КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-19-00789

НазваниеМетоды синтеза и предиктивного анализа гидромеханических триботронных систем с использованием машинного обучения

РуководительСавин Леонид Алексеевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева", Орловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-103 - Трибология

Ключевые словаТриботронные системы, роторные системы, опоры жидкостного трения, параметрический синтез, предиктивный анализ, машинное обучение, искусственные нейронные сети, синтез систем с заданными свойствами, модельно-ориентированное проектирование, анализ данных

Код ГРНТИ55.01.77


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная идея проекта заключается в формировании методологического подхода, объединяющего принципы оптимального проектирования и предиктивной аналитики гидромеханических триботронных систем на основе совмещения модельно-ориентированного подхода и обработки больших объемов данных с целью поиска системных закономерностей и интерпретации полученных сведений для повышения эффективности функционирования разрабатываемых изделий на различных этапах жизненного цикла. Тенденции развития науки и техники в индустриальной сфере в значительной мере связаны с робототехникой, мехатронными и интеллектуальными технологиями. Отдельный акцент делается на совершенствовании методов конструирования и эксплуатации технических объектов на основе цифровых моделей, в том числе, с использованием алгоритмов машинного обучения. Современный уровень развития средств проектирования и контроля позволяет рассматривать роторно-опорные элементы машин как многокомпонентные триботронные системы, в которых на синергетическом уровне объединяются узлы трения, сенсорные и электронно-вычислительные средства для реализации функций автоматизированной диагностики и управления режимами работы. При создании триботронных устройств требуется совместно решать задачи оптимизации и прогнозирования их свойств с учетом влияния управляющих подсистем, что значительно повышает размерность решаемых задач синтеза и анализа. Решение подобных задач с использованием традиционных методов сталкивается с объективными трудностями их реализации, связанными со значительным уровнем неопределенности предъявляемых к триботронным объектам проектных критериев; вариабельности их свойств ввиду во многом недетерминированного характера управляющих воздействий; ростом требуемых объемов вычислений и невозможностью адаптации современных программно-аппаратных и вычислительных средств для решения задач управления в режиме реального времени. Наличие таких ограничений и составляет суть решаемой в настоящем проекте научной проблемы. Сложившаяся ситуация требует решения ряда взаимосвязанных задач по адаптации имеющегося методологического аппарата для реализации системного подхода по обеспечению взаимодействия элементов механики, триботехники, мехатроники, вычислительной математики и информатики при решении задач оптимального проектирования роторных систем с заданными свойствами, предиктивного анализа их параметров на этапе эксплуатации, а также создания основ комплексных экспертных систем по решению типовых задач данной области на основе методов машинного обучения. Результаты предлагаемого исследования должны стать теоретической и инструментальной основой прикладных научных исследований и разработок как традиционных, так и перспективных триботронных опор жидкостного трения, совмещающих функции автоматизированной диагностики и управления режимами работы. Создание нового методологического аппарата позволит обеспечить новый уровень комплексности рассмотрения перспективных изделий, значительно снизить время проектирования новых машин с новыми свойствами, и в том числе преодолеть в них за счет применения триботронного подхода имеющиеся технологические барьеры, связанные в первую очередь с комплексной динамической устойчивостью и энергетическими характеристиками роторно-опорных систем. Отдельный класс поставленных в проекте задач связан с предиктивной аналитикой опорных узлов роторных агрегатов, в которых интегрированы функции автоматизированного контроля и активного управления параметрами, что позволяет на информационном, аппаратном, алгоритмическом и программном уровне выполнить оценку работоспособности и остаточного ресурса изделий. Научная новизна предполагаемых результатов обусловлена формированием специализированной теоретической и методологической базы для решения многомерных задач оптимального синтеза и предиктивного анализа роторных систем с триботронными опорами жидкостного трения с учетом взаимного влияния структурных элементов и параметров физических процессов. В проекте будет разработан целый комплекс новых методов как для непосредственного проведения процедуры оптимального параметрического синтеза триботронных роторно-опорных систем, так и для обеспечения учета в таких процедурах особенностей триботронных опорных узлов, таких как особенности динамических процессов в условиях вариабельности параметров опор. Методы анализа динамического поведения ротора, идентификации нелинейных процессов в триботронных роторно-опорных системах, новые методы численного расчета сдвигово-напорных течений, а также методы синтеза оптимальных регуляторов будут построены с обширным использованием методов машинного обучения, что позволит обеспечить им новые свойства адаптивности, повысить точность и производительность. Новизна разрабатываемых методов решения задач оптимального синтеза и предиктивного анализа активных гидромеханических опор роторов будет строиться на объединении классических подходов к проектированию роторных систем с интеллектуальными методами учета адаптивных составляющих в триботронном варианте. При этом на основе анализа фундаментальных свойств протекающих в триботронных опорах процессов будут обоснованы необходимые усовершенствования в применяемых методах синтеза и анализа, а также принципы и механизмы совмещения модельно-ориентированного и основанного на данных подходов к дескриптивному и предиктивному анализу параметров и состояний триботронных узлов. На основе разработанных методов и предлагаемых подходов будет сформирован комплекс практических рекомендаций по применению созданного методологического аппарата для проведении прикладных научных исследований и разработок различных классов триботронных опор роторов.

Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта будет разработан комплексный методологический аппарат, основанный на современных методах расчетов, вычислений, проектирования и анализа состояния сложных технических систем. Разработки позволят в полной мере раскрыть потенциал формирующегося триботронного подхода к рассмотрению современных машин вращательного движения, оснащенных развитыми средствами мониторинга, диагностики и управления режимами работы, в том числе за счет использования активных опорных узлов как критических компонентов таких систем. В ходе выполнения проекта будут разработаны новые методы идентификации комплексных математических моделей триботронных роторно-опорных систем с повышенной вычислительной эффективностью, построенные на комбинации новых и известных методов решения нелинейных задач роторной динамики, гидродинамической теории смазки и теории автоматического управления с методами машинного обучения как инструментами повышения производительности. Для анализа состояний триботронных роторно-опорных систем и использовании его данных в ходе оптимального параметрического синтеза будет впервые разработан разработать комплекс метрик, в качественном и количественном выражении описывающих существенные аспекты динамического поведения ротора, влияние систем управления триботронных опор, их интегральные характеристики. Для обеспечения полноты решения оптимизационных задач в условиях триботронного подхода и ограниченных вычислительных ресурсов будут разработаны новые гибридные методы и алгоритмы параметрического синтеза триботронных опор жидкостного трения на основе комбинации алгоритмов оптимизации и методов машинного обучения для коррекции параметров их работы. В дополнение к ним будет также разработан комплекс методов, обеспечивающих упрощенное и ускоренное решение многокритериальных оптимизационных задач с большим количеством переменных и ограничений, на основе структурирования таких задач, механизмах онлайн адаптации самих оптимизационных алгоритмов, анализе чувствительности решений оптимизационных задач Ввиду того, что активное управление режимами работы роторно-опорных систем является одним из наиболее динамичных трендов в отрасли, с целью повышения качества управления будут разработаны новые методы повышения характеристик регуляторов триботронных опор жидкостного трения на основе оптимизации вычислительных структур нейросетевых регуляторов. Также будет создан новый метод повышения устойчивости интеллектуальных алгоритмов управления к неопределенностям состояний объекта управления. В проекте будут выявлены и описаны критерии оптимального баланса между применением модельно-ориентированного и основанного на данных подходов для предсказания параметров функционирования триботронных гидромеханических опор роторов. В методологию построения алгоритмов и систем предиктивного анализа свойств таких объектов будет введен новый комплекс параметров и критериев, позволяющих учитывать их адаптивные свойства триботронных опор ввиду их существенного влияния результаты предсказания изменения важнейших параметров, в отличие от более детерминированных классических опорных систем. С целью обобщения и систематизации разработанных методов, алгоритмов и подходов, будет создана комплексная методика постановки и решения нелинейной многокритериальной задачи параметрического оптимального синтеза и предиктивного анализа свойств триботронных опор жидкостного трения с учетом привносимых ими особенностей в режимы работы роторно-опорных систем. Также будут даны рекомендации по особенностям применения разработанного методического аппарата при проведении прикладных научных исследований и разработок различных классов триботронных опор жидкостного трения ввиду разнообразия имеющихся конструкций таких узлов. В завершение работы, будут созданы теоретические и методические основы информационной системы с базой данных оптимизированных решений триботронных опор жидкостного трения на основе накопления данных о решениях типовых задач их оптимального синтеза. Разработанный методологический аппарат позволит выстроить недостающие взаимосвязи между разнородными технологиями, которые объединяются в триботронных роторно-опорных системах. Это позволит преодолеть сложившиеся препятствия на пути к внедрению в практику прикладных научных исследований и разработок эффективных с точки зрения затрат времени и ресурсов