КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01712

НазваниеНеоязычество в художественных практиках современной России: этнокультурные рецепции, коммуникативные технологии, ценностные основания

РуководительИващенко Яна Сергеевна, Доктор культурологии

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный технический университет", Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-702 - Культура в современном мире

Ключевые словаНеоязычество, художественные практики, культура России, коммуникация, аксиология, этнокультурные традиции

Код ГРНТИ13.11.47


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на выявление и анализ этнокультурных заимствований, моделей коммуникации и аксиологических оснований неоязычества в художественных практиках современной России. Неоязычество – эклектичный феномен, заключающийся в обращении современного человека к архаичным этнокультурным религиозным традициям и вместе с тем воплощающий ключевые свойства современной культуры. Неоязычество многолико и реализуется в разнообразных формах культурных практик, в том числе художественных. В отличие от художественной культуры, в понятии «художественная практика» акцент сделан на процессуальной стороне современного искусства. Художественные практики – это художественная деятельность, в которой создание автором произведений дополняется и расширяется процессами художественной коммуникации (продвижения, интерпретации, экспонирования, распространения) и взаимодействия с социальным контекстом. Современное арт-сообщество стремится сделать искусство действенным инструментом социального влияния, превратить его в актуальное высказывание. Художественное произведение сегодня становится источником социальной критики и воздействия на политическое поле. В связи с этим значимой научной проблемой является выявление и анализ художественных практик неоязычества, которое в официальном дискурсе ассоциируется в том числе с радикальными формами национализма и ксенофобии. Феномен неоязычества изучался и изучается, преимущественно, в рамках религиоведения, социологии и политологии. Существуют лишь единичные статьи, в которых представлено описание неоязыческих образов и мотивов в отдельных видах искусства. В настоящем исследовании предлагается комплексный подход к изучению всего многообразия художественных практик в современной России, отражающих неоязыческую тему. Неоязычество впервые будет рассмотрено как специфическая художественная практика, предполагающая определенные средства, каналы, технологии коммуникации, разделяемые и транслируемые значения и ценности, а также характерные формы творчества и жизнетворчества.

