КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00214

НазваниеCакрализация исторической памяти в культуре Византии и России: от события к символу

РуководительКурдыбайло Дмитрий Сергеевич, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", Калининградская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории

Ключевые словаисторическая память, сакрализация, феноменология религии, символ, образ, гражданская религия, Византия, Россия

Код ГРНТИ02.91.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предлагаемый проект имеет своей целью историко-типологический анализ феномена сакрализации исторической памяти в культуре Византии и России на основе разработки междисциплинарной методологии. Исследование закономерностей формирования исторической памяти обуславливает необходимость выработки методологии, позволяющей выявить характер и способы взаимодействия разноуровневых феноменов культуры: социальных, религиозных, политических. Исследовать границы, объем понятия «сакральное» и его применения к аналитике исторической памяти в связи с указанными феноменами — общая научная проблема, на решение которой направлен проект. Предлагаемое исследование имеет комплексный характер и находится на стыке трёх современных научных направлений: 1) исследования исторической памяти и коллективной памяти, которые на Западе обычно относят к направлению Memory Studies; 2) феноменология религии, включая такие формы как гражданская религия в современных государствах; 3) философия языка и философия образа применительно к проблеме формирования и трансляция символов в культуре, включая инструменты семиотики и теории вторичных знаковых систем. Материал, на основе которого выполняется исследование — грекоязычные тексты, начиная с III в. н.э. и до падения Константинополя, а также славянские и русские тексты, с XIV–XV в. и вплоть до современных. Для изучения феноменов сакрализации исторической памяти в новейшее время будут проведены полевые исследования, включающие сбор, систематизацию и анализ данных о структуре и содержании коллективной памяти в современной России. Собранные данные будут анализироваться наряду с литературными источниками. Итоговый анализ полученных данных предполагает изучение принципов и закономерностей сакрализации исторической памяти для разных типов культур в перспективе их исторического становления от ранней Византии до современной России. Среди главных задач проекта — установить, существует ли преемство византийских форм сакрализации исторической памяти в культуре Древней Руси, Российской Империи, СССР и современной России. Если такое преемство имело место, то выявить его особенности и отличительные признаки, оценить перспективы возрождения древних форм сакрализации коллективной памяти в современных обществах, а также исследовать возможные угрозы, сопровождающие разрушение такого рода механизмов. Теоретическим итогом исследования станет выработка и апробация междисциплинарной методологии исследования исторической памяти в её связи с феноменом сакрального в различных культурных традициях. Полученные результаты будут востребованы как среди исследователей Memory Studies, так и культурологами, религиоведами, историками философии.

