КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-19-00723

НазваниеРазработка системной методологии для конструирования инструментальных средств проектирования пользовательского интерфейса, отражающей смысл процесса управления системой

РуководительЛипко Юлия Юрьевна, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-601 - Теория, методы проектирования и эффективность функционирования технических систем

Ключевые словапользовательский интерфейс, технические системы, дизайн интерфейса, полимодальные интерфейсы, юзабилити-тестирование, когнитивный анализ, согласованность и единый интерфейс

Код ГРНТИ20.23.25


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на совершенствование технологий проектирования пользовательских интерфейсов на основе разработки создания системной методологии проектирования на базе особенностей восприятия и логики работы конечного пользователя. Одной из причин проблем, связанных с неудовлетворительным результатом разработки пользовательского интерфейса является различия между образами мышления пользователя и разработчика. При работе с информационной системой пользователь, зная порядок реализации бизнес-процесса, формируют свой алгоритм действий, который отражает представление пользователя о том, как должна работать система, реализующая его бизнес-процесса и управление ею (поведение интерфейса). Но как правило, представление пользователя отличается от фактически реализуемого процесса функционирования технической системы. Другой причиной является применение разработчиком эмпирического подхода при проектировании пользовательского интерфейса на основе предметной части, онтологии (регулирующих параметров, базы данных) и логики преобразования данных. Современные подходы рассматривают проектирование пользовательского интерфейса, как часть процесса проектирования систем, при этом выделяют слои: пользовательского интерфейса ввода управляющих воздействий, бизнес-логики и обработки данных. В рамках проекта будет осуществлена проработка задач создания системной методологии формирования пользователем бизнес-логики интерфейса, а именно - разработки методологического обеспечения для конструирования инструментального средства проектирования пользовательского интерфейса, в котором отражается смысл процесса управления. Актуальность темы исследования и ее научная новизна определяются потребностью проектирования интерфейсов пользователя в условиях все возрастающей интенсивности информационного взаимодействия, повышения требований к эффективности работы пользователя. В этих условиях актуальной научной задачей является формирование новых научных подходов к построению полимодальных интерфейсов на основе единой модели коммуникации, которая обеспечит решение целевых задач построения информационных систем. Научная новизна исследования определяется созданием новой целостной научной концепции проектирования пользовательского интерфейса информационных систем, включая: 1) постановку и решение новых целевых задач развития технологий разработки полимодальных интерфейсов информационных систем; 2) разработку методологических основ для создания инструментальных средств проектирования интерфейсов информационных систем на основе разработки методологии моделирования бизнес-логики интерфейсов. 3) постановку и решения задач автоматизации юзабилити- тестирования на основе бизнес-логики интерфейсов. Научная и практическая значимость решения фундаментальной задачи определяется существенным повышением эффективности функционирования информационных систем за счет создания теории проектирования интерфейсов пользователя и внедрения разработанных методов проектирования полимодальных интерфейсов в инструментальные средства проектирования.

