КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00269

НазваниеГорная промышленность и раннезаводская культура в языке, народной письменности и фольклоре Урала

РуководительНапольских Владимир Владимирович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", Пермский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2022 г. 

Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология

Ключевые словарегиональная культура, Урал, русский и финно-угорские языки, топонимия, неофициальная геммонимия, фольклорно-языковые образы минералов и металлов, горнозаводской фольклор, народная письменность

Код ГРНТИ16.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект нацелен на комплексное исследование культурной специфики Урала, связанной с освоением недр, – в том виде, в каком она отразилась в данных языка, фольклора и народной письменности. Методами филологии и смежных дисциплин предлагается изучить выработанные на этой территории в XVIII–XX вв. (а отчасти и в более ранее время) способы хозяйственного и символического освоения пространства, производство и становление новых культурных смыслов, специфические представления и практики, сложившиеся в среде соледобытчиков, рудознатцев, горнорабочих, камнерезов и других профессиональных групп. Урал входит в число российских макрорегионов, культурная специфика которых изучена недостаточно. Эта культурно-географическая область осваивалась русским населением несколько столетий; значимой ее чертой является смешение русской культуры с традициями автохтонных народов. Важнейший фактор, определивший путь социально-экономического развития территории, связан с допромышленной и промышленной добычей полезных ископаемых. В конце XVI – XVIII вв. Урал стал одним из очагов возникновения горнозаводского типа культуры, где происходил сдвиг от аграрных с промышленным способам производства, формировался человек, ценности и смыслы Нового времени в их российском варианте. Проблематика горнозаводского Урала хорошо разработана в историческом аспекте, однако в области лингвистики и фольклористики здесь остается обширное поле для интерпретаций, обусловленное значительным количеством нерассмотренного материала и возможностью проведения новых полевых исследований. Значимость комплексного анализа региональной культуры определяется запросом общества на реконструкцию «размытой» в советское время местной региональной памяти, а также необходимостью раскрыть богатый культурно-семиотический потенциал горнозаводского Урала. В цели и задачи проекта входит анализ неноменклатурной геммонимии, представленной в диалектной и профессиональной речи уральцев; исследование образов руды, металлов (меди, олова, железа), сплавов и соли в уральской культурно-языковой традиции и более широком культурно-языковом контексте; рассмотрение эволюции топонимической системы региона под влиянием языковых, технологических, экономических факторов; изучение истории возникновения и трансформации наименований соли в финно-угорских языках; решение вопроса об этноязыковых контактах и их влиянии на профессиональную лексику, систему геммонимии и топонимии – как в границах уральского региона, так и в сопоставлении с другими регионами России. Также предполагается рассмотрение прозаических жанров уральского горнозаводского фольклора, систематизация их мотивного и сюжетного состава, описание основных моделей семиотизации природных и промышленных объектов, изучение отражения горнозаводских реалий в народной письменности. Предметом исследования послужат как отдельные языковые единицы (лексика и фразеология), так и целые фольклорные и «наивно»-письменные тексты. Полученные результаты позволят глубже понять роль языка как средства культурной адаптации человека к новому ландшафту, как инструмента для фиксации нового хозяйственного, социального, культурного опыта. Анализ языковых данных, связанных с наименованиями соли, камней, руд, металлов, – актуальное направление современного сравнительного языкознания, социо- и этнолингвистики. Основным материалом при этом чаще становятся данные письменного языка, тогда как живые народные говоры и социолекты, привлечение которых предусматривает данный проект, анализируются значительно реже. Глубинные культурные сдвиги, позволившие осуществить переход от крестьянского мировоззрения и уклада к промышленному горнозаводскому этосу, нашло отражение не только в языке, но и в богатом фольклоре Урала (а в более позднее время – в произведениях т. н. народной письменности). В силу того, что российская фольклористика в основном сконцентрирована либо на классическом (по преимуществу крестьянском), либо на современном городском фольклоре, устные традиции сел и поселков, чье прошлое или настоящее связано с горнодобывающей промышленностью, камнерезным промыслом и другими некрестьянскими видами деятельности, составляют сегодня наименее исследованную область фольклорной словесности. Непрофессиональная (народная, «наивная») письменность стала объектом филологического анализа сравнительно недавно, в связи с чем форма и содержание подобных текстов, их связь с устной локальной и семейной традицией, равно как и теоретико-методологические принципы их изучения, составляют актуальную область современной лингвистики и литературоведения. Новизна предлагаемого проекта определяется как значительным количеством новых языковых и культурных данных, которые планируется ввести в научный оборот, так и обновленными методами их изучения. От сходных исследований, посвященных изучению региональных форм традиционной культуры, предлагаемый проект отличает не только междисциплинарный характер и более широкий спектр материалов и методов, но и выраженный интерес к особому – горнозаводскому – типу поселений, к народным говорам, социолектам, устным и письменным нарративам некрестьянского населения Урала.