КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-78-00064

НазваниеПсихолингвистические механизмы чтения и индивидуальные различия читающих: роль читательского опыта и связанных с ним языковых компетенций (на материале русского языка).

РуководительЧернова Дарья Алексеевна, Кандидат филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс№60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словачтение, восприятие текста, индивидуальные различия, орфографическая обработка, грамматическая обработка, читательский опыт

Код ГРНТИ16.21.29


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Изучение механизмов чтения — это одна из центральных проблем экспериментальной лингвистики, играющая ключевую роль как для теоретических моделей понимания речи, так и для различных прикладных задач. Чтение — сложный навык, в который входит целый ряд составляющих, в том числе словарный запас, орфографические навыки, умение анализировать грамматическую структуру предложения и умение эффективно извлекать из текста информацию, в том числе имплицитно выраженную. Уровень сформированности навыка чтения, то есть качество и скорость понимания прочитанного, определяется рядом индивидуальных характеристик читающего – в частности, его языковыми навыками и читательским опытом. Подробное изучение этого вопроса даст возможность приблизиться к пониманию механизмов чтения на русском языке. Необходимы объективные меры для оценки различий в языковых компетенциях, обусловливающих чтение - для английского и ряда других языков такие методики разработаны и широко используются, для русского языка же их до настоящего момента не существует, и данный проект нацелен на решение этой проблемы. В рамках проекта будут разработаны методики оценивания читательского опыта и ключевых языковых навыков для носителей русского языка и будет экспериментально показано, какой вклад каждая из этих компетенций вносит в процессы языковой обработки при чтении на русском языке. Разработанные методики впоследствии могут быть применены в дальнейших экспериментальных психолингвистических, нейролингвистических и психологических исследованиях, а также в таких прикладных сферах, как обучение родному языку, обучение русскому языку как иностранному и коррекция нарушений чтения.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта будет создан и апробирован комплекс методик, позволяющий оценить индивидуальные различия носителей русского языка в читательском опыте и связанных с ним языковых навыках, иными словами, составить индивидуальный портрет читателя. В ряде психолингвистических экспериментов будет продемонстрировано, какой вклад каждая из этих компетенций вносит в процессы языковой обработки, включая интерпретацию связного текста. Данный инструмент будет доступен в открытом доступе для научного пользования. Индивидуальные различия в лингвистических компетенциях оказывают влияние на различные параметры и аспекты речевой деятельности, поэтому методика может получить дальнейшее применение в психолингвистических, нейролингвистических и психологических исследованиях с участием носителей русского языка, а также в прикладных областях, связанных с обучением чтению и коррекцией нарушений чтения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
На первый год выполнения проекта планировалась разработка системы тестов, направленных на оценку индивидуальных различий в читательском опыте и лингвистических компетенциях. Все запланированные задачи выполнены. 1) Разработана методика объективной оценки читательского опыта для носителей русского языка, подготовленная на основе ранее созданных методик для читающих на английском и некоторых других языках мира. Это тест на распознавание авторов художественных произведений, позволяющий оценить степень интереса к художественной литературе и вовлеченности в чтение. Дизайн теста позволяет исключить влияние эффекта социальной желательности и получить результат более точный, чем с помощью опросников и анкет. Тест создан на основе объективных данных рейтингов книжных продаж и читательских рецензий за последние несколько лет, и апробирован на большой выборке участников разного возраста и рода занятий, в итоговую версию теста вошли авторы различных эпох, стилей и жанров, как пишущие на русском языке, так и переводные. Продемонстрирована взаимосвязь результатов теста на читательский опыт с рядом ключевых лингвистических компетенций: словарный запас, орфографческая грамотность, способность интерпретировать прочитанный текст. Тест может быть использован в различных психолингвистических исследованиях, посвященных процессам восприятия письменной речи, в том числе в исследованиях зрительного распознавания слов, синтаксической анализа предложений, восприятия текстов различных типов, глазодвигательной активности при чтении или нейрофизиологического обеспечения речевой деятельности – для отбора участников или разделения их на группы с учетом их индивидуальных различий в читательском опыте. 2) Разработана методика оценки грамматических компетенций – в частности, навыков синтаксического анализа сложных грамматических конструкций, то есть способности преобразовать цепочку словоформ в грамматическую структуру. В ходе анализа научной литературы и проведения пилотного исследования было отобрано шесть типов конструкций, представляющих повышенную сложность для обработки в русском или в других языках: конструкции с причастным оборотом при сложной именной группе, конструкции с объектным придаточным, темпоральные, локативные, сравнительные конструкции. Произведено сравнение скорости и точности обработки этих конструкций друг с другом и с контрольными предложениями при чтении с саморегулировкой скорости. Показано, что все отобранные конструкции вызывают больше сложности при обработке, чем контрольные предложения. Показано, что результат этого теста значимо коррелирует с результатом теста на объем рабочей памяти. Показано, что результаты (точность ответов и время обдумывания ответа) аналогичны как при чтении саморегулировкой скорости, так и при устном предъявлении предложений, что свидетельствует о том, что результаты теста характеризуют процессы грамматической обработки вне зависимости от модальности предъявления языковой информации. Продемонстрирована значительная вариативность по участникам без достижения максимального уровня точности ответов, что свидетельствует о том, что тест может быть использован для оценки индивидуальных различий в грамматических компетенциях у взрослых носителей языка без языковых нарушений. 3) Разработана методика оценки орфографических компетенций. Это тест на определение правильности написания слова (spelling recognition test). Материалы для него подготовлены на основе корпусных данных, с определением частотности ошибочных написаний и выявлением наиболее сложных для написания слов. В ходе экспериментального исследования были отобраны слова с наименьшим количеством правильных распознаваний. Показано, что частотность ошибочных написаний слова в корпусе значимо влияет на точность распознавания ошибки при изолированном предъявлении слова. Выявлено, что на точность ответов значимое влияние оказывает уровень читательского опыта участника, оцененный с помощью предложенного нами текста на распознавание авторов.

