КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-79-00353

НазваниеЭволюция микроструктуры и механизмов высокоскоростной сверхпластической деформации в высокопрочных алюминиевых сплавах

РуководительЯковцева Ольга Анатольевна, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2019 - 06.2021 

Конкурс№40 - Конкурс 2019 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-205 - Разработка новых конструкционных материалов и покрытий

Ключевые словасверхпластичность, алюминиевые сплавы, зернограничное скольжение, диффузионная ползучесть, дислокационное скольжение,динамическая рекристаллизация

Код ГРНТИ53.49.15


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект нацелен на создание материалов повышенной прочности, способных к высокоскоростной сверхпластичности, обеспечивающих энергоэффективность процессов получения легких изделий из алюминиевых сплавов для транспортного машиностроения. Цель проекта будет достигнута за счет целенаправленного воздействия на соотношение действующих механизмов сверхпластической деформации через изменение микроструктурных параметров, температурно-скоростных условий деформации и параметров получения листов на примере сплавов системы Al-Zn-Mg, дополнительно легированных переходными элементами. В рамках проекта будут получены закономерности связи микроструктурных и технологических параметров с механизмами высокоскоростной сверхпластической деформации высокопрочных алюминиевых сплавов путем детального исследования микроструктуры и моделирования деформационного поведения в состоянии сверхпластичности. Будут определены микроструктурные характеристики и механизмы сверхпластической деформации, обеспечивающие состояние сверхпластичности при высоких скоростях деформации и пониженную остаточную пористость, что необходимо при разработке новых сплавов для сверхпластической формовки, так как позволит увеличить производительность процесса формовки и получить высококачественные изделия с повышенными эксплуатационными свойствами.

