КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01515

НазваниеЭмоциональное благополучие школьника: особенности индивидуальных различий и академическая успешность

РуководительПечеркина Анна Александровна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаБлагополучие, эмоциональное благополучие, эмоциональное благополучие школьника, академическая успешность, индивидуальные различия

Код ГРНТИ15.21.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В последние десятилетия вопрос сохранения благополучия становится особо значимым не только в России, но и во многих странах мира. Об этом свидетельствует рост интереса исследователей к проблеме благополучия в целом ряде наук – от экономики до психологии. Сегодня в мировой психологической науке выделяются различные виды благополучия – психологическое, субъективное, личностное, духовное, социальное, профессиональное и эмоциональное. Среди данных видов следует отметить эмоциональное благополучие, исследования которого в науке носят нечеткий и несистематизированный характер. Так, до сих пор отсутствует единый подход в определении эмоционального благополучия; не обозначены четкие критерии, разграничивающие эмоциональное благополучие и неблагополучие; отсутствует единый подход к психодиагностике и разработке методик воздействия с целью достижения эмоционального благополучия; не определена природа индивидуальных различий, соответственно, отсутствуют данные о генетической обусловленности данного феномена. Вместе с тем, в условиях постоянных изменений и преобразований во всех сферах жизни человека, ему приходится все время находиться в ситуации повышенного напряжения и эмоционального реагирования. И если взрослый человек обладает рядом сформированных инструментов по профилактике эмоциональных нарушений, то ребенку порой бывает очень сложно с этим справиться. Соответственно, неумение справляться с этим может приводить к снижению академической успешности у школьников. В условиях, когда активно развиваются технологии, когда идет постоянное соревнование в достижениях за научно-техническое первенство, когда идет ориентация на создание и поддержку прорывных научных исследований, особенно остро встает вопрос о тех людях, которые способны на такие достижения, от которых зависит, в конечном итоге, развитие страны и ее конкурентоспособность. Соответственно, становится исключительно важным понимание тех индивидуально-психологических особенностей, которые на это влияют, а также процесса обучения и специфики его проявления в различные периоды жизни современного школьника, осознание роли условий социальной среды в формировании эмоционального благополучия. Данный проект направлен на теоретическое и эмпирическое изучение индивидуальных различий эмоционального благополучия школьника. Проблема индивидуальных различий в эмоциональном благополучии требует тщательного изучения, поскольку все общепсихологические закономерности реализуются в разнообразии индивидуальных различий. Впервые эмоциональное благополучие школьника будет рассматриваться с позиции дифференциальной психологии. Акцент в исследовании будет сделан на анализе успешности обучения и его влиянии на формирование индивидуальных различий в эмоциональном благополучии на выборке школьников средних и старших классов. Полученные в рамках данного исследования результаты будут способствовать совершенствованию программ обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, повышению их академической успешности. В условиях, когда в системе образования сделан акцент на персонализацию обучения, на выбор индивидуальных образовательных траекторий, на гармоничное развитие личности школьника, эмоционально благополучная образовательная среда начинает играть важную роль.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта будут впервые изучены индивидуальные различия эмоционального благополучия в школьном возрасте, а также определена роль академической успешности в их формировании. Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта: 1. Выделены и систематизированы факторы среды в формировании индивидуальных различий в психологических показателях эмоционального благополучия. 2. Определены особенности индивидуальных различий в эмоциональном благополучии школьников, систематизированы и описаны. 3. Установлены взаимосвязи показателей эмоционального благополучия и академической успешности в среднем и старшем школьном возрасте 4. Описана возрастная и гендерная специфика показателей эмоционального благополучия в зависимости от академической успешности как фактора микросреды. 