КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-19-00085

НазваниеВыявление и устранение хаоса в динамических процессах и движении космических систем сложной структуры

РуководительДорошин Антон Владимирович, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева", Самарская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г.  , продлен на 2022 - 2023. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-104 - Движение объектов и аппаратов в различных средах

Ключевые словакосмический аппарат, многороторные системы, тросовые системы, бесконтактное взаимодействие, ионно-плазменный поток, электростатическое взаимодействие, детерминированный хаос, гомо-/гетеросклинический хаос, странный аттрактор, угловая переориентация, изменение орбиты

Код ГРНТИ55.49.05; 30.15.31; 30.15.15


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на получение новых фундаментальных результатов в области хаотической динамики возмущенного движения космических систем сложной структуры с контактным и бесконтактным типами взаимодействия элементов и решение прикладных задач разработки новых принципов функционирования, управления и реализации динамических процессов в ракетно-космической технике. Актуальность решения проблемы заключается в том, что полученные в ходе выполнения проекта результаты будут направлены на решение прикладных задач, имеющих большое значение для современных космических программ, включая построение спутниковых группировок, повышение орбитальной маневренности, увод космического мусора, совершенствование функционирования космических систем и разработку новых методов управления их движением. Так в рамках проекта будет рассматриваться разноплановая динамика широкого спектра космических систем сложной постоянной и переменной структуры с контактным и бесконтактным типами взаимодействия элементов: 1. Наноспутники и малые космические аппараты (КА) с подвижными элементами, включая внутренние агрегаты и внешние модули, аэродинамические поверхности и т.п., обладающие свойствами твердых и упругих тел. 2. Многороторные космические системы и КА, использующие и обеспечивающие гироскопические типы стабилизации, управления угловым движением и пространственной переориентацией. 3. Космические тросовые системы, представляющие собой соединенные протяженными упругими тросами системы твердых тел, в том числе с тросами переменной длины и движущимися вдоль тросов подъемниками. 4. Космические системы с бесконтактным типом взаимодействия элементов посредством электростатических полей и ионных потоков электрореактивных двигателей, решающие задач транспортировки и изменения параметров движения объектов космического мусора или спутников собственной группировки. В рамках изучаемой проблемы планируется решить ряд многоаспектных задач, имеющих важное значение для развития ракетно-космической техники, и объединяющих области исследования механики космического полета, хаотической динамики и теории управления: 1. Исследование регулярной и хаотической динамики малых космических аппаратов и наноспутников, реализующих разноплановые режимы движения в случаях разного количества внутренних степеней свободы, соответствующих подвижности рабочих элементов, в том числе отдельных агрегатов и модулей, аэродинамических поверхностей и др. 2. Исследование регулярной и хаотической динамики многороторных космических систем и КА с двойным и множественным вращением постоянного и переменного состава/конфигурации, использующие и обеспечивающие гироскопические режимы стабилизации и управления угловым движением и переориентацией. 3. Исследование регулярной и хаотической динамики и поиск законов управления космическими тросовыми системами при транспортировке КА с упругими элементами и при перемещении грузов с одного конца тросовой системы на другой конец. 4. Исследование регулярной и хаотической динамики и поиск законов управления активным КА, осуществляющим бесконтактные воздействия на пассивный космический объект посредством ионного потока или электростатического поля с целью изменения параметров его движения. Анализ регулярной и хаотической динамики и последующий синтез соответствующих режимов движения и функционирования космических систем будет выполнен при действии внутренних и внешних возмущений различной природы, включая действие внешних силовых полей планет и их атмосфер, бесконтактное электростатическое взаимодействие заряженных элементов, бесконтактное действие на внешние пассивные объекты плазменно-ионных потоков от реактивных струй электрореактивных двигателей КА. Научная новизна исследований и планируемых результатов заключается в изучении хаотических явлений в многоплановом исследовании нелинейных динамических процессов функционирования космических систем сложной структуры при разных принципах хаотизации. Задачи анализа хаотической динамики движения космических систем будут решатся в новых постановках и при рассмотрении новых принципов взаимодействия элементов. Новизна постановки совокупности задач исследования регулярной и хаотической динамики движения наноспутников и многороторных космических аппаратов будет определяться, во-первых, переменным числом степеней свободы механических систем, когда на определенных этапах разрешается или запрещается относительное движение элементов или снимаются/накладываются внутренние кинематические связи, во-вторых, наличием жестких контактных типов взаимодействия внутренних элементов (интенсивные раскрутки, сильные торможения и "захваты" роторов) и, в-третьих, различными принципами хаотизации динамики за счет действия внешних и внутренних возмущений различной природы, включая гомо-/гетероклиническую хаотизацию или реализацию странных хаотических аттракторов в фазовых пространствах систем. Новизна постановки задач исследования динамики космических тросовых систем определяется сложностью состава их механических конфигураций, позволяющих реализовывать новые способы тросовой транспортировки и перемещения груза с одного конца тросовой системы на другой, а также поиск законов управления длиной троса орбитального космического лифта на эллиптической орбите с целью стабилизации движения системы в процессе перемещения груза вдоль троса. Новизна задач исследования динамики систем с бесконтактным воздействиями определяется принципиально новыми типами силового взаимодействия, детализированное изучение которых в рамках предложенного проекта будет проводится в ряде аспектов впервые. Так, изменение параметров движения пассивного объекта (его орбиты) за счет бесконтактного воздействия само по себе является перспективным направлением развития современной космонавтики. Более того, в рамках проекта будут рассматриваться задачи исследования регулярных и хаотических режимов движения космических систем при электростатическом и поточно-ионном типе взаимодействия элементов, а также задачи поиска законов управления активным космическим аппаратом для реализации требуемых режимов движения пассивного объекта. Таким образом, проблема анализа и синтеза регулярной и хаотической динамики в процессе функционирования космических систем сложной структуры является многоаспектной значимой и актуальной научной проблемой, характеризующейся фундаментальной направленностью и широтой возможных приложений в области механики космического полета и разработки современных космических миссий.