КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 20-18-00269
НазваниеГорная промышленность и раннезаводская культура в языке, народной письменности и фольклоре Урала
РуководительНапольских Владимир Владимирович, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", Пермский край
Период выполнения при поддержке РНФ | 2020 г. - 2022 г. |
Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология
Ключевые словарегиональная культура, Урал, русский и финно-угорские языки, топонимия, неофициальная геммонимия, фольклорно-языковые образы минералов и металлов, горнозаводской фольклор, народная письменность
Код ГРНТИ16.00.00
СтатусУспешно завершен
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект нацелен на комплексное исследование культурной специфики Урала, связанной с освоением недр, – в том виде, в каком она отразилась в данных языка, фольклора и народной письменности. Методами филологии и смежных дисциплин предлагается изучить выработанные на этой территории в XVIII–XX вв. (а отчасти и в более ранее время) способы хозяйственного и символического освоения пространства, производство и становление новых культурных смыслов, специфические представления и практики, сложившиеся в среде соледобытчиков, рудознатцев, горнорабочих, камнерезов и других профессиональных групп.
Урал входит в число российских макрорегионов, культурная специфика которых изучена недостаточно. Эта культурно-географическая область осваивалась русским населением несколько столетий; значимой ее чертой является смешение русской культуры с традициями автохтонных народов. Важнейший фактор, определивший путь социально-экономического развития территории, связан с допромышленной и промышленной добычей полезных ископаемых. В конце XVI – XVIII вв. Урал стал одним из очагов возникновения горнозаводского типа культуры, где происходил сдвиг от аграрных с промышленным способам производства, формировался человек, ценности и смыслы Нового времени в их российском варианте. Проблематика горнозаводского Урала хорошо разработана в историческом аспекте, однако в области лингвистики и фольклористики здесь остается обширное поле для интерпретаций, обусловленное значительным количеством нерассмотренного материала и возможностью проведения новых полевых исследований. Значимость комплексного анализа региональной культуры определяется запросом общества на реконструкцию «размытой» в советское время местной региональной памяти, а также необходимостью раскрыть богатый культурно-семиотический потенциал горнозаводского Урала.
В цели и задачи проекта входит анализ неноменклатурной геммонимии, представленной в диалектной и профессиональной речи уральцев; исследование образов руды, металлов (меди, олова, железа), сплавов и соли в уральской культурно-языковой традиции и более широком культурно-языковом контексте; рассмотрение эволюции топонимической системы региона под влиянием языковых, технологических, экономических факторов; изучение истории возникновения и трансформации наименований соли в финно-угорских языках; решение вопроса об этноязыковых контактах и их влиянии на профессиональную лексику, систему геммонимии и топонимии – как в границах уральского региона, так и в сопоставлении с другими регионами России. Также предполагается рассмотрение прозаических жанров уральского горнозаводского фольклора, систематизация их мотивного и сюжетного состава, описание основных моделей семиотизации природных и промышленных объектов, изучение отражения горнозаводских реалий в народной письменности. Предметом исследования послужат как отдельные языковые единицы (лексика и фразеология), так и целые фольклорные и «наивно»-письменные тексты. Полученные результаты позволят глубже понять роль языка как средства культурной адаптации человека к новому ландшафту, как инструмента для фиксации нового хозяйственного, социального, культурного опыта.
Анализ языковых данных, связанных с наименованиями соли, камней, руд, металлов, – актуальное направление современного сравнительного языкознания, социо- и этнолингвистики. Основным материалом при этом чаще становятся данные письменного языка, тогда как живые народные говоры и социолекты, привлечение которых предусматривает данный проект, анализируются значительно реже. Глубинные культурные сдвиги, позволившие осуществить переход от крестьянского мировоззрения и уклада к промышленному горнозаводскому этосу, нашло отражение не только в языке, но и в богатом фольклоре Урала (а в более позднее время – в произведениях т. н. народной письменности). В силу того, что российская фольклористика в основном сконцентрирована либо на классическом (по преимуществу крестьянском), либо на современном городском фольклоре, устные традиции сел и поселков, чье прошлое или настоящее связано с горнодобывающей промышленностью, камнерезным промыслом и другими некрестьянскими видами деятельности, составляют сегодня наименее исследованную область фольклорной словесности. Непрофессиональная (народная, «наивная») письменность стала объектом филологического анализа сравнительно недавно, в связи с чем форма и содержание подобных текстов, их связь с устной локальной и семейной традицией, равно как и теоретико-методологические принципы их изучения, составляют актуальную область современной лингвистики и литературоведения.
Новизна предлагаемого проекта определяется как значительным количеством новых языковых и культурных данных, которые планируется ввести в научный оборот, так и обновленными методами их изучения. От сходных исследований, посвященных изучению региональных форм традиционной культуры, предлагаемый проект отличает не только междисциплинарный характер и более широкий спектр материалов и методов, но и выраженный интерес к особому – горнозаводскому – типу поселений, к народным говорам, социолектам, устным и письменным нарративам некрестьянского населения Урала.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта народные традиции и говоры Урала будут рассмотрены с точки зрения отражения в них процесса колонизации региона, хозяйственного и символического освоения ландшафта усилиями пришлого и автохтонного населения, формирования особого этоса горнозаводских рабочих. Исследование региональной лексики (диалектной, социолектной, топонимической), позволит реконструировать важные составляющие лингвокультурного опыта местных жителей; русская речь горнозаводского населения Урала будет представлена с точки зрения отражения в ней региональной профессиональной культуры. Горнозаводской фольклор будет осмыслен как социокультурный феномен, отражающий традиционные и новые способы взаимодействия человека с природой и социумом. Обнаруженные образцы современной народной письменности будут проанализированы как культурные артефакты, встроенные в культурный контекст уральской горнозаводской культуры или памяти о ней.
