КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 22-18-00214
НазваниеCакрализация исторической памяти в культуре Византии и России: от события к символу
РуководительКурдыбайло Дмитрий Сергеевич, Кандидат философских наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", Калининградская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2022 г. - 2024 г. |
Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории
Ключевые словаисторическая память, сакрализация, феноменология религии, символ, образ, гражданская религия, Византия, Россия
Код ГРНТИ02.91.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Предлагаемый проект имеет своей целью историко-типологический анализ феномена сакрализации исторической памяти в культуре Византии и России на основе разработки междисциплинарной методологии.
Исследование закономерностей формирования исторической памяти обуславливает необходимость выработки методологии, позволяющей выявить характер и способы взаимодействия разноуровневых феноменов культуры: социальных, религиозных, политических. Исследовать границы, объем понятия «сакральное» и его применения к аналитике исторической памяти в связи с указанными феноменами — общая научная проблема, на решение которой направлен проект.
Предлагаемое исследование имеет комплексный характер и находится на стыке трёх современных научных направлений:
1) исследования исторической памяти и коллективной памяти, которые на Западе обычно относят к направлению Memory Studies;
2) феноменология религии, включая такие формы как гражданская религия в современных государствах;
3) философия языка и философия образа применительно к проблеме формирования и трансляция символов в культуре, включая инструменты семиотики и теории вторичных знаковых систем.
Материал, на основе которого выполняется исследование — грекоязычные тексты, начиная с III в. н.э. и до падения Константинополя, а также славянские и русские тексты, с XIV–XV в. и вплоть до современных. Для изучения феноменов сакрализации исторической памяти в новейшее время будут проведены полевые исследования, включающие сбор, систематизацию и анализ данных о структуре и содержании коллективной памяти в современной России. Собранные данные будут анализироваться наряду с литературными источниками.
Итоговый анализ полученных данных предполагает изучение принципов и закономерностей сакрализации исторической памяти для разных типов культур в перспективе их исторического становления от ранней Византии до современной России. Среди главных задач проекта — установить, существует ли преемство византийских форм сакрализации исторической памяти в культуре Древней Руси, Российской Империи, СССР и современной России. Если такое преемство имело место, то выявить его особенности и отличительные признаки, оценить перспективы возрождения древних форм сакрализации коллективной памяти в современных обществах, а также исследовать возможные угрозы, сопровождающие разрушение такого рода механизмов. Теоретическим итогом исследования станет выработка и апробация междисциплинарной методологии исследования исторической памяти в её связи с феноменом сакрального в различных культурных традициях. Полученные результаты будут востребованы как среди исследователей Memory Studies, так и культурологами, религиоведами, историками философии.
Ожидаемые результаты
Теоретические результаты состоят из предметной и методологической частей:
1) предметная часть состоит из:
— итоговой описательной модели различных типов сакрализации исторической памяти в культуре Византии и России, как искусственных (манипулятивных), так и естественных, выявляющих внутренние закономерности развития культуры;
— теоретического описания методов формирования исторической памяти и обоснования возможных путей её сохранения в культуре современной России;
2) методологическая часть включает описание обобщённой междисциплинарной методологии, применённой в проекте и позволяющей выявить характер и способы взаимодействия разноуровневых феноменов культуры.
Практически применимые результаты будут включать основанные на теоретических результатах проекта методические рекомендации по усовершенствованию экспертной и прогностической деятельности, а также для преподавания социально-философских, религиоведческих, культурологических дисциплин студентам и магистрантам гуманитарных специальностей, при подготовке новых переводов и комментариев к текстам изучаемого исторического периода.
По итогам выполнения проекта планируется подготовить не менее 25 научных публикаций, из них не менее 20 в журналах, индексируемых Scopus/Web of Science. Особые усилия будут приложены для подготовки статей на английском языке для публикации в изданиях с политикой открытого доступа (не менее 6 публикаций).
