КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-79-10134

НазваниеИзучение горения жидких углеводородов в струе перегретого водяного пара применительно к разработке эффективных способов экологически чистой утилизации горючих отходов

РуководительАнуфриев Игорь Сергеевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными (30).

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-404 - Проблемы создания энергетического оборудования

Ключевые словамногофазные турбулентные реагирующие потоки, тепломассоперенос, жидкие углеводороды, горелочные устройства, перегретый водяной пар, некондиционные топлива, теплоэнергетика, энергоэффективность, утилизация, экологическая безопасность, экспериментальные исследования, газовый анализ, термография, калориметрия, цифровая трассерная визуализация, численное моделирование

Код ГРНТИ44.31.03


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Развитие энергетики, транспорта, металлургии, химической промышленности и обороны связано с эффективностью технологий сжигания топлива. Масштаб проекта определяется тем, что 90% потребляемой человечеством энергии обеспечивается процессами горения. Эффективное горение существенно снижает токсичные и парниковые выбросы в атмосферу, улучшает экологию и здоровье людей, социально значимо. Энергоэффективное и экологически безопасное сжигание топлива особо критично для российской экономики и соответствует Стратегии научно-технологического развития РФ. Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию в 2021 году одним из критически важных направлений для развития страны на ближайшие годы названа борьба с вредными выбросами в атмосферу: «мы должны ответить на вызовы изменений климата, адаптировать к ним сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, всю инфраструктуру, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов, добиться снижения их объёмов и ввести здесь жёсткий контроль и мониторинг… в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объём вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20 процентов к 2024 году... Эта задача должна быть, безусловно, решена за счёт комплексной модернизации промышленности, ЖКХ, транспорта, энергетики.». Таким образом на сегодняшний день особо актуальна разработка новых эффективных технологий сжигания топлива, обеспечивающих низкие выбросы токсичных продуктов сгорания при производстве тепловой энергии. Вместе с этим, для теплоэнергетики особое значение имеют задачи, связанные с повышением эффективности использования энергоресурсов. В настоящее время является актуальной задача вовлечения в топливно-энергетический баланс накопленных некондиционных топлив и горючих отходов, таких как, отработанные моторные и трансмиссионные масла, смазочные жидкости, нефтяные шламы, отходы нефтедобычи и нефтепереработки, тяжелая нефть и др. Эти виды дешевых энергоносителей на сегодняшний день не находят масштабного применения по причине отсутствия универсальной энергоэффективной и экологически безопасной технологии их переработки и продолжают накапливаться, загрязняя окружающую среду. Ежегодное накопление нефтяных шламов во всем мире составляет 160 млн. тонн., а ежегодное мировое накопление только одного отработанного смазочного масла превышает 20 млн. тонн, что подчеркивает масштабы экологической угрозы. Общие мировые запасы сырой нефти составляют приблизительно 9-11 триллионов баррелей, среди которых более 2/3 составляют тяжелая нефть и битум. При правильном использовании таких источников энергии они могут быть альтернативой качественным видам топлива, при одновременном решении экологической проблемы. Решение подобных задач основывается на глубоком научном понимании закономерностей физико-химических процессов, определяющих характеристики сжигания жидких углеводородов в зависимости от динамических и тепловых условий, реализуемых в конкретных горелочных устройствах. Проблема изучения закономерностей процессов переноса при горении жидкого топлива значима для развития ряда отраслей знания, таких как механика многофазных реагирующих сред, химическая физика, теплофизика, энергетика. Она характеризуется междисциплинарностью и связана с чрезвычайно сложным предметом исследования, характеристики которого определяются взаимодействием разнообразных физических, химических и механических факторов. Одним из способов снижения токсичных продуктов сгорания при сжигании топлива является впрыск пара в камеру сгорания. Водяной пар оказывается