КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-78-00120

НазваниеИнституты православия и православное общество в новейшей истории России 1914-1964 гг.: церковная традиция и идентичность в эпоху модернизации

РуководительКаиль Максим Владимирович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный университет", Смоленская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2019 - 06.2021 

Конкурс№40 - Конкурс 2019 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словатрадиционное общество, социальные институты, православие, Русская православная церковь, методология, социальная история, историография, демифологизация, системная аналитика

Код ГРНТИ21.41.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Настоящий проект направлен на решение значимой проблемы в историографии национальной истории новейшего времени и, шире, в обществоведении в целом. В центре исследования – православие в новейшей истории страны как специфичный конфессиональный и общественный институт, обеспечивающий традиционную идентичность российского социума. Выявление и динамика социо-консолидирующего потенциала православия в новейшей истории России за рамками стереотипных трактовок, распространенных в общественном сознании и историографии, – проблема исследования. В силу высокой стереотипизации и мифологизации пробематики эволюция институтов и сообщества православных рассматривается в объективирующем ключе теории модернизации, трактующей разрушение традиционного уклада как объективный процесс. Предмет исследования – российское православие (в институциональной и социальной его составляющих) в эпоху социально-политических трансформаций 1914-1964 гг. В этот период институты православия (иерархическое устройство, структура управления, система образования, миссия) несколько раз глубоко реформировались (в связи с реалиями государственной политики и социальной обстановки), меняя и отношения в православном обществе. Имперская модель традиционной церковной структуры эволюционировала в позднесоветскую, конструкции последней сохраняются в институциональном строении и современной РПЦ. Эти реформы сопровождались динамикой ценностей, практик исповедания веры и финализировались в форме самоидентификации российского общества по отношению к православию. Формально однородное общество поздней Российской империи постепенно атомизировалось и теряло устойчивость присущую традиционному обществу. Становление нового конфессионального профиля общества, в котором заметное место заняла атеистическая идентификация составило особенность советской эпохи и определяло функционирование церкви и границы ее влияния на общество. Исследование имеет междисциплинарную проблему, и сложный – многосоставный исследовательский профиль, предполагающий объединение исследовательского потенциала истории, религиоведения, социологии в решении междисциплинарной проблемы – маркирования, выявления функционирования в обществе и специфики консолидации общества вокруг православия как этоса национального традиционного сознания, его ценностно-формирующей основы. Исследование приобретает системный характер за счет его реализации на нескольких уровнях: 1) практическое изучение реформирования институтов православия и эволюции православного общества в новейшей истории; трансформации его традиционной консолидирующей функции в российском обществе; 2) историографический уровень – исследование концептов традиционности/модерновости в российском православии; анализ национальных трактовок исторических судеб православия и традиционного общества в России; 3) системно-аналитическом – формулирование теоретических и практических заключений на основе агрегирования результатов различных дисциплинарных полей. Итогом станет формулирование качественных характеристик православия, динамики его традиционно-консолидирующего потенциала в истории ХХ в. Актуальность решения исследовательской проблемы состоит в нацеленности исследования на закрепление познавательной модели (закрепленной практическим этапом исследования) системного многофакторного изучения эволюции крупнейшей конфессии в исторических реалиях ХХ в. Проблематизирующим ключом в исследовании является анализ эволюции православия (всех формирующих феномен составляющих) в новейшей истории России в свете теории модернизации. Будут изучены формы общинной самоорганизации и администрирования, этапы дисбаланса и утраты церковного единства и консолидации, разрушения и возрождения церковной инфраструктуры – ответы церковных институтов и общества на каждый их этих процессов. В исследовании будет описано взаимовлияние трансформации православия (деятельности и миссии отдельных его слагающих институтов) и изменение ценностных установок общества, а также корреляция этих процессов с устойчивостью социума и осознанием своего единства/сплоченности по принципу разделения традиционных ценностей и духовно религиозных универсалий. Научная новизна исследования представляется обоснованной самой природой проекта: исследований с постановкой такой проблемы и в таком широком масштабе, сочетающих поиск новых объяснительных моделей недавнего прошлого наряду с практическим эвристическим потенциалов в изучении современного общества в его неразрывной связи с историей национального общества ранее не предпринималось. При этом существует значительный опыт изучения отдельных институтов православия в новейшей истории – реформ церковного уклада, непосредственного и контекстуального изучения уровня религиозности и ценностных ориентиров общества, но широкого историко-обществоведческого поля они не создают, как не ставят и задач изучения влияния традиционных компонент культуры на поддержание устойчивости идентичности. Программа исследования включает проведение параллельно двух циклов практических и теоретических исследований институтов православия в новейшей истории и практики самоидентификации российского общества в новейшей истории и сегодняшнем дне. На первом этапе будет проанализирован огромный массив исторической и историографической информации об эволюции институтов православия в новейшей истории и влиянии этих процессов на российский социум, его монолитность/разрозненность. Историографический цикл работ позволит маркировать деструктивные описательные модели, способные негативно влиять на уровень понимания новейшей истории православия. Полиресурсность и полипредметность исследования обеспечат его системный характер, репрезентативность материалов и выводов, соответствие познавательным стандартам эвристического потенциала историко-социальных исследований. Научные результаты исследования будут представлены в различных форматах, в том числе популяризаторском, будут сопровождаться формированием тематического электронного ресурса в сети Интернет, публичными формами презентации – докладами, организацией дискуссионных площадок и семинаров, размещены в высокорейтинговой научной периодике.