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта народные традиции и говоры Урала будут рассмотрены с точки зрения отражения в них процесса колонизации региона, хозяйственного и символического освоения ландшафта усилиями пришлого и автохтонного населения, формирования особого этоса горнозаводских рабочих. Исследование региональной лексики (диалектной, социолектной, топонимической), позволит реконструировать важные составляющие лингвокультурного опыта местных жителей; русская речь горнозаводского населения Урала будет представлена с точки зрения отражения в ней региональной профессиональной культуры. Горнозаводской фольклор будет осмыслен как социокультурный феномен, отражающий традиционные и новые способы взаимодействия человека с природой и социумом. Обнаруженные образцы современной народной письменности будут проанализированы как культурные артефакты, встроенные в культурный контекст уральской горнозаводской культуры или памяти о ней. Предполагается, что реконструкция фрагмента традиционной картины мира (прежде всего в ее горнозаводской модификации), связанная с представлениями о полезных ископаемых – недрагоценных металлах, рудах и соли, – станет заметным вкладом в этнолингвистику. Введение в научный оборот нового лексического материала, полученного в ходе направленных опросов уральских ювелиров и камнерезов, будет способствовать развитию диалектной и региональной лексикологии и лексикографии. Прояснение истории происхождения названий металлов и минералов в финно-угорских языках продвинет эту область сравнительного языкознания, а также позволит уточнить процессы становления производящего хозяйства и металлургии на Урале и в целом в лесной зоне Северной Евразии. Введение в научный оборот уникального уральского топонимического материала и его интерпретация станут вкладом в развитие ономастики. Целенаправленный сбор и изучение горнозаводского фольклора расширит сложившееся в фольклористике представление о жанровых особенностях и сюжетно-мотивном составе фольклорных нарративов (семейных и династических рассказов, профессиональных преданий горнодобытчиков, приисковых рабочих, камнерезов и др.). Рассмотрение народной письменности, функционирующей в горнозаводских поселениях, в сопоставлении с данными локальных устных традиций, позволит прояснить вопрос о способах отражения в ней исторической памяти. Поставленные в проекте задачи, качество и охват материала, предлагаемый комплекс методов и методик соответствуют международному уровню исследований в перечисленных областях современной гуманитарной науки. За время реализации проекта участники коллектива подготовят и сдадут в печать цикл научных статей (не менее 40); выступят на научных конференциях с докладами (не менее чем с 30); создадут электронный каталог топонимов и микротопонимов Пермского края, отражающих промышленное освоение региона (не менее 200 единиц). Результаты работы найдут выражение в монографии В.В. Напольских о происхождении и эволюции названий соли в финно-угорских языках (не менее 6 а.л.), а также в коллективной монографии, посвященной горной промышленности и раннезаводской культуре в языке, народной письменности и фольклоре Урала (не менее 6 а.л.). Ожидаемые итоги проекта будут иметь несомненную научную ценность и могут использоваться для дальнейших исследований в соответствующих областях знаний, а также при составлении региональных диалектных словарей. Однако результаты проекта могут найти и практическое применение: они будут востребованы в вузовском преподавании лингвистических дисциплин, курса русского фольклора, региональной истории и этнографии. Кроме того, отдельные разработки и материалы могут стать частью контента электронных ресурсов, связанных с регионалистикой, использоваться в брендинге территорий, при разработке туристических маршрутов и экскурсий, подготовке региональных празднично-фестивальных мероприятий.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Цель проекта заключается в комплексном исследовании культурной специфики Урала, связанной с освоением недр, – в том виде, в каком она отразилась в данных языка, фольклора и народной письменности. Методами филологии и смежных дисциплин участники научного коллектива изучают выработанные на этой территории способы хозяйственного и символического освоения пространства, специфические представления и практики, лексику и фольклорные нарративы, сформировавшиеся в среде горнорабочих, рудознатцев, золотопромышленников, камнерезов, ювелиров и других профессиональных групп, а также у автохтонных народов Северного и Среднего Урала. В первый год работы по проекту начато изучение комплекса представлений о соли, рудах и камнях в наивном языковом сознании, показана их связь с различными типами хозяйственной деятельности. Изучены наименования соли в селькупском и угорских языках. Выявлено, что хантыйское и северномансийское названия соли как консерванта заимствованы обскими уграми – охотниками и рыболовами из языков пермян, знакомых с земледелием и скотоводством, в первой половине – середине I тыс. н. э. Подробно рассмотрено допромышленное использование металлов, в частности изготовление и функционирование женских шумящих украшений Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. Основными семиотически значимыми характеристиками подобных изделий являются материал (цветной металл) и способность издавать звук, что позволяет предположить наличие у них апотропейной функции. В XVIII – нач. XX вв. важным, хотя и локально распространенным на Урале промыслом становится золотодобыча. Лингвистический анализ названий копей, приисков, рудников, жил и других искусственных и естественных объектов, связанных с разработкой месторождений золота, показывает, что значительная их часть мотивирована антропонимами. Также мотивирующей основной может выступать лексика религиозной сферы и указание на географическое положение, что может определяться экстралингвистическим фактором, а именно официальным административным регулированием системы наименований. В ходе реализации проекта подробно рассмотрены неофициальные названия камней и связанные с ними традиционные представления. Заметное место в народных магико-медицинских практиках русского населения Пермского Прикамья играют природные камни особой формы или происхождения, наименования которых связаны с метеорологической сферой («грозовые», «громовые»); такие номинации и стоящие за ними поверья находят параллели в традициях других славянских народов. Изучение геммонимов поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней показывает, что некоторые русские неофициальные наименования возникают как калька с западноевропейских (марьино стекло, кошачье золото, кошачье серебро и др.). Особую группу составляют обозначения, включающие названия минералов или металлов другого вида – как правило, наделяемых большей ценностью (золото и др.). К числу малоизученных относится профессиональная лексика ювелиров, в т.