ряд положительных эффектов, что делает его эффективным для утилизации жидких горючих отходов: расщепляет сложные органические соединения и углеводороды, ускоряя процессы испарения и горения; снижает температуру пламени, подавляя образование NOx; распыляет топливо, исключая засорение и коксование форсунок при использовании отходов, увеличивает время выгорания топлива; увеличивает полноту выгорания топлива за счет реакции паровой газификации, повышает КПД и снижает расход топлива. Основные результаты авторов, полученные в рамках проекта РНФ 2018-2020 относятся к горению факела в струе пара в открытом пространстве. Разработанные и исследованные горелочные устройства испарительного (патент РФ 2579298, 2016) и распылительного (патент РФ 2647172, 2018) типов позволили успешно адаптировать способ горения в струе водяного пара применительно к сжиганию некондиционных видов жидкого топлива. Полученные результаты по выбросам токсичных оксидов азота NOx и монооксида углерода CO соответствуют действующим европейским нормативам (стандарт EN 267). Это обеспечивает применимость предложенного способа сжигания в струе пара для экологически безопасной утилизации жидких горючих отходов с производством тепловой энергии. Однако, условия проведенных исследований при горении факела в открытом пространстве отличаются от реальных условий на котле. В первую очередь это принудительная подача первичного и вторичного воздуха для горения, температура окружающей среды, а также геометрия топочной камеры. Указанные параметры оказывают значительное влияние на процесс горения топлива и их влияние необходимо детально исследовать при разработки перспективных горелочных устройств. В рамках указанной научной проблемы конкретной задачей предлагаемого проекта является исследование основных характеристик горения жидких углеводородов (в том числе – некондиционного топлива и производственных отходов) в струе перегретого водяного пара в условиях камеры сгорания котельной установки. Применяемое в исследовании оригинальное перспективное горелочное устройства основываются на новых принципиальных технических решениях, позволяющих за счет паровой газификации топлива в высокоскоростной струе обеспечить создание высокодиспергированного двухфазного потока, интенсивное воспламенение и полное выгорание топлива при низком производстве токсичных продуктов. Предлагаемое комплексное экспериментальное и численное исследование направлено на получение закономерностей влияния физических параметров (расход топлива, пара и коэффициент избытка воздуха), определяющих тепломассоперенос в горелочном устройстве, на характеристики сжигания (распределение температуры в факеле, тепловая мощность, энергоэффективность, уровень эмиссии токсичных продуктов сгорания). Управление режимными параметрами позволит оптимизировать технологию к реальным условиям для сжигания разных видов топлива. Измерения будут проведены на основе применения современных методов калориметрии, термографии и газового анализа. Для численного моделирования процесса сжигания жидких углеводородов в горелочном устройстве с подачей перегретого водяного пара будут применяться модель химического реагирования Eddy Dissipation Concept (EDC). Для моделирования турбулентных потоков будут использованы модели k-w SST, RSM (RANS, URANS). Процесс горения капель топлива рассматривается в виде следующих последовательных этапов: распыление в камеру сгорания, испарение и горение в газовой фазе. Численные расчеты будут выполнены с использованием CFD-пакета Fluent. Новизна проекта обусловлена как новизной конкретного объекта исследования (способы сжигания и диспергирования топлива в струе водяного пара – патенты РФ 2219435 (2003), 2647172 (2018), 2684300 (2019)) и разработанное оригинальное горелочное устройства для их реализации в условии камеры сгорания котла – патент РФ 2740722 (2021)), так и новизной результатов, полученных с применением передовых экспериментальных и численных методов, создающих основу для развития нового направления исследований в рамках теплоэнергетики и опубликованных в высокорейтинговых рецензируемых журналах. Предлагаемые в проекте научные исследования процессов горения жидких углеводородов будут обладать приоритетом и позволят получить новые научные результаты мирового уровня, которые внесут вклад в развитие представлений о закономерностях изучаемых процессов и в создание научных основ разработки перспективных теплоэнергетических технологий.