Предполагается, что реконструкция фрагмента традиционной картины мира (прежде всего в ее горнозаводской модификации), связанная с представлениями о полезных ископаемых – недрагоценных металлах, рудах и соли, – станет заметным вкладом в этнолингвистику. Введение в научный оборот нового лексического материала, полученного в ходе направленных опросов уральских ювелиров и камнерезов, будет способствовать развитию диалектной и региональной лексикологии и лексикографии. Прояснение истории происхождения названий металлов и минералов в финно-угорских языках продвинет эту область сравнительного языкознания, а также позволит уточнить процессы становления производящего хозяйства и металлургии на Урале и в целом в лесной зоне Северной Евразии. Введение в научный оборот уникального уральского топонимического материала и его интерпретация станут вкладом в развитие ономастики. Целенаправленный сбор и изучение горнозаводского фольклора расширит сложившееся в фольклористике представление о жанровых особенностях и сюжетно-мотивном составе фольклорных нарративов (семейных и династических рассказов, профессиональных преданий горнодобытчиков, приисковых рабочих, камнерезов и др.). Рассмотрение народной письменности, функционирующей в горнозаводских поселениях, в сопоставлении с данными локальных устных традиций, позволит прояснить вопрос о способах отражения в ней исторической памяти. Поставленные в проекте задачи, качество и охват материала, предлагаемый комплекс методов и методик соответствуют международному уровню исследований в перечисленных областях современной гуманитарной науки.
За время реализации проекта участники коллектива подготовят и сдадут в печать цикл научных статей (не менее 40); выступят на научных конференциях с докладами (не менее чем с 30); создадут электронный каталог топонимов и микротопонимов Пермского края, отражающих промышленное освоение региона (не менее 200 единиц). Результаты работы найдут выражение в монографии В.В. Напольских о происхождении и эволюции названий соли в финно-угорских языках (не менее 6 а.л.), а также в коллективной монографии, посвященной горной промышленности и раннезаводской культуре в языке, народной письменности и фольклоре Урала (не менее 6 а.л.).
Ожидаемые итоги проекта будут иметь несомненную научную ценность и могут использоваться для дальнейших исследований в соответствующих областях знаний, а также при составлении региональных диалектных словарей. Однако результаты проекта могут найти и практическое применение: они будут востребованы в вузовском преподавании лингвистических дисциплин, курса русского фольклора, региональной истории и этнографии. Кроме того, отдельные разработки и материалы могут стать частью контента электронных ресурсов, связанных с регионалистикой, использоваться в брендинге территорий, при разработке туристических маршрутов и экскурсий, подготовке региональных празднично-фестивальных мероприятий.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Цель проекта заключается в комплексном исследовании культурной специфики Урала, связанной с освоением недр, – в том виде, в каком она отразилась в данных языка, фольклора и народной письменности. Методами филологии и смежных дисциплин участники научного коллектива изучают выработанные на этой территории способы хозяйственного и символического освоения пространства, специфические представления и практики, лексику и фольклорные нарративы, сформировавшиеся в среде горнорабочих, рудознатцев, золотопромышленников, камнерезов, ювелиров и других профессиональных групп, а также у автохтонных народов Северного и Среднего Урала.
В первый год работы по проекту начато изучение комплекса представлений о соли, рудах и камнях в наивном языковом сознании, показана их связь с различными типами хозяйственной деятельности. Изучены наименования соли в селькупском и угорских языках. Выявлено, что хантыйское и северномансийское названия соли как консерванта заимствованы обскими уграми – охотниками и рыболовами из языков пермян, знакомых с земледелием и скотоводством, в первой половине – середине I тыс. н. э. Подробно рассмотрено допромышленное использование металлов, в частности изготовление и функционирование женских шумящих украшений Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. Основными семиотически значимыми характеристиками подобных изделий являются материал (цветной металл) и способность издавать звук, что позволяет предположить наличие у них апотропейной функции. В XVIII – нач. XX вв. важным, хотя и локально распространенным на Урале промыслом становится золотодобыча. Лингвистический анализ названий копей, приисков, рудников, жил и других искусственных и естественных объектов, связанных с разработкой месторождений золота, показывает, что значительная их часть мотивирована антропонимами. Также мотивирующей основной может выступать лексика религиозной сферы и указание на географическое положение, что может определяться экстралингвистическим фактором, а именно официальным административным регулированием системы наименований.
