КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 23-18-00155
НазваниеИсследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста
Руководитель Наследов Андрей Дмитриевич, Кандидат психологических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" , г Санкт-Петербург
Конкурс №80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования
Ключевые слова расстройства аутистического спектра, РАС, аутизм, прогноз развития, индикатор, психодиагностика, скрининг, моделирование структурными уравнениями, коррекционные программы
Код ГРНТИ15.31.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект направлен на выявление достоверных прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра (РАС) у детей 1-7 лет с целью выявления подтипов аутизма и дальнейшей разработки методических рекомендаций для создания коррекционных программ для каждого возрастного среза и каждого выявленного подтипа. Проект является продолжением и расширением завершающегося в 2022 году проекта исследования маркеров РАС у детей 3-4 лет (грант РФФИ № 20-013-00312). Это позволяет использовать накопленные методические наработки и программное обеспечение для проведения масштабного исследования с целью выявления маркеров РАС у детей в более широком возрастном диапазоне с получением новых данных о структуре симптомов РАС и их возрастной динамики. Практически значимым результатом проекта будет всесторонне обоснованные скрининговые шкалы для выявления риска РАС у детей каждого годового интервала во всем дошкольном возрасте и методические рекомендации для создания коррекционных программ, доступные для использования как специалистам, работающими с такими детьми, так и их родителям.
Актуальность проблемы определяется, прежде всего, широкой представленностью РАС во всем мире в целом, и в частности в популяции Российских детей, а также тенденцией к ежегодному увеличению количества детей с РАС. РАС является серьезной экономической ношей для общества и семей пациентов. Раннее выявление аутизма поможет снизить частоту нарушений развития и улучшить коммуникативные навыки детей с РАС. Актуальность исследования также связана с недостатком надежных, психометрически обоснованных на российской популяции инструментов диагностики РАС и методов прогноза развития. Создание скрининговых инструментов и разработка методических рекомендаций для создания коррекционных программ для каждого возрастного периода и каждого подтипа аутизма позволит оптимизировать процесс комплексной реабилитации и, в конечном итоге, будет способствовать экономии ресурсов государства и специалистов и более быстрой и успешной интеграции таких детей в социум.
Научная новизна проекта заключается в построении векторной математической модели аутизма, как многомерного конструкта, вектора которого в той или иной степени присущи каждому ребенку с РАС. Многочисленные эмпирические индикаторы этих векторов проявляются в поведении ребенка и доступны регистрации (измерению). Диагностируемому специалистами у ребенка расстройству аутистического спектра (РАС), будет соответствовать индивидуальное своеобразие выраженности у этого ребенка указанных векторов аутизма, определяющее специфику нарушения адаптации (развития). Таким образом, данный проект направлен на выявление такого набора прогностических индикаторов развития ребенка, которые позволят достоверно определить степень выраженности аутистикоподобной симптоматики, оценить вероятность РАС и, в конечном итоге, предсказать траектории проявления и коррекции РАС. Практическая значимость проекта определяется интеграцией полученного научного знания о векторной структуре и подтипах аутизма с разработкой методических рекомендаций для создания прицельных коррекционных программ.
В рамках проекта будет проведено обследование детей в дошкольных учреждениях и консультативных центров: не менее 800 детей с РАС и не менее 800 детей без установленного диагноза или с диагнозом задержки психического развития. В результате для каждого возрастного диапазона будут получены структурные модели прогнозных паттернов как систем регрессионных уравнений, связывающих эмпирические индикаторы и вероятности сценариев развития ребенка с РАС. Эти паттерны будут далее применены для разработки скрининговых шкал, которые позволят по результатам ранней диагностики выявлять “группы риска” для более детальной диагностики. Для каждого выявленного подтипа аутизма и каждого возрастного среза будут разработаны методические рекомендации для создания коррекционных программ, эффект реализации которых будет тем выше, чем раньше была проведена диагностика и начата реабилитационная работа.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1.
Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Федоров С.И.
