КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-00050

НазваниеСистема торговых отношений России и Китая во второй половине XIX - начале XX в.

РуководительХамзин Ильдар Рашидович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2024 

Конкурс№70 - Конкурс 2022 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словарусско-китайская торговля, системный подход, империя Цин, Кяхта, Ханькоу, Синьцзян, Маньчжурия, морская торговля, сухопутный транзит.

Код ГРНТИ03.09.31


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение системы торговых отношений России и Китая во второй половине XIX – начале XX в. В течение 1851–1860 гг. Российская империя подписала с правительством Китая ряд договоров, которые расширили торговые связи двух стран, ограниченные в предыдущий период пограничной торговлей через слободу Кяхта. Были созданы новые сухопутные и морские направления торговых отношений, открыты русские торговые дома непосредственно в Китае (порт Ханькоу). Однако во второй половине XIX в. в товарообороте русско-китайской торговли наблюдался растущий дисбаланс: ввоз товара из Китая существенно превышал российский экспорт, для России сформировалось отрицательное торговое сальдо. Выход из сложившейся ситуации был найден на дальневосточных рубежах Российской империи, где в конце XIX – начале XX в. начинается строительство транспортно-логистической инфраструктуры (железных дорог и морских портов). Однако поражение России в войне с Японией (1904–1905) и общие экономические просчеты по вопросу дальневосточных проектов привели к тому, что в начале XX в. русско-китайская торговля осталась убыточной для России. Настоящий проект ставит перед собой задачи комплексно исследовать различные аспекты торговых отношений России и Китая в выбранный хронологический период, с цель определения причин трудностей российской торговли с империей Цин. Для реализации поставленных задач используется системно-исторический подход, предполагающий детальное изучение структуры русско-китайской торговли, анализ отдельных ее элементов и установление взаимосвязи элементов торговли между собой. Предполагается также применение мир-системного подхода для определения роли и места русско-китайской торговли в мировой капиталистической системе. Выбранная научная проблема представляется весьма актуальной с точки зрения современной ситуации в международных отношениях. Российская Федерация и Китайская Народная Республика переживают сегодня расцвет сотрудничества в сфере политики и экономики. В то же время экспорт из России в Китай практически полностью состоит из энергоресурсов, объемы поставок которых в ближайшие годы будут только возрастать. Существуют также противоречия в рамках построения транспортных коридоров (проект «Один пояс – один путь»), интересов двух стран в центрально-азиатском и дальневосточном регионах и др. Все это заставляет обратить более пристальное внимание на прошлое русско-китайских отношений, которое содержит богатый опыт решения проблемных вопросов. Исследование проводиться на основе материалов центральных архивов Российской Федерации, содержащие огромный пласт информации по истории русско-китайской торговли. Большая часть этих источников еще не использовалась в научных исследованиях, что позволяет впервые провести подробный анализ многих аспектов торговых отношений. Системный подход также определяет новизну исследования, поскольку дает возможность связать отдельные аспекты торгового процесса (направления транзита, содержание торговли и др.) в рамках одной целостной модели и показать взаимосвязь внутренних и внешних факторов, определивших развитие системы в целом.

