КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00720

НазваниеНейрофизиологические механизмы помогающего поведения у детей: роль зеркальной системы мозга

РуководительМихайлова Анна Андреевна, Кандидат биологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Республика Крым

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словадети, просоциальное поведение, ЭЭГ, аутизм, зеркальные нейроны

Код ГРНТИ15.21.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Склонность человека к просоциальному поведению является одним из основополагающих элементов социального взаимодействия. На поведенческом уровне просоциальность может реализовываться в виде следующих трех основных видов помогающего поведения: оказания инструментальной помощи (helping) в случае, если другой человек испытывает трудности в завершении целенаправленного действия; эмпатической помощи (comforting), проявляющейся в способности реагировать на эмоциональные нужды другого человека и вербально или физически поддержать, утешить его; альтруистического поведения, при котором человек делится ресурсами (sharing), которых недостает другому индивиду. Нарушения проосоциального поведения характерны для детей с аутизмом (F84.0), что является одной из причин социальной дезадаптации. За последние годы количество детей с аутизмом увеличилось, в том числе и в Российской Федерации. Представляется необходимым проведение специального анализа реактивности отдельных психофизиологических показателей детей раннего и дошкольного возраста с аутизмом и их здоровых сверстников относительно широкого спектра стимулов и задач социальной природы разного уровня сложности (манипуляции с игрушками; инструментальное, эмоциональное и альтруистическое помогающее поведение). Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой степень развития разных форм помогающего поведения зависит от уровня развития зеркальной системы мозга (ЗСМ). При этом у детей с аутизмом более низкий уровень реактивности ЗСМ, чем у их сверстников, что является одним из факторов менее развитого эмоционального и альтруистического поведения. Для проверки гипотезы будет определена выраженность инструментального, эмоционального и альтруистического помогающего поведения у 30 детей с аутизмом в возрасте 1-7 лет и 30 их здоровых сверстников. Как известно, в качестве ЭЭГ-маркеров активации ЗСМ рассматривают реакцию супрессии сенсомоторных ритмов в частотном диапазоне альфа- и бета-ритмов [Rizzolatti, Craighero, 2004; Pineda, 2005; Keuken et al., 2011; Arnstein et al., 2011]. В настоящем исследовании степень развития ЗСМ будет оценена путем анализа реактивности сенсомоторных ритмов ЭЭГ в индивидуально определенных альфа- и бета-частотных диапазонах при выполнении ребенком задач на имитацию действий взрослого экспериментатора. Также будет проведен анализ реактивности сенсомоторных ритмов ЭЭГ детей при реализации разных форм просоциального поведения. С помощью метода электромагнитной томографии низкого разрешения LORETA будут выявлены центры активации и торможения нейронной активности в неокортексе, обеспечивающие выполнение заданий на просоциальное поведение, а также на основе анализа когерентности ритмов ЭЭГ оценена перестройка взаимосвязей различных корковых регионов. Все это позволит получить новые научные данные о нейрофизиологических механизмах просоциального поведения у детей, а также об особенностях нарушения переработки социально значимой информации у больных аутизмом. По-прежнему актуальным остается вопрос разработки новых коррекционных программ для детей с аутизмом, в том числе с использованием современных нейротехнологий. Одной из таких технологий является метод биологической обратной связи по характеристикам ЭЭГ. На основе результатов настоящего исследования в дальнейшем будет возможна разработка более эффективных протоколов применения данного метода при проведении тренингов, нацеленных на психофизиологическую коррекцию дисфункциональных форм просоциального поведения.

