КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-79-00134

НазваниеОбоснование состава и технологии получения сверхлегких коррозионностойких алюминиевых сплавов на основе системы Al-Mg-Ca

РуководительДорошенко Виталий Владимирович, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс№60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-205 - Разработка новых конструкционных материалов и покрытий

Ключевые словаалюминиевые сплавы, литье, пластическая деформация, микроструктура, фазовый состав, механические свойства, физические свойства, коррозия, прочность, плотность

Код ГРНТИ53.49.15


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В связи с активным развитием алюминиевого рынка авто-, судо-, авиастроительного профиля, машиностроительного литья (при прогнозируемом бурном развитии индустрии электромобилей и ужесточении экологических требований) и рынка высокотехнологичных производств (гибридные соединения, гибридные технологии) помимо прочностных и технологических свойств, к изделиям предъявляют особые требования к коррозионной стойкости и плотности сплавов. Наименьшей плотностью обладают сплавы на основе систем Al-Li-(Mg)-(Cu) и Al-Mg. Алюминий-литиевые сплавы (серия 14хх) относятся к деформируемым сплавам, и наиболее широко применяются в авиа- и ракетостроении, обладают высокой прочностью, наивысшим среди алюминиевых сплавов модулем упругости, хорошей коррозионной стойкостью и свариваемостью. Главным недостатком сплавов этой группы является трудности технологического процесса получения заготовок из-за высокой активности лития при нагревании и высокой окисляемости расплава, что значительно влияет на стоимость производства. Сплавы Al-Mg (5ххх серия), которые относятся к группе нетермообрабатываемых алюминиевых сплавов, являются важными промышленными сплавами на основе алюминия с хорошим сочетанием прочности и пластичности, высокой коррозионной стойкостью, отличной свариваемостью. В РФ магналии наиболее широко применяются в качестве деформируемых (содержание магния в составе до 6 %), но существуют и литейные композиции (содержание магния в составе от 6 до 10 %). К недостаткам можно отнести низкие литейные свойства и ограничение максимального уровня температур эксплуатации изделий. Немаловажную роль в алюминий-магниевых сплавах играет примесь железа. Несмотря на то, что согласно ГОСТ 4784-2019 и ГОСТ 1583-93 максимальное содержание Fe в составе может достигать 0,7 %(иногда более 1 % при литье под давлением), в сплавах для изготовления деталей ответственного назначения его ограничивают сотыми долями % (например, сплав 1541оч предполагает в составе лишь 0,01 % масс.). Такие ограничения не позволяют использовать при производстве вторичное сырье, которое содержит в своем составе различные примеси, в т.ч. высокие концентрации железа. При этом интерес к использованию большего количества переработанных алюминиевых сплавов непрерывно растет из-за борьбы за снижение загрязнения окружающей среды и истощения энергоресурсов. В качестве решения сложившихся проблемы и обоснования возможности создания материалов с пониженной плотностью с повышенным содержанием (до 1 % масс.) примесей в составе предлагается рассмотреть создание сплавов на основе системы Al-Mg-Ca. В последние несколько лет появилось большое количество работ, посвященных применению кальция в качестве основного легирующего элемента в алюминиевых сплавах. Была показана перспективность данных разработок. В частности, кальций, как и кремний, образует с алюминием диаграмму эвтектического типа с более высоким солидусом (617 оС и 7,6 % Са), сама эвтектика имеет более тонкое строение, а соединение Al4Ca имеет высокую объемную долю (более 20 % об.) и низкую плотность, что позволяет дополнительно снизить массу отливки. Сплавы на основе этой эвтектики показали высокую технологичность при литье фасонных отливок, а также при горячей и холодной деформации. Важным открытием является то, что кальций может связывать железо в тройное соединение благоприятной морфологии, входящее в состав эвтектики, снижая его негативное воздействие на структуру и свойства сплавов. Кроме того, алюминий-кальциевые сплавы обладают высокой коррозионной стойкостью. Таким образом, добавка кальция в магналии может быть оправдана, а созданные композиции имеют перспективы для дальнейшего изучения. Научная новизна ожидаемых результатов проекта заключается в следующем: - Построение с использованием экспериментальных и расчетных методов фрагментов фазовых диаграмм многокомпонентных систем Al-Ca-Mg-Х-Y (где X, Y - это Si, Fe, Cr, Mn, Zr) в области алюминиевого угла. Поскольку в ранних работах по созданию алюминиево-кальциевых сплавов во многих системах были обнаружены тройные алюминиды, не упоминаемые в литературе, то предполагается проводить исследования с учетом этих знаний. При обнаружении тройных соединений планируется подробно их изучить. - Планируется оценка механических (прочность, твердость, пластичность), физических (плотность, коррозионная стойкость) и технологических свойств при литье (определение горячеломкости, жидкотекучести, усадки) и деформационной обработке (получение деформированных полуфабрикатов в виде листов, прутков, проволоки) разрабатываемых сплавов. - Будут сформированы научные подходы по конструированию сплавов с пониженной плотностью. - Разработаны технологические режимы получения литых и деформированных заготовок, а также термической обработки.