Ожидаемые результаты
Значимость исследования обусловлено необходимость развития ИТ-технологий для проектирования интерфейсов пользователя в условиях все возрастающей интенсивности информационного взаимодействия, повышения требований к эффективности работы пользователя возможностью совершенствования методов проектирования информационных систем ориентированных на пользователя и логику бизнес-процессов, с возможностью привлечения экспертов предметной области. Предлагаемая системная методология, направленная на разработку теории, методологии и инструментальных средств проектирования информационных систем в части решения задач построения интерфейсов для широкого класса применений станет научной платформой для создания теоретических основ методов проектирования информационных систем ориентированных на пользователя. Проект направлен на решение в рамках приоритетного направления «Н1» актуальной фундаментальной научной проблемы обеспечения перехода к повышающим производительность труда цифровым технологиям за счет совершенствования существующих подходов к проектированию пользовательских интерфейсов технических систем на основе создания системной методологии. В рамках проекта предлагается разработка познавательной модели коммуникации как инструментария проектирования пользовательского интерфейса. Внимание в проекте уделяется теоретическим основам построения полимодальных интерфейсов, обеспечивающих коммуникацию с пользователем по нескольким каналам восприятий информации – визуальным, текстовым, звуковым, тактильным и т.д. Центральным звеном в планируемых к разработке методах проектирования пользовательского интерфейса является системная методология бизнес-логики интерфейса, которая определяет логику организации коммуникации или процесс взаимодействия пользователя и системы, что позволяет провести теоретическое обоснование к развитию существующих подходов User Centered Design и Activity-Centered Design. Тематика проекта соответствует научному направлению «Н1» в части перехода к передовым цифровым технологиям, к которым относятся: 1) Развитие технологий разработки полимодальных интерфейсов информационных систем. 2) Создание методологических основ для разработки инструментальных средств для проектирования интерфейсов технических систем на основе разработки методологии моделирования бизнес-логики приложений и их интерфейсов. 3) Исследование и развитие подходов юзабилити-тестирования на основе бизнес-логики интерфейсов. Сочетание указанных подходов является важным условием для успешного решения следующих конкретных прикладных целевых задач, которые будут решены в рамках проекта. 1. Разработка теоретических основ проектирования полимодальных интерфейсов, обеспечивающих возможность задействовать всю сенсорную систему человека. 2. Разработка теоретических положений для автоматизации юзабилити- тестирования на основе бизнес-логики приложений. 3. Разработка методов проектирования пользовательских интерфейсов на основе информационного и когнитивного анализа. 4. Разработка инструментальных средств проектирования пользовательских интерфейсов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В проекте, на первом этапе, решалась задача определения основных причин снижения эффективности взаимодействия пользователя с информационной системой и определения основных путей ее улучшения. Данное взаимодействие рассматривалось как коммуникация между человеком и системой, основанной на заложенной идее коммуникации, закладываемой при организации процесса создания интерфейса, реализующееся через определенные элементы и функционирующей под управлением заложенной в систему бизнес-логики. 1) Для выявления типовых элементов интерфейса, применяемых в различных классах систем проеден анализ и классификация, выявлены определенные пробелы в наборах типовых элементов. В результате выполненной систематизации и классификация элементов интерфейса, включая элементы, относящиеся к различным каналам взаимодействия (графические, текстовые, аудио, тактильные и т.д.). выделены четыре категории элементов интерфейса. Для реализации требования полимодальности интерфейса, обеспечивающего коммуникацию с пользователем по нескольким каналам восприятия информации, выделены каналы коммуникации: текстовый, речевой, акустический и визуальный. Каждому каналу коммуникации соответствуют возможные реакции пользователя-оператора на получаемые сигналы - модальности. Сформированы цепочки классификации: модальность - типы действий пользователя -тип действия элементов интерфейса - типовые элементы интерфейса. Классификация существующих элементов интерфейса показала, что на данный момент отсутствуют такие элементы, которые позволяют демонстрировать процесс выполнения профессиональной деятельности пользователя. Должны быть разработаны новые элементы интерфейса, которые самостоятельно или в комбинациях позволят пользователю отслеживать этапы и логику выполнения своей профессиональной деятельности. 2) Проведен анализ и обобщение существующих концептуальных подходов (User Centered Design (UCD), Process-Centered design (PCD) и Activity-Centered Design (ACD)) для формирования и реализации моделей интерфейсов, который показал, что эти подходы не позволяют отобразить в интерфейсах общий процесс профессиональной деятельности пользователя. Этот недостаток диктует необходимость разработки модели, в которой логика отображения будет согласована с логикой деятельности пользователя и будет соответствовать восприятию системы и профессиональным потребностям. 