ч. обозначения процесса огранки и шлифовки; ее анализ также выявил заимствованный характер значительного числа лексем. Для неофициальных наименований камней, процессов их добычи и обработки участниками проекта вводится термин «нонстандартная лексика камня»; внутри обозначаемой им совокупности разнородных лексических единиц выделяются различные социолингвистические пласты: диалектный; профессиональный и жаргонный; арготический; просторечный. Еще одно направление исследований связано с изучением моделей семиотизации природного и культурного ландшафта Урала, которая находит выражение в ритуальных практиках и фольклорных нарративах. Рассмотрение реальных случаев почитания природных камней-валунов коми-пермяками позволяет выявить некоторые модели, возникшие в период контактов с русским населением и относящиеся к традиционным. Происхождение валунов связывается с древними великанами, богатырями, силачами, первыми насельниками края; выделенность отдельных камней из природного ландшафта маркируют оронимы. Сакральный статус объекта легитимизируется легендами о его небесном происхождении (камень – седло Ильи Пророка) или связью с христианским персонажем (святой плыл на камне по реке, молился на нем и т.д.). В более позднее время на отношение к валунам и рассказам о них влияет естественно-научное знание (камень – метеорит). В период русской колонизации XV – XVI вв. Средний Урал функционирует как территория фронтирного типа; объектом сакрализации в Северном Прикамье становятся погребения, возникшие в результате набегов со стороны местных зауральских народов. Такие места отмечаются часовнями, включаются в крестные ходы; с ними связываются устные предания и легенды. Устойчивость локальных культов оказывается лучше на территориях с доминированием традиционных форм труда (Чердынь, Искор), тогда как в зонах промышленного развития историческая память угасает и трансформируется (Соликамск) либо подобные культы изначально имеют редуцированный вид и быстро исчезают (Усолье и окрестности). Становление Урала как крупного промышленного региона связано с возникновением сети медеплавильных и железоделательных заводов, большая часть которых была основана в ХVIII в. Сложность и многослойность горнозаводского типа культуры, проявившаяся в языке, обрядовых практиках и фольклоре, обусловлена усложненной социальной структурой, включавшей служащих, мастеровых, подзаводских рабочих и крестьян, а также неоднородным конфессиональным составом населения. Специфика заводских поселений обусловливалась особой планировочной структурой с прудом, плотиной, производственными корпусами; в культурный ландшафт входила ближайшая округа с лесными дачами, рудниками и другими объектами производственного цикла. Использование культурно-географического подхода позволяет выявить структуру таких сложно организованных пространств, включавших не только промышленные, но и церковные объекты. Сакральный ландшафт горнозаводского поселения формировался при участии православной церкви; жизнь рабочих во многом определялась церковным календарем. Система ритуально-праздничной коммуникации связывала завод и сельскую местность, что выражалось в крестных ходах из завода в деревню, сохранении общих календарных праздников. Заводские варианты празднеств могли включать особые обычаи и обряды, связанные с производственными процессами. С XIX в. фиксируется активное распространение в заводской среде городских форм праздничной культуры. В дальнейшем превращение многих заводских поселений в города, как и значительный миграционный приток нового населения, размыл традиционные заводские комплексы материальной и духовной культуры. Другим фактором, способствующим их забвению, является отсутствие действующих заводов на значительной части обследованных территорий. Тем не менее «заводской текст» присутствует в современных устных нарративах жителей, проявляется в исторических и топонимических преданиях, устной истории. Элементы заводской культуры сохраняются в планировке и организации поселений, деталях интерьера, обиходно-бытовых практиках. Заводская идентичность проявляется и в обширном пласте наивно-письменных текстов (биографий, мемуаров, родословных, любительских краеведческих описаниях), продуцируемых жителями либо хранящихся в семейных и местных музейных архивах. Комплексное исследование, реализуемое участниками проекта, предполагает работу с источниками различного типа (тематическая литература, словари, научные картотеки и проч.). Лингвистический материал был пополнен сбором лексических данных, осуществляемых учеными как на специализированных интернет-форумах, так и в пространстве города (интервьюирование представителей определенных профессиональных сообществ: камнерезов, ювелиров и проч. – жителей Екатеринбурга и других уральских городов). Также осуществлен поиск архивных неопубликованных документов в фондах Государственного архива Пермского края и ряда районных музеев. В ходе архивных изысканий были скопированы документы различной тематики: рукописи, воспоминания, фотографии, картографические данные. Для сбора фольклорно-этнографических сведений и диалектной лексики осуществлены экспедиционные исследования в городах, поселках и селах Пермского Прикамья, связанных с деятельностью горных заводов (Чусовской, Лысьвенский, Горнозаводской, Александровский, Юсьвинский, Добрянский, Пермский районы Пермского края). Итоги исследований представлены в монографии А.В. Вострокнутова «Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. н. э.: культурно-хронологическая и технологическая идентификация», а также в цикле статей и тезисов (17 публикаций, в т.ч. 6 – в изданиях, индексируемых в базах Scopus и WoS). Участники проекта выступили с 14 докладами на всероссийских и международных научных конференциях в России и за рубежом.

