КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-10036

НазваниеИностранные закупки как фактор решения транспортных проблем позднеимперской России: опыт Первой мировой войны

РуководительБогомазов Николай Иванович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2025 

Конкурс№71 - Конкурс 2022 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словатранспорт, Первая мировая война, Россия, закупки, союзники, США, железные дороги, авиация, автомобили, кризис, перевозки, революция

Код ГРНТИ03.23.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен изучению закупок Россией транспортных средств и материалов за границей для нужд фронта и тыла в условиях Первой мировой войны. Отношения России со странами Антанты достаточно активно исследовались последние 100 лет, а изучение военно-технического сотрудничества России с союзниками стало одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в рамках исследований о российской дипломатии периода Первой мировой войны. Однако специалистов привлекают по большей части вопросы, связанные с попытками преодоления «снарядного голода» — значительная часть исследований посвящена закупкам оружия и снаряжения (артиллерийских орудий, винтовок, патронов, снарядов и т.д.). К истории зарубежных закупок для нужд российского транспорта специалисты обращаются очень редко, затрагивая эту тему в рамках общих исследований по истории международных отношений, функционированию железных дорог, истории авиации и флота периода Первой мировой войны. На сегодняшний день отсутствует комплексное исследование зарубежных закупок для нужд российского транспорта, не проведен анализ их значения для вывода России из «транспортного кризиса». Между тем, транспортные закупки за границей имели важнейшее значение для поддержания и повышения эффективности российской транспортной системы. Уже с осени 1914 года стало ясно, что отечественные производители не состоянии в полном объеме выполнить заказы российских фронтовых и тыловых железных дорог. А ведь от пропускной способности железных дорог напрямую зависели как успехи русской армии на фронте, так и внутриполитическая ситуация в стране. Не только расширение железнодорожной сети, но даже ремонт уже построенных дорог становился невозможен без закупок за рубежом рельс, скреплений, стрелочных переводов и т.д. Расширение объемов перевозок требовало закупки за границей локомотивов и вагонов, поскольку отечественные паровозо- и вагоностроительные заводы уже были загружены заказами, превышавшими их мощности. Российские заказы размещались в первую очередь в США, сохранявших нейтралитет до апреля 1917 года, а также во Франции, Великобритании, Японии и некоторых других странах. Зарубежные поставки призваны были компенсировать неспособность отечественной промышленности выполнять все возрастающие запросы российской транспортной системы. С 1915 года эффективное функционирование российских транспортных коммуникаций приобретает особое значение ввиду «великого отступления» русской армии и связанного с ним колоссального объема перевозок военных, эвакуационных и беженских грузов. В номенклатуру заказываемых за рубежом товаров включаются не только материалы для железных дорог, но также для автотранспорта, авиации, флота. Российская автомобильная и авиационная промышленность, сильно зависимые от немецких моторов и других запчастей, в условиях войны с Германией вынуждены были перестраиваться и опираться на французские и британские аналоги, часто менее подходившие к нашей технике. Исследование процесса вынужденного отказа от немецких поставок и переход на французские и английские комплектующие является важной частью проекта. Определенная часть транспортных заказов, зачастую имевших большой срок исполнения, была изготовлена уже после событий 1917 года и поставлена разным белым правительствам, сыграв важную роль в российской Гражданской войне. Со вступлением в Первую мировую войну Россия оказалась лишена возможности использовать для получения зарубежных поставок порты Балтийского, а затем и Черного моря, сохранив в своем распоряжении возможность получать зарубежные грузы только через Дальний Восток и Север. Изучение особенностей логистики транспортных грузов, заказанных за рубежом, является еще одним важным направлением работы проекта: в отличие от, например, оружейных поставок, некоторые виды транспортных поставок могли следовать своим ходом (локомотивы, вагоны и др.), а некоторые порой и вовсе не нуждались в транспортировке, поскольку использовались недалеко от мест приемки (например, рельсы для развития и ремонта дорог на Дальнем Востоке). Другие же (например, моторы) требовали особых, почти уникальных условий перевозки через всю Россию. Главная цель проекта состоит в выяснении, насколько иностранные закупки соответствовали потребностям российского транспорта, насколько российские транспортные заказы были выполнены иностранными исполнителями и насколько зарубежные заказы могли покрыть и действительно покрыли нужды российской транспортной системы. И, соответственно, выяснить, могли ли они помочь России избежать «транспортного кризиса», столь негативно сказавшегося как на успехах армии, так и на внутриполитической стабильности Российской империи. Главным итогом работы проекта станет подготовка и публикация коллективной монографии, не имеющей аналога в историографии.

