрузка. Если в имперский период для профессоров она составляла от 6 до 10 часов в неделю при максимальной годовой нагрузке 440 часов в год, то в советское время в зависимости от конкретных периода, дисциплины, занимаемой должности нагрузка составляла 10-18 часов в неделю и от 420 до 780 часов в год с учетом учебно-методической работы, консультациями, приемом зачетов и экзаменов", — отметил эксперт.
Серьезные изменения претерпела организация научных исследований. В Российской империи исследования были инициативой ученых, а в Советском Союзе основным принципом стало государственное планирование научных исследований.
Университетская автономия и отношения
Заметно отличались два периода с точки зрения университетской автономии. В дореволюционной России от устава к уставу масштабы автономии то расширялись, то сужались.
"Во всяком случае, элементами выборности (включая выборы ректоров и деканов), правом присваивать ученые степени и другими признаками самоуправления царский университет, как правило (на протяжении не всего периода), обладал. В советское время об университетской автономии в прежнем смысле этого понятия говорить не приходится, хотя отдельные институты корпоративного управления сохранились", — рассказал профессор Томского государственного университета, ведущий научный сотрудник ТюмГУ, исполнитель проекта Михаил Грибовский.
Наименьшим изменениям, по словам исследователей, подверглись отношения между профессорами и студентами. Традиции наставничества, тесная связь между студентом и его научным руководителем, кружковая работа по вовлечению студентов в науку — такие элементы университетской жизни с легкостью перешагнули через революционные изменения и актуальны в настоящее время.
Современная жизнь вузов
Сравнивая университет двух периодов — имперского и советского — заметы и другие приметы преемственности.
"К ним можно отнести гумбольдтовский принцип единства науки и образования, преимущественно государственное финансирование университетов, принципы подготовки научных кадров и проведения аттестации (защита диссертаций) и другие. Так что, безусловно, полного разрыва с прошлым не произошло, и советский университет стал наследником университета царского", — рассказал Сорокин.
В результате исследования ученые выделили ключевые тенденции развития современной высшей школы России: менеджериализация — создание новых оргуправленческих структур в вузах, развитие управленческих компетенций преподавателей, что может служить причиной возникновения разрывов и латентных конфликтов внутри университетского сообщества; и цифровизация — получение новых компетенций и навыков преподавателей и студентов, а также создание новых, в том числе гибридных форматов работы.
"Например, если такая структура управления университетом как ученый совет может тормозить принятие решений, которые направлены на изменение существующих в вузе управленческих процессов, то, в свою очередь, руководство, стремясь продвигать свое видение, вынуждено создавать дополнительные органы управления университетом — академические, административные советы и другие", — объяснил Сорокин.
В рамках исследования ученые создали систему оценки компетенций научно-педагогических работников университетов LAUNCH — Leadership skills (лидерские навыки); Affect skills (навыки влияния); Understanding skills (навыки понимания); Negotiations skills (навыки переговоров); Creative skills (навыки креативности); Human perception skills (навыки работы с людьми). Разработка была апробирована в программах центра развития компетенций Западно-Сибирского научно-образовательного центра (НОЦ) и внедрена в работу с персоналом ТюмГУ.
Часть результатов, как отметили специалисты, уже введена в новые курсы, которые читаются для студентов ТюмГУ. Кроме того, полученные данные потенциально можно использовать для разработки аналитических и консалтинговых продуктов для вузов и организаций, занимающихся управлением и координацией деятельности высшей школы.
В дальнейшем ученые планируют расширить исследование и включить в него вузы, прошедшие отбор в программу стратегического академического лидерства "Приоритет — 2030".
Исследование проведено в рамках грантового проекта Российского научного фонда
"Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности".