КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-78-10060

НазваниеГуманитарное сотрудничество между Россией и странами постсоветской Центральной Азии: институты, содержание, оценка социальной эффективности.

РуководительМуратшина Ксения Геннадьевна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2019 - 06.2022 

Конкурс№41 - Конкурс 2019 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-254 - Политические институты и процессы

Ключевые словаРоссия, Центральная Азия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, гуманитарное сотрудничество

Код ГРНТИ11.25.67


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект предполагает исследование гуманитарных связей между Россией и пятью государствами постсоветской Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения) в двусторонних и многосторонних форматах, а также разработку методики оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества как сферы межгосударственных связей и применение этой методики на конкретных примерах. Хронологические рамки исследования - современный период, последнее десятилетие, 2010 – 2020 гг. Как показывает первичное изучение источников (Концепции внешней политики РФ 2016 г., двусторонних дипломатических документов между Россией и ее зарубежными партнерами, документов международных организаций, действующих в регионе, таких, как СНГ и ШОС) и научной литературы, термин «гуманитарное сотрудничество» является наиболее часто употребляемым российскими дипломатами и исследователями для характеристики направления международного взаимодействия в таких сферах, как образование, культура, спорт, туризм, связи общественных организаций. Эта сфера межгосударственного взаимодействия стала одной из ключевых в условиях глобализированного мира, с его широкими возможностями для непосредственной коммуникации обществ, индивидов, культурного обмена, соприкосновения разных цивилизационных общностей. В международных отношениях сфера гуманитарного сотрудничества призвана решать задачи обеспечения социальной базы сотрудничества, диалога культур, наций, расширения взаимопонимания сторон, содействия урегулированию конфликтов. Постсоветские государства Центральной Азии остаются для Российской Федерации ближайшими и важными партнерами в торгово-экономической, политической, военной сферах. Это взаимодействие имеет ключевое значение в построении региональной интеграции на евразийском пространстве и совместном противостоянии самым разным угрозам национальной, региональной и глобальной безопасности (терроризм, религиозный экстремизм, трансграничная преступность, информационные угрозы, кризисные явления в мировой экономике, торговые войны и санкционные противостояния, угрозы состоянию окружающей среды и т.д.), которых на современном этапе становится всё больше. Кроме того, важнейшими аспектами остаются сохранение и развитие культурных связей, культурной общности и общей исторической памяти, обеспечение равных прав соотечественников и диаспор, проживающих на пространстве бывшего СССР. После распада СССР регион Центральной Азии, несмотря на деятельность в нём крупных межгосударственных объединений с разветвленной структурой (СНГ, ОДКБ; ЕврАзЭС, затем ЕАЭС), долгое время сохранял политическую разобщенность, и до сих пор нельзя говорить о его единстве перед глобальными вызовами современного мира. Остается достаточно противоречий - политических, экономических, межэтнических, - которые становятся препятствиями на пути к эффективному сотрудничеству и интеграционному взаимодействию. Многие представители политических элит стран Центральной Азии с настороженностью относятся к интеграционным инициативам, предлагаемым Россией, да и внутри региона тоже не сформировалось сколько-нибудь эффективного интеграционного механизма. Лишь в последние годы мы можем наблюдать относительно регулярные и конструктивные переговоры именно между странами Центральной Азии в многостороннем формате, на которых есть возможность обменяться мнениями и обсудить наиболее острые вопросы, прийти к компромиссу. Большую роль в этом процессе сыграли как традиционные идеологи евразийской интеграции - Президент РФ В. В. Путин и лидер Казахстана Н. Назарбаев, так и новые руководители стран региона, например, Узбекистана (Ш. Мирзиёев) и Киргизии (С. Жээнбеков). Россия на этом фоне объективно заинтересована в стабильности и сотрудничестве в регионе. При этом, на волне формирования новых экономических империй и конкуренции центров силы современного мира за политическое и культурное влияние на все его регионы, необходимость консолидации цивилизационно и исторически близких сообществ, которые могут способствовать своей модернизации, интеграции и решать проблемы сообща, усиливается. В условиях конкуренции между политическими, экономическими, торговыми блоками ни один из них не будет способствовать развитию другого или решению его социальных проблем из каких-либо альтруистичных соображений. В той же Центральной Азии с помощью разных методов, не только политических, экономических, военных, но и культурных, - пытаются распространить свое влияние и многие внерегиональные акторы: США, Китай, Европейский Союз и отдельные его государства, Иран, Турция, Саудовская Аравия и другие. В настоящее время эта экспансия всё более активизируется. Страны региона становятся объектами для попыток включения в программы насильственной демократизации и смены режимов; вовлечения в кредитные схемы, формирующие финансовую зависимость; распространения религиозного экстремизма. Гуманитарные связи между Россией и странами Центральной Азии являются одним из факторов консолидации государств и обществ, близких исторически и цивилизационно, с целью ответа на вызовы современного мира. При этом у данной сферы есть важная социальная сторона: она различными способами, прямо или косвенно, влияет на общества стран-партнеров, на различные процессы в них, на взаимное восприятие, религиозную толерантность, социальную обстановку, отчасти взаимосвязана с миграционными процессами, может влиять на перспективы решения проблем социально-культурного развития, распространение тех или иных моделей социального и в том числе межкультурного взаимодействия и поведения, ценностей, идей. В современном мире государства осуществляют большое количество проектов гуманитарных связей, но не все из этих проектов могут обеспечивать достаточную социальную отдачу, не все могут иметь ярко выраженный положительный эффект для межгосударственного взаимодействия и для каждого из обществ стран-партнеров, хотя в то же время могут требовать больших временных и финансовых затрат. Однако любая сфера международного сотрудничества - это система, которая может меняться и совершенствоваться с целью повышения ее социальной значимости, социальной ответственности и эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей в рамках интересов стран-партнеров. В ходе данного проекта, на основе междисциплинарного подхода, использующего методы политических, международных, социологических и исторических исследований, будут выделены и изучены механизмы, институты, форматы, содержание, особенности и факторы гуманитарного сотрудничества между Россией и каждой из пяти стран постсоветской Центральной Азии на двустороннем и многостороннем уровнях взаимодействия, теоретические и практические подходы к анализу гуманитарного сотрудничества как сферы межгосударственного взаимодействия, его оценка обществами стран-партнеров, а в качестве конечного практического результата проекта будет разработана и применена на конкретных примерах методика комплексной оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества с целью развития и продвижения социально-ориентированного подхода к анализу процессов взаимодействия, его критического осмысления с точки зрения качественного эффекта, социальной значимости, последствий, развития и стратегии.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта коллективом должны быть получены следующие результаты: - будут выявлены и изучены имеющиеся в программных документах внешней политики России и стран Центральной Азии, в двусторонних и многосторонних дипломатических документах, в документах международных организаций, в российской и зарубежной научной литературе трактовки содержания такого направления взаимодействия, как гуманитарное сотрудничество, а также методы, особенности, тенденции его исследования в работах российских и зарубежных специалистов. - будут выявлены и проанализированы конкретные механизмы, институты, форматы, содержание, особенности и факторы гуманитарного сотрудничества между Россией и каждым из пяти государств постсоветской Центральной Азии на двустороннем уровне взаимодействия и на многостороннем уровне (в рамках международных организаций – СНГ, ШОС, ЮНЕСКО). - будет выявлено и проанализировано, как гуманитарные связи между Россией и странами Центральной Азии воспринимаются в обществах государств-участников сотрудничества: как оцениваются представителями органов власти, общественных организаций, диаспор, экспертными структурами, деятелями культуры, образования и других сфер гуманитарного взаимодействия, СМИ, религиозными общинами, просто гражданами России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Туркмении. - будет разработана методика оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества, обеспечивающая максимально комплексный охват всех возможных показателей, сфер, проблем. Методика будет представлять собой систему признаков, параметров, количественных и качественных характеристик и соответствующий набор способов их определения. Она будет применена на конкретных примерах, относящихся к изученному опыту сотрудничества России со странами Центральной Азии. - результаты могут быть использованы в стратегическом планировании взаимодействия России со странами Центральной Азии; могут быть интересны представителям органов власти, структур, обеспечивающих безопасность, экспертно-аналитическую поддержку внешнеполитической деятельности; наконец, могут использоваться в образовательном процессе и научных исследованиях. - разработанная методика оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества может быть применима к оценке опыта взаимодействия и развитию стратегии связей РФ с самыми разными партнерами, как на межгосударственном уровне, так и на уровне связей меньшего порядка – регионов, городов-побратимов и т.д. - технически результаты будут выражены в 27 научных публикациях, включая 7 статей в изданиях Web of Science Core Collection либо Scopus, 12 статей в журналах из перечня ВАК, минимум 7 тезисов докладов в сборниках, индексируемых в РИНЦ, и 1 аналитическую записку для Российского совета по международным делам.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В ходе работы над проектом с июля 2019 г. по середину мая 2020 г. коллективом получены следующие результаты: 1. Выявлены и изучены имеющиеся в дипломатических документах и научной литературе трактовки и методы исследования такого направления международного взаимодействия, как гуманитарное сотрудничество. В определении гуманитарной сферы, а значит, и в подходах к ее изучению, до сих пор есть масса расхождений. В документальных источниках разнообразие терминологии можно встретить в рамках не только соглашений с разными акторами, но и в документах одной организации и даже в рамках одного документа. И, хотя речь может идти об одном и том же, методологически это очень усложняет и правовое, и научное обеспечение, и анализ самого процесса сотрудничества. В отечественной научной литературе существует очень много расхождений в употреблении терминологии и понимании сферы гуманитарного сотрудничества. На наш взгляд, как в правовой сфере, так и в научной необходимо придерживаться единообразия и четкости. Наиболее последовательной и четкой можно назвать терминологию и интерпретацию межгосударственного гуманитарного сотрудничества, которая используется МИД РФ, СНГ и Россотрудничеством: гуманитарное сотрудничество – это связи в сферах культуры, образования, науки, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью. Выявлена значительная разница в подходах к изучению гуманитарной сферы в российской и зарубежной традиции. В международном дискурсе ближнего зарубежья толкование и употребление понятия «гуманитарное сотрудничество» схожи с российскими (и авторы либо следуют пониманию, заданному правовой базой отношений, либо допускают такие же расхождения формулировок и интерпретаций, как и их российские коллеги), а в работах представителей дальнего зарубежья «гуманитарное сотрудничество» обозначает гуманитарную помощь в кризисных ситуациях и в периоды конфликтов. Связи же в областях культуры, образования и других составляющих гуманитарной сферы редко становятся объектом критического анализа, рассматриваются не в комплексе, и многое рассматривается только через призму «мягкой силы». 2. Подобраны российские и зарубежные открытые базы статистических данных, содержащие значимые для нашего проекта индикаторы и переменные для последующего анализа. Они будут подробно изучены и использованы на следующих этапах проекта. 3. Выявлены и проанализированы конкретные механизмы, институты, форматы, содержание, особенности и факторы гуманитарного сотрудничества между Россией и каждой из пяти стран постсоветской Центральной Азии на двустороннем уровне взаимодействия. Изучены: - правовая база гуманитарного сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Казахстаном - культурные обмены между Россией и Казахстаном - связи в сфере туризма между Россией и Казахстаном - связи в сфере спорта между Россией и Казахстаном - связи в сфере молодежи между Россией и Казахстаном - сотрудничество в области СМИ между Россией и Казахстаном - научно-образовательные связи части региональных вузов России и Казахстана - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Таджикистаном - культурные обмены между Россией и Таджикистаном - связи в сфере туризма между Россией и Таджикистаном - научно-образовательное сотрудничество между Россией и Таджикистаном - связи в сфере спорта между Россией и Таджикистаном - связи в сфере молодежи между Россией и Таджикистаном - сотрудничество в области СМИ между Россией и Таджикистаном - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Узбекистаном - некоторые аспекты культурных обменов между Россией и Узбекистаном - связи в сфере туризма между Россией и Узбекистаном - связи в сфере спорта между Россией и Узбекистаном - связи в сфере молодежи между Россией и Узбекистаном - сотрудничество в области СМИ между Россией и Узбекистаном - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Киргизией - связи в сфере туризма между Россией и Киргизией - связи в сфере спорта между Россией и Киргизией - связи в сфере молодежи между Россией и Киргизией - сотрудничество в области СМИ между Россией и Киргизией - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Туркменистаном - культурные обмены между Россией и Туркменистаном - связи в сфере спорта между Россией и Туркменистаном Результаты исследований представлены в статьях, писавшихся либо по отрасли взаимодействия с конкретной страной, либо по отрасли взаимодействия в сравнении по пяти странам. Количество подготовленных публикаций: в издания WoS – 2, в издания ВАК – 8, в другие издания – 7. Еще как минимум 6 публикаций будут доделаны и отправлены в научные издания в течение мая – июня. Результаты исследований первого этапа проекта представлены на 6 международных научных конференциях: в Москве, Ташкенте, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

 

Публикации

1. Муратшина К.Г. Проблемы развития туризма как сферы гуманитарного сотрудничества между Россией и Туркменистаном Вестник Национальной академии туризма, № 1. С. 44-47 (год публикации - 2020)

2. Муратшина К.Г. Институты гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан Евразийство и мир, № 1. С. 46-53 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18101/2306-630X-2020-1-46-53

3. Муратшина К.Г. Cultural Exchanges between Russia and Turkmenistan: Structure, Dynamics, and Defining Features Changing Societies & Personalities, Vol. 4(4). Р. 508-527 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/csp.2020.4.4.114

4. Муратшина К.Г. Институты гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Туркменистаном Власть, Т. 28. № 4. С. 245-252 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7471

5. Муратшина К.Г. Литературные обмены как область гуманитарного сотрудничества между Россией и странами постсоветской Центральной Азии 25 лет евразийской интеграции: от истоков к реалиям. Коллективная монография. Серия «Евро-Азиатские исследования». СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020., Т. 2. С. 155-175 (год публикации - 2020)

6. Муратшина К.Г. Гуманитарное сотрудничество как направление внешней политики России Общенациональный научно-политический журнал "Власть", - (год публикации - 2022)

7. Муратшина К.Г., Вербицкая Т.В. Договорно-правовая база гуманитарного сотрудничества России со странами Центральной Азии: сравнительный анализ Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», № 2. С. 26-32 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.34076/2219-6838-2020-2-26-32

8. Муратшина К.Г., Вербицкая Т.В., Хамзин И.Р. Сотрудничество в сфере туризма между Российской Федерацией и Республикой Казахстан: правовая база, направления, результаты Наука. Культура. Общество, № 3. С. 68-73 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.19181/2308829X-2020-3.6

9. Муратшина К.Г., Вербицкая Т.В., Хамзин И.Р. Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в сфере туризма: основные тенденции и проблемы Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология, Том 6 (72). 2020. № 2. С. 90-102 (год публикации - 2020)

10. Муратшина К.Г., Вербицкая Т.В., Хамзин И.Р. Сотрудничество в сфере туризма между Российской Федерацией и Киргизской Республикой: правовая база, направления, результаты Туристическая деятельность в эволюции регионов Евразии. Трансграничное сотрудничество евразийских государств: опыт и потенциал: научные статьи ХI Евразийского научного форума: сборник, Под ред. Н.П. Кирсановой, Е.Е. Ланиной. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. С. 187-197 (год публикации - 2020)

11. Муратшина К.Г., Мамин Н.В., Бободжонов Г.М. Сотрудничество в сфере культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, № 2. С. 185-196 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.043

12. Муратшина К.Г., Хамзин И.Р. Институциональная структура гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт. Сборник научных статей., Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. С. 358-366 (год публикации - 2020)

13. Муратшина К.Г., Хамзин И.Р. Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в сфере туризма: состояние, проблемы, перспективы Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал), № 1 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-1-997

14. Муратшина К.Г., Шукушева Е. Обмены в сфере искусства между Россией и Казахстаном как область гуманитарного сотрудничества двух стран Вестник Пермского университета. Политология, Т. 14. №2. С. 64-76 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17072/2218-1067-2020-2-64-76

15. Муратшина К.Г., Якимова О.А., Хамзин И.Р., Вербицкая Т.В., Бободжонов Г.М., Перевалов А.А. Russia and Post-Soviet Central Asia: Reciprocal Language Studies in University Curricula and Bilateral Cooperation in this Area KnE Social Sciences. Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: Multilingualism, Multimodality, Multiculturalism, № 4(2). P. 158-174 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18502/kss.v4i2.6326

16. Муратшина К.Г. Гуманитарное сотрудничество как сфера международных отношений: по материалам анализа дипломатических документов РФ Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации: 4-й Молодежный Конвент УрФУ: материалы международ. конф. 26 марта 2020 г. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 609-613 (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В результате работы над проектом с июля 2020 г. по середину мая 2021 г. коллективом получены следующие результаты. Проведено социологическое исследование, включающее массовые опросы и экспертные интервью, для выявления восприятия гуманитарного сотрудничества в обществах России и стран Центральной Азии. Очные полевые исследования проведены в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Свердловской области, Омской области и Алтайском крае, в остальном проводились электронные опросы и интервью. Сбор ответов еще продолжается и будет завершен после поездок в Узбекистан, Туркмению после снятия ограничений и в несколько российских регионов, в том числе на возобновляющиеся после снятия ограничений мероприятия гуманитарного сотрудничества. В массовом опросе граждан России к этому моменту поучаствовали жители 39 регионов РФ в возрасте от 18 лет. Он выявил низкую осведомленность людей о связях с ЦА, но в то же время большой интерес к ним. Наиболее высока заинтересованность в туризме, в ознакомлении с искусством и в развитии научных и образовательных связей с партнерами из этих стран. Массовый опрос граждан стран ЦА затронул жителей различных областей Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в возрасте от 18 лет. Пока в этом опросе не хватает граждан Туркменистана, но они есть в другом – опросе мигрантов из ЦА, находящихся в РФ. Наиболее заметен в результатах опроса интерес к российскому кино, музыке, совместным образовательным и научным проектам, туризму по России, российскому театру. В опросе мигрантов из ЦА (более длинном и подробном) поучаствовали временно работающие либо обучающиеся в 9 регионах РФ граждане центрально-азиатских стран. По нему заметны проблемы с изучением русского языка и распространенностью, доступностью в странах ЦА мероприятий, посвященных России, ее культуре. Есть и специфические перекосы в представленности (а значит, и в формировании интересов и образа страны) музыкальных исполнителей и телепередач. Что касается интервью представителей сфер гуманитарного сотрудничества, то опрашивались деятели культуры, науки, образования, спорта, туризма, СМИ и молодежной политики. Здесь есть ответы из России и всех 5 стран ЦА, включая Туркмению. Пока сбор продолжается, и мы обрабатываем информацию для разделов книги. Наиболее ценно в этих ответах множество конструктивных предложений и идей по развитию связей, указание «белых пятен» (например, недостаточно поступления новой литературы в библиотеки, недостаточно выставок российского современного искусства, недостаточно «серьезных», «неразвлекательных» театральных гастролей из России, есть проблемы с распространением русского языка в школах ЦА). Вторым направлением работы в этом году был анализ осуществления механизмов гуманитарного сотрудничества между Россией и странами ЦА в рамках международных организаций: СНГ, ШОС и ЮНЕСКО. В СНГ на протяжении последнего десятилетия партнерами осуществлялось участие в регулярных форматах гуманитарного сотрудничества. Основную активность в сотрудничестве проявляет российская сторона, и она же несет наибольшие финансовые расходы. Страны ЦА принимают участие в сотрудничестве, но в меньшей пропорции. Особенно это заметно на примере деятельности базовых организаций СНГ по образованию, науке, культуре и другим сферам. Кроме того, играет роль и политический фактор: известный своей закрытостью Туркменистан не участвует в большинстве форматов взаимодействия. Узбекистан пропускал часть форматов, но подключился к ним после смены руководства страны и перехода к более открытым связям и расширению сотрудничества с Россией. Сформированный уровень и система связей позволяют говорить о достижимости цели единых гуманитарных пространств в СНГ – образовательного, научного, туристического, информационного, но такое возможно только при желании и совпадении интересов всех участников, а