КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-10255

НазваниеРазвитие концепции мультикоммуникационной логистической системы на базе формирования статистики логистики высокотехнологичных предприятий и региональной экономики в условиях импортозамещения и цифровой трансформации (на примере Калужской области)

РуководительКузнецова Анастасия Александровна, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Калужская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-156 - Региональная и городская экономика

Ключевые словаРегиональная логистика. Мультикоммуникационная система. Информационная логистика. Экономическая статистика. Логистические центры.

Код ГРНТИ06.61.43


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Ведущим звеном экономики государства, составляющим материальный базис и представляющим возможности для развития финансового потенциала, являются находящиеся на соответствующей территории динамично развивающиеся промышленные компании, занимающие востребованные, актуальные рыночные сегменты. От степени инновационности предприятий в конечном итоге зависит, на сколько государство сможет выполнять необходимые функции, связанные с жизнеобеспечением населения, обеспечением безопасности государства, социальной политикой. Именно поэтому проблематика формирования инновационных предприятий в динамично развивающейся экономической среде приковывает к себе пристальное внимание менеджеров на всех уровнях. Важность решения бизнес-задач на уровне системных прорывных технологий была подчеркнута Президентом Российской Федерации при поддержке реализации Национальной технологической инициативы, предполагающей комплекс мероприятий по продвижению наукоемкой продукции и услуг отечественных производителей. Новейший способ решения оптимизации и моделирования многоаспектных и высоко динамичных экономических систем связан с применением мультиагентных технологий. Нерешенной проблемой повышения эффективности деятельности промышленных и логистических структур является рассогласование материальных и информационных потоков участников цепей поставок и транспортировок, что приводит к увеличению сроков поставок, затовариванию складов и простою транспорта. Поэтому целесообразным представляется сосредоточение усилий институтов экономики по внедрению мультикоммуникационной логистической системы. Мультикоммуникационная логистическая система объединяет в себе базы данных и знаний участников поставок и интеграционных отношений, обеспечивает прозрачность финансовых потоков товаропроводящей цепи, минимизирует временные потери и альтернативные убытки предпринимателей и упущенные возможности государства. Создание механизма для синергетического эффекта рыночных субъектов и институтов, методик управления рассогласованных логистических потоков подтверждается данными о структуре рынка транспортно-логистических услуг, неразвитыми сегментами которого по-прежнему остаются сервисная логистика, логистический консалтинг, электронная торговля на рынках В2В. В последние несколько лет признанной тенденцией на логистическом рынке является формат цифровой логистики. Однако промышленность находится на 8 месте в рейтинге диджитилизации экономики. Что касается анализа деятельности логистических структур мезо уровня, то он показывает, что отсутствует централизованная система сбора логистической отчетности. Комплексная оценка эффективности логистических систем мезо уровня тем самым затруднена. Несмотря на то, что в ведущих регионах страны, включая инвестиционно развитую Калужскую область, распространение получили обслуживающие товаропотоки промышленных предприятий комплексы логистической инфраструктуры в виде логистических парков и деревень. При этом на основании имеющихся заделов в системе государственной статистики можно получить только порядка 18% информативных показателей по мониторингу этих структур с учетом нынешней технологичности логистического управления. А в условиях вынужденной замкнутости российской экономики и необходимости развития новых внешних связей проблема высокопродуктивности и эффективности логистического сектора получает еще больший резонанс. При этом предлагаемая экспертная оценка региональных логистических систем когда-то Всемирным банком утратила значение для РФ на современном этапе. Вышеизложенные проблемы и тенденции свидетельствуют об актуальности представленного проекта, посвященного разработке комплексной методики и концепции управления рассогласованными логистическими потоками предприятий и логистических комплексов с использованием преимуществ финансового инструментария и мультиагентных технологий.