Ожидаемые результаты
Будут оценены нейро- и психофизиологические характеристики у не менее 60 детей в возрасте 1-7 лет, определяющие уровень их когнитивного развития, а также степень развития помогающего поведения у детей разного возраста (возрастные группы 1-3,5 лет и 4-7 лет), с диагнозом аутизм (F84.0) (экспериментальная группа) и здоровых участников исследования (контрольная группа). Анализ особенностей реактивности ЭЭГ в индивидуально определенном частотном диапазоне мю-ритма детей в условиях наблюдения за действиями другого человека и при выполнении ребенком самостоятельного действия позволит определить уровень развития зеркальной системы мозга (ЗСМ) у детей указанных групп. Анализ динамики сенсомоторных ритмов ЭЭГ при реализации инструментального, эмпатического и альтруистического помогающего поведения даст возможность оценить роль ЗСМ детей в становлении просоциального поведения. Планируется определить характер перестройки взаимосвязей различных корковых регионов на основе анализа показателей когерентности сенсомоторных ритмов ЭЭГ в разных отведениях, выявить с помощью метода электромагнитной томографии низкого разрешения LORETA источники активности в неокортексе и изменения их локализации при реализации помогающего поведения. Будут уточнены особенности нейрофизиологических механизмов просоциального поведения у детей с диагнозом аутизм. Будут выявлены факторы благоприятного и неблагоприятного развития просоциального поведения у детей, которые позволят планировать программу реабилитации, комплекс долговременных психолого-педагогических мероприятий, определять реабилитационный потенциал ребенка. По итогам данного исследования будут опубликованы не менее 6 статей, из них: 3 статьи в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Проект: Нейрофизиологические механизмы становления помогающего поведения и их особенности у детей, страдающих аутизмом Исследование выполнятся за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00720, https://rscf.ru/project/22-28-00720/ Склонность человека к просоциальному поведению является одним из основополагающих элементов социального взаимодействия. На поведенческом уровне просоциальность может реализовываться в виде следующих трех видов помогающего поведения (ПП): оказания инструментальной помощи (helping) в случае, если другой человек испытывает трудности в завершении целенаправленного действия; эмпатической помощи (comforting), проявляющейся в способности реагировать на эмоциональные нужды другого человека и вербально или физически поддержать, утешить его; альтруистического поведения, при котором человек делится ресурсами (sharing), которых недостает другому индивиду. Нарушения просоциального поведения характерны для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), что является одной из причин их социальной дезадаптации. Целью настоящего исследования явилось проведение анализа реактивности психофизиологических показателей детей раннего и дошкольного возраста с РАС и их здоровых сверстников при выполнении задач разного уровня сложности (манипуляции с игрушками; инструментальное, эмоциональное и альтруистическое ПП). Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой степень развития разных форм помогающего поведения зависит от уровня развития зеркальной системы мозга (ЗСМ). Предполагается, что у детей с аутизмом функционирование ЗСМ искажено, что является одним из факторов менее развитого ПП. Исследование предполагает комплексный анализ психофизиологических процессов, участвующих в становлении просоциальных форм поведения у типично развивающихся детей в возрасте 1-7 лет и их сверстников с РАС. В качестве маркеров активации ЗСМ рассматривается реакция подавления сенсомоторных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в частотном диапазоне мю- и бета-ритмов. Были оценены психофизиологические характеристики 81 ребенка в возрасте 1-7 лет (50 здоровых детей и 31 ребенок с диагнозом РАС), а также степень развития их ПП. Результаты анализа поведения здоровых детей 4-7 лет в ситуациях, требующих инструментальной, эмоциональной, альтруистической, также комплекса альтруистической и эмоциональной помощи показали, что большинство из них ее оказывает. Группа детей того же возраста с РАС демонстрируют значимо менее выраженное ПП в ситуациях требующих эмоциональной поддержки и комплексного эмоционального и альтруистического ПП. Сравнение здоровых старших и младших детей выявило, что дети 1-3,5 лет демонстрируют значимо менее выраженное ПП по сравнению со старшими детьми в ситуации, когда эмоциональная поддержка требуется малознакомому человеку. Более подробный анализ показателей ПП детей с РАС 1-3,5 лет планируется на следующем этапе реализации проекта, когда будет обследовано дополнительное количество детей данного возраста. Для оценки нейрофизиологического статуса детей, страдающих аутизмом, в сопоставлении с нормально развивающимися детьми анализировали особенности их электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в ситуации устойчивого зрительного внимания. У детей с РАС амплитуда мю-ритма в большинстве регионов коры была меньше, а в диапазоне бета-ритма – больше, чем у здоровых детей. Поскольку мю-ритм выражен в ситуации физического расслабления, а широко распределенный по поверхности коры бета-ритм усиливается при психическом напряжении, такие различия в паттерне ЭЭГ могут указывать на большую степень активации и тревоги у детей с РАС в данной ситуации. Оценена динамики ЭЭГ в ситуациях, включающих наблюдение ребенком за действиями других людей с игрушкой и выполнение собственного действия. Предварительные результаты анализа ЭЭГ показали, что манипуляции с игрушкой вызывают у детей с РАС бо́льшую степень активации различных систем мозга, чем у здоровых детей. Анализ динамики сенсомоторных ритмов ЭЭГ выявил у здоровых детей 4-7 лет подавление мю-ритма в центральных и теменных областях при выполнении большинства заданий на ПП. Снижение мощности в этих регионах большинство авторов интерпретируют как активацию ЗСМ, лежащую в основе понимания целей действий и эмоций окружающих. У детей с РАС в ситуациях эмоционального ПП и комплекса эмоционального и альтруистического ПП наблюдалась преимущественно усиление мю-ритма ЭЭГ. Данный факт может указывать на меньшую вовлеченность их ЗСМ по крайней мере в ряде ситуаций, требующих просоциальных действий. Целям и результатам проекта посвящен раздел сайта лаборатории психофизиологии и нейроэтологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (http://pfl-crimea.ru).