Ожидаемые результаты
Содержательные результаты проекта составят: 1) материалы практических исследований реформирования институтов православия в период 1914-1964 гг., имеющие долгосрочные последствия и отражающиеся на формах организации религиозной жизни в современной Русской Православной Церкви и в результате - описание трансформации его традиционной консолидирующей функции в российском обществе; 2) теоретико-аналитические материалы, обобщающие историографическое исследование в рамках проекта и анализ познавательных подходов к изучению российского православия в институциональном и социальном измерениях. В рамках исследования православный приход, приходское самоуправление, динамика взаимоотношений священства и прихожан как в формальных формах, так и содержательно (пастырская форма) получат специальное изучение и отражение в серии тематических статей публикаций источников. Именно этот план (массовой жизни церкви в наиболее типичной ее форме) позволит описать содержание церковной жизни, практику распространения ценностей православия в советском обществе, замещая предельные обобщения и историю церкви на уровне политического и иерархического руководства. Он же позволит реализовать задачу социального исследования бытования церкви и веры в советском обществе. Итогом станет формулирование качественных характеристик православия, динамики его традиционно-консолидирующего потенциала в изучаемый период, анализ треков влияния ценностей православия на российское общество второй половины ХХ в. Представление результатов на международных конференционных площадках будет способствовать продвижению российской историографической концепции национальной истории православия на международной арене, фундировать достижения российской социальной истории и религиоведения. Результаты исследований будут востребованы историографией российского и мирового православия, социологией религии, религиоведением. Практические исследования, выполненные в рамках проекта; материалы социологических мониторингов, фиксирующих ценностные установки и самоидентификации сегодняшних россиян будут востребованы органами государственной власти. Главным потребителем результатов проекта (отдельные его материалы будут направлены на популяризацию проблематики исследования) будет современное российское общество, гуманитарная молодежь и профессиональное сообщество, а также Русская Православная Церковь, органы государственной власти, дипломатии, в том числе публичной. Практические результаты исследования применимы в области социального прогнозирования, а также в рамках выстраивания государственной работы по формированию национально-культурной идентичности. Результаты проекта, безусловно, могут найти отражение в практической работе государственных органов РФ, в практике социальной инженерии, партнерской работе с конфессиональными организациями России, прежде всего, РПЦ и ее социальными учреждениями. Результаты проекта важны для качественной оценки контента школьных и вузовских курсов отечественной истории, в дипломатической работе, в частности в работе культурных центров России за рубежом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Первый этап исследования был посвящен формированию источниковой базы, работе с историографией новейшей истории Русской Православной Церкви, формированию факторно обоснованной внутренней периодизации истории российского православия 1914-1964 гг. и проверке гипотезы исследования, утверждающей, что наиболее существенные изменения православия связаны с эволюцией православного сообщества – ценностей и практик исповедания веры, практик построения системообразующей единицы православной церкви – прихода. Указанные отношения и практики эволюционировали под объективным влиянием социально-политических факторов, войн и революций, стихийной агрессии и практик атеизации. Вместе с тем, эндогенные процессы в церкви, запущенные ходом церковного реформирования начала ХХ в. и объективный ход социальной модернизации, совпавший в России с этапом агрессивной атеизации и секуляризации, повлек глубокие трансформации православной церкви как социального института, изменяя слагающие его сообщества и практики. Наиболее болезненные эффекты повлекли разнонаправленные