КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00271

НазваниеИспользование цифровых следов для изучения факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся

РуководительСмирнов Иван Борисович, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г. 

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-601 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Ключевые словапсихологическое благополучие, цифровые следы, ВКонтакте, старшая школа, студенты, университет, социальные сети

Код ГРНТИ14.01.77


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Повышение качества жизни человека и его продуктивности является основной задачей любого государства. Достижение этой цели обычно оценивается через такие показатели, как продолжительность жизни, доход и уровень образования населения. Помимо этих показателей, существенной составляющей качества жизни человека является его психологическое благополучие. Тема психологического благополучия и близкие к ней темы (такие как субъективное благополучие, психологическое здоровье и т.п.) привлекают все большее внимание исследователей. При этом наибольшее внимание уделяется негативным индикаторам психологического благополучия ввиду их большой значимости. Так, например, проблемы, связанные с психологическим здоровьем (в первую очередь депрессивное и тревожное расстройство), отвечают в развитых странах за потерю 23% всех лет, утраченных из-за преждевременной смерти или потери трудоспособности (disability-adjusted life-years), а рабочий стресс отвечает за 45% всех дней, пропущенных сотрудниками из-за проблем со здоровьем. В исследованиях же образования тема психологического благополучия учащихся остается практически не представленной. В подавляющем большинстве исследований образования единственным показателем успешности образовательной системы считается уровень образовательных достижений учащихся. При этом система образования играет ключевую роль в жизни молодых людей, значительную часть своего времени они проводят в школе и университете, основный круг их общения составляют одноклассники и одногруппники. В связи с этим особенно важным представляется изучение психологического благополучия в контексте образования и выявления факторов, связанных с психологическим благополучием, на уровне школы и университета. Особое значение тема психологического благополучия принимает в контексте распространения цифровых технологий. Новые технологии могут оказывать влияние на психологическое благополучие, например, использование мобильных устройств ведет к нарушению качества сна, которое, в свою очередь, приводит к ухудшению эмоционального состояния, а использование социальных сетей может негативно влиять на самооценку подростков. Одновременно с этим цифровые технологии открывают возможность детально изучать проблемы, связанные с психологическим благополучием. Например, метод выборочного изучения переживаний (experience sampling method) позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии с высокой точностью и на протяжении длительного периода времени. Цифровые следы позволяют выявить нарушения в режиме сна по публично доступному времени захода онлайн и их связь с эмоциональным благополучием. Современные методы анализа текстов позволяют автоматически оценивать эмоциональную окраску записей пользователей и изучать распространение эмоций по социальным сетям в ранее недоступных масштабах. Таким образом, данные, полученные из новых источников (геолокационные данные, данные из социальных сетей и с мобильных устройств), а также современные методы машинного обучения открывают большие возможности для исследования факторов, связанных с психологическим благополучием. Эти возможности начинают использоваться исследователями, однако количество таких работ, особенно в России, ограничено. Предлагаемый проект будет посвящен изучению факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся. При этом особое внимание будет уделяться факторам, связанным со школьной и университетской жизнью учащихся начиная от расписания занятий и заканчивая общением с одноклассниками и одногруппниками. Другой особенностью проекта является использование цифровых следов учащихся. Цифровые следы позволяют собирать информацию с детализацией, недоступной традиционным опросным методам. Так, например, изучение взаимодействия между учащимися онлайн позволит нам не только получить информацию о структуре социальных контактов учащихся, но и отслеживать ее изменения с течением времени. А использование метода выборочного изучения переживаний позволит нам детально