 

Публикации

1. Куличенко А. М., Кайда А. И., Португальская А. А., Михайлова А. А., Павленко В. Б. Изменения межполушарных когерентных связей ритмов ЭЭГ при реализации помогающего поведения у детей дошкольного возраста Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия, № 3, том 8 (74), 2022, с.135-147. (год публикации - 2022)

2. Орехова Л.С. , Куличенко А.М., Махин С.А., Михайлова А.А., Павленко В.Б. Динамика когерентности ритмов ЭЭГ при наблюдении за про- и антисоциальными действиями у детей в раннем возрасте Физиология человека, № 1, том 49, с. 17–27 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0131164622700126

3. Португальская, А. А. Взаимосвязь речи и просоциального поведения детей раннего и дошкольного возраста Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология., № 3, Т. 8 (74), С. 154-166. – EDN NUOEOF. (год публикации - 2022)

4. - Учёные КФУ выиграли грант на изучение «зеркальной» системы мозга Сетевое издание «Крымский новостной портал INFORMER», Сетевое издание «Крымский новостной портал INFORMER»28.12.2021 09:09 (год публикации - )

5. - Учёные КФУ выиграли грант на изучение «зеркальной» системы мозга и особенностей развития детей с аутизмом Пресс-служба Крымского федерального университета, 27-12-2021 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект: Нейрофизиологические механизмы помогающего поведения у детей: роль зеркальной системы мозга. Исследование выполняется за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00720, https://rscf.ru/project/22-28-00720/. Склонность человека к просоциальному поведению является одним из основополагающих элементов социального взаимодействия. Нарушения просоциального поведения характерны для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), что является одной из причин их социальной дезадаптации. Целью настоящего исследования явилось проведение анализа реактивности психофизиологических показателей детей раннего и дошкольного возраста с РАС и их здоровых сверстников при выполнении задач разного уровня сложности. Исследование предполагало комплексный анализ психофизиологических процессов, участвующих в становлении просоциальных форм поведения у типично развивающихся детей в возрасте 1-7 лет и их сверстников с РАС. Считают, что в становлении просоциальных форм поведения участвует зеркальная система мозга (ЗСМ). В качестве маркеров активации ЗСМ рассматривается реакция подавления сенсомоторных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в частотном диапазоне мю- и бета-ритмов. За отчетный период в 2023 году был обследован 21 ребенок в возрасте от 1 до 7 лет. Из них 11 (6 детей 4-7 лет и 5 детей 1-3 лет) имели диагноз РАС. Применение нами шкалы CARS и тест-системы ADOS подтверждает данный диагноз. Комплексная психофизиологическая диагностика включала оценку их когнитивного, речевого развития, степень развития помогающего поведения (ПП) и характеристик ЭЭГ. В 2023 году проведена обработка и систематизация психофизиологических данных всех обследованных в 2022 и 2023 году детей (102 ребенка). Результаты анализа ПП здоровых детей в ситуациях инструментального, эмоционального, альтруистического и комплекса альтруистического и эмоционального помогающего поведения (ИПП, ЭПП, АПП и АЭПП, соответственно) показали, что дети 4-7 лет наиболее высокие оценки получили при реализации АЭПП, а дети 1-3,5 лет – при реализации ИПП. В случае ИПП, когда надо было подать упавший предмет, задание для детей раннего возраста было более простым, чем при задаче на оказание эмоциональной и альтруистической помощи. Этот вид поведения появляется в онтогенезе раньше остальных и не требует сложных когнитивных навыков для понимания целей и потребностей нуждающегося человека. В задании с плюшевым мишкой (ситуация АЭПП) активно помогали дети 4-7 лет. В данном возрасте дети в большей степени способны к пониманию неудовлетворенной потребности экспериментатора в ресурсах (игрушке) и его аффективного негативного состояния. Также выявлено, что дети 1-3,5 лет демонстрируют значимо менее выраженное ПП по сравнению со старшими детьми в ситуации, когда эмоциональная поддержка требуется малознакомому человеку. Дети с РАС также действуют просоциально в ответ на потребности других и могут делать это в ситуациях, требующих разных видов помощи. Уровень ПП в ситуации, требующей инструментальной помощи, у детей с РАС был таким же высоким, как и у детей группы контроля. Однако в ситуациях АПП и АЭПП, дети с РАС менее склонны к оказанию помощи. У детей 4-7 лет выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями вербального и общего теста Векслера и уровнем ЭПП. У здоровых детей раннего возраста выявлены положительные корреляции между