КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-79-10257

НазваниеМногокомпонентные монофазные нанесенные катализаторы - инновационные материалы для противодействие техногенным угрозам

РуководительРосляков Сергей Игоревич, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2020 - 06.2023  , продлен на 07.2023 - 06.2025. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№50 - Конкурс 2020 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-204 - Равновесие и кинетика процессов в химически реагирующих системах

Ключевые словаМногокомпонентные однофазные катализаторы, наноматериалы, синтез горением активных гелей, самоподдерживающиеся волны горения, синтез горением аэрозолей, механизмы реакций, парниковые газы, конверсия техногенных выбросов, экология

Код ГРНТИ61.31.55


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Техногенная деятельность человека уже проявила себя как один из основных факторов, влияющих на изменение климата и экологии нашей планеты. Основными отрицательными вкладчиками в статистику по ухудшению показателей являются: энергетическая промышленность, основанная на вырабатывании электрической энергии за счёт преобразования химической энергии топлива в процессе сжигания, индустриальный сектор по промышленной добыче и переработки сырья, агротехнический сектор, а также постоянный прирост количества транспортных средств, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Согласно данным Министерства Энергетики Российской федерации на долю тепловых электростанций приходится более 50% имеющихся мощностей. По данным аналитического агентства Автостат, на конец 2019 года в Российской федерации насчитывалось более 54 млн единиц автотранспорта. В силу развития машинной индустрии можно предположить, что около 99% этих транспортных средств работает на двигателях внутреннего сгорания. Помимо этого, нет точных данных о техногенном вкладе других предприятий, расположенных по всей территории Российской Федерации, на ухудшение общего экологического состояния региона. В то же время общая характеристика мирового изменения климата также имеет негативные показатели. Таким образом, очевидно, что повышение экологического благополучия граждан в густонаселенных регионах страны, а также по всей территории России, является актуальной проблемой государства. Решение данной проблемы является одной из приоритетных задач Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»), по направлению H5, противодействие техногенным источникам опасности для общества, экономики и государства. Эффективный, полный отказ от существующих технологий требует длительного времени и огромного количества людских и экономических ресурсов. В отдельных случаях альтернативные чистые технологии еще даже не существуют. Таким образом, на данном этапе необходимы дополнительные инструменты, которые позволят сдерживать урон, наносимый техногенной деятельностью. Каталитическая доработка и переработка парниковых и вредных газов, является хорошо зарекомендованным подходом в коррекции и адаптации химических процессов к так называемым зеленым технологиям. Катализаторы уже применяются в производстве всех повседневных товаров от машин до кулинарных изделий. Правильно подобранные катализаторы позволяют колоссально снизить энергетические затраты на проведение химических реакций, могут изменить направление и стадийность протекания реакции сделав их более экологичными. Также катализаторы могут быть использованы на прямую для конверсии уже существующих вредных газов в более полезные продукты. Основные промышленные катализаторы представляют из себя чистые элементы (часто драгоценные металлы Pt, Pd, Au) или различного рода простые химические соединения общего вида АxBy, используемые индивидуально или нанесенные на подложку. Совершенно новым классном катализаторов могут стать катализаторы на основе многокомпонентных однофазных сплавов и керамик, большая часть которых на данный момент классифицируется как высокоэнтропийные сплавы (ВЭС) и керамики (ВЭК). Такого рода катализаторы будут значительно дешевле катализаторов на основе драгоценных и редкоземельных металлов. Уникальность нового класса катализаторов состоит в синергетическом каталитическом эффекте компонентов, который был обнаружен 10 лет назад и мало изучен на данный момент. Известно, что возможно существование более миллиарда различных вариаций высокоэнтропийных сплавов. С точки зрения фундаментальной науки, данная область привлекательна для пионерский исследований и новаторских открытий. В данном проекте предполагается исследовать новый химический способ синтеза многокомпонентных однофазных катализаторов в одностадийном процессе горения гелей и аэрозолей. Научно-исследовательский центр «Конструкционные Керамические Наноматериалы» НИТУ «МИСиС», на базе которого планируется проведение данного проекта, является одним из мировых лидеров по изучению различных синтезов в волне горения. Центру принадлежат наработки в области получения большого спектра различных нанопорошков (оксидов, чистых металлов и их сплавов, нитридов), опубликованные в журналах индексируемых в базах Scopus и Web of Science, публикации не ниже Q1. Полученные центром предварительные данные по синтезу бинарных, тройных и четверных сплавов без структурирующего носителя являются хорошей фундаментальной основой и показывают высокую вероятность успеха в разработке технологии одностадийного синтеза многокомпонентных однофазных нанесенных катализаторов, предлагаемым методом. Существующие в настоящее время методы получения ВЭС включают три основные группы: кристаллизация из расплава, механическое сплавление и вакуумное осаждение. Каждый из этих подходов, несмотря на многие преимущества, накладывает определенные ограничения на выбор компонентов, например, использование металлов с очень большим различием температур плавления (таких как сочетание Al и Mo, Al и Ta), не смешиваемостью компонентов (Cu и Cr) или выпадением нежелательных интерметаллических фаз при кристаллизации расплава (в зависимости от вида диаграммы состояний), что приводит к образованию многофазного материала вместо требуемого однофазного материала. Значимым преимуществом синтеза горением растворов, заявленного в проекте, является возможность нанесения ВЭ материалов на подложки с заданной поверхностью, что необходимо при получении катализаторов. Более того, нанесение катализатора на подложку не является отдельной технологической стадией, а происходит во время синтеза, также носитель катализатора может быть синтезирован одновременно с самим катализатором. Таким образом проведение исследовании в рамках заявленного проекта («Многокомпонентные монофазные нанесенные катализаторы - инновационные материалы для противодействие техногенным угрозам») позволит получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, которые станут основой инновационного развития внутреннего рынка Российской Федерации, а также позволят внести вклад в решение важнейшей мировой проблемы, что обеспечит устойчивое положение России на внешнем рынке.

