КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-10098

НазваниеКультурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России

РуководительБольшаков Никита Викторович, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2025 

Конкурс№71 - Конкурс 2022 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словакультурное гражданство, музеи, инклюзия, третье место, локальные сообщества, социальная интеграция, локальная идентичность, культурная коммуникация

Код ГРНТИ04.51.51


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Данный проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы: наряду с исходной погруженностью малых музеев в локальный контекст конкретной территории, артикуляцией ими локальной идентичности и концептуальной уникальности, малые музеи также играют роль в формировании культурного гражданства населения всей страны – они стимулируют взаимодействие различных культур и групп, в том числе транслируя принципы общефедеральной и региональной культурной политики. В ходе исследования будет получен ответ на вопрос о том, какую роль в производстве культурного гражданства могут играть малые музеи, выступающие в качестве “третьих мест”, а также о том, могут ли эти музеи выполнять данную функцию одинаково для всех категорий населения. Научная проблема исследования также заключается в практической проверке перспектив аналитической интеграции современных и классических теорий локальных сообществ с понятием “культурного гражданства” в российском музейном контексте, а также моделями “нового урбанизма”, в котором музеи становятся “третьим местом” городской солидаризации. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявить общие тенденции и региональные/ локальные особенности изменений форм взаимодействия музеев с их посетителями. В настоящее время происходит глубокая ревизия места и роли различных культурных институций в пространстве мегаполиса, крупного или малого города. Возникает потребность, во-первых, в эмпирическом анализе хода и последствий этих изменений, а, во-вторых, в развитии аналитической перспективы применения концептуальных понятий классической и современной социологии (“сообщество”, “солидарность”, “инклюзия”, “культурное гражданство”, “материальность”, “культурная коммуникация” и т.п.) к анализу социального значения музеев. Научная значимость проблемы исследования заключается в необходимости исследования реконфигурации роли локальных музеев в поселениях разного типа, с точки зрения их места в трансформации локальных социокультурных идентичностей, форм символически насыщенной материальности — всего того, что можно назвать “культурным пространством”. Имеющиеся на данный момент публикации по близким темам в основном сконцентрированы в области культурологии и профессиональной музеологии. Однако социологическая перспектива анализа интеграции аудитории локальных музеев слабо изучена, несмотря на то, что здесь возникают многообещающие возможности рассмотрения социальной инклюзии, формирования соседских сообществ, роли культурных институций в городском пространстве, особенно на примере малых музеев – небольших музеев, обладающих незначительным числом экспонатов, выставочно-экспозиционных площадей и четко ограниченных тематически. Новизна данного исследования заключается в имплементации понятия культурного гражданства для социологического исследования музеев, а также связанных с ними инклюзивных и эксклюзивных процессов, которые одновременно протекают во всем российском обществе. При этом процессы инклюзии и эксклюзии трактуются нами универсально, а не только по отношению к людям с разными формами инвалидности, как это принято в литературе. Кроме того, в исследовании будет сделан фокус именно на малых музеях. В разных условиях музеи выполняют различные функции, но часто выступают в качестве “третьих мест” для жителей ближайших районов. За счет этого музеи обладают большим потенциалом в формирования культурного гражданства, однако, как правило, они выпадают из фокуса внимания исследователей за счет своей территориальной разрозненности, тематической однородности и небольшого размера. Актуальность решения обозначенной проблемы может быть описана в трех измерениях: теоретическом, практическом и социальном. Теоретическая актуальность подразумевает раскрытие понятий “культурного гражданства” и “социальной интеграции” в контексте пространства качественно разных типов малых музеев, а также концептуальную оценку необходимости использования данных понятий применительно к музейному делу. В ходе исследования будет переосмыслено применительно к российской практике понятие “культурного гражданства”, продемонстрирована его важность для социальной интеграции, выявлены причины, почему те или иные социальные группы оказываются включены в поле культурного производства или исключены из него. Практическая актуальность обосновывается изучением возможностей производства культурного гражданства малыми музеями, на основании чего будут выработаны рекомендации по вовлечению разных групп стейкхолдеров в музейное пространство. Социальная значимость решения проблемы заключается в пересмотре трансформирующейся роли малых локальных музеев. Таким образом, основной целью данного исследования является выявление роли малых музеев, выступающих как “третье место” в производстве культурного гражданства и социальной интеграции специальных категорий населения. Теоретической целью проекта является развитие комплексного социологического подхода к анализу понятия культурного гражданства и его значения в реконфигурации роли городских локальных музеев с учетом российского контекста. Решение заявленных в проекте научных проблем будет выполнено в стратегии кейс-стади с изучением конкретных музеев, как отдельных случаев. В процессе реализации проекта в каждом конкретном музее будет использована стратегия смешивания методов, когда для достижения поставленных целей и решения задач будет применен комплекс методик получения и анализа первичных и вторичных социологических данных по теме проекта, в том числе будут проведены экспертный опрос, интервью с посетителями музеев в индивидуальном и групповом форматах, а также анализ онлайн среды музеев и этнографическое наблюдение с использованием методов социальной антропологии.