3) Разработана структура интерфейса информационной системы, которая базируется на проведенной классификации элементов и оконной парадигме построения пользовательских интерфейсов с поддержкой выявленных модальностей с определенной последовательностью появления окон (форм, экранов), согласованной со структурой деятельности пользователя и отражающей ее логику. Базовым элементом модели структуры интерфейса информационной системы определено структурное представление отдельного действия. На основе проведенной классификации определён состав элементов интерфейса, соответствующий набору данных, которые будут обработаны в рамках данного отдельного действия. Разработана модель структуры пользовательского интерфейса в рамках единичного акта взаимодействия, состоящая из нескольких концептуальных блоков. Первый блок предназначен для ввода и обработки данных в рамках профессионального действия пользователя, для которого предназначена данная форма. Этот блок состоит из типовых элементов интерфейса согласно представленной классификации. Второй блок предназначен для отображения общей последовательности профессиональной деятельности пользователя, а также логику текущего действия. Данный блок должен состоять из элементов интерфейса, способных отразить процесс выполнения действия и его логику, при этом стандартная система навигации не заменяется, а дополняется смысловым пониманием назначения и целесообразности переходов между элементами и формами интерфейса. 4) Разработана структура модели, позволяющей реализовывать коммуникацию бизнес-логики интерфейса информационной системы и бизнес-логики приложения . Предложена базовая абстракция представления правил, из которых формируется бизнес-логика интерфейса. Логика интерфейса тесно связана с его структурой, которая, в свою очередь, опирается на вариативные конструкции, описываемые с помощью механизмов действий. Определены принципы соотнесения бизнес-логики интерфейса и бизнес-логики приложения. Базовым принципом является соответствие последовательности взаимодействия с системой с последовательностью и логикой осуществления профессиональной деятельности пользователя. В качестве связующего звена между бизнес-логикой интерфейса и бизнес-логикой приложения используется логика осуществления профессиональной деятельности. На каждый шаг такой профессиональной деятельности формируется пара из правила бизнес-логики приложения, задействованного пользователем, и правила отображения, необходимого для его визуализации. Разработана схема взаимосвязи логик и методика формирования правил бизнес-логики интерфейса. Бизнес-логика интерфейса рассматривается как логика визуализации шагов профессиональной деятельности пользователя. Данная логика определяется путём заполнения механизмов действий, описывающих логику профессиональной деятельности содержанием в виде экранных элементов и их функций, адекватных шагу информационной деятельности пользователя. 5)Предложена модель взаимодействия с интерфейсом технических систем на основе коммуникации логик, позволяющая упорядочить информационные и управляющие сигналы в контексте задач, решаемых пользователем в соответствии с выработанными навыками по осуществлению профессиональной деятельности. Разработана модель структуры интерфейса, в которой форма и содержание коммуникации логик имеет три уровня абстракции, выстраиваемые над существующим интерфейсом технической системы: 1. пользовательский образ системы; 2. образ возможностей системы для пользователя; 3. образ функционирования системы под управлением пользователя. На первом уровне единство формы и содержания коммуникации логик представляет собой интегрированное представление системы через набор понятий, отражающих объекты и функции, имеющие значимость для решение задач пользователя. В качестве инструмента представления набора понятий предлагается использовать облако тегов, что делает возможным первичное ознакомление пользователя с возможностями технической системы без необходимости взаимодействия с ней. На втором уровне вводятся ограничения на сочетание функций и объектов, которые может осуществлять и создавать/использовать техническая система. Возможности системы представляются графом с двумя типами вершин – объект и функция. Ребра, соединяющие вершины, представляют собой правила осуществления действий по реализации функции над объектом. На третьем уровне предлагается с помощью механизмов действия формировать единство формы и содержания коммуникации между логикой решения задач пользователя и логикой отображения информации. Данное единство детализирует собой содержание рёбер, связывающих объекты и функции. Состав и последовательность механизмов действия определяет форму логики решения задачи, а содержание механизмов включает в себя элементы логики отображения информации, что в итоге создает необходимый эффект коммуникации логик. Общим научным результатом первого года исследования является разработка моделей для описания и обеспечения коммуникации бизнес-логик интерфейса информационной системы, приложения и пользователя, которые в совокупности создают теоретическую и методологическую основу для решения задач следующего этапа по построению эффективного процесса реализации интерфейса с применением инструментальных средств проектирования пользовательского интерфейса, отражающей смысл процесса управления системой. Полученные результаты соответствуют плану работ, являются новыми, в том числе с точки зрения тематик научного коллектива. Информационный ресурс проекта в сети Интернет: http://sait.sfedu.ru/?page_id=2157