Ожидаемые результаты
В соответствие с задачами в рамках выбранного направления ожидаются следующие научные-технические результаты: 1) будут получены результаты, которые позволят сформировать новые теоретические представления о процессах проходящих в экстремальных условиях малых времен и высоких температур во время синтеза в волне горения активных гелей и аэрозолей; 2) будут разработаны технологии получения нанокристаллических многокомпонентных однофазных нанесенных катализаторов с заданным комплексом физико-химических свойств; 3) в ходе проекта будут установлены закономерности влияния различных параметров синтеза, таких как: тип топлива, pH исходного раствора, соотношение восстановитель/окислитель в растворах, температура инициирования реакции, добавки металлов с разными атомными радиусами, тип и объемная доля носителя (подложки) на фазовый состав, микроструктуру и конечные свойства целевых катализаторов; 4) на основании установленных закономерностей будет предложен механизм формирования в волне горения однофазных многокомпонентных материалов, что позволит управлять процессом и получать продукт с заданным фазовым составом и микроструктурой; 5) в результате выполнения проекта будут получены фундаментальные знания о факторах управления процессами экзотермического взаимодействия в растворах органо-солевых композиций, а также их влиянии на характеристики, структуру, фазовый состав и свойства материалов, исследованы особенности протекания экзотермических реакций в микрореакторах (каплях); 6) на основе методологии синтеза горением растворов будет осуществлен одностадийный синтез многокомпонентных однофазных нанесенных катализаторов (МОНК) непосредственно в волне самоподдерживающейся реакции; 7) будет показана возможность увеличения производительности синтеза за счет использования предложенного ранее научной группой подхода, основанного на горении химической смеси в аэрозоле при распылении реакционного раствора в горячем реакторе, что также позволит проводить синтез в непрерывном режиме. Использование данного подхода также позволит значительно варьировать морфологию получаемых катализаторов, тем самым оказывать существенное влияние на каталитические характеристики материала в целом; 8) определены физико-химические и каталитические свойства новых многокомпонентных материалов в реакциях конверсии парниковых и техногенных газов; 9) основные результаты будут опубликованы в высокорейтинговых журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science (Journal of Physical Chemistry C, Alloys and Compounds, Materials and Design и др.). Также группа исполнителей проекта считает правильным публиковать научные труды и в российских журналах, которые также цитируются в Scopus и Web of Science (Доклады академии наук, Российские нанотехнологии, Порошковая металлургия и др.).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Целью первого этапа проекта являлось изучение и сравнение особенностей формирования из реакционных водных растворов двухкомпонентных однофазных металлических и керамических материалов в виде объемных нанокатализаторов и катализаторов, нанесенных на инертный носитель, а также исследование их каталитических характеристик в реакциях конверсии парниковых газов. Главной задачей для достижения цели этапа было изучение влияния основных параметров применяемых методов синтеза на фазовый состав и структуру 2-х типов катализаторов (нанесенных и нет). В ходе выполнения первого этапа проекта проведен детальный анализ международных статей, посвященных изучению синтеза и каталитических свойств материалов на основе комбинаций металлов Ni, Co, Fe и Cu, включая катализаторы FeNi, FeCo, FeCu, NiCo, NiCu, CoCu. По итогам анализа был сделан вывод, что все четыре металла обладают разносторонними каталитическими свойствами. Например, использование Co и Ni позволяет значительно повысить активность катализаторов на их основе, в то время как добавлением Fe и Cu можно регулировать селективность газовых продуктов синтеза. Применение катализаторов, имеющих в составе два и более из этих компонентов, позволяет добиться не только еще большей каталитической активности, но и управлять направлением процесса и значительно повысить стабильностью работы катализатора. С целью получения материала, содержащего целевую чистую фазу биметаллического сплава была проведена работа по оптимизации метода получения катализаторов двумя разновидностями синтеза горением растворов. Для чего в процессе ГР и ГА варьировалось соотношение топлива к окислителю и внешние условия синтеза (Тп и Uг). Установлено, что мольное отношение восстановителя к окислителю (φ) является одним из наиважнейших параметров применяемых синтезов ГР и ГА. Изменение φ влияет на максимальную температуру процессов, скорость распространения фронта горения, скорость реакции и скорость охлаждения. Наибольшую температуру горения (Тг) имеет состав со стехиометрическим отношением φ = 1. По мере увеличения φ температура процесса снижается, при этом для каждой из исследованных систем существует свой предел значения φ выше которого система становится перенасыщенной и дальнейшее распространение фронта горения в самоподдерживающемся режиме без дополнительного внешнего источника нагрева невозможно. Максимальные температуры горения, достигаемые при синтезе объемных катализаторов на основе систем CoNi, CoCu, CoFe и FeNi, лежат в интервале 720 – 760 ℃. Скорости реакций соответствуют значениям 683, 499, 189 и 239 ℃/с. Тг зависит от типа топлива, в то время как скорости горения – от типа металлических компонентов. Результаты РФА показали, что при синтезе объемных катализаторов методами ГР и ГА на воздухе, однофазное биметаллическое соединение образовалось только в системе CoNi. Проведение синтеза объемных катализаторов в защитной атмосфере аргона и с использованием двух видов топлив (глицин и гексаметилентетрамин) позволило получить такие чистые однофазные материалы как CoNi, NiCu, NiFe и CoFe. ГР и ГА в других двух системах (CuFe и CuCo), ввиду недостаточных скоростей реакций, приводит к расслоению твердого раствора и образованию отдельных фаз Cu, Co и Fe. При этом, более высокие скорости взаимодействия наряду с низкими Тг и Тп и высокими скоростями газа носителя (Uг) в случае ГА приводят к формированию метастабильных фаз со структурой антиперовскитных нитридов (Ni4N, (Ni0.5Cu0.5)4N, Co4N). Увеличение содержания топлива для всех систем приводит к уменьшению или полному исчезновению оксидной фазы, уменьшению размеров кристаллитов и увеличению удельной поверхности