Ожидаемые результаты
Комплексное изучение неоязычества в разнообразных современных художественных практиках предполагает описание технологических, коммуникативных и аксиологических его аспектов. Ожидаемые результаты исследования: 1. Сделан систематизированный обзор художественных техник, авторов, художественных произведений, направлений, транслирующих неоязыческие мифологемы и образы (обнародованы в словаре-справочнике: «Неоязычество в современном искусстве России»). 2. Выявлены типичные коммуникативные модели, значения ключевых образов и мифологем, ценностные основания неоязычества в художественных практиках (обнародованы в статьях в периодических российских журналах и в изданиях, индексируемых в международных базах данных, тезисах докладов научных мероприятий, монографии «Неоязычество в художественных практиках современной России: этнокультурные рецепции, коммуникативные технологии, ценностные основания»). 3. Осуществлена оценка художественных текстов, репрезентирующих образы и мифологемы неоязычества, с точки зрения общественной безопасности (обнародованы в статье в российском периодическом журнале). Полученные результаты значимы для развития следующих тем: трансформация религиозных представлений в секулярных контекстах; контаминация архаизмов и новых технологий как механизм культурогенеза; место и роль современных художественных практик в производстве, аккумуляции и трансляции альтернативных (контркультурных) идеологий, ценностей, образов жизни.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Согласно плану в 2022 г. реализована программа эмпирического (полевого) исследования; описаны степень изученности проблемы неоязычества и динамика неоязычества в российской культуре; сделан систематизированный обзор художественных направлений, авторов, художественных произведений, транслирующих неоязыческие идеи; изучены значения ключевых образов, мифологем неоязычества, представленных в художественных произведениях и жизнетворчестве авторов. Эмпирическое исследование (беседы, интервью, наблюдение) проводилось в населенных пунктах разных типов: столичные города-мегаполисы (г. Москва, г. Санкт-Петербург), областные центры (г. Новосибирск, г. Томск), малый город (г. Комсомольск-на-Амуре) и сельские поселения (с. Кондон, с. Верхняя Эконь Комсомольского района). Объектами наблюдения выступали площадки взаимодействия неоязыческих субкультур с аудиторией: социальные сети, салоны, выставки, концерты и праздники. Проводились беседы и интервью с представителями неоязыческих субкультур. Полученные материалы были использованы для подготовки публикаций 2022 г. Они также будут востребованы при реализации второй части исследования. Установлено, что с начала XXI в. происходит проникновение неоязыческих идей в области параспихологии, бизнесконсалтинга и арт-индустрии, в результате чего возникают новые эклектичные формы культуры. Имеются цифровые следы этих процессов, но исследований по этому вопросу пока нет. Художественные практики российских неоязычников, за исключением славянского языческого изобразительного искусства и литературы второй половины XX в., тоже не рассматривались в отечественном научном поле. Эти результаты указывают на перспективность настоящего исследования. Систематизированный обзор неоязычества в современном искусстве России представлен в формате Тематического словаря-справочника. Кроме известных фактов неоязыческого искусства (произведений и авторов славянского неоязычества и этнофутуризма), неоязыческие идеи и образы выявлены в других видах и направлениях искусства народов финно-угорской группы, а также в творчестве этнофоров Сибири и Дальнего Востока России. В качестве новых для науки неоязыческих тем изучены мистический фильм, этнографическое кино, фолк-хоррор, иммерсивные технологии в театрализации праздников, неоархаика, неофолк, пэйган-метал и др. Неоязыческие идеи и образы обнаружены в литературных произведениях, живописи, музыке, киноискусстве, художественном дизайне, частично театральных технологиях, дизайне компьютерных игр, скульптуре, декоративно-прикладном и ювелирном искусстве. Выделенные в процессе анализа мифологемы образуют три группы. Их разделение обусловливается спецификой возрождаемых традиций. Первую группу составляют мифологемы славянского неоязычества. Их особенность в том, что они базируются на противопоставлениях: язычества и христианства, подлинного и неподлинного бытия, веры и науки, истории и современности и др. Вторую группу образуют мифологемы, выявленные в контексте возрождения тюрко-монгольской и тунгусо-маньчжурской традиций. В них отражается связь творческих биографий и процесса создания произведений с шаманским поведением и путешествием. Художник в такой системе отношений поставлен в позицию проводника сакральных идей и создателя художественно-мистической реальности, изъявляющего волю духов. Третью группу образуют мифологемы финно-угорских художественных практик. Их специфика обусловливается близостью к авангардному искусству, а позиция в художественном мире отличается большей самостоятельностью, провокативностью и концептуальной оформленностью. Сравнение художественных направлений показало, что в «родноверческом» изобразительном искусстве доминирует академическая техника с реалистической проработкой фигур и идеализацией образов, заметно влияние эстетики комикса и фэнтезийных компьютерных игр. Образы славянских богов, как правило, антропоморфны и выполнены по греко-римскому канону или по типу поп-культурных супергероев. В «родноверческой» эстетике существенна функция ресентиментной национальной идентичности – идеализация прошлого, отделение своего от чужого, воинственность образов и неприятие современности. В «неошаманистском», а также финно-угорском искусстве доминируют новаторские авангардные техники (этнофутуризм, этноархаика, археоарт и др.). Образы тяготеют к условности, орнаментальному символизму, нефигуративности и зооморфизму. Знаки культурной локальности соединяются с универсальными смыслами, архаическое прошлое синтезируется с элементами разных эпох и современности. Несмотря на различия, имеется повторяющийся мотив, являющийся основным структурным элементом неоязыческой культуры, – мотив наследия – живого, сохранившегося или исчезающего прошлого как ресурса индивидуальной или коллективной идентичности. Языческие мотивы и образы в творчестве российских художников, которые себя открыто не связывают с возрождением язычества, свидетельствуют о наличии «латентного» неоязыческого уровня в художественной культуре. Для более значимых выводов и результатов будут проведены дальнейшие исследования. Научные результаты обнародованы в 13-ти научных публикациях: 3-х статьях, опубликованных в периодических российских журналах; 2-х статьях для журналов, индексируемых в международных БД; 7-ми публикациях по итогам участия в конференциях; 1-ом справочном издании. Результаты также представлены на 7-ми научных мероприятиях.

 

Публикации

1. Иванов А.А. Российский «языческий металл» как коммуникативная система Общество: философия, история, культура, № 11 (103) Страницы: 132-139 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24158/fik.2022.11.22

2. Иващенко Я.С. Социально-культурный портрет российского неоязычника: дискурсивно-семантический анализ Личность. Культура. Общество, Вып. 49. С. 55-71 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30936/1606_951X_2022_24_3_4_217_228

3. Иващенко Я.С. Неоязычество в современном изобразительном искусстве на примере жизнетворчества А.А. Осиповой Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 49. С. 55-71 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/22220836/49/5

4. Климова Е.В. Образ добра и зла в цикле неоязыческих романов «Ночь Сварога» В.И. Сахарова Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре, 2022. №4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17084/20764359-2022-64-32

5. Проскурина А.В., Проскурин С.Г. О формах манифестации магической функции языка Слово.ру: балтийский акцент, 2022. Т. 13, № 3. С. 68–82 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-3-4