векторы трансформации структур церковного управления: централизация церковной власти (с избранием патриарха в 1917 г.) не продолжилась выстраиванием патриархальной централизованной модели управления, но напротив, в условиях революции и Гражданской войны сопровождалась автономизацией диоцезов, а с нарастанием конфликтности в обществе, повлекла возникновение конкурирующих и оппонирующих друг другу церковных юрисдикций. Конфликт государственного атеизма и курса на маргинализацию традиционалистского большинства православных на фоне развития церковного конформизма обернулся появлением деформировавших церковное единство групп (обновленчества, прежде всего). Государственная поддержка конформистского крыла в православии способствовала распространению в части церковных общин худших практик советской социальной среды – доносительства, конфликтности и борьбы за ресурсы. В реалиях конца 1930-х гг. православие представляло собой атомизированную сеть групп с различными ценностными картами и социальными установками (от вынужденно оторванных от социальной действительности и непримиримых к властям катакомбников до деградирующих и отказавшихся от большинства традиционных православных институтов и ценностей обновленцев). Все эти противоречивые процессы наряду с агрессивным внеправовым (в условиях отсутствия развитого вероисповедного законодательства) вторжением государственных и силовых структур в церковную повседневность поставили церковь на грань рассеяния. Ход Великой Отечественной войны, оккупация значительной территории СССР и последовавший после перелома в войне, а также раздел геополитических сфер влияния в мире радикально изменил вектор вероисповедной политики в СССР и способствовал возрождению организационных форм церковной системы при беспрецедентном расширении государственного контроля за ней. Но воссозданная в середине 1940-х гг. церковь изменилась внутренне, сменилось поколение епископата и клира, существенно эволюционировали ценности, изменились практики законодательно закрытой в храмовом здании общины приходской жизни. Исконные ценности монашества и старчества в русском православии сохранялись в послевоенный период исключительно благодаря неформализованному и практически не реконструированному в историографии институту тайного монашества (монашества в миру), частной религиозности и постепенному перетеканию (в 1950-1960-е гг.) в сферу официальной церковной организации отдельных наследников этой глубокой православной традиции. Материалы исследования показали познавательную продуктивность и обоснованность предложенной концепции, позволившей построить логичную картину эволюции отечественного православия, включающую все многообразие (не избегая даже самых противоречивых) институтов и сообществ в православии. Обширная архивная эвристика с привлечением материалов свыше 40 фондов 7 архивов России позволила продемонстрировать познавательные возможности вводимых ныне в научный оборот источников по истории православия. Исследование позволило проследить и качественно охарактеризовать несколько ключевых - поворотных точек в эволюции православия (1917 г., рубежа 1920-1930-х гг.; 1943-1944 гг.). Именно они разделяли существенно отличающиеся этапы в новейшей церковной истории, определяли качественные изменения как организационных форм жизни церкви, так и практик служения и исповедания. Исследовательские выводы отражены в опубликованных и переданных в печать в рамках первого этапа исследований статьях и публикациях источников. Археографическая практика рассматривается как органичная часть реализации проекта, формирующая доказательную культуру введения в исследовательский контекст общественно-значимых исторических источников, непосредственно отразивших ключевые явления и процессы изучаемой эпохи. Результаты исследования представлены на 5 научных конференциях с международным представительством; а также в нескольких интервью и публицистических материалах; в 5 опубликованных и нескольких подготовленных к опубликованию научных статьях. Проекту посвящен профиль на официальном сайте Смоленского госуниверситета: http://www.smolgu.ru/nauka/nauchnyj_proekt_pri_podderzhke_rossijskogo_nauchnogo_fonda/ и ряд интервью руководителя проекта.