интересы уже сейчас значительно различаются. России необходимо прилагать усилия к тому, чтобы сохранять свою роль координатора, лидера, владеющего инициативой, опытом, и реализовывать четкую стратегию в гуманитарных проектах. Кроме того, очень важно, чтобы в СМИ стран СНГ было представлено больше информации о повседневной жизни, культуре государств-участников и собственно о сотрудничестве, потому что сейчас этой информации в широком публичном поле недостаточно. Разнообразие механизмов связей свидетельствует о наличии взаимной заинтересованности сторон в сотрудничестве, что крайне значимо, и информация об этих контактах должна распространяться, чтобы привлекать новых участников (людей, профессиональные сообщества, компании, предприятия) и обеспечивать социальную базу интеграции. В ШОС ситуация другая. Хотя организация создавалась в целях безопасности, и гуманитарного профиля у нее не было, за последнее десятилетие в ней сформировалось гуманитарное направление сотрудничества, наиболее разветвленно представленное в образовании, туризме, культурных обменах и связях молодежи. Россия и страны ЦА участвуют во всех механизмах сотрудничества (только Узбекистан пропускал некоторые из них, но подключился к ним после смены руководства страны), во многих случаях российская сторона является инициатором и организатором, но выявляется заметная конкуренция ей со стороны Китая. Нельзя не заметить довольно напряженное соперничество двух лидеров организации – за координацию туристических потоков, размещение приоритетных научных и образовательных проектов, координацию связей молодежи, по сути, т. е. за будущее гуманитарных связей в ШОС. Получается, что здесь России важно помогать своим центрально-азиатским партнерам держаться вместе в ШОС, координировать интересы и сообща их отстаивать, предлагать конкурентоспособные проекты, анализировать эффективность применяемых форматов, развивать их. В ЮНЕСКО Россия и страны ЦА имеют целый ряд организационных возможностей для контактов. Несмотря на пространственное разделение по разным кластерам, стороны взаимодействуют в отдельных проектах. В меньшей степени интенсивны контакты с Узбекистаном и Туркменистаном, более интенсивны – с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Можно отметить, что связи продолжаются, невзирая на явные иные приоритеты стран ЦА в ЮНЕСКО – сотрудничество с другими партнерами из Европы, Азии и Америки. Возможно, сохранению связей способствует историческая преемственность, большой опыт сотрудничества, постоянные контакты обществ в рамках двусторонних отношений, использование русского языка, как средства межнационального общения. Но координация между партнерами крайне незначительна. Кроме Киргизии, никто из стран ЦА в соглашениях о гуманитарном сотрудничестве с Россией не берет на себя обязательства координации в ЮНЕСКО. Как показывает анализ документов, страны ЦА стремятся больше сотрудничать в ЮНЕСКО с европейскими государствами или соседями из дальнего азиатского зарубежья – Турцией, Китаем и другими. Мотивами здесь могут выступать как реализация принципа многовекторности, так и желание получить дополнительное финансирование от зарубежных партнеров (Евросоюза, Японии, Южной Кореи, США), и растущая активность этих партнеров. В этих обстоятельствах России нужно активизировать свои усилия по выправлению ситуации, поддерживать и развивать взаимодействие и координацию, в силу заинтересованности в добрососедстве со спокойным, развивающимся регионом во всем его культурном многообразии, и чаще брать на себя роль куратора, координатора проектов. Для этого необходимо формулировать и развивать целенаправленную, детальную стратегию такого взаимодействия, иначе оно может становиться все более затрудненным из-за усиливающегося влияния внерегиональных акторов. За этот год в печати находятся точно принятые к публикации 2 статьи WoS, 1 статья Scopus, 1 тезисы доклада РИНЦ, а уже опубликованы коллективом 1 статья WoS, 2 статьи ВАК, 1 статья РИНЦ и 2 тезисов докладов в зарубежных изданиях сборников конференций (в Казахстане и Узбекистане). Результаты исследований представлены на 7 международных конференциях, в том числе 3 проводившихся онлайн в странах ЦА (2 в Казахстане, 1 в Туркменистане).

