КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 21-78-00116
НазваниеЭмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях
Руководитель Денисова Екатерина Геннадьевна, Кандидат психологических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" , Ростовская обл
Конкурс №60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования
Ключевые слова психологическое благополучие, личность, субъектнивная удовлетворенность, эмоциональная регуляция, метапознание, метакогнитивные стратегии, адаптация, саморегуляция
Код ГРНТИ15.00.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Актуальность фундаментальных исследований и возобновление интереса к категории «психологическое благополучие» обусловлены рядом факторов. С одной стороны, для социально-экономической политики разных стран становится особым трендом запуск социальных программ, направленных на повышение качества жизни и уровня удовлетворенности населения. С другой – объективная трудность учета и контроля внешних факторов среды в столь динамично меняющемся мире делает особенно значимыми внутренние, субъективные факторы, обуславливающие успешность адаптации человека и общества в целом к новым условиям.
Многочисленными исследования, в том числе в наших работах, было показано, что особенности личности, эмоциональное состояние и субъективная удовлетворенность собственной жизнью оказывает огромное влияние на эффективность адаптации, продуктивность труда и мотивацию развития. При этом указанные феномены находятся в системном взаимодействии: не только личностные характеристики влияют на уровень психологического благополучия, но и уровень психологического благополучия обуславливает эффективность адаптации и развитие личности (Denisova, E., Ermakov, P., Skirtach, I., Korkhova, V., 2020; Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М., 2019; Asikainen et al., 2018; Segerstrom et al., 2017; Мороз et al., 2017; Ворона О.А., Мохова С.Ю., 2011; Halisch, Geppert, 2001 и др.).
Специфика учебной и педагогической видов деятельности обуславливается глубокой связью с особенностями личности, мотивационно-ценностной сферой и метапознанием. Под метакогнитивными навыками классически понимается умении определять цель и задачи мыслительной деятельности, планировать и анализировать процесс собственной познавательной деятельности, оценивать продукт или результат деятельности, а также степень эффективности реализованных моделей поведения. Показана полезность оценки метакогнитивных навыков для прогнозирования успешности учебной деятельности (Schraw G., Crippen K.J., Hartley K., 2006), описана роль метакогнитивной регуляцию в контексте коммуникации (Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю., 2019), роль метакогнитивной включенности в системе психической саморегуляции студентов (Бызоваа В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е., 2019), а также значимость рефлексии в контексте превенции и коррекции эмоционального выгорания у педагогов (Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., 2019). Современная ситуация угрозы пандемии COVID-19 наглядно продемонстрировала значимость метакогнитивных навыков в нестабильном мире. Ввиду того, что одной из ограничительных мер стал переход на дистанционную форму обучения во всех учебных заведениях страны, педагогическое сообщество столкнулось с необходимостью переноса уже реализующихся дисциплин в онлайн формат в кратчайшие сроки (буквально в течении недели). В большинстве своем, не имея специальных навыков или опыта работы со специфическими электронными ресурсами, информационными системами и платформами, обучающиеся и педагогические работники были вынуждены самостоятельно справляться с разнообразными сложностями в этот период. Как обучающиеся, так и НПР отметили, что внезапное форсированное изменение формы и структуры обучения связано с целым рядом трудностей и увеличением нагрузки на всех участников образовательного процесса. Сложности коснулись не только технического аспекта, трансформировалась и система коммуникации между педагогическим составом и обучающимися. Отсутствие очного диалога часто негативно оценивается как студентами, так и НПР. Со стороны обучающихся имеются определенные ожидания в отношении быстрого получения ответов, разъяснений, обсуждения возникших организационных трудностей, связанных с неопределенностью ситуации в части расписания, сдачи самостоятельных работ, добора баллов, пересдач, аттестации и прочих вопросов. При этом, в дистанционной форме возрастает выраженность тревоги по поводу перечисленных проблем, и переход на дистанционную форму обучения несколько размывает границы контакта обучающихся с преподавателем. Обучающиеся становятся более требовательны к скорости обратной связи от преподавателя, что может также послужить источником дополнительного стресса. Кроме того, во время самоизоляции особенно важными становятся навыки самоорганизации и саморегуляции, и в то же время существенно возрастает роль педагога в поддержании мотивации и продуктивности учебной деятельности студентов (Лифшиц М.В., 2020; Bao W., 2020; Varalakshmi R., Arunachalam K., 2020; Sahu P., 2020; Чердакли У.С., 2020; Сидячева Н.В., Зотова Л.Э., 2020; Ценер Т.С., Ошкина А.В., 2020).