В ходе реализации проекта подробно рассмотрены неофициальные названия камней и связанные с ними традиционные представления. Заметное место в народных магико-медицинских практиках русского населения Пермского Прикамья играют природные камни особой формы или происхождения, наименования которых связаны с метеорологической сферой («грозовые», «громовые»); такие номинации и стоящие за ними поверья находят параллели в традициях других славянских народов. Изучение геммонимов поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней показывает, что некоторые русские неофициальные наименования возникают как калька с западноевропейских (марьино стекло, кошачье золото, кошачье серебро и др.). Особую группу составляют обозначения, включающие названия минералов или металлов другого вида – как правило, наделяемых большей ценностью (золото и др.). К числу малоизученных относится профессиональная лексика ювелиров, в т.ч. обозначения процесса огранки и шлифовки; ее анализ также выявил заимствованный характер значительного числа лексем. Для неофициальных наименований камней, процессов их добычи и обработки участниками проекта вводится термин «нонстандартная лексика камня»; внутри обозначаемой им совокупности разнородных лексических единиц выделяются различные социолингвистические пласты: диалектный; профессиональный и жаргонный; арготический; просторечный.
Еще одно направление исследований связано с изучением моделей семиотизации природного и культурного ландшафта Урала, которая находит выражение в ритуальных практиках и фольклорных нарративах. Рассмотрение реальных случаев почитания природных камней-валунов коми-пермяками позволяет выявить некоторые модели, возникшие в период контактов с русским населением и относящиеся к традиционным. Происхождение валунов связывается с древними великанами, богатырями, силачами, первыми насельниками края; выделенность отдельных камней из природного ландшафта маркируют оронимы. Сакральный статус объекта легитимизируется легендами о его небесном происхождении (камень – седло Ильи Пророка) или связью с христианским персонажем (святой плыл на камне по реке, молился на нем и т.д.). В более позднее время на отношение к валунам и рассказам о них влияет естественно-научное знание (камень – метеорит). В период русской колонизации XV – XVI вв. Средний Урал функционирует как территория фронтирного типа; объектом сакрализации в Северном Прикамье становятся погребения, возникшие в результате набегов со стороны местных зауральских народов. Такие места отмечаются часовнями, включаются в крестные ходы; с ними связываются устные предания и легенды. Устойчивость локальных культов оказывается лучше на территориях с доминированием традиционных форм труда (Чердынь, Искор), тогда как в зонах промышленного развития историческая память угасает и трансформируется (Соликамск) либо подобные культы изначально имеют редуцированный вид и быстро исчезают (Усолье и окрестности).
Становление Урала как крупного промышленного региона связано с возникновением сети медеплавильных и железоделательных заводов, большая часть которых была основана в ХVIII в. Сложность и многослойность горнозаводского типа культуры, проявившаяся в языке, обрядовых практиках и фольклоре, обусловлена усложненной социальной структурой, включавшей служащих, мастеровых, подзаводских рабочих и крестьян, а также неоднородным конфессиональным составом населения. Специфика заводских поселений обусловливалась особой планировочной структурой с прудом, плотиной, производственными корпусами; в культурный ландшафт входила ближайшая округа с лесными дачами, рудниками и другими объектами производственного цикла. Использование культурно-географического подхода позволяет выявить структуру таких сложно организованных пространств, включавших не только промышленные, но и церковные объекты. Сакральный ландшафт горнозаводского поселения формировался при участии православной церкви; жизнь рабочих во многом определялась церковным календарем. Система ритуально-праздничной коммуникации связывала завод и сельскую местность, что выражалось в крестных ходах из завода в деревню, сохранении общих календарных праздников. Заводские варианты празднеств могли включать особые обычаи и обряды, связанные с производственными процессами. С XIX в. фиксируется активное распространение в заводской среде городских форм праздничной культуры.
В дальнейшем превращение многих заводских поселений в города, как и значительный миграционный приток нового населения, размыл традиционные заводские комплексы материальной и духовной культуры. Другим фактором, способствующим их забвению, является отсутствие действующих заводов на значительной части обследованных территорий. Тем не менее «заводской текст» присутствует в современных устных нарративах жителей, проявляется в исторических и топонимических преданиях, устной истории. Элементы заводской культуры сохраняются в планировке и организации поселений, деталях интерьера, обиходно-бытовых практиках. Заводская идентичность проявляется и в обширном пласте наивно-письменных текстов (биографий, мемуаров, родословных, любительских краеведческих описаниях), продуцируемых жителями либо хранящихся в семейных и местных музейных архивах.
Комплексное исследование, реализуемое участниками проекта, предполагает работу с источниками различного типа (тематическая литература, словари, научные картотеки и проч.). Лингвистический материал был пополнен сбором лексических данных, осуществляемых учеными как на специализированных интернет-форумах, так и в пространстве города (интервьюирование представителей определенных профессиональных сообществ: камнерезов, ювелиров и проч. – жителей Екатеринбурга и других уральских городов). Также осуществлен поиск архивных неопубликованных документов в фондах Государственного архива Пермского края и ряда районных музеев. В ходе архивных изысканий были скопированы документы различной тематики: рукописи, воспоминания, фотографии, картографические данные. Для сбора фольклорно-этнографических сведений и диалектной лексики осуществлены экспедиционные исследования в городах, поселках и селах Пермского Прикамья, связанных с деятельностью горных заводов (Чусовской, Лысьвенский, Горнозаводской, Александровский, Юсьвинский, Добрянский, Пермский районы Пермского края).
Итоги исследований представлены в монографии А.В. Вострокнутова «Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. н. э.: культурно-хронологическая и технологическая идентификация», а также в цикле статей и тезисов (17 публикаций, в т.ч. 6 – в изданиях, индексируемых в базах Scopus и WoS). Участники проекта выступили с 14 докладами на всероссийских и международных научных конференциях в России и за рубежом.