 

Публикации

1. Березович Е.Л. К изучению нонстандартной лексики камня в русском языке: постановка вопроса Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, - (год публикации - 2020)

2. Березович Е.Л., Демкина И.Т., Спиридонов Д.В. Еще раз об имени в свете проблемы «Wörter und Sachen»: «марьино стекло» в русском и западноевропейских языках Вопросы ономастики, Т. 17. № 2. С. 135–165. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.2.021

3. Березович Е.Л., Кучко В.С. О явлении культурной ремотивации при калькировании лексики: кошачье золото и кошачье серебро в минералогической терминологии Русский язык в научном освещении, - (год публикации - 2021)

4. Березович Е.Л., Кучко В.С. Явление видовой замены в номинациях минералов и металлов (на примере названий, включающих лексему «золото») Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, - (год публикации - 2020)

5. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт заводских поселений Прикамья на примере Добрянского завода Актуальные проблемы изучения исторических городов-заводов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (22-23 сентября 2020 г., Ижевск), с. 213-218 (год публикации - 2020)

6. Вострокнутов А.В. Формирование православного ландшафта Горнозаводского Урала как способ освоения пространства Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Свое-чужое: опыт культурного взаимодействия» (Строгановские чтения – XVI). Усолье, - (год публикации - 2020)

7. Вострокнутов А.В. Некоторые аспекты семантики шумящих украшений Пермского Предуралья конца XI – XIV вв. (материал изготовления и звук) Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, Выпуск XVII. с. 115-121 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24412/2658-7637-2020-17-115-121

8. Королева С.Ю. Камни-валуны в преданиях о первых насельниках края (динамика этнокультурной традиции Северного Прикамья) Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, - (год публикации - 2020)

9. Королева С.Ю., Брюханова М.А. «Демидовское время»: Бымовской завод в рассказах местных жителей "Свое - чужое": опыт культурного взаимодействия (Строгановские чтения - XVI). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Усолье, - (год публикации - 2020)

10. Королева С.Ю., Колегова О.А. Память о средневековых набегах и “убиенных родителях” в Северном Прикамье: церковный культ, народные практики, фольклорные нарративы Slavica Slovaca, № 3. С. 385 - 398. (год публикации - 2020)

11. Костылев Ю.С. Дореволюционные названия объектов Березовского месторождения золота Вопросы ономастики, Т. 17. №3. С. 226–240. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.3.041

12. Напольских В.В. Происхождение названий соли в селькупском и угорских языках Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 22. № 4 (202) (год публикации - 2020)

13. Русинова И.И. «Грозовые» и «громовые» камни в традиционной культуре Пермского края: семантика и использование в магических практиках Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, Том 12, вып. 4 (год публикации - 2020)

14. Черных А.В. Специфика календарной обрядности на уральских горных заводах в конце XIX - первой половине XX вв. Актуальные проблемы изучения исторических городов-заводов. Всероссийская научно-практическая конференция (22-23 сентября 2020 г. Ижевск), Ижевск, 2020. С. 200 - 206 (год публикации - 2020)

15. Черных А.В. Заводские поселения Урала: особенности традиционной культуры и перспективы ее изучения Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Свое-чужое: опыт культурного взаимодействия» (Строгановские чтения – XVI). Усолье, - (год публикации - 2020)

16. Вострокнутов А.В. Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI - XIV вв. Культурно-хронологическая и технологическая идентификация Шумящие украшения Пермского Предуралья конца XI - XIV вв. Культурно-хронологическая и технологическая идентификация. Издательство "Маматов", Санкт-Петербург, - (год публикации - 2020)

17. Борисова Е.О. Лексика огранки камня в аспекте ее происхождения Сб. мат-лов Казанского межд. лингвистического саммита «Вызовы и тренды мировой лингвистики», посвященного 175-летию основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ и 145-летию начала его работы в Казанском университете, - (год публикации - 2020)