 

Публикации

1. Бурдуков И.В. Развитие нормативно-правовой базы, регулирующей религиозную жизнь в СССР в 1953-1964 гг. Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии., # 5 - 2019 (год публикации - 2019)

2. Каиль М.В. Послевоенное православие: епископат, духовенство и государственное регулирование церковной жизни 1943 – 1953 гг. Новый исторический вестник, 2019. №4(62). C.22-35. (год публикации - 2019)

3. Каиль М.В. «Церковная революция» 1917 года в эволюции российского православия: история и историография Вестник Тверского государственного университета. Серия История., 2019. №. 4(52). С. 138-150 (год публикации - 2019)

4. Каиль М.В. Сергий (Смирнов): епископское служение и взаимоотношения с клиром послевоенной церкви Новый исторический вестник, 2020. № 3 (год публикации - 2020)

5. Каиль М.В. Протоиерей Всеволод Корицкий: последний из пастырей прежней эпохи в послевоенной церкви Край Смоленский, - (год публикации - 2020)

6. - Учёный СмолГУ впервые выиграл грант Российского научного фонда Корпоративный сайт ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет", - (год публикации - )

7. - Научный проект при поддержке Российского научного фонда Профиль проекта на сайте СмолГУ, Проект "Институты православия и православное общество в новейшей истории России 1914-1964 гг.: церковная традиция и идентичность в эпоху модернизации" (год публикации - )

8. - Интервью Наука и дистант: учёные СмолГУ об исследованиях в онлайн-режиме. Максим Каиль Официальный сайт Смоленского государственного университета., - (год публикации - )

9. - Молодые ученые СмолГУ изучают кейсы Смоленской, Московской и других епархий в разных контекстах Интернет-сайт Российского Научного Фонда, - (год публикации - )

10. - XXVI Сретенские чтения в СФИ Официальный сайт Свято-Филаретовского интитута, - (год публикации - )

11. - Церковь и общество. Наука и дистант. Интервью с М.Каилем Смоленская газета. Интернет-портал / Периодическое издание, Смоленская газета. 26 апреля 2020 г. (год публикации - )