Публикации
1. Березович Е.Л. К изучению нонстандартной лексики камня в русском языке: постановка вопроса Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, - (год публикации - 2020)
2. Березович Е.Л., Демкина И.Т., Спиридонов Д.В. Еще раз об имени в свете проблемы «Wörter und Sachen»: «марьино стекло» в русском и западноевропейских языках Вопросы ономастики, Т. 17. № 2. С. 135–165. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.2.021
3. Березович Е.Л., Кучко В.С. О явлении культурной ремотивации при калькировании лексики: кошачье золото и кошачье серебро в минералогической терминологии Русский язык в научном освещении, - (год публикации - 2021)
4. Березович Е.Л., Кучко В.С. Явление видовой замены в номинациях минералов и металлов (на примере названий, включающих лексему «золото») Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, - (год публикации - 2020)
5. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт заводских поселений Прикамья на примере Добрянского завода Актуальные проблемы изучения исторических городов-заводов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (22-23 сентября 2020 г., Ижевск), с. 213-218 (год публикации - 2020)
6. Вострокнутов А.В. Формирование православного ландшафта Горнозаводского Урала как способ освоения пространства Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Свое-чужое: опыт культурного взаимодействия» (Строгановские чтения – XVI). Усолье, - (год публикации - 2020)
7. Вострокнутов А.В. Некоторые аспекты семантики шумящих украшений Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. (материал изготовления и звук) Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, Выпуск XVII. с. 115-121 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24412/2658-7637-2020-17-115-121
8. Королева С.Ю. Камни-валуны в преданиях о первых насельниках края (динамика этнокультурной традиции Северного Прикамья) Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, - (год публикации - 2020)
9. Королева С.Ю., Брюханова М.А. «Демидовское время»: Бымовской завод в рассказах местных жителей "Свое - чужое": опыт культурного взаимодействия (Строгановские чтения - XVI). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Усолье, - (год публикации - 2020)
10. Королева С.Ю., Колегова О.А. Память о средневековых набегах и “убиенных родителях” в Северном Прикамье: церковный культ, народные практики, фольклорные нарративы Slavica Slovaca, № 3. С. 385 - 398. (год публикации - 2020)
11. Костылев Ю.С. Дореволюционные названия объектов Березовского месторождения золота Вопросы ономастики, Т. 17. №3. С. 226–240. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.3.041
12. Напольских В.В. Происхождение названий соли в селькупском и угорских языках Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 22. № 4 (202) (год публикации - 2020)
13. Русинова И.И. «Грозовые» и «громовые» камни в традиционной культуре Пермского края: семантика и использование в магических практиках Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, Том 12, вып. 4 (год публикации - 2020)
14. Черных А.В. Специфика календарной обрядности на уральских горных заводах в конце XIX - первой половине XX вв. Актуальные проблемы изучения исторических городов-заводов. Всероссийская научно-практическая конференция (22-23 сентября 2020 г. Ижевск), Ижевск, 2020. С. 200 - 206 (год публикации - 2020)
15. Черных А.В. Заводские поселения Урала: особенности традиционной культуры и перспективы ее изучения Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Свое-чужое: опыт культурного взаимодействия» (Строгановские чтения – XVI). Усолье, - (год публикации - 2020)
16. Вострокнутов А.В. Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI - XIV вв. Культурно-хронологическая и технологическая идентификация Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI - XIV вв. Культурно-хронологическая и технологическая идентификация. Издательство "Маматов", Санкт-Петербург, - (год публикации - 2020)
17. Борисова Е.О. Лексика огранки камня в аспекте ее происхождения Сб. мат-лов Казанского межд. лингвистического саммита «Вызовы и тренды мировой лингвистики», посвященного 175-летию основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ и 145-летию начала его работы в Казанском университете, - (год публикации - 2020)
18. Костылев Ю.С. Наименования объектов Березовского месторождения золота отантропонимического происхождения Сб. мат-лов Казанского межд. лингвистического саммита «Вызовы и тренды мировой лингвистики», посвященного 175-летию основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ и 145-летию начала его работы в Казанском университете, - (год публикации - 2020)
Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Научные результаты второго года реализации проекта связаны с изучением комплекса представлений о соли, камнях и металлах в наивном языковом сознании, с исследованием топонимической системы раннепромышленного Урала, с описанием образов, сюжетов и мотивов горнозаводской фольклорной прозы и жанрово-стилевых особенностей местной народной письменности, с изучением исторической памяти жителей заводских поселений.
Допромышленные способы хозяйствования, характерные для автохтонных народов, были реконструированы в ходе диахронного лингвистического исследования, направленного на изучение происхождения названий соли в уральских языках. В научный оборот введен обширный пласт языковых данных, скорректированы или подкреплены некоторые ранее сложившиеся в языкознании гипотезы, связанные с этимологией ряда лексем, обозначающих соль и процесс соления. Сделан вывод о том, что все названия соли в уральских языках являются относительно поздними инновациями, часть которых – заимствования, указывающие на направления культурных контактов в эпоху позднего неолита и бронзового века. Возможность реконструировать для прауральского и прафинно-угорского уровня названия соли и обозначения соленого вкуса отсутствует, однако в указанный период в этих языках существовали термины, обозначавшие кисло-солено-горький вкус; их наличие связывается со специфичными способами квашения мяса и рыбы, что характерно для культур с доминированием охоты и рыболовства. Монографическое исследование руководителя проекта В.В. Напольских вносит существенный вклад в историческое и сравнительное языкознание. Рукопись монографии завершена; издание книги «Названия соли в уральских языках» запланировано на первую половину 2022 г.