 

Публикации

1. Муратшина К.Г. Историко-мемориальное сотрудничество России со странами Центральной Азии в мероприятиях 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Вестник Томского государственного университета. История, - (год публикации - 2022)

2. Муратшина К.Г. Russia and Post-Soviet Central Asia in the CIS Framework of Cultural Cooperation Proceedings of Topical Issues in International Political Geography. Cham: Springer, 2021., P. 395-403 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-78690-8_34

3. Муратшина К.Г. Россия и страны Центральной Азии в структуре сотрудничества в области туризма в рамках ШОС Сборник материалов международной научно-практической конференции "Восточные страны в контексте современных международных отношений: проблемы и новые подходы исследования". Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева., С. 60–64 (год публикации - 2020)

4. Муратшина К.Г. Россия и страны Центральной Азии: механизмы сотрудничества в области туризма в рамках СНГ Вестник Национальной академии туризма. 2021., № 2. С. 32-35 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51677/2073-0624_2021_58_2_9

5. Муратшина К.Г., Бахтин Е.Л. Россия и страны Центральной Азии в молодежных обменах в рамках ШОС Каспийский регион: политика, экономика, культура, № 1. С. 115–121 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.21672/1818-510X-2021-66-1-115-121

6. Муратшина К.Г., Валеева М.В. Россия и страны Центральной Азии в многосторонних форматах сотрудничества в области спорта в рамках СНГ Вестник Томского государственного университета, 2021 № 469 С. 92-99 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/15617793/469/12

7. Муратшина К.Г., Валеева М.В. Russia - Post-Soviet Central Asia Cooperation in Information and Media Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multi-modality and Multiculturalism As Preconditions for New Creativity, Р. 476–495. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3081-2.33

8. Муратшина К.Г., Валеева М.В. Сотрудничество России и стран постсоветской Центральной Азии в сфере информации и массовых коммуникаций в рамках СНГ Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых. Сборник материалов Международной молодежной школы-конференции (12–14 октября 2020 г.). Новосибирск: ИПЦ НГУ, С. 413-422 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25205/978-5-4437-1110-2-413-422

9. Муратшина К.Г., Хамзин И.Р. Основные направления культурных обменов между Россией и Узбекистаном / RUSSIA - UZBEKISTAN CULTURAL EXCHANGES: THE KEY ASPECTS Диалоги о культуре и искусстве: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 15-17 окт. 2020 г.). Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2020. В 3 ч., Ч. 1. С. 382-388 (год публикации - 2021)

10. Муратшина К.Г. Гуманитарное сотрудничество как сфера российско-узбекистанских отношений Современная трансформация международных отношений в странах Востока. Материалы Республиканской научно-практической конференции (Ташкент, 16 мая 2020 г.). Ташкент: ТДШУ, С. 57-62 (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В результате работы над проектом с середины мая 2021 г. по середину мая 2022 г. коллективом получены следующие результаты. По направлению работы «международные отношения» изучены темы: - Россия и страны Центральной Азии в образовательном сотрудничестве в рамках международных организаций; - сотрудничество России со странами Центральной Азии в сфере спорта на двустороннем уровне; - Россия и страны Центральной Азии в сотрудничестве в области СМИ в рамках ШОС; - Россия и страны Центральной Азии в сотрудничестве в области культуры в рамках ШОС. Продолжено и завершено изучение материала по темам: - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Киргизией; - институты гуманитарного сотрудничества между Россией и Таджикистаном. Результаты исследований представлены в статьях, часть из которых уже вышла. Начат сбор материала для изучения научных связей России со странами Центральной Азии. По социологическому направлению продолжено исследование для выявления восприятия гуманитарного сотрудничества в обществах России и стран Центральной Азии и оценки его социальной эффективности. Очные полевые исследования проведены в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. Туркменистан оставался закрытым для въезда весь этот год, но там мы проводили дистанционные опросы с помощью электронных анкет и проводили опросы туркменских студентов в российских вузах. По России очные полевые исследования проведены в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Астраханской области, Волгоградской области, Красноярском крае, Пермском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, Томской области, Тульской области, Чувашии. Дистанционные полевые исследования охватили и другие регионы. Всего были набраны ответы из 44 субъектов РФ. Сбор ответов еще продолжается и будет завершен после доведения их числа до сравнимых между собой цифр. В опросе граждан России к этому моменту поучаствовали уже в общей сложности 680 респондентов из 44 регионов РФ в возрасте от 18 лет, работающих в различных сферах жизни общества. Полные данные мы обрабатываем и опубликуем в виде статьи. Опрос граждан стран Центральной Азии затронул теперь уже в сумме 1016 респондентов из различных областей Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в возрасте от 18 лет. Он тоже обрабатывается и тоже пойдет в статью. В опросе трудовых мигрантов из ЦА опрошено 280 человек, на момент опроса проживающих и осуществляющих трудовую деятельность в 20 российских городах. В опросе студентов российских вузов из стран Центральной Азии опрошено 300 студентов, магистрантов и аспирантов, которые учатся в вузах 14 российских городов. По результатам этих исследований написаны две пока не опубликованные статьи. Продолжены экспертные интервью с представителями сфер гуманитарного сотрудничества (культуры, науки, образования, спорта, туризма, СМИ и молодежной политики) (подробное интервью по конкретным вопросам) из России и стран Центральной Азии. Их число доведено до 148 интервью представителей России, 83 - Казахстана, 62 - Киргизии, 42 - Таджикистана, 38 - Узбекистана, 6 - Туркменистана. Сбор ответов продолжается, и в параллель идет их обработка. Завершен сбор интервью и обработаны результаты по темам: «Оценки и ожидания представителей сферы образования Узбекистана от дальнейшего сотрудничества с Россией», «Оценки и ожидания представителей сферы школьного образования Киргизии от дальнейшего сотрудничества с Россией» написаны главы для коллективной монографии. Завершен сбор интервью и обработаны результаты по теме «Оценки и ожидания деятелей культуры России и Казахстана от дальнейшего сотрудничества». Разработана, апробирована на практике, подготовлена к публикации и представлена в итоговом отчете методика оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества, которую могли бы применять российские государственные структуры для понимания результативности направлений сотрудничества. За год опубликована 1 статья WoS и в печати находится 1 принятая к публикации статья Scopus. Еще 2 статьи пока находятся на рассмотрении в редакциях журналов Scopus. Опубликованы также 1 статья РИНЦ и 1 тезисы в зарубежном сборнике конференции (в Таджикистане). Еще 2 статьи РИНЦ находятся в печати. Продолжают выходить и публикации предыдущих лет, о них отдельно направлена информация в Фонд. Для широкого обнародования результатов проекта, привлечения внимания к проблематике гуманитарного сотрудничества с Центральной Азией и важности развития его стратегии в течение года были организованы 17 докладов на 14 научных конференциях. У 1 конференции мы выступили соорганизаторами. Публикации будут выходить и после этого отчета, мы продолжим выполнять все свои обязательства.