 

Публикации

1. Беликова С.А., Липко Ю.Ю., Кучеров С.А., Лапшин В.С., Свиридов А.С. Формирование модели структуры интерфейса информационной системы и классификация используемых в нем элементов Инженерный вестник Дона, Инженерный вестник Дона, No12 (2022) (год публикации - 2022)

2. Кучеров С.А., Беликова С.А., Липко Ю.Ю., Свиридов А.С. Анализ концептуальных подходов к формированию и реализации моделей интерфейсов технических систем ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ, Информатизация и связь. – 2022. – № 2. – С. 64-67 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34219/2078-8320-2022-13-2-64-67

3. Кучеров С.А., Беликова С.А., Липко Ю.Ю., Свиридов А.С. The model of interface structure for technical systems based on a communication of logics Proceedings of 6th Computational Methods in Systems and Software 2022, - (год публикации - 2022)

4. Разработка модели представления логики пользовательского интерфейса Development of a Model of User Interface Logic Representation Lecture Notes in Networks and Systems, Lecture Notes in Networks and Systems, vol 566. Springer, pp 392–400 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-031-19620-1_37

5. С. А. Беликова, Ю. И. Рогозов Designing a Conceptual Model of the Process of User Interface Construction Программная инженерия, Programmnaya Ingeneria, 2022, vol. 13, no. 10, pp. 508-514. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17587/prin.13.508-514


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Согласно полученным в ходе выполнения первого этапа результатам, причиной снижения эффективности взаимодействия пользователя с технической системой является отсутствие отображения в интерфейсе логики выполнения профессиональной деятельности. В отличие от известных, предлагаемый в исследовании подход к проектированию пользовательских интерфейсов, отражающих смысл процесса управления системой, рассматривает их как методологическое средство решения проблемы устранения различения между логикой решения профессиональных задач пользователем и логикой отображения необходимой для этого информации, созданной разработчиком. Пользователь рассматривает техническую систему как совокупность представленных в интерфейсе функций, которые необходимы ему для решения задач профессиональной деятельности. Разработчик рассматривает интерфейс технической системы как совокупность объектов, подлежащих визуализации и программированию с точки зрения поведения. В существующих интерфейсах в явном виде отображаются только результаты деятельности разработчика. В рамках отчетного периода получено два основных научных результата. Первый – набор методик, обеспечивающих взаимопонимание экспертов предметной области, конечного пользователя и ИТ-специалистов. В отличие от известных, разработанный набор основывается на организации коммуникации между участниками процесса проектирования, в которой для представления рассуждений используются не логические и/или многозначные функции, а базовое смыслосодержащее средство (абстракция механизма действия), что обеспечивает их взаимопонимание. Обеспечена возможность реализации модели коммуникации в инструментальных средствах проектирования пользовательского интерфейса. Разработанная модель коммуникации основывается на полученных в ходе первого этапа проекта моделях структуры интерфейса, бизнес-логики интерфейса и интегрированной модели взаимодействия пользователя с системой. Второй – набор методик визуализации интерфейсов технических систем нового поколения, в которых содержание и хронология окон формируются не эмпирически на основе умозаключений команды разработки, а в строгом подчинении логике осуществления профессиональной деятельности конкретного пользователя с учетом необходимых ему модальностей. В ходе отчетного периода были выполнены работы и получены следующие научные результаты в контексте решаемой в проекте проблемы. 1. Решена задача создания методов преобразования разработанных моделей в визуальные модели диаграммы UML (диаграмма вариантов использования, последовательностей). В рамках задачи были выполнены следующие работы: a) произведен анализ структуры языка UML с целью определения правил соотнесения элементов диаграмм вариантов использования и диаграмм последовательности с элементами моделей структуры и бизнес-логики интерфейса, созданными в рамках первого этапа; b) разработаны методы формализованного преобразования моделей структуры и бизнес-логики интерфейса в диаграммы последовательности и вариантов использования. Получены следующие результаты: Разработан метод преобразования моделей структуры и бизнес-логики интерфейса в визуальные модели диаграммы UML (вариантов использования, последовательностей), отличающийся от известных включением в процесс преобразования формального представления смысла в виде ультраграфа, обеспечивающего универсальность правил трансформации. Диаграммы UML формируются на основе комплексного представления обслуживаемой системы, которая отражается последовательность этапов моделирования. 2. Решена задача разработки методов коммутации различных участников процесса проектирования (экспертов предметной области, конечного пользователя и ИТ-специалистов). В рамках задачи были выполнены следующие работы: a) проведён анализ существующих моделей коммуникации с целью оценки их применимости для организации эффективной коммуникации в процессе разработки систем. b) разработана собственная модель, которая обеспечит взаимопонимание экспертов предметной области, конечного пользователя и ИТ-специалистов при разработке интерфейсов технических систем. Получены следующие результаты: Разработан метод коммутации различных участников процесса проектирования (экспертов предметной области, конечного пользователя и ИТ-специалистов), отличающийся от известных моделью коммуникации, в которой пользователь принимает непосредственное участие в процессе проектирования интерфейса без необходимости освоения специальных технических знаний. В отличие от существующих, предложенная модель коммуникации не требует пересмотра технологической составляющей процесса проектирования и разработки интерфейсов. Все внесённые коррективы касаются только хронологии и наполнения окон, сведения о которых формируются пользователем самостоятельно. Предложенная модель коммуникации устанавливает однозначное соответствие между моделью обслуживаемой системы и моделью обслуживающей системы. 3. Решена задача создания методики формирования триады моделей на основе взаимодействия экспертов предметной области, конечного пользователя и ИТ-специалистов. В рамках задачи были выполнены следующие работы: a) определены способы формирования модели структуры интерфейса; b) определены способы формирования модели бизнес-логики интерфейса, отражающей логику взаимодействия пользователя с бизнес-логикой приложения; c) определены способы формирования интегрированной модели взаимодействия пользователя с системой, отражающей структуру и логику интерфейса. Получены следующие результаты: Разработана методика формирования моделей структуры и бизнес-логики интерфейса, отличающаяся от известных тем, что все участники процесса проектирования работают над единым многоаспектным представлением образа интерфейса в виде взаимосвязанной совокупности смыслосодержащих абстракций механизмов действий и используют для этого собственную терминологию. 4. Решена задача создания метода визуализации проекта интерфейса, в том числе с отражением бизнес-логики взаимодействия и полимодальности используемых интерфейсных каналов В рамках задачи были выполнены следующие работы: a) разработана классификация и типизация модальностей в разрезе типов создаваемых систем и категорий потребностей(ограничений) пользователей; b) разработан метод визуального отображения логики осуществления профессиональной деятельности пользователя, обеспечивающий отображение хронологии следования отдельных задач, выполненных и предстоящих к выполнению задач; детального представления текущей задачи и, при необходимости, зависимости последующих задач от конкретных операций текущей задачи; c) разработан метод визуального отображения логики реализации отдельной задачи профессиональной деятельности, выполняемой с использованием технической системы. Получены следующие результаты: Разработан метод визуализации проекта интерфейса, отличающийся от известных тем, что основу для проектирования интерфейса и логики взаимодействия технической системы с пользователем составляет смысл процесса выполнения профессиональных задач пользователем. Не разработчик, а пользователь самостоятельно формирует логику взаимодействия с технической системой посредством интерфейса. На основе этого разработчик формирует логику своих действий по формированию интерфейса. 5. Основные и промежуточные результаты отчетного периода представлены в 7 работах, опубликованы в изданиях, индексируемых RSCI, Scopus и прочих международных базах данных. Информационный ресурс проекта в сети Интернет: http://sait.sfedu.ru/?page_id=2157