Ожидаемые результаты
- Будут изучены фазовый состав ранее не исследованных многокомпонентных систем Al-Ca-Mg-Х-Y (где X, Y - это Si, Fe, Cr, Mn, Zr) в области алюминиевого угла. Будут установлены критические точки и изучены фазовые превращения в процессе кристаллизации, а также при температурах термической и деформационной обработок; - Будет определена технологичность сплавов при литье, поскольку известно, что магний химически активный элемент при нагревах, что вносит ограничения на процесс плавки и литья. Использование кальция в качестве легирующего элемента может решить проблему угара магния и снижения количества пор в отливках за счет формирования на поверхности раздела жидкий металл – газ более плотной защитной пленки в отличие от поверхностных оксидов MgO и MgAl2O4, формирующихся при плавке магналий. Это позволит повысить экономичность при производстве магналий и не использовать защитные атмосферы в виде флюсов и инертных газов. - Будет рассмотрена технологичность сплавов при деформационной обработке как в промышленных условиях с применением горячей и холодной прокатки, так и с использованием методов интенсивной пластической деформации (ИПД), например, радиально сдвиговой прокатки и ее влияния на особенности формирования фазового состава и микроструктуры. Будут установлены закономерности влияния фазового состава и микроструктуры на физико-механические свойства изучаемых сплавов. - Будет изучено влияние неизбежных примесей железа и кремния на фазовый состав и структуру разрабатываемых сплавов, а также на комплекс физико-механических свойств. По ранее проведенным исследованиям было показано, что кальций способен связывать железо и кремний в тройные соединения, входящие в состав многофазной эвтектики. Это позволяет использовать при создании новых материалов сырья с повышенным содержанием примесей вместо чистых компонентов. - Планируется определить механические (твердость, прочность на разрыв и сжатие, пластичность, ударную вязкость, усталостные характеристики), физические (плотность, КЛТР, теплопроводность, электропроводность) и устойчивость к коррозии перспективных с пониженной плотностью выбранного оптимального состав. Запланированные результаты и предложенные методы их достижения в предлагаемом проекте соответствуют мировому уровню исследований в данной области, о чем свидетельствуют многочисленные научные статьи исследователей из США, стран Европы, Китая, Южной Кореи, Индии и РФ в высокорейтинговых изданиях, а также многочисленные изобретения. В первую очередь рассматривается возможность использования разрабатываемых сплавов в качестве замены стандартным сплавам в высокотехнологичных отраслях промышленности. Планируется сократить себестоимость конечной продукции за счет использования более дешевого сырья, что соответствует современным тенденциям по улучшению экологической ситуации в Мире. Достижение запланированных результатов позволит расширить сортамент производства изделий из алюминиевых сплавов, что приведет к увеличению потребления алюминия, в том числе в высокотехнологичных отраслях экономики. Результаты работы будут в первую очередь востребованы в авиа- и двигателестроении (АО «ОДК» и «ОАК»), в автомобильной промышленности (АвтоВАЗ, КАМАЗ, Группа ГАЗ, Соллерс, ЗИЛ и т.д.) и судостроении (АО «ПО „Северное машиностроительное предприятие“», ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» и т.д.) и т.д. Потенциальными производителями новых сплавов могут быть заводы ОК РУСАЛ и другие предприятия алюминиевой отрасли: Завод алюминиевых сплавов (г. Подольск), Реалит (г. Обнинск), Агрисовгаз (г. Малоярославец) и др.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
С использованием расчетных методов построены области фазовых диаграмм системы Al-Mg-Ca-Zn-Fe-Si-Mn и определены критические температуры исследуемых сплавов. Показано, что с увеличением содержания кальция снижается температура ликвидуса, а неравновесного солидуса не меняется, в результате чего уменьшается полный интервал кристаллизации. На примере сплавов тройной системы Al-Mg-Ca определено влияние кальция на форму и размеры неравновесной эвтектики. При совместном увеличении концентрации магния и кальция эвтектические колонии огрубляются и утолщаются. Проведение закалки позволяется практически полностью растворить фазу Al3Mg2, а равновесная двойная эвтектика (Al)+Al4Ca приобретает более фрагментированный вид. Согласно расчету, в сплаве Al6Mg2Ca2Zn в литом состоянии должна присутствовать фаза Т (Al2Mg3Zn3), которая не обнаруживается из-за растворения цинка в фазе Al4Ca. Также в четверной системе выявлено, что при содержании магния и кальция не менее 6 % и 2 % соответственно, в сплавах существует стабильная фаза Al2(Mg,Ca) наряду со стабильной Al4Ca с растворенным в последней цинком. Предложен вариант распределения фазовых областей в твердом состоянии в алюминиевом углу системы Al-Ca-Mg. Согласно этому варианту, магний растворяется в фазе Al2Ca, замещая до 70% атомов кальция, что делает возможным равновесие между этим интерметаллидом и алюминиевым твердым раствором. На примере сплава Al6Mg2Ca2Zn с добавками примесей Fe, Si, Mn была оценена структура. Показано, что в сплавах Al6Mg2Ca2Zn0,5Fe и Al6Mg2Ca2Zn0,5Fe0,5Si1Mn не происходит огрубления структуры, а в последнем на фоне эвтектики не выявляются первичные кристаллы фазы Al6Mn. Проведена оценка склонности разрабатываемых сплавов к образованию горячих трещин. Выявлено, что сплавы с содержанием кальция 2 и 4 % при 6 % Mg не уступают промышленному сплаву АМг10ч, а при добавлении цинка могут даже его превосходить в условиях, близких к производственным (температура литья не ниже 100 оС и температура формы 250-260 оС). На примере сплава Al10Mg4Ca показано, что не всегда уменьшение интервала кристаллизации и увеличение доли эвтектики приводит к улучшению горячеломкости. На примере сплавов АМг10ч и Al6Mg2Ca2Zn выявлено негативное влияние высоких температур литья на склонность к горячеломкости, что подтверждается также увеличением размера зерна от 190 мкм до 630 мкм в холодную форму, и от 570 мкм до 1,2 мм в горячую. Показано, что легирование малыми добавками титана сплава Al6Mg2Ca приводит к улучшению зеренной структуры, при этом показатели горячеломкости остаются на уровне сплавов Al6Mg2Ca и Al6Mg4Ca. Проведение коррозионных испытаний на потерю массы показало, что сплав Al6Mg2Ca2Zn в литом состоянии имеет схожую со сплавом АМг10ч (закаленное состояние) стойкость к межкристаллитной коррозии. Совместное увеличение кальция и магния приводит к ухудшению коррозионных свойств. При этом, ни в одном сплаве потеря массы не превысила 0,5 %.