Ожидаемые результаты
В результате работы для высокопрочных сплавов на основе системы Al-Zn-Mg дополнительно легированных переходными металлами будут определены закономерности влияния структурных параметров, степени и скорости сверхпластической деформации на действующие механизмы сверхпластической деформации и величину остаточной пористости. Для получения указанных закономерностей будут построены математические модели, описывающие деформационное поведение в условиях сверхпластичности сплавов с разными структурными параметрами, определены закономерности эволюции зеренной /субзеренной и дислокационной структуры, пористости, количественные данные о вкладах действующих механизмов деформации (зернограничного скольжения, диффузионной и дислокационной ползучести) при выбранных скоростях, температурах и степенях сверхпластической деформации. Будут разработаны режимы получения внутренних маркеров и методика их использования для оценки вкладов действующих при сверхпластической деформации механизмов в объеме образцов. Будут определены структурные характеристики, обеспечивающие состояние сверхпластичности при высоких скоростях деформации и пониженную остаточную пористость, что необходимо при разработке новых сплавов для сверхпластической формовки, так как позволит увеличить производительность процесса формовки и получить высококачественные изделия с повышенными эксплуатационными свойствами. Для определения действующих механизмов сверхпластической деформации будет использован последовательный анализ микроструктуры поверхности образца с нанесенными маркерными сетками и объема образцов с внутренними маркерами, такой комплексный подход к изучению в настоящее время не реализован. Многоуровневый структурный анализ позволит изучить вклады действующих механизмов деформации и их эволюцию с увеличением степени деформации, что обеспечит понимание физики сверхпластичности и необходимо для разработки новых сверхпластичных материалов с улучшенными эксплуатационными и технологическими свойствами. Таким образом, в результате работы будут определены структурные характеристики и действующие механизмы, обеспечивающие состояние сверхпластичности при повышенных скоростях деформации и пониженную остаточную пористость. Полученные знания и закономерности обеспечат фундаментальный подход к разработке новых сплавов для сверхпластической формовки, учитывающий особенности их деформации и регламентирующий вклады действующих механизмов, что позволит увеличить производительность и энергоэффективность процесса формовки и получить высококачественные облегченные конструкции из алюминиевых сплавов с повышенными эксплуатационными свойствами, которые существенно улучшат качество продукции транспортного машиностроения в области авиационного, железнодорожного, автомобильного транспорта, судостроительной отрасли.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
1. Результатом первого этапа работы являются проведенный критический обзор литературы и определенные при помощи термодинамических расчетов составы экспериментальных сплавов с разным типом микроструктуры. Подчеркнута важность решения задачи увеличения скорости сверхпластической формовки, в том числе через формирования оптимальной структуры сплавов и анализ механизмов сверхпластической деформации, который является научной основой для разработки новых материалов и технических решений. Предполагается, что все механизмы, контролируемые диффузионными параметрами, должны быть задействованы при высокой температуре деформации и/или типичных для сверхпластичного состояния низких скоростях деформации. Внутризеренное дислокационное скольжение может стать важным действующим механизмом при увеличении скорости деформации. Влияние скорости деформации и частиц фаз различной дисперсности на действующие механизмы сверхпластической деформации алюминиевых сплавов с микрозеренной структурой изучено недостаточно. В качестве модельных сплавов выбраны сплавы следующих составов, обеспечивающих различные типы микроструктур: (1) сплав системы Al-Zn-Mg-Cr псевдооднофазный, с рекристаллизованной структурой матричного типа и дисперсоидами фазы (Al18Mg3Cr2) (2) сплав Al-Zn-Mg-Ni-Cr, содержащий рекристаллизованный матричный твердый раствор на основе алюминия, крупные частицы эвтектического происхождения Al3Ni и дисперсоиды Al18Mg3Cr2, (3) Al-Zn-Mg-Zr-Sc, содержащий нерекристаллизованный матричный твердый раствор на основе алюминия и дисперсоиды Al3(Sc,Zr) размером около 20 нм (4) Al-Zn-Mg-Ni-Zr-Sc сплав, содержащий нерекристаллизованные зерна матричного твердого раствора на основе алюминия, дисперсоиды Al3(Sc,Zr) и крупные частицы эвтектического происхождения фазы Al3Ni. 2. Получены модельные сплавы, проведен анализ их микроструктуры на разных этапах термомеханической обработки. В сплавах с добавкой никеля после прокатки присутствуют эвтектические частицы Al3Ni фазы со средним размером 1,6±0,5 мкм и объемной долей ≈10%. В сплавах с добавкой хрома исходная микроструктура рекристаллизованная, в сплаве Al-Zn-Mg-Cr средний размер зерна растет