 

Публикации

1. Муратшина К.Г. Медиа-контакты в рамках ШОС: сотрудничество с китайской спецификой Китай: политика, история, культура, - (год публикации - 2022)

2. Муратшина К.Г., Валеева М.В. Sport as a focus of bilateral contacts between Russia and post-Soviet Central Asia Topical Issues of International Political Geography - Springer Geography, - (год публикации - 2022)

3. Муратшина К.Г., Мамин Н.В. Институты гуманитарного сотрудничества России и Киргизии Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, - (год публикации - 2022) https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-1-65-80

4. Муратшина К.Г., Мамин Н.В. Институты гуманитарного сотрудничества России и Таджикистана Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления инновационной деятельности в культуре, науке и искусстве», - (год публикации - 2022)

5. Табаринцева-Романова К.М. Международное гуманитарное сотрудничество: зарубежные подходы к изучению и реализации Сравнительная политика, № 4. С. 31–46. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/2221-3279-2021-10038

6. Муратшина К.Г., Мамин Н.В., Бободжонов Г.М. Основные направления культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Международное сотрудничество Республики Таджикистан в условиях цифровизации экономики: состояние и перспективы. Материалы международной научно-теоретической конференции., Худжанд: Дабир, 2021. С. 6–9. (год публикации - 2021)

7. - «Международное гуманитарное сотрудничество: направления, проблемы, перспективы, влияние пандемии» Сайт ИВ РАН, 24 марта 2022 г. (год публикации - )

8. - Доцент УГИ УрФУ приняла участие в экспертной сессии «Интеграционные процессы: Россия и Шанхайская организация сотрудничества» Сайт УрФУ, 5 апреля 2022 г. (год публикации - )

9. - Ученые УГИ УрФУ и РАН провели совместную конференцию, посвященную международному гуманитарному сотрудничеству Сайт УрФУ, 6 апреля 2022 г. (год публикации - )

10. - Гуманитарные связи между Россией и странами Центральной Азии изучают в вузе Сайт УрФУ, 23 ноября 2021 г. (год публикации - )

11. - Российский ВУЗ проецирует расширенный анализ гуманитарных связей РФ с Центральной Азией Радиостанция «Голос СНГ», 24 ноября 2021 г. (год публикации - )

12. - Российский университет ведёт крупный проект по изучению отношений РФ и Центральной Азии СНГ сегодня, 24 ноября 2021 г. (год публикации - )

13. - Российский университет изучает гуманитарные связи РФ и Центральной Азии Новости Центральной Азии, 24 ноября 2021 г. (год публикации - )

14. - Гуманитарные связи между Россией и странами Центральной Азии изучают в вузе Сайт Уральского гуманитарного института УрФУ, 25 ноября 2021 г. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Разработана, апробирована на практике, подготовлена к публикации и представлена в итоговом отчете методика оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества, которую могли бы применять российские государственные структуры для понимания результативности направлений сотрудничества.