уровнем когнитивного развития и выраженностью АПП, показателями шкалы «Рецептивная речь» и уровнем ЭПП, а также между показателями «Экспрессивная речь», ЭПП и АПП. Таким образом чем выше уровень когнитивного и речевого развития ребенка, тем чаще дети проявляют ПП. Для выявления особенностей нейрофизиологических механизмов, в том числе специфики функционирования ЗСМ ребенка, лежащих в основе нарушений просоциального поведения у детей с РАС проводили вейвлет- и спектральный анализы сенсомоторных ритмов ЭЭГ в ситуациях наблюдения за действиями других людей и совершении самостоятельных действий. В ситуациях наблюдения за мнимым и реальным действием, а также при выполнении ребенком самостоятельного действия (сталкивание машинки с горки) на основе применения вейвлет- и спектрального анализа ЭЭГ у нормотипичных детей и у их сверстников с РАС было выявлено значимое падение амплитуды мю- и бета-ритмов относительно базового уровня. Поскольку десинхронизацию сенсомоторных ритмов связывают с активацией ЗСМ, то в указанных экспериментальных ситуациях, которые включали игровой компонент и, предположительно, сопровождались эмоциональным вовлечением испытуемых, ЗСМ не только нормотипичных детей, но и детей с РАС оказалась способна к активации. Однако паттерн ЭЭГ-реакций двух групп детей при этом существенно отличался. Прежде всего, в ситуациях наблюдения за мнимым и реальным действием, а также при выполнении ребенком самостоятельного действия большее снижение амплитуды альфа-ритма ЭЭГ в лобных отведениях у детей с РАС по сравнению с детьми группы нормы. Гиперактивацию участков лобной коры можно расценить как свидетельство того, что детям с РАС требуется вовлечение дополнительных нервных ресурсов для восприятия стимулов в эмоциональных ситуациях. В то же время, в центральных отведениях при наблюдении за реальным действием десинхронизация мю-ритма ЭЭГ у группы РАС ниже, чем у нормотипичных детей. Большая реактивность мю-ритма у детей группы нормы при наблюдении за реальным действием отражает, вероятно, большую активацию ЗСМ, которая позволяет им в реальных жизненных условиях лучше распознавать намерения окружающих. Меньшая десинхронизация мю-ритма в центральных отведениях неокортекса у группы РАС в указанной экспериментальной ситуации может свидетельствовать о менее выраженной реакции ЗСМ на целенаправленные действия других людей. Анализ изменений амплитуд ЭЭГ в ситуациях ПП у типично развивающихся детей показал значимое изменение мю-ритма по сравнению с фоном. Можно предположить, что экспериментальные ситуации с неравным угощением и поломанной игрушкой (задания на АПП и АЭПП) вызывали у детей активацию ЗСМ, тесно связанную с эмпатическими реакциями, и, как следствие, – выраженное просоциальное поведение. Вероятно, яркая эмоциональная окраска хорошо знакомых детям ситуаций усиливает реакции ЗСМ на наблюдаемые действия и важна для запуска ПП. У детей с РАС значимая десинхронизация мю-ритма в ситуации АЭПП отсутствовала. Отсутствие депрессии мю-ритма у детей с РАС в условиях задачи на АЭПП может указывать на меньшую степень активации ЗСМ, в наиболее сложных социальных ситуациях. Анализ изменений показателей когерентности при реализации разных видов ПП выявил увеличение ее уровня в анализируемых нами частотных диапазонах. Эти изменения указывают на повышение внутриполушарной интеграции, возможно, необходимой для реализации ПП. Сопоставление результатов анализа когерентности внутриполушарных связей ритмов ЭЭГ детей с РАС с показателями типично развивающихся детей показало, что уровень когерентности ритмов ЭЭГ в условиях УЗВ (фон) у детей с РАС ниже и, несмотря на его рост в ситуациях ПП, не достигает такового у типично развивающихся детей. Анализ изменений источников активности, выявленных с помощью метода электромагнитной томографии низкого разрешения LORETA в неокортексе во время реализации разных видов ПП показало различную степень активации зон коры больших полушарий мозга у типично развивающихся детей и детей с РАС. Результаты настоящего исследования указывают на возможные нарушения у детей с РАС функционирования ЗСМ и регионов неокортекса, модулирующих ее активность, в сложных социальных ситуациях. Снижение или отсутствие депрессии мю-ритма у детей с РАС в условиях ряда задач на ПП может указывать на меньшую степень активации ЗСМ в наиболее сложных социальных ситуациях. Выявленные особенности реактивности мю-ритма ЭЭГ могут быть полезны для разработки новых протоколов сеансов БОС, предназначенных для коррекции развития детей с РАС. Целям и результатам проекта посвящен раздел сайта лаборатории психофизиологии и нейроэтологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (http://pfl-crimea.ru).