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты проекта будут включать новые математические модели, методы, точные и приближенные решения, параметрические ограничения и законы управления движением и функционированием космических систем сложной структуры с контактным и бесконтактным типами взаимодействия элементов на основе аналитических и численных вычислений. Научная значимость решения поставленной в проекте проблемы заключается в том, что результаты исследований регулярной и хаотической динамики космических систем сложной структуры, включая полученные в ходе выполнения проекта новые математические модели, аналитические решения, законы, способы и методы управления, будут способствовать развитию фундаментальных аспектов механики, теории динамических систем и процессов управления. Результаты проекта будут востребованы в рамках разработки технических приложений в области механики космического полета и реализации современных разноплановых космических миссий, использующих космические системы сложной конфигурации с контактным и бесконтактным типами взаимодействия элементов, включая группировки наноспутников, космические тросовые системы, многороторные КА, космические системы с электростатическим типом воздействия на пассивные объекты, а также активные КА с электро-реактивными двигателями для изменения параметров движения внешних пассивных объектов путем воздействия на них ионно-плазменным потоком. Основные результаты проекта будут опубликованы в ведущих научных изданиях квартиля Q1 аэрокосмического профиля, что в полной мере соответствует мировому уровню исследований. Таким образом, в проекте будут получены фундаментальные научные результаты, соответствующие мировому уровню и позволяющие комплексно решать актуальные прикладные задачи, а также способствовать дальнейшему развитию ракетно-космической науки и техники.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках этапа 2019 года научной группой проекта были проведены исследования по следующим темам: 1. Моделирование и синтез динамики движения 3U-наноспутника с подвижным модулем и выработка схем управления его угловым движением. 2. Анализ углового движения малого космического аппарата на большом интервале времени с учетом малых возмущений. 3. Исследование динамики пространственного движения многороторных КА при реализации сложных схем управления гиростатическими моментами роторов. 4. Исследование хаотического движения космической тросовой системы - космического лифта при перемещении подъемника вдоль троса. 5. Исследование эволюции движения космической тросовой системы на низкой околоземной орбите. 6. Исследование динамики и синтез законов управления активным космическим аппаратом с электродинамическими двигателями, при транспортировке пассивного космического объекта посредством ионного потока. 7. Исследование динамики и синтез законов управления активным космическим аппаратом при транспортировке пассивного космического объекта посредством электростатического взаимодействия. 8. Новый способ транспортировки пассивных космических объектов на геостационарной орбите за счет гравитационного взаимодействия с тяжелым коллектором. В привязке к указанным выше темам исследований, можно дать следующее описание выполненных в 2019 году работ. 1. Моделирование динамики движения 3U-наноспутника с подвижным модулем и выработка схем управления его угловым движением: Были получены полная математическая модель движения наноспутника с подвижным модулем, и упрощенная линеаризованная модель. Была предложена конструкционная схема управления угловыми смещениями подвижного модуля, основанная на применении выдвижных гибких стержней, связывающих подвижный модуль с главным телом-корпусом, в котором неподвижно закреплен реактивный двигатель постоянной тяги. Указанная схема позволяет использовать функциональный элемент, как орган управления динамикой пространственного движения. На основе указанных выше моделей и схем были разработаны законы управления динамическими параметрами наноспутника с подвижным модулем. Были получены аналитические оценки для углов переориентации тела-корпуса в инерциальном пространстве при реализации импульсной схемы управления, и проведено предварительное моделирование динамики движения наноспутника при сложных законах управления углами относительного положения подвижного модуля с учетом обратной связи. 2. Анализ углового движения малого космического аппарата на большом интервале времени с учетом малых возмущений: Была разработана математическая модель, описывающая движение малого космического аппарата с учетом его движения относительно центра масс и влияния малых возмущений. С помощью метода линеаризации была получена упрощенная математическая модель, описывающая угловое движение малого космического аппарата. Было проведено сравнение результатов численного интегрирования исходной и линеаризованной модели. 3. Исследование динамики пространственного движения многороторных КА при реализации сложных схем управления гиростатическими моментами роторов: Были разработаны математические модели для расширенного моделирования специальных режимов динамики многороторных космических аппаратов с учетом наличия собственных гиростатических моментов роторов и их изменения. Сформулированы законы управления относительным вращением роторов для обеспечения специальных режимов углового движения главного тела-носителя, в том числе для инициации в фазовом пространстве многороторного космического аппарата странных хаотических аттракторов. Получены аналитические соотношения для определения необходимых начальных условий для реализации в динамике системы странных хаотических аттракторов. 