КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-11-00213

НазваниеСоциально-эмоциональный искусственный интеллект (СЭИИ) на основе биологически инспирированных когнитивных архитектур (БИКА) и глубокого обучения

РуководительСамсонович Алексей Владимир, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-201 - Искусственный интеллект и принятие решений

Ключевые словамоделирование разума, когнитивные архитектуры, автономные агенты, социально-эмоциональный интеллект, биологически обоснованные модели, машинное обучение, моделирование нейронных сетей, природные вычисления, правдоподобные агенты, адаптивные методы обработки данных, эволюционное глубокое обучение

Код ГРНТИ28.23.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Искусственный интеллект (ИИ) на глазах меняет нашу жизнь, но гораздо большие надежды связаны с его будущим. Это прежде всего надежды на то, что ИИ сможет развиваться сам и сможет интегрироваться в общество на социальном уровне. Проблема реализации этих надежд представляет собой главный вызов нашего времени. Вклад в ее решение даст предлагаемый проект. Уже сегодня технология глубокого обучения автоматизирует то, что при традиционном подходе приходилось делать человеку с большими затратами, включая формирование деталей архитектуры системы, выбор представления знаний в ней, накопление знаний и навыков. Человек может даже не знать, каким конкретным образом все это автоматически реализуется в нейросети. Но все же возможности глубоких нейросетей пока ограничены. По сути, глубокое обучение – это метод статистики, задача которой – на основе имеющихся данных построить модель, способную классифицировать, оценивать, предсказывать, или генерировать данные. При этом игнорируются научные теории, объясняющие природу и происхождение данных. В результате для решения каждой новой задачи требуется большой объем данных, который не всегда доступен. Например, по этой причине задача моделирования социального поведения с трудом поддается решению глубокими нейросетями. Альтернативой в создании средств ИИ является когнитивный подход, основанный на описании явлений посредством теорий и моделей, созданных человеком путем многовекового познания на основе научного метода. После разумных упрощений, данные модели реализуются в форме ИИ. Примеры – это БИКА. Но для их реализации требуется разработка системы вручную, и в этом слабость когнитивного подхода. Первая часть научной проблемы, на решение которой направлен данный проект – найти такое объединение когнитивного и нейросетевого подходов, при котором их сильные стороны соединяются, а слабые компенсируются. Поиск такого соединения сегодня крайне актуален и упоминается под разными слоганами, например, «нейро-символьная интеграция». Известны различные подходы к поиску решения: например, гибридные архитектуры, в которых функции разделены между нейросетями и когнитивными алгоритмами. Однако, все это еще далеко от требуемого решения проблемы. Наша идея решения состоит в том, чтобы использовать когнитивный и нейросетевой подходы как последовательные стадии в одной и той же технологической линии разработки средств ИИ под конкретную задачу. Порядок таков. На первой стадии необходимо разработать общую функциональную организацию системы (агента) и реализовать ее функции в прототипе на основе когнитивных моделей. Затем реализованный прототип исследуется экспериментально; при этом производится сбор данных. На второй стадии по шаблону созданной когнитивной архитектуры строится нейросетевая архитектура и производится ее глубокое обучение на данных, собранных на первой стадии. Наконец, происходит дообучение и настройка нейросетевой системы в условиях, близких к реальным условиям ее применения. Ожидаемый результат должен превзойти по возможностям как когнитивный, так и нейросетевой подходы, взятые по отдельности. Свидетельством тому, что данная схема работоспособна, является недавняя работа группы Трафтона [1], а также предварительные результаты наших исследований (см. 4.7). Здесь следует отметить, что предлагаемая идея глубже, чем просто использование данных когнитивной архитектуры для обучения нейросети, что было сделано Трафтоном и коллегами. Речь идет о двустороннем синергетическом взаимодействии двух подходов. Их предлагаемое соединение обеспечит как необходимый объем данных, так и автоматизацию процесса создания системы – посредством глубокого обучения на второй стадии. А это позволит нам решить и вторую часть проблемы. Вторая часть проблемы – это вопрос: как сделать ИИ социально эмоциональным на уровне человека? Конкретно, нужны интеллектуальные агенты, способные понимать человеческие эмоции и адекватно на них реагировать, заслуживать доверие и эмпатию, устанавливать эмоциональный контакт на основе взаимопонимания, и при этом быть эффективными ассистентами или партнерами в решении практических задач. Современные попытки решить данную проблему глубоким обучением с нуля ведут лишь к поверхностной мимикрии и упираются в барьер непонимания контекста. Для того, чтобы совершить прорыв, здесь нужен когнитивный подход. Наша расширенная когнитивная архитектура eBICA, воплощающая разработанную в рамках нашего предыдущего проекта, финансированного грантом РНФ, общую модель человекоподобного разума, уже неплохо зарекомендовала себя в реализации социального взаимодействия с человеком в ограниченных парадигмах, что вселяет уверенность в успехе. Но это лишь половина дела: затем эстафету подхватит глубокое обучение. С точки зрения пользователя, использование приложений ИИ сегодня можно подразделить на работу с данными и работу с агентами. Именно во втором случае, к которому смещается центр тяжести, все острее ощущается потребность в эмоциональности и социальной адекватности поведения агента, лежащих в основе доверия к ИИ и установления с ним контакта на основе интуитивного взаимопонимания (рапорта). К данной категории сфер применения относятся такие важнейшие области как образование (интеллектуальные тьюторинговые системы и умные среды для дистанционного обучения), сфера коммуникаций (в том числе средства проведения виртуальных мероприятий, от научных конференций до взаимодействий в соцсетях), сфера услуг (системы регистрации и службы информации), персональные ассистенты, сфера искусств и развлечений, и многое другое. Наш задел в моделировании социально-эмоционального поведения на основе eBICA говорит о том, что мы на верном пути. Расширенная когнитивная архитектура eBICA сегодня существенно отличается от ее изначального прототипа, впервые описанного в 2013 году. Во-первых, развито расширенное понятие семантической карты, одного из ключевых компонентов eBICA. Во-вторых, большое развитие получило понятие моральной схемы как элемента, определяющего поведение агента в той или иной социальной ситуации. Эти черты отличают наш подход от других известных подходов в области BICA. По своему дизайну, eBICA имеет большой потенциал для самообучения и развития, начиная от изучения партнеров в процессе установления отношений с ними и кончая когнитивным онтогенезом, управляемым семантической картой. Эти сильные стороны eBICA должны еще в большей мере проявить себя при ее нейросетевом воплощении, согласно описанному выше порядку разработки интеллектуального агента. При этом конечный результат будет представлять собой воплощение конгломерата двух моделей: когнитивной и глубокой нейросетевой. Все это должно позволить нам по завершении данного проекта продемонстрировать работающий экземпляр СЭИИ уровня человека в выбранной практически значимой парадигме. Ссылки: [1] Trafton, J.G., Hiatt, L.M., Brumback, B., and McCurry, J.M. Using cognitive models to train big data models with small data. In: B. An, N. Yorke-Smith, A. El Fallah Seghrouchni, G. Sukthankar (eds.). Proceedings of the 19th International Conference on Autonomous Agents and Multiagent Systems (AAMAS 2020), pp. 1413–1421. International Foundation for Autonomous Agents and Multiagent Systems: Richland, SC (2020).