методик модельно-ориентированное проектирования триботронных систем с заданными свойствами. Это обеспечит возможность ускоренного проектирования роторных машин с продвинутыми свойствами, существенно снижая промежутки времени от постановки соответствующих конструкторских задач до их практического воплощения, которые сейчас для сложных систем могут составлять многие годы. Создание развитых специализированных методов предиктивной аналитики свойств триботронных опор также позволит сделать внедрение таких систем более оперативным и менее затратным, уменьшая потребность в получении значительных объемов специфических данных для каждой новой конфигурации роторно-опорной системы за счет обоснованной интеграции с модельно-ориентированным подходом и использования единых моделей в системах оптимального синтеза и предиктивного анализа.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основные цели выполнения этапа 2022 года были связаны с подготовкой концептуальной базы и расчетно-методического инструментария для последующей разработки комплексной методологии оптимального проектирования и предиктивной аналитики триботронных опор (ТТО) роторов. Были сформированы теоретические основы и подходы к решению задач синтеза и предиктивного анализа ТТО с учетом их мультифизической природы, опыта решения подобных задач для сопоставимых по комплексности технических систем, а также стандартов и практики проектирования роторных машин. Рассмотрена взаимосвязь отдельных этапов синтеза при выполнении исследований и проектирования ТТО. Представлены методические аспекты синтеза принципа их действия, включая методологию качественного и количественного анализа в обосновании принципов действия с использованием баз данных физических эффектов. На этапе синтеза структуры ТТО реализована процедура формирования взаимного расположения элементов, что составляет основу процесса инженерного конструирования. Сформирован и реализован подход к решению комплексной задачи параметрического синтеза ТТО, основанный на предварительном разделении взаимосвязанных сопряженных подзадач. Формирование целевых функций с учетом ограничений проводилось раздельно для каждого этапа на основе разработанного комплекса критериев, отражающих силовые, энергетические, прочностные характеристики, характеристики устойчивости и управляемости проектируемых ТТО. Вариативность свойств ТТО учитывается критериями, отражающими изменения динамических характеристик роторов при применении систем управления. Сформированные подходы в области методической базы оптимального синтеза ТТО определили приоритетным применение стохастических оптимизационных методов и сформированного комплекса мер по повышению их производительности, как за счет снижения вычислительной сложности расчетных задач, решаемых созданными имитационными моделями, так и за счет модификации самих расчетных алгоритмов. Для реализации систем предиктивной аналитики ТТО сформирован и апробирован подход, основанный на взаимодействии численной модели роторной системы с ТТО с обучаемой предиктивной моделью, отличающейся вычислительной эффективностью. Подход позволяет преодолеть ряд фундаментальных проблем, возникающих при создании прогностических моделей сложных систем на основе данных. Возникающая в результате работы системы управления вариабельность свойств ТТО учитывается введением в структуру генерируемых данных для обучения обобщенных переменных, которые определяют ее воздействие на прочие параметры узла. Точность решения задач предиктивного анализа при этом обусловлена точностью исходных физико-ориентированных моделей ТТО, рациональным выбором параметров машинного обучения при создании предиктивной модели, а также методов обработки входных и выходных данных. Апробация подхода к построению систем предиктивной аналитики ТТО проведена на примере прогнозирования износа и ресурса моторно-осевого подшипника локомотива с регулируемой температурой в зоне трения. В процессе реализации этапа разработан метод идентификации нелинейных моделей расчета гидродинамических сил смазочного слоя ТТО с использованием методов машинного обучения для аппроксимации данных, получаемых от эталонных численных моделей таких опор. Метод обеспечивает минимизацию ошибки аппроксимации по сравнению с данными эталонных численных моделей, как в точках обучающей выборки, так и при интерполяции данных. Минимизация затрат времени на