с увеличением температуры c 6,5 ± 0,2 мкм (420 °C) до 10,6 ± 0,9 мкм (460 °С), в сплаве Al-Zn-Mg-Ni-Cr зерна среднего размера 7,5 ± 0,5 мкм. В сплавах со скандием и цирконием микроструктура преимущественно нерекристаллизованная и состоит из вытянутых зерен. Поперечный размер волокон зерен не зависит от температуры отжига и составляет в среднем 6,0 ± 0,9 мкм в сплаве Al-Zn-Mg-Zr-Sc и 2,7 ± 0,2 мкм в сплаве Al-Zn-Mg-Ni-Zr-Sc. 3. Проведен анализ деформационного поведения образцов, построены зависимости напряжение-скорость деформации и напряжение-деформация в интервале температур 400-520 °С, включая интервал постоянных скоростей деформации 0.001 - 1 1/с. Сплав Al-Zn-Mg-Ni-Zr-Sc способен к высокоскоростной сверхпластичности со скоростями более 0.1 1/с (результаты опубликованы в статье Yakovtseva, O.; Sitkina, M.; Mosleh, A.O.; Mikhaylovskaya, A. High Strain Rate Superplasticity in Al-Zn-Mg-Based Alloy: Microstructural Design, Deformation Behavior, and Modeling. Materials 2020, 13, 2098, https://doi.org/10.3390/ma13092098). Сплав Al-Zn-Mg-Cr демонстрирует максимум скоростной чувствительности и относительного удлинения (более 200%) при скорости деформации 0.002 1/с. Сплав Al-Zn-Mg-Ni-Cr за счет добавки никеля при тех же условиях имеет удлинение около 400%. Структура сплава Al-Zn-Mg-Zr-Sc в процессе деформации остается нерекристаллизованной и удлинения не превышают 220%, тогда как сплав Al-Zn-Mg-Ni-Zr-Sc динамически рекристаллизуется после 100%, что обеспечивает относительное удлинение выше 700%. 4. Разработаны математические модели, описывающие деформационное поведение в сверхпластичном состоянии в разных температурно-скоростных и степенных режимах деформации для сплавов с разными структурными параметрами. Модели построены на основе уравнения Аррениуса и искусственной нейронной сети и способны предсказывать деформационное поведение в немодельных условиях с точностью не менее 99,2%. Анализ средних значений эффективной энергии активации (Q) в уравнении типа Аррениуса предполагает, что зернограничная диффузия контролирует процесс деформации в сплавах Al-Zn-Mg-Cr, Al-Zn-Mg-Ni-Cr и Al-Zn-Mg-Ni-Zr-Sc с рекристаллизованной и динамически рекристаллизующейся структурой ( значения Q=90-100 кДж/моль), а в сплаве Al-Zn-Mg-Zr-Sс с нерекристаллизованной структурой значение эффективной энергии активации 170 кДж/моль, что свидетельствует о смене доминирующего механизма деформации на диффузию по телу зерен. 5. Исследована эволюция зеренной /субзеренной и дислокационной структуры, и пористости при выбранных скоростях, температурах и степени сверхпластической деформации для всех модельных сплавов в интервале температур 420-480 °С. Во всех сплавах размер зерна не превышает 10 мкм. При температуре 440 °С и скорости деформации 0.002 1/с, сплавы имеют близкую дислокационную структуру характеризующуюся малым числом свободных дислокаций в теле зерен перед началом сверхпластической деформации и увеличением плотности дислокаций с увеличением степени сверхпластической деформации от 100% до разрушения. В деформированных образцах выявлены дислокационные стенки, т.е. признаки динамической полигонизации. В процессе сверхпластической деформации во всех сплавах выявлена остаточная пористость, значения которой уменьшается с увеличением температуры с 420 °С до 500 °С. Наибольшее значение остаточной пористости обнаружено в сплаве только с хромом и составляет около 4% при температуре 420 °С. В остальных сплавах значение объемной доли пор не превышает 2% перед разрушением во всем интервале температур. 6. Подготовлены образцы исследуемых сплавов с разными структурными параметрами для изучения механизмов сверхпластической деформации на следующем этапе работы. На поверхность сплавов после предварительной деформации 100% методом ионного травления нанесены регулярные маркерные сетки квадратной формы размерами 40×40 мкм и 100×100 мкм с шагом 0.5 мкм и 10 мкм соответственно., необходимые для определения вкладов механизмов сверхпластической деформации. Параметры сеток выбраны исходя из исходной структуры и ее эволюции в процессе деформации. Получены образцы с внутренними маркерами на сплаве сравнения стандартного состава той же системы легирования Al-Zn-Mg (АА7475). Проанализировано изменение положения внутреннего маркера после последовательной деформации, выявлены значительные смещения и развороты зерен с маркерами внутри них, что говорит о существенном вкладе зернограничного скольжения, типичном для сплава АА7475. Данные опубликованы в работе Yakovtseva, O., Tomas, A., Mikhaylovskaya A., Materials Letters, 268 (2020), DOI: 10.1016/j.matlet.2020.127569. 7. Значительная научная новизна полученных на стандартных материалах данных и непосредственно исследуемых в работе сплавов позволила опубликовать две статьи в высокорейтинговых журналах базы цитирований WOS (Materials Letters Q1, Materials Q2) и представить устные и стендовые доклады на международной и российских научных конференциях EuroSPF2019, СПФКС-20, ХХ Уральская школа-семинар металловедов-молодых ученых.