4. Исследование хаотического движения космической тросовой системы - космического лифта при перемещении подъемника вдоль троса: Было рассмотрено плоское движение орбитального космического лифта, состоящего из двух космических станций, соединенных тросом, вдоль которого движется подъемник. Была получена система дифференциальных уравнений, описывающая движение системы. Для частного случая, когда масса одной из станций существенно превосходит массу второй станции и подъемника, и центр масс тяжелой станции движется по круговой орбите, проведено исследование влияния движения подъемника на колебания тяжелой космической станции. С помощью сечений Пуанкаре было показано, что перемещение капсулы вдоль троса приводит к возникновению хаотических движений тяжелой станции, что может привести к ее развороту и переходу во вращение. Результаты численного моделирования показали, что при неуправляемом скольжении подъемника вдоль троса его относительная скорость при достижении космической станции может принимать большие значения, что может привести к аварии. Для орбитального лифта с заданными параметрами численно был определен момент включения тормозного механизма, обеспечивающий остановку подъемника при достижении космической станции. 5. Исследование эволюции движения космической тросовой системы на низкой околоземной орбите: Была исследована эволюция параметров орбиты космической тросовой системы под действием силы аэродинамического сопротивления атмосферы. Космическая тросовая система рассматривалась, как две материальные точки, соединенные невесомым нерастяжимым тросом. Была получена усредненная по периоду колебаний троса приближенная система уравнений, описывающая движение центра масс космической тросовой системы. Для приближенной системы уравнений были выделены быстрые и медленное движения и проведено усреднение по быстрой переменной. Полученная таким образом система приближенных уравнений позволяет исследовать эволюцию орбиты центра масс космической тросовой системы, испытывающей сопротивление атмосферы, на больших интервалах времени. 6. Исследование динамики и синтез законов управления активным космическим аппаратом с электродинамическими двигателями, при транспортировке пассивного космического объекта посредством ионного потока: Была разработана математическая модель, описывающая плоское движение механической системы, состоящей из активного космического аппарата, оснащенного двумя противоположно направленными электродинамическими двигателями малой тяги, и пассивного космического объекта. Для случая движения цилиндрического пассивного объекта на круговой были предложены законы управления, обеспечивающие стабилизацию пассивного объекта в вертикальном положении: закон управления тягой ионного двигателя; закон управления осью ионного потока. Сравнение разработанных законов управления показало, что управление осью потока более эффективно с точки зрения минимизации времени стабилизации пассивного объекта, кроме того этот закон позволяет остановить вращение пассивного объекта. Было исследовано хаотическое движение цилиндрического пассивного объекта на эллиптической орбите под действием ионного потока в случае, когда его центр масс лежит на пересечении оси и плоскости симметрии. Путем вычисления спектра показателей Ляпунова и построения сечений Пуанкаре было доказано наличие хаоса в системе. Было рассмотрено движение наноспутника формата CubSat3U на низкой околоземной орбите при воздействии на него ионного потока активного космического аппарата. Были предложены законы управления тягой двигателей космического аппарата на этапах сближения и транспортировки наноспутника до границы атмосферы. 7. Исследование динамики и синтез законов управления активным космическим аппаратом при транспортировке пассивного космического объекта посредством электростатического взаимодействия: Была рассмотрена задача транспортировки и стабилизации колебаний пассивного космического объекта в трехмерном пространстве за счет сил электростатического взаимодействия с активным космическим аппаратом. Космический аппарат рассматривался как тело сферической формы, оснащенное тремя ориентированными взаимно перпендикулярно двигателями, а пассивный объект – как удлиненный цилиндр. Были получены уравнения движения системы и найден закон управления тягой двигателей активного космического аппарата, обеспечивающие постоянное расстояние между центрами масс космического аппарата и пассивного объекта. Предложен закон управления зарядом активного космического аппарата, обеспечивающий стабилизацию углового движения пассивного объекта в положении равновесия. 8. Новый способ транспортировки пассивных космических объектов на геостационарной орбите за счет гравитационного взаимодействия с тяжелым коллектором: Была предложена принципиально новая схема транспортировки пассивных объектов на геостационарной орбите, основанная на гравитационном взаимодействии с искусственно созданным составным гравитационным коллектором. Гравитационный коллектор представляет собой массивное тело, выполняющее роль Луны. Массивный коллектор подлетает к пассивному объекту. При попадании пассивного объекта в сферу тяготения коллектора он либо начнет двигаться вокруг коллектора, либо притянется к его поверхности. После захвата объекта включаются двигатели коллектора, и он вместе с транспортируемым объектом перелетает на целевую орбиту, где происходит сброс объекта и коллектор летит к следующей цели. Для описанной механической системы была разработана математическая модель, описывающая плоское относительное движение пассивного объекта в декартовой системе координат Земля-Коллектор. Результаты проведенного численного моделирования подтверждают осуществимость предлагаемой схемы транспортировки. Была дана оценка расхода топлива и времени, необходимых для перемещения пассивного объекта с геостационарной орбиты на круговую орбиту захоронения. Была определена допустимая сила тяги двигательной установки коллектора и сформулированы рекомендации по формированию облика гравитационного коллектора. В ходе этих исследований были разработаны оригинальные и модифицированы существующие математические модели, предложены законы управления, разработаны основные схемы транспортных операций. По результатам работ было подготовлено 5 статей для журналов, входящих в базы Web of Science и Scopus, включая 3 из них в журналах Q1 (таким образом, с учетом удваивающих коэффициентов кол-во статей WoS_Scopus составляет 8), и одна статья для русскоязычного журнала, индексируемого РИНЦ. Было сделано три устных доклада на международных конференциях и один доклад на всероссийском семинаре. Также в 2019 году руководителем проекта была защищена диссертация на степень доктора физико-математических наук: Дорошин А.В. "Регулярная и хаотическая динамика спутников-гиростатов при действии малых возмущений". Защита диссертации состоялась 17 октября 2019 года в Диссертационном совете Д 002.240.01 при Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН.

