КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-79-00144

НазваниеНаучное обоснование и разработка технологии получения прутков из высокопрочных алюминиевых сплавов с функционально-градиентной структурой способом управляемой пластической деформации

РуководительГамин Юрий Владимирович, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс№60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-205 - Разработка новых конструкционных материалов и покрытий

Ключевые словаалюминиевые сплавы, радиально-сдвиговая прокатка, функционально-градиентная структура, интенсивная пластическая деформация, управляемая пластическая деформация, траекторно-скоростные параметры, механические свойства, функциональные свойства.

Код ГРНТИ53.49.15 53.49.05 53.45.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Развитие техники предъявляет к материалам все более строгие требования по комплексу различных эксплуатационных свойств (прочности, пластичности, жаропрочности, коррозионной стойкости, теплопроводности и т.д.), которые, как правило, трудно сочетаются между собой. Одной из важнейших характеристик современных изделий, в частности применительно к наземного, водному и особенно воздушному транспорту, является их легкость, что исключает использование традиционных тяжелых конструкционных материалов, таких как сталь, чугун, бронзы. В частности, за последнее время для экономии энергии и снижения количества выхлопных газов в автомобильной промышленности наблюдается устойчивый рост интереса к замене компонент корпусов, каркасов, двигателей и агрегатов на более легкие алюминиевые сплавы. Все это является мощным стимулом для дальнейшего расширения применения алюминия и его сплавов, как в традиционных областях – авиакосмической технике, так и в других областях деятельности – автомобилестроении, наземном, водном и трубопроводном транспорте, строительстве, нефтегазодобывающей и медицинской технике, бытовых приборах и оборудовании, электротехнике, сельском хозяйстве и др. Сплавы системы Al–Mg–Sc представляют собой особую группу деформируемых алюминиевых сплавов, получаемых методами слитковой металлургии, особенностью которых является то, что в начале технологического цикла производства деформированных полуфабрикатов из этих сплавов в них происходит процесс гетерогенизации, сопровождающийся образованием наноразмерных дисперсоидов фазы структурного типа L12, обладающих высоким антирекристаллизационным и упрочняющим эффектами. Достигнутый уровень прочностных свойств деформированных полуфабрикатов из наиболее прочного сплава системы Al–Mg–Sc марки 01570 в отожженном состоянии приближается к уровню прочностных свойств деформированных полуфабрикатов из наиболее распространенных термически упрочняемых деформируемых алюминиевых сплавов в состоянии после упрочняющей термической обработки. Перспективными для космической техники считаются сплавы 1570С и 1545К. Особую группу занимают алюминиевые сплавы на базе системы Al-Zn-Mg-Cu, обладающие среди всех алюминиевых сплавов наиболее высокими прочностными свойствами при комнатной температуре. Недостатком сплавов данной группы (например, сплава В95) является крайне низкие допустимые концентрации по примеси железа, а также низкая технологичность при литье и сварке плавлением. Последнее обстоятельство является прямым следствием широко интервала кристаллизации и недостатка эвтектической жидкости в процессе кристаллизации сплава. С другой стороны, под руководством профессора Белова Н.А. в НИТУ «МИСиС» разработана новая группа высокопрочных литейных и деформируемых алюминиевых сплавов на базе систем Al-Zn-Mg-Ni и Al-Zn-Mg-Ni-Fe. Сплав данной группы под маркой AZ6NF был включен в обновленный ГОСТ4784-2019. Принципиальными отличиями сплавов новой группы является отсутствие в составе добавки меди, а также наличие в структуре нерастворимой эвтектики на базе Al+Al3Ni или Al+Al9NiFe, позволяющей существенно повысить технологичность сплавов при литье. При этом высокая дисперсность эвтектики позволяет минимизировать негативное влияние интерметаллидной фазы на некоторые механические и технологические свойства. Первые сплавы данной группы (например, АЦ7Мг3Н4 (Zn + Mg) ∼10 %) на базе (Al)+Al3Ni эвтектики показали не только рекордную прочность в отливках (σв = 600÷620 МПа, σ0,2 = 520÷540 МПа, δ = 5÷6%), но и продемонстрировали возможность их использования для получения деформированных полуфабрикатов. Однако высокое содержание никеля (∼4%) и строгое ограничение по примеси железа являлись серьезными ограничениями для их широкого применения. В последующим, был предложен сплав на базе Al+Al9NiFe эвтектики, который позволил существенно снизить требуемую концентрацию никеля до 1 масс.% и повысить допустимое содержание железа до 1 масс.