катализаторов. Размеры кристаллитов и величины удельной поверхности характерные для ГР объемных катализаторов лежат соответственно в пределах 15 – 40 нм и 1 – 7 м2/г. В аналогичном диапазоне размеров находятся и кристаллиты, формируемые при ГА, однако, величина удельной поверхности выше и находится в интервале 7 – 25 м2/г. Микроструктура объемных катализаторов, характерная для ГР, представляет собой пористую губку, состоящую из больших агломератов наночастиц. Типичная морфология нанокатализаторов, полученных методом ГА, представляет собой полые тонкостенные сферы с размерами от 100 нм до 1 мкм, поверхность которых состоит из более тонких наноразмерных кристаллитов порядка 5-30 нм. Анализ наноструктуры, выполненный с использованием метода ПЭМ подтвердил формирование мелкодисперсной структуры для всех образцов. Оптимизировав процесс получения однофазных двухкомпонентных материалов, в качестве основного метода для нанесения активной фазы был выбран способ, заключающийся в пропитке реакционным раствором, содержащим прекурсор носителя, беззольного фильтра и последующей экзотермической реакции. Исследование влияния носителя на фазовый состав продукта привело к следующим результатам. Как и в случае синтеза объемных катализаторов, нанесение NiCo на носитель CeO2 при различных концентрациях активной фазы и топлива приводит к формированию чистого однофазного металлического сплава NiCo и носителя CeO2. Однако размеры кристаллитов активной фазы, нанесенных NiCo катализаторов, существенно ниже чем у объемных аналогов и находятся в интервале 14 – 23 нм. При этом размеры кристаллитов немного уменьшаются с увеличением количества топлива и, по существу, не меняются с повышением содержания активной фазы. Удельная поверхность для одинаковых количеств активной фазы повышается с увеличением топлива, при этом наблюдается резкое ее увеличение соответственно в 2 и 3 раза относительно 5 % состава с увеличением массовой доли активной фазы до 20 масс %. При синтезе двух других видов носителей (SiO2 и ZrO2) было установлено, что горение при использовании любого из топлив в инертной атмосфере Ar не выполняется, однако возможно на воздухе. Таким образом, при нанесении NiCo на SiO2 на воздухе было исследовано влияние как бескислородного, так кислородсодержащего топлива в широком интервале φ = 1–3 на фазовый состав и размерные характеристики катализатора. Установлено, что не зависимо от вида топлива и его концентрации в реакционном растворе продукт содержит минимум 40 масс % шпинели типа (NiCoO), остальная часть продукта состоит из однофазного сплава NiCo. Размеры кристаллитов оксидной фазы и металлического сплава соответственно равны 14-15 нм и 27-28 нм. При ГР на носителе ZrO2 продукт состоит исключительно из шпинели (NiCoO), не зависимо от концентрации топлива. В ходе выполнения первого этапа исследования по синтезу нанесенных монофазных катализаторов на основе бикомпонентных сплавов получены данные, указывающие на различие механизмов образования продуктов в процессе синтеза порошков методом ГР и ГА. Было выявлено, что интервал отношения топлива к смеси солей металлов, в котором возможно прохождение синтеза целевых фаз для ГР находится в пределах φ = 1 – 3, в то время, как для ГА данный интервал смещается в сторону больших соотношений φ = 2 – 5. При этом продукты реакции, полученные для идентичных прекурсоров, значительно отличаются в зависимости от метода синтеза. Так в составе продуктов, полученных методом ГР в качестве побочного продукта, доминируют оксиды, в то время как для ГА характерно образование метастабильных нитридов. Также была показана различная морфология продуктов, что говорил о значительной разности скоростей диффузии как на поверхности образца, так и в его объеме. После проведения методического исследования, направленного на получение продукта с гомогенным составом, морфологией и высокой удельной поверхностью лучшие образцы были протестированы в реакции гидрирования углекислого газа и реакции разложения закиси азота. Среди объемных биметаллических катализаторов, полученных двумя методами, в реакции гидрирования СО2 наиболее высокую активность показали кобальт-никелевые образцы. Было проведено последовательное исследование определения каталитических свойств чистых металлов никеля и кобальта, нанесенных металлов на носитель СеО2, сплава на их основе с соотношением металлов 1:1, а также сплава нанесенного на оксид церия в соотношениях 5, 10, 20 масс % активного компонента от массы носителя. При этом каталитическая активность в расчете на единицу активного материала увеличивалась в ряду монометаллический катализатор  нанесенный монометаллический катализатор  биметаллический катализатор  нанесенный биметаллический катализатор. Было показано, что NiCo катализаторы в виде полых сфер значительно активнее материалов с пеноподобной морфологией. Было установлено, что постепенное увеличение активной фазы от 5 до 20 масс % приводит к увеличению производительности конверсии углекислого газа на 50 %. Аналогичные катализаторы были исследованы на возможность их применения в реакции разложения закиси азота. При этом в виду специфики прохождения реакции была исследована возможность применения окисленных форм катализаторов, полученных на первом цикле разложения N2O. Исследования показали, что среди предложенных составов, сплав NiCo также обладает большей каталитической активностью, чем другие исследованные биметаллические сплавы. При этом материал в виде полых сфер более активен чем с пеноподобной морфологией. Согласно полученным данным, сплав NiCo, полученный после первого цикла разложения закиси азота, окисляется до смешанного оксида вида NiO-CoO и частично взаимодействует с кварцем, который используется в качестве инертного разбавителя для проточного реактора. При проведение второго цикла разложения, температура начала разложения закиси азота смещается в сторону больших значений. В отличии от реакции гидрирования углекислого газа, в реакции разложения закиси азота, монометалические катализаторы Ni и Со показали большую активность по сравнению с биметаллическими (NiCo = 7,1310-4 мольч-1г-1, Ni = 8,1810-4 мольч-1г-1 и Co =1210-4 мольч-1г-1). Результаты, полученные рамках данного этапа проекта, опубликованы в журнале Nano-Structures and Nano-Objects (Q1, IF 5.6), а также представлены посредством устного доклада на международной конференции ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ: ИНЖЕНЕРИЯ ПОВЕРХНОСТИ, НОВЫЕ ПОРОШКОВЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. СВАРКА