5. Сформирована база данных по индивидуально-психологическим особенностям эмоционального благополучия школьников 5-11 классов. 6. Подготовлены научные статьи и публикации, индексируемые в РИНЦ (не менее 3 статей), WoS/Scopus (не менее 2 публикаций) и устные или постерные доклады на международных научных мероприятиях (не менее 4 докладов). Полученные в рамках данного исследования результаты имеют значение для развития приоритетного направления развития науки и внесет вклад в формирование возможностей эффективного ответа российского общества на большие вызовы в части повышения академической успешности школьников и разработки программ обучения, направленных на максимальное раскрытие индивидуальных особенностей школьников.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Вопросам эмоционального благополучия сегодня уделяется большое внимание, о чем свидетельствует значительное число исследований на эту тему. Вместе с тем в психологической науке отсутствует единое, общепринятое представление о содержании данного феномена. Проведенный теоретический анализ позволил установить, что к настоящему времени сложилось несколько подходов к рассмотрению содержания понятия «эмоциональное благополучие»: 1. Эмоциональное благополучие как интегральная характеристика эмоциональной сферы человека (Л. В. Куликов; Ю. Б. Григорова; C. L. Park; S. C. Feller et al. и др.). 2. Эмоциональное благополучие как показатель успешности эмоциональной саморегуляции (Д. С. Никулина; N. S. Schutte; M. B. Ferreira; M. Morelli). 3. Эмоциональное благополучие как синоним понятия «эмоциональное здоровье» (Л.В. Тарабакина; A. Paterson, R. Grantham; L. K. Lades). При рассмотрении эмоционального благополучия школьников особая роль отводится академической успешности. При этом данные о взаимосвязи академической успешности и эмоционального благополучия, а также проявлении половых различий неоднозначны. В рамках данного проекта нами сформулировано определение эмоционального благополучия школьника как стабильного эмоционально-положительного состояния обучающегося в образовательной среде, основанное на удовлетворении потребностей, соответствующих возрасту, осознании переживания собственных эмоций и владении навыками эмоциональной регуляции. Теоретико-методологическим основанием исследования являются общеметодологические принципы психологии: принцип развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский), принцип системности (П.К. Анохин, В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов и др.), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн). Теоретической основой исследования эмоционального благополучия являются концепция субъективного благополучия (N. Bradburn, E. Dinner); концепция психологического благополучия (C. Ryff); теория самодетерминации личности (M. Seligman, R.M. Ryan, E.L. Deci); теория экологических систем (U. Bronfenbrenner), а также современные представления о средовых факторах развития (С.Б. Малых, Е.Р. Слободская, M.H. Bomstein, C. Hertzman и др.). В результате анализа научных источников выявлены факторы и проведена их систематизация по двум основаниям: факторы средового измерения и индивидуально-личностные факторы. 1. Средовое измерение представлено факторами внешней среды и рассматривается с позиции экологического подхода У. Бронфенбреннера: Микросистема включает социальные условия жизнедеятельности школьника, прежде всего, образовательную и семейную микросреды. Мезосистема включает взаимосвязи между отдельными микросистемами, в частности продуктивность общения учащегося с педагогами. Экзосистема включает особенности профессиональной деятельности родителей и социально-экономический статус семьи. Макросистема включает социально-экономические условия, культурные ценности, законы и традиции государства. Наиболее важную роль в формировании эмоционального благополучия играет макросистема, так как обладает способностью воздействовать на все другие подсистемы. 2. Индивидуально-личностные факторы включают: - Личностные характеристики школьника, определяющие предрасположенность к эмоциональному благополучию. Установлена важность следующих характеристик – нейротизм, экстраверсия, дружелюбие, добросовестность и открытость опыту. - Уверенность в себе или позитивная оценка школьником собственных навыков и способностей, как необходимых для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность в себе является главной движущей силой, лежащей в основе позитивного мышления человека, эмоционального и психологического благополучия. Она связана с самооценкой, т.