генерацию данных и обучение модели обеспечивается применением нерегулярной сетки исходных данных, шаг которой зависит от степени нелинейности сил смазочного слоя в пространстве входных параметров. Разработанный метод при сопоставимой точности превосходит по скорости расчета прямые численные методы более чем на порядок, но при этом требует существенных затрат времени на генерацию исходных данных и обучение модели. Для проведения расчетов и анализа параметров течений различных смазочных материалов в ТТО разработан и апробирован на примере управляемых опор с магнитореологической смазкой уточненный гибридный численный метод решения задач гидродинамики вязких неньютоновских сред. Метод основан на решении вариационной задачи с применением искусственных нейронных сетей и отличается возможностью учета действия массовых сил. Характерной особенностью метода является ввод данных в виде изображения формы канала, значения расхода смазочного материала и начальное распределение вспомогательной функции тока. Выходом является скорректированная функция тока, на основании которой рассчитывается действительное поле скоростей течения, а также поле давлений решения краевой задачи. Для всестороннего учета динамического поведения ротора в процедуре параметрического синтеза ТТО разработан набор характеризующих его количественных и качественных метрик. Количественные метрики рассчитываются явным образом по выходным параметрам имитационной модели роторно-опорной системы. В их число включены параметры, отражающие коэффициенты запаса по несущей способности опоры, устойчивости движения ротора и устойчивости системы к резонансным явлениям. Качественные метрики показывают наличие нелинейных и хаотических составляющих в колебаниях ротора процессов и характеризуют вероятность развития неустойчивых циклов движения, а также опасного механического контакта поверхностей ротора и опоры. Разработанный метод автоматизированного вычисления качественных метрик заключается в распознавании типа колебаний классификатором на основе искусственной нейронной сети. Выходом классификатора являются бинарные сигналы о наличии выделенных классов колебаний (гармонические, полигармоничекие, хаотические), точность определения составляет не менее 98%. Программные модули, реализующие методические и алгоритмические разработки проекта, интегрированы в состав комплексной имитационной модели роторной системы на ТТО. Имитационная модель является ключевым инструментом для расчета интегральных, динамических, трибологических и энергетических характеристик таких систем при заданных параметрах системы, режимах нагружения и методах расчета. Имитационная модель реализована в среде Simulink расчетного комплекса MatLAB, в число ее основных модулей входят: модуль расчета параметров движения ротора; модули расчета параметров смазочного слоя активного или пассивного подшипника скольжения на базе численного решения уравнений Рейнольдса и на базе разработанных нейросетевых моделей, аппроксимирующих расчет сил смазочного слоя; модули систем управления ТТО с возможностью реализации их в линейной и нелинейной постановке, с использованием адаптивных и интеллектуальных регуляторов на базе DDPG-agent и DQN-agent. С использованием имитационной модели проведена серия вычислительных экспериментов по апробации разработанных методов расчета элементов роторных систем с ТТО. С целью верификации математических и алгоритмических моделей были разработаны и созданы экспериментальные установки по исследованию интегральных и динамических характеристик роторных систем активными опорами, включая гидростатодинамические подшипники с регулируемыми параметрами подачи смазочного материала и гидродинамические опоры со смазкой магнитореологическими жидкостями. Проведенные серии физических экспериментов позволили получить данные о различных состояниях управляемых подшипниковых узлов (положения ротора, значения критических частот) и посредством сопоставления их с данными вычислительных экспериментов сделать выводы об адекватности разработанных имитационных моделей. По итогам выполнения этапа принято в печать 10 публикаций, из них 5 в изданиях индексируемых Scopus, 2 – системой RSCI, подано 5 заявок на регистрацию прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности. Полученные на этапе 2022 года результаты являются базой для решения задач, запланированных на последующий этап 2023 года.