18. Костылев Ю.С. Наименования объектов Березовского месторождения золота отантропонимического происхождения Сб. мат-лов Казанского межд. лингвистического саммита «Вызовы и тренды мировой лингвистики», посвященного 175-летию основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ и 145-летию начала его работы в Казанском университете, - (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Научные результаты второго года реализации проекта связаны с изучением комплекса представлений о соли, камнях и металлах в наивном языковом сознании, с исследованием топонимической системы раннепромышленного Урала, с описанием образов, сюжетов и мотивов горнозаводской фольклорной прозы и жанрово-стилевых особенностей местной народной письменности, с изучением исторической памяти жителей заводских поселений. Допромышленные способы хозяйствования, характерные для автохтонных народов, были реконструированы в ходе диахронного лингвистического исследования, направленного на изучение происхождения названий соли в уральских языках. В научный оборот введен обширный пласт языковых данных, скорректированы или подкреплены некоторые ранее сложившиеся в языкознании гипотезы, связанные с этимологией ряда лексем, обозначающих соль и процесс соления. Сделан вывод о том, что все названия соли в уральских языках являются относительно поздними инновациями, часть которых – заимствования, указывающие на направления культурных контактов в эпоху позднего неолита и бронзового века. Возможность реконструировать для прауральского и прафинно-угорского уровня названия соли и обозначения соленого вкуса отсутствует, однако в указанный период в этих языках существовали термины, обозначавшие кисло-солено-горький вкус; их наличие связывается со специфичными способами квашения мяса и рыбы, что характерно для культур с доминированием охоты и рыболовства. Монографическое исследование руководителя проекта В.В. Напольских вносит существенный вклад в историческое и сравнительное языкознание. Рукопись монографии завершена; издание книги «Названия соли в уральских языках» запланировано на первую половину 2022 г. Другая линия исследований, реализованная в проекте, нацелена на изучение представлений о камнях в языке и культуре. Эти представления относятся к более поздним историческим периодам и связаны с развитием ювелирного и камнерезного дела. Участниками проекта уточнен круг языковых явлений, который может быть отнесен к так называемой лексике камня, проделано семантико-мотивационное изучение русских неофициальных геммонимов (достаточно слабо представленных в словарях), в частности проанализированы оттопонимические и отэтнонимические наименования минералов. Предложена новая этимология геммонима «тальян», рассмотренного в широком культурно-языковом контексте. В ходе анализа профессиональных сайтов и интервьюирования собран и впервые введен в научный оборот широкий ряд наименований, связанных с лексикой уральского ювелирного дела. Выявлены основные тематические группы, которые могут быть отнесены к лексике огранки (части ограненного камня, этапы работы над камнем, названия готовых изделий, оценка полученного результата и др.). Поскольку терминосистема ограночного искусства до сих пор крайне мало отражена в лингвистических словарях, проделанное исследование вносит вклад в область лексикологии и лексикографии. Сложившиеся ранее и существующие сегодня особенности добычи и обработки поделочных и драгоценных камней составляют контраст по отношению к традиционным моделям использования минералов. В крестьянской культуре ценность минерала определяется не только его собственно товарными свойствами: в категорию ценных попадают и те камни, которые в силу внешнего вида и/или способа появления наделяются магическими качествами. Некоторые наименования камней (например, громовая стрела) и способы лечения ими широко распространены в культуре русских, равно как и в традициях других славянских народов. Введенный в научный оборот материал с территории Пермского Прикамья расширяет представление о региональных вариантах известных представлений и практик. Особый семиотический статус получают в народной культуре и некоторые крупные камни-валуны. Сведения, относящиеся к традиции южных коми-пермяков, показывают вариативность и пластичность подобных верований, а также смену доминирующих моделей семиотизации камней как природных объектов, превращаемых в предмет почитания. Картину использования природных ресурсов на Среднем Урале и в соседних регионах, а также отражения этих процессов в языках и диалектах дополняет изучение культурно-языковых «портретов» металлов. Описано использование олова и оловянных изделий в народной традиции (гадания, народная медицина), выявлены свойства олова, наиболее релевантные для наивного носителя русского языка и закрепленные во вторичной семантике слов, образованных от названия этого металла. Процессы промышленного освоения недр Урала находят отражение в топонимии. Участниками проекта рассмотрены названия объектов уральских месторождений жильного кварца и горного хрусталя, выявлена мотивация наименований, прослежены основные номинативные стратегии их наречения. Фольклорно-этнографическое направление исследований позволило аналитически описать ряд параметров горнозаводской культуры Урала. Охарактеризованы особенности сакрального ландшафта уральских горных заводов, выявлена специфика календарно-обрядовых циклов и праздничной культуры горнозаводских поселений, введены в научный оборот редкие хрононимы. Установлена роль языкового фактора в формировании особой идентичности жителей горных заводов. Описаны современные культурно-языковые механизмы, позволяющие поддерживать идентичность и сохранять память о заводах после их закрытия. В число таких механизмов входит функционирование промышленной микротопонимии, заводской терминологии и связанных с ней паремийных выражений; материальным воплощением «индустриальной памяти» становятся предметы, имеющие заводское происхождение или сделанные бывшими заводчанами. Выделены маркеры «наивности» локальных краеведческих текстов непрофессиональных авторов, описывающих историю и культуру заводских поселков. Получила целостное описание одна из микролокальных горнозаводских традиций – традиция п. Курашим Пермского района. Также члены научного коллектива осуществили полевые исследования, направленные на сбор нового лингвистического и фольклорно-этнографического материала. В г. Екатеринбурге проведено интервьюирование представителей ювелирного дела, собрана профессиональная лексика, связанная с художественной обработкой камня. Проведена полевая работа в г. Реж, Режевском городском округе, Пригородном районе Свердловской области, направленная на фиксацию лексики камнедобычи и кустарной обработки камня. Осуществлено два экспедиционных выезда в п. Красный Ясыл Ординского района Пермского края и окрестные населенные пункты, где сложилась особая региональная традиция резьбы по гипсу и его волокнистой разновидности – селениту. Впервые проведено лингвистическое и фольклорно-этнографическое исследование местного камнерезного дела, собран обширный пласт профессиональной и диалектной лексики (наименования каменных карьеров, камней, процессов их добычи и обработки, инструментов, а также людей, причастных к камнерезному промыслу), записаны автобиографические и семейные династические нарративы, отражающие профессиональную идентичность сообщества камнерезов. Представления о камнях-валунах в традиции коми-пермяков изучены на примере традиции с. Ошиб в Кудымкарском районе Коми-Пермяцкого округа. Широкий пласт сведений о горнозаводской культуре был собран в ходе полевой работы и интервьюирования жителей в г. Очёр Очерского района, п. Ашап Ординского района и п. Шермейка Бардымского района Пермского края, где в прошлом располагались заводские поселения. Всего в течение года проведено 8 экспедиционных выездов общей продолжительностью 24 дня. В рамках XIII Международного социально-культурного форума «Грибушинские чтения–2021. Кунгурский диалог» участники проекта совместно с сотрудниками Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника организовали Форум этнографов, фольклористов и этнолингвистов «Горные промыслы и горнозаводской ландшафт в традиционной культуре». В нем приняли участие 15 исследователей из Екатеринбурга, Перми, Магнитогорска, Миасса, Усть-Катава, Соликамска, представивших доклады по тематике проекта. За отчетный период участники исследовательского коллектива подготовили и сдали в печать 19 научных работ. Издана коллективная монография «Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод» (авторский коллектив: А.В. Черных (отв. ред.), И.И. Русинова, С.Ю. Королёва, А.В. Вострокнутов и др. Санкт-Петербург: Маматов, 2021. 486 с.). Также подготовлено 18 публикаций (14 статей и 4 тезисов) в научных изданиях, из них 4 статьи – в журналах, индексируемых в международных базах Scopus, WoS. Материалы и результаты исследований были представлены участниками научного коллектива в 20 докладах (из них 4 – пленарных) на всероссийских и международных научных конференциях в г. Москве, Казани, Перми, Томске, Ульяновске и других городах, в том числе за рубежом (Польша, Сербия).