Ожидаемые результаты
Основным результатом будет новая методика и технологическая линия разработки социально-эмоциональных виртуальных агентов для широкого спектра приложений, в том числе в социальной сфере, а также опытные образцы виртуальных агентов и артефактов, способные «понимать» человеческие эмоции и адекватно на них реагировать, применимые в практически важных областях. Образцы будут соответствовать мировому уровню исследований и технологии в области интеллектуальных виртуальных агентов, что будет подтверждено сравнением результатов тестирования с бенчмарками и апробацией результатов на международных конференциях. Новая методика будет характеризоваться соединением когнитивного и нейросетевого подходов, при котором их сильные стороны соединяются, а слабые компенсируются. Поиск такого соединения сегодня крайне актуален. При этом конечный результат будет представлять собой воплощение конгломерата двух моделей: символьной когнитивной и глубокой нейросетевой. Созданные социально-эмоциональные виртуальные агенты и артефакты будут отвечать следующим требованиям: - быть социально приемлемыми и заслуживать доверие пользователя, - устанавливать эмоциональный контакт на основе многомодального взаимодействия на уровне человека, - эффективно выполнять функцию ассистента или партнера, в том числе в непредвиденных ситуациях. К возможным областям приложений относятся системы регистрации и службы информации, среды для дистанционного обучения, научного и делового взаимодействия, интеллектуальные тьюторинговые системы, креативные ассистенты и партнеры видеоигр. Конкретные парадигмы, для которых будут созданы опытные образцы, включат не менее двух из следующих: регистратор конференции или отеля, виртуальный докладчик / преподаватель, виртуальный ученик, виртуальный партнер танца, а также другие. Задача интеграции ИИ в человеческое общество на социальном уровне становится крайне актуальной сегодня. Ее невозможно решить без реализации социально приемлемого эмоционального ИИ, подобного человеческому и понятного человеку, способного работать как в заранее известных, так и в новых, непредвиденных ситуациях и парадигмах. Необходим стабильный социальный контакт интеллектуального агента с одним или несколькими партнерами на уровне взаимопонимания и взаимного доверия при адекватном распределении ролей.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Данный трехлетний проект ставит своей целью решить новую комплексную фундаментальную проблему, имеющую большое практическое значение. В самом деле, в итоге нами будут созданы средства искусственного интеллекта (ИИ), способные взаимодействовать с человеком на социальном уровне, быть принятыми человеком «на равных», пусть в ограниченных парадигмах, быть способными судить о личности человека по его поведению и строить с ним личные отношения. Все это станет возможным благодаря социальной эмоциональности и эмоциональному интеллекту искусственных агентов на уровне человека или высшего животного. Можно ли отнести данный тип ИИ к Сильному ИИ? Это вопрос терминологии. Не так давно идеи о подобных средствах можно было бы отнести разве что к области научной фантастики. Но сегодня во многих лабораториях мира ведутся работы по их созданию, причем как правило разработки ведутся для конкретных практических применений и в условиях жесткой конкуренции. И как правило разработки упираются в барьер: «проблему контекста», ограничиваясь мелкими частными решениями. А решение требуется общее, и у нас есть больше шансов его найти, потому что наше преимущество – это свобода от давления конкуренции, жестких практических целей и сроков. Мы можем позволить себе заниматься наукой. Наши цели и сроки связаны с решением фундаментальных вопросов, действительно имеющих большое значение для широкого круга практических задач, но мы не ставим своей целью обращение их в прибыль: это было бы слишком мелко. Ожидаемый в долгосрочной перспективе эффект должен оправдать все усилия. Сверхзадача создания интеллектуальных агентов и роботов, обладающих социально-эмоциональным искусственным интеллектом (СЭИИ) на уровне человека, имеет два тесно связанных друг с другом аспекта: это умение вести себя должным образом на социальном уровне и умение оценивать поведение других. Решение одной из этих задач невозможно без решения другой. Существует два основных подхода к решению этих задач. Один – это когнитивное моделирование, когнитивные архитектуры. Другой – это машинное обучение, вершиной которого сегодня являются глубокие нейросети и генетические алгоритмы. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны. Наша ключевая идея состоит в новом способе их соединения. Проверка гипотезы о его эффективности и есть главная цель нашего проекта. Для достижения данной цели требуется решение центральных задач. Это задача математического описания человеческой психики, и прежде всего социальных эмоций, а также задача эффективного переноса данного описания в нейросетевой формат с возможностью его дальнейшей эволюции в этом формате. Но, кроме этого, для достижения цели нам требуется решить целый комплекс вспомогательных, «периферийных» задач. Это разработка и реализация экспериментальных парадигм, их воплощение в системах, обеспечивающих качественные многомодальные взаимодействия и сбор данных различной природы, создание системы метрик и измерительных средств: как для оценки наблюдаемого поведения человека или автомата, так и для изучения динамики внутренних состояний; интеграция необходимых вычислительных средств, ресурсов и методик; формализация принципов нравственности, морали и этики; и многое другое. В течение отчетного периода были проведены все запланированные работы. На данном этапе был выбран ряд практически интересных парадигм, для них были определены моральные схемы взаимодействия актора и пользователя, построены семантические карты, созданы симуляции виртуальных окружений, в том числе на базе VR, а также для некоторых парадигм – симуляции на основе робота Ф-2. При этом кроме центральной задачи, решался ряд вспомогательных задач, таких как анализ/синтез речи, анализ тональности речи и текста, анализ/синтез эмоциональных выражений лица. Многие из этих задач имели готовые решения, однако требовалась их адаптация и интеграция в экспериментальную платформу. Для регистрации текущего эмоционального состояния человека был разработан МР-совместимый полиграф, позволяющий во время МРТ сканирования проводить параллельно регистрацию кожно-гальванической реакции (КГР), дыхания (пневмограмма) и фотоплетизмограммы (ФПГ, с расчетом частоты сердечных сокращений ЧСС), т.е. характеристик физиологических реакций, которые отражают эмоциональное напряжение, в том числе связанное с реакцией на предъявляемые стимулы. Обработка МРТ данных позволяет визуализировать нейросетевую активность головного мозга, связанную с восприятием и обработкой личностно-значимой информации. На данном этапе работы был разработан алгоритм для автоматического распознавания личностно-значимых стимулов по данным МР-совместимого полиграфа. Основные результаты и выводы работы по данному направлению заключаются в следующем: 1. Разработаны и программно реализованы методы по исследованию повоксельной BOLD-активации мозга в ответ на предъявление аудиальных стимулов (личностно значимых текстов) для последующей локализации нейросемантических репрезентаций в сером веществе головного мозга человека. 2. Разработаны и программно реализованы методы поиска семантических кластеров в модели повоксельной реакции на предъявление стимульного материала в виде личностно значимых текстов как на индивидуальном, так и на групповом уровне. 3. Разработаны и программно реализованы методы визуализации нейросемантических кластеров для полупрозрачной трёхмерной модели коры и внутренних структур серого вещества головного мозга человека, а также для развёрнутой коры головного мозга. 4. Апробация разработанных методов и их программных реализаций проводилась для личностно значимых текстов на русском языке и для фМРТ-данных двадцати пяти испытуемых. На основании применения разработанных методов были выделены система из групп нейросемантических кластеров, описывающих различные объективные и субъективные аспекты ситуаций, упоминавшихся в использованных нарративах. Разнообразие слов в полученных кластерах свидетельствует о том, что семантическая система в её функционировании даёт широкий спектр конкретных и абстрактных примеров понятий, относительно стабильных и гибко меняющих в соответствующем контексте своё значение. 5. При картировании кластеров на структуры головного мозга распределение получилось не компактно сгруппированным по конкретным регионам мозга, а широким по коре и внутренним структурам серого вещества. Явная асимметрия в распределении нейросемантических карт отсутствует. Результатами работ по направлению «Эволюция глубокого обучения» являются разработанные нейросетевые архитектуры для следующих парадигм: (а) виртуальный партнерский танец; (б) виртуальный регистратор; (в) виртуальная клоунада; (г) виртуальный психолог; (д) виртуальная игра в мяч-бомбу; (е) виртуальный поединок ковбоев. Для данных парадигм были разработаны конкретные нейросетевые архитектуры и методики глубокого обучения агентов, соответствующие выбранным когнитивным архитектурам для выбранных парадигм, а также созданы средства их интерфейса с виртуальными окружениями. Воплощенные нейросетевые архитектуры были обучены на синтетических данных (а-в), на общедоступных ресурсах (г), и на данных, собранных с испытуемых (д), с последующим тестированием и оценкой качества работы нейросетей. Результаты тестирования в случае (а-в) подтвердили воспроизводимость функциональности когнитивной архитектуры в нейросетевой архитектуре, а в случае (д) подтвердили возможность определения психотипа пользователя по его поведению в игре с помощью нейросети.