 

Публикации

1. Асланов В.С. Debris removal in GEO by heavy orbital collector Acta Astronautica, Vol. 164, pp. 184-191. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2019.07.021

2. Асланов В.С. Spatial Dynamics and Control of a Two-Craft Coulomb Formation Journal of Guidance, Control, and Dynamics, Vol. 42, No. 12, pp. 2722-2730 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.2514/1.G004382

3. Асланов В.С., Дорошин А.В., Еременко А.В. Attitude dynamics of nanosatellite with a module on retractable beams IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series, 1260 (2019) 112004 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1260/11/112004

4. Дорошин А.В., Еременко А.В.. Nutational oscillations suppression in attitude dynamics of spacecraft by relative motion of its movable module Journal of Physics: Conference Series, 1368 (2019) 042014 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1368/4/042014

5. Ледков А.С., Асланов В.С. Evolution of space tethered system’s orbit during space debris towing taking into account the atmosphere influence Nonlinear Dynamics, Vol. 96, No 3, pp. 2211-2223 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/s11071-019-04918-6

6. Рязанов В.В. Управление движением космического аппарата при бесконтактном уводе космического мусора Труды МАИ, №107, c. 1-21 (год публикации - 2019)

7. - Самарские ученые разработали уникального орбитального уборщика РИА Новости, "Самарские ученые разработали уникального орбитального уборщика", РИА Новости, 27.09.2019 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках этапа 2020 года научной группой проекта были проведены исследования по следующим темам: 1. Исследование динамики и возможной хаотизации движения наноспутника с подвижным модулем и выработка схем управления его угловым движением. 2. Исследование хаотического движения наноспутника с упругими аэродинамическими поверхностями при движении в разреженной атмосфере. 3. Поиск условий реализации/инициации странных аттракторов в динамике пространственного движения многороторных КА. 4. Исследование динамики орбитального космического лифта на эллиптической орбите при перемещении подъемника. 5. Увод с низкой околоземной орбиты ступени ракеты с помощью активного космического аппарата-буксира. 6. Перемещение спутников с крупногабаритными упругими панелями на стационарной орбите посредством электростатического взаимодействия с активным космическим аппаратом. В привязке к указанным выше темам исследований, можно дать следующее описание выполненных в 2020 году работ. 1. Исследование динамики и возможной хаотизации движения наноспутника с подвижным модулем и выработка схем управления его угловым движением: Была построена математическая модель, описывающая пространственное движение наноспутника с подвижным модулем в переменных Андуайе-Депри при действии внутренних возмущений. С ее помощью проведен анализ присутствия хаотических режимов в фазовом пространстве системы. Аналитически доказан факт присутствия детерминированного хаоса на базе метода Мельникова. Предложены схемы управления пространственным движением наноспутника. Проведена серия численного моделирования возмущенной динамики наноспутника при действии внутренних возмущений, подтвердившая возможность реализации хаотических режимов. 2. Исследование хаотического движения наноспутника с упругими аэродинамическими поверхностями при движении в разреженной атмосфере: Была разработана математическая модель, описывающая движение наноспутника с учетом его движения вокруг центра масс, учитывающая различные внешние возмущения. На основе этой полной модели была построена упрощенная математическая модель, описывающая плоские колебания наноспутника с упругими аэродинамическими поверхностями на низкой круговой орбите с учетом влияния разреженной атмосферы. Был проведен анализ невозмущенного движения, при котором упругие панели совместно с наноспутником рассматривалиись как твердое тело. Было записано аналитическое выражение для потенциальной энергии системы, с помощью которого были найдены положения равновесия, и проведен анализ влияния высоты орбиты на тип положений равновесия. Была построена бифуркационная диаграмма, отражающая расположение и тип положений равновесия невозмущенной системы в зависимости от высоты орбиты. Были выявлены зоны, где возможна пассивная аэродинамическая стабилизация угловых колебаний наноспутника за счет отклонения упругих аэродинамических поверхностей, и где эта стабилизация невозможна, но могут реализовываться хаотические режимы движения. Была проведена серия расчетов подтвердившая возможность аэродинамической стабилизации спутника формата 3U CubeSat. С помощью сечений Пуанкаре были выявлены хаотические колебания наноспутника. Была найдена критическая высота, выше которой аэродинамическая стабилизация невозможна из-за наличия хаоса в системе. Было показано, что использование пирамидального носика вместо плоской грани и смещение центра масс ближе к носику позволяют увеличить критическую высоту и время существования наноспутника на низкой околожевной орбите. 3. Поиск и анализ странных аттракторов в динамике пространственного движения многороторных КА: На основе разработанных в рамках этапа 2019 года математических моделей был осуществлен поиск условий реализации в динамике многороторного КА странных хаотических аттракторов заданного типа, а также проведен синтез новых типов странных аттракторов с анализом свойств и характеристик возникающего детерминированного хаоса. Полученные условия позволяют осуществлять умышленную инициацию хаотических режимов в динамике КА. Разработано высокоэффективное программное обеспечение для многопроцессорных гибридных систем, позволяющее вычислять ляпуновские показатели для фазовых траекторий вдоль странных хаотических аттракторов. 4. Исследование динамики орбитального космического лифта на эллиптической орбите при перемещении подъемника: Была получена система дифференциальных уравнений, описывающая движение орбитального космического лифта, состоящего из двух станций, соединенных упругим тросом переменной длины, вдоль которого может перемещаться подъемник. Предполагалось, что центр масс системы движется по эллиптической орбите с малым эксцентриситетом. Был предложен закон управления длиной троса, обеспечивающий асимптотическую устойчивость радиального положения орбитального лифта. Асимптотическая устойчивость была доказана с помощью прямого метода Ляпунова. С помощью сечений Пуанкаре было показано, что при наличии эксцентриситета и при периодических колебаниях подъемника возможно появление хаотических режимов движения, однако, эти режимы реализуются при больших углах отклонения орбитального лифта от радиального положения, и не являются препятствием для штатного функционирования системы. Были построены графики, показывающие отношение площади областей, занимаемых регулярными траекториями, к площади хаотического слоя на сечениях Пуанкаре, в зависимости от эксцентриситета и скорости движения подъемника вдоль троса. Был предложен кинематический закон управления подъемником, позволяющий осуществить безопасное перемещение грузов с одного конца орбитального лифта на другой его конец, а также закон управления двигателем одной из космических станций и силой натяжения троса при решения задачи свертывания орбитального космического лифта. 5. Увод с низкой околоземной орбиты ступени ракеты с помощью активного космического аппарата-буксира: Была рассмотрена транспортная операция увода с низкой околоземной орбиты ступени ракеты с помощью тросовой буксировки активным космическим аппаратом. Транспортная операция включала в себя три фазы: тросовая буксировка до границы атмосферы, неуправляемый спуск в разреженной атмосфере, неуправляемый спуск фрагментов ступени после ее разрушения. Были записаны уравнения движения системы и проведен анализ влияния параметров движения ступени в момент отделения от троса на момент ее разрушения в результате действия динамических и тепловых нагрузок. Было проведено численное моделирование спуска с орбиты ступени ракеты Ariane 4 и рассмотрено два сценария, когда при движении в атмосфере ступень разрушается без взрыва, и когда происходит взрыв. Для обоих сценариев были построены области падений фрагментов ступени. Исследование показало, что площадь области падения определяется высотой разрушения ступени, которая, в свою очередь, зависит от движения ступени в разряженных слоях атмосферы. Было выявлено, что уменьшение остаточной угловой скорости ступени в момент отделения от троса уменьшает высоту разрушения ступени и площадь области падения ее фрагментов. 6. Перемещение спутников с крупногабаритными упругими панелями на стационарной орбите посредством электростатического взаимодействия с активным космическим аппаратом: Была разработана математическая модель, описывающая движение механической системы, состоящей из активного космического аппарата и пассивного спутника с крупногабаритными упругими панелями при наличии электростатического взаимодействия между ними. Был предложен закон управления двигателями активного космического аппарата, обеспечивающий транспортировку пассивного спутника. С помощью сечений Пуанкаре было показано, что наличие упругих панелей приводит к возникновению хаоса в угловом движении пассивного спутника при его бесконтактной транспортировке. В ходе этих исследований были разработаны оригинальные и модифицированы существующие математические модели, предложены новые законы управления, разработаны основные схемы транспортных операций. По результатам работ в 2020 году было опубликовано 5 статей в журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus (2 из них в журналах Q1), а также две статьи в журналах, индексируемых РИНЦ. Было сделано три устных доклада на международных конференциях.