 

Публикации

1. Кайда А.И., Михайлова А.А., Португальская А.А., Павленко В.Б. РЕАКТИВНОСТЬ СЕНСОМОТОРНЫХ РИТМОВ ЭЭГ У ДЕТЕЙ 4–7 ЛЕТ В СИТУАЦИЯХ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, № 3, том 73, с. 384–397 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0044467723030073

2. Куличенко А.М., Кайда А.И., Португальская А.А., Михайлова А.А., Архангельская Е.В., Павленко В.Б. Изменения внутриполушарных когерентных связей ритмов ЭЭГ при реализации помогающего поведения у детей дошкольного возраста Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия, № 2, том 9 (75), с. 134–148 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.29039/2413-1725-2023-9-2-134-148

3. Павленко В.Б., Кайда А.И., Клинков В.Н., Михайлова А.А., Орехова Л.С., Португальская А.А. Особенности реактивности μ-ритма ЭЭГ у детей с расстройствами аутистического спектра в ситуациях помогающего поведения Вестник Российского государственного медицинского университета, № 2, с. 26-32 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24075/vrgmu.2023.009

4. Павленко Д.В., Чуян Е.Н., Александрова С.Е., Григорьев Я.П., Гурнаков Н.В., Мустафаев Э.Р., Павленко В.Б Динамика ритмов ЭЭГ при восприятии улыбающихся лиц и ее особенности у людей с разным уровнем расширенного аутистичекого фенотипа Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия, № 3, том 9 (75), с. 165–175 (год публикации - 2023)

5. Португальская А.А., Шепитько Л.С., Клинков В.Н., Кайда А.И., Орехова Л.С., Михайлова А.А., Павленко В.Б. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗАННЫХ С СОБЫТИЯМИ СПЕКТРАЛЬНЫХ ПЕРТУРБАЦИЙ ЭЭГ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ЗА ДВИЖЕНИЯМИ И ИХ ИМИТАЦИИ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО. БИОЛОГИЯ. ХИМИЯ, № 3, Том 9 (75), с. 204–214. (год публикации - 2023)

6. Павленко В.Б., Орехова Л.С., Португальская А.А., Михайлова А.А. Становление просоциального поведения в раннем детстве и его нейрофизиологические механизмы ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМ. И.П. ПАВЛОВА, № 2, том 73, стр. 193-213 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0044467723020089


Возможность практического использования результатов
Выявленные особенности реактивности сенсомоторных ритмов ЭЭГ могут быть полезны для разработки новых протоколов сеансов биологической обратной связи, предназначенных для коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра. Результаты работы крайне важны с практической точки зрения не только при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения развития, но и при воспитании типично развивающихся детей.