Ожидаемые результаты
Результаты исследования в равной степени могут быть значимы для научной и общественной сферы. Системный подход к изучению русско-китайской торговли второй половины XIX – начала XX в. позволит показать отдельные аспекты экономического процесса, их взаимосвязь между собой, общую структуру торговых отношений и взаимосвязь системы торговли с внешней экономической и политической средой. Такой подход позволит впервые выстроить целостную картину торговых связей России и Китая в рассматриваемый исторический период. В результате анализа статистических, товарных, транспортно-логистических особенностей русско-китайской торговли второй половины XIX – начала XX в. ожидается получить стратегически важные данные для более грамотного выстраивания современных торговых связей Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов научной работы в обобщающих трудах по истории внешней политики России на Востоке, в подготовке лекционных курсов и учебных пособий по истории русско-китайских отношений и истории Китая, в работе научных и аналитических центров.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В результате работы над проектом с июля 2022 года по середину мая 2023 года были получены следующие результаты. В рамках работы по поиску и сбору материалов по теме исследования была реализована поездка в Российский государственный исторический архив (РГИА, Санкт-Петербург) в течение второй половины января – первой половины февраля 2023 г. Была проведена работа с несколькими фондами архива (Ф. 560, Ф. 323, Ф. 95) и выявлено более 100 дел, содержащих информацию по различным аспектам торговых связей России и Китая в период второй половины XIX – начала XX в. Также проведена работа с материалами Российской национальной библиотеки (РНБ). Большая часть из найденных материалов ранее привлекалась в исследованиях очень мало, либо не была введена в научный оборот. Сведения, полученные из источников РГИА и РНБ, помогут полноценно проводить исследование системы торговых отношений Российской империи и империи Цин. В рамках научно-исследовательской части проекта была изучена российская торгово-экономическая деятельность во внутренних провинциях Китая. Рассмотрены аспекты организации российских чайных фабрик в долине реки Янцзы в провинциях Хубэй, Хэнань и Цзянси, объем производства чая для российского рынка, особенности географического расположения фабрик, организация отношений коммерсантов из России с наемными китайскими рабочими. Показано, что в 70-е гг. XIX в. российские торговые дома стали переносить фабрики из внутренних территорий провинции Хубэй в порт Ханькоу, в связи с дешевизной производства чая в «открытом» порту и удобством логистики. Основным продуктом, изготовляемым на российских фабриках, стал дешевый кирпичный чай, который пользовался большим спросом в России. Рассмотрены особенности производства чая, использование паровых прессов в этом процессе, численность китайских рабочих на фабриках. Доказано, что российская чайная фабрика в Китае стала одним из важных факторов не только экономического, но и социокультурного контакта российской и китайской цивилизаций. Другим направлением научно-исследовательской работы стало изучение транспортно-логистической системы русско-китайской торговли на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в. Непосредственным объектом исследования стало российское речное судоходство в Маньчжурии по реке Сунгари. В ходе работы было определено, что интерес к открытию реки Сунгари для российских судов прослеживается еще на протяжении второй половины XIX в., но только с 1898 г. здесь начинается регулярное судоходство. Первоначально в процессе речной торговли участвовали частные предприниматели. Кроме того, на рубеже XIX – XX вв. на Сунгари работали речные пароходы Общества КВЖД, которые снабжали строящуюся железную дорогу необходимым ресурсом. После Русско-японской войны (1904–1905) в Маньчжурии действовали только суда Общества КВЖД. В ходе исследования показаны особенности организации речных грузоперевозок, составлено несколько статистических таблиц, составлена карта с изображением основных судоходных линий, выявлены ключевые этапы развития судоходства и характерные проблемные вопросы. Доказано, что речное судоходство в Маньчжурии в начале XX в. стало неотъемлемой частью общей транспортно-логистической системы России на Дальнем Востоке, так как имело тесную взаимосвязь с КВЖД, Транссибирской магистралью и Владивостоком. За год выполнения проекта была опубликована 1 статья в журнале перечня ВАК и индексируемом на базе WoS. 1 статья Scopus (Q1), WoS принята к публикации, готовиться к выходу в июне 2023 г.

 

Публикации

1. Хамзин И.Р., Ганиев Р.Т., Кочнев А.В. Деятельность российских предпринимателей в сфере производства чая в долине реки Янцзы во второй половине XIX века Научный диалог, Т.11. № 9. С. 489-507 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-489-507

2. Хамзин И.Р., Ганиев Р.Т., Кочнев А.В. Российское торговое судоходство в Маньчжурии в конце XIX-- начале XX в. Былые годы (Bylye Gody), - (год публикации - 2023)