%. Сплав типа AZ6NF показал высокую технологичность как при литье, так и при обработке давлением. В частности, авторами настоящей Заявки были проведены предварительные исследования по технологической возможности деформации и влиянию РСП на структуру и механические свойства сплавов типа AZ6NF (сплава Al7Zn2,5Mg0,7Ni0,5Fe0,2Zr). Анализ микроструктуры модельного сплава показал, что в процессе РПС происходит формирование благоприятной градиентной микроструктуры. Вблизи поверхности прутков формируется слой относительно равноосных кристаллитов, образованных в процессе динамической рекристаллизации. Данный слой позволяет сохранить высокую пластичность материала. В средней и центральной частях полученных прутков сохраняется деформированная или частично рекристаллизованная структура. Данные области обеспечивают повышенную прочность образцов. Полученные результаты нашли отражение в журнале первого квартиля WoS Materials Science and Engineering A (746 (2019) 134-144). Градиентная зеренная структура в сочетании с дисперсными включениями интерметаллидных фаз эвтектического происхождения и вторичных кристаллов фазы типа L12 позволяют достигнуть оптимального сочетания прочностных свойств, при сохранении высокой пластичности композиционных сплавов (после деформации уровень механических свойств: σв = 430 МПа, σ0,2 = 310 МПа, δ = 7%). Следует отметить, что подобное сочетание механических свойств также характерно для сплавов, подвергнутых термомеханической обработке специальными методами интенсивной пластической деформации (ИПД). Вышеперечисленные сплавы являются перспективными с точки зрения расширения их применения в стратегически важных отраслях промышленности. Стоит отметить, что огромное количество научных работ, посвященных данным сплавам, направлены в основном на изучение особенностей химического состава и микролегирования и поиск оптимальных режимов термической и термомеханической обработки с целью повышения свойств. Возможность повышения механических свойств марочных алюминиевых сплавов с использованием стандартных металлургических технологий обработки давлением, пожалуй, можно признать практически исчерпанным. С другой стороны, разработанные на данный момент способы интенсивной пластической деформации (ИПД), такие как РКУП, КВД и др. практически не применимы для промышленного серийного производства, характеризуются низкой технологичностью и не позволяют получать длинномерные изделия. Все это говорит об актуальности и научной значимости разработки новых подходов по формированию структуры и свойств в процессе деформационного получения полуфабрикатов из алюминиевых сплавов с превосходящим уровнем свойств. В рамках данного проекта планируется комплексный анализ влияния управляемой пластической деформации на особенности формирования функционально-градиентной структуры и физико-механических свойств применительно к деформируемым полуфабрикатам (в виде калиброванных прутков), имеющим промышленное применение. Запланированные в рамках проекта исследования позволят получить новые фундаментальные знания о процессах формирования структуры и физико-механических свойств алюминиевых сплавов при использовании способа радиально-сдвиговой прокатки, как управляемого метода интенсивной пластической деформации. Планируется проведение экспериментальных исследований на опытно-промышленных станах в условиях, приближенных к промышленным. Для каждого исследуемого материала предполагается проведение многофакторного эксперимента с варьированием основных температурно-деформационных и скоростных параметров радиально-сдвиговой прокатки (в заранее определенных и обоснованных диапазонах), влияющих на формоизменение и формирование микроструктуры и свойств. В рамках работы над проектом с использованием пакета прикладных программ QFORM-3D будет производиться компьютерное трехмерное моделирование и анализ процесса деформации исследуемых сплавов (распределение температурного поля в объеме заготовки и деформаций по сечению заготовок, распределение скорости деформации, анализ компонент деформации и напряжений) применительно к операции радиально-сдвиговой прокатки (РСП). Многофакторное компьютерное моделирование МКЭ будет проводиться для выбранных сплавов с изменением температурных и деформационно-скоростных режимов с целью выявления управляющих параметров пластической деформации и их влияния на формирование градиентной структуры и физико-механических свойств. Большой и успешный опыт теоретических, экспериментальных исследований членов коллектива исполнителей по разработке новых высокопрочных алюминиевых сплавов, процессов и оборудования деформирования металлов и сплавов с геликоидальным истечением, подтвержденный большим количеством публикаций, патентов и выполненных НИОКР, гарантирует достижение запланированных результатов.