 

Публикации

1. Хорт А.А., Росляков С.И., Логинов П.А. Solution combustion synthesis of single-phase bimetallic nanomaterials Nano-Structures and Nano-Objects, Volume 26, April 2021, 100727 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.nanoso.2021.100727

2. Трусов Г.В., Ермекова Ж.С., Росляков С.И. СИНТЕЗ СФЕРИЧЕСКИХ ПОЛЫХ ЧАСТИЦ СПЛАВОВ ПЕРЕХОДНЫХ МЕТАЛЛОВ (Me = Cu, Co, Ni) МЕТОДОМ ГОРЕНИЯ РАСТВОРА В АЭРОЗОЛЕ ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ: ИНЖЕНЕРИЯ ПОВЕРХНОСТИ, НОВЫЕ ПОРОШКОВЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. СВАРКА, - (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Первой задачей отчетного периода являлось изучение каталитических особенностей бинарных активных систем, состоящих из сплавов CoFe, FeNi и обладающих морфологией пены и сфер, в реакции гидрирования CO2. По сравнению с CoNi катализаторами, наилучшим образом показавшие себя на предыдущем этапе проекта, двойные сплавы Co или Ni с Fe показали более низкие конверсию СО2 и селективность CH4. Однако введение Fe в данные сплавы обеспечивает протекание реакций обратного водяного сдвига и формирование, и рост цепи углеводородов С2+ с двумя и более атомами углерода. В зависимости от морфологии сплавов, данный вклад оказывается различным для сплавов с Co и Ni. Установленные зависимости конверсии, производительности и вероятности роста цепи углеводородов от морфологии сплавов могут в дальнейшем способствовать при проектировании эффективных катализаторов процесса гидрирования СО2. Следующей задачей было получение нанесенных на инертный носитель CeO2 бинарных CoFe и FeNi катализаторов c параллельным изучением особенностей фазовых превращений при ГР, а также исследование каталитических свойств нанесенных катализаторов. Установлено, что применение растворимых солей церия и единовременный синтез носителя и катализатора, способствует: а) гомогенизации активных элементов катализатора на поверхности носителя; б) модификации микроструктуры катализатора, которая в случае с применением носителя, определяется структурой самого носителя; в) повышению устойчивости каталитических центров за счет более сильного взаимодействия активных металлических частиц с подложкой катализатора при единовременном их синтезе. Показана высокая эффективность использования гексаметилентетрамина в качестве топлива-восстановителя железосодержащих соединений, а также изучено влияние его концентрации на энергоемкость реакционных систем. Далее в работе были изучены особенности формирования трехкомпонентных объемных однофазных катализаторов на основе систем: Co-Cu-Ni, Co-Cu-Fe, Co-Fe-Ni, Cu-Fe-Ni. При этом, для детального изучения физико-химических процессов фазообразования и механизма, протекающих при взаимодействии компонентов в реакционных растворах во время ГР и ГА, была использована система Co-Cu-Ni. Установлено, что свойственные каждому из методов (ГР и ГА) особенности синтеза и конкретные параметры, задающие условия синтеза, сильно влияют на фазовый состав, структуру и морфологию материалов. В случае синтеза методами ГР и ГА даже использование одного и того же прекурсора может привести к образованию материалов с совершенно разными характеристиками и связанными свойствами. Так, например, реакционный раствор, состоящий из нитратов Co, Cu и Ni с соотношением топлива к нитратам () равным 1.5, при ГР трансформируется в твердый продукт, состоящий на 98.5 вес% из тройного сплава CoCuNi, в то время как синтез методом ГА приводит к формированию трехфазного продукта: н-Co1-x[CuNi]xO (29.3вес%); н-Cu[CoNi] (7.0 вес%); н-(Co0.2Cu0.4Ni0.4)4N (63.7 вес%). На примере ГР показано, что параметр  в широких пределах влияет на температуру и скорости реакции, которые при увеличении концентрации топлива изменяются соответственно от 1500 до 670 ℃ и от 5800 до 640 ℃/с. Наряду с изменениями температуры и скоростей реакции, изменяется и фазовый состав продукта горения. Так, при реагировании стехиометрической смеси, продуктом реакции является смесь оксидов и сплава. Увеличение соотношения  приводит к полному восстановлению оксидов и образованию чистых сплавов. Изменение  также оказывает влияние и на морфологию продукта, при =1.25 (оптимальное значение для синтеза однофазного сплава CoCuNi) температура реакции достаточно высока и продукт формируется сильно агломерированным и спеченным с низком удельной поверхностью. Увеличение  способствует снижению температуры практически в 2 раза, что позволяет при определенных условиях получать четверные однофазные нитриды с антиперовскитной структурой. Реакция горения в режиме ГА, из-за относительно небольшого реагирующего объема одной микро- или нанокапли, протекает более интенсивно. Процесс фазообразования при этом помимо соотношения  сильно зависит от окружающей температуры (т.