КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-29-01303

НазваниеСоздание и развитие технологий построения высоконадежных информационно-управляющих систем с элементами искусственного интеллекта для перспективных модульных автономных подводных роботов

РуководительЗуев Александр Валерьевич, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет", Приморский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-107 - Мехатроника и робототехника

Ключевые словаподводный робот, искусственный интеллект, базы знаний, адаптация, отказоустойчивое управление, нейронные сети, распознавание, идентификация, комплексирование данных, автоматическое планирование действий

Код ГРНТИ55.30.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Опыт эксплуатации как отечественных (аппараты серии ММТ-3000 и Клавесин ИПМТ ДВО РАН и др.), так и зарубежных (аппараты серии Hugin, Kongsberg Maritime, Iver и др.) автономных подводных роботов (АПР) показывает, что они сейчас обеспечивают эффективное выполнение только относительно простых обзорных миссий, когда осуществляется движение аппаратов галсами в горизонтальной плоскости со сьемкой дна гидроакустическими системами технического зрения. В этом случае основной задачей АПР является простой сбор данных для последующей ручной обработки на борту судна после завершения миссии. Более сложные, реализуемые вблизи подводных сооружений и объектов, операции выполняются с помощью телеуправляемых аппаратов, использование которых возможно только при отсутствии ледяного покрова, а также при наличии дорогостоящих судов обеспечения и многочисленного высококвалифицированного обслуживающего персонала. Важно отметить, что в большинстве случаев существующие АПР является узкоспециализированными роботами, программные и аппаратные подсистемы которых не предполагают быстрой смены модулей полезной нагрузки при выполнения различных операций. Указанные недостатки АПР обусловлены в первую очередь ограниченным интеллектуальным уровнем используемых не универсальных информационно-управляющих систем, низкой надежностью, невозможностью перепланирования выполняемых миссий, отсутствием технологий обработки и распознавания, получаемой от систем технического зрения информации в реальном масштабе времени и т.п. Кроме того, повышению скорости и точности выполнения предписанных операций препятствует большая сложность АПР как объектов управления. Известно, что подводные роботы описываются очень сложными дифференциальными уравнениями с неизвестными и существенно переменными параметрами, которые обусловлены не только переменными массогабаритными характеристиками АПР при использовании различного бортового оборудования, но и взаимовлияниями между всеми их степенями свободы и переменными воздействиями со стороны окружающей вязкой среды. Важно отметить, что при создании АПР, способных качественно выполнять длительные миссии и технологические операции, важнейшей задачей является повышение их надежности и безопасности. Эта задача может быть решена только при проведении непрерывного диагностирования и контроля работоспособности всех бортовых систем роботов, а также при обеспечении аккомодации (отказоустойчивости) к появляющимся неисправностям. Таким образом, фундаментальной научной проблемой, которая будет решаться в проекте, является создание и развитие новых эффективных технологий построения высоконадежных информационно-управляющих систем с элементами искусственного интеллекта для перспективных модульных АПР. Интеллектуальные свойства этих систем будут обеспечены за счет: 1) создания и использования управляющих программ и сигналов, которые полностью или частично будут формироваться автоматически в соответствии с поставленными миссиями; 2) создания и использования новых методов сбора и онлайн обработки с помощью сверточных нейронных сетей данных, поступающих от систем технического зрения, установленных на борту АПР; 3) создания и использования новых методов построения контрольно-аварийных систем АПР на основе знаний с использованием онтологического подхода, а также методов онлайн перепланирования миссии в зависимости от неисправностей конкретного бортового оборудования роботов; 4) создания и использования новых методов идентификации параметров динамических моделей модульных АПР, а также методов автоматической подстройки параметров их адаптивных систем управления, сохраняющих высокую точность управления при использовании различных модулей полезной нагрузки. 5) создания и использования новых подходов к реализации программной архитектуры информационно-управляющих системы многофункциональных АПР, которые позволят реализовать ее на типовом вычислительном оборудовании роботов, а также обеспечат удобное наращивание ее функций и при минимальных модификациях и использование различных модулей полезной нагрузки, независимо от содержащихся в них аппаратных и вычислительных средств. Решение всех поставленных в проекте задач позволит создать базу для разработки интеллектуальных высоконадёжных АПР нового поколения, способных выполнять различные сложные подводные операции и миссии вблизи подводных объектов в заранее неизвестной обстановке. Это особенно важно при выполнении строительно-монтажных работ на большой глубине. Кроме того, полученные новые методы построения контрольно-аварийных систем, идентификации и управления движением сложных динамических объектов могут быть использованы не только для проектирования АПР, но и мобильных роботов различного вида и назначения.