 

Публикации

1. Казаков Ю.Н., Корнаев А.В., Шутин Д.В., Корнаева Е.П., Савин Л.А. Reducing rotor vibrations in active conical fluid film bearings with controllable gap Russian Journal of Nonlinear Dynamics, - (год публикации - 2022)

2. Казаков Ю.Н., Стебаков И.Н., Шутин Д.В., Савин Л.А. Аппроксимация реакций смазочного слоя подшипников скольжения методами машинного обучения Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, - (год публикации - 2023)

3. Корнаева Е.П., Корнаев А.В., Фетисов А.С., Стебаков И.Н., Савин Л.А. U-Net as a tool for adjusting the velocity distributions of rheomagnetic fluids Lecture Notes in Networks and Systems, - (год публикации - 2022)

4. Литовченко М.Г., Шутин Д.В., Стебаков И.Н., Сытин А.В. Распознавание классов траекторий движения ротора на опорах жидкостного трения на основе искусственной нейронной сети Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, - (год публикации - 2023)

5. Савин Л.А., Шутин Д.В., Казаков Ю.Н., Корнаев А.В., Поляков Р.Н., Ли Ш. Problems of Development of Tribotronics: Control and Machine Learning Techniques Lecture Notes in Mechanical Engineering, - (год публикации - 2022)

6. Савин Л.А., Шутин Д.В., Казаков Ю.Н., Ли Шэнбо Задачи структурного синтеза триботронных опорных узлов Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, №6 (356), с.76-85 (год публикации - 2022)

7. Савин Л.А., Шутин Д.В., Сытин А.В. Задачи синтеза принципа действия в процедурах проектирования триботронных систем Известия тульского государственного университета. Технические науки, Выпуск 9, с. 542-549 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/2071-6168-2022-9-542-549

8. Фетисов А.С., Казаков Ю.Н., Савин Л.А., Шутин Д.В. Synthesis of a DQN-based controller for improving performance of rotor system with tribotronic magnetorheological bearing Lecture Notes in Networks and Systems, - (год публикации - 2022)

9. Фетисов А.С., Шутин Д.В., Сметанин М.Н., Настепанин К.К. Экспериментальный анализ точности определения положения ротора в опорах жидкостного трения Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, № 6 (356), с.76-85 (год публикации - 2022)

10. Шутин Д.В., Савин Л.А., Казаков Ю.Н. Studying the Effect of Viscous Friction Minimization in Actively Lubricated Journal Hybrid Bearings Lecture Notes in Mechanical Engineering, - (год публикации - 2022)

11. Казаков Юрий Николаевич, Корнаев Алексей Валерьевич, Фетисов Александр Сергеевич, Савин Леонид Алексеевич Программа расчета движения ротора на управляемых конических опорах с использованием их моделей на базе искусственных нейронных сетей -, Исходящий номер материалов заявки №19912 (год публикации - )

12. Казаков Юрий Николаевич, Шутин Денис Владимирович Программа генерации данных о силах смазочного слоя опоры скольжения -, Исходящий номер материалов заявки №19913 (год публикации - )

13. Казаков Юрий Николаевич, Шутин Денис Владимирович, Стебаков Иван Николаевич, Сытин Антон Валерьевич Программа для оценки точности аппроксимации данных методами машинного обучения -, 2022682877, опубликовано 28.11.2022, бюл. № 12 (год публикации - )