е. задаваемой Т реактора) и времени выдержки при этой температуре, т.е. скорости потока газа-носителя. При этом влияние всех параметров на фазовый состав и морфологию катализаторов показывает сложную взаимозависимость. Исследование влияния коэффициента φ, при фиксированных температуре и расходе газа, показало сильную зависимость состава продуктов синтеза от φ. При этом состав и соотношение фаз значительно отличаются от полученных при ГР. Увеличение коэффициента φ способствует формированию фазы четверного нитрида состава (Co0.33Cu0.33Ni0.33)4N. При увеличении температуры и снижении скорости потока, условия, создаваемые в динамической системе, больше благоприятствуют формированию сплава. И наоборот, с увеличением скорости газа-носителя и при уменьшении температуры печи основной фазой продукта становится нитрид. Микроструктура как металлического сплава, так и нитрида представляет собой полые наноструктурированные сферы с размером частиц от 200 нм до 2 мкм. Размеры нанокристаллитов, составляющих поверхность сфер, соизмеримы с размерами их стенок, которые характеризуются размером от 10 до 25 нм. Путем расчетов и уточнений дифрактограмм продуктов синтезов ГР и ГА, выполненных методом Ритвельда, получены структуры и значения параметров решеток материалов. Показано, что образование как сплава, так и нитрида протекает через промежуточное сильноаморфизованное переходное соединение. Данные результаты наряду с результатами СЭМ, ПЭМ, ЭРС и РФС позволили выявить основные стадии фазовых превращений в процессе синтеза тройных катализаторов, а также предложить механизм их формирования из исходных реакционных растворов. Синтезированные методами ГР и ГА трехкомпонентные катализаторы составов CoCuNi, CoFeNi, CoCuFe (CoFe-Cu), CuFeNi были исследованы в процессе каталитической конверсии парникового газа СО2. Все исследованные образцы показали высокие каталитические свойства с формированием углеводородов различного строения в качестве основных продуктов гидрирования. Установлено, что катализаторы со сферической морфологией обладают более высокой конверсией, производительностью и селективностью к углеводородам, в том числе содержащим два и более атома углерода. Соотношение олефины/парафины среди цепей С2+ на катализаторе с морфологией пены в большинстве случаев представляется выше. На основании знаний о механизмах образования кристаллических сплавов в тройных системах (Co-Cu-Ni, Co-Fe-Ni, Co-Cu-Fe, Cu-Fe-Ni) были также исследованы процессы фазообразования в данных системах в зависимости от основных параметров ГР и ГА при их нанесении на носитель CeO2. Для ГР и ГА установлены оптимальные соотношения содержания активной фазы на носителе в количестве, соответственно, 10 вес% и 20 вес%, и концентрации топливо/восстановитель φ = 3 и 5. На основании анализа каталитических характеристик всех синтезированных катализаторов выявлены и описаны закономерности влияния третьего компонента в сплавах на направление протекания процесса гидрирования диоксида углерода. Отмечены как положительные, так и отрицательные стороны использования тройных систем в качестве катализаторов гидрирования CO2. Результаты, полученные в рамках данного этапа проекта, опубликованы в высокорейтинговом журнале Nano-Structures and Nano-Objects (Q1, IF 7.8); в научной статье для сборника трудов 5-й международной конференции по механике, системам и технике управления, входящего в базу данных Scopus; также представлялись посредством устного доклада на международной конференции «6-я Международная конференция по технологиям интеллектуальных материалов» (ICSMT 2021), виртуальное мероприятие, 26-28 июля 2021 г.