Другая линия исследований, реализованная в проекте, нацелена на изучение представлений о камнях в языке и культуре. Эти представления относятся к более поздним историческим периодам и связаны с развитием ювелирного и камнерезного дела. Участниками проекта уточнен круг языковых явлений, который может быть отнесен к так называемой лексике камня, проделано семантико-мотивационное изучение русских неофициальных геммонимов (достаточно слабо представленных в словарях), в частности проанализированы оттопонимические и отэтнонимические наименования минералов. Предложена новая этимология геммонима «тальян», рассмотренного в широком культурно-языковом контексте. В ходе анализа профессиональных сайтов и интервьюирования собран и впервые введен в научный оборот широкий ряд наименований, связанных с лексикой уральского ювелирного дела. Выявлены основные тематические группы, которые могут быть отнесены к лексике огранки (части ограненного камня, этапы работы над камнем, названия готовых изделий, оценка полученного результата и др.). Поскольку терминосистема ограночного искусства до сих пор крайне мало отражена в лингвистических словарях, проделанное исследование вносит вклад в область лексикологии и лексикографии.
Сложившиеся ранее и существующие сегодня особенности добычи и обработки поделочных и драгоценных камней составляют контраст по отношению к традиционным моделям использования минералов. В крестьянской культуре ценность минерала определяется не только его собственно товарными свойствами: в категорию ценных попадают и те камни, которые в силу внешнего вида и/или способа появления наделяются магическими качествами. Некоторые наименования камней (например, громовая стрела) и способы лечения ими широко распространены в культуре русских, равно как и в традициях других славянских народов. Введенный в научный оборот материал с территории Пермского Прикамья расширяет представление о региональных вариантах известных представлений и практик. Особый семиотический статус получают в народной культуре и некоторые крупные камни-валуны. Сведения, относящиеся к традиции южных коми-пермяков, показывают вариативность и пластичность подобных верований, а также смену доминирующих моделей семиотизации камней как природных объектов, превращаемых в предмет почитания.
Картину использования природных ресурсов на Среднем Урале и в соседних регионах, а также отражения этих процессов в языках и диалектах дополняет изучение культурно-языковых «портретов» металлов. Описано использование олова и оловянных изделий в народной традиции (гадания, народная медицина), выявлены свойства олова, наиболее релевантные для наивного носителя русского языка и закрепленные во вторичной семантике слов, образованных от названия этого металла.
Процессы промышленного освоения недр Урала находят отражение в топонимии. Участниками проекта рассмотрены названия объектов уральских месторождений жильного кварца и горного хрусталя, выявлена мотивация наименований, прослежены основные номинативные стратегии их наречения.
Фольклорно-этнографическое направление исследований позволило аналитически описать ряд параметров горнозаводской культуры Урала. Охарактеризованы особенности сакрального ландшафта уральских горных заводов, выявлена специфика календарно-обрядовых циклов и праздничной культуры горнозаводских поселений, введены в научный оборот редкие хрононимы. Установлена роль языкового фактора в формировании особой идентичности жителей горных заводов. Описаны современные культурно-языковые механизмы, позволяющие поддерживать идентичность и сохранять память о заводах после их закрытия. В число таких механизмов входит функционирование промышленной микротопонимии, заводской терминологии и связанных с ней паремийных выражений; материальным воплощением «индустриальной памяти» становятся предметы, имеющие заводское происхождение или сделанные бывшими заводчанами. Выделены маркеры «наивности» локальных краеведческих текстов непрофессиональных авторов, описывающих историю и культуру заводских поселков. Получила целостное описание одна из микролокальных горнозаводских традиций – традиция п. Курашим Пермского района.
Также члены научного коллектива осуществили полевые исследования, направленные на сбор нового лингвистического и фольклорно-этнографического материала. В г. Екатеринбурге проведено интервьюирование представителей ювелирного дела, собрана профессиональная лексика, связанная с художественной обработкой камня. Проведена полевая работа в г. Реж, Режевском городском округе, Пригородном районе Свердловской области, направленная на фиксацию лексики камнедобычи и кустарной обработки камня. Осуществлено два экспедиционных выезда в п. Красный Ясыл Ординского района Пермского края и окрестные населенные пункты, где сложилась особая региональная традиция резьбы по гипсу и его волокнистой разновидности – селениту. Впервые проведено лингвистическое и фольклорно-этнографическое исследование местного камнерезного дела, собран обширный пласт профессиональной и диалектной лексики (наименования каменных карьеров, камней, процессов их добычи и обработки, инструментов, а также людей, причастных к камнерезному промыслу), записаны автобиографические и семейные династические нарративы, отражающие профессиональную идентичность сообщества камнерезов. Представления о камнях-валунах в традиции коми-пермяков изучены на примере традиции с. Ошиб в Кудымкарском районе Коми-Пермяцкого округа. Широкий пласт сведений о горнозаводской культуре был собран в ходе полевой работы и интервьюирования жителей в г. Очёр Очерского района, п. Ашап Ординского района и п. Шермейка Бардымского района Пермского края, где в прошлом располагались заводские поселения. Всего в течение года проведено 8 экспедиционных выездов общей продолжительностью 24 дня.