Ожидаемые результаты
Данное исследование сочетает фундаментальный вклад в развитие нового знания о роли малых музеев в социокультурной системе города с практическим знанием о практиках, формах деятельности, активности локальных сообществ в контексте (ре)производства культурного гражданства. Таким образом результаты работы включают, во-первых, концептуальную сборку современных и классических теорий сообществ и социальной экологии городской среды с продвинутыми теоретическими моделями современной музеологии для понимания того как малые музеи участвуют в формировании социокультурной ткани городского пространства, его связности и осуществляют функции социальной инклюзии. Итогом будет являться сформированный концептуальный аппарат, раскрывающий положение культурного гражданства среди прочих релевантных концептов, а также позволяющий вписать концепт культурного гражданства в тему исследования музейных пространств, что обобщенно будет выражено в обзорной работе, которая послужит основой для дальнейших исследований культурного гражданства в российском академическом поле, слабо представленных в настоящий момент. Во-вторых, результаты проекта связаны с новым знанием о жизненном мире и месте локальных музеев в городской среде и построением концептуального социокультурного меппинга выбранных малых музеев в контексте сообществ, которые включены в их функционирование; данный пункт позволит разработать инструментарий для классификации и представления малых музеев, кроме того, предположительно сможет указать на характеристики сообществ-музейных взаимосвязей. В-третьих, результаты связаны с методическими аспектами реализации проекта, в рамках которого будет разработана и апробирована методическая стратегия социологического аудита малых музеев в городском пространстве с позиции оценки их вклада в формирование “культурного гражданства” и экосистемы локальных городских сообществ, что позволит определить позиции агентов, занимающих разные положения в системе деятельности соответствующих музеев. В-четвертых, ожидается сформировать инструментарий для анализа процесса формирования малыми музеями локальных идентичностей сообществ; в рамках соответствующего этапа исследования будет проанализирован феномен изменения и джентрификации городов различного типа, что напрямую связано с распространением глобальных практик организации пространства, концепт культурного гражданства в рамках изучения этого процесса позволит обнаружить основания локальных идентичностей. В-пятых, будет определен потенциал малых музеев в производстве инклюзивных практик и инклюзивных условий для работы с особыми социальными категориями; в качестве одного из примеров социальных категорий будут выступать конвенционально “социально исключенные” категории, а именно люди с разными опытами инвалидности, пожилые люди, семьи с маленькими детьми, представители миноритарных групп, включая этнические сообщества и сообщества с миграционным прошлым. В-шестых, планируется проведение публичных презентаций некоторых результатов и публикация материалов в виде статей; публичное заявление о роли малых музеев в равной степени способно стать продуктивным толчком как к развитию инклюзивных процессов в сфере культурного производства и форм социального взаимодействия, так и репрезентации позиции, занимаемой малыми музеями, которая публично нередко принимает характер маргинализованной.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Данный проект посвящен решению научной задачи по изучению роли музеев России (в первую очередь, малых музеев) в стимулировании взаимодействия различных культур и групп и в формировании культурного гражданства населения всей страны. Первый этап (с июля 2022 года по май 2023) исследования был посвящен разработке единой теоретико-методологической системы, которая послужила для сбора эмпирических данных. В ходе работы над проектом определены потенциал и ограничения существующих концепций культурного гражданства, с учетом исторических условий их появления. Культурное гражданство рассматривается как продолжение фундированной традиции развития темы гражданства, гражданственности, солидарности, интеграции, а также проблем соотношения государства и гражданина. Культурное гражданство в этом контексте отражает новый аспект, – культурный, где гражданственность понимается как следствие обладания правом отстаивать собственную инаковость благодаря механизмам их правового включения (inclusion). В социально-политическом контексте постсоциалистических стран культура гражданско-правового статуса с меньшей степенью гарантировала солидарность внутри государства, опираясь на ценностные основания местных сообществ. В социологической перспективе, анализ которой опирается на примеры китайского и постсоветского контекста, описывается как в условиях правовой системы государства, где гражданство имело номинальный характер, активность «низовых» сообщества способствовала проявлению солидарности. Упомянутые два контекста и соответствующие им две перспективы, в сущности, являются «перевернутыми» версиями друг друга: культурное гражданство в «полит-теоретическом» смысле – перспектива, понимающая «культуру» как аспект гражданства; культурное гражданство в «социологическом» смысле – перспектива, рассматривающая «гражданство» как аспект культуры. В первом случае в центре «гражданство» (и правовый статусы); во втором случае – «культура» (и процесс культурного производства, «культурный процесс»). Конкретным