КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-00029

НазваниеМастерская - артель - завод: особенности организации и развития камнерезного производства на Среднем Урале 1920-х–1980-х годов

РуководительВинокуров Сергей Евгеньевич, Кандидат искусствоведения

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2024 

Конкурс№70 - Конкурс 2022 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-501 - Теория и история изобразительного искусства

Ключевые словадекоративно-прикладное искусство, камнерезное искусство, художественная промышленность, СССР, трест "Русские самоцветы", завод "Уральский камнерез", объединение "Союзкварцсамоцветы"

Код ГРНТИ18.31.51


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен комплексному изучению специфики организации камнерезных производств на Среднем Урале в период 1920-х-1980-х годов, а также анализу баланса творческой и производственной составляющей, деятельности художественно-промышленных предприятий в зависимости от разницы образующих производство факторов (исторических, географических, культурных). Актуальность исследования заключается в необходимости переосмысления наследия советского времени, выполняющейся на примере ранее неизученного материала камнерезного искусства Урала XX века, а также выяснении особенностей процесса организации камнерезных производств в СССР в рассматриваемый период. До настоящего времени история камнерезных предприятий Урала представлялась в формате описания крупных этапов в их деятельности. Одной из существенных лакун до сих пор является, во-первых, период 1920-х-1930-х годов - ключевой период для формирования крупных заводов по обработке цветного и поделочного камня, а также история поздних по времени создания предприятий, не вошедших в единичные работы о камнерезном искусстве, издававшиеся в основном в первые послевоенные десятилетия. Решение поставленных задач обусловлено выбором фокуса на специфике организации и деятельности камнерезных предприятий в качестве яркого примера для рассмотрения особенностей становления и развития художественной промышленности в СССР, с одной стороны, базирующейся на наследии дореволюционного времени, с другой - многократно набравшей силу в первые послевоенные десятилетия. Строго очерченные хронологические рамки и конкретный объект исследования позволят раскрыть особенности развития камнерезного искусства в советский период, а также включить результаты деятельности камнерезных предприятий в общую линию развития декоративно-прикладного искусства, обозначив на конкретных примерах как этапы его стилевой эволюции , так и особенности его становления и пути развития. Исследование базируется на изучении известных и вновь выявленных материалов в государственных архивах, библиотеках и музеях России.

Ожидаемые результаты
Реализация проекта на основе изучения конкретного вида искусства позволит существенно расширить представление о специфике развития художественной промышленности СССР, а именно - характере организации камнерезных производств, значении дореволюционных традиций и наследия, зависимости этого процесса от исторических и географических условий. Изучение факторов столь широкого размаха и продуктивности деятельности камнерезных предприятий СССР, большая часть из которых прекратили свою деятельность в 1990-е-2000-е годы - одна из глобальных проблем в понимании феномена советского декоративно-прикладного искусства, привлекшего внимание исследователей лишь в последнее десятилетие. Результатом исследования станет введение в научный оборот неизвестных материалов через публикации проекта в рецензируемых научных изданиях (в т.ч. входящие в международные реферативные базы); подготовка и издание научного труда, содержащего как развёрнутый анализ специфики организации и деятельности камнерезных предприятий Среднего Урала, так и справочную информацию об ассортименте рассматриваемых заводов в указанный период, художниках и мастерах. В этом отношении проект имеет важное практическое значение для выявления и атрибуции произведений в музейных и частных собраниях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основная часть работ первого года реализации проекта была связана с формированием теоретической и эмпирической базы исследования. Так, в отчетный период велась активная работа с архивными фондами Государственного архива Свердловской области, что позволило существенно расширить источниковую базу, в том числе расширить бытующие на данный момент в научной литературе редкие сведения о камнерезном деле Урала в период 1920-х–1930-х годов. Архивные дела позволили также значительно увеличить предметную базу исследования, в частности – обнаружить значительное количество фотоматериалов, демонстрирующих ассортимент выпускаемых камнерезными производствами исследуемого периода предметов. В течение года проводилась систематизация информация, полученная из изучаемых архивных документов. В результате работы с библиотечными фондами была сформирована база архивных публикаций (второй половины XIX века – начала XX века), посвященных камнерезному и гранильному делу Урала, а также изучены научные и краеведческие труды, связанные с тематикой исследования. В результате этой работы в т.ч. были подготовлены публикации историографического характера, а также прочитан доклад на тематической конференции, посвященный искусству и искусствознанию в СССР. В результате работы с музейными специалистами и музейными собраниями Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Челябинска, Нижнего Тагила была сформирована база из нескольких сотен произведений, демонстрирующих неразрывную линию развития камнерезного искусства Урала в исследуемый период. Важной частью этой работы стало также уточнение сведений о произведениях, их атрибуция конкретным камнерезным производствам. Также была сформирована база предметов, из собраний российских музеев, представленных на онлайн-платформе «Государственный каталог Российской Федерации» и запланировано уточнение информации о них и ее предоставление музеям-владельцам выявленных в Госкаталоге предметов. В качестве важного результата работы можно выделить активную апробационную деятельность, выразившуюся в публичной демонстрации промежуточных результатов исследования, в частности, в девяти докладах на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровней. Помимо выступлений на научных мероприятиях одним из способов апробации результатов исследования было чтение публичных лекций в рамках выставочных проектов, посвященных камнерезном искусству. За отчетный период в Екатеринбурге, Челябинске и Санкт-Петербурге было прочитано три лекции, посвященные камнерезному искусству Урала и, шире, СССР, в XX веке. Одним из направлений апробации стало также участие в подготовке выставочного проекта «Уральское чудо. Каменный цветок». Это выставочный проект Государственного исторического музея Южного Урала», посвященный истории камнерезного искусства Урала с XVIII века по настоящее время. Итогом всего вышесказанного стала публикация 4 научных статей, а также работа над рукописями статей, планирующихся к подаче в редакции научных журналов в ближайшее время.

 

Публикации

1. Винокуров С.Е. Минералогическая коллекция Ф. И. Чудновского в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: история, состав, значение Минералогия в музее [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научнопрактической конференции, Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2022. - C. 19-23. (год публикации - 2022)

2. Винокуров С.Е. Традиция изучения камнерезного искусства в СССР: взгляд из XXI века Искусство Евразии, № 4 (27) (2022) (год публикации - 2022)

3. Винокуров С.Е. Камнерезное искусство Урала XVIII-XXI вв. в трудах сотрудников кафедры истории искусств Уральского университета Весенние искусствоведческие чтения - 2022, С. 80-89. (год публикации - 2023)

4. Винокуров, С. Е., Будрина, Л. А. «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы Международный журнал исследований культуры, № 2 (47). – С. 43–57 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_2_43

5. - 15 молодежных научных проектов вуза получат финансирование Портал УрФУ, 04.07.2022 (год публикации - )