Ожидаемые результаты
В ходе выполнения проекта планируется получение следующих новых научных результатов в области интеллектуальной робототехники. 1. Будут разработаны новые методы точной идентификации параметров динамических моделей АПР при использовании различных модулей полезной нагрузки на основе данных, поступающих от бортовых датчиков. 2. Будет разработан метод синтеза адаптивных систем управления движением АПР, учитывающих многократные изменения их параметров, обусловленных установкой различных по массе и габаритам модулей полезной нагрузки, возможные насыщения движителей и особенности траекторий их движения. 3. На основе тайловой графики будет разработан метод автоматического построения на борту АПР масштабируемых моделей морского дна и расположенных на нем объектов с использованием информации, поступающей от оптических систем технического зрения (СТЗ). 4. Будет разработан метод автоматического обнаружения и распознавания объектов на масштабируемых моделях морского дна, полученных от систем технического зрения, с помощью сверточных нейронных сетей и базы знаний. При этом обучение нейронных сетей будет проводиться с использование искусственно синтезированных изображений подводной объектов. 5. Будет разработан метод построения интеллектуальных контрольно-аварийных систем, обеспечивающих онлайн обнаружение и идентификацию неисправностей всего бортового оборудования АПР. Диагностирование неисправностей будет осуществляться на основе базы знаний, которая определяет: 1) все диагностические ситуации (совокупности взаимосвязанных аварий и особых состояний) в зависимости от конфигурации многофункционального АПР; 2) вызываемые этими ситуациями сигналы и признаки, вычисляемые на основе параметров; 3) тестовые действия, которые необходимо выполнить для разрешения неоднозначности диагностических ситуаций. 6. Будет разработан метод онлайн перепланирования миссии в зависимости от неисправностей АПР и их текущей конфигурации, обеспечивающий безаварийное завершение выполняемых подводных операций. При этом перепланирование миссий специфицируется в виде набора неделимых задач (целей), который может меняться в процессе работы АПР. В общем случае цели могут достигаться как в порядке перечисления, заданном на момент старта АПР, так и в оптимальном порядке (например, в смысле минимизации общей длины траектории или энергозатрат). В целом, полученные результаты позволят создать базу для разработки интеллектуальных АПР нового поколения, способных в автономном режиме выполнять широкий спектр задач и миссий вблизи подводных объектов, заменяя телеуправляемые аппараты (особенно на больших глубинах в среде со значительными подводными течениями), и, тем самым, снижая стоимость выполнения подводных операций и работ. В настоящее время ведущие центры по разработке подводной робототехники проводят работы по созданию многофункциональных АПР нового типа, но их роботы еще далеки от совершенства и пока не способны решать многие важные задачи и проблемы. Поэтому планируемые к получению научные результаты находятся на острие перспективных исследований. Потребителями полученных результатов могут быть организации, занимающиеся проектированием подводных роботов, а также организации, занимающиеся исследованием и освоением Мирового океана, включая строительство и обслуживание подводных гидросооружений, разведку и добычу полезных ископаемых, добычу биологических ресурсов и выращивание марикультур, а также аварийно-спасательными службами.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Разработан и исследован новый метод идентификации параметров математических моделей автономных подводных роботов (АПР) в процессе их движения без использования дополнительных инструментов, датчиков, стендов, специального программного обеспечения и др. Основной особенностью предложенного метода является возможность точной оценки не только значений параметров присоединенных масс и моментов инерции жидкости и гидродинамический коэффициентов сопротивления вязкой среды, но и идентификация параметров моделей АПР, которые изменяются при смене модулей полезной нагрузки и установки многозвенных манипуляторов. В дальнейшем с использованием полученных параметров модели должны формироваться соответствующие законы управления АПР. Для реализации предложенного метода идентификации рассмотрена полная динамическая модель модульных АПР, представляющая собою систему из шести нелинейных дифференциальных уравнений. Для этой модели был сформирован вектор идентифицируемых параметров, который содержит 64 неизвестных элемента, включая координаты центров массы и плавучести аппарата. Анализ полученной модели показал, что первые три уравнения, описывающие движение АПР по линейным координатам, являются линейными относительно элементов сформированного вектора неизвестных параметров. Но в остальных трех уравнениях, описывающих движение АПР по угловым степеням свободы, присутствуют нелинейные связи между отдельными идентифицируемыми параметрами. С учетом этого в проекте предложено реализовывать процедуру идентификации в два этапа. На первом этапе выполняется идентификация большей части вектора неизвестных параметров по первым трем уравнениям, описывающим динамику АПР. На втором этапе, используя уже ранее полученные оценки отдельных параметров, производится идентификация второй части элементов вектора неизвестных параметров. За счет этого удается избавиться от нелинейного вхождения идентифицируемых параметров в уравнения динамики и использовать хорошо себя зарекомендовавшие методы линейной параметрической идентификации. 