 

Публикации

1. Ермекова Ж., Трусов Г., Росляков С. Spray Solution Combustion Synthesis of NiCu Hollow Spheres Lecture Notes in Mechanical Engineering, Страницы 11 - 17 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-981-16-9632-9_2

2. Росляков С.И., Ермекова Ж.С., Трусов Г.В., Хорт А.А., Евдокименко Н.Д., Биндюг Д.В., Карпенков Д.Ю., Жуковский М., Дегтяренко А., Мукасьян А.С. One-step solution combustion synthesis of nanostructured transition metal antiperovskite nitride and alloy Nano-Structures & Nano-Objects, - (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.nanoso.2021.100796


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основные работы текущего этапа проекта проводились по двум направлениям, каждое из которых было направлено на оптимизацию состава бинарных и трехкомпонентных катализаторов, наиболее высоко проявивших себя в реакции конверсии парниковых газов в различные полезные продукты. В рамках первого направления предусматривались исследования по модернизации катализаторов на основе Co-Ni сплавов, целью которых являлось получения оптимальных значений активности, селективности и стабильности в процессе конверсии углекислого газа в синтетический природный газ. Второе направление работ было основано на оптимизации каталитической системы Co-Fe, которая в результате гидрирования СО2, позволяет получать длинноцепочечные углеводороды различного строения, широко применяемые в химической промышленности. Таким образом, методом горения реакционных растворов (ГР) был синтезирован спектр однофазных моно- (Co, Ni) и биметаллических (CoNi3, CoNi, Co3Ni) катализаторов, характеризующихся высокопористой микроструктурой, которая представлена агломератами в виде губки. Поверхность агломератов зависит от состава катализатора и обладает некоторыми уникальными особенностями. Каждый материал имеет полости с определенной формой стенок, которые отличаются видимым количеством открытых пор. Пористость и удельная поверхность катализаторов, синтезированных методом ГР, определяются каталитически активными компонентами, где добавление Co к Ni основе приводит к видимому их увеличению. Внешняя поверхность катализаторов содержит фазы чистых металлов. Биметаллические катализаторы продемонстрировали меньшую интенсивность потребления H2, что свидетельствует о их меньшей загрязненности и более высокой стабильности к окислению. Синтезированные объемные катализаторы показали высокую каталитическую активность в реакции гидрирования СО2 в природный газ, сравнимую с наиболее эффективными известными нанесенными катализаторами. Важным наблюдением было то, что комбинация компонентов Co и Ni привела к синергетическому эффекту в отношении каталитической активности объемных катализаторов на основе сплавов. Биметаллические катализаторы показали активность в 2-3 раза выше, чем монометаллические. Средний размер кристаллитов объемных катализаторов составил примерно 30–40 нм, что выше, чем у нанесенных аналогов (5–10 нм). Тем не менее, активность катализаторов, полученных в данном проекте, сравнима или даже выше, чем у многих катализаторов на носителе. Введение в состав Ni кобальта благоприятно сказывается на стабильности катализатора. Благодаря более высокому сродству к кислороду, Со защищает активные центры Ni от окисления в ходе длительных испытаний. В большинстве публикаций по гидрированию СО2 отмечается проблема низкой термической стабильности катализаторов и их быстрой дезактивации. Нанесение каталитически активных элементов на поверхность инертного материала носителя обычно считается универсальным решением этой проблемы. Тем не менее, в случае гидрирования СО2 на никелевом катализаторе значительная разница между теплопроводностью никеля (90,7 Вт/м·К) и керамических носителей (например, CeO2, где λ = 8 Вт/м·К) может приводит к возникновению локальных «горячих точек» и последующей карбонизации активных центров. В случае синтезированных в данном проекте катализаторов активные центры распределены на относительно крупных (100–500 мкм) металлических частицах, что дает дополнительное пространство и время для интенсивного отвода тепла. Более того, уникальная морфология этих частиц является