Ожидаемые результаты
Теоретические результаты состоят из предметной и методологической частей: 1) предметная часть состоит из: — итоговой описательной модели различных типов сакрализации исторической памяти в культуре Византии и России, как искусственных (манипулятивных), так и естественных, выявляющих внутренние закономерности развития культуры; — теоретического описания методов формирования исторической памяти и обоснования возможных путей её сохранения в культуре современной России; 2) методологическая часть включает описание обобщённой междисциплинарной методологии, применённой в проекте и позволяющей выявить характер и способы взаимодействия разноуровневых феноменов культуры. Практически применимые результаты будут включать основанные на теоретических результатах проекта методические рекомендации по усовершенствованию экспертной и прогностической деятельности, а также для преподавания социально-философских, религиоведческих, культурологических дисциплин студентам и магистрантам гуманитарных специальностей, при подготовке новых переводов и комментариев к текстам изучаемого исторического периода. По итогам выполнения проекта планируется подготовить не менее 25 научных публикаций, из них не менее 20 в журналах, индексируемых Scopus/Web of Science. Особые усилия будут приложены для подготовки статей на английском языке для публикации в изданиях с политикой открытого доступа (не менее 6 публикаций). Будет представлено не менее 18 докладов, представляющих результаты выполнения проекта, на научных конференциях всероссийского или международного масштаба. По итогам выполнения проекта будет подготовлена коллективная монография объёмом не менее 10 а.л., в которой будут обобщены полученные результаты.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Исследования по проекту велись параллельно в следующих направлениях: 1) Концептуализация понятий «священная история» и «историческая память» в позднеантичных и раннесредневековых источниках. Учитывая дальнейшую тематику исследований, связанных с культурой Византии и Древней Руси, изучались, в первую очередь, грекоязычные авторы, оказавшие наибольшее влияние на интеллектуальный ландшафт средневековой Византии. 2) Анализ явлений конструирования, деконструкции и переформирования коллективной исторической памяти в Новое и Новейшее время. Главная особенность здесь заключается в том, что коллективная память в этот период развивается во времени нелинейно. Таким образом, введено различие между историческими периодами, для которых характерно линейно-поступательное развитие («наполнение») коллективной памяти (и соответствующие процессы коллективного забвения), и тех периодов, в которые происходит целенаправленное изменение содержания, форм и путей развития исторической памяти, которое также сопровождается забыванием прежних историко-символических форм. Полученные научные результаты: — выработана стратегия разделения изучаемых исторических периодов на те, в течение которых содержание коллективной исторической памяти изменялось естественно, линейно-поступательным образом, и те, в которые происходило целенаправленное включение в коллективную память новых или прежде забытых содержаний параллельно с намеренным преданием забвению прежних содержаний коллективной памяти; обычно такого рода процессы сопровождали крупные изменения общественных или государственных формаций; — проведено исследование концепции «священной истории», принципов символического истолкования исторических событий и тем самым реактуализации исторической памяти на материале произведений Евсевия Кесарийского и Максима Исповедника (центральные авторы группы А). Исследование будет продолжено на материале византийских авторов, вплоть до Григория Паламы (группа Б); — отобраны основные авторы групп В и Г, начато исследование наиболее релевантных проекту представителей (см. п. 1.3 выше); — начато исследование рукописных фондов, отражающих культурную память представителей русской эмиграции, а также круга лиц, связанных с творчеством Л.Н. и Н.С. Гумилёвых. Проведено глубокое интервьюирование пяти человек из этого круга, начат анализ собранных материалов; — для начала интервьюирования подготовлен опросник, который будет далее использоваться на втором этапе проекта. Предварительно составлена полная и сокращённая версии. Полная версия опросника будет использована для глубокого интервьюирования лиц, выбранных ввиду их близости к значимым историческим событиям XX века, сокращённая версия будет использована для сбора кратких, но более многочисленных интервью. В ходе выполнения проекта: — подготовлено 7 научных статей, из них 2 уже опубликованы, 5 подписаны в печать и выйдут в свет в конце 2022 либо в течение 2023 гг. Из этого числа 4 статьи опубликованы (или приняты в печать) в журналах, индексируемых Scopus/WoS, а также 3 статьи приняты в журналы, индексируемые РИНЦ, из них 2 входят в список ВАК. — представлено 12 докладов на научных конференциях всероссийского или международного уровня, в том числе на одной проводившейся за рубежом; — проведено два круглых стола, включающих доклады участников проекта и дальнейшее обсуждение текущих проблем и результатов. Круглые столы были организованы Л.Е. Артамошкиной на базе музея Л. Н. Гумилёва. Записи основных докладов опубликованы в блогах музея Л.Н. Гумилёва ВКонтакте (https://vk.com/lngumilevmuseum, см. также https://www.youtube.com/watch?v=sWhlt-6eczA&t=2173s) — составлен опросник и начато интервьюирование респондентов для реконструкции модели культурной памяти в современной России; записано пять глубоких интервью с ключевыми информаторами, предоставившими наиболее широкий срез памяти культуры России 1940–1990-хх гг.; полученные данные будут анализироваться в дальнейшем вместе с результатами опросов других респондентов.