 

Публикации

1. Березович Е.Л. Из русской народной геммонимии: тальян Русская речь, № 4. С. 61–76. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S013161170016215-5

2. Березович Е.Л., Кривощапова Ю.А. Топонимы и этнонимы как основа наименований минералов Ономастика Поволжья. Мат-лы XIХ Международной научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения лексикографа, собирателя фольклора и русского писателя В. И. Даля. Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга»., С. 278–285. (год публикации - 2021)

3. Борисова Е.О. Лексика художественной обработки камня на Урале Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология., - (год публикации - 2022)

4. Вострокнутов А.В. Особенности наименований храмов горнозаводских поселков Пермской губернии Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, Выпуск XIX, с.155-168 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/2658-7637-2021-19-155-168

5. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт горнозаводских поселений Пермского края: сравнительный анализ Вестник Пермского федерального исследовательского центра, Выпуск 4. с.70-81 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.7242/2658-705X/2021.4.7

6. Клюйкова Е.А. "Деревенское" и "городское" в культуре горнозаводского поселения (по наивным письменным материалам из с. Бым Кунгурского района Пермского края) Филология в XXI веке, № 2(8). С. 68-73. (год публикации - 2021)

7. Королёва С.Ю., Клюйкова Е.А. Память о Майкорском заводе в языке и семейных рассказах местных жителей Социо- и психолингвистические исследования, Вып. 9. С. 118-133. (год публикации - 2021)

8. Королёва С.Ю., Четина Е.М., Брюханова М.А. Путешествия святого камня (фольклорные нарративы о почитаемом валуне в с. Архангельском Юсьвинского района) Славянская традиционная культура и современный мир. Санкт-Петербург: Маматов., Вып. 21. С. 56-79. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/cl-35953-2021-1-56-79

9. Костылев Ю.С. Наименования объектов хрусталеносных месторождений Приполярного и Южного Урала в сопоставительном аспекте Вопросы ономастики, Т. 18. № 3. С. 225–237 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2021.18.3.041

10. Костылев Ю.С. Наименования объектов южноуральских месторождений пьезокварца с точки зрения стратегий номинации Ономастика Поволжья: мат-лы XIX Межд. науч. конф., посв. 220-летию со дня рождения лексикографа, собирателя фольклора и русского писателя В. И. Даля. Оренбург, 11–12 ноября 2021 г. Оренбург: Издательство «Оренбургская книга»., С. 278–285. (год публикации - 2021)

11. Кучко В.С. Олово в русской традиционной культуре: историко-лингвистический очерк Шаги / Steps, - (год публикации - 2022)

12. Русинова И.И. Камни в народной магии и медицине русских Пермского края: виды, названия, способы и правила использования Традиционная культура, Т.22. Выпуск 4. С.27-39 (год публикации - 2021)

13. Черных А.В. Уральские заводы: этнокультурные границы и особенности идентичности Антропология и этнология: современный взгляд, с.138-152 (год публикации - 2021)

14. Черных А.В. «Графские столы»: о некоторых местных праздниках на заводах Урала Живая старина, №3 (111). С.25-27 (год публикации - 2021)

15. Черных А.В. Праздничная культура уральских горных заводов: локальная традиция Добрянского завода Археология, этнография и антропология Евразии, Том 49 № 2. С.102-109 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17746/1563-0102.2021.49.2.102-109

16. Черных А.В.,Русинова И.И., Кашаева Ю.А., Вострокнутов А.В., Королёва С.Ю., Вайман Д.И., Сивков О.С., Брюханова М.А. Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод: материалы и исследования Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод: материалы и исследования. Санкт-Петербург: Маматов., 486 с. (год публикации - 2021)

17. Березович Е.Л. Лексика камня как «новый» объект диалектологических исследований Актуальные проблемы русской диалектологии. Материалы Международной конференции 29–31 октября 2021 г. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН., С. 28-31. (год публикации - 2021)