Будет представлено не менее 18 докладов, представляющих результаты выполнения проекта, на научных конференциях всероссийского или международного масштаба.
По итогам выполнения проекта будет подготовлена коллективная монография объёмом не менее 10 а.л., в которой будут обобщены полученные результаты.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Исследования по проекту велись параллельно в следующих направлениях:
1) Концептуализация понятий «священная история» и «историческая память» в позднеантичных и раннесредневековых источниках. Учитывая дальнейшую тематику исследований, связанных с культурой Византии и Древней Руси, изучались, в первую очередь, грекоязычные авторы, оказавшие наибольшее влияние на интеллектуальный ландшафт средневековой Византии.
2) Анализ явлений конструирования, деконструкции и переформирования коллективной исторической памяти в Новое и Новейшее время. Главная особенность здесь заключается в том, что коллективная память в этот период развивается во времени нелинейно.
Таким образом, введено различие между историческими периодами, для которых характерно линейно-поступательное развитие («наполнение») коллективной памяти (и соответствующие процессы коллективного забвения), и тех периодов, в которые происходит целенаправленное изменение содержания, форм и путей развития исторической памяти, которое также сопровождается забыванием прежних историко-символических форм.
Полученные научные результаты:
— выработана стратегия разделения изучаемых исторических периодов на те, в течение которых содержание коллективной исторической памяти изменялось естественно, линейно-поступательным образом, и те, в которые происходило целенаправленное включение в коллективную память новых или прежде забытых содержаний параллельно с намеренным преданием забвению прежних содержаний коллективной памяти; обычно такого рода процессы сопровождали крупные изменения общественных или государственных формаций;
— проведено исследование концепции «священной истории», принципов символического истолкования исторических событий и тем самым реактуализации исторической памяти на материале произведений Евсевия Кесарийского и Максима Исповедника (центральные авторы группы А). Исследование будет продолжено на материале византийских авторов, вплоть до Григория Паламы (группа Б);
— отобраны основные авторы групп В и Г, начато исследование наиболее релевантных проекту представителей (см. п. 1.3 выше);
— начато исследование рукописных фондов, отражающих культурную память представителей русской эмиграции, а также круга лиц, связанных с творчеством Л.Н. и Н.С. Гумилёвых. Проведено глубокое интервьюирование пяти человек из этого круга, начат анализ собранных материалов;
— для начала интервьюирования подготовлен опросник, который будет далее использоваться на втором этапе проекта. Предварительно составлена полная и сокращённая версии. Полная версия опросника будет использована для глубокого интервьюирования лиц, выбранных ввиду их близости к значимым историческим событиям XX века, сокращённая версия будет использована для сбора кратких, но более многочисленных интервью.
В ходе выполнения проекта:
— подготовлено 7 научных статей, из них 2 уже опубликованы, 5 подписаны в печать и выйдут в свет в конце 2022 либо в течение 2023 гг. Из этого числа 4 статьи опубликованы (или приняты в печать) в журналах, индексируемых Scopus/WoS, а также 3 статьи приняты в журналы, индексируемые РИНЦ, из них 2 входят в список ВАК.
— представлено 12 докладов на научных конференциях всероссийского или международного уровня, в том числе на одной проводившейся за рубежом;
— проведено два круглых стола, включающих доклады участников проекта и дальнейшее обсуждение текущих проблем и результатов. Круглые столы были организованы Л.Е. Артамошкиной на базе музея Л. Н. Гумилёва. Записи основных докладов опубликованы в блогах музея Л.Н. Гумилёва ВКонтакте (https://vk.com/lngumilevmuseum, см. также https://www.youtube.com/watch?v=sWhlt-6eczA&t=2173s)
— составлен опросник и начато интервьюирование респондентов для реконструкции модели культурной памяти в современной России; записано пять глубоких интервью с ключевыми информаторами, предоставившими наиболее широкий срез памяти культуры России 1940–1990-хх гг.; полученные данные будут анализироваться в дальнейшем вместе с результатами опросов других респондентов.