Ожидаемые результаты
Основные ожидаемые результаты исследований: - будет разработан и создан лабораторный образец нового жидкотопливного горелочного устройства 50 кВт, реализующего способ сжигания жидкого топлива в струе водяного пара, работающий в условиях камеры сгорания котельной установки. - будут получены данные о полезной тепловой мощности некондиционных видов топлива (в том числе – отработанных автомобильных масел, сырой нефти, мазута) в зависимости от условий интенсификации процесса. - для исследуемых видов топлива будут получены результаты газового анализа состава промежуточных и охлажденных продуктов сгорания при варьировании режимных параметров. - будет проведено сопоставление полученных результатов с данными испытаний дизельной горелки Weishaupt WL5/1-B (40 кВт). - будут получены результаты вариантного численного моделирования процессов турбулентного горения углеводородного топлива в новом горелочном устройстве в условиях камеры сгорания котельной установки. Будет проведено сопоставление результатов численного моделирования с полученными экспериментальными данными (в частности, по температуре факела, концентрациям CO и NOx в продуктах сгорания). - на основе анализа и обобщения полученных результатов исследований будут обоснованы закономерности влияния основных факторов (расход перегретого пара, расход горючего, коэффициент избытка воздуха) на характеристики сгорания исследуемых видов топлива (устойчивость воспламенения, распределение температуры в пламени, состав продуктов сгорания, в том числе концентрация токсичных компонентов). - будут сделаны выводы о возможности технологического применения и преимуществах способа сжигания в струе пара, его перспективности для решения проблемы эффективной, экологически чистой утилизации некондиционных жидких углеводородных топлив и производственных отходов. Ожидаемые результаты, полученные на основе современных экспериментальных и численных методов, будут обладать научной новизной и соответствовать передовому научному уровню. Результаты исследований будут опубликованы в форме докладов на всероссийских и международных конференциях, а также публикации предусмотрены в высокорейтинговых журналах мирового уровня, индексируемых в базах Web of Science или Scopus, в т.ч. в Q1. Наряду с важностью для развития механики многофазных реагирующих сред, ожидаемые результаты обладают высокой практической значимостью, имеют высокий потенциал масштабного использования в таких отраслях, как теплоэнергетика и машиностроение. Особая социальная важность результатов связана с перспективой их применения для решения актуальной задачи безопасной и эффективной утилизации отходов добычи, переработки и использования углеводородов, представляющих большую экологическую угрозу.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Модернизирован закрытый огневой стенд на базе жидкотопливного водогрейного котла Viessmann Vitola 200, предназначенный для испытания горелочных устройств мощностью до 40 кВт. Установка работает по принципу проточного калориметра, тепло снимается теплоносителем с поверхностей топочной камеры и рассчитывается полезная тепловая мощность горелки. На выходе из установки регистрируется газовый состав в продуктах сгорания. Для более полного теплосъема на выходе из котла установлена вертикальная труба с активным охлаждением, позволяющая остудить продукты сгорания до комнатной температуры. Для отладки измерительных методик и модернизированной огневой установки на примере сжигания дизельного топлива проведены испытания серийной горелки Weishaupt WL5/1-B, предназначенной для работы на котле Viessmann Vitola 200. Проведенные исследования газового состава повзолили достичь заявленных паспортных показателей горелочного устройства при соотвествии экологическим нормативам и высокой полноте сгорания топлива. Сделан вывод о том, что созданная экспериментальная установка, применяемая измерительная методика и средства измерений обеспечивают достоверные испытания горелочных устройств. Разработан и создан лабораторный образец нового жидкотопливного горелочного устройства 50 кВт, реализующего способ сжигания жидкого топлива в струе водяного пара, работающий в условиях камеры сгорания котельной установки. За основу использована ранее изученная конструкция атмосферной горелки, в которой воздух для горения подается в камеру сгорания естественным образом, а горение факела осуществлялось в открытом пространстве. Принципиальным отличием новой конструкции горелочного устройства является принудительная подача первичного воздуха в камеру газогенерации (для воспламенения) и подача вторичного воздуха (для горения) в основание факела в камере сгорания котла. Тестирование созданной паромасляной горелки проводилось на дизельном топливе. Для