 

Публикации

1. Асланов В.С., Ледков А.С. Space debris attitude control during contactless transportation in planar case Journal of Guidance, Control, and Dynamics, Vol. 43, No. 3, pp. 451-461 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.2514/1.G004686

2. Асланов В.С., Сизов Д.А. 3U Cubesat aerodynamic design aimed to increase attitude stability and orbital lifetime Proceedings of the International Astronautical Congress, IAC, IAC-20,C1,2,x56915 (год публикации - 2020)

3. Асланов В.С., Сизов Д.А. A spent upper stage removal mission aimed to reduce debris impact footprint size Acta Astronautica, Vol. 168, pp. 23-30 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2019.11.027

4. Востокин С.В., Дорошин А.В. A Software Package for Studying Dynamical Systems Using the Lyapunov Characteristic Exponent in a Hybrid Computing Environment Суперкомпьютерные дни в России : Труды международной конференции. 21–22 сентября 2020 г., Москва / Под. ред. Вл. В. Воеводина. – Москва : МАКС Пресс, 2020. – 172 с., Суперкомпьютерные дни в России : Труды международной конференции. 21–22 сентября 2020 г., Москва / Под. ред. Вл. В. Воеводина. – Москва : МАКС Пресс, 2020. С.4-10 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.29003/m1406.RussianSCDays-2020

5. Дорошин А.В. Implementation of regimes with strange attractors in attitude dynamics of multi-rotor spacecraft 2020 International Conference on Information Technology and Nanotechnology (ITNT), 2020 International Conference on Information Technology and Nanotechnology (ITNT), pp. 1-4. IEEE, 2020. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/ITNT49337.2020.9253191

6. Пикалов Р.С., Асланов В.С. Controlled attitude motion of the space tether system at the retraction tether stage International Journal of Engineering Systems Modelling and Simulation, Vol. 11, No. 4, pp. 170-175 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1504/IJESMS.2020.111270