е. представлением школьника о самом себе, собственной личности и деятельности в рамках школьного коллектива. - Психическая устойчивость позволяет переносить жизненные трудности, вне зависимости от обстоятельств, в которых оказался человек и оценивает почему он эмоционально реагирует на события. Важную роль играют эмоциональная осознанность и эмоциональная регуляция, так как позволяют в сложных, стрессовых ситуациях фокусироваться на переживаниях настоящего момента. - Эмоциональные состояния – высокий позитивный аффект как состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противовес унынию и вялости (низкий позитивный аффект) и настроение как состояние, формирующее эмоциональный фон для учебной деятельности школьника, детерминируют эмоциональное благополучие. На основании теоретических представлений об эмоциональном благополучии и представлении о его факторах нами был сформирован пакет методик исследования: 1. Демографический опросник: для сбора общих сведений; сведений о семье, сведений о школе (содержит в том числе вопросы для определения академической успешности как показателе, объединяющем формальную успеваемость и удовлетворенность школьника собственными результатами учебной деятельности). 2. Опросник «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников» (MSLS/ШУДЖИ) (Е.С. Хюбнер, 1994, в адаптации Сычева О.А., Гордеевой Т.О., Лункиной М.В., Осина Е.Н., Сидневой А.Н.). 3. Опросник «Большая Пятерка – детский вариант» (BFQ-C)» (Barbaranelli С., Caprara G.V., Rabasca A., Pastorelli C., 2003, в адаптации Малых С.Б., Тихомировой Т.Н., Васина Г.М., Воронина И.А.). 4. Опросник «Психическая устойчивость» (MTQ10) (Clough, Earle, & Sewell, 2002, в адаптации Малых С.Б., Исматуллиной В.И., Колясникова П.В., Лобасковой М.М.). 5. Методика «Шкалы позитивного и негативного аффекта» (ШПАНА) (Осин Е.Н., 2012). 6. Тест «SDQ» (сильные и слабые стороны) (Goodman R., 2001). 7. Детская шкала дневной сонливости (PDSS) (Randler et al., 2019, в адаптации Малых С.Б., Васина Г.М., Воронина И.А., Тихомировой Т.Н.). Для сбора эмпирических данных была выбрана исследовательская платформа QUESTIONSTAR. В исследовании приняли участие 1003 ученика 5-11 классов школ г. Екатеринбурга. К полученным научным результатам относятся: 1. Определены теоретико-методологические подходы и методологические основания исследования индивидуальных различий эмоционального благополучия школьников. 2. Сформулировано авторское определение понятия «эмоциональное благополучие школьника». 3. Определены и описаны факторы эмоционального благополучия, систематизированные по двум основаниям – факторы средового измерения и индивидуально-личностные факторы. 4. Сформирован пакет психодиагностических методик, подготовлена для сбора данных психодиагностическая платформа, проведен сбор данных. С промежуточными результатами проекта можно ознакомиться здесь: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3327/1180; https://pnojournal.wordpress.com/2023/11/02/pecherkina/ https://poisknews.ru/themes/psihologiya/kak-shkolnikam-i-roditelyam-perezhit-period-ekzamenov-psiholog/ https://urfu.ru/ru/news/46963/

 

Публикации

1. Печеркина А.А., Борисов Г.И., Катькало К.Д. Factors contributing to the emotional well-being of schoolchildren Перспективы науки и образования, № 5 (65), С. 536-548. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.31

2. Печеркина А.А., Катькало К.Д., Борисов Г. И. Эмоциональное благополучие школьников: теоретические основания и перспективы исследования Образование и наука, Т. 25, №.25, С. 134-161. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-134-161

3. Катькало К.Д., Печеркина А.А. On the issue of studying individual differences in the emotional well-being of schoolchildren Child in a Digital World. Moscow: Moscow University Press, C. 131 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.61365/forum.2023.107

4. Печеркина А.А., Катькало К.Д., Борисов Г.И. Направления рассмотрения эмоционального благополучия школьника Детство, открытое миру. сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Издательство Омский государственный педагогический университет», С. 154-155. (год публикации - 2023)

5. - В стрессовых ситуациях важно продумывать варианты развития событий Сайт Уральского федерального университета, - (год публикации - )

6. - Как школьникам и родителям пережить период экзаменов — психолог Газета "Поиск", 29.05.2023 (год публикации - )