отслеживать изменения настроения с течением времени. Психологическое благополучие — сложный, многофакторный конструкт, который по-разному определяется разными исследователями. Наш проект не призван привнести вклад в теоретическую разработку этого конструкта. Вместо этого мы понимаем его максимально широко и фокусируем свое внимание на ряде конкретных индикаторов, которые, как было установлено в предыдущих исследованиях, тесно связаны с психологическим благополучием. При этом особое внимание мы уделяем негативным индикаторам, а именно уровню депрессии и тревожности, измеренным стандартизированными опросниками, а также негативным эмоциям. Ограничение фокуса исследования этими индикаторами оправдано тем, что они обладают большой предсказательной силой в отношении важных жизненных результатов. Например, было показано, что уровень депрессии, измеренный стандартизованным опросником, заполняемым самим учащимся, лучше предсказывает вероятность самоповреждения у подростков, чем специально разработанные для этого методики. Было также показано, что повышенный уровень депрессии и тревожности в подростковом возрасте связан со злоупотреблением алкоголем, никотином и различными проблемами со здоровьем в будущем даже при учете влияния различных третьих факторов. В дальнейшем мы будем для краткости, говоря о факторах, связанных с психологическим благополучием, иметь в виду факторы, связанные с одним из этих индикаторов. Основной целью проекта является изучение факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся, а также построение предсказательных моделей, позволяющих идентифицировать учащихся, находящихся в области повышенного риска. В рамках проекта будет собрано три набора данных, в общей сложности охватывающие около 7 000 учащихся, для них будут известны значения индикаторов психологического благополучия, социально-демографические характеристики, информация о социальном окружении, информация об академической успеваемости и другая информация об академическом контексте учащихся, а также цифровые следы (в основном информация из социальной сети ВКонтакте). Собранные данные позволят не только выявить предикторы психологического благополучия, но и построить модели, позволяющие предсказывать уровень психологического благополучия по цифровым следам учащихся, это позволит на следующем этапе, получить оценку уровня психологического благополучия для большого количества пользователей социальной сети ВКонтакте (порядка одного миллиона пользователей). Это, в свою очередь, позволит выявить новые предикторы уже на макроуровне, например, сравнить показатели благополучия для пользователей из разных школ в масштабе города. Планируемые исследования будут иметь важное практическое значение. Выявленные предикторы помогут составить список практик, потенциально связанных с психологическим благополучием, изменение которых находится в силах образовательной организации. В последний год проекта будут также экспериментально оценены эффекты различных интервенций, которые на основании полученных результатов могут быть рекомендованы образовательным учреждениям. Наконец, будут построены предсказательные модели, которые могут быть использованы для идентификации учащихся, находящихся в зоне повышенного риска, для того чтобы оказать им адресную поддержку.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта будут собраны данные об учащихся одной школы (выборка составит около 250 человек), учащихся одного вуза (выборка около 3000 человек), о репрезентативной по России выборке одной когорты (3800 человек), а также собраны данные о примерно 150 тысячах пользователях ВКонтакте (учащихся всех школ одного города, зарегистрированных во Вконтакте). Для учащихся будет собрана информация об их ключевых социально-демографических характеристиках, социальном окружении (в т.ч. сети дружеских связей), информация об их поведении ВКонтакте, а также в ряде случаев информация о перемещениях (геолокационные данные). Будет измерен уровень депрессии и тревожности, а в ряде случаев собрана детальная информация о текущем эмоциональном состоянии с помощью метода выборочного исследования переживаний (experience sampling method). C помощью этого будут выявлены и изучены факторы, связанные с психологическим благополучием. С помощью методов машинного обучения будут построены предсказательные модели, позволяющие предсказывать уровень депрессии и тревожности. Полученные модели будут применены к выборке пользователей ВКонтакте (учащиеся школ одного города), что позволит изучить взаимосвязь дополнительных факторов с