2. Предложен новый метод синтеза адаптивных систем управления электроприводами подводных манипуляторов (ПМ), оснащенных бесколлекторными двигателями постоянного тока (БДПТ), которые в реальном масштабе времени позволяют компенсировать взаимовлияния между степенями подвижности ПМ, а также внешние моментные воздействия, возникающие при перемещениях звеньев в вязкой среде и негативно влияющие на точность выполнения манипуляционных операций. При реализации этого метода на основе имеющихся нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих БДПТ, была сформирована математическая модель в пространстве состояний, описывающая динамические свойства электроприводов ПМ с учетом внешних воздействий со стороны вязкой среды. Далее с использованием этих моделей для каждой степени подвижности ПМ синтезированы дополнительные наблюдатели с переменной структурой, которые с помощью формируемых ими невязок в реальном масштабе времени обеспечивают точное определение величин внешних моментов, обусловленных переменным взаимодействием движущегося ПМ с вязкой средой. При этом новизна предложенных наблюдателей с переменой структурой заключается в использовании не исходных моделей электроприводов с БДПТ, а их специальным образом редуцированных моделей, чувствительных внешним моментам. За счет введения таких моделей удалось ослабить условия существования наблюдателей указанного типа по сравнению с известными методами, а также снизить сложность практической реализации создаваемых адаптивных систем на низко производительных компьютерах АПР. Затем идентифицированные моментные воздействия на электроприводы всех степеней подвижности ПМ точно компенсируются с помощью адаптивных систем управления, обеспечивающих стабилизацию динамических свойств этих приводов на номинальном уровне. Аналогичный двухэтапный подход был использован при построении высокоточных систем управления движителями АПР. 3. Предложен новый метод обработки информации, поступающей от бортовых фотокамер АПР, который обеспечивает динамическое построение единой фотокарты морского дна по получаемым фотоизображениям. Предложенный метод позволяет формировать единую карту тайлов, построенную на основе поступающих фотоизображений, с ее сохранением на бортовом накопителе АПР непосредственно в процессе выполнения миссии. Для формирования указанной карты дополнительно использованы текущие навигационные данные АПР и его высота над дном, что позволяет точно определять положение искомых объектов при последующем анализе. Невысокая вычислительная сложность созданного метода обеспечивает его работу на типовых бортовых вычислителях АПР, а за счет сохранения фотокарты в виде тайлов появляется возможность оперативного доступа к ней через Web-интерфейс при завершении миссии. 4. Предложен новый подход к интеллектуальному диагностированию неисправностей подсистем АПР с помощью баз знаний и новых онтологических представлений этих неисправностей. Для реализации этого подхода предложено использовать две базы знаний, одна из которых описывает неисправности, признаки для их определения и действия, необходимые для адаптации к негативным последствиям, вызванным появлением этих неисправностей. Другая база содержит информацию об основных подсистемах АПР, устройствах и сменных модулях, а также состояниях, в которых они могут находиться. Базы знаний используются в работе интеллектуальной контрольно-аварийной системы (ИКАС) на борту АПР, которые позволяют обеспечить комплексное функциональное диагностирование всех подсистем аппарата, включая модули полезной нагрузки, а также адаптацию к последствиям возникающих неисправностей с учетом реально имеющихся причинно-следственных связей между ними. Для практической реализации ИКАС решена задача построения робастных виртуальных датчиков в подсистемах АПР, описываемых нелинейными моделями, в условиях действия внешних возмущающих факторов. Предложено два способа решения этой задачи на основе различных канонических форм – идентификационной и жордановой. Приведены все соотношения, позволяющие построить датчик минимальной сложности, оценивающий заданную компоненту вектора состояния и нечувствительный или минимально чувствительный к возмущениям.