7. Дорошин А.В. Conditions of implementing dynamical regimes with strange chaotic attractors in attitude dynamics of multi-rotor spacecraft Информационные технологии и нанотехнологии (ИТНТ-2020), Информационные технологии и нанотехнологии (ИТНТ-2020). C. 89-93 (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В рамках этапа 2021 года научной группой проекта были проведены исследования по следующим темам: 1. Исследование динамики наноспутников различной компоновки с внутренними подвижными рабочими элементами при реализации новых и модифицированных схем управления его угловым движением. 2. Моделирование динамики движения связок КА и разгонных блоков переменного состава с учетом сложных законов изменения инерционно-массовых параметров. 3. Исследование динамики многороторных КА при разнообразных законах управления внутренними роторами. 4. Динамика тросовой буксировки активным космическим аппаратом пассивного спутника с учетом углового движения. 5. Перемещение спутников с крупногабаритными упругими панелями на стационарной орбите посредством электростатического взаимодействия с активным космическим аппаратом. 6. Исследование хаотических режимов движения наноспутника при воздействии на него ионного потока, создаваемого активным космическим аппаратом. В привязке к указанным выше темам исследований, можно дать следующее описание выполненных в 2021 году работ. 1. Исследовано движение наноспутника формата CubeSats с упругими подвижными панелями с учетом аэродинамического демпфирования. Разработана математическая модель, описывающая плоское движение на низкой околоземной орбите наноспутника с отклоняемыми упругими панелями и внутренними подвижными элементами. Проведен анализ его движения относительно центра масс. С помощью сечений Пуанкаре и спектра показателей Ляпунова продемонстрировано существование хаотических режимов движения. Исследовано влияние высоты орбиты и геометрической компоновки наноспутника на расположение и тип положений равновесия, а также на возможность появления хаоса. Также осуществлено исследование динамики углового движения наноспутника с подвижным модулем на выдвигаемых торсионах в канонических переменных Андуайе-Депри. Показано возникновение хаотических режимов в присутствии малых колебаний по углу относительного положения подвижного модуля и возможное устранение хаоса за счет диссипативных процессов. Предложен тип и компоновка внутреннего гравитационного демпфера энергии пространственного движения, основанного на взаимодействии с внешним гравитационным полем малого внутреннего тела, плавающего в сферической полости с вязким наполнением внутри одного из модулей корпуса наноспутника. Диссипация энергии посредством гравитационного демпфера может являться механизмом устранения хаоса в динамике пространственного движения наноспутников. 2. Осуществлено моделирование и качественное исследование динамики движения соосных связок космических аппаратов и разгонных блоков переменного состава с учетом сложных законов изменения инерционно-массовых параметров. В рамках моделирования и исследований построена математическая модель и проанализирован ряд случаев динамики с оптимальными инерционно-массовыми компоновками, когда размещенные внутри КА заряды при выгорании и изменении своих масс и объемов обеспечивают естественное приближение вектора тяги, выдаваемого вдоль продольной оси КА, к оси прецессии, являющейся заданным направлением выдачи импульса. Для проведения указанного изучения динамики осуществлено обобщение и развитие-модификация метода качественного исследования динамики углового движения тел переменного состава, что позволило анализировать и синтезировать нутационно-прецессионное движение КА переменного состава с несимметричными динамическими компоновками. Обобщенный качественный метод использует аналитическую оценку осредненной величины кривизны фазовой траектории апекса продольной оси КА. Это позволяет формулировать условия оптимальности инерционно-массовых компоновок КА, обеспечивающих динамику продольной оси по "скручивающемуся конусу нутации", и приближать продольную ось к оси прецессии, являющейся целевым направлением выдачи межорбитального переходного импульса. Это приближение оси в свою очередь обеспечивает повышение точности межорбитальных переходов за счет естественных свойств динамики углового движения КА переменной массы. 