 

Публикации

1. Анисимова А.А., Потемкина А., Черваков Ф., Комза В., Максимов Д., Панин И., Васелюк А., Самсонович А.В. Artificial Psychologist: An intelligent virtual/robotic assistant based on a cognitive modeling framework Procedia Computer Science, Procedia Computer Science, v. 213, pp. 793-800 (2022). (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.136

2. Анисимова А.С., Михнев А.О., Царьков В.С., Долгих А.А., Самсонович А.В. A Socially Emotional Virtual Registrar Based on eBICA and Deep Learning Procedia Computer Science, Procedia Computer Science, v. 213, pp. 738-746 (2022) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.128

3. Гаджиев И.М., Кнышенко М.П., Доленко С.А., Самсонович А.В. Inherent dimension of the affective space: Analysis using electromyography and machine learning Cognitive Systems Research, - (год публикации - 2023)

4. Редько В.Г., Самсонович А.В., Климов В.В. Computational modeling of insight processes and artificial cognitive ontogeny Cognitive Systems Research, Cognitive Systems Research, vol. 78, pp. 71-86, 2023. DOI: 10.1016/j.cogsys.2022.12.004 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2022.12.004

5. Самсонович А.В. О возможности определения психологических характеристик личности пользователя при его рутинном взаимодействии с артефактом Международная научно-техническая конференция "НЕЙРО-ИНФОРМАТИКА-2022": Cборник научных трудов. Москва: МФТИ, Международная научно-техническая конференция "НЕЙРО-ИНФОРМАТИКА-2022": Cборник научных трудов, c. 443-452. Москва: МФТИ, 2022. ISBN 978-5-7417-0823-1. (год публикации - 2022)

6. Самсонович А.В., Лю Ж., Лю Т. On the Possibility of Regulation of Human Emotions via Multimodal Social Interaction with an Embodied Agent Controlled by eBICA-Based Emotional Interaction Model Lecture Notes in Computer Science, Springer, Lecture Notes in Artificial Intelligence, LNCS 13539. DOI: 10.1007/978-3-031-19907-3_36, ISSN 978-3-031-19906-6 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-19907-3_36

7. Самсонович А.В., Шумский С.А., Карпов В.Е., Котов А.А., Колонин А.Г. Key Advanced Research Initiative: A Manifesto for the New-Generation Artificial Intelligence Procedia Computer Science, Procedia Computer Science, v. 213, pp. 824-831 (2022) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.140


