КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00830

НазваниеПроактивное поведение на уровне фирмы: мотивация, возможности, барьеры и эффекты на личностном и организационном уровнях

РуководительПлахотник Мария Сергеевна, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-157 - Экономика предпринимательства, организация и управление предприятиями

Ключевые словаПроактивность, предпринимательское поведение, человеческий капитал, организационная психология, теория организации, когнитивные способности, характеристики личности, инновационные способности.

Код ГРНТИ06.39.41


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность и научная значимость обозначенной проблемы определяется междисциплинарным характером предлагаемого исследования, а также возможностью осуществления значимого вклада в несколько областей научного знания. В частности, взгляд на проявление феномена проактивности с точки зрения организационной психологии позволяет углубить понимание факторов и эффектов проактивности на индивидуальном и организационном уровнях. Феномен проактивности становится все более актуальным в современных условиях бизнес-среды, которая характеризуется высоким уровнем неопределенности и волатильности, что вызывает необходимость постоянного поиска новых идей и инноваций на разных организационных уровнях [Parker, 2000; Sonnentag, 2003]. Известно, что проактивные люди, например, лучше выполняют свою работу [Thompson, 2005], более успешны в карьере [Seibert, Crant, Kraimer, 1999], и, как правило, способны вносить ценный вклад в развитие организации на постоянной основе [Mirvis and Hall, 1996]. Помимо проактивности на индивидуальном уровне, все более актуальным становится проактивное поведение на уровне фирмы, которое направлено на постоянный поиск новых возможностей с целью создания новых источников конкурентного преимущества [Covin and Slevin, 1991]. Рассмотрение этих вопросов (проактивность фирмы и проактивность сотрудников) как взаимосвязанных является важной особенностью предлагаемого проекта, что возможно за счет междисциплинарности исследовательской команды. Наше исследование ставит цель комплексного изучения феномена проактивности в разных контекстах российской бизнес-среды с фокусом на возможные особенности проявления проактивности в России по отношению к развитым странам, что позволит уточнить концептуализацию данного феномена и операционализацию соответствующего конструкта с учетом российских реалий. Научная новизна исследования заключается в: 1. развитии теории предпринимательства с точки зрения уточнения роли организационного и более широкого институционального и культурного контекста в формировании проактивного поведения на индивидуальном и организационном уровнях. На индивидуальном уровне предполагается вклад с точки зрения влияния психологических и личностных особенностей руководителей и сотрудников компании в инновационном развитии фирмы. На организационном уровне планируем расширить теорию стратегического предпринимательства за счет выявления связей между человеческим капиталом руководителей и сотрудников и инновационным поведением фирмы. Кроме того, предполагается использование теоретико-методологического аппарата социологии организаций и организационной теории, включая традицию нового институционализма для рассмотрения соответствующих вопросов; 2. в теоретическом обосновании феномена проактивности и его концептуализации с точки зрения теории стратегического лидерства и теории высшего эшелона; 3. уточнении роли разных аспектов проактивного поведения руководителей российских компаний из разных отраслей в процессе управления компанией и принятия решения относительно развития стратегического предпринимательского поведения; 4. определении механизма связи между проактивным поведением руководителя компании и результатами деятельности; 5. концептуализации и эмпирической верификации связей между: а) характеристиками контекста и личности индивида и уровнем проактивности в организации и за ее пределами; б) личностными характеристиками руководителя компании и уровнем проактивного поведения фирмы; 6. развитии методологии эмпирических исследований, на основе комбинирования методов этнографии, интервью и опросов руководителей и сотрудников компании через повторные панельные наблюдения поведения индивидов для повышения надежности и улучшения качества измерений основных конструктов исследования.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые научные результаты исследования и их значимость заключаются: (1) Развитие теории Проект предполагает значимый вклад в несколько областей научного знания, т.к. объединяет ряд важных теорий, в частности, теорию предпринимательства, теорию человеческого капитала, теорию стратегического лидерства, теории агентности. Ответы на исследовательские вопросы, поставленные в рамках проекта, требуют использования и развития теории предпринимательства, как с точки зрения организационной психологии и социологии организаций, так и с точки зрения уточнения роли человеческого капитала в формировании предпринимательского поведения на индивидуальном и организационном уровнях. На индивидуальном уровне исследование анализирует влияние психологических и личностных особенностей лидеров в успехе новой фирмы, теоретически обосновывает феномен проактивного поведения руководителей. На организационном уровне проект предполагает расширение теории стратегического предпринимательства за счет выявления связей между человеческим капиталом лидеров и сотрудников и предпринимательским поведением фирмы, а также более широкой институциональной и культурной средой. Таким образом, теоретические конструкты и переменные, а также логика их взаимосвязи позволят выдвинуть ряд гипотез о том, что в условиях неопределённости бизнес-среды и возрастающей конкуренции, черты личности и индивидуальные характеристики руководителей оказывают особое влияние на эффективность стратегического поведения компаний. Ключевой особенностью выдвигаемых гипотез является предположение о гетерогенности факторов и контекстов, определяющих человеческий капитал индивидуумов и его связи с предпринимательским поведением. Тестирование гипотез позволяет объяснить существующие расхождения в традиционном портрете руководителя и развить теорию предпринимательства, теорию стратегического лидерства, теории агентности (включая как социологические, так и психологические разработки). Реализация исследования будет способствовать дальнейшему развитию теории и методологии исследований роли человеческого капитала в поведении фиры, в том числе, в контексте рынка развивающейся экономики. Выбранное исследовательское направление, с одной стороны, соответствует современным глобальным