Ожидаемые результаты
В результате выполнения работ по проекту ожидается получение следующих основных результатов: - будут получены новые данные о влиянии параметров горячей управляемой пластической деформации (РСП) на формоизменение, формирование толщины, характера распределения и размеров зеренной градиентной структуры по сечению прутков из сплавов систем Al-Mg-Sc и Al-Zn-Mg-Ni-Fe при различных режимах РСП. - для варьируемых параметров РСП будут получены закономерности формирования микроструктуры и фазового состава по сечению прутка (качественное и количественное описание микроструктуры и фазового состава); зависимости изменения микротвердости образцов по поперечному сечению на различных этапах деформации и последующей термообработки; - на основе моделирования и ряда экспериментов будет определено влияние и вклад предварительной деформации слитков из сплавов систем Al-Mg-Sc и Al-Zn-Mg-Ni-Fe и управляемой пластической деформации для наилучшей проработки литой структуры и получения полезного сочетания свойств прочности и пластичности, и связанных с ними функциональных свойств; - будут получены новые данные о возможных механизмах разрушения образцов из исследуемых сплавов после радиально-сдвиговой прокатки. Будут определены предельные (критические) степени деформации до разрушения образов в процессе деформации, что позволит определить технологические рамки режимов деформации в промышленных условиях; - будут установлены основные закономерности влияния степени и режима управляемой пластической деформации на механические свойства, структуру и фазовый состав образцов с функционально-градиентной структурой. - будут предложены новые принципы для применения промышленной технологии получения полуфабрикатов из марочных алюминиевых сплавов систем Al-Mg-Sc и Al-Zn-Mg-Ni-Fe способом радиально-сдвиговой прокатки. После анализа и оценки полученных результатов исследований будут разработаны научно-технологические основы получения изделий в виде прутков из алюминиевых сплавов, обладающих полезным комплексом механических и функциональных свойств. Будут даны рекомендации по внедрению технологии РСП алюминиевых прутков в реальный сектор экономики России, а также обозначены перспективы по дальнейшему развитию данного научного направления. Согласно проведенному детальному анализу литературы, основные выводы которого представлены в настоящем проекте, предполагаемые результаты полностью соответствуют современному мировому уровню исследований. Достижение запланированных результатов позволит расширить сортамент производства полуфабрикатов и изделий в виде прутков в высокотехнологичных отраслях экономики. Достижение запланированных результатов приблизит возможность замены алюминием более тяжелых материалов в силовых конструкциях, в частности применительно к наземному или воздушному транспорту, что, в свою очередь обеспечит экономию на топливе и минимизацию выбросов парниковых газов в атмосферу. Основные возможные потребители результатов данного проекта в реальном секторе экономике: предприятия автомобильной промышленности (АвтоВАЗ, КАМАЗ, Группа ГАЗ, Соллерс, ЗИЛ и т.д.), авиапромышленности (Airbus, Boing, ПАО «Объединенная авиастроительная компания») корпорации и предприятия, специализирующиеся на выпуске продукции из алюминиевых сплавов (ОК РУСАЛ, АО «ЗАС», ЗАО «Алкоа СМЗ» и т.д.), а также для использования и внедрения в исследовательских институтах РАН, отраслевых научно-исследовательских институтах, научно-производственных объединениях, федеральных государственных унитарных предприятиях и в вузах (ИФТТ РАН, ОАО «Композит», ФГУП ВИАМ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и т.д.).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
- Для исходных заготовок был обоснован выбор размеров с точки зрения стабильности условий эксперимента и возможности промышленной реализации. Для сплава 01570 установлено, что для деформации способом РСП необходимо использование промышленного способа непрерывного литья, либо использование предварительно деформированной заготовки. Получены слитки и заготовки в горячедеформированном состоянии, для которых определены свойства, получены снимки микроструктуры и данные о фазовом составе. Структура слитка представляет собой достаточно равноосные зерна средним размером 80-100 мкм. Анализ микроструктуры и фазового состава (СЭМ) показал, что в процессе отжига Mg растворяется и равномерно распределяется в алюминиевой матрице. Частиц Sc содержащей фазы кристаллизационного происхождения также в структуре сплава не обнаружено, что говорит о его полном растворении в алюминиевой матрице в процессе отжига. Mn распределяется между алюминиевой матрицей и частицами нерастворимой Fe-содержащей фазы. Светлые включения, обнаруживаемые по границам дендритных ячеек насыщены Fe и Mn, что в присутствии Si указывает на наличие α(Al(FeMn)Si) фазы. По результатам анализа можно заключить, что данный сплав может быть подвержен деформационной обработке, однако высокие обжатия могут приводить к появлению микротрещин в литом состоянии. - Проведен анализ температурно-деформационных условий РСП сплава Al-6Mg-0,3Sc при варьировании коэффициента вытяжки за проход и скорости прокатки на основе МКЭ. На основании анализа траекторий истечения деформируемого металла в очаге деформации выявлены и описаны особенности процесса радиально-сдвиговой прокатки и их влияние на параметры формоизменения. Наличие внешней циклической зоны траекторного перемещения металла характеризует знакопеременный характер развития деформации и формирование наружного мелкодисперсного структурного слоя. Поверхностные слои характеризуются цикличностью изменения параметров температуры и напряжений, амплитуда которых зависит от управляемых технологических факторов (температура и скорость прокатки, режим