 

Публикации

1. Дорошенко В.В., Барыкин М.А.,Васина М.А. Совместное влияние кальция и цинка на горячеломкость сплавов системы Al-Mg Цветные металлы, - (год публикации - 2022)

2. Дорошенко В.В., Барыкин М.А., Наумова Е.А. A POSSIBILITY OF OBTAINING CORROSION-RESISTANT DEFORMED SEMIFINISHED PRODUCTS FROM AN ALLOY BASED ON THE AL-CA-MG SYSTEM Тезисы III Международной школы-конференции молодых ученых, pp. 50-51 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. С использованием расчетных методов построены области фазовых диаграмм системы Al-Mg-Ca-Zn-Fe и определен качественный и количественный фазовый состав исследуемых сплавов, и их критические температуры. Показано, что до 0,7 % Fe в структуре должны отсутствовать первичные железистые фазы, при этом, общая доля вторых фаз составляет более 25 %. При концентрации железа 1 % кристаллизация начинается с соединения Al3Fe, а температура ликвидуса повышается с 611 до 640 оС. При этом расчеты не учитывают высокую растворимость цинка в фазе Al4Ca, что должно привести к недостатку цинка в (Al) и, соответственно, невозможности выделения из раствора фазы T. Таким образом, основной неравновесной фазой во всех сплавах будет Al3Mg2. 2. Показано, что во всех сплавах литая структура имеет благоприятное строение, на фоне которой отсутствуют явные первичные кристаллы вторых фаз с размерами более 50 мкм. Размеры дендритных ячеек алюминия имеют размер 20-30 мкм, а ветви эвтектики тонкие с размерами отдельных кристаллов до 10 мкм. Железосодержащие фазы включены в состав многофазной эвтектики, а присутствие кальция в этих фазах ниже ожидаемого, что говорит о малой доле тройного соединения Al10CaFe2 в составе сплавов. Карты распределения элементов (РЭ) в литом состоянии показывают, что магний и цинк равномерно распределены между алюминиевой матрицей и эвтектикой, причем цинка в эвтектике встречается больше, чем в (Al), что объясняется его высокой растворимостью в Al4Ca. В процессе анализа было выдвинуто предположение, что ожидаемая перитектическая реакция L + Al3Fe → (Al) + Al10CaFe2 практически не идет и количество фазы Al10CaFe2 в сплавах с 0,25 и 0,5 % Fe минимально. 3. В литой структуре сплава Al6Mg2Ca2Zn1Fe на фоне эвтектики выявляются грубые вееробразные кристаллы, форма и состав которых походят на фазу Al3Fe. Размеры идентифицированных кристаллов также малы и не превышают 15 мкм, что позволяет предположить их минимальное влияние на пластичность указанного сплава, полученного литьем со скоростью кристаллизации ~ 10 К/с. По количественному анализу можно отметить снижение концентраций магния и цинка в твердом растворе на основе алюминия. Это можно связать с тем, что из-за формирования фазы Al3Fe, кальций находится только в фазе Al4Ca, а не распределяется между ней и Al10CaFe2, что приводит к обеднению алюминиевой матрицы цинком. По значениям твердости и удельной электропроводности в литом состоянии исследуемые сплавы показывают схожие значения между собой и с базовым сплавом без железа. 4. Показано, что во всех сплавах, полученных охлаждением с печью, выявляются конгломераты из фаз, которые стехиометрически можно описать как: (AlZn)3Mg2 и (AlZn)2(MgCa), и которые имеют зачастую неявную границу раздела. Также отчетливо выделяются светлые скелетообразные кристаллы фазы (AlZn)4Ca, форма и размер которых в общем виде схож. Это соединение имеет точный состав и малое отклонение по гомогенности. Практически во всех сплавах было выявлено отсутствие протекания перитектической реакции: L + Al3Fe → (Al) + Al10CaFe2, что привело к наличию в структуре игл фазы Al3Fe. Только в сплаве, содержащем 0,25 % Fe, присутствовали веерообразные железосодержащие кристаллы смешанного состава, размер которых значительно отличался от подобных кристаллов двух других сплавов. 