Публикации
1. Артамошкина Л.Е. General aspects of biographical writing Reliģiski-filozofiski raksti, 32 (2022), pp.90-101. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22364/rfr.32
2. Курдыбайло Д.С. Symbols and symbolism in the writings of Iamblichus of Chalcis Платоновские исследования, - (год публикации - 2023)
3. Макарова П.П. Трагедия И. В. Гете «Фауст»: От образа к символу Studia Culturae, - (год публикации - 2022)
4. Приходько М.А. «Жизнь Константина» Евсевия Кесарийского как «священная история»: типология Моисея-Константина Вестник Русской христианской гуманитарной академии, - (год публикации - 2023)
5. Прохоров А.И. Принцип сверхобезьяны: модификация темпорально-антропологических оснований Логос, т. 32, № 6 (151), стр. 273-283. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2022-6-273-283
6. Прохоров А.И. Философия языка И. Г. Шварца: сакрализация исторической памяти Вестник Русской христианской гуманитарной академии, - (год публикации - 2022)
7. Щербаков Ф.Б. Второй поворот Линкеева ока: Пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы Платоновские исследования, - (год публикации - 2022)
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По итогам второго этапа проекта в 2023 г.:
1) создана предварительная модель образования историко-символических форм в византийской мысли. Показано различие двух базовых видов символизма в ранневизантийской литературе и способы их применения к интерпретации исторических нарративов. Исторический нарратив, начиная уже с IV века, рассматривается как содержащий несколько пластов, в каждом из которых может быть прочитано своё символическое значение;
2) продолжено исследование древнерусской историко-символической традиции, показано преемство исторического метода и литературной формы, заданных Евсевием Кесарийским и впоследствии оказавшим исключительное значение на византийскую и древнерусскую историософию и агиографию. Особенность древнерусской мысли заключается в том, что корпус ранневизантийских исторических и житийных образцов задаёт идейную «матрицу», цитаты и аллюзии на элементы которой, сами собой вводят славянское повествование в контекст сакральной византийской древности. Кроме этого, жития русских святых используют язык жанровых топосов, выработанных в византийской агиографии. Наконец, важно, что конкретные исторические события, попадающие в житийную и историческую литературу Древней Руси, описываются, как правило, в связи с конкретными историческими личностями. Показано, что символизация исторических событий в агиографической литературе осуществляется через интеграцию его в образ конкретного исторического лица, как правило, причисленного к лику святых;
3) выполнено исследование философско-исторической рефлексии в отечественной мысли XVIII–XIX веков. Продолжена публикация цикла статей, посвящённых И.Г. Шварцу, в которых раскрывается его взгляд на сохранение и интерпретацию прошлого. Также исследованы публикации в журнале «Вестник Европы» за 1802–1820-е гг., их структура и принципы отбора. В проведенных исследованиях выявлено конструктивно-творческое отношение к историческому прошлому, которое воспринимается авторами не только как совокупность фактов, но и как материал, из которого может выстраиваться аргументация и сюжетное содержание новых философских нарративов;
4) продолжено исследование функционирования исторической памяти в XX — начале XXI вв. в следующих отношениях:
— продолжена работа над отечественными семейными архивами первой половины — середины XX в., в частности архивы семьи Л.Н. Гумилёва, получены новые архивные материалы, позволяющие существенно расширить временной охват исследования;
— проведены исследования функционирования исторической памяти и связанных с ней общественно-культурных феноменов;
— выполнен социологический опрос в электронной форме, собрано 446 анкет, выполнена большая часть работ по сортировке и статистическому анализу собранных данных;
— получен архив анкетных данных с ответами на вопросы, аналогичные поставленным в социологическом опросе, и собранных в период до 2015 года. На третьем этапе проекта эти данные планируется проанализировать по тому же алгоритму, что и данные опроса 2023 года и представить результаты их сравнения. Планируется получить динамическую картину изменения акцентов исторической памяти в период 2010–2020-х гг.