обжатий, калибровка валка), а центральные слои подвержены монотонному изменению. Выявленные изменения температурного поля являются существенными для исследуемого сплава и при определенных условиях могут приводить к формированию различного вида структуры. Снижение температуры нагрева на 50 °С приводит к росту средней температуры прутка на 20 °С за счет деформации. При этом уменьшение диаметра прутка снижает эффект деформационного разогрева, и при определенном сочетании размеров заготовки и µ может быть практически устранен. При равномерном снижении температуры прокатки деформационный разогрев напротив увеличивается, что также отражает соответствие между размерами заготовки, коэффициентом вытяжки, скоростью прокатки и температурой прокатки. Частота вращения валков оказывает существенное влияние на температурное поле деформируемой заготовки с качественным переходом: при низких оборотах (15-30 об/мин) из очага деформации выходит пруток, температура центральной части которого выше температуры на поверхности. С увеличением частоты вращения валков до 60-120 об/мин формируется обратный перепад температуры между центром и поверхностью. - Разработаны режимы деформации сплава 01570 и получены образцы прутков Ø18 и 10 мм по различным режимам. Проведены исследования микроструктуры, субструктуры, фазового состава, механических и коррозионных свойств, которые позволили определить влияние параметров РСП на данные свойства. Получены данные о распределении твердости по сечению образцов. Увеличение суммарной степени обжатия приводит к увеличению твердости в области от поверхности до середины радиуса прутка, в то время как для осевой зоны (менее 1/2R) твердость практически не изменяется. С увеличением Σ обжатия и снижением температуры прокатки неравномерность твердости по сечению возрастает. Для прутков Ø18 мм значение ΔHV находится в диапазоне 7-15 %, а для Ø10 мм увеличивается до 12-22 %. Выявлены зависимости, с высокой степенью точности (R2=0,98), описывающие изменение неравномерности твердости и средней твердости по сечению прутка в зависимости от температуры прокатки и Σµ. Полученные уравнения возможно использовать для прогнозирования прочности прутков при изменении температурного и деформационного режима РСП. - Для образцов прутков из сплава Al-Mg-Sc определен уровень механических свойств. Наибольшую прочность (UTS~437 МПа, YS~359 МПа) имеют прутки, полученные при температуре 250 °С, что соответствует условиям теплой деформации, и соответственно большему упрочнению. При этом отн. удлинение δ снижается до 10-11 % относительно исходного 17 %. Самый низкий предел текучести ~300 МПа, но высокая пластичность (δ~16 %) получен для Т=400 °С. РСП при 300 °С привела к увеличению прочности до UTS~436 МПа, YS~350 МПа и сохранении δ на уровне 15,5 %. Увеличение частоты вращения валков до 90 об/мин (при Т=400 °С) не приводит к существенному изменению мех. свойств, что соотносится с измерениями твердости по сечению. Вариант режима при снижении Т от 400 до 200 °С показал промежуточный вариант значений мех. свойств: UTS~433 МПа и отн. удлинение около 14 % сопоставимы со свойствами, деформированных при 250 и 300 °С, а YS несколько снижается и не превышает в среднем 340 МПа. Некоторое снижение YS и δ объясняется низкой температурой деформации в последних двух проходах, которая в совокупности с подстуживанием поверхности прутка приводит к более значительному наклепу. По полученным данным возможно косвенно судить о степени упрочнения и изменениях толщины различных слоев прутка по сечению, отличающихся структурой. Определено линейное уравнение, которое позволяет описать связь средней твердости прутка и предела текучести, формирующихся после РСП при изменении допустимого температурного диапазона (250-400 °С). В рассматриваемых условиях предел текучести достаточно точно коррелирует с твердостью прутков после РСП, что позволяет быстро оценить прочностные свойства и спрогнозировать их при выборе температурного режима деформации. - Проведен сравнительный анализ механических свойств полуфабрикатов из сплава 01570, полученных различными способами ОМД. Полученные после РСП свойства по прочности превышают практически все рассмотренные для данного сплава способы деформации, включая холодную прокатку, и способы РКУП. При этом δ выше, чем при продольной прокатке, но уступает способам ИПД. Таким образом, способ РСП позволяет получить полуфабрикаты из сплава 01570, обладающих высокой прочностью и средней пластичностью, которая превышает требования нормативной документации для данного сплава. - Проведенные комплексные исследования и полученные результаты показали возможность промышленной реализации технологии получения длинномерных полуфабрикатов из алюминиевого сплава системы Al-Mg-Sc способом РСП. Уникальные особенности процесса РСП, заключающиеся в сочетании траекторно-скоростных и температурных условий циклической деформации, позволяют получать функционально-градиентную структуру, формированием которой возможно управлять за счет изменения технико-технологических факторов. В рамках реализации 1-го этапа проекта установлено влияние основных управляющих параметров РСП, таких как коэффициент вытяжки, количество циклов деформации, угол подачи, распределение температуры в очаге деформации на формирование структуры и свойств сплава Al-6Mg-0,3Sc. На основе выполненных работ установлены технологические рамки режимов деформации, которые могут быть использованы в промышленных условиях. Температурный и скоростной диапазон деформации зависит от выбранных обжатий и размеров проката. Важным условием является качественная исходная заготовка (литая или деформированная после гомогенизации), исключающая крупные нерастворимые частицы, ликвации, пористость, трещины и др. дефекты исходной структуры.