измерений выбраны оптимальные соотношения пара и топлива на основе результатов предыдущих исследований авторов на атмосферных горелках. В процессе исследований варьировался коэффициент избытка воздуха в камере сгорания, за счет изменения расхода первичного и вторичного воздуха для горения. Исследования проведены для двух режимов по тепловой мощности горелочного устройства: 15 кВт – минимальная мощность котла; 37.5 кВт – близкая к максимальной мощности котла. Получены зависимости газового состава в продуктах сгорания, в том числе, CO и NOx от избытка воздуха в камере сгорания. Найдены режимы, при которых достигаются минимальные показатели по токсичным выбросам (СО=32 мг/кВтч, NOx=85 мг/кВтч), соотвествующие 3 классу европейского экологического норматива EN:267. Измеренное количество тепла в этих режимах в пределах погрешности измерений соответствует высшей теплоте сгорания используемого дизельного топлива. Оптимальный коэффициент избытка воздуха 1.15, концентрация пара в смеси с топливом – 45 %. Показано, что с увеличением мощности горелки для обеспечения высоких экологических показателей необходимо соблюдать найденные оптимальные соотношения пара и топлива. Проведено сопоставление полученных результатов с данными испытаний дизельной горелки серийного производства известного европейского бренда Weishaupt WL5/1-B (40 кВт). Анализ результатов показывает, что обе горелки обеспечивают низкие концентрации токсичных продуктов сгорания. Минимальные показатели оксидов азота NOx=50 мг/кВт ч для паромаслянной горелки оказываются в 3 раза ниже, чем у сравнимого аналога. Это позволяет отнести разработанную горелку к более жесткому 3 экологическому классу, согласно нормативу EN:267, в отличие от аналога, который согласно испытаниям и паспортным данным относится ко 2 классу норматива. При этом, минимальные выбросы монооксида углерода для разработанной горелки находятся на уровне CO=40 мг/кВт ч, и оказываются в 1.4 раза выше, чем у европейского аналога. Однако у обоих горелок эти значения, соответствуют 3 классу норматива. Дальнейшее снижения токсичных выбросов возможно за счет расширения диапазона управления режимных параметров при правильном масштабировании горелки. Важно отметить, что наиболее сложно в горелочных устройствах добиться именно снижения оксидов азота. Предложенное техническое решение за счет впрыска пара в камеру сгорания эффективно и успешно позволило существенно снизить содержание NOx. Таким образом полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Впервые проведены лабораторные испытания разрабатываемого авторами на протяжении нескольких лет паромаслянного горелочного устройства в условиях закрытой камеры сгорания. Управления показателями сжигания до нормативных значений осуществляется за счет возможности варьирования режимными параметрами: расход топлива, пара и воздуха. Полученные результаты испытаний на дизельном топливе свидетельствуют, что подача пара в камеру сгорания позволяет снизить оксиды азота в 3 раза в сравнении с серийным горелочным устройством известного европейского бренда. Это наиболее значимый практический результат проведенной работы, который позволяет заявлять разрабатываемую горелку как низкоэмиссионную. Показания по токсичным выбросам удовлетворяют самому жесткому 3 классу европейского норматива EN:267. При этом реализуемый в горелке способ формирования топливного спрея за счет воздействии струи пара на каплю топлива обеспечивает другое не менее важное техническое преимущество, позволяющее эффективно сжигать жидкие горючие отходы, исключая проблемы коксования и засорения. Для подтверждения этого эффекта на следующем этапе выполнения проекта будут проведены испытания горелочного устройства на примере сжигания некондиционных жидких топлив. Причем еще одним преимуществом разработанной горелки за счет использования пара является относительно малые габариты и мощность (от 10 кВт). В основном производители горелочных устройств для сжигания отходов используют более мощные горелки от 200 кВт. Это связано с тем, что отходы гораздо хуже горят, чем стандартное топливо, для их сжигания требуется гораздо больше времени сгорания и, соответственно, большие размеры камеры сгорания. На практике часто встречаются задачи теплоснабжения малых объектов с небольшой тепловой мощностью для решения которых необходима разработка специальных горелок. Результаты исследований обобщены и представлены в подготовленных научных публикациях в форме докладов на всероссийских конференциях, статей в высокорейтинговых научных журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus (см. список публикаций). Всего 6 статей (индикаторов) из 10 заявленных на 2 года проекта, в том числе, 1 статья в жесткорецензируемом журнале Q1 Fuel (импакт-фактор 2020 – 6.609).