В рамках XIII Международного социально-культурного форума «Грибушинские чтения–2021. Кунгурский диалог» участники проекта совместно с сотрудниками Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника организовали Форум этнографов, фольклористов и этнолингвистов «Горные промыслы и горнозаводской ландшафт в традиционной культуре». В нем приняли участие 15 исследователей из Екатеринбурга, Перми, Магнитогорска, Миасса, Усть-Катава, Соликамска, представивших доклады по тематике проекта.
За отчетный период участники исследовательского коллектива подготовили и сдали в печать 19 научных работ. Издана коллективная монография «Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод» (авторский коллектив: А.В. Черных (отв. ред.), И.И. Русинова, С.Ю. Королёва, А.В. Вострокнутов и др. Санкт-Петербург: Маматов, 2021. 486 с.). Также подготовлено 18 публикаций (14 статей и 4 тезисов) в научных изданиях, из них 4 статьи – в журналах, индексируемых в международных базах Scopus, WoS.
Материалы и результаты исследований были представлены участниками научного коллектива в 20 докладах (из них 4 – пленарных) на всероссийских и международных научных конференциях в г. Москве, Казани, Перми, Томске, Ульяновске и других городах, в том числе за рубежом (Польша, Сербия).
Публикации
1. Березович Е.Л. Из русской народной геммонимии: тальян Русская речь, № 4. С. 61–76. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S013161170016215-5
2. Березович Е.Л., Кривощапова Ю.А. Топонимы и этнонимы как основа наименований минералов Ономастика Поволжья. Мат-лы XIХ Международной научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения лексикографа, собирателя фольклора и русского писателя В. И. Даля. Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга»., С. 278–285. (год публикации - 2021)
3. Борисова Е.О. Лексика художественной обработки камня на Урале Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология., - (год публикации - 2022)
4. Вострокнутов А.В. Особенности наименований храмов горнозаводских поселков Пермской губернии Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, Выпуск XIX, с.155-168 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/2658-7637-2021-19-155-168
5. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт горнозаводских поселений Пермского края: сравнительный анализ Вестник Пермского федерального исследовательского центра, Выпуск 4. с.70-81 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.7242/2658-705X/2021.4.7
6. Клюйкова Е.А. "Деревенское" и "городское" в культуре горнозаводского поселения (по наивным письменным материалам из с. Бым Кунгурского района Пермского края) Филология в XXI веке, № 2(8). С. 68-73. (год публикации - 2021)
7. Королёва С.Ю., Клюйкова Е.А. Память о Майкорском заводе в языке и семейных рассказах местных жителей Социо- и психолингвистические исследования, Вып. 9. С. 118-133. (год публикации - 2021)
8. Королёва С.Ю., Четина Е.М., Брюханова М.А. Путешествия святого камня (фольклорные нарративы о почитаемом валуне в с. Архангельском Юсьвинского района) Славянская традиционная культура и современный мир. Санкт-Петербург: Маматов., Вып. 21. С. 56-79. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/cl-35953-2021-1-56-79
9. Костылев Ю.С. Наименования объектов хрусталеносных месторождений Приполярного и Южного Урала в сопоставительном аспекте Вопросы ономастики, Т. 18. № 3. С. 225–237 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2021.18.3.041
10. Костылев Ю.С. Наименования объектов южноуральских месторождений пьезокварца с точки зрения стратегий номинации Ономастика Поволжья: мат-лы XIX Межд. науч. конф., посв. 220-летию со дня рождения лексикографа, собирателя фольклора и русского писателя В. И. Даля. Оренбург, 11–12 ноября 2021 г. Оренбург: Издательство «Оренбургская книга»., С. 278–285. (год публикации - 2021)
11. Кучко В.С. Олово в русской традиционной культуре: историко-лингвистический очерк Шаги / Steps, - (год публикации - 2022)
12. Русинова И.И. Камни в народной магии и медицине русских Пермского края: виды, названия, способы и правила использования Традиционная культура, Т.22. Выпуск 4. С.27-39 (год публикации - 2021)
13. Черных А.В. Уральские заводы: этнокультурные границы и особенности идентичности Антропология и этнология: современный взгляд, с.138-152 (год публикации - 2021)
14. Черных А.В. «Графские столы»: о некоторых местных праздниках на заводах Урала Живая старина, №3 (111). С.25-27 (год публикации - 2021)
15. Черных А.В. Праздничная культура уральских горных заводов: локальная традиция Добрянского завода Археология, этнография и антропология Евразии, Том 49 № 2. С.102-109 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17746/1563-0102.2021.49.2.102-109
16. Черных А.В.,Русинова И.И., Кашаева Ю.А., Вострокнутов А.В., Королёва С.Ю., Вайман Д.И., Сивков О.С., Брюханова М.А. Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод: материалы и исследования Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод: материалы и исследования. Санкт-Петербург: Маматов., 486 с. (год публикации - 2021)
17. Березович Е.Л. Лексика камня как «новый» объект диалектологических исследований Актуальные проблемы русской диалектологии. Материалы Международной конференции 29–31 октября 2021 г. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН., С. 28-31. (год публикации - 2021)
18. Березович Е.Л. Этнолингвистика в Екатеринбурге: новые направления I Miedzynarodowy Kongres Etnolingwistyczny: Tezy referatów [I Международный конгресс этнолингвистов]. Люблин: Uniwersytet Marii Curie-Skłodowskiej [Университет М. Склодовской-Кюри], С. 47-49. (год публикации - 2021)
19. Королёва С.Ю. Маркеры «наивности» в краеведческих описаниях горнозаводских поселений Фольклор и антропология профессий: Материалы XXI Международной школы по фольклористике и культурной антропологии [Электронное издание]. Москва: РАНХиГС; РГГУ., С. 45-49. (год публикации - 2021)
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В итоговый год работа по проекту осуществлялась в нескольких направлениях: были проведены полевые исследования Среднего Урала; продолжено изучение этимологии названий руд и минералов; рассмотрен комплекс представлений о соли и камнях в наивном языковом сознании; проанализирована топонимическая система промышленных территорий; выявлены особенности горнозаводской фольклорной прозы, устных рассказов, наивно-письменных текстов.