12. - Наука и диктант. Интервью с М.Каилем Интернет-сайт Смоленской епархии Русской Православной Церкви, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Второй этап исследования был посвящен историографическому плану и исторической памяти о событиях отечественной церковной истории 1914-1964 гг. (в обобщенном контексте – всего советского периода). Опыт изучения, сумма образов и представлений о судьбах православия в ХХ в. представляли два подлежащих анализу информационных поля, рассмотренных через выявление факторов влияния на формирование ключевых подходов к изучению историко-церковной проблематики и утвердившихся доминирующих ее трактовок. В силу высокой стереотипизации и мифологизации церковной истории ХХ в. эволюцию институтов и сообщества православных представлялось наиболее продуктивно рассматривать в объективирующем ключе теории модернизации, трактующей разрушение традиционного уклада как объективный процесс эволюции православия в эпоху социально-политических трансформаций 1914-1964 гг. В это время институты православия (иерархическое устройство, структура управления, система образования, миссия) несколько раз глубоко реформировались (в связи с реалиями государственной политики и социальной обстановки), изменяя и отношения в православном обществе. Имперская модель традиционной церковной структуры через несколько итераций в итоге эволюционировала в позднесоветскую, конструкции последней сохраняются в институциональном строении и современной Русской Православной Церкви. Трансформации организационных форм церкви сопровождались динамикой ценностей, практик исповедания веры. Формально однородное общество поздней Российской империи в новых реалиях 1920-1930-х гг. постепенно атомизировалось и теряло устойчивость присущую традиционному обществу. Становление нового конфессионального профиля общества, в котором заметное место заняла атеистическая идентификация, составило особенность советской эпохи и определяло функционирование церкви и границы ее влияния на общество. Одним из значимых и наиболее сложных явлений эпохи стал мировоззренческий синкретизм – совмещение в личности православных традиционных норм православного исповедания с отдельными ценностями, социальными и поведенческими приоритетами советского общества. Соотношение параметров (долей) советизированных верующих и традиционалистов в церкви – остается наименее изученным вопросом. Отдельное внимание в исследовании историографии, опыте изучения новейшей истории православия было уделено доминирующему – тоталитарноцентричному подходу и сумме предлагаемых им трактовок советской церковной действительности. Возникнув на волне архивной революции начала 1990-х гг. этот подход укрепился и сохраняет свое преобладающее влияние на отечественную историографию новейшей истории православия по сей день, не способствуя научно-теоретическим поискам, повышению познавательного качества историко-религиоведческих исследований. В общественной памяти советский период истории православия оказался мифологизирован и на протяжении постсоветского периода ассоциируется почти исключительно с репрессиями; фиксация образа жертвы, мемориализация исключительно мест памяти репрессий замкнули познавательный круг, не способствуя интересу общества к содержательным детерминантам новейшей истории православия, что стало особенностью отечественного восприятия национальной истории православия. Практические исследования второго этапа в логике хронологической последовательности были сконцентрированы на событиях истории православия военного и послевоенного периодов, 1941 – 1964 гг. В этот исторический период прослеживалось несколько значимых явлений в развитии церковных институтов и общества: радикально изменилась система взаимоотношений с государством – церковно-иерархическое звено получило легализацию. Ее следствием стало участие в церковной дипломатии в условиях послевоенного раздела мира, а также усиление контроля государственных структур (прежде всего, Совета по делам Русской Православной Церкви за внутренней жизнью церкви, включая кадровые вопросы). В серии публикаций руководителя и исполнителя проекта рассматривается содержание как общецерковного (административного), так и епархиального, приходского уровней церковной организации в новых послевоенных условиях; раскрыта специфика повседневной деятельности Совета по делам РПЦ и его региональных уполномоченных в повседневности епархиальной жизни. Исследование показало многоаспектные болезненные влияния сложившейся модели государственно-церковных отношений на внутрицерковную жизнь, кадровый состав священства и епископата, надолго определяя как климат в церковном обществе, так и возможности содержательной христианской жизни, воспроизводства православных ценностей. В серии публикаций показано как в новой социальной действительности сохранялись глубинные основы православной традиции (монашество, старчество, исповедничество). Материалы исследования и его результаты были представлены на 6 научных конференциях с международным представительством, ряд материалов конференций опубликован. В ходе второго этапа исследований опубликовано 11 научных работ (4 находятся в стадии завершения и передачи в публикацию); плановые наукометрические показатели выполнены, с учетом ныне проводимых и запланированных до конца 2021 г. работам будут значительно превышены. На площадке Ютуб создан открытый лекторий, презентующий результаты исследования в научно-популярном формате: https://www.youtube.com/channel/UCyLrwEHU56RYcMkpQeXBZXQ. В период реализации проекта произошло закрепление в науке исполнителя проекта.