 

Публикации

1. Гамин Ю.В., Галкин С.П., Нгуен С.З., Акопян Т.К. Анализ температурно-деформационных условий прокатки алюминиевого сплава Al-Mg-Sc на основе МКЭ моделирования Известия вузов. Цветная металлургия, - (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
- Был определен размерный диапазон исходных заготовок и конечных прутков после РСП. Выбраны и обоснованы диапазоны варьирования управляемых технологических параметров для сплава Al-Zn-Mg-Ni-Fe. - Сформулированы требования к исходной заготовке и ее подготовке. Анализ исходных заготовок показал, что полученная структура может быть деформирована. При этом исходные заготовки для РСП из исследуемого сплава не должны иметь литейных дефектов в виде пористости или крупных включений вторичных фаз. Заготовки могут быть получены способом полунепрерывного литья и гомогенизированы для получения равномерной структуры с частицами компактной формы. Также возможен вариант использования предварительно деформированной заготовки. Нагрев исходной заготовки перед РСП возможно совместить с гомогенизацией. - Определены технологические диапазоны для выбора оптимального соотношения параметров РСП. Для рассмотренных факторов температура прутка после РСП может быть как выше исходной, так и ниже, а при определенном подборе оставаться приблизительно равной исходной. Это позволяет эффективно управлять температурным полем заготовки в процессе деформации и в зависимости от требований к конечному полуфабрикату выбирать технологические параметры. Гибкое варьирование скорости и температуры нагрева заготовок в зависимости от их размеров может позволить более эффективно использовать деформационный разогрев в процессе прокатки. Использование высокой частоты вращения (100 и более об/мин) приводит к образованию поверхностных дефектов на прутках в виде отслоений и плен из-за локального перегрева и повышенного трения в зоне контакта. В то время как прокатка при низких скоростях (менее 20 об/мин) приводит к значительному снижению температуры поверхности из-за длительного контакта с валками и времени прокатки. Установлено, что деформация исходных слитков при низких температурах (менее 400 °С) с коэффициентом вытяжки более 1,5 может приводить к появлению трещин и пор на границах твердой фазы Al9FeNi или в местах остаточной пористости. Деформация предварительно прессованных заготовок, имеющих плотную структуру может быть реализована с коэффициентом вытяжки до 2,5 за проход. При этом необходимо учитывать деформационный разогрев и использовать пониженные скорости деформации в первых проходах. - Получены данные о влиянии параметров РСП на температурное поле, НДС, характер формоизменения, а также траектории течения сплава Al-Zn-Mg-Ni-Fe. Условия деформации и температурно-скоростные параметры влияют в большей степени на характер формирования напряжений, и градиент накопленной степени деформации по сечению. В зависимости от угла подачи валков и коэффициента вытяжки возможно получение разного соотношения градиентной структуры заготовки. Увеличение угла подачи и коэффициента вытяжки при прочих равных будет способствовать формированию меньшей зоны строчечной структуры. Варьирование управляющих параметров в большей степени влияет на изменения накопленной степени деформации в поверхностных слоях, характеризующихся локализацией воздействия со стороны рабочих валков. Согласно полученным данным температура прокатки оказывает существенное влияние на кинематическую картину формоизменения металла и, в первую очередь, скоростные параметры, конфигурацию и длину траекторий. С понижением температуры уменьшается скорость движения металла, причем неодинаково для различных компонентов. Наибольшее снижение отмечается для осевой составляющей скорости. Эти изменения обусловлены влиянием температуры на скольжение металла относительно поверхности валков в зоне контактного взаимодействия. В результате скольжения на контакте происходит отклонение направления движения металла на выходе из очага деформации, которое