 

Публикации

1. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Ким Чхун Ир Метод построения интервальных наблюдателей для линейных стационарных систем Известия Российской академии наук. Теория и системы управления, № 5, С. 3-13. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0002338822040151

2. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Проценко A.А., Ким Чхун Ир Методы построения робастных виртуальных датчиков Измерительная техника, № 6, С. 17-22 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32446/0368-1025it.2022-6-17-22

3. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Филаретов В.Ф., Шумский А.Е., Ким Чхун Ир Каноническая форма Жордана в задачах диагностирования и оценивания Автоматика и телемеханика, № 9, С. 36-54. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0005231022090021

4. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Филаретов В.Ф., Юан Ч., Проценко А.А., Ир К.Ч. Robust Virtual Sensors Design for Linear Systems Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), Vol. 13395 LNAI, pp. 55-66. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-031-13832-4_5

5. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Шумский А.Е. Robust Virtual Sensors Design Proceedings - 2022 International Russian Automation Conference, RusAutoCon 2022, pp. 429-435. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/RusAutoCon54946.2022.9896358

6. Сергиенко О., Жирабок А.Н., Ибрагим И., Зуев А., Филаретов В., Азар А., Хамид И. Interval Observers for Discrete-Time Linear Systems with Uncertainties Symmetry, Vol. 14, Iss. 10, Art. no. 2131 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/sym14102131

7. Тимошенко А.А., Зуев А.В., Мурсалимов Э.Ш., Грибова В.В., Инзарцев А.В. Description and fault diagnosis in autonomous underwater vehicles based on ontologies Proceedings of the 2022 International Conference on Ocean Studies, pp.39-44. (год публикации - 2022)

8. Тимошенко А.А., Зуев А.В., Мурсалимов Э.Ш., Грибова В.В., Инзарцев А.В. Описание и диагностирование неисправностей в автономных необитаемых подводных аппаратах на основе онтологий Онтология проектирования, Т. 12, № 3(45), С. 310-324. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18287/2223-9537-2022-12-3-310-324

9. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Ким Чхун Ир Интервальное оценивание переменных электропривода робота «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА», международная научно-техническая конференция. Сборник тезисов 33-й Международной научно-технической конференции, с. 50-52. (год публикации - 2022)

10. Зуев А.В., Проценко А.А., Тимошенко А.А., Копылов Д.В. Метод построения самонастраивающихся корректирующих устройств для электроприводов подводных манипуляторов, использующих бесколлекторные двигатели постоянного тока «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА», международная научно-техническая конференция. Сборник тезисов 33-й Международной научно-технической конференции, с. 167-169. (год публикации - 2022)

11. Жирабок А.Н., Ким Чхун Ир, Зуев А.В. Построение интервальных наблюдателей для дискретных линейных систем с неопределенностями Материалы конференции «Математическая теория управления и ее приложения» (МТУИП-2022), с. 178-181. (год публикации - 2022)

12. Тимошенко А.А., Зуев А.В., Мурсалимов Э.Ш., Грибова В.В., Инзарцев А.В. Подход к описанию и диагностированию неисправностей в автономных подводных роботах на основе онтологий Материалы конференции «Управление в морских системах» (УМС-2022), с. 28-31. (год публикации - 2022)