В 2022 г. участники исследовательского коллектива осуществили восемь экспедиционных выездов на территории Свердловской области и Пермского края и обследовали семь территорий. Состоялись поездки в г. Реж, п. Нейво-Шайтанский Алапаевского района и два выезда в г. Сысерть Свердловской области (рук. Е.Л. Березович, Е.О. Борисова). В ходе полевой работы зафиксирована новая лексика, обозначающие этапы добычи и обработки камня, наименования драгоценных и поделочных камней, мифологические сюжеты о духах – «хранителях» камня. В западной части Урала обследовано четыре поселения – бывших горных завода промышленников Демидовых и Строгановых. В ходе экспедиций в с. Ножовка и с. Верх-Рождество Частинского района (рук. А.В. Черных, А.В. Вострокнутов), с. Кын Лысьвенского района и с. Кува Кудымкарского района Пермского края (рук. С.Ю.Королёва) собран языковой и фольклорно-этнографический материал, связанный с памятью о горнозаводской культуре. Признаками уникальности обладает пласт фольклора «сплавщиков», водивших по реке Чусовой суда с заводской продукцией. Записаны исторические предания, высказывания об идентичности, рассказы о заводских постройках; проведена фотофиксация заводских артефактов и объекты местного природно-культурного ландшафта. Полученные данные, наряду с ранее собранными материалами, стали источниковой базой для исследований по проекту.
Издана подготовленная в 2021 году монография руководителя проекта В.В. Напольских «Названия соли в уральских языках». В основе исследования лежит метод палеоисторической реконструкции, позволяющий сочетать данные сравнительного языкознания с археологией и этнографией. Книга содержит множество наблюдений, гипотез и выводов в области уральской этимологии и компаративной лингвистики и вносит существенный вклад в эту область научных знаний (http://www.psu.ru/news/v-ramkakh-nauchnogo-proekta-pgniu-vyshla-kniga-o-proiskhozhdenii-nazvanij-soli-v-uralskikh-yazykakh).
Научные результаты третьего года реализации проекта связаны с изучением этимологии и семантики лексических единиц, обозначающих металлы либо относящихся к т. н. лексике камня. Сформировано целостное представления о культурно-языковом образе ряда минералов и минералоидов, значимых для культуры Урала и России; в частности, разработаны культурно-языковые «портреты» аметиста, жемчуга и соли.
Диахронное изучение наименований металлов позволило поставить под сомнение традиционную этимологию прауральского *waśke ‘металл; медь’ и предложить альтернативные пути возникновения соответствующих лексем в прапермском, прасамодийском и других языках. Осуществлено исследование «соляной» лексики в русских говорах, описано использование этого минерала в магико-медицинских и обрядовых практиках. Изучение неофициальной геммонимии и геммологии пополнилось подробно рассмотренным культурно-языковым образом аметиста, получили объяснения некоторые неофициальные наименования этого камня. Подробно изучен образ жемчуга в русском фольлкоре, выявлены его собственные символические значения, а также смыслы, возникающие в связке с типичными образами-«партнерами». Исследование ювелирной лексики выявило значимость оттопонимической модели в наименованиях огранок, а также показало стилистическую неоднородность лексем, обозначающих обработку камня. Изучено влияние горнозаводской культуры на уральскую топонимическую систему, выявлена высокая степень искусственности систем, возникших в 1920-1930-е гг., при одновременном сохранении некоторых традиционных моделей номинаций объектов.
Актуальная для Урала область «наивной» геологии включает представления о духах – «хранителях» камня, чьи наименования-мифонимы были систематизирован по производящим основам. Исследованы коми-пермяцкие традиционные представления о камнях-валунах, выявлены основные причины и модели их мифологизации. Рассмотрено формирование вдоль реки Чусовой сакрального ландшафта, образованного храмами и их посвящениями; выявлен «очаговый» характер этого ландшафта и типичные модели именования сельских и горнозаводских церквей. На примере конкретной локальной традиции бывшего горнозаводского поселка описаны процессы «материализации» и функционирования памяти о заводе; в устной истории о затоплении заводской территории выявлен ряд стереотипных мотивов, которые находят параллели в наивно-письменных текстах и устных традициях других регионов. Обобщающее изучение традиционной культуры горнозаводских поселений позволяет ввести понятие «заводской текст», куда предлагается включать собственно фольклорные сюжеты и устные рассказы о заводском прошлом, высказывания о региональной и локальной идентичности, коллективные прозвища и другие элементы устной традиции, отражающие горнозаводскую специфику. Все перечисленные направления исследований нашли воплощение в публикациях участников проекта.