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В этом году мы получили приятно удивившие нас результаты в исследовании социальных взаимодействий между человеком и созданными нами разговорными агентами, основанными на больших языковых моделях (BERT, GPT) и когнитивной архитектуре eBICA. Агенты исполняли роли виртуальных акторов в различных парадигмах, включая: виртуальный регистратор отеля, виртуальный психодиагност, собеседник на виртуальной вечеринке. Эти акторы были реализованы на базе различные платформ, включая робот Ф-2, чатбот в Telegram, реалистичный антропоморфный аватар в среде виртуальной реальности, реализованной в Unreal Engine 4 и 5 и Unity. В наших экспериментах акторы управлялись как алгоритмами, так и людьми. Поведение в том и другом случае оценивалось вслепую. В результате социальные характеристики поведения искусственных агентов по многим метрикам оказались статистически неотличимыми от характеристик поведения человека, а в некоторых случаях значимо превзошли оценки человека. Среди таких метрик оказались эмпатичность, способность вызывать эмоции, наличие индивидуальности. Подобные результаты были получены при различных реализациях вербального интерфейса (DeepPavlov на основе BERT в одном случае и ChatGPT 3.5 Turbo от OpenAI в другом случае). Во всех случаях вербальный интерфейс на основе большой языковой модели обеспечивал лишь связь человека с когнитивной моделью eBICA, причем последняя могла быть воплощена как напрямую в виде алгоритма, так и в форме нейросети, вобравшей в себя функциональность данного алгоритма посредством глубокого обучения. Таким образом, полученные нами данные подтверждают, в рамках выбранных парадигм, наличие СЭИИ виртуального актора на основе eBICA на уровне, совместимом с человеком, и свидетельствуют о том, что мы на верном пути. Исследование и апробация реализованных экспериментальных парадигм включали изучение эмоциональности, социальной совместимости и правдоподобия во взаимодействиях с виртуальным актором. В парадигме «Виртуальный психодиагност» Робот Ф-2, разработанный в НИЦ «Курчатовский институт», выражает эмоции в жестах и мимике и озвучивает текст. Интерфейс на основе BML используется для работы с базой паттернов эмоциональной динамики. Оценивались эмоциональные жесты робота. Другой задачей было обучение системы распознаванию типа личности путем анализа диалогов, с использованием открытых данных (Kosinski, 2016). В парадигме «Виртуальный регистратор» генератор ответов использовал две нейронные сети для разных тем диалога: одна для свободной темы, другая - для диалога о заселении в отель. В исследовании сравнивались психологические профили виртуального агента и человека, а также их эмоциональные и социальные компетенции. До взаимодействия впечатление о виртуальном акторе определяли внешние характеристики, после - поведение. После общения виртуальный актор воспринимался как имеющий индивидуальность на уровне выше человека (p<0.0095). Виртуальный актор также показал высокую способность формировать и поддерживать отношения. Взаимопонимание между участниками и виртуальным агентом было выше, чем с человеком (p<0.044). Конфликтность высказываний уменьшилась после взаимодействия с виртуальным агентом (p<0.027), а уровень расположения участников после интервенций виртуального регистратора увеличилась (p<0.013). Наряду с моделью на основе моральных схем была создана альтернативная модель доверительного контакта (Тихомирова, 2023) с элементами: цель, роли, контекст, инициация, навыки, ресурсы, помехи, невербальные сигналы, результат и отношение к собеседнику. В целом по направлению «Когнитивные модели и архитектуры, акторы и роботы» получено следующее. Разработана новая концепция когнитивной архитектуры eBICA, в которой ключевую роль играют сложные моральные схемы, включающие взаимодействие множественных мысленных перспектив, и расширенные семантические карты, включающие богатый набор интенциональностей. Разработаны новые экспериментальные парадигмы и платформы для реализации наших агентов. С