 

Публикации

1. Бурдуков И.В. Управляющие Смоленской епархией в 1953 - 1964 гг. Церковно-историческая наука в России XIX – начала ХХI вв.: институты, школы, ключевые проблемы. Сборник материалов всероссийской (с международным участием) научной конференции / под ред. М.В. Каиля. М.: Изд-во СмолГУ 2020, с. 244-255 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.35785/978-5-88018-654-9-2020-242-253

2. Бурдуков И.В. Институт уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в работах российских исследователей: темы, оценки, перспективы Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии, 2020. № 1. С. 58-64. (год публикации - 2020)

3. Каиль М.В. Провинциальное православие середины 1940-х - середины 1950-х гг.: пастыри Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков.: Материалы ХХ международной научной конференции. Иваново: Ивангос.ун-т, 2021., С.150-155 (год публикации - 2021)

4. Каиль М.В. ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ 1914-1964 ГГ.: ИСТОРИОГРАФИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ В ДИСКУРСЕ РЕПРЕССИЙ И ПОИСКЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ Новый исторический вестник, - (год публикации - 2021)

5. Каиль М.В. "Лики и облики": архипастыри и пастыри православной церкви послевоенной поры. Коллективный портрет и социальные характеристики Новый исторический вестник, - (год публикации - 2021)

6. Каиль М.В. Проблемы церковного устроения в сочинениях и дневниках церковных деятелей первой половины ХХ в. Актуальные проблемы источниковедения: материалы VI Международной научной конференции. Витебск: Изд-во ВГУ им. П,М, Машерова, 2021, С.269-271 (год публикации - 2021)

7. Каиль М.В. Православие в России 1914-1964 гг.: социум и институты в историографии и постсоветском общественном дискурсе Церковно-историческая наука в России XIX – начала ХХI вв.: институты, школы, ключевые проблемы. Сборник материалов всероссийской (с международным участием) научной конференции / под ред. М.В. Каиля. М.: Изд-во СмолГУ 2020, c. 40-48 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.35785/978-5-88018-654-9-2020-40-48

8. Каиль М.В. Епархиальное управление и религиозная жизнь Западного региона РСФСР в период Гражданской войны Studia internationalia: Материалы VIII международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях X-XX вв.»Брянск: РИО Брянского государствен- ного университета, 2020. – 212 с., C. 103-109 (год публикации - 2020)

9. Каиль М.В. Владыка Сергий (Смирнов): епископское служение и взаимоотношения с клиром послевоенной церкви Вопросы истории, 2020. № 9. С.228-240 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202009Statyi09

10. Каиль М.В. Как менялось православие в России 1914-1964 гг.: ключевые проблемы и историографические подходы Наука о религии в России: от прошлого к будущему: сборник материалов научной конференции (20-21 ноября 2020 г.) / отв.ред. М.М. Шахнович. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2020, 60-66 (год публикации - 2020)

11. Каиль М.В., Бурдуков И.В. Протоиерей Всеволод Корицкий: последний из пастырей прежней эпохи в послевоенной церкви Край Смоленский, 2020. № 9. (год публикации - 2020)

12. - Каиль Максим Владимирович (историк церкви) Статья (именная) "Википедия", (представлена информация о реализации научных проектов, в т.ч. при поддержке РНФ) (год публикации - )

13. - В СмолГУ прошла Всероссийская научная конференция по истории РПЦ Смоленская газета, - (год публикации - )

14. - Изучая религию Смоленская газета, - (год публикации - )

15. - В СмолГУ состоялась предзащита магистерских диссертаций по теологии Официальный портал Смоленской епархии РПЦ, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Материалы проекта применены в практике преподавания М.В. Каиля, в частности в рамках аспирантского семинара (ноябрь 2020; май 2021 гг.); в рамках дисциплин «Историография новейшей истории Русской Православной Церкви», «Источниковедение новейшей истории Русской Православной Церкви» (магистерская программа «Теология. Новая и новейшая история Русской Православной Церкви» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», руководитель программы М.В. Каиль). Таким образом, результаты исследовательского проекта (фундаментального исследования) находят свое практическое применение в образовательном процессе; популяризируют проблематику и способствуют демифологизации общественных представлений о новейшей истории православия (за счет публикации видеоконтента - лектория).