Factor Structure of ASD Symptoms in Russian 3-4-Year-Olds
OBM Neurobiology, Nasledov A, Miroshnikov S, Tkacheva L, Fedorov S. Factor Structure of ASD Symptoms in Russian 3-4-Year-Olds. OBM Neurobiology 2023; 7(4): 190 (год публикации - 2023)
10.21926/obm.neurobiol.2304190
2. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. ОНЛАЙН-СЕРВИС ДЛЯ СКРИНИНГА РИСКА АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. С. 174-177., В сборнике: ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. С. 174-177. (год публикации - 2023)
3.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А.
Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3-6 лет
Клиническая и специальная психология, Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 4. – С. 47-72. (год публикации - 2023)
10.17759/cpse.2023120403
4. Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А. Факторная структура симптомов РАС у российских детей 3-4 лет Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года)., Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 393. (год публикации - 2023)
5. Ткачева Л.О., Наследов А.Д., Мирошников С.А. Ранние маркеры аутизма у детей в возрасте от 1-го до 2-х лет Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года), Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 232. (год публикации - 2023)
6. Защиринская О.В., Парфенова О.А. Психодиагностика эмоциональных нарушений у детей при раннем выявлении расстройств аутистического спектра Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года)., Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 302. (год публикации - 2023)
7.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А.
Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3–4 лет
Российский психиатрический журнал, Российский психиатрический журнал. – 2023. – № 4. – С. 72-83. (год публикации - 2023)
10.34757/1560-957X.2023.27.4.008
8.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А.
Factor Structure of Autism Symptoms in 5-6-Year-Old Children: Age Perspective
OBM Neurobiology, OBM Neurobiology 2024; 8(4): 259 (год публикации - 2024)
10.21926/obm.neurobiol.2404259
9.
Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О.
DYNAMICS OF AUTISM SYMPTOMS IN 3-6-YEAR-OLDS WITHIN THE FRAMEWORK OF A 4-FACTOR MODEL
Psychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings, Psychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings (Pages 503-307) (год публикации - 2024)
10.36315/2024inpact118
10.
Пахомова Е.О., Наследов А. Д., Ткачева, Л. О.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИМПТОМОВ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-9 ЛЕТ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ШКАЛЫ АУТИЗМА
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология., Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 2. С. 305–319. (год публикации - 2024)
10.21638/spbu16.2024.207
11. Ткачева Л.О., Наследов А.Д., Мирошников С.А. Практические рекомендации по коррекции гиперактивности у детей 3-6 лет с РАС Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. , Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. – С. 47-48. (год публикации - 2024)
12. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Разработка скрининга симптомов РАС для детей 5-6 лет Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. , Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. – С. 561. (год публикации - 2024)
13. Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Мирошников Е.С. ИЗМЕНЕНИЯ СИМПТОМАТИКИ РАС У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ: СТРАТЕГИИ, ПРАКТИКИ, РЕСУРСЫ сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. «Издательство Типография «Ариал» , Социальная и образовательная инклюзия: стратегии, практики, ресурсы : сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ялта, 30–31 мая 2024 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2024. – С. 259-264. (год публикации - 2024)
Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В 2024 году усилия научного коллектива были направлены на решение следующих задач: 1) разработка и коррекция дополнительных модулей программного обеспечения и организационные мероприятия для продолжения сбора данных; 2) исследование структурных и уровневых возрастных изменения симптомов РАС у детей 3 - 6 лет; 3) разработка факторной модели симптомов РАС для детей 5-6 лет; 4) математико-статистический анализ симптомов РАС у детей 7 лет; 5) разработка методических рекомендаций по созданию коррекционных программ для детей с РАС 3 - 7 лет.
Проведен анализ отзывов специалистов на проведение сбора данных. По отзывам и рекомендациям специалистов сделаны выводы о возможных затруднениях в работе с анкетами для новых участников сбора данных, внесены необходимые уточнения в инструкции по работе с интерфейсом. Дополнительные модули программного обеспечения для первичной обработки данных двух онлайн-анкет, используемых для сбора данных для возрастов 1-2 года и 5-7 лет разработаны, апробированы в тестовом режиме и включены в исследование в соответствии с планом сбора данных. Наборы маркеров представлены на сайте проекта по адресу https://info23rnf.testpsy.net/. Для участников сбора данных (специалистов ДОУ, консультативных центров и других организаций, работающих с детьми с РАС) проведены семинары по содержанию исследования и предлагаемой анкеты, условиям отнесения к нозологическим группам. В результате организованного сбора данных для проведения исследования в 2024 году получены данные для 490 детей. Из них: 1-2-летних детей 115 (70 с РАС, 8 с ЗПР, 37 – Норма), 5-7-летних детей 375 (274 с РАС, 43 с ЗПР, 58 – Норма).