6. Проскурина А.В., Проскурин С.Г. К вопросу о когнитивной сущности концептов и метаконцептов Когнитивные исследования языка, 2022. Вып. 3 (50). С. 336-339 (год публикации - 2022)

7. Иванов А.А. Модели идентичности в неоязыческом искусстве Россия и мир: транснациональные коммуникации и взаимопроникновение культур: Сборник статей международной междисциплинарной научной конференции, Москва, 22 апреля 2022 г. М.: Книгодел. С. 260 - 265. (год публикации - 2022)

8. Иващенко Я.С. Неоязычество в художественной культуре России: изучение вопроса Наука и социум: материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР». Новосибирск: Издательство АНО ДПО «СИПППИСР», Новосибирск, июнь - декабрь 2022. С. 131 - 143 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.38163/978-5-6048148-4-0_2022_131

9. Иващенко Я.С. Этнофутуризм как художественная версия концепта «Возрождение язычества» Наука и социум. Материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР». Новосибирск, 2022. - Новосибирск: Издательство АНО ДПО «СИПППИСР», С. 248-252 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_248

10. Иващенко Я.С. Художник и шаман: модели репрезентации в современной художественной культуре Сибири и Дальнего Востока России Народы Сибири и Дальнего Востока с древних времён до наших дней [Электронный ресурс] : материалы IX Сибирского исторического форума., Красноярск, 14–16 сентября 2022 г. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. C. 1434 - 1441 (год публикации - 2022)

11. Иващенко Я.С., Иванов А.А. Неоязычество в современном искусстве России: Тематический словарь-справочник / отв. ред. Я.С. Иващенко. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 173 с. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.38163/978-5-6048148-6-4

12. Климова Е.В. Неоязычество в российской художественной литературе (серия книг В. Мегре) Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности. Материалы всероссийской научной конференции, Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 354-358 (год публикации - 2022)

13. Климова Е.В. Принципы отражения славянской культуры в современном романе-фэнтези Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности. Материалы всероссийской научной конференции, Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 351-354 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Согласно плану в 2023 г. были собраны и проанализированы дополнительные материалы по классификации, технико-стилевым особенностям и семантике образов произведений российских авторов, обращающихся к языческой тематике (неоязыческим сказкам, хоррор-рассказам, сибирской неоархаике, родноверскому изобразительному искусству, отдельным этническим музыкальным коллективам, а также дизайну компьютерных игр), реализована программа аналитического исследования коммуникации и аксиологии неоязычества в художественных практиках России. Изучение коммуникации и аксиологии потребовало мониторинга неоязыческих сайтов и форумов, анализ анонсов, релизов и видеозаписей специальных мероприятий, изучения неоязыческих текстов и опубликованных интервью с современными язычниками. Рассмотрены фестиваль, праздник, другие виды официальных мероприятий (конференции, конкурсы, выставки) и информационно-коммуникативная деятельность музеев как формы репрезентации языческой культуры на современном этапе. К основным результатам отчетного периода следует отнести реализованный анализ коммуникации и аксиологии неоязыческих художественных практик и следующие выводы: 1. Современные авторы, обращающиеся к неоязыческой тематике, используют медийные, немедийные и профессионально-отраслевые каналы коммуникации с неоязыческими организациями, массовой аудиторией, единомышленниками и другими акторами. Наибольшая степень контактов с неоязыческими религиозными движениями осуществляется в рамках немедийных мероприятий (календарных обрядов, языческого туризма); но такие же немедийные каналы позволяют интегрироваться с коммуникантами из художественных, культурно-досуговых и административных институтов (этнофестивали и реконструкторские мероприятия). 2. В результате использования коммуникативных каналов возникают различные типы коммуникативных процессов: глокализация (локальная адаптация транснациональных жанров и образов), гибридизация (взаимодействие представителей разных видов искусств и субъектов художественной среды, порождающее гибриды социальных институций), институционализация (включение неоязыческих акторов в институциональные структуры художественной среды или создание ими горизонтальной сети коммуникаций с подвижными центрами и гибким распределением функций). 3. Аксиологические основания неоязыческих художественных практик представляют варианты восполнения «значимых недостатков» в социокультурной среде: консервативно-авторитарный ответ на «текучую современность», реализованный в конструировании националистической идентичности, опирающейся на глорифицированное и идеализированное прошлое; обращение к коренным, локальным религиозным традициям в ответ на экспансию глобальных, унифицированных культурных образцов; постматериалистическое стремление к внеинституциональной духовности в условиях удовлетворения основных материальных потребностей; идеализация и мифологизация природы как первозданной целостности, утраченной в социальном и технологическом прогрессе; потребность в магической власти и контроле в ответ на «текучесть» современности. 4. Одним из ценностных оснований неоязыческого движения в современной российской культуре является стремление построить консервативную национально-политическую идеологию. Но начиная с 2000-х годов в отечественном неоязычестве развивается другое направление, сосредоточенное на религиозных и культурных аспектах возрождения языческой веры и равнодушное к политическим вопросам. Результаты работы за 2023 год обнародованы в 14-ти научных публикациях: 3-х статьях для журналов, индексируемых в международных базах данных, 3-х статьях, опубликованных в периодических российских журналах; 7-ми публикациях, сделанных по итогам участия в конференциях; 1-ой научной монографии. Результаты работы также представлены на 5-ти научных мероприятиях в форме очных, онлайн и стендового докладов.