14. Савин Л.А., Родичев А.Ю., Корнаев А.В., Поляков Р.Н., Казаков Ю.Н., Родичева И.В., Сытин А.В., Шутин Д.В., Бондаренко М.Э., Горин А.В. Способ управления радиально-осевыми движениями ротора -, Заявка на изобретение №2022128492 (год публикации - )

15. Савин Леонид Алексеевич, Шутин Денис Владимирович, Родичев Алексей Юрьевич, Фетисов Александр Сергеевич, Козырев Дмитрий Леонидович Трибомехатронный стенд для исследования активных роторных опор -, Исходящий номер материалов заявки №1645 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Этап 2023 года имел целью создание базового комплекса методов и вычислительных инструментов для решения задач оптимального синтеза и предиктивного анализа триботронных опор (ТТО) роторных машин новых поколений. В основу были положены результаты и расчетные инструменты, полученные при выполнении работ первого года проекта. Cформирован комплексный подход к построению имитационных и предиктивных моделей ТТО на базе комбинации физико-ориентированных и аппроксимационных моделей, основанных методах машинного обучения, разработаны соответствующие методические основы. Наилучшие результаты показали методы на основе искусственных нейронных сетей (ИНС). Численные исследования позволили определить зависимость свойств моделей ТТО на основе полносвязных ИНС от их гиперпараметров. Их настройка позволяет варьировать показатели точности, производительности и времени обучения суррогатных моделей в 5-10 раз. При этом во всех случаях они превосходят численные модели по производительности как минимум на несколько порядков. Для дальнейшего повышения скорости вычислений предложен новый метод моделирования ТТО на основе нескольких сопряженных ИНС, что позволило ускорить вычисления еще в несколько раз. Также для моделирования ТТО адаптирован метод физико-осведомленных ИНС (PINN), который впервые применен для решения нестационарного уравнения Рейнольдса. PINN подход обеспечивает точность и скорость расчетов, сопоставимую с моделями на основе единственной ИНС, большую гибкость в обработке выходных данных и лучшую способность к экстраполяции данных, но требует большего времени для обучения (десятки часов). По результатам численных исследований были обобщены методические рекомендации к построению основанных на данных моделей ТТО. Основные результаты в области оптимального синтеза ТТО связаны с формированием полноценной методической и инструментальной базы для полного цикла автоматизированного проектирования. Разработан комплекс обобщенных критериев проектирования ТТО, характеризующих их способность реализовывать управляющие воздействия, обеспечивать стабильность движения ротора и энергетическую эффективность опор. В качестве меры управляемости предложено использовать предельное значение регулирующей силы; в качестве меры энергетической эффективности – величину вязкого трения. Для оценки стабильности разработан комплексный безразмерный критерий на основе линейной свертки параметров отклика роторной системы на тарированное импульсное силовое воздействие. Реализованы программные модули для расчета указанных параметров. Разработаны методические и алгоритмические основы решения оптимизационных задач для ТТО в много- и в однокритериальной постановке, с использованием методов принятия решений. По результатам анализа особенностей постановки и решения рассматриваемых задач, методическая база дополнена релевантными оптимизационными алгоритмами (MOGA, NSGA-II, MOPSO). Базовым подходом рассматривается многокритериальная постановка задачи с результатом в виде множества Парето-оптимальных решений, что позволяет гибко выбирать соотношения свойств проектируемых ТТО. По результатам апробации подхода разработан новый вариант алгоритма роя частиц, отличающийся способом отбора доминантных решений, новыми механизмами контроля расстояния между решениями и демпфирования скоростей частиц. Алгоритм M-MOPSO показал снижение количества обращений к расчетным функциям (времени вычислений) по сравнению с прочими алгоритмами до 2 раз, и более равномерное распределение получаемых решений. Разработана методика синтеза регуляторов ТТО на основе глубокого нейросетевого Q-обучения, позволяющая на базе численных моделей роторно-опорных систем формировать