При исследовании структурных и уровневых возрастных изменений симптомов РАС у детей 3 - 6 лет мы опирались на 7-факторную структуру симптомов, выявленных для детей с РАС 3-4 лет в 2023 году (Nasledov A. et al., 2023). Результаты межгруппового конфирматорного факторного анализа (КФА) для выборок детей c РАС 5-6 лет (N=233) и 3-4 лет (N=383) подтвердили конфигурационную и измерительную эквивалентность 7-факторной модели для детей этих двух групп. Но не подтвердилась эквивалентность ковариаций для этих возрастных групп: исследование структуры взаимосвязи факторов у детей с РАС 5-6 лет показало, что, в отличие от детей 3-4 лет, у старших детей факторы в значительной степени связаны. При сравнении выраженности симптомов по 7 шкалам у детей 3-4 и 5-6 лет была выявлена следующая динамика: с возрастом наблюдается существенное улучшение понимания речи, значительное уменьшение симптомов отчуждения, уменьшение симптомов эмоциональных нарушений и усиление эхолалии.
Структурные различия симптомов РАС у 5-6-летних детей, по сравнению с 3-4-летними, побудили нас к разработке факторной модели симптомов РАС для детей 5-6 лет. На выборке 504 ребенка (из них 374 с РАС) получена 8-факторная структура (75 пунктов). Межгрупповой КФА подтвердил инвариантность этой структуры в отношении разных частей выборки. Состав факторов представлен по адресу: https://info23rnf.testpsy.net/Pril_5_7.htm. Принципиальное отличие этой модели от модели для 3-4-леток – более тесная связь между группами симптомов. В частности, нарушения праксиса начинают усиливать симптомы коммуникативных нарушений (Em и Emp), и появляется существенная связь между нарушением праксиса и сенсорной дезинтеграцией. Логистическая регрессия подтвердила 88,5% точность разделения групп РАС – Не РАС с использованием этих 8 факторов (чувствительность 89.5%, специфичность 86.2%).
Проведен детальный анализ структуры симптомов РАС для детей 7 лет. В рамках этого исследования в 2024 году было обследовано 255 детей 7 лет (157 с РАС, 50 – с ЗПР, 48 – Нормативно развивающиеся). Данные были объединены с выборкой 504 детей 5-6 лет (371 с РАС). С использованием межгруппового КФА была подтверждена эквивалентность 8-факторной структуры для выборок детей 5-6 и 7 лет с РАС. Каждый фактор образует достаточно надежную шкалу по внутренней согласованности входящих в него пунктов. Разработана дискриминантная 8-факторная модель шкалы симптомов аутизма для детей 5 - 7 лет, обладающая точностью 91,2%, с чувствительностью 92,7% (точность отнесения к группе РАС) и специфичностью 87,7% (точность отнесения к группе не-РАС). Полученные результаты являются убедительным основанием для разработки единой шкалы диагностики симптомов РАС для детей возрастного периода 5 – 7 лет.
Разработаны методические рекомендации по созданию коррекционных программ для детей с РАС 3-4 и 5-6 лет, которые обеспечивают специалистов, работающих с детьми с РАС, необходимыми указаниями и инструментами для эффективного раннего вмешательства с целью изменения потенциальной траектории развития детей раннего возраста с аутизмом: описываются практические подходы и техники для коррекции речевого и моторного развития. Методические рекомендации опубликованы на сайте проекта https://info23rnf.testpsy.net/. В рекомендациях подробно изложены техники и приемы улучшения и развития эмоционального состояния ребенка. Также предоставлена подробная информация о том, как запустить речь ребенка с РАС, используя систему альтернативной коммуникации с картинками. Помимо этого, указано, какими занятиями по физическому развитию рекомендуется заниматься, с какой продолжительностью и регулярностью для достижения оптимальных результатов.