Ожидаемые результаты
Объективизация бизнес-отношений на всех участках товаропроводящей сети, высокая степень информатизации хозяйственных процессов, построение многофакторных бизнес-моделей, что в конечном счете позволяет минимизировать издержки на всех этапах движения логистических ресурсов на микро, мезо, макро уровнях. Объективизация контроля за поставками логистическими провайдерами, составляющими ядро транспортно-логистического кластера Калужской области, позволяет им достигать уровня 4PL.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проведен опрос и проанализированы результаты опроса о состоянии и качестве логистической деятельности предприятий Калужской области. На основании опроса выявлены тенденции развития логистического менеджмента в условиях санкционных ограничений. Предложен механизм гибкого управления контрактами на поставку, предполагающий технологическую новацию для бизнес-среды. Актуальность поднятой авторами проблемы определяется тем, что в теории и практике логистического менеджмента не раскрыт такой его элемент, как информационное обеспечение управления товародвижением. В опубликованных на данный момент работах раскрывается роль логистического анализа в системе управления запасами предприятий, но отсутствует системная критериальная база как основа информационного обеспечения в логистике, отсутствуют рекомендации по интерпретации показателей. Авторы проекта обосновали систему объективных показателей, отражающих эффективность логистической системы высокотехнологичных промышленных предприятий, служащих для принятия решений в сфере совершенствования управления запасами. Проведен обзор подходов по анализу логистической системы предприятия. Вместе с тем на основе опыта и финансового анализа машиностроительных предприятий Калужской области, которые в последние годы стабильно вносят весомый вклад в валовый региональный продукт, представлено авторское видение по составу количественных показателей, составляющих информационную базу логистического анализа. Кроме того, представленная информационная база логистического анализа содержит критерии эффективности, с необходимостью учета которых российский бизнес столкнулся с учетом перехода к Индустрии 4.0 и в условиях санкционных ограничений. Показатели этого рода включены в информационную базу логистики снабжения и сбыта на основе выявления трендов логистики, появившихся в сложившихся санкционных условиях и в результате использования цифровых технологий. Применение разработанной системы показателей, по мнению авторов, позволяет найти новые точки роста и оптимизации товародвижения компании, снижает риски принятия решений в системе логистического менеджмента промышленных компаний. Использование параметров эффективности логистической системы предприятий позволяют им выйти на качественно новый уровень организации товародвижения и доставки. В результате при сборе параметров в автоматическом режиме создаются предпосылки образования нового научного направления – умной логистики на микро уровне. Умная логистика, по мнению авторов, своими объектом и субъектом возьмет традиционные объекты и субъекты логистического менеджмента. А вот методы управления потребуют уточнений в связи с открывающимися возможностями при использовании интернет-технологий. Сделан анализ текущего состояния транспортно-логистического кластера Калужской области, а также обозначен его потенциал в социально-экономическом развитии региона. Обоснована важность развития транспортно-логистической инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов и формирования конкурентных преимуществ региона. Определен организационный механизм регулирования деятельности транспортно-логистического кластера. Сделан критический обзор существующих систем оценки региональных и территориальных логистических систем. Проведен анализ показателей транспорта и логистики в системе государственной статистики. В результате предложен авторский комплексный рейтинг развития региональной логистики с учетом развития РФ в условиях санкций, а также с выявлением потенциала применения цифровых технологий в логистической сфере. Авторский подход к рейтингованию региональных логистических систем, по сути, вводит в российскую статистику оценочные критерии развивающихся логистических центров в экономике регионов.

 

Публикации

1. Кузнецова А.А., Гранков П.Ю., Синеглазова В.Ю. Опыт и перспективы количественной оценки транспортно-логистических систем регионов и городов Менеджмент и бизнес-администрирование, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33983/2075-1826-2023-4-хх-хх

2. Кузнецова А.А., Гранков П.Ю., Синеглазова В.Ю. Логистический анализ промышленной компании: критериальная база Вестник Евразийской науки, №5. Т 15 (год публикации - 2023)

3. Кузнецова А.А., Гранков П.Ю., Синеглазова В.Ю. Оценка современного состояния и перспективы развития транспортно-логистического кластера Калужской области Российский экономический интернет-журнал, - (год публикации - 2023)

4. Кузнецова А.А., Гранков П.Ю., Синеглазова В.Ю. Исследование состояния и перспектив развития логистического менеджмента промышленных компаний и логистических провайдеров Калужской области Российский экономический интернет-журнал, - (год публикации - 2023)