тенденциям развития области исследований предпринимательства, а с другой стороны, должно заполнить «пробел» в понимании роли личностных характеристик в предпринимательском поведении российских фирм, что способствует росту инновационной экономики России. (2) Развитие методологии: Методология исследования позволяет выявить связь между человеческим капиталом и предпринимательским поведением фирмы с учетом разнообразия факторов и контекстов. Ключевой особенностью исследовательского проекта является эмпирическая проверка заявленных теоретических моделей и определение связи на индивидуальном и организационном уровнях. Для операционализации моделей будут использоваться как качественные, так и количественные методы исследования. Качественные методы исследования включают этнографию, глубинные интервью, сбор вторичных данных из открытых источников. Результатом качественного этапа исследования станет разработанная теоретическая модель связи между контекстом и проактивностью на индивидуальном и организационном уровнях, которая будет протестирована на втором этапе эмпирического исследования с помощью количественных методов. На втором этапе будет проведен опрос российских компаний с помощью разработанной анкеты. Собранные данные будут протестированы с помощью эконометрических моделей, таких как моделирование структурными уравнениями, метод главных компонент, а также идентифицировать механизмы корреляции переменных и их изменения через анализ эффектов медиации и модерации. Этот методологический подход можно назвать новым в области исследования предпринимательского поведения и позволяющим получить более точную модель для оценивания причинно-следственной связи индивидуальных характеристик предпринимателей и поведением фирмы в периоды кризиса или в ответ на другие внешние шоки. (3) Получение новых эмпирических знаний: Используя продвинутые методы анализа и возможности комбинированного исследовательского дизайна, исследование позволит объяснить проактивное поведение на уровне фирмы с учетом уникальности, усложнения и скорости изменений современной бизнес-среды. В качестве эмпирических результатов будут представлены предельные эффекты с оценкой статистической значимости, их экономическая интерпретация и обсуждение эффектов применительно к поставленному исследовательскому вопросу в рамках проекта. Помимо этого - будет проведена оценка и концептуализация психологических и личностных особенностей руководителей и сотрудников и разнообразия с целью дальнейшего использования для объяснения предпринимательского поведения фирм.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект «№ 23-18-00830 «Проактивное поведение на уровне фирмы: мотивация, возможности, барьеры и эффекты на личностном и организационном уровнях». Отчет по 1 этапу реализации проекта (2023 год). В рамках реализации первого этапа проекта, направленного на комплексное изучение феномена проактивности в разных контекстах российской бизнес-среды с фокусом на возможные особенности проявления проактивности в России, исследовательской командой был проведен всесторонний анализ литературы на тему проактивности, разработаны концептуальные модели и гипотезы исследования, проведена эмпирическая проверка моделей. Результаты позволили сделать следующее: (1) расширить и углубить понимание феномена проактивности на трех уровнях – на уровне руководителя, сотрудника и фирмы, а так же его факторов и ограничений с учетом сложного российского контекста; (2) установить, что проактивность может увеличить уровень предпринимательской вовлеченности нарождающихся предпринимателей, а субъективное благополучие и обучение предпринимательству усиливают эту связь; (3) выявить, что обслуживающее лидерство как форма проактивности положительно влияет на качество командной работы, которое в свою очередь влияет на эффективность командной работы и ролевое поведение индивида. Кроме того, было выявлено, что использование онлайн-платформы не укрепляет взаимосвязь между качеством командной работы и результативностью команды, обслуживающим лидерством и качеством командной работы, качеством командной работы и ролевым поведением личности. Настоящее исследование способствует достижению концептуальной ясности в отношении понятия проактивности, а также согласованности между этим понятием и такими теоретическими концепциями как, индивидуальная предпринимательская ориентация и предпринимательское лидерство, которые играют важную роль в исследованиях в сфере предпринимательства и менеджмента. Также настоящее исследование решает теоретическую проблему выявления факторов, определяющих успешность предпринимательской деятельности, гибкость и способность к адаптации устоявшихся фирм. Всего в течение первого этапа реализации проекта две статьи были опубликованы/приняты к публикации в высокорейтинговых научных реферируемых журналах, индексируемых в базах Scopus или Web of Science или РИНЦ: 1. Волкова Н. В. Модель изучения организационного социального капитала поколений [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2023. Т. 13. № 3. С. 201-226. (импакт-фактор CiteScore 0.5 (2022), импакт-фактор SJR 0.135 (2022), входит в четвертый квартиль Q4) 2. Plakhotnik M. How do Editors Use Editorials to Lead Their Journals? Insights from the Field of Human Resource Management. Learned Publishing (принята к публикации) (импакт-фактор CiteScore 4.3 (2022), импакт-фактор SJR 0.758 (2022), входит в первый квартиль Q1) Участниками проекта было представлено шесть научных докладов с целью обсуждения промежуточных результатов исследования на пяти ведущих российских и международных конференциях таких как VI Всероссийская научно-практической конференция «Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика», 6-я Международная конференция Entrepreneurship for Sustainability & Impact (ESI) (6th International Conference “Entrepreneurship for Sustainability & Impact”), Международная научная конференция «Глобальные вызовы цифровой трансформации рынков», Международная научная конференция «Ананьевские чтения - 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития», Ежегодная конференция Академии Менеджмента Участие в конференциях позволило получить ценные советы по дальнейшему развитию и улучшению представленных исследований и подготовить статьи к публикации.

 

Публикации

1. Волкова Н.В. Модель изучения организационного социального капитала поколений Организационная психология, Организационная психология, 2023. Т. 13. № 3. С. 201-226 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-3-201-226

2. Плахотник М.С. How do Editors Use Editorials to Lead Their Journals? Insights from the Field of Human Resource Management Learned Publishing, - (год публикации - 2023)