характеризуется углом подъёма винтовой траектории, от направления вектора окружной скорости валков, определяемого углом подачи (https://doi.org/10.3390/ma15207202). - Выполнен анализ морфологии частиц фаз после деформации и определено влияние режима РСП на их изменение. Сплав Al-8,6Zn-1,6Mg-0,45Fe-0,45Ni после РСП представлен частицами фаз MgZn2 и Al9FeNi. Снижение температуры обработки приводит к увеличению количества частиц, которые являются в первую очередь кристаллами фазы MgZn2. Обработка при более высокой температуре (450 °С) приводит к растворению Zn и Mg в алюминиевой матрице, что обеспечивает высокое твердорастворное упрочнение матрицы и равномерное распределение твердости. Частицы присутствующих в сплаве фаз имеют округлую форму, близкую к сферической благодаря интенсивной деформации, в особенности в поверхностной области прутка. Экспериментально подтверждено, что после проведения закалки и старения кристаллы фаз MgZn2 полностью растворяются в алюминиевой матрице. При этом оставшиеся кристаллы фазы Al9FeNi имеют более дисперсное строение при более низкой температуре обработки 320 °С. С точки зрения получения более высокого уровня твердорастворного упрочнения и равномерного распределения свойств, необходим нагрев сплава Al-Zn-Mg-Ni-Fe до температуры 450-460 °С и промежуточные подогревы между проходами при снижении температуры ниже 420 °С. При многопроходной схеме прокатки возможен вариант начала деформации при более низких температурах, что обеспечит более интенсивное дробление частиц фаз в исходной заготовке, и окончание прокатки при более высоких температурах для твердорастворного упрочнения и реализации закалки с прокатного нагрева. - Установлено влияние температурно-скоростных и деформационных параметров на формирование прочностных и пластических свойств. Проведенные испытания полученных прутков на одноосное растяжение показали, что уровень механических свойств существенно зависит от режимов деформации РСП. Наибольшие значения предела прочности после РСП получены для образцов, деформированных при 450 °С. Деформация при Т менее 400 °С не обеспечивает растворения частиц упрочняющей фазы MgZn2, что и приводит к снижению прочности. Прочностные свойства прутков после РСП в полной мере коррелируют с полученными картинами распределения твердости по сечению прутков и анализом изменения температурного поля на основе МКЭ моделирования. Уровень полученных мех. св-в для рассматриваемого экономнолегированного сплава системы Al-Zn-Mg-Ni-Fe сопоставим с другими высокопрочными сплавами серии 7ххх. Предел текучести после РСП и последующей термообработки составляет ~490 МПа, что значительно выше, чем у аналогов. При этом полученный предел прочности 517 МПа и относительное удлинение ~7-8 % находится приблизительно на том же уровне, что и у сплава 7049 и сплава 7075 после прессования и ТО по режиму Т1. Полученные данные говорят о высокой эффективности метода управляемой термопластической деформации методом РСП для повышения механических свойств сплавов. - предложены новые принципы для промышленно реализуемой технологии получения длинномерных прутков из новых алюминиевых сплавов на основе системы Al-Zn-Mg-Ni-Fe. Разработаны, аналитически и экспериментально обоснованы режимы деформации, согласно которым получены образцы прутков из исследуемого сплава с высоким уровнем механических свойств. Для данного способа основными управляющими технологическими параметрами термопластической деформации являются температура нагрева под прокатку, скорость вращения валков (скорость деформации), величина обжатия и угол подачи рабочих валков, определяющий управляемое траекторное течение в очаге деформации и количество циклов деформации. Полученные результаты позволяют эффективно управлять процессами формирования температурного поля по сечению прутка, а также задавать деформационные режимы, что дает возможность получения различного структурно-фазового состояния и определяет комплекс механических свойств конечного проката.