помощью машинного обучения и глубоких нейронных сетей были созданы инструменты для анализа социальных характеристик поведения искусственных агентов. По итогам этих исследований нами было подтверждено наличие социально-эмоциональной интеллектуальной совместимости виртуальных акторов с человеком. Также с использованием когнитивной модели eBICA, был создан прототип интеллектуальной тьюторинговой системы "Виртуальная классная комната", потенциально интересной с точки зрения применений в образовательном процессе, и собраны большие объемы данных в других парадигмах для дальнейшего обучения моделей. В рамках работы по направлениям Когновизор и Нейрокомитет были получены следующие результаты. 1. Разработана применительная к фМРТ-данным математическая модель повоксельного гемодинамического отклика в ответ на предъявление звучащего текста на естественном языке. 2. Для индивидуального и группового анализа разработаны математические методы выделения нейросемантических кластеров при восприятии испытуемыми звучащего нарративного текста на естественном языке. 3. Разработаны математические методы визуализации полученных нейросемантических кластеров в виде нейросемантических карт для трёхмерной модели коры и внутренних структур головного мозга человека, а также для развёрнутой на плоскости коры головного мозга человека. 4. Для группы 25 испытуемых в задаче восприятия звучащих текстов на русском языке на основе применения разработанных методов была выявлена система 12 нейросемантических кластеров, характеризующихся тематическим единством семантической информации (внутрикластерное расстояние по word2vec не превышает 0.56). 5. Для группы испытуемых были обнаружены как индивидуальные, так и общие паттерны активности (с точностью до 4 мм при перекрытии карт) областей мозга в ответ на предъявление звучащего текста на естественном языке. 6. Локализация нейросемантических кластеров имеет пространственно распределённый характер по коре и внутренним структурам серого вещества головного мозга (от 17 до 129 воксельных групп с мощностью от 5 до 43 вокселей в группе). Межполушарная асимметрия в нейросемантических картах отсутствует (разница в картах левого и правого полушария по всем зонам атласа не более 1.2%). Обнаружена фронтально-затылочная асимметрия нейросемантических кластеров – представленность нейросемантических карт в затылочных зонах выражена на 78.3% больше, чем во фронтальных. 7. Широко распространённый характер нейросемантических представлений, полученных в результате применения разработанного метода для русского языка, сопоставим с аналогичными результатами для английского языка и указывает на межъязыковую универсальность нейронной организации принципов лексического картирования в мозге и её относительную независимость от особенностей конкретных языков. Существенные кросс-культурные отличия обеспечиваются характером стимульного материала, который для английского и русского языков отличался по смысловой нагрузке. Также, только для русского языка получены результаты для внутренних и стволовых структур. По направлению «Эволюция глубокого обучения», нами получены новые результаты в рамках парадигм «Виртуальный партнер танца» и «Три ковбоя», с возможным расширением на другие парадигмы. В парадигме партнерского танца собраны новые данные для обучения нейросетевых моделей. Разработан общий подход для исследования эволюции глубокого обучения и продемонстрирована его работоспособность. В работе Федорова, Назарько и Самсоновича (2023) предложен и реализован новый метод интеграции глубокого обучения НС и ГА. Подход универсален и позволяет работать с различными архитектурами НС и решать различные задачи. Численные эксперименты подтверждают работоспособность концепции. Предложенный подход принципиально отличается от известных подходов к интеграции ГА и моделей обучения нейросетей. В данном случае в роли генотипа, подверженного мутациям и рекомбинациям, выступает набор данных, используемых для обучения нейросети. При этом фенотипом является обученная нейросеть.