Таким образом, сфера образования, как и многие другие сферы деятельности, сегодня находится в состоянии непрерывных инноваций. В современных условиях возрастает значимость изучения психологических аспектов качества в жизни, продуктивности труда и личной эффективности. Объединяющим фактором для этих сфер является категория «психологическое благополучие», которая раскрывается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к собственной жизни и личности, характеризующиеся субъективным переживанием удовлетворенности. В свою очередь, нарастание субъективного дискомфорта в образовательной среде сопряжено со снижением мотивации учебно-профессионально обучающихся и профессиональной деятельности педагогических работников, а, следовательно, снижает качество образования.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проект предполагает комплексное изучения предикторов психологического благополучия. Будут изучены не только личностные особенности, но и метакогнитивные показатели (особенности рефлексии, целеполагания, саморегуляции и самоорганизации и др.), на основании которых планируется разработать модель, описывающую роль эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях с учетом специфики их деятельности. В качестве объекта планируется привлечь не только обучающихся, но НПР и административных работников разных уровней образования.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1. Денисова Е.Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина., Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2022. С. 127-131. (год публикации - 2022)
2.
Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В
Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях
Психологическая наука и образование, 2022. Том 27. № 5. С. 85-96 (год публикации - 2022)
10.17759/pse.2022270507
3.
Денисова Е.Г.
Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности»
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. (год публикации - 2022)
10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-21
4. Денисова Е.Г., Бовдуй Д.А. Ломака А.О. Исследование психологического благополучия и психологических аспектов профессиональной деятельности работников сферы образования Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2-х томах (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 года), В сборнике: Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы. материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах. 2022. С. 217-221. (год публикации - 2022)
5.
Гусева Ю.В., Сылка Н.В., Денисова Е.Г.
Метакогнитивные навыки и выраженность учебного стресса современных студентов в связи с особенностями их эмоциональной сферы
Северо-Кавказский психологический вестник, 20(3), 17–31. (год публикации - 2022)
10.21702/ncpb.2022.3.2
6. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Сылка В.Н., Куприянов И.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности и благополучие женщин в сфере образования: сравнительное исследование Образование и саморазвитие (год публикации - 2023)
7. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Куприянов И.В., Гостева А.О. Личностные черты, эмоции и метакогнитивные навыки как предикторы субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях Российский психологический журнал (год публикации - 2023)
8.
Денисова Е. Г., Сылка Н.В.
Удовлетворенность трудом и мотивация профессиональной деятельности женщин-работников сферы образования
Научный результат. Педагогика и психология образования, Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т.10. №1. С. 83-93. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-6. (год публикации - 2024)
10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-6.
9.
Денисова Е.Г., Бовдуй Д.А., Гостева А.О.
Психологическое благополучие работников сферы образования в связи с различными психологическими аспектами их профессиональной деятельности
Национальный психологический журнал, Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.114-129. doi: 10.11621/npj.2024.0108 (год публикации - 2024)
10.11621/npj.2024.0108
10.
Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В.
Субъективное благополучие преподавателей в современных условиях: эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы
Психологическая наука и образование, Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 1. С. 16–30. DOI: 10.17759/pse.2024290102 (год публикации - 2024)
10.17759/pse.2024290102
Публикации
1. Денисова Е.Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина., Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2022. С. 127-131. (год публикации - 2022)
2.
Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В
Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях
Психологическая наука и образование, 2022. Том 27. № 5. С. 85-96 (год публикации - 2022)
10.17759/pse.2022270507
3.
Денисова Е.Г.
Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности»
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. (год публикации - 2022)
10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-21
4. Денисова Е.Г., Бовдуй Д.А. Ломака А.О. Исследование психологического благополучия и психологических аспектов профессиональной деятельности работников сферы образования Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2-х томах (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 года), В сборнике: Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы. материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах. 2022. С. 217-221. (год публикации - 2022)
5.
Гусева Ю.В., Сылка Н.В., Денисова Е.Г.
Метакогнитивные навыки и выраженность учебного стресса современных студентов в связи с особенностями их эмоциональной сферы
Северо-Кавказский психологический вестник, 20(3), 17–31. (год публикации - 2022)
10.21702/ncpb.2022.3.2
6. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Сылка В.Н., Куприянов И.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности и благополучие женщин в сфере образования: сравнительное исследование Образование и саморазвитие (год публикации - 2023)
7. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Куприянов И.В., Гостева А.О. Личностные черты, эмоции и метакогнитивные навыки как предикторы субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях Российский психологический журнал (год публикации - 2023)
8.
Денисова Е. Г., Сылка Н.В.
Удовлетворенность трудом и мотивация профессиональной деятельности женщин-работников сферы образования
Научный результат. Педагогика и психология образования, Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т.10. №1. С. 83-93. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-6. (год публикации - 2024)
10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-6.
9.
Денисова Е.Г., Бовдуй Д.А., Гостева А.О.
Психологическое благополучие работников сферы образования в связи с различными психологическими аспектами их профессиональной деятельности
Национальный психологический журнал, Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.114-129. doi: 10.11621/npj.2024.0108 (год публикации - 2024)
10.11621/npj.2024.0108
10.
Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В.
Субъективное благополучие преподавателей в современных условиях: эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы
Психологическая наука и образование, Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 1. С. 16–30. DOI: 10.17759/pse.2024290102 (год публикации - 2024)
10.17759/pse.2024290102