5. На примере сплава Al–2,5 % Ca–2,5 % Mg–1 % Mn–0,4 % Fe–0,1 % Sc–0,2 % Zr (Al2,5Ca2,5Mg) продемонстрирована принципиальная возможность получения из литых (негомогенизированных) слитков листового проката со свойствами термически упрочняемых сплавов типа АД35 (AlSi1MgMn) и 1915 (AlZn4.5Mg1.5Mn) без использования закалки. Экспериментальный сплав, несмотря на значительную долю фаз кристаллизационного происхождения, показал хорошую технологичность при горячей прокатке литого слитка, без выявления видимых дефектов. 6. Добавка кальция связывает железо в компактные включения (предположительно фазы Al10CaFe2), что благоприятно для механических и технологических свойств. При этом магний и марганец находятся в основном в ячейках (Al). Прокатка привела к существенному улучшению микроструктуры, поскольку эвтектические включения, содержащие Fe и Ca, приобрели компактную форму, а их распределение стало более однородным. При этом в процессе предварительного нагрева и прокатки произошло образование вторичных выделений фаз Al3(Zr,Sc) и Al6Mn. 7. Добавки циркония и скандия позволяют сформировать термически стабильные наночастицы фазы Al3(Zr,Sc)-L12 с размерами не более 10 нм, что благоприятно для сохранения в холоднокатаных листах частично нерекристаллизованной структуры при отжиге, как минимум, до 400 оС. В то же время вплоть до температуры 300 оС экспериментальный сплав демонстрировал потерю твердости не более 10 %. 8. В результате выполненного эксперимента радиально-сдвиговой прокатки сплава Al–2,5 % Ca–2,5 % Mg–1 % Mn–0,4 % Fe–0,1 % Sc–0,2 % Zr (Al2,5Ca2,5Mg) из исходного ицлиндрического слитка Ø43 мм удалось получить пруток Ø9 мм с наблюдаемым по всему сечению концевым дефектом. При этом прирост твердости в средней части прутка составил ~30 % по сравнению с исходной литой заготовкой. Также было определено различие твердости по сечению прутка от края к середине, что показывает принципиальную возможность реализации упрочнения методом радиально-сдвиговой прокатки. 9. Проведение коррозионных испытаний на потерю массы показало, что деформируемый сплав Al–2,5 % Ca–2,5 % Mg–1 % Mn–0,4 % Fe–0,1 % Sc–0,2 % Zr (Al2,5Ca2,5Mg) после прокатки теряет не более 1 % от массы исходного образца. Более высокие значения потери массы в сравнении с испытаниями за первый год проекта вероятно связаны с высоким содержанием примесей Mn и Fe. Проведенный участниками проекта большой цикл экспериментальных и теоретических исследований полностью соответствует задачам проекта № 21-79-00134 и позволяет говорить об успешном завершении второго этапа данного проекта. По итогам проекта было подготовлено 2 статьи для публикации в журналах, входящих в перечень цитирования Scopus и WoS: 1) Дорошенко В.В., Аксенов А.А., Мансуров Ю.Н. «Влияние примеси железа на структуру и фазовый состав сплава Al-6%Mg-2%Ca-2%Zn», «Цветные металлы». Получена справка о принятии к публикации 02.05.23. Ожидается публикация в выпуске №6. 2) Дорошенко В.В., Наумова Е.А., Аксенов А.А., Щербакова О.О., Финогеев А.С. «Структура и механические свойства листового проката сплава Al2,5Ca2,5Mg, легированного скандием и цирконием», «Физика металлов и металловедение». Получена справка о принятии к публикации 29.04.23. Ожидается публикация в выпуске №6. Также были поданы тезисы на конференцию «IV Международная школа-конференция «Перспективные высокоэнтропийные материалы»», 26-30 сентября 2022 г., Черноголовка, Московская область, Россия. Тема тезисов: «STUDY OF THE STRUCTURE OF AN ALLOY WITH CALCIUM BASED ON THE AL-MG-CA-ZN-FE-SI-MN MULTICOMPONENT».