 

Публикации

1. Ануфриев И.С., Копьев Е.П. Comparative analysis of characteristics of liquid fuel combustion for various designs of oil-steam burners Journal of Physics: Conference Series, Vol.2150, paper 012009 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1088/1742-6596/2150/1/012009

2. Кузнецов В.А., Дектерев Ар.А., Ануфриев И.С., Минаков А.В. Numerical study of the effect of superheated steam supply during the combustion of liquid fuel in a burner on the reduction of harmful emissions Journal of Physics: Conference Series, Vol.2233 (2022), paper 012005 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1088/1742-6596/2233/1/012005

3. Минаков А.В., Ануфриев И.С., Кузнецов В.А., Дектерев А.А., Копьев Е.П., Шарыпов О.В. Combustion of liquid hydrocarbon fuel in an evaporative burner with forced supply of superheated steam and air to the reaction zone Fuel, Vol.309, paper 122181 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.fuel.2021.122181

4. Садкин И.С., Копьев Е.П., Мухина М.А., Ануфриев И.С. Experimental study of the characteristics of heptane combustion in a high-speed steam jet Journal of Physics: Conference Series, Vol.2233 (2022), paper 012001 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1088/1742-6596/2233/1/012001

5. Мухина М.А., Копьев Е.П., Ануфриев И.С. The study of the effect of forced air supply on the combustion of liquid fuel dispersed by superheated steam Journal of Physics: Conference Series, Vol.2057, paper 012127 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1088/1742-6596/2057/1/012127

6. - Сибирские ученые создали экологичную горелку для сжигания отработанных масел Наука в Сибири (издание Сибирского отделения Российской академии наук), 23.09.2021 (год публикации - )

7. - Технология сибиряков поможет снизить вредные выбросы при утилизации отходов нефтепереработки Телеканал Россия 1, Новости, 25.10.2021 (год публикации - )

8. - Ученые ИТ СО РАН создали экологичную горелку для сжигания отработанных масел Сайт РНФ, 24.09.2021 (год публикации - )

9. - распоряжение о присуждении премий Правительства 2021 года в области науки и техники для молодых учёных Сайт Правительства РФ, 03.11.2021 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Получены данные о полезной тепловой мощности некондиционных видов топлива в зависимости от условий интенсификации процесса. Для этого использовался модернизированный закрытый огневой стенд на базе жидкотопливного водогрейного котла Viessmann Vitola 200, предназначенном для испытания горелочных устройств мощностью до 40 кВт. Получены значения количества выделяемого тепла при сжигании 1 кг топлива (за вычетом тепла затраченного на генерацию пара) 41.7 МДж/кг и 42.1 МДж/кг для исследованных режимов. С учетом погрешности измерительной системы (±2.5%) и потерь теплоты с уходящими газами, температура которых выше точки росы, полученные значения близки к значению низшей теплоты сгорания отработанного масла 42.5 МДж/кг, что подтверждает эффективность использования и сжигания жидких горючих отходов в том числе, для получения тепловой энергии. Для исследуемого топлива получены результаты газового анализа продуктов сгорания при варьировании режимных параметров. С использованием газоанализатора TESTO 350 было определено, что для заданных режимных параметров подачи воздуха в камеру газогенерации и камеру сгорания увеличение доли впрыскиваемого водяного пара ведет к снижению оксидов азота в уходящих газах. При увеличении доли пара по отношению к топливу с 0.55 до 0.66 выбросы оксидов азота сокращаются до 20%. Однако дальнейшее снижение не пропорционально увеличению расхода пара. Так, при увеличении доли пара с 0.66 до 0.82 значительного снижения содержания оксидов азота не наблюдается. Для выбросов монооксида углерода отмечается противоположная картина: увеличение расхода пара ведет к росту образования СО, что может говорить об интенсификации процессов паровой газификации с образованием синтез-газа. При увеличении расхода топлива (рост тепловой мощности) и при сохранении относительного расхода пара и коэффициента избытка воздуха, подаваемого в камеру газогенерации, уровень вредных выбросов изменяется слабо. Во всех случаях уровень СО и NOx лежит в узком коридоре значений, а минимальные выбросы наблюдаются при значениях коэффициента избытка воздуха 1.2. Проведено численное моделирование процессов турбулентного горения углеводородного топлива в новом горелочном устройстве в условиях камеры сгорания водогрейной установки. Изучены процессы тепломассообмена в камере сгорания водогрейного котла при разных мощностных нагрузках. Проведено сопоставление результатов численного моделирования с данными опытного сжигания. Показано что предложенная комплексная математическая модель корректно описывает основные параметры горения и уровень вредных выбросов при сжигании жидкого углеводородного топлива в струе перегретого пара в условиях камеры сгорания. Получены результаты вариантного численного моделирования процессов турбулентного горения углеводородного топлива в новом горелочном устройстве в условиях камеры сгорания водогрейной установки. Исследована зависимость физико-химических процессов в камере сгорания от количества подаваемого пара. Показано что добавление высокоскоростной струи перегретого пара позволяет интенсифицировать воспламенение и горение топлива, а также снизить уровень вредных выбросов (CO и NOx) при сжигании жидкого топлива в водогрейном котле. На основе анализа и обобщения полученных результатов получено, что для исследуемых видов топлива наименьшие совокупные выбросы (СО+NOx) зафиксированы при значениях коэффициента избытка воздуха 1.2 (соответствует концентрации кислорода в уходящих газах около 3.5% об.) и соотношении пар/топливо на уровне ⁓0,66. Данный показатель хорошо согласуется с полученной ранее экспериментальной статистикой по сжиганию различных жидких углеводородов в струе пара в лабораторных атмосферных горелочных устройствах. Относительный расход воздуха, подаваемый в камеру газогенерации не должен превышать 0.25. Варьирование мощностных характеристик в диапазоне 15-37 кВт, а также сохранение оптимальных параметров при изменении топлив показали, что указанные параметры (параметры пара и коэффициент избытка воздуха) являются определяющими для управления работой горелочного устройства и подбора оптимального рабочего режима в исследуемом диапазоне расходов топлива. Таким образом полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Впервые проведены лабораторные испытания разрабатываемого авторами на протяжении нескольких лет паромасляного горелочного устройства в условиях закрытой камеры сгорания при сжигании некондиционного топлива. Полученные результаты испытаний на таком топливе демонстрируют, что параметры пара и коэффициент избытка воздуха являются определяющими для управления работой такого горелочного устройства и подбора оптимального рабочего режима в исследуемом диапазоне расходов топлива. При использовании перегретого водяного пара физические параметры топлива слабо влияют на устойчивость воспламенения и оптимальные параметры работы устройства. Определяющим значением в процессах распыла топлива, его газификации и дальнейшего воспламенения в данной конструкции являются параметры пара и количества подаваемого воздуха. Поэтому использование разрабатываемых горелочных устройств применимо для решения задач сжигания топлив с различными физическими параметрами. Это делает их перспективными для решения проблемы эффективной, экологически чистой утилизации некондиционных жидких углеводородных топлив и производственных отходов. Результаты исследований обобщены и представлены в подготовленных научных публикациях в форме докладов на всероссийских конференциях, статей в высокорейтинговых научных журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus (см. список публикаций). За второй год опубликовано 5 статей (индикаторов), в том числе, 1 статья в жесткорецензируемом журнале Q1 Energies (импакт-фактор 2021 – 3.252). За 2 года достигнуто перевыполнение индикаторов по публикациям относительно заявки: опубликовано 11 статей из 10 заявленных в плане.