Выполнявшиеся в течение трех лет исследования, посвященные лексике камня, а также связанным с камнями традиционным верованиям и ритуальным практикам, послужили основной для итоговой коллективной монографии «Камень в языке и культуре» под ред Е.Л. Березович и А.В. Черных. В книге содержатся разделы «Лексика камня» и «Камень в фольклоре и ритуале», которые включают пятнадцать исследовательских очерков. Работа над электронным макетом книги завершена, ее издание планируется в 2023 году.
Всего в течение 2022 г. в рамках работы по проекту издана одна монография (еще одна подготовлена к изданию), написано 18 научных работ – тезисов и статей. Из них 4 статьи опубликованы в журналы из списка WoS/Scopus, 2 статьи – из списка RSCI; все публикации индексируются в базе данных РИНЦ. В течение года членами научного коллектива прочитано 16 пленарных и секционных докладов на 9 международных и 7 всероссийских научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Рязани и других городах.
Публикации
1. Березович Е.Л., Иванова Е.Э. К реконструкции системы горной мифонимии Урала: общий обзор Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / [редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 18-25. (год публикации - 2022)
2. Березович Е.Л., Кабакова Г.И. "Невинный камень": мотив вина в культурно-языковом образе аметиста Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной. СПб. : Нестор-История, 2022., С. 545-554. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31754/4469-2068-6.60
3. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт р. Чусовая: от сел и деревень к горным заводам Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, - (год публикации - 2022)
4. Клюйкова Е.А., Королёва С.Ю. Материализованная память. Вещи в устных рассказах о Майкорском заводе Живая старина, № 3 (115). С. 28-35. (год публикации - 2022)
5. Клюйкова Е.А., Королёва С.Ю., Брюханова М.А. От основания до затопления. Устная история Майкорского завода Живая старина, № 4 (116). С. 22-28. (год публикации - 2022)
6. Королёва С.Ю., Клюйкова Е.А., Швецова Н.А. Воспоминания о деконструкции завода в рукописях Николая Слобожанинова Живая старина, № 4 (116). С. 28-32. (год публикации - 2022)
7. Королёва С.Ю., Черных А.В. «Божий камень упал с неба»: функции фольклорных нарративов и современная динамика локальной традиции Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24. № 3. С. 99–117. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.047
8. Костылев Ю.С. Наименования искусственных объектов Ильменского государственного заповедника первого периода его развития (1920–1930-е гг.) Вопросы ономастики, Т. 19. № 3. С. 221–234. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2022.19.3.037
9. Кучко В.С. Русский жемчуг: историко-этнографический этюд Традиционная культура, Т. 23. № 4. С. 69–78. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.006
10. Кучко В.С. Жемчуг в русском фольклоре Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24, № 3. С. 118–138. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.048
11. Напольских В.В. «Прауральское» *waśke ‘металл, (? медь); украшение’ и его «дериваты» в пермских и угорских языках Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24. № 3. С. 66–81. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.045
12. Русинова И.И. «Соляная» лексика в русских говорах Филология в XXI веке, - (год публикации - 2022)
13. Русинова И.И. Соль в русских традиционных обрядах и магических практиках Пермского края Традиционная культура, - (год публикации - 2023)
14. Черных А.В., Вострокнутов А.В. «Мы раньше заводские были»: «заводской текст» и историческая память в бывших заводских поселениях Урала Традиционная культура, Т. 23. № 4. С.42–55 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.004
15. Напольских В.В. Названия соли в уральских языках Санкт-Петербург: "Маматов", 144 с. (год публикации - 2022)
16. Борисова Е.О. Социолингвистические особенности нонстандартной лексики, называющей обработку камня Тезисы 50-й Международной научной филологической конференции им. Л. А. Вербицкой. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022., Тезисы 50-й Международной научной филологической конференции им. Л. А. Вербицкой. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. С. 262–264. (год публикации - 2022)
17. Борисова Е.О. Оттопонимическая номинативная модель в ювелирной терминологии (на примере наименований огранок) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : мат-лы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. (2022 г.), Этнолингвистика. Ономастика.Этимология: материалы V Международной научной конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. С. 31–39. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3508-4
18. Королёва С.Ю. Антропонимы в фольклорных преданиях о первопоселенцах (на материале Северного Прикамья) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / [редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 134-140. (год публикации - 2022) https://doi.org/0000-0003-4246-907X
19. Кучко В.С. История освоения реалии как мотив номинации (на примере минералонимии) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : мат-лы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 151-156. (год публикации - 2022)
Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов проекта в экономике и социальной сфере определяется способностью гуманитарного знания оказывать влияние на социальные процессы. Разработанные участниками проекта материалы, методики анализа и полученные результаты могут быть использованы в системе образования для подготовки специалистов различного уровня, чьей необходимой компетенцией является этнокультурная компетенция. Результаты исследования будут также полезны с таких сферах, как развитие туризма, поддержка и продвижение национальной культуры питания (национальной кухни), актуализация народных промыслов. Эти и другие аспекты являются важной частью работы по сохранению нематериального культурного наследия народов России.