Ожидаемые результаты
Главной целью проекта является подготовка и публикация коллективной монографии, посвященной иностранным закупкам для нужд российского транспорта в годы Первой мировой войны. Написание такой монографии представляется важным для более глубокого понимания как чисто военных, так и экономических, финансовых, дипломатических и, наконец, внутриполитических аспектов истории России периода Первой мировой войны и Великой русской революции 1917 года. На данный момент подобное исследование отсутствует как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В рамках монографии будут рассмотрены зарубежные поставки товаров для российских железных дорог, для нужд российского автотранспорта, авиации и флота. Впервые будет исследован сложный процесс вынужденного перехода российской авиационной и автомобильной промышленности с немецких комплектующих на британские и французские аналоги. Таким образом, будут показаны как поставки уже собранных локомотивов, вагонов, автомобилей, судов, так и поставки товаров, необходимых для развития и расширения сугубо российского производства транспортных средств и материалов. За все время работы проекта предполагается публикация 20 статей, из них 12 в изданиях, индексируемых Scopus и Web of Science, при этом как минимум 1 статью предполагается опубликовать на английском языке в зарубежном издании. Основные положения и выводы, полученные в рамках работы проекта, предполагается представить на 10 международных конференциях. Данные, полученные по итогам проекта, могут быть использованы для преподавания отечественной истории в средней и высшей школе, при подготовке учебников и учебных пособий по истории России и истории международных отношений, для подготовки общих и специальных лекционных курсов. Изучение опыта отказа российской авиационной и автомобильной промышленности от немецких комплектующих и переход на аналоги, произведенные в других странах, может быть полезно в современных условиях санкционного давления и пандемии, характеризующихся периодическим перекрытием давно сложившихся и привычных каналов поставок.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетный период коллектив проекта в соответствии с заявкой занимался исследованием проблем российской транспортной системы, обнаружившихся в первый год войны и выявлением причин обращения к заграничным транспортным закупкам. Первый большой зарубежный заказ для нужд транспорта был выдан летом 1915 г., через год после начала войны, поэтому именно этот первый год войны (лето 1914 г. — лето 1915 г.) был в центре внимания коллектива. Участники проекта провели масштабную работу с материалами российских (федеральных, региональных и ведомственных) архивах, а именно в: РГИА, РГВИА, РГИАДВ, АВПРИ, РГАВМФ, ЦГИА СПб, ГАМО и ИАОО. Собранные материалы позволяют сделать выводы о проблемах в разных отраслях российской транспортной системы (железные дороги, автомобили, водный транспорт), о возникновении дефицита транспортных средств и материалов, о необходимости иностранных закупок для его преодоления, об их организации в 1915 г. и роли этих закупок в недопущении транспортного кризиса. Помимо этого, участники проекта провели работу с материалами двух немецких архивов — Politisches Archiv des Auswärtigen Amts — PAAA) и Федеральном архиве Германии (Bundesarchiv), документы которые вместе с данными российских архивов показывают степень зависимости российского транспорта от немецкого импорта накануне Первой мировой войны. Железные дороги, будучи главным видом транспорта в Российской империи, столкнулись с трудностями уже в 1914 г. В условиях возросших нагрузок Министерство путей сообщения выдавало новые заказы российским паровозо- и вагоностроительным, рельсопрокатным и другим важным для функционирования железных дорог предприятиям. Однако к концу 1914 г. стало понятно, что война затягивается и потребности военного времени значительно превышают возможности отечественной промышленности. В этих условиях военное и политическое руководство страны вынуждено было пойти на закупки необходимых товаров за границей, и с 1915 г. заказы для нужд российских железных дорог стали выдаваться иностранным предприятиям: заказы на подвижной состав и путевые материалы были размещены в Америке и Канаде летом 1915 г. Однако достаточно быстро стало понятно, что нужды российских железных дорог, в особенности фронтовых, значительно выше и что выделенные средства позволят приобрести лишь часть того, что в реальности необходимо. Но предложение выдачи министерству путей сообщения нового кредита и вероятное размещение большей части заказов за рубежом встретило сопротивление министерства финансов и Государственного контроля. В итоге 9 августа 1915 г. Совет министров согласился ассигновать МПС дополнительно 27 064 600 руб. на покупку рельсов со скреплениями, но не дал разрешения размещать эти заказы за рубежом. Но надежды правительства на способность российских предприятий поставить фронту все нужные ему путевые материалы не оправдались. Проведенные исследования показали, что отказ Совета министров в 1915 г. разместить второй большой заказ на путевые материалы за границей имел самые серьезные последствия для российских железных дорог, причем в первую очередь для дорог, расположенных в районе театра военных действий. МПС пыталось бороться с дефицитом чрезвычайными мерами — сначала разборкой второстепенных и малодеятельных линий на тыловых железных дорогах, а затем снятием рельс с надолб, изгородей, коновязей и контррельс с мостов. Однако эти меры, ухудшая общее состояние российских железнодорожных дорог, не давали нужного эффекта. В итоге МПС смогло собрать лишь небольшое количество путевого материала, которого было достаточно только для решения небольших задач. Не получив нужного количества рельс при помощи этих методов, МПС в конце концов пришло к октябрю 1917 г. к необходимости разбирать не только «второстепенные и малодеятельные», но и более загруженные линии. Однако времени на то, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации, уже не оставалось. Попытки задействования грузовых и легковых автомобилей в армии начались еще в 1911 году. После первых неудачных тестов эту идею на время отложили. Но успехи союзных армий, и, прежде всего, французской, в применении автомобилей для решения военных задач, заставили пересмотреть вынесенные решения. Помимо военного министерства, которое закупало автомобили через Главное военно-техническое управление (ГВТУ), закупки автомобилей заграницей активно проводились в 1915-1917 годах также Министерством путей сообщения для строительства, реконструкции и подержания шоссейно-дорожной сети, а также Земгором (Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов). Заключение контрактов на поставки из совершенно разных стран (Италия, Франция, Англия, США) вынуждали продумывать вопросы приемки на заводе, правильной формы транспортировки на кораблях до Владивостока, Архангельска и Мурманска, а затем перемещение автомобилей по железной дороге. В результате полный цикл от заключения заказа до получения конечным адресатом мог занимать более года, что не позволило иностранным закупкам 1915 г. дать результаты ранее конца 1916 г. Изученные материалы показывают, что зависимость от немецкого рынка товаров промышленного потребления и последствия прекращения немецкого экспорта в 1914 г. слабо отразились только на двух видах транспорта – водном и гужевом. Особенно сильно начало войны повлияло на российский автомобильный транспорт. Автомобили, которых в стране насчитывалось к 1914 г. около 14 тыс., имели большей частью иностранное происхождение, из них около 45-50% были немецкого происхождения. Дешёвый и качественный импорт предвоенных лет послужил непреодолимым препятствием для возникновения жизнеспособной автомобильной промышленности в России. И несмотря на массовые разорительные закупки автомобилей у союзников и нейтральных стран в годы войны, автомобилей в армии хронически не хватало до самого её окончания, а автопарк так и не достиг сопоставимых величин с автопарками главных союзников по Антанте и автопарком Германии. Русский торговый флот хоть и был зависим от комплектующих иностранного производства, особенно в части обслуживания морского тоннажа, теоретически мог без значительных проблем пережить смену логистических цепочек поставок оборудованию в страну с началом Первой мировой войны, ведь большая часть судового оборудования была произведена в государствах-союзниках России по Антанте. При этом за годы войны российские верфи не спустили на воду ни одного транспортного судна — пополнение транспортного флота производилось только за счёт покупок за рубежом. Однако кратный рост объёмов поставок иностранной продукции в 1915 г. привёл к возникновению дефицита транспортного тоннажа, с которым не удалось справиться своими силами и пришлось обращаться за помощью к британскому флоту. Коллектив проект провел большую работу в российских и зарубежных архивах, собрав материалы, которые дают полную картину о функционировании российской транспортной системы в первый год Первой мировой войны и об заключении первого пакета контрактов на закупки за границей товаров для нужд транспорта в 1915 г. Это создает необходимую базу для перехода ко второму этапу проекта – изучению проблем в функционировании российской транспортной системы с лета 1915 г. до Февральской революции и заключении второго пакета контрактов в 1916 г. Опубликовано 3 статьи в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science, из них две в журналах Q1 и одна в журнале Q2. Опубликованы 3 статьи в журналах, индексируемых РИНЦ. Подготовлены две статьи (одна за авторством аспиранта Д.А. Малюченко, другая за авторством магистранта В.М. Тарелко), которые будут поданы в журналы, индексируемые РИНЦ, до конца первого этапа реализации проекта. Основные результаты работы представлены на 5 международных, 2 всероссийских и одной межвузовской научных конференциях.