 

Публикации

1. Беликов А.Н., Кучеров С.А., Лапшин В.С., Липко Ю.Ю., Свиридов А.С. Анализ использования моделей коммуникации в жизненном цикле разработки информационных систем ИЗВЕСТИЯ ЮФУ. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, Известия ЮФУ. Технические науки. – 2022. – № 5(229). – С. 128-141. – DOI 10.18522/2311-3103-2022-5-128-141. – EDN RRMXNW. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2311-3103-2022-5-128-141

2. Беликова С.А., Липко Ю.Ю. Метод визуализации интерфейса с отражением бизнес-логики взаимодействия с пользователем Программная инженерия, - (год публикации - 2024)

3. Кучеров С.А., Беликов А.Н., Лапшин В.С., Дегтярева Е.Е. Method for Communication of Participants in the User Interface Design Process Lecture Notes in Networks and Systems, - (год публикации - 2023)

4. Липко Ю.Ю., Свиридов А.С., Беликова С.А., Кучерова М.С. Methodological support of methods for converting the interface structure model into UML visual models of the UML diagram 2023 IEEE 11th Region 10 Humanitarian Technology Conference (R10-HTC), - (год публикации - 2023)

5. Рогозов Ю.И., Свиридов А.С., Силега М., Лапшин В.С., Круз Ю.А. Combining an Algorithm for the Organization of Actions & MDD technologies to represent the viewpoint of users on an Information system Lecture Notes in Business Information Processing, - (год публикации - 2024)

6. Рогозов Ю.И., Скороход С.В., Скороход Д.С., Кучеров С.А. Анализ возможности применения механизмов как промежуточной нотации при переходе к BPMN Инженерный вестник Дона, Инженерный вестник Дона, No10 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2023/8755 (год публикации - 2023)

7. Силега М., Расол М., Лапшин В., Рогозов Ю. Using user specifications to produce system models following the Model-driven Devlopment (MDD) paradigm Lecture Notes in Business Information Processing, - (год публикации - 2024)