18. Березович Е.Л. Этнолингвистика в Екатеринбурге: новые направления I Miedzynarodowy Kongres Etnolingwistyczny: Tezy referatów [I Международный конгресс этнолингвистов]. Люблин: Uniwersytet Marii Curie-Skłodowskiej [Университет М. Склодовской-Кюри], С. 47-49. (год публикации - 2021)

19. Королёва С.Ю. Маркеры «наивности» в краеведческих описаниях горнозаводских поселений Фольклор и антропология профессий: Материалы XXI Международной школы по фольклористике и культурной антропологии [Электронное издание]. Москва: РАНХиГС; РГГУ., С. 45-49. (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В итоговый год работа по проекту осуществлялась в нескольких направлениях: были проведены полевые исследования Среднего Урала; продолжено изучение этимологии названий руд и минералов; рассмотрен комплекс представлений о соли и камнях в наивном языковом сознании; проанализирована топонимическая система промышленных территорий; выявлены особенности горнозаводской фольклорной прозы, устных рассказов, наивно-письменных текстов. В 2022 г. участники исследовательского коллектива осуществили восемь экспедиционных выездов на территории Свердловской области и Пермского края и обследовали семь территорий. Состоялись поездки в г. Реж, п. Нейво-Шайтанский Алапаевского района и два выезда в г. Сысерть Свердловской области (рук. Е.Л. Березович, Е.О. Борисова). В ходе полевой работы зафиксирована новая лексика, обозначающие этапы добычи и обработки камня, наименования драгоценных и поделочных камней, мифологические сюжеты о духах – «хранителях» камня. В западной части Урала обследовано четыре поселения – бывших горных завода промышленников Демидовых и Строгановых. В ходе экспедиций в с. Ножовка и с. Верх-Рождество Частинского района (рук. А.В. Черных, А.В. Вострокнутов), с. Кын Лысьвенского района и с. Кува Кудымкарского района Пермского края (рук. С.Ю.Королёва) собран языковой и фольклорно-этнографический материал, связанный с памятью о горнозаводской культуре. Признаками уникальности обладает пласт фольклора «сплавщиков», водивших по реке Чусовой суда с заводской продукцией. Записаны исторические предания, высказывания об идентичности, рассказы о заводских постройках; проведена фотофиксация заводских артефактов и объекты местного природно-культурного ландшафта. Полученные данные, наряду с ранее собранными материалами, стали источниковой базой для исследований по проекту. Издана подготовленная в 2021 году монография руководителя проекта В.В. Напольских «Названия соли в уральских языках». В основе исследования лежит метод палеоисторической реконструкции, позволяющий сочетать данные сравнительного языкознания с археологией и этнографией. Книга содержит множество наблюдений, гипотез и выводов в области уральской этимологии и компаративной лингвистики и вносит существенный вклад в эту область научных знаний (http://www.psu.ru/news/v-ramkakh-nauchnogo-proekta-pgniu-vyshla-kniga-o-proiskhozhdenii-nazvanij-soli-v-uralskikh-yazykakh). Научные результаты третьего года реализации проекта связаны с изучением этимологии и семантики лексических единиц, обозначающих металлы либо относящихся к т. н. лексике камня. Сформировано целостное представления о культурно-языковом образе ряда минералов и минералоидов, значимых для культуры Урала и России; в частности, разработаны культурно-языковые «портреты» аметиста, жемчуга и соли. Диахронное изучение наименований металлов позволило поставить под сомнение традиционную этимологию прауральского *waśke ‘металл; медь’ и предложить альтернативные пути возникновения соответствующих лексем в прапермском, прасамодийском и других языках. Осуществлено исследование «соляной» лексики в русских говорах, описано использование этого минерала в магико-медицинских и обрядовых практиках. Изучение неофициальной геммонимии и геммологии пополнилось подробно рассмотренным культурно-языковым образом аметиста, получили объяснения некоторые неофициальные наименования этого камня. Подробно изучен образ жемчуга в русском фольлкоре, выявлены его собственные символические значения, а также смыслы, возникающие в связке с типичными образами-«партнерами». Исследование ювелирной лексики выявило значимость оттопонимической модели в наименованиях огранок, а также показало стилистическую неоднородность лексем, обозначающих обработку камня. Изучено влияние горнозаводской культуры на уральскую топонимическую систему, выявлена высокая степень искусственности систем, возникших в 1920-1930-е гг., при одновременном сохранении некоторых традиционных моделей номинаций объектов. Актуальная для Урала область «наивной» геологии включает представления о духах – «хранителях» камня, чьи наименования-мифонимы были систематизирован по производящим основам. Исследованы коми-пермяцкие традиционные представления о камнях-валунах, выявлены основные причины и модели их мифологизации. Рассмотрено формирование вдоль реки Чусовой сакрального ландшафта, образованного храмами и их посвящениями; выявлен «очаговый» характер этого ландшафта и типичные модели именования сельских и горнозаводских церквей. На примере конкретной локальной традиции бывшего горнозаводского поселка описаны процессы «материализации» и функционирования памяти о заводе; в устной истории о затоплении заводской территории выявлен ряд стереотипных мотивов, которые находят параллели в наивно-письменных текстах и устных традициях других регионов. Обобщающее изучение традиционной культуры горнозаводских поселений позволяет ввести понятие «заводской текст», куда предлагается включать собственно фольклорные сюжеты и устные рассказы о заводском прошлом, высказывания о региональной и локальной идентичности, коллективные прозвища и другие элементы устной традиции, отражающие горнозаводскую специфику. Все перечисленные направления исследований нашли воплощение в публикациях участников проекта. Выполнявшиеся в течение трех лет исследования, посвященные лексике камня, а также связанным с камнями традиционным верованиям и ритуальным практикам, послужили основной для итоговой коллективной монографии «Камень в языке и культуре» под ред Е.Л. Березович и А.В. Черных. В книге содержатся разделы «Лексика камня» и «Камень в фольклоре и ритуале», которые включают пятнадцать исследовательских очерков. Работа над электронным макетом книги завершена, ее издание планируется в 2023 году. Всего в течение 2022 г. в рамках работы по проекту издана одна монография (еще одна подготовлена к изданию), написано 18 научных работ – тезисов и статей. Из них 4 статьи опубликованы в журналы из списка WoS/Scopus, 2 статьи – из списка RSCI; все публикации индексируются в базе данных РИНЦ. В течение года членами научного коллектива прочитано 16 пленарных и секционных докладов на 9 международных и 7 всероссийских научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Рязани и других городах.