дополнительным инструментом для быстрого тепломассопереноса. Изучение механизма реакции гидрирования CO2 позволило выявить лимитирующую стадию всего процесса, которой является процесс образования СО. Введение в структуру Co-Ni сплава активных центров Fe, способствующих ускорению процессов формирования CO, позволило создать трехкомпонентную однофазную композицию состава (CoNi3)0.85Fe0.15, которая привела к существенному увеличению конверсии CO2 и повышению эффективности реакции гидрирования CO2 в CH4 в 1,4 раза. Таким образом, каталитическую эффективность одного активного металла можно значительно повысить за счет добавления других активных металлов. Что еще более важно, сплавы демонстрируют гораздо более высокую стабильность, чем чистые катализаторы. Следовательно, внедрение объемных катализаторов на основе сплава (CoNi3)0.85Fe0.15 может стать важным шагом на пути к упрощению технологии производства катализаторов и более высокой экономической эффективности реакции гидрирования CO2 в CH4. В рамках второго направления реакции гидрирования CO2 методом горения реакционных аэрозолей (ГА) были синтезированы катализаторы на основе системы Co-Fe с мольным соотношением Сo/Fe = 3/1; 1/1; 1/2; 1/3. Установлено, что фазовый состав, тип кристаллической структуры и параметры решетки продуктов синтеза ГА сильно зависит от таких параметров как: тип топлива и его количество, скорость потока газа носителя и соотношения Co/Fe. Так при выборе в качестве топлива глицина и постоянных отношениях φ = 10 и Co/Fe = 3/1 уменьшение скорости потока с 4 до 2 л/мин позволяет получить чистый сплав CoFe с ГЦК решеткой. При этом увеличение скорости потока до 4 л/мин приводит к формированию оксида кобальта и двух фаз CoFe с ГЦК и ОЦК решетками. Чистый сплав CoFe с ГЦК решеткой и соотношением Co/Fe = 3/1 также может быть получен при выборе в качестве топлива уротропина. При этом коэффициент φ может быть уменьшен до 5. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, варьируя параметры синтеза ГА можно в широких пределах управлять процессом фазо- и структурообразования и получать как композиционные материалы на основе шпинелей и сплавов, так и чистые сплавы CoFe c любыми из существующих в равновесных условиях кристаллическими структурами. Однако стоит отметить, что при увеличении количества Fe в смеси формирование чистого сплава осложняется ввиду высокого сродства Fe к кислороду и для полного его восстановления требуется большее количество восстановителя. Результаты каталитических испытаний на катализаторах состава Co3Fe, CoFe, CoFe2, CoFe3 показали, что по мере увеличения содержания железа в сплаве конверсия CO2 по сравнению с чистым кобальтом снижается c 71 % до 37 % для сплава CoFe3. Селективность образования CO увеличивается от 0 до 13 %, при этом селективность образования метана среди углеводородов уменьшается от 99+ (Co) до 10 % (CoFe3). Стоить отметить, что введение в решетку Co атомов Fe и образование сплава CoFe приводит к появлению в продуктах каталитической реакции гидрирования CO2 олефинов, число которых увеличивается по мере увеличения содержания железа в сплаве, так для состава Co3Fe селективность С2+ составляет 38 %, тогда как для CoFe3 – 73 %. Объемная производительность олефинов для исследованных составов имеет максимум на кривой распределения, наибольшее значение достигается для состава CoFe2 (0.263 г·гcat-1·ч-1). Таким образом, оптимальным соотношение Сo/Fe в сплаве, позволяющим более эффективно конвертировать CO2 в реакции его гидрирования с целью получения углеводородов с высоким отношением C/H, является 1/2. Введение допирующих элементов Cu и Ni в сплав CoFe2 приводит к увеличению активности четырехкомпонентной композиции. Селективность образования метана снижается, а селективность C2+ растет. В качестве альтернативного применения наночастицы четырехкомпонентного сплава CoCuFeNi высоко зарекомендовали себя как питательные вещества для биостимуляции роста растений. Суспензия с наночастицами увеличивает высоту побегов кресс-салата на 12%, а масличной редьки на 50%. Более того, питательная смесь значительно замедляет активность вредоносных бактерий, показав свойства классического антибиотика.