 

Публикации

1. А.В. Минаков, В.А. Кузнецов, А.А. Дектерев, И.С. Ануфриев, Е.П. Копьев, С.В. Алексеенко Comparative Analysis of Numerical Methods for Simulating N-Heptane Combustion with Steam Additive Energies, Vol. 16, 25 c. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/en16010025

2. И.С. Ануфриев, Е.П. Копьев, И.С. Садкин, М.А. Мухина, А.В. Минаков, В.А. Кузнецов Горение н-гептана со впрыском пара в лабораторной распылительной горелке Теплофизика и аэромеханика, том 30, No 2, С.1-14 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S0869864323020063

3. И.С. Садкин, Е.П. Копьев, Е.Ю. Шадрин, М.А. Мухина Исследование преимуществ сжигания жидких углеводородов в высокоскоростной струе перегретого водяного пара при сравнении с другими распылителями: СО2, воздух Теплофизика и аэромеханика, том 30, No 1, С.115-126 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S0869864323010122

4. Копьев Е.П., Ануфриев И.С., Садкин И.С., Шадрин Е.Ю., Минаков А.В. Experimental Study of Kerosene Combustion with Steam Injection in Laboratory Burner Journal of Engineering Thermophysics, Vol.31, pp.589-602 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1134/S1810232822040063


Возможность практического использования результатов
Технология сжигания жидких горючих отходов в струе пара обладает важной социальной и экономической значимостью, поскольку одновременно решает несколько актуальных проблем: 1) утилизация накопленных невостребованных жидких горючих отходов; 2) снижение выбросов токсичных продуктов сгорания в атмосферу; 3) повышение экономической эффективности за счет использования дешевых видов топлива для выработки энергии.