 

Публикации

1. Иванов А.А. Неоязыческие идеологии в изобразительном искусстве современной России Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведения, - (год публикации - 2024)

2. Иванов А.А. Неоязыческое визуальное искусство как пример художественного бриколажа Гусевские чтения — 2023. Три измерения политической истории России: Идеология, политика, практики: Сборник научных статей / Отв. ред. Ю. В. Смирнова, М.: ИКД «Зерцало-М»; МГПУ, 2023. С. 546-552. (год публикации - 2023)

3. Иващенко Я.С. Влияние современного язычества и экофеминизма на женские образы в российском игровом кино Вестник славянских культур, - (год публикации - 2024)

4. Иващенко Я.С. Язычество в информационно-коммуникативном пространстве современного музея Сибири ACTA ERUDITORUM, 2023. ВЫП. 44. С. 82-87 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.2.44.015

5. Иващенко Я.С., Иванов А.А. Морфология и аксиология неоязыческой славянской сказки Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Т. 24. Вып. 3 (1). С. 237-246 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.3.3.054

6. Иващенко Я.С., Иванов А.А. Dynamics of Communicative Practices in Siberian Neo-Shamanism Sibirica, Vol. 22, No. 3, P. 37–56 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3167/sib.2023.220303

7. Климова Е.В. Противостояние язычества и христианства в фестивальной культуре и киноискусстве России (на примере фильма «Сердце Пармы») Религия и общество – 17 : сборник научных статей / под общ. ред.: В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко, Э. В. Старостенко, Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2023. С. 191-194. (год публикации - 2023)

8. Климова Е.В. Взаимодействие христианства и язычества в современном российском кинематографе (на примере сериала «Территория») ACTA ERUDITORUM, 2023. ВЫП. 44. C. 92-94 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.2.44.017

9. Проскурина А.В. Типология текстов: семиотический аспект Фундаментальные ценности языка и культуры : К 60-летию доктора филологических наук, профессора Сергея Геннадьевича Проскурина : сборник статей / Коллектив авторов ; отв. ред. А. В. Проскурина, Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2023. С. 216-224. (год публикации - 2023)

10. Иващенко Я.С., Иванов А.А. Неоязычество в художественных практиках современной России: этнокультурные рецепции, коммуникативные технологии, ценностные основания. СПб.: РХГА, 2023. 192 с. (год публикации - 2023)

11. Иванов А.А. Языческие влияния в российском неофолке Образы образования и взаимодействие цивилизаций. Сборник материалов XXIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтения в Санкт-Петербурге, 24–27 мая 2023 г. / Отв. ред. В. А. Егоров, СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского, 2023. С. 75-80 (год публикации - 2023)

12. Иващенко Я.С. Современный языческий праздник в России как иммерсивная социально-культурная практика Образы образования и взаимодействие цивилизаций. Сборник материалов XXIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтения в Санкт-Петербурге, 24–27 мая 2023 г. / Отв. ред. В. А. Егоров., СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского, 2023. С. 17-22. (год публикации - 2023)

13. Климова Е.В. Российское неоязычество и религиозная безопасность в XXI веке Наука и социум: материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР» (июнь – декабрь 2023) / отв. ред. Е.Л. Сорокина, Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2023. C. 216-227 (год публикации - 2023)

14. Климова Е.В. Культура коренных народов Приамурья сегодня: аксиологический и коммуникативный аспекты Образы образования и взаимодействие цивилизаций. Сборник материалов XXIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтения в Санкт-Петербурге, 24–27 мая 2023 г. / Отв. ред. В. А. Егоров, СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского, 2023. С. 23-30. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Рассмотренные в работе художественные практики могут послужить моделями в сфере регионального брендинга и стратегий формирования локальной идентичности. Возможно также применение художественных интерпретаций неоязыческого концепта природы в экологическом образовании. Результаты исследования применимы в области преподавания дисциплин по религиоведческим, культурологическим и искусствоведческим профилям подготовки. Выводы по динамике и современному состоянию неоязыческого искусства востребованы в мониторинге новых религиозных движений на предмет угроз безопасности личности, а также в аспекте противодействия идеологическому экстремизму.