КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-78-01115
НазваниеИнституциональная история журналов "Всемирный труд" и "Заря": репутация и прагматика критиков и беллетристов, сюжетный и тематический репертуар
РуководительКозлов Алексей Евгеньевич, Кандидат филологических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 07.2023 - 06.2025 |
Конкурс№84 - Конкурс 2023 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение
Ключевые словаАвенариус, Ахшарумов, Данилевский, Мордовцев, национальный канон, классика, феномен классики, беллетристика, массовая литература, литературный процесс, самосознание писателя, нарратив, вторичность и альтернативность, культурная память
Код ГРНТИ17.01.09
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
В 2023-м году исполняется 100 лет со дня смерти В.П. Авенариуса и 130 лет со дня смерти Н.Д. Ахшарумова. Два этих писателя, наряду с Вс. Крестовским и А.Ф. Писемским, входили в редакцию журналов «Всемирный труд», основанного в 1867-м году, после закрытия «Современника» и ухода большей части сотрудников из редакции «Отечественных записок». В этом же году исполняется 200 лет со дня рождения Н.Я. Данилевского, оставившего яркий след в истории философии и эстетики. Его программная статья "Россия и Европа" появилась на страницах журнала "Заря" и вызвала полемику. Автора обвиняли в дилетантизме, "туманном мудровании" и абстрагировании.
Институциональная история журналов «Всемирный труд» (1867 – 1872) и «Заря» (1869 – 1872) до сих пор не написана и требует тщательного исследования. Это касается стратегии издания как литературного поля и тактик публицистов и беллетристов, входящих в состав редакции. Особый акцент будет сделан на изучении произведений В.П. Авенариуса, Н.Д. Ахшарумова, Н.Я. Данилевского, Д.Л. Мордовцева, критики Н.И. Соловьева, Н.Н. Страхова, Е.Н. Эдельсона. Не менее знаменательны изменения, происходящие в критике Н.И. Соловьева и Е.Н. Эдельсона.
Цель проекта заключается в исследовании динамики литературной репутации названных критиков и беллетристов в контексте выбранных ими "толстых журналов", анализе факторов, отразившихся и на стратегиях поведения и в их произведениях: публицистических, художественных, философских. С этим связан символический капитал “имени” писателя-беллетриста в аспекте синхронного изучения, а также детальный анализ последующих трансформаций его репутации в диахронии. Отдельная задача исследования – изучение эго-документов и мемуаров (реконструкция прагматики писателя-беллетриста в зеркале его самосознания). Значительная часть литературного наследия этих писателей не переиздавалась в современной орфографии, при этом в архивах сохранились черновики и рукописи набросков. Этот материал (в частности, связанный с творчеством Ахшарумова, Авенариуса, Данилевского и Мордовцева, Страхова, Соловьева и Эдельсона) будет введен в научный оборот.
Таким образом, научная новизна исследования заключается в воссоздании институциональной истории периферийных толстых журналов в аспекте деятельности издателя, цензора, писателя-беллетриста и критика. Исследователь полагает возможным через рассмотренные сюжеты описать типичные сценарии вхождения, закрепления в литературном поле, изучить экономические и социокультурные колебания, связанные с литературным именем писателя, относящегося к одному из второстепенных рядов литературы.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения инициативного исследования предполагается достижение следующих результатов:
1) восстановлена и описана институциональная история журналов "Заря" и "Всемирный труд";
2) осуществлен анализ литературной репутации критиков и беллетристов журналов "Заря" и "Всемирный труд";.
3) выявлены универсалии и переменные авторского творчества Н.Д. Ахшарумова и В.П. Авенариуса, Н.Я. Данилевского и Д.Л. Мордовцева;
4) представлен герменевтический подход к интерпретации мемуарных текстов писателей в контексте существующей литературной традиции;
5) введены в научный оборот ранее не издававшиеся рукописные тексты писателей (переписка, черновики художественных произведений и произведений, не предназначавшихся для печати при жизни автора);
6) подготовлено комментированное издание литературных воспоминаний и повестей названных писателей;
7) представлены доклады на международных конференциях, опубликованы статьи в рецензируемых изданиях.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В связи со своим периферийным статусом журналы «Заря» и «Всемирный труд» до недавнего времени не привлекали внимания исследователей, рассматриваясь исключительно как проходные и лишенные сколько-нибудь самостоятельной литературно-критической программы. В рамках реализации первого года исследовательского проекта мы сосредоточили своё внимание на реальной и институциональной истории журнала «Всемирный труд», изучив репутации его основных акторов и рассмотрев ключевые события, повлиявшие на динамику журнальных публикаций.