 

Публикации

1. Чернова Д.А., Новожилов А.В., Слюсарь Н.А. Sentence comprehension assessment in Russian ExLing 2021: Proceedings of 12 th International Conference of Experimental Linguistics, 11-13 October 2021, Athens, Greece. International Society of Experimental Linguistics. 2021, ExLing 2021: Proceedings of 12 th International Conference of Experimental Linguistics, 11-13 October 2021, Athens, Greece. International Society of Experimental Linguistics. 2021. P. 45-48 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.36505/ExLing-2021/12/0012/000485


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетный период планировалось проверить, как индивидуальные различия в читательском опыте и связанных с ним языковых компетенциях, инструменты для оценки которых были разработаны на предыдущем этапе проекта, влияют на языковую обработку при чтении на русском языке. В ходе серии проведенных экспериментальных исследований было выявлено следующее: 1) Продемонстрировано, что уровень читательского опыта взаимосвязан с объемом словарного запаса носителя языка, а также с устойчивостью графических репрезентаций слов в ментальном лексиконе - обнаружены значимые взаимосвязи уровня читательского опыта с точностью принятия орфографического решения (но не с его скоростью). При этом не найдено значимых взаимосвязей со скоростью распознавания изолированных слов. 2) Продемонстрировано, что уровень орфографических навыков и словарный запас оказывают влияние на скорость чтения текста (время первого прохода и общее время чтения). 3) Продемонстрировано значимое влияние читательского опыта на параметры движения глаз при чтении как художественных, так и научно-популярных текстов: с увеличением читательского опыта увеличивается амплитуа саккадических движений глаз при чтении и уменьшается количество фиксаций, необходимых для восприятия текста. Значимых взаимосвязей с качеством пониманием прочитанного обнаружить не удалось, однако продемонстрирована взаимосвязь со степенью эмоциональной вовлеченности в художественное повествования. Таким образом, продемонстрирована роль индивидуальныx различий в читательском опыте и языковых компетенциях в протекании процессов лингвистической обработки текста в режиме реального времени.

 

Публикации

1. Чернова Д.А., Новожилов А.В., Слюсарь Н.А. Sentence comprehension test for Russian: A tool to assess syntactic competence Frontiers in psychology, Chernova, D., Novozhilov, A., & Slioussar, N. (2023). Sentence comprehension test for Russian: A tool to assess syntactic competence. Frontiers in psychology, 14, 1035961. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1035961

2. Чернова Д.А. Влияние индивидуальных различий в читательском опыте на различные аспекты восприятия письменной речи Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург., Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 2022. С. 261. (год публикации - 2022)

3. Чернова Д.А., Полферова Т.С. Coherent text processing: the role of individual differences in print exposure (an eyetracking study) Night Whites 2022: The Sixth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language. Book of abstracts, - (год публикации - 2023)

4. Чернова Д.А., Филиппова М.А. Spelling ability assessment: dictation and spelling recognition task The Sixth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language. Book of abstracts., - (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
-