оптимальную политику управления для заданных критериев. Методика позволяет задавать комплексные критерии оптимальности на основе разнородных параметров. Методик также адаптирована для синтеза DQN контроллеров с робастными свойствами (DQN_R) для выполнения задач управления при неопределенности внешних воздействий и внутренних параметров системы. Метод предполагает проведение количественной оценки неопределенностей в системе и их моделирование в процессе итеративного обучения DQN_R контроллера. При этом неопределенности задаются поправочными коэффициентами к силовым параметрам ТТО со случайными значениями в пределах заданных диапазонов. Апробация созданных подходов и методов к синтезу оптимальных регуляторов ТТО проведена на верифицированной модели роторной системы на конических ТТО со смещаемой втулкой. Численные эксперименты показали способность синтезируемых DQN контроллеров реализовывать сбалансированное управление сразу несколькими параметрами (момент трения и минимальная толщина смазочного слоя). Показана способность контроллеров превентивно, прогнозируя изменения режимов нагружения, устанавливать систему в наиболее безопасное состояние для последующей компенсации изменений. Для робастных DQN_R контроллеров выявлено их превосходство перед обычными DQN в способности противостоять неопределенности во внешних нагрузках и во внутренних параметрах системы, что наиболее выражено, когда фактические значения силовых параметров ТТО существенно ниже расчетных. При этом установлено, что робастные свойства DQN_R контроллеров нелинейно зависят от заданных при обучении лимитов неопределенностей, что требует углубленного исследования метода. Методическая база предиктивного анализа ТТО была дополнена модифицированным методом прогнозирования усталостных явлений в роторных системах. Разработанный метод основан на модификации в реальном времени SN-зависимостей, описывающих накопление усталостных напряжений. Для этого строится численная модель ТТО и проводится анализ нагрузок с учетом влияющих факторов, в том числе работы системы управления. Синтезируется набор данных, описывающих взаимосвязь накопления усталостных напряжений с выявленными факторами, и обучается аппроксимационная модель. Соответствующий программный модуль в системе предиктивного анализа ТТО получает данные измерительной системы, оценивает накопление усталостных напряжений и величину остаточного ресурса. Также, был разработан подход к повышению точности предиктивного анализа на основе прогнозирования режимов нагружения. Подход основан на классификации нагрузок по типу и интенсивности и выборе релевантного метода прогнозирования: на основе усреднения интенсивности деградации по фактическим данным; на основе методов прогнозирования временных рядов (в частности, LSTM); на основе классификаторов событий с использованием данных мультисенсорных измерений. Для экспериментальной апробации разработанных методов создан комплекс экспериментальных средств, включающий три лабораторных установки для исследования свойств ТТО: установка для исследования динамических характеристик роторов на ТТО; установка для измерения вязкого трения; установка для исследования процесса изнашивания ТТО. С использованием разработанной методики выполнен синтез 4 конфигураций активных гибридных опор с различными свойствами. Изготовленные образцы были протестированы на соответствие их параметров заданным критериям в ходе физических экспериментов, воспроизводящих численные процедуры по определению параметров управляемости, стабильности и энергетической эффективности ТТО. Результаты подтвердили качественное и количественное соответствие фактических свойств образцов заданным, расхождения с численными данными не превышали 13%. Проведенная апробация созданной методической и инструментальной базы позволила подтвердить реализуемость подхода к автоматизированному проектированию ТТО с заданными свойствами, а ее результаты обосновывают целесообразность проведения работ следующего этапа проекта по расширению и систематизации методической базы оптимального проектирования ТТО. По итогам выполнения этапа опубликовано 10 статей, из них 6 в изданиях индексируемых Scopus, 1 – в журнале Tribology International (Q1); оформлено 5 РИД.