психологическим благополучием (например, взаимосвязь со структурой социальной сети человека). Эти данные сложно получить другими методами на больших выборках. На последнем этапе проекта в пилотном режиме будут экспериментально протестированы интервенции, разработанные на основе полученных результатов о факторах, связанных с учебным процессом и жизнью в школе, влияющих на психологическое благополучие. Полученные результаты будут представлены на ключевых российских и зарубежных научных конференциях (International Conference on Computational Social Science, International Conference on Web and Social Media и другие). В том числе в 2019 году планируется выступление на Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (организует НИУ ВШЭ). На этой конференции будет организована специальная секция, посвященная исследованиям психологического благополучия учащихся, на которой будет представлена и обсуждена методология проекта. Результаты будут также опубликованы в статьях в ведущих российских и зарубежных журналах. Планируется опубликовать не менее 10 статей в научных изданиях, индексируемых Scopus или Web of Science, не менее 4 статей в изданиях входящих в Q1-Q2. Проект имеет высокую научную значимость. Запланированные результаты соответствуют мировому уровню исследований в этой области: предсказание психологического благополучия подростков и молодых взрослых (вследствие высокой практической значимости таких предсказательных моделей) становится одним из основных вопросов в области исследований, касающихся психологического благополучия. А цифровые следы, в т.ч. открытые данные социальных сетей, сейчас становятся одним из ключевых источников данных. Это связано с тем, что такие данные доступны в динамике на больших выборках; умение предсказывать на их основе показатели психологического благополучия дает возможность мониторинга этих показателей (выявлять в режиме реального времени риски повышения тревожности или депрессии). Без цифровых следов такой мониторинг был бы слишком затратным, т.к. требовал регулярного проведения масштабных опросов. При этом ряд вопросов (методология использования цифровых следов, возможности предсказания, валидность данных и т.д.), на которые необходимо ответить для более широкого использования цифровых следов, остаются открытыми, что обуславливает научную значимость проекта. Проект имеет также большую общественную значимость. Психологическое благополучие подростков в России является острой социальной проблемой. Об этом говорит, например, тот факт, что Россия занимает одно из первых мест в мире по числу суицидов среди подростков (OECD 2017). При этом факторы на уровне школы и вуза (где подростки и молодые взрослые проводят большую часть жизни), связанные с психологическим благополучием, практически не изучены. Результаты могут быть использованы на практике в социальной сфере, а именно в управлении образованием. Изучение факторов на уровне школы и вуза, связанных с психологическим благополучием, и экспериментальная оценка эффективности интервенций для повышения психологического благополучия необходимы для более грамотного управления образовательными организациями и разработки мер социальной политики. Образовательные организации являются идеальным контекстом для реализации интервенции для повышения психологического благополучия подростков и молодых взрослых, т.к. увеличивают охват (Werner-Seidler et al. 2017). Предсказательные модели необходимы для того, чтобы образовательные организации имели возможность вовремя выявлять проблемы с психологическим благополучием учащихся. Институт образования, в котором работают члены научного коллектива, укоренен в российской системе образования. Институт имеет тесные связи со школами и вузами, занимается разработкой предложений по модернизации системы образования. Все члены научного коллектива работали над экспертным докладом “12 решений для нового образования” для Правительства РФ, в котором предложены меры по развитию образования. Результаты проекта про психологическое благополучие станут основанием для разработки дальнейших мер образовательной политики, в том числе для повышения психологического благополучия учащихся. Институт образования реализует несколько магистерских программ, готовящих специалистов в области управления образованием. Все члены научного коллектива преподают на этих магистерских программах. Студенты активно включаются в работу научных центров в институте; результаты исследований используются в преподавании. Институт активно сотрудничает с несколькими сетями школ: Консорциум школ НИУ ВШЭ, базовыми школами НИУ ВШЭ в большинстве Федеральных округов РФ и др. В Институте регулярно проводятся научные и практические семинары и вебинары для сотрудников этих школу, курсы повышения квалификации. Таким образом, есть конкретные каналы, с помощью которых результаты исследования могут быть донесены до практиков в области управления образованием, которые могут учитывать результаты проекта в своей работе (разработке конкретных рекомендаций для школ и вузов о том, что можно сделать для повышения психологического благополучия учащихся), учителей и преподавателей. Распространение результатов исследования привлечет внимание к тому, что в число показателей эффективности образовательной организации необходимо включать не только образовательные достижения, но и психологическое благополучие учащихся. OECD 2017 https://www.oecd.org/els/family/CO_4_4_Teenage-Suicide.pdf Werner-Seidler, A., Perry, Y., Calear, A. L., Newby, J. M., & Christensen, H. (2017). School-based depression and anxiety prevention programs for young people: A systematic review and meta-analysis. Clinical psychology review, 51, 30-47.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
ДАННЫЕ В ходе выполнения проекта нами было принято решение выбрать степень выраженности симптомов депрессии в качестве основного (но не единственного) показателя, связанного с психологическим благополучием. Преимуществом изучения именно депрессии является то, что 1) Депрессия достаточно хорошо изучена для того, чтобы поместить полученные результаты в определенный контекст. В случае использования альтернативных измерений могло бы быть сложно оценить, насколько полученные нами результаты типичны или атипичны. 2) Связь депрессии с негативными жизненными исходами достоверно установлена. В случае использования менее изученных конструктов было бы сложно определить, насколько полученные результаты значимы с точки зрения их влияния на жизненные исходы. 3) Вероятность появления симптомов депрессии связана не только с биологической предрасположенностью, но и с социальной средой. Это дает основания считать, что нами могут быть обнаружены социальные факторы, связанные с депрессией, и что на основании результатов исследований могут быть даны практические рекомендации, предложены интервенции, которые могли бы уменьшить риски возникновения депрессии. При этом в России депрессия остается малоизученной, особенно в образовательном контексте. В качестве основного инструмента нами был выбран опросник PHQ-8/9. Этот инструмент широко используется, в том числе для скрининга депрессии в популяции. PHQ-9 обладает свойствами практически неразличимыми с другими распространенными инструментами, например шкалой депрессии Бека [Kung et al., 2013], но при этом существенно короче. Опросник PHQ-9 был включен нами в репрезентативную национальную панель “Траектории в образовании и профессии” (ТрОП) (https://trec.hse.ru/about). Это исследование отслеживает более четырех тысяч учащихся, принявших участие в исследовании PISA [OECD, 2014] в 2012 году. Нами была также собрана публично доступная информация из профилей на ВКонтакте для тех участников исследования, которые дали на это свое согласие (N = 3483). Благодаря этому был подготовлен уникальный набор данных, включающий информацию об уровне депрессии, цифровые следы и обширную контекстную информацию. Опросник PHQ-9 был также включен нами в исследование “Мониторинг студенческой жизни”, что позволило собрать информацию о степени выраженности симптомов депрессии у 4167 студента одного университета. Эти данные могут быть объединены с детальной социально-демографической и административной информацией о студентах. Помимо этого, нами было спроектировано и проведено исследование в одной из московских школ. Участники прошли анкетный опрос, включающий в себя шкалу PHQ-8, вопросы о социальных связях и социальной интеграции, школьном климате, использовании цифровых технологий, родительском контроле использования цифровых технологий, качестве отношений в семье, сне и др. Помимо этого, в течение полутора месяцев учащиеся ежедневно отвечали на вопросы о настроении, ситуативной тревожности и времени сна. Для этого был разработан чат-бот в популярной у школьников социальной сети. Кроме этого, с согласия участников исследования, были собраны открытые данные Вконтакте из их профилей (список друзей, подписки на группы, публичные записи и отметки “мне нравится” к ним). Наконец, был разработан гайд полуструктурированного интервью со школьниками. Гайд включал вопросы о взаимоотношениях со сверстниками, членами семьи, обучении в школе, образовательных и карьерных планах и ожиданиях и др. Было проведено 10 интервью с учащимися 9-11 классов. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ Мы подготовили обзорную статью, в которой обсуждаются результаты исследований о влиянии использования социальных сетей на благополучие подростков (статья опубликована в журнале Клиническая и специальная психология http://psyjournals.ru/psyclin/2019/n3/Bochaver_et_al.shtml). Результаты исследований неоднозначны и не позволяют говорить об универсальных эффектах использования социальных сетей. С одной стороны, подростки, более активные и эмоционально вовлеченные в общение в социальных сетях, часто демонстрируют различные признаки неблагополучия: более низкое качество сна, более низкую самооценку и более высокие показатели тревоги и депрессии. С другой стороны, все больше подтверждений получает гипотеза сбалансированного подхода (Goldilocks approach), согласно которому умеренное использование технологий может оказывать позитивное влияние на благополучие детей и подростков. Отсутствие однозначных и линейных зависимостей может свидетельствовать о неоднородном влиянии цифровых технологий, частным случаем которых являются социальные сети, на благополучие подростков. Влияние может различаться в зависимости от индивидуальных характеристик пользователей, особенностей их пользовательской активности, социально-экономического статуса семьи. Наш обзор свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к исследованиям благополучия учащихся. Такой подход требует разбиения исследуемой выборки на подгруппы меньшего размера и оказывается практически нереализуемым с использованием традиционных методов, так как полученные подгруппы оказываются слишком малочисленными. Однако использование цифровых следов, предлагаемое в рамках этого проекта, позволяет собирать информацию в значительно больших объемах и как следствие изучать нелинейные зависимости или зависимости, различающиеся для разных групп. ПРЕДСКАЗАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ Для того чтобы реализовать потенциал использования цифровых следов в исследованиях благополучия, необходимо иметь возможность оценивать релевантные характеристики через цифровые следы. Ряд исследований свидетельствует о том, что по текстам публичных записей в социальных сетях можно предсказывать уровень депрессии [De Choudhury et al., 2013; Eichstaedt et al, 2018]. Мы планируем использовать данные ТрОП для предсказания депрессии по публичным постам на ВКонтакте. Точность подобных моделей на индивидуальном уровне обычно недостаточно высокая вследствие высокой зашумленности данных, однако они позволяют делать выводы на агрегированном уровне, например, на уровне образовательных организаций: школ и университетов. Мы планируем использовать модель для оценки среднего уровня депрессии пользователей из различных школ и университетов и выявления факторов (на уровне образовательных организаций), связанных с ним. Существенным ограничением такого подхода является невозможность валидировать полученную модель, так как информация об истинном уровне депрессии в образовательных организациях недоступна. В связи с этим мы решили провести дополнительное исследование, повторяющее планируемую методологию, но использующее вместо депрессии характеристику, которую можно валидировать на уровне образовательных организаций. В качестве такой характеристики была выбрана академическая успеваемость. Мы использовали набор данных ТрОП для построения модели, предсказывающей академическую успеваемость по текстам постов пользователей. Точность модели существенно зависела от количества доступных постов. Если доступен только один пост для каждого пользователя, то корреляция Пирсона между истинным и предсказанным значением составляет r = 0.24, однако она возрастает до r = 0.55, если используется 20 постов от каждого пользователя. На следующем этапе мы скачали публичные записи пользователей всех школ трех городов (Санкт-Петербург, Самара и Томск), а также публичные записи студентов 100 самых больших университетов России. Для каждой образовательной организации мы посчитали предсказанную успеваемость (усреднив по всем пользователям), а потом сравнили ее с результатами ЕГЭ. Для школ использовался средний балл ЕГЭ выпускников, а для университетов средний балл ЕГЭ абитуриентов. Предсказанная успеваемость оказалась тесно связана с баллами ЕГЭ (для университетов r = 0.83). Этот результат был получен несмотря на то, что при построении модели использовался не только другой набор пользователей, но и другое измерение (баллы PISA вместо ЕГЭ). Нами также было показано, что точность модели не снижается существенно, если заменить посты Вконтакте текстами твитов. Результаты были представлены на конференции International Conference on Computational Social Science (IC2S2), препринт статьи доступен по адресу https://arxiv.org/abs/1912.00463. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПУЛЬС ШКОЛЫ Альтернативным описанному выше подходу может быть изучение эмоциональной окраски постов пользователей. Мы обучили модель предсказывающую тональность записей (негативные, нейтральные, положительные) и валидировали ее на размеченном наборе постов ВКонтакте, получив достаточно высокую точность (AUC = 0.76 для положительных постов и AUC = 0.87 для отрицательных). Полученная модель была применена к 6 миллионам постов пользователей из школ Петербурга. Мы обнаружили ожидаемые изменения в тональности постов в течение дня, недели и года. Помимо этого, нами была обнаружена связь тональности постов с образовательными результатами школ. А именно учащиеся из хорошо успевающих школ пишут меньше негативных постов. Эта связь сильнее выражена для девочек (Коэффициент корреляции Пирсона r = -0.34), чем для мальчиков (r = -0.10). Наблюдаемые различия между 20% наиболее успевающих школ и 20% наименее успевающих школ достаточно сильные (размер эффекта для девочек d = 0.95). Это, например, превышает различия в тональности постов, написанных в выходные и будни, но меньше, чем различия в тональности между постами мальчиков и девочек. Результаты были представлены на International Conference on Social Informatics, постер доступен по адресу https://ibsmirnov.com/emotional_pulse.pdf ЦИФРОВЫЕ СЛЕДЫ И ОПРОСНЫЕ ДАННЫЕ Цифровые следы обладают большим потенциалом в исследованиях психологического благополучия, однако пока недостаточно известно об их валидности и связи с традиционными измерениями. Для более детального изучения этой темы мы подготовили статью по методологии исследования благополучия, совмещающего различные типы данных. Исследование проводилось в одной московской школе. В опросе школьников измерялись симптомы депрессии, тревожность, социальные связи, качество сна. С помощью мобильного приложения ежедневно задавались вопросы про настроение, тревожность, время пробуждения/отхода ко сну. Также использовались характеристики онлайн-поведения: выраженность негативных эмоций в постах, доля негативных постов и ночных постов, среднее число “лайков”, число друзей в социальной сети. Мы выяснили, что выраженность негативных эмоций в постах связана с выраженностью симптомов депрессии: чем сильнее выражена депрессия, тем в среднем негативнее посты. С выраженностью симптомов депрессии связана и доля негативных постов. Доля постов, написанных ночью, значимо коррелирует с поздним отходом ко сну. Качество сна не скоррелированно с долей ночных постов, но значимо ниже у тех, у кого есть хотя бы один ночной пост. В отношении социальных связей мы установили, что у “популярных” учеников (тех, кого назвали хотя бы один раз как популярного ученика в школе) в среднем значимо больше друзей и “лайков” во Вконтакте среди учеников этой же школы, а у “непопулярных” — меньше. Таким образом, мы показали, что взаимосвязь между цифровыми следами и показателями благополучия есть и она имеет ожидаемое направление, однако взаимосвязи достаточно слабы. Это означает, что цифровые следы и опросные данные не взаимозаменимы. Тем не менее, полученные результаты могут иметь практическое значение, в т.ч. использоваться в управлении образовательными организациями (например, в мониторинге “настроения” школы). Рекомендуется использовать такие подходы только на уровне организации, но не уровне отдельных учащихся, и следовать этическим принципам (добровольность участия, получение информированного согласия, защита персональных данных и др.). ПАТТЕРНЫ СНА И УСПЕВАЕМОСТЬ Нами было начато исследование по изучению взаимосвязи между паттернами сна и академической успеваемостью. Сон является одним из ключевых компонентов индивидуального благополучия [Simon et al., 2019], а недостаток и другие расстройства сна оказывают существенное влияние на психологическое и физиологическое состояние человека [Pires et al., 2016]. Результаты исследований о взаимосвязи длительности сна и времени отхода ко сну и академическими результатами, противоречивы. Дефицит сна в учебные дни и перед экзаменами негативно связан с показателями успеваемости, однако показатели успеваемости выше у тех учащихся, которые ложатся спать и встают позже. Исследование