13. Филаретов В.Ф., Зуев А.В., Жирабок А. Н., Проценко А.А. Самонастраивающееся корректирующее устройство для электроприводов подводных манипуляторов Материалы конференции «Управление в морских системах» (УМС-2022), с. 119-122. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Разработан новый метод автоматического обнаружения и распознавания биологических объектов на масштабируемых моделях морского дна, полученных от бортовых СТЗ, с помощью сверточных нейронных сетей и базы знаний. В качестве биологических объектов в проекте были выбраны крабы. Созданный метод за счет использования при обучении нейронных сетей искусственно синтезированных изображений крабов позволяет обеспечить качественное автоматическое распознавание объектов на снимках, измерение размеров, а также учет плотности объектов (количество экземпляров на единицу площади) с целью получения карты распространения краба и структуры популяции по сезонам. Для исключения ложных срабатываний в проекте был использован метод генерации синтетических данных, который позволил создать обширную обучающую выборку. Для генерации синтетических данных была сформирована выборка фоновых изображений без крабов на них. Также отдельно был сформирован набор изображений крабов. Используя техники смешивания изображений были получены изображения достаточной реалистичности для использования их в качестве исходного набора данных. Результаты выполненных экспериментальных исследований на реальных фотоснимках морского дна, полученных с АПР ММТ-3000, показали работоспособность и эффективность системы автоматического обнаружения, распознавания и подсчета биологических объектов на масштабируемых моделях морского дна. 2. Разработан метод построения ИКАС, обеспечивающих онлайн обнаружение и идентификацию неисправностей всего бортового оборудования АПР. Чтобы сделать эту систему более универсальной, по сравнению с существующими контрольно-аварийными системами, и не зависящей от ИУС АПР, ИКАС предложено реализовывать в виде самостоятельного программного модуля на борту АПР, взаимодействующего с ИУС АПР посредством некоторого интерфейса обмена данными. При этом свои функции система осуществляет за счет использования баз знаний, построенных с помощью онтологического подхода. Опираясь на информацию, заключенную в базах знаний, и анализируя состояния бортовых подсистем АПР, семантический механизм рассуждений ИКАС выполняет выработку решений по адаптации к последствиям неисправностей, а для преобразования этих решений в управляющие сигналы реализована библиотека интеллектуальных агентов ИКАС. Построенная таким образом система не зависит от реализации ИУС АПР, но при этом учитывает различные возможные конфигурации АПР и обеспечивает своевременную и адекватную реакцию на любые возможные неисправности. Назначением ИКАС является выявление диагностических ситуаций, возникающих в процессе работы АПР, и выработка действий по их разрешению, т.е. действий, необходимых для устранения или минимизации последствий, вызванных появлением неисправностей. 3. Предложены новые методы построения систем функционального диагностирования движителей и датчиков модульных АПР. В частности, разработан новый метод построения систем функционального диагностирования движителей АПР, обеспечивающих обнаружение и идентификацию возникающих незначительных одиночных и парных дефектов в реальном масштабе времени. При этом были учтены все часто возникающие в движителях АПР дефекты и изменения параметров: дефекты, приводящие к ошибкам в показаниях датчиков угловых скоростей вращения электроприводов движителей; перегрев электродвигателей или замыкание нескольких витков обмоток электрических цепей их якорей, изменяющие активные сопротивления этих якорей; появление дополнительных внешних моментных воздействий на валах движителей, в том числе при намотке водорослей на гребные винты. Решена задача функционального диагностирования датчиков АПР в присутствии неизвестных возмущений. Для обнаружения, поиска и идентификации дефектов использован метод на основе наблюдателей с переменной структурой. При построении этих наблюдателей предложено использовать редуцированные модели исходной системы, обладающие избирательной чувствительностью по отношению к дефектам и возмущению. Предложены модификации этого метода, позволяющие ослабить ограничения на его реализацию по сравнению с известными результатами и добиться уменьшения сложности средств диагностирования на бортовых ЭВМ АПР. На основе созданных наблюдателей и систем функционального диагностирования разработан метод онлайн перепланирования миссии АПР в зависимости от возникающих неисправностей АПР и их текущей конфигурации, обеспечивающего безаварийное завершение выполняемых подводных операций. При этом перепланирование миссий предложено осуществлять в виде набора неделимых задач (целей), который может меняться в процессе работы АПР. Результаты математического моделирования подтвердили работоспособность и высокую эффективность использования всех созданных средств диагностирования. 4. Проведена разработка, апробация и тестирование программных средств, реализующих разработанные в проекте методы и алгоритмы. При этом использовался разработанный и реализованный в Matlab/Simulink модуль АПР, оснащенного различными модулями полезной нагрузки, предназначенный для моделирования и визуализации в симуляторе CoppeliaSim процессов выполнения различных миссий. Полученные результаты вычислительных экспериментов созданных систем в реальных режимах и условиях эксплуатации подтвердили работоспособность и высокую эффективность предложенных в проекте разработок.

 

Публикации

1. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Шумский А.Е. Виртуальные датчики для дискретных нелинейных систем Измерительная техника, № 4, С. 18–22 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32446/0368-1025it.2023-4-18-22

2. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Шумский А.Е. A sliding mode technique for reconstruction of unknown control input in linear systems Cybernetics and Physics, Vol. 12, No 1, P. 82-88. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.35470/2226-4116-2023-12-1-82-88

3. Жирабок А.Н., Зуев А.В., Шумский А.Е. Методы построения функциональных наблюдателей для нелинейных динамических систем Автометрия, Т. 59, № 4, С. 61-70. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15372/AUT20230407

4. Зуев А.В., Копылов Д.К., Тимошенко А.А. Development of Self-Tuning Control Systems for Electric Drives of Underwater Manipulators Based on Brushless DC Motors Proceedinngs of the International Russian Automation Conference (RusAutoCon), P. 598-603 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/RusAutoCon58002.2023.10272802


Возможность практического использования результатов
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, позволили создать базу для разработки серийных перспективных высоконадежных модульных АПР нового поколения, способных выполнять широкий спектр задач и миссий в автономном режиме вблизи строящихся или уже функционирующих подводных объектов и сооружений, заменяя сложные в эксплуатации (особенно на больших глубинах) телеуправляемые аппараты и, тем самым, снижая стоимость проведения многих подводных операций. Потребителями полученных результатов могут быть организации, занимающиеся проектированием АПР нового поколения, а также организации, занимающиеся исследованием и освоением Мирового океана, включая строительство и обслуживание подводных сооружений, разведку и добычу полезных ископаемых, добычу биологических ресурсов и выращивание марикультур, а также аварийно-спасательные службы.