КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-10173

НазваниеОрганизационная адаптация немажоритарных политических институтов к реформированию, политическим и конституционным изменениям в современной России

РуководительГригорьев Иван Сергеевич, Кандидат политических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2025 

Конкурс№71 - Конкурс 2022 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-254 - Политические институты и процессы

Ключевые слованемажоритарные политические институты; организационная адаптация; реформы;

Код ГРНТИ11.15.45


СтатусЗакрыт досрочно


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В последние десятилетия наметился тренд к более широкому применению для решения стоящих перед обществом задач так называемых немажоритарных политических институтов. В отличие от традиционных мажоритарных демократических институтов подотчётности, контроля и обратной связи, немажоритарные институты встроены в политическую систему, но при этом стратегически изолированы от традиционных мажоритарных механизмов легитимации политических решений, предполагающих прямую подотчётность перед гражданами посредством выборов. Такая изолированность позволяет решать проблемы, предполагающие задействование экспертизы более высокого уровня технической сложности (не поддающейся широкой массовой делиберации), требующие оперативности или особой деполитизации процесса принятия решений в целях большей беспристрастности. Так, к числу немажоритарных институтов относят высшие суды (в частности, конституционные суды) и другие специализированные судебные органы, центральные банки, регуляторные агентства и специальные органы, осуществляющие регулирование и контроль в отдельных отраслях экономики и общественных отношений, а также не избираемые напрямую экспертные и консультативные органы, вовлечённые в саморегулирование отдельных отраслей либо обеспечивающие доступ институтов гражданского общества к процессу принятия решений помимо существующих электоральных механизмов, обеспечивающих учёт мнения большинства, но необязательно наиболее затрагиваемых государственной политикой групп населения и заинтересованных групп. При том, что полезность немажоритарных институтов очевидна, вокруг их задействования ведётся академическая дискуссия, связанная главным образом с вопросами их легитимности. Возникает так называемая дилемма между эффективностью и подотчётностью. В различных обществах применяются различные методы разрешения связанных с этой дилеммой трудностей, предполагающие различное регулирование деятельности немажоритарных институтов: как формальное, так и неформальное, связанное с задействованием неформальных практик повышения подотчётности немажоритарных институтов органам, избираемым напрямую, а также повышение прозрачности их деятельности для граждан. Существенная работа в этой области проведена на материале стран Западной Европы, Европейского союза, а также на американском материале. В то же время институционально для стран этих регионов свойственна достаточно высокая стабильность политических институтов и, шире, конституционного устройства и общественного строя. Это значит, что существующие в этих странах немажоритарные институты находятся в принципиально более стабильной институциональной среде. Между тем, для большинства стран мира, во многих из которых после третьей волны демократизации продолжается поиск оптимальных форм общественной организации, такая повышенная институциональная стабильность скорее не свойственна. В этой связи, как правило немажоритарные институты оказываются в заметно более изменчивой институциональной среде, предполагающей как собственно необходимость адаптироваться к текущим реформам политической системы (в том числе конституционным), так и более высокую вероятность и большую частоту реформирования самих таких немажоритарных институтов, и необходимость их адаптации к меняющемуся регулированию их собственной деятельности. Из-за того, что фокус в существующей литературе о немажоритарных институтах смещён на изучение стран Запада, вопросы адаптации немажоритарных политических институтов к политическим и конституционным изменениям, а также к текущему реформированию самих таких институтов, не ставятся, хотя именно процессы адаптации и существования в более изменчивых институциональных условиях являются краеугольными для деятельности немажоритарных институтов – судов, центральных банков, регуляторных агентств, экспертных советов, и так далее – в большинстве стран мира. В данном проекте предлагается решение этой задачи на материале современной России, за последние тридцать лет прошедшей путь существенных институциональных изменений. Примерами значимых немажоритарных институтов, существующих в России, являются Конституционный суд, Центральный банк, Счётная палата (помимо непосредственной задачи аудита бюджета осуществляющая широкие функции оценки и контроля исполнения политических курсов в отдельных отраслях государственной политики), а также некоторые регуляторные агентства и экспертные органы. Все эти институты были созданы в последние тридцать лет и прошли путь адаптации и встраивания в политическую систему наряду с эволюцией мажоритарных политических институтов. В ходе этого процесса им приходилось встраиваться в текущий баланс разделения властей, выстраивать эффективные взаимоотношения друг с другом, другими политическими органами, и обществом, а также адаптироваться к реформированию и конституционным изменениям, последнее из которых произошло в 2020 году, когда в Конституцию был внесён ряд существенных поправок. Таким образом, случай России предоставляет уникальный материал, позволяющий систематически оценить адаптацию разнообразных немажоритарных институтов и органов к формальным и неформальным изменениям, связанным с консолидацией политического режима и постепенным конституционным переустройством политической системы.

Ожидаемые результаты
Содержательно, предлагаемый проект ответит на вопрос о том, как немажоритарные институты адаптируются к политическим изменениям и реформам. Помимо того, что такой ответ будет дан в отношении всех основных немажоритарных институтов (конституционных судов, центральных банков, счётных палат, консультативных и экспертных органов) на российском материале, предположительно такая тотальная проработка эмпирического материала также позволит дать более общий теоретический ответ на поставленный вопрос. Как уже отмечалось выше, текущее состояние исследований немажоритарных институтов таково, что вопросы адаптации немажоритарных политических институтов к политическим и конституционным изменениям, а также к текущему реформированию самих таких институтов, обыкновенно не ставятся, хотя являются центральными для их развития в большинстве юрисдикций мира. Таким образом, предлагаемая научная разработка будет обладать большой общетеоретической и компаративистской значимостью. Её особая общественная значимость проистекает из необходимости системного изучения немажоритарных институтов в России в свете исполняемой ими функции оперативного и эффективного ответа на вызовы современности (см. Обоснование соответствия тематики проекта направлению из Стратегии НТР РФ в п.1.1 выше). С формальной точки зрения, результатами исследования станет публикация 9 статей в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus), а также подготовка заявки на публикацию коллективной монографии в зарубежном научном издательстве.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