 

Публикации

1. Казаков Ю.Н., Стебаков И.Н., Шутин Д.В., Савин Л.А. Application of Machine Learning in Simulation Models and Optimal Controllers for Fluid Film Bearings Mechanisms and Machine Science / Proceedings of the 11th IFToMM International Conference on Rotordynamics, Том 1, с.224-235 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-40455-9_18

2. Казаков Ю.Н., Шутин Д.В., Савин Л.А. Интеллектуальные робастные контроллеры триботронных конических опор скольжения Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, - (год публикации - 2024)

3. Савин Л.А., Марахин Н.А., Нгуен Тхай Ха, Лю Ифань, Казаков Ю.Н. Гибридные подшипники жидкостного трения Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, №6 (362), стр. 116-125 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33979/2073-7408-2023-362-6-116-125

4. Фетисов А.С., Литовченко М.Г., Шутин Д.В. Генетические алгоритмы для оптимального проектирования триботронных опор роторов Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, №4 (360), с.232-242 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33979/2073-7408-2023-360-4-230-239

5. Фетисов А.С., Литовченко М.Г., Шутин Д.В. Application of evolutionary algorithms to the optimal design of non-circular actively lubricated bearings Lecture Notes in Networks and Systems, - (год публикации - 2024)

6. Фетисов А.С., Родичев А.Ю., Литовченко М.Г., Шутин Д.В. Экспериментальная оценка характеристик триботронных опор роторов Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, - (год публикации - 2024)

7. Шутин Д.В., Бондаренко М.Э., Поляков Р.Н., Стебаков И.Н., Савин Л.А. Prediction of Remaining Useful Life of Passive and Adjustable Fluid Film Bearings Using Physics-Based Models of Their Degradation Mechanisms and Machine Science / Proceedings of the 11th IFToMM International Conference on Rotordynamics, Том 1(139), с.211-223 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-40455-9_17

8. Шутин Д.В., Бондаренко М.Э., Поляков Р.Н., Стебаков И.Н., Савин Л.А. Method for On-Line Remaining Useful Life and Wear Prediction for Adjustable Journal Bearings Utilizing a Combination of Physics-Based and Data-Driven Models: A Numerical Investigation Lubricants, Номер 11(1), статья 33 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/lubricants11010033

9. Шутин Д.В., Казаков Ю.Н., Стебаков И.Н., Савин Л.А. Data-driven and physics-informed approaches for improving the performance of dynamic models of fluid film bearings Tribology International, - (год публикации - 2024) https://doi.org/10.1016/j.triboint.2023.109136

10. Шутин Д.В., Фетисов А.С., Савин Л.А. Optimization of Journal Bearings Considering Their Adjustable Design and Rotor Dynamics Mechanisms and Machine Science / Proceedings of the 11th IFToMM International Conference on Rotordynamics, Том 140(1), c.364-376 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-40459-7_24

11. Литовченко Максим Геннадьевич, Фетисов Александр Сергеевич, Шутин Денис Владимирович, Савин Леонид Алексеевич Модуль оптимизационных расчетов многокритериальным алгоритмом роя частиц с модифицированным способом отбора лидирующих решений -, 2023683980 (год публикации - )

12. Савин Леонид Алексеевич, Нгуен Тхай Ха, Марахин Никита Алексеевич, Казаков Юрий Николаевич, Родичев Алексей Юрьевич Гибридный подшипниковый узел с интеллектуальным управлением -, Исходящий номер материалов заявки №20555 (год публикации - )

13. Стебаков Иван Николаевич, Шутин Денис Владимирович Программа обучения физико-осведомленных искусственных нейронных сетей для моделирования динамических параметров опор скольжения -, 2023684111 (год публикации - )

14. Фетисов Александр Сергеевич, Шутин Денис Владимирович Программный модуль параметризации динамического поведения ротора в триботронных опорах скольжения -, 2023683419 (год публикации - )

15. Шутин Денис Владимирович, Бондаренко Максим Эдуардович Программа прогнозирования ресурса и запаса усталостной прочности в триботронных опорах скольжения -, 2023683378 (год публикации - )