объектом оказываются культурные институции (музеи, библиотеки, галереи, театры и др.), которые видятся как опосредующие организационные элементы (медиумы) между идентичностью и культурой, между «гражданином» и «государством». Культурное гражданство таким образом становится одной из моделей воспроизводства условий для взаимопроникновения ценностей между системическим уровнем и уровнем индивида, демонстрирующей принципиальную потенцию культурных институций на влияние на культуру, а также конституирующую важность механизмов включения инаковых культурных черт. Концепция может использоваться как гипотеза, движущая эмпирическими исследованиями, поскольку она задает собственную аналитическую оптику: акцент на способах инициирования инклюзии, методах равноправного включения, а также нивелирования комплекса эффектов инаковости/ чуждости. Эмпирические материалы, собранные на первом этапе работы над проектом включают в себя реализацию качественного картографирования малых музеев России в ряде регионов, в результате чего получена база государственных и частных музеев, категоризированных на основе их организационных форм, отношения к интеграции/инклюзии, территории нахождения, косвенных показателей посещаемости, интенсивности коммуникации, содержащая более 1400 музеев; отбор непосредственных кейсов для анализа, в число которых вошли Музей Сидура (Москва), Галерея и музей района Измайлово (Москва), Музей-квартира А.М.Васнецова (Москва), Музей-усадьба П.И. Чайковского (Воткинск, Удмуртская Республика), Музей балалайки (Ульяновск), Музей-заповедник “Старая Сарепта”, Мемориальный дом-музей архиепископа Луки; проведение 40 интервью с экспертами-музейными сотрудниками из указанных музеев, а также УРМИИ, Музея культуры дерева, Невская застава (Санкт-Петербург), Музей природы и человека, Минусинский краеведческий музей, Музей города Уфы, , Чисменский краеведческий музей, Историко-этнографический парк "Земля Предков", Музей изобразительных искусств Нижний Новгород, Музей одной картины г.Пензы, Чердынский краеведческий музей; проведение четырех групповых фокусированных интервью с посетителями, а также дополнительно трех фокус-групповых интервью с людьми с инвалидностью и серии индивидуальных интервью людей с разными формами инвалидности имеющими опыт посещения музеев, для решения задачи изучения потенциала музеев с точки зрения социальной инклюзии; реализацию первого цикла полевых этнографических исследования, включая наблюдение на мероприятиях и пространстве выставочных залов в рабочее время музеев. Данный проведенный теоретический и эмпирический анализ на первом этапе позволяет фиксировать соотнесенность понятия культурного гражданства с другими тематическими понятиями: социальное исключение (эксклюзия), включение (инклюзия), солидарность, гражданственность, интеграция, инаковость, маргинальность. Согласно рассмотренным кейсам, малые музеи рождаются или как следствие деятельности локального сообщества, или как инициатива поддержания аспектов локальных культурных элементов (как, например, достопримечательностей или исторических событий). Собранные кейсы показательны для анализа отношения сообществ и музеев в контексте (вос)производства культурного гражданства – именно локальные и малые музеи лучше всего высвечивают процессы кристаллизации социокультурных солидарностей, формирования консистентной среды музейных сообществ и профессиональных сред внутри музеев, типов коммуникаций между внешним и внутренним социальным контуром музеев и размыванием границ между этими контурами. Кроме того, на основе проведенного тематического анализа, а также первичного анализа собранных материалов был подготовлен корпус рукописей статей, принятых к печати, отправленных в журналы, либо подготовленных к отправке, в том числе, статья “Понимание инвалидности в инклюзивном музее: системные противоречия и поиск консенсуса”, рассматривающая проблему конструирования единой объяснительной рамки понимания инвалидности и инклюзии, актуальная в контексте множественности трактовок того, что представляет собой идеальный доступный музей (Scopus Q2). Результаты работы за первый год были представлены на более чем 10 научных форумах и мероприятиях, в том числе, на международных конференциях в России и за границей (12th European Conference for Social Work Research “Social work research through and towards human relationships”). Кроме того, результаты первого года работы проекта представлены на специально организованных мероприятиях: секция “Социокультурный потенциал музеев: идентичность и локальная солидарность” (12 апреля 2023 года) на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (https://www.hse.ru/ilsir/news/828064349.html), круглый стол «Идентичность и народная культура: зависимость / противостояние / безразличие», приуроченный к художественной выставке «Определяя себя: предмет/процесс/идентичность» (6 декабря 2022 года) (https://www.youtube.com/watch?v=sPXXYFVNRQM&themeRefresh=1), публичный семинар “Культурное гражданство: определение и эмпирическая применимость” на базе Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ (6 марта 2023 года) (https://www.hse.ru/ilsir/news/819043527.html).

 

Публикации

1. Долгова Е.М., Большаков Н.В. Понимание инвалидности в инклюзивном музее: системные противоречия и поиск консенсуса Laboratorium: журнал социальных исследований, 15(1):4–22 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25285/2078-1938-2023-15-1-4-22