 

Публикации

1. В.В. Дорошенко, М.А. Барыкин, Н.О. Короткова, М.А. Васина Влияние кальция и цинка на структуру и фазовый состав литейных магналиев Физика Металлов и Металловедение, Т. 123, № 8,С. 872-880 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0015323022080034

2. Дорошенко В.В., Аксенов А.А., Мансуров Ю.Н. Влияние примеси железа на структуру и фазовый состав сплава Al-6%Mg-2%Ca-2%Zn Цветные металлы, - (год публикации - 2023)

3. Дорошенко В.В., Барыкин М.А. Зеренная структура и горячеломкость сплава Al–6%Mg–2%Ca, легированного цинком и титаном ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, №11, С. 25-27 (год публикации - 2022)

4. Дорошенко В.В., Наумова Е.А.,Аксенов А.А.,Щербакова О.О., Финогеев А.С. Структура и механические свойства листового проката сплава Al2,5Ca2,5Mg, легированного скандием и цирконием Физика Металлов и Металловедение, - (год публикации - 2023)

5. Дорошенко В.В., Барыкин М.А. Зеренная структура и горячеломкость сплава Al–6%Mg–2%Ca, легированного цинком и титаном Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, Инновационные технологии, оборудование и материалы заготовительных производств в машиностроении : Международная научнотехническая конференция (Москва, 24–26 мая 2022 г.) : сборник трудов (год публикации - 2022)

6. Дорошенко В.В., Барыкин М.А. STUDY OF THE STRUCTURE OF AN ALLOY WITH CALCIUM BASED ON THE AL-MG-CA-ZN-FE-SI-MN MULTICOMPONENT ООО «Эпицентр», Abstracts of the IV International Conference and School of Young Scientists "Advanced High Entropy Materials" Merzhanov Institute of Structural Macrokinetics and Materials Science, Russian Academy of Science (год публикации - 2022)


Возможность практического использования результатов
не указано