 

Публикации

1. Гамин Ю., Акопян Т., Галкин С., Нгуен С., Чеверикин В., Фортуна А., Разинкин А., Овсянников В., Есаков С. Effect of radial shear rolling on grain refinement and mechanical properties of the Al–Mg–Sc alloy Journal of Materials Research, 38, pages 4542–4558 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1557/s43578-023-01170-y

2. Галкин С.П., Гамин Ю.В., Кин Т.Ю. Analysis of Temperature Influence on Strain–Speed Parameters of Radial-Shear Rolling of Al-Zn-Mg-Ni-Fe Alloy Materials, № 20, 15, 7202 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/ma15207202

3. С.З. Нгуен, Ю.В. Гамин, Т.К. Акопян, Т.Ю. Кин ДЕФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МИКРОСТРУКТУРА АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Al–6Mg–0.3Sc В УСЛОВИЯХ ГОРЯЧЕЙ ДЕФОРМАЦИИ ФИЗИКА МЕТАЛЛОВ И МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ, № 11, том 123, с. 1248–1256 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0015323022600812


Возможность практического использования результатов
Данный научный проект был направлен на исследования и научное обоснование технологии получения прутков из высокопрочных алюминиевых сплавов способом управляемой пластической деформации. Сплавы систем Al-Mg-Sc и Al-Zn-Mg-Fe-Ni являются высокопрочными сплавами, востребованными для использования в авиационной промышленности, отечественном ракетостроении и др. отраслях. Выполненные работы позволили разработать научные основы и режимы деформирования для данных сплавов, которые позволяют производить и получать оптимальное сочетание свойств полуфабрикатов. Все аналитические заключения были подтверждены экспериментальными исследованиями и опробованием в условиях, приближенных к промышленным, доказывающим возможность реализации предложенных режимов деформации и дальнейшего их практического расширения. В частности, полученные научные результаты могут быть использованы в отечественной промышленности для разработки технологий получения полуфабрикатов широкого размерного сортамента из высокопрочных алюминиевых сплавов. Метод радиально-сдвиговой прокатки как управляемый способ пластической деформации может быть использован для получения малотоннажных партий прутков с заданным уровнем механических свойств и низкими материальными затратами на внедрение. Преимуществом оборудования министанов РСП является универсальность рабочего инструмента, возможность быстрой перестройки на другой размер, мобильность и низкая энергоемкость оборудования, возможность гибкого управления процессом деформации за счет варьирования технологических параметров. При этом способ РСП отличается уникальными особенностями формоизменения, благодаря которым возможно повышение механических свойств сплавов, получение различного сочетания структуры (функционально-градиентной). Разработанные в результате выполнения проекта технические решения имеют высокую степень готовности для промышленного опробования и внедрения. Анализ рынка потребления алюминиевых сплавов в РФ показывает, что данная продукция может быть высокорентабельной и востребованной для стратегически важных отраслей промышленности. Примером успешного внедрения процесса РСП может служить корпорация ВСМПО Ависма, поставляющая прутки, полученные способом РСП, для большого спектра предприятий авиационной, автомобильной промышленности. Учитывая острую потребность развития данных отраслей внутри РФ, результаты настоящей работы могут иметь высокие перспективы развития. Также полученные данные могут быть использованы в образовательных целях в курсах "Материаловедение цветных металлов" и "Современные технологические решения в деформационной обработке металлов и сплавов".