1) Подготовлена роспись журнала «Всемирный труд» (1867-1872), включающая в себя свыше 500 единиц. Рассмотрены институциональные факторы, влияющие на издание. Определен основной круг сотрудников издания: И.И. Лажечников, П.П. Каратыгин, Д.В. Аверкиев, Н.Д. Ахшарумов, Д.Л. Мордовцев, В.П. Авенариус, П.Д. Боборыкин, В.В. Крестовский, С.Н. Шубинский. По свидетельству Авенариуса, в дальнейшем Хан планировал пригласить и «литературных генералов» Тургенева и Толстого, сознавая, что время для такого решения еще не наступило. Однако как и «Библиотека для чтения», издаваемая П.Д. Боборыкиным, и «Литературная библиотека», издаваемая Ю.М. Богушевичем, «Всемирный труд» не смог привлечь известных писателей, кроме Островского, вскоре прекративших сотрудничество с изданием Хана. Примечательно, что за немногим исключением никто из участвующих в издании не обрел сколько-нибудь устойчивой литературной славы. Журнал, чья непоследовательность довольно быстро стала притчей во языцех, собрал вокруг себя именно беллетристов «второго» и «третьего» литературного рядов, и при отсутствии сколько-нибудь прочерченной линии, не оказал никакого положительного влияния на их «социальный престиж».
2) Выявлено три периода в функционировании журнала, связанные со сменой тактик и стратегий издателя:
а) начальный период (1867-1868). Журнал под редакцией Э.А. Хана позиционирует себя как преемник «Эпохи» и «Отечественных записок», приглашая Н.Н. Страхова и Н.И. Соловьева. В числе планируемых сотрудников литераторы первого ряда: А.Ф. Писемский, А.Н. Островский, а также беллетристы антинигилистического направления: Н.С. Лесков, Вс. В. Крестовский, Н.Д. Ахшарумов, В.П. Авенариус. Редакция не готова защищать собственных сотрудников, что отвращает от участия в журнальном проекте Писемского и Островского, и меняет планы Лескова, испытывающего материальную нужду. Особенно показательна статья Лескова, появившаяся в «Литературной библиотеке» - издании, которое было обещано всем подписчикам журнала «Всемирный труд». Присоединяясь к обличительной печати, Лесков назвал журнал Хана «собранием литературного хлама»;
б) институциональный кризис (1868-1870). Журнал под редакцией Э.А. Хана стремительно теряет сотрудников, переходящих в другие издания («Отечественные записки», «Вестник Европы», «Заря»). Пропорционально уходу литераторов первого ряда, журнал утрачивает большую часть подписчиков. Смерть Е.Н. Эдельсона и уход Н.И. Соловьева «обнажает» литературно-критический отдел. По-прежнему верным сотрудником издания остается Н.Д. Ахшарумов, однако его статьи не могут конкурировать с обзорами, публикуемыми в других изданиях. На этом фоне успешнее выглядит «Вестник Европы», в котором печатается роман И.А. Гончарова «Обрыв», и «Заря», где появляются произведения Ф.М. Достоевского («Вечный муж») и Л.Н. Толстого («Кавказский пленник»);
в) последствия кризиса и закрытие издания (1871-1872). Осознавая крах своего предприятия, Э.А. Хан передает журнал С.С. Окрейцу, который пытается изменить вектор издания, обратив его в сторону радикальной прессы. Издание теряет основную часть «умеренных сотрудников» и заполняет пустоты романами французских натуралистов. По свидетельствам Е.И. Жуковской, Окрейц готов был передать журнал ее мужу Ю.Г. Жуковскому, оставившему залог, однако после третьего правительственного предупреждения журнал был остановлен и закрыт.
3) Актуализированы и введены в научный оборот материалы, имеющие отношение к истории сотрудников журнала «Всемирный труд» (1867-1871), изучены источники личного происхождения и эго-документы, хранящиеся в РГАЛИ, РНБ и ИРЛИ РАН (П.Д. Боборыкин, Е.С. Жуковская, В.П. Авенариус, Н.С. Лесков, Н.Н. Страхов, Е.Н. Эдельсон).