 

Публикации

1. Артамошкина Л.Е. General aspects of biographical writing Reliģiski-filozofiski raksti, 32 (2022), pp.90-101. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22364/rfr.32

2. Курдыбайло Д.С. Symbols and symbolism in the writings of Iamblichus of Chalcis Платоновские исследования, - (год публикации - 2023)

3. Макарова П.П. Трагедия И. В. Гете «Фауст»: От образа к символу Studia Culturae, - (год публикации - 2022)

4. Приходько М.А. «Жизнь Константина» Евсевия Кесарийского как «священная история»: типология Моисея-Константина Вестник Русской христианской гуманитарной академии, - (год публикации - 2023)

5. Прохоров А.И. Принцип сверхобезьяны: модификация темпорально-антропологических оснований Логос, т. 32, № 6 (151), стр. 273-283. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2022-6-273-283

6. Прохоров А.И. Философия языка И. Г. Шварца: сакрализация исторической памяти Вестник Русской христианской гуманитарной академии, - (год публикации - 2022)

7. Щербаков Ф.Б. Второй поворот Линкеева ока: Пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы Платоновские исследования, - (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По итогам второго этапа проекта в 2023 г.: 1) создана предварительная модель образования историко-символических форм в византийской мысли. Показано различие двух базовых видов символизма в ранневизантийской литературе и способы их применения к интерпретации исторических нарративов. Исторический нарратив, начиная уже с IV века, рассматривается как содержащий несколько пластов, в каждом из которых может быть прочитано своё символическое значение; 2) продолжено исследование древнерусской историко-символической традиции, показано преемство исторического метода и литературной формы, заданных Евсевием Кесарийским и впоследствии оказавшим исключительное значение на византийскую и древнерусскую историософию и агиографию. Особенность древнерусской мысли заключается в том, что корпус ранневизантийских исторических и житийных образцов задаёт идейную «матрицу», цитаты и аллюзии на элементы которой, сами собой вводят славянское повествование в контекст сакральной византийской древности. Кроме этого, жития русских святых используют язык жанровых топосов, выработанных в византийской агиографии. Наконец, важно, что конкретные исторические события, попадающие в житийную и историческую литературу Древней Руси, описываются, как правило, в связи с конкретными историческими личностями. Показано, что символизация исторических событий в агиографической литературе осуществляется через интеграцию его в образ конкретного исторического лица, как правило, причисленного к лику святых; 3) выполнено исследование философско-исторической рефлексии в отечественной мысли XVIII–XIX веков. Продолжена публикация цикла статей, посвящённых И.Г. Шварцу, в которых раскрывается его взгляд на сохранение и интерпретацию прошлого. Также исследованы публикации в журнале «Вестник Европы» за 1802–1820-е гг., их структура и принципы отбора. В проведенных исследованиях выявлено конструктивно-творческое отношение к историческому прошлому, которое воспринимается авторами не только как совокупность фактов, но и как материал, из которого может выстраиваться аргументация и сюжетное содержание новых философских нарративов; 4) продолжено исследование функционирования исторической памяти в XX — начале XXI вв. в следующих отношениях: — продолжена работа над отечественными семейными архивами первой половины — середины XX в., в частности архивы семьи Л.Н. Гумилёва, получены новые архивные материалы, позволяющие существенно расширить временной охват исследования; — проведены исследования функционирования исторической памяти и связанных с ней общественно-культурных феноменов; — выполнен социологический опрос в электронной форме, собрано 446 анкет, выполнена большая часть работ по сортировке и статистическому анализу собранных данных; — получен архив анкетных данных с ответами на вопросы, аналогичные поставленным в социологическом опросе, и собранных в период до 2015 года. На третьем этапе проекта эти данные планируется проанализировать по тому же алгоритму, что и данные опроса 2023 года и представить результаты их сравнения. Планируется получить динамическую картину изменения акцентов исторической памяти в период 2010–2020-х гг. Сбор данных социологического опроса продолжается, опросник открыт для свободного доступа по ссылке: https://plato.spbu.ru/PROJECTS/Survey.php?ref=rep152 Полученные результаты статистичекого анализа собранных анкет опубликованы по ссылке: https://plato.spbu.ru/PROJECTS/results/index.htm данные на этой странице будут обновляться по мере дальнейшей обработки собранных данных. Общие сведения о проекте опубликованы по ссылке: https://plato.spbu.ru/PROJECTS/Memoria.html Техническая поддержка, необходимая для публикации данных, предоставлена исследовательскому коллективу МОО «Платоновское философское общество» на безвозмездной основе. 5) начата подготовка к итоговому обобщению полученных материалов, которое планируется завершить на третьем этапе проекта. Ведутся работы по проверке применимости теоретической модели символизации исторических нарративов, сформированной на византийском материале, к материалам древнерусской и российской литературы, а также к анализу социально-культурных явлений позднесоветского периода и современного российского социума. По итогам этапа 2023 года: — проведен социологический опрос и собрано 446 анкет; сбор дополнительных анкет и их анализ продолжаются; — представлено 13 докладов на конференциях международного и всероссийского уровня, представляющих результаты проведенных исследований; — опубликовано или принято к печати 13 научных статей в изданиях, индексируемых РИНЦ, в том числе 7 статей в изданиях, индексируемых Scopus или WoS.