 

Публикации

1. Евдокименко Н., Ермекова Ж., Росляков С., Ткаченко О., Капустин Г., Биндюг Д., Кустов А., Мукасьян А. Sponge-like CoNi Catalysts Synthesized by Combustion of Reactive Solutions: Stability and Performance for CO2 Hydrogenation Materials, 5129, 15, 15 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/ma15155129

2. Романовский В., Росляков С., Трусов Г., Периакаруппан Р., Романовская Е., Чан Х., Московских Д. Synthesis and effect of CoCuFeNi high entropy alloy nanoparticles on seed germination, plant growth, and microorganisms inactivation activity Environmental Science and Pollution Research, 30, pages 23363–23371 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/s11356-022-23918-5

3. - Российские ученые заявили о получении вещества, которое сможет замедлить глобальное потепление news.rambler.ru, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Установленные в рамках проекта закономерности, выявляющие взаимосвязь между параметрами предлагаемых энергоэффективных методов синтеза, структурой и вытекающими свойствами катализаторов, могут быть чрезвычайно полезными при проектировании эффективных поликомпонентных катализаторов процесса гидрирования СО2 для программирования его характеристик. Применение катализаторов с уникальной управляемой структурой и точно заданным составом, позволит усовершенствовать существующие каталитические технологии и повысить энергоэффективность, расширить перечень и снизить стоимость процессов получения полезных продуктов из СО2.