4) Опубликована статья о повести Н.Д. Ахшарумова «Граждане леса» в контексте его литературной и критической деятельности («Сибирский филологический журнал»). Создав завязь одного из вариантов антиутопического сюжета, столь востребованного в веке XX, писатель не сумел согласовать форму и содержание. Осуществленный анализ произведения свидетельствует о настоятельной потребности комментированного издания повести и других произведений писателя. Второй аспект, изученный в рамках реализации проекта – совмещение писательской и публицистической работы. Концепты статьи «О порабощении искусства» отзываются в сюжетах «Игрока» и «Натурщицы», «Граждане леса» продолжают рассуждения, ранее высказанные по поводу «Преступления и наказания», сказанное в разборе «Войны и мира» по-своему отражается в позднем романе «Во что бы ни стало».
6) В научный оборот введен очерк В.П. Авенариуса «Вечер в редакции», в котором раскрывается литературный быт редакции журнала «Всемирный труд» (опубликована статья и комментарий в журнале «Литературный факт»). Небольшой эпизод, маркированный подзаголовком «Из литературных воспоминаний шестидесятника», связан со встречей редакции в доме Э.А. Хана. Относясь к достоверности этих воспоминаний с позитивистским недоверием (между описанными событиями и рассказом о них прошло более 30 лет), мы рассматриваем его как слагаемое авторского биографического мифа.
Неоднородное литературное наследие Авенариуса позволяет увидеть типичные стороны его творчества. Не романтик и не реалист, человек без каких-либо эстетических убеждений, в начале пути он избрал сюжет и стиль, подсказанный полемической эпохой. Видя возможные риски для социальной репутации, он, всю жизнь совмещающий литературную деятельность со службой в департаменте, не только переработал свои ранние произведения, исключив из них множество скандальных подробностей, но и сменил ориентир, выбрав сначала модель неангажированного повествования, выработанную эпигонами Лермонтова (в первую очередь В.А. Соллогубом и М.В. Авдеевым), а в дальнейшем избрав наименее опасную и не требующую серьезных творческих успехов сферу детской литературы и популярной биографики. Так, он нашел себя в исторической и биографической беллетристике, едва ли не первым заложив основы популярной пушкинианы, тиражируя сюжеты из жизни классиков и представляя их для чтения юношеству. Такое движение от сюжета к сюжету, от темы к теме свидетельствует о компромиссном характере творчества Авенариуса, и в то же время демонстрирует опознаваемые стратегии, классификация которых может приблизить исследователя к изучению модели поведения среднестатистического писателя-беллетриста.
7) Прекрасно осознавая свою принадлежность к «второстепенным» литературным деятелям , Авенариус не ставил своей целью писать мемуары. Исключение составляет очерк «Вечер в редакции», опубликованный в составе «Пушкинского сборника», появившегося в печати в 1899-м году. В центре очерка один из малозаметных эпизодов из истории литературного быта 1860-х годов – литературный вечер, организованный М.А. Ханом в редакции журнала «Всемирный труд». Несмотря на разногласия, очевидно, существующие в редакции, Авенариус идиллически описывает чтения А.Ф. Писемского и исполнение городских романсов Вс. Крестовским и Н.С. Лесковым. Существующие конфликты оказались не существенными на определенной временной дистанции: «С тех пор протекло слишком тридцать лет, и ни одного из писателей, о которых выше рассказано, нет уже в живых. Но как для полноты ландшафта необходимы также кустарник, трава, полевые цветы, так и поле литературы не могло бы совершенно обойтись без второстепенных деятелей. Вечная же память отошедшим собратьям!» [Авенариус 2024. С. 20].
8) По материалам, изученным в первый год проекта представлено 8 докладов на научно-практических конференциях. Содержание этих докладов раскрывается в пунктах 1-7. Наряду с научными статьями, к печати подготовлены две рецензии на научные издания по теме исследования, а также статьи биобиблиографического содержания (Н.Д. Ахшарумов, В.П. Авенариус) для специализированных изданий.
Публикации
1. Козлов А.Е. Повесть Н. Д. Ахшарумова «Граждане леса» в контексте философско-эстетической борьбы 1860-х годов Сибирский филологический журнал, № 1. С. 67-81. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.17223/18137083/86/5
2. Козлов А.Е. В.П. Авенариус. Вечер в редакции (из литературных воспоминаний шестидесятника) / вступ. ст., подгот. текста и примеч. А.Е. Козлова Литературный факт, № 1 (31). С. 8–31 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-31-8-31
3. Алексеева Е.М., Козлов А.Е. Журнал «Всемирный труд»: к вопросу о научном изучении Коммуникативная культура: история и современность : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 26 окт. 2023 г. /, Новосибирск: Изд-во НГУ, 2023. С.17-20. (год публикации - 2023)