 

Публикации

1. Артамошкина Л.Е., Киршин В.А. Образ в культуре: Серебряный век как «место памяти» Философский полилог, № 1 (2023). С. 157–174 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31119/phlog.2023.1.198

2. Артамошкина Л.Е., Незник П. Ф. Достоевский и Т. Масарик. Трагический гуманизм и философия кризиса Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, - (год публикации - 2023)

3. Курдыбайло Д.С. Exegetical writings of Didymus the Blind and the tradition of Alexandrian Symbolism Journal of Early Christian Studies, - (год публикации - 2024)

4. Курдыбайло Д.С. On possible origins of ‘dissimilar similarities’ in Pseudo-Dionysius Платоновские исследования, - (год публикации - 2024)

5. Курдыбайло Д.С. Symbols in the Ambigua by Maximus the Confessor: An Areopagitic revision of Alexandrian symbolism Scrinium, - (год публикации - 2024)

6. Макарова Н.П. Манипулятивные технологии смыслообразования: «забота о себе» и цифровые масс-медиа Studiae Culturae, - (год публикации - 2023)

7. Макарова Н.П. «Забота о себе»: воспоминание в цифровом пространстве Логос, - (год публикации - 2024)

8. Приходько М.А. The Model of Holy Sovereign in the Encomia of Eusebius of Caesarea Scrimium, - (год публикации - 2024)

9. Прохоров А.И. Два проекта мировой революции: Способы реализации крайних форм сосуществования приватного и общественного по «Vita Activa» Х. Арендт Homo Loquens: Язык и культура. Сборник научных статей, докладов и сообщений. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. СПб., 20-21 апреля 2023 г. Выпуск 8., С. 183–190. (год публикации - 2023)

10. Прохоров А.И. Первый философствующий человек в России Русская философия, № 1 (5). С. 130-141. (год публикации - 2023)

11. Прохоров А.И. Мистическая гносеология И.Г. Шварца: Проективно-деятельный утилитаризм Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Т. 24. № 2. С. 122-130 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.2.2.010

12. Прохоров А.И. Метафизические основания педагогической практики И.Г. Шварца Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, № 3 (65). С. 110-116 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-3/110-116

13. Щербаков Ф.Б. Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе Платоновские исследования, - (год публикации - 2024)

14. - Цикл радиопередач "Исследования и исследователи" с участием А.И. Прохорова "Явление феноменологии" Радиостанция "Град Петров", Эфиры от 03.08.2023, 10.08.2023 (год публикации - )