 

Публикации

1. Яковцева О.А., Ситкина М.Н., Мослех А.О., Михайловская А.В. High-strain-rate superplasticity in Al-Zn-Mg-based alloy: Microstructural design, deformation behavior, and modeling Materials, 13, 2098 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.3390/ma13092098

2. Яковцева О.А., Томас А., Михайловская А.В. Surface and internal structural markers for studying grain boundary sliding and grain rotation Materials Letters, Volume 268, 127569 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.matlet.2020.127569


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Проведен сравнительный анализ полученных данных по эволюции деформационного поведения, микроструктурных параметров и вкладов действующих механизмов в сплавах Al-Zn-Mg-Cr/Ni/Zr/Sc с разным структурным типом. Детальный микроструктурный анализ в сравнении с анализом деформационного поведения в условиях сверхпластичности позволил оценить вклады действующих механизмов деформации и их эволюцию с увеличением степени деформации и при повышении скорости деформации, что необходимо для разработки новых сверхпластичных материалов с улучшенными свойствами. В исследуемых высокопрочных сплавах системы Al-Zn-Mg легированных Ni, Cr, Zr и/или Sc, отличающихся параметрами частиц вторых фаз и зеренной структуры, путем анализа эволюции микроструктуры на поверхности и в объеме образцов, определено соотношение вкладов действующих механизмов сверхпластической деформации в разных температурно-скоростных и степенных условиях сверхпластической деформации. Показано, что в сплавах, содержащих только дисперсоиды и не содержащих крупных частиц дислокационное скольжение является доминирующим механизмом, приводящим к росту зерна в направлении оси растяжения и/или динамической рекристаллизации. В присутствии крупных частиц формируется более однородная и мелкозернистая структура, в результате чего в два раза увеличивается доля ЗГС, который становится основным механизмом деформации, и возрастает доля полосчатых зон, при этом, внутризеренное дислокационное скольжение является аккомодационным механизмом. Изучено влияние температурно-скоростных условий (440-480°С и 0.002-0.2 1/с) на вклады действующих механизмов в сплавах, содержащих крупные частицы фазы Al3Ni и дисперсоиды L12-фазы. Показано, что деформация сопровождается скольжением зерен, что приводит к межзеренному смещению линий сетки и значительным вращением зерен, а также деформацией тела зерен. ЗГС является доминирующим механизмом в условиях высокоскоростной сверхпластической деформации (0.02 1/с), так и при меньшей на порядок скорости (0.002 1/с) и достигает 30-50%, а вклад внутризеренной деформации в теле зерна за счет дислокационного скольжения и на периферии (в мантии) за счет преимущественно диффузионной ползучести может достигать в сумме 50%. При деформации с низкой скоростью 0.002 1/с средний вклад внутризеренной деформации за счет внутризеренного дислокационного скольжения 20%, а при повышенных скоростях 0.02-0.2 1/с до 40-45%. Данные результаты были опубликованы в статье Yakovtseva, O., Sitkina, M., Mosleh, A.O., Mikhaylovskaya, A. High strain rate superplasticity in Al-Zn-Mg-based alloy: Microstructural design, deformation behavior, and modeling. С повышением скорости деформации наблюдается снижение доли полосчатых зон, т.е. снижение роли диффузионной ползучести. Внутризеренная деформация с вовлечением дислокационным механизмов приводит к развитию динамической рекристаллизации, которая играет важную роль в высокоскоростной сверхпластической деформации исследуемых сплавов. Результаты исследований опубликованы в статьях Yakovtseva, O.A., Sitkina, M.N., Kotov, A.D., Rofman, O.V., Mikhaylovskaya, A.V. Experimental study of the superplastic deformation mechanisms of high-strength aluminum-based alloy. Materials Science and Engineering A, 2020, 788, 139639 и Mikhaylovskaya, A., Yakovtseva, O., Sitkina, M., Kotov, A.D. Grain-boundary and intragranular deformation in ultrafine-grained aluminum-based alloy at high strain rate. Materials Letters, 2020, 276, 128242. Разработана технология получения внутренних маркеров и методика их использования для оценки вкладов, действующих при сверхпластической деформации механизмов. Разработана технологическая схема получения образцов с внутренними маркерами, которая включает горячую осадку и прокатку на 80% двух частей гомогенизированного слитка с прослойкой из фольги сплава-маркера и последующую холодную прокатку. Установлено, что наилучшим материалом маркера является фольга Al-6% Ni, которая позволяет сформировать прослойку из частиц Al3Ni, расположенных по границам и в теле зерна. Полученные результаты опубликованы в работе Yakovtseva, O., Tomas, A., Mikhaylovskaya, A. Surface and internal structural markers for studying grain boundary sliding and grain rotation. Materials Letters, 2020, 268, 127569. Для расчета ЗГС в сплавах с частицами Al3Ni предложено использовать фольгу сплава Al-Ce-Cu обеспечивающую формирование частиц фазы Al8CeCu4. Получены образцы с внутренними маркерами. Проведен анализ закономерностей эволюции микроструктуры и вкладов действующих механизмов в образцах с внутренними маркерами в процессе сверхпластического течения в различных температурно-скоростных условиях деформации. Сплавы с маркером и без маркера, изученные на предыдущем этапе, демонстрируют близкие характеристики сверхпластичности, что говорит о незначительном влиянии внутреннего маркера на свойства. Выявлено влияние микроструктурных параметров, скорости и степени деформации на вклады действующих механизмов сверхпластической деформации и остаточную пористость. Предложена методика расчета вклада ЗГС по смещению положений продольного внутреннего маркера и углу разворота зерен. Показано, что увеличение скорости деформации с 0.001 до 0.002 1/с приводит к уменьшению углов разворота и доли развернувшихся зерен в два раза. Вклад ЗГС, рассчитанный по смещениям маркера составляет 20±5%, что соизмеримо с анализом по маркерам на поверхности. Показано, что результаты структурных изменений на поверхности и в объеме сопоставимы и используемая методика оценки вкладов действующих механизмов при помощи регулярных ФИП-сеток является наиболее простым, быстрым и информативным способом анализа действующих механизмов сверхпластической деформации и дает представления о механизмах как на поверхности, так и в объеме образца. По результатам анализа эволюции поверхности сплавов с поверхностными маркерами выявлено, что в присутствии только дисперсоидов L12 фазы вклад зернограничного скольжения 30% при развитой (40%) внутризеренной деформации в непрерывно динамически рекристаллизующейся структуре. Наличие в структуре крупных частиц увеличивает вклад ЗГС до 50-60%, при значениях внутризеренной деформации типичных для сверхпластичных сплавов и аккомодационной роли механизмов ВДС и ДП. Несмотря на существенный вклад ЗГС доля остаточной пористости перед разрывом не превышает 3% во всех сплавах, в том числе и сплавах с крупными частицами. При низкой скорости деформации возрастает роль диффузионной ползучести - доля полосчатых зон больше, чем при повышенной скорости деформации. При увеличении температуры основным механизмом деформации остается ЗГС при слаборазвитой внутризеренной деформации. Разработаны рекомендации к структурным параметрам, обеспечивающим получение малопористых изделий из сплавов системы Al-Zn-Mg в условиях высокоскоростной сверхпластической формовки. Для получения изделий методом высокоскоростной сверхпластической формовки и сверхпластичности при экстремально высоких скоростях деформации необходимо присутствие крупных частиц и дисперсоидов, которые обеспечивают регламентируемые значения вкладов действующих при сверхпластической деформации механизмов. За период второго этапа опубликовано две статьи в высокорейтинговых журналах Q1, сделано три доклада на научных конференциях.