Сбор данных социологического опроса продолжается, опросник открыт для свободного доступа по ссылке:
https://plato.spbu.ru/PROJECTS/Survey.php?ref=rep152
Полученные результаты статистичекого анализа собранных анкет опубликованы по ссылке:
https://plato.spbu.ru/PROJECTS/results/index.htm
данные на этой странице будут обновляться по мере дальнейшей обработки собранных данных.
Общие сведения о проекте опубликованы по ссылке: https://plato.spbu.ru/PROJECTS/Memoria.html
Техническая поддержка, необходимая для публикации данных, предоставлена исследовательскому коллективу МОО «Платоновское философское общество» на безвозмездной основе.
5) начата подготовка к итоговому обобщению полученных материалов, которое планируется завершить на третьем этапе проекта. Ведутся работы по проверке применимости теоретической модели символизации исторических нарративов, сформированной на византийском материале, к материалам древнерусской и российской литературы, а также к анализу социально-культурных явлений позднесоветского периода и современного российского социума.
По итогам этапа 2023 года:
— проведен социологический опрос и собрано 446 анкет; сбор дополнительных анкет и их анализ продолжаются;
— представлено 13 докладов на конференциях международного и всероссийского уровня, представляющих результаты проведенных исследований;
— опубликовано или принято к печати 13 научных статей в изданиях, индексируемых РИНЦ, в том числе 7 статей в изданиях, индексируемых Scopus или WoS.
Публикации
1. Артамошкина Л.Е., Киршин В.А. Образ в культуре: Серебряный век как «место памяти» Философский полилог, № 1 (2023). С. 157–174 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31119/phlog.2023.1.198
2. Артамошкина Л.Е., Незник П. Ф. Достоевский и Т. Масарик. Трагический гуманизм и философия кризиса Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, - (год публикации - 2023)
3. Курдыбайло Д.С. Exegetical writings of Didymus the Blind and the tradition of Alexandrian Symbolism Journal of Early Christian Studies, - (год публикации - 2024)
4. Курдыбайло Д.С. On possible origins of ‘dissimilar similarities’ in Pseudo-Dionysius Платоновские исследования, - (год публикации - 2024)
5. Курдыбайло Д.С. Symbols in the Ambigua by Maximus the Confessor: An Areopagitic revision of Alexandrian symbolism Scrinium, - (год публикации - 2024)
6. Макарова Н.П. Манипулятивные технологии смыслообразования: «забота о себе» и цифровые масс-медиа Studiae Culturae, - (год публикации - 2023)
7. Макарова Н.П. «Забота о себе»: воспоминание в цифровом пространстве Логос, - (год публикации - 2024)
8. Приходько М.А. The Model of Holy Sovereign in the Encomia of Eusebius of Caesarea Scrimium, - (год публикации - 2024)
9. Прохоров А.И. Два проекта мировой революции: Способы реализации крайних форм сосуществования приватного и общественного по «Vita Activa» Х. Арендт Homo Loquens: Язык и культура. Сборник научных статей, докладов и сообщений. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. СПб., 20-21 апреля 2023 г. Выпуск 8., С. 183–190. (год публикации - 2023)
10. Прохоров А.И. Первый философствующий человек в России Русская философия, № 1 (5). С. 130-141. (год публикации - 2023)
11. Прохоров А.И. Мистическая гносеология И.Г. Шварца: Проективно-деятельный утилитаризм Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Т. 24. № 2. С. 122-130 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.2.2.010
12. Прохоров А.И. Метафизические основания педагогической практики И.Г. Шварца Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, № 3 (65). С. 110-116 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-3/110-116
13. Щербаков Ф.Б. Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе Платоновские исследования, - (год публикации - 2024)
14. - Цикл радиопередач "Исследования и исследователи" с участием А.И. Прохорова "Явление феноменологии" Радиостанция "Град Петров", Эфиры от 03.08.2023, 10.08.2023 (год публикации - )