3. Осуществлено моделирование и исследование динамики многороторных КА при инициации неголономных внутренних связей, возникающих при реализации прямых замыканий внутренних роторов друг на друга. Построена неголономная модель динамики пространственного движения многороторной системы, представляющей собой многороторное ядро гироскопического управления угловым движением многороторного космического аппарата. Проведено моделирование и исследование динамики пространственного движения многороторного КА с "заморозками", высвобождениями и/или прямыми замыканиями внутренних роторов в их относительном вращении по отношению к телу-корпусу КА с соответствующим наложением неголономных кинематических связей. Проведено моделирование и исследование возможности выхода КА из хаотического режима его начального движения с помощью инициации прямых жестких замыканий-присоединений внутренних роторов с мгновенным обменом относительными величинами кинетического момента, распределенного на роторах и основном теле-корпусе КА. Как показывает моделирование подобные прямые замыкания могут обеспечить выход из хаотического режима, что формулирует собой новый механизм мгновенного устранения хаоса, возникшего в динамике углового движения КА. 4. Исследована динамика космической тросовой системы, состоящей из активного космического аппарата, протяженного упругого троса и пассивного спутника, представляющего собой твердое тело. Проведен анализ сил и моментов, действующих на тросовую систему. Построена математическая модель и исследовано влияния тяги двигателя активного космического аппарата и параметров тросовой системы на деформацию фазовых портретов и колебания тросовой системы в процессе буксировки. С помощью сечений Пуанкаре проведен анализ хаотических режимов движения тросовой системы. Даны рекомендации по выбору тяги двигателя активного космического аппарата, исключающей возможность появления хаоса. Рассмотрена задача развертывания троса со спутника, находящегося в точке либрации L1. Записаны уравнения космической тросовой системы в условиях ограниченной круговой задачи трех тел. Проведен анализ особенностей колебания тросовой системы в окрестности точки либрации. Найден интеграл энергии и период колебаний троса. Предложена состоящая из трех фаз схема развертывания космической тросовой системы с находящегося в точке либрации спутника. 5. Сформулирована и исследована новая ограниченная круговая задача трех тел для электрически заряженного космического аппарата, движущегося около помещенного в точку либрации, противоположно заряженного спутника. Показано, что наличие электростатического поля приводит к расщеплению точки либрации для заряженного космического аппарата. Найдены новые точки либрации и исследована их устойчивость. В аналитическом виде найден интеграл Якоби, правильность которого подтверждена результатами численного моделирования. 6. Разработана математическая модель, описывающая плоское движение наноспутника с подвижной внутренней массой с демпфером при транспортировке активным космическим аппаратом посредством ионного потока. Исследовано движение наноспутника относительно центра масс по Кеплеровой орбите. С помощью сечений Пуанкаре продемонстрировано наличие хаотических режимов движения. Предложен закон управления ионным потоком, обеспечивающий перевод наноспутника в требуемый режим движения. Предложено три стратегии управления движением наноспутника относительно центра масс при его ионной транспортировке. Проведено сравнение затрат топлива при отсутствии управления угловым движением и при использовании описанных стратегий управления. Разработана математическая модель, описывающая пространственное движение пассивного космического объекта под действием момента, генерируемого ионным потоком активного космического аппарата. Записаны упрощенные уравнения, описывающие движение осесимметричного объекта относительно центра масс и найдены возможные стационарные режимы движения. Предложен закон управления тягой активного космического аппарата, переводящий пассивный объект в стационарный режим. Для пассивного объекта с заданными массово-геометрическими характеристиками численно получены границы применимости предлагаемого закона управления. Исследовано влияние эксцентриситета орбиты на колебания объекта относительно его центра масс. Показана возможность возникновения хаоса на эллиптической орбите с малым эксцентриситетом. В ходе этих исследований были разработаны оригинальные и модифицированы существующие математические модели, предложены новые законы управления, разработаны схемы транспортных операций. По результатам работ в 2021 году было выполнено 8 публикаций в изданиях, индексируемых в базах Web of Science и Scopus (из них 6 статей в журналах Q1), а также приняты к опубликованию в 2022 году еще две публикации, которые будут проиндексированы в Scopus/РИНЦ. Был сделан ряд устных очных и онлайн докладов, включая доклады на международной конференции "Second International Nonlinear Dynamics Conference NODYCON-2021" (Sapienza University, Рим, февраль 2021г.), на Всероссийской конференции «XLV Академические чтения по космонавтике» (Москва, март-апрель 2021г.), доклады "The International MultiConference of Engineers and Computer Scientists - IMECS 2021" (Hong Kong, октябрь 2021г.), а также на XV Международной IEEE научно-технической конференции "Динамика систем, механизмов и машин" (Омск, ноябрь 2021г.). По результатам проекта подготовлена и принята в печать монография Aslanov V.S., Ledkov A.S. "Attitude dynamics and control of space debris during ion beam transportation", которая будет опубликована издательством Elsevier в 2022 году.