В настоящее время продолжается сбор данных для детей 1-2 лет, проводится более глубокий анализ данных для детей 5 - 7 лет, разрабатываются детальные рекомендации для улучшения сенсорных возможностей ребенка (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, тактильная, вестибулярная системы), наряду с методами предотвращения сенсорной перегрузки.
Заявленный на второй год исследовательского проекта план полностью реализован, выполнены все указанные задачи, результаты опубликованы в 5 научных статьях, 3 из которых индексируются в Scopus/WoS/RSCI/Ядро РИНЦ, приняты к публикации ещё 3 статьи. Полученные результаты представлены в 6 докладах на 5 профильных международных/всероссийских конференциях.
Публикации
1.
Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Федоров С.И.
Factor Structure of ASD Symptoms in Russian 3-4-Year-Olds
OBM Neurobiology, Nasledov A, Miroshnikov S, Tkacheva L, Fedorov S. Factor Structure of ASD Symptoms in Russian 3-4-Year-Olds. OBM Neurobiology 2023; 7(4): 190 (год публикации - 2023)
10.21926/obm.neurobiol.2304190
2. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. ОНЛАЙН-СЕРВИС ДЛЯ СКРИНИНГА РИСКА АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. С. 174-177., В сборнике: ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. С. 174-177. (год публикации - 2023)
3.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А.
Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3-6 лет
Клиническая и специальная психология, Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 4. – С. 47-72. (год публикации - 2023)
10.17759/cpse.2023120403
4. Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А. Факторная структура симптомов РАС у российских детей 3-4 лет Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года)., Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 393. (год публикации - 2023)
5. Ткачева Л.О., Наследов А.Д., Мирошников С.А. Ранние маркеры аутизма у детей в возрасте от 1-го до 2-х лет Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года), Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 232. (год публикации - 2023)
6. Защиринская О.В., Парфенова О.А. Психодиагностика эмоциональных нарушений у детей при раннем выявлении расстройств аутистического спектра Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года)., Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–20 октября 2023 года. – Москва: ООО "Союзкниг", ООО «Кириллица», 2023. – С. 302. (год публикации - 2023)
7.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А.
Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3–4 лет
Российский психиатрический журнал, Российский психиатрический журнал. – 2023. – № 4. – С. 72-83. (год публикации - 2023)
10.34757/1560-957X.2023.27.4.008
8.
Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А.
Factor Structure of Autism Symptoms in 5-6-Year-Old Children: Age Perspective
OBM Neurobiology, OBM Neurobiology 2024; 8(4): 259 (год публикации - 2024)
10.21926/obm.neurobiol.2404259
9.
Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О.
DYNAMICS OF AUTISM SYMPTOMS IN 3-6-YEAR-OLDS WITHIN THE FRAMEWORK OF A 4-FACTOR MODEL
Psychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings, Psychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings (Pages 503-307) (год публикации - 2024)
10.36315/2024inpact118
10.
Пахомова Е.О., Наследов А. Д., Ткачева, Л. О.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИМПТОМОВ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-9 ЛЕТ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ШКАЛЫ АУТИЗМА
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология., Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 2. С. 305–319. (год публикации - 2024)
10.21638/spbu16.2024.207
11. Ткачева Л.О., Наследов А.Д., Мирошников С.А. Практические рекомендации по коррекции гиперактивности у детей 3-6 лет с РАС Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. , Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. – С. 47-48. (год публикации - 2024)
12. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Разработка скрининга симптомов РАС для детей 5-6 лет Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. , Ананьевские чтения - 2024 : Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года. – Нижний Новгород: ООО "Союзкниг", 2024. – С. 561. (год публикации - 2024)
13. Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Мирошников Е.С. ИЗМЕНЕНИЯ СИМПТОМАТИКИ РАС У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ: СТРАТЕГИИ, ПРАКТИКИ, РЕСУРСЫ сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. «Издательство Типография «Ариал» , Социальная и образовательная инклюзия: стратегии, практики, ресурсы : сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ялта, 30–31 мая 2024 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2024. – С. 259-264. (год публикации - 2024)