 

Публикации

1. Михайловская А.В., Яковцва О.А., Ситкина М.Н., Котов А.Д. Grain-boundary and intragranular deformation in ultrafine-grained aluminum-based alloy at high strain rate Materials Letters, Volume 276, Номер статьи 128242 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.matlet.2020.128242

2. Яковцева О.А., Ситкина М.Н., Котов А.Д., Рофман О.В., Михайловская А.В. Experimental study of the superplastic deformation mechanisms of high-strength aluminum-based alloy Materials Science and Engineering A, Volume 788, 139639 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.msea.2020.139639


Возможность практического использования результатов
В результате работы определены закономерности влияния типа микроструктуры на параметры зеренной эволюции, показатели сверхпластичности и вклады действующих при сверхпластической деформации механизмов. Полученные знания и закономерности обеспечили фундаментальный подход к разработке новых сплавов, учитывающий особенности их деформации и регламентирующий вклады действующих механизмов. Такой подход обеспечивает внедрение в массовое производство метода сверхпластической формовки при повышенных скоростях, направленного на увеличение производительности, экономической и энергоэффективности процесса формовки и получение высококачественных облегченных конструкции из алюминиевых сплавов с высокими эксплуатационными свойствами, которые улучшат качество продукции транспортного машиностроения в области авиационного, железнодорожного, автомобильного транспорта, судостроительной отрасли.