 

Публикации

1. Богомазов Н.И «Рельсовый голод» на российских железных дорогах в годы Первой мировой войны и попытки борьбы с ним Новейшая история России, Т. 13, № 2 (год публикации - 2023)

2. Иванов А.А., Богомазов Н.И. Общественная дискуссия вокруг американских закупок для нужд российских железных дорог в годы Первой мировой войны Научный диалог, Т. 12. № 1 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-1-330-350

3. Пригодич Н.Д. Иностранные закупки автомобилей в годы Первой мировой войны: постановка проблемы Россия и мир в исторической ретроспективе: к 320-летию основания Санкт-Петербурга: материалы XXIX международной научной конференции / под ред. С.И. Бугашева, Ю.В. Ватолиной, А.С. Минина. Т. 1. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2023., С. 358-362. (год публикации - 2023)

4. Пригодич Н.Д., Богомазов Н.И. Иностранные закупки для нужд российского транспорта в годы Первой мировой войны: постановка проблемы и историографические аспекты Genesis: исторические исследования, № 4 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-868X.2023.4.40377

5. Сердюк В.А. «Прием на службу женщин допущен… вне всякой процентной нормы»: Труд женщин на фронтовых железных дорогах Российской империи в годы Первой мировой войны Военно-исторический журнал, № 3. С. 86-94. (год публикации - 2023)

6. Сердюк В.А. Динамика численности железнодорожниц Российской империи в годы Первой мировой войны Уральский исторический вестник, № 2 (79). С. 67-76. (год публикации - 2023)