 

Публикации

1. Асланов В.С. A splitting of collinear libration points in circular restricted three-body problem by an artificial electrostatic field Nonlinear Dynamics, Vol. 103, No. 3, pp. 2451-2460 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/s11071-021-06226-4

2. Асланов В.С. Chaotic attitude dynamics of a LEO satellite with flexible panels Acta Astronautica, Vol. 180, pp. 538-544 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2020.12.055

3. Асланов В.С. Prospects of a tether system deployed at the L1 libration point Nonlinear Dynamics, Vol. 106, No. 3, pp.2021-2033 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/s11071-021-06884-4

4. Асланов В.С., Ледков А.С. Detumbling of axisymmetric space debris during transportation by ion beam shepherd in 3D case Advances in Space Research, pp. 1-11 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.asr.2021.10.002

5. Асланов В.С., Ледков А.С. Fuel costs estimation for ion beam assisted space debris removal mission with and without attitude control Acta Astronautica, Vol. 187, pp. 123-132 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2021.06.028

6. Асланов В.С., Сизов Д.А. Chaos in flexible CubeSat attitude motion due to aerodynamic instability Acta Astronautica, Vol. 189, pp. 310-320 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2021.08.055

7. Дорошин А.В. Redistributions of Relative Angular Momentum in Multi-rotor Systems of Multi-spin Spacecraft Lecture Notes in Engineering and Computer Science, Volume 2243, Hong Kong, pp35-38 (год публикации - 2021)

8. Дорошин А.В., Еременко А.В. Aspects of Chaotic Regimes of a Nanosatellite With Movable Unit Lecture Notes in Engineering and Computer Science, Volume 2243, Hong Kong, pp39-43 (год публикации - 2021)

9. Дорошин А.В., Крикунов М.М. Phase Trajectories Curvature Computing for Qualitative Analysis of Spacecraft Dynamics as Variable Structure Bodies IEEE Xplore Digital Library (2021 Dynamics of Systems, Mechanisms and Machines (Dynamics)), - (год публикации - 2022)

10. Дорошин А.В., Крикунов М.М. Вычисление кривизны фазовой траектории для качественного анализа динамики космических аппаратов как тел переменного состава ДИНАМИКА СИСТЕМ, МЕХАНИЗМОВ И МАШИН, - (год публикации - 2022)

11. Асланов В.С., Ледков А.С. Attitude dynamics and control of space debris during ion beam transportation "Attitude dynamics and control of space debris during ion beam transportation", Elsevier, Cambridge, MA 02139, USA, - (год публикации - 2022)

12. Асланов В.С., Сизов Д.А. Особенности углового движения наноспутников, связанные с аэродинамической компоновкой XLV Aкадемические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, Т. 1, с. 475-477 (год публикации - 2021)

13. Дорошин А.В. Unloading the angular momentum of spacecraft using internal gravitational dampers NODYCON 2021: Second International Nonlinear Dynamics Conference, NODYCON 2021: Second International Nonlinear Dynamics Conference. Sapienza University of Rome, p222 (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Результаты работы могут быть использованы для создания принципиально новых образцов ракетно-космической техники, основанных на использовании протяженных тросовых систем, роторов и внутренних подвижных элементов, отклоняемых аэродинамических панелей, бесконтактного ионного и электростатического взаимодействия. Такие системы могут быть использованы для решения задач по угловой переориентации космических аппаратов, разнообразных транспортных задач в космосе и уборки крупногабаритного космического мусора.