 

Публикации

1. Березович Е.Л., Иванова Е.Э. К реконструкции системы горной мифонимии Урала: общий обзор Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / [редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 18-25. (год публикации - 2022)

2. Березович Е.Л., Кабакова Г.И. "Невинный камень": мотив вина в культурно-языковом образе аметиста Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной. СПб. : Нестор-История, 2022., С. 545-554. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31754/4469-2068-6.60

3. Вострокнутов А.В. Православный ландшафт р. Чусовая: от сел и деревень к горным заводам Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, - (год публикации - 2022)

4. Клюйкова Е.А., Королёва С.Ю. Материализованная память. Вещи в устных рассказах о Майкорском заводе Живая старина, № 3 (115). С. 28-35. (год публикации - 2022)

5. Клюйкова Е.А., Королёва С.Ю., Брюханова М.А. От основания до затопления. Устная история Майкорского завода Живая старина, № 4 (116). С. 22-28. (год публикации - 2022)

6. Королёва С.Ю., Клюйкова Е.А., Швецова Н.А. Воспоминания о деконструкции завода в рукописях Николая Слобожанинова Живая старина, № 4 (116). С. 28-32. (год публикации - 2022)

7. Королёва С.Ю., Черных А.В. «Божий камень упал с неба»: функции фольклорных нарративов и современная динамика локальной традиции Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24. № 3. С. 99–117. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.047

8. Костылев Ю.С. Наименования искусственных объектов Ильменского государственного заповедника первого периода его развития (1920–1930-е гг.) Вопросы ономастики, Т. 19. № 3. С. 221–234. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2022.19.3.037

9. Кучко В.С. Русский жемчуг: историко-этнографический этюд Традиционная культура, Т. 23. № 4. С. 69–78. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.006

10. Кучко В.С. Жемчуг в русском фольклоре Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24, № 3. С. 118–138. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.048

11. Напольских В.В. «Прауральское» *waśke ‘металл, (? медь); украшение’ и его «дериваты» в пермских и угорских языках Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, Т. 24. № 3. С. 66–81. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.045

12. Русинова И.И. «Соляная» лексика в русских говорах Филология в XXI веке, - (год публикации - 2022)

13. Русинова И.И. Соль в русских традиционных обрядах и магических практиках Пермского края Традиционная культура, - (год публикации - 2023)

14. Черных А.В., Вострокнутов А.В. «Мы раньше заводские были»: «заводской текст» и историческая память в бывших заводских поселениях Урала Традиционная культура, Т. 23. № 4. С.42–55 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.4.004

15. Напольских В.В. Названия соли в уральских языках Санкт-Петербург: "Маматов", 144 с. (год публикации - 2022)

16. Борисова Е.О. Социолингвистические особенности нонстандартной лексики, называющей обработку камня Тезисы 50-й Международной научной филологической конференции им. Л. А. Вербицкой. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022., Тезисы 50-й Международной научной филологической конференции им. Л. А. Вербицкой. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. С. 262–264. (год публикации - 2022)

17. Борисова Е.О. Оттопонимическая номинативная модель в ювелирной терминологии (на примере наименований огранок) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : мат-лы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. (2022 г.), Этнолингвистика. Ономастика.Этимология: материалы V Международной научной конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. С. 31–39. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3508-4

18. Королёва С.Ю. Антропонимы в фольклорных преданиях о первопоселенцах (на материале Северного Прикамья) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / [редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 134-140. (год публикации - 2022) https://doi.org/0000-0003-4246-907X

19. Кучко В.С. История освоения реалии как мотив номинации (на примере минералонимии) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : мат-лы V Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 7–11 сентября 2022 г. / редкол.: Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова (отв. ред.) и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022., С. 151-156. (год публикации - 2022)


Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов проекта в экономике и социальной сфере определяется способностью гуманитарного знания оказывать влияние на социальные процессы. Разработанные участниками проекта материалы, методики анализа и полученные результаты могут быть использованы в системе образования для подготовки специалистов различного уровня, чьей необходимой компетенцией является этнокультурная компетенция. Результаты исследования будут также полезны с таких сферах, как развитие туризма, поддержка и продвижение национальной культуры питания (национальной кухни), актуализация народных промыслов. Эти и другие аспекты являются важной частью работы по сохранению нематериального культурного наследия народов России.