 

Публикации

1. Гаджиев И.М., Макаров А.С., Тихомирова Д.В., Доленко С.А., Самсонович А.В. Mapping action units to valence and arousal space using machine learning. Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

2. Долгих А.А., Самсонович А.В. A socially acceptable conversational agent based on cognitive modeling and machine learning Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

3. Крупина Е., Манжурцев А., Ублинский М., Мосина Л., Осетрова М., Ярных В., Мамедова Г., Трущелев С., Захарова Н., Костюк Г., Ушаков В. Preliminary study of cerebral myelin content alterations at early-stage schizophrenia Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

4. Мосина Л., Ушаков В., Орлов В., Карташов С., Захарова Н., Костюк Г., Трущелев С. Assessment and correlation of morphometric and tractographic measures of patients diagnosed with schizophrenia. Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

5. Назарько М.Ю., Федоров К.А., Самсонович А.В. Deep learning evolution: Using genetic algorithm to modify training datasets. Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

6. Носовец З.А., Ушаков В.Л., Зайдельман Л.Ю., Котов А.А. System of methods and algorithms for comprehensive neurosemantic mapping of the human brain Cognitive Systems Research, Vol. 82, Article no.101122, 8p. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2023.05.011

7. Павленко И.А., Закиров А.Д., Яковлев А.Н., Самсонович А.В. A study of conversational intentionalities expressed in natural language using ChatGPT. Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

8. Самсонович А.В., Сидоров А., Иноземцев А. On relation between facial expressions and emotions Lecture Notes in Computer Science, vol 13921. Springer: Cham, Switzerland., Lecture Notes in Computer Science, vol. 13921, pp.217–221. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-33469-6_22

9. Федоров К.А., Назарько М.Ю., Самсонович А.В. Управление обучением нейронных сетей с помощью генетического алгоритма. XXV Международная научно-техническая конференция «Нейроинформатика-2023». Сборник научных трудов.Москва, 2023., XXV Международная научно-техническая конференция «Нейроинформатика-2023». Сборник научных трудов. С. 68-77. Москва, 2023. (год публикации - 2023)

10. Хабаров Д., Самсонович А.В. Registrar: A social conversational agent based on cognitive and statistical models for a limited paradigm Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

11. Шуранова А., Чистиков М., Петрунин Ю., Ушаков В., Андреюк Ю. The future of international climate politics: An agent-based approach. Studies in Computational Intelligence, vol. 1130, Springer, Cham, Switzerland, - (год публикации - 2024)

12. - Может ли нейросеть создавать искусство? ток-шоу «Агора» на канале «Культура», Валентин В. Климов принял участие в ток-шоу «Агора» на канале «Культура», посвященном теме «Может ли нейросеть создавать искусство?» 18 сентября 2023 г. (год публикации - )

13. - «Так, как способен ошибаться искусственный интеллект, человек не смог бы ошибиться никогда» : интервью Алексея В. Самсоновича Деловой журнал "Инвест-Форсайт", Деловой журнал "Инвест-Форсайт". Интервью, Технологии. Ноябрь 16, 2023, 18:00 (год публикации - )