проводится на данных ТрОП. Мы используем данные об образовательных достижениях учащихся (результаты тестов PISA), а также информацию об их паттернах сна. Информация о характеристиках сна получена из опроса, в ходе которого участники указали время отхода ко сну, а также из данных об онлайн-активности пользователей. Для оценки режима дня нами предложен показатель “ночная онлайн-активность”, определяемый как доля постов, написанных в ночные часы. Этот показатель был валидирован на данных опроса. Полученные результаты свидетельствуют о частичной неточности и уязвимости опросных данных в сравнении с данными цифровых следов. Это может объясняться тем, что данные опроса применимы только ко времени близкому времени проведения опроса, тогда как цифровые следы позволяют собираться историю поведения на протяжении длительных промежутков времени вплоть до нескольких лет. В результате анализа данных было обнаружено, что для респондентов с более высокими показателями академических достижений, характерны проблемы со сном, в частности, короткий сон в будни и поздний отход ко сну. По крайней мере частично, это объясняется полом (мужчины показывают более низкую успеваемость по чтению и чаще позже ложатся спать), при это связь сохраняется для женщин в математике и естественных науках. Cвязь между ночной активностью и академическими результатами сохраняется при контроле на социально-экономический статус и пол респондентов. При этом аналогичные результаты были получены как при использовании опросных данных, так и при использовании цифровых следов. ЛИТЕРАТУРА De Choudhury, M., Gamon, M., Counts, S., & Horvitz, E. (2013). Predicting depression via social media. In Seventh international AAAI conference on weblogs and social media. Eichstaedt, J. C., Smith, R. J., Merchant, R. M., Ungar, L. H., Crutchley, P., Preoţiuc-Pietro, D., ... & Schwartz, H. A. (2018). Facebook language predicts depression in medical records. Proceedings of the National Academy of Sciences, 115(44), 11203-11208. Kung, S., Alarcon, R. D., Williams, M. D., Poppe, K. A., Moore, M. J., & Frye, M. A. (2013). Comparing the Beck Depression Inventory-II (BDI-II) and Patient Health Questionnaire (PHQ-9) depression measures in an integrated mood disorders practice. Journal of affective disorders, 145(3), 341-343. OECD (2014), PISA 2012 Results: What Students Know and Can Do – Student Performance in Mathematics, Reading and Science Pires, G. N., Bezerra, A. G., Tufik, S. & Andersen, M. L. Effects of acute sleep deprivation on state anxiety levels: a systematic review and meta-analysis. Sleep. Med. 24, 109–118 (2016). Simon, E. B., Rossi, A., Harvey, A. G., & Walker, M. P. (2019). Overanxious and underslept. Nature Human Behaviour, 1-11.

 

Публикации

1. Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков Клиническая и специальная психология, Том. 8, № 3. С. 1–18 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17759/cpse.2019080301


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
ВЫШЕДШИЕ ПУБЛИКАЦИИ Estimating educational outcomes from students’ short texts on social media (https://epjdatascience.springeropen.com/articles/10.1140/epjds/s13688-020-00245-8), Measuring Adolescents’ Well-Being: Correspondence of Naïve Digital Traces to Survey Data (https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-60975-7_26) ОЦЕНКА ТОНАЛЬНОСТИ И ПРЕДСКАЗАНИЕ ДЕПРЕССИИ Перед тем как перейти к построению модели, предсказывающей депрессию по текстам записей в социальной сети, мы оценили предсказательную силу тональности записей в отношении депрессии, используя информацию о постах 1637 пользователей ВКонтакте, для которых были также известны результаты опроса PHQ-8. Связь доли негативных записей и степени выраженности симптомов депрессии варьируется в зависимости от количества доступных записей и того, насколько давно они были написаны по сравнению с временем проведения опроса. В случае достаточного количества относительно недавних записей (два месяца до опроса), корреляция между долей негативных записей и PHQ-8 составляет (r = 0.65). Используя методологию, предложенную в статье “Estimating educational outcomes from students’ short texts on social media”, нами была также построена модель предсказания депрессии по текстам записей в социальных сетях. Точность модели оказалась сопоставима с результатами, полученными для тональности (r = 0.6). Модель была применена к записям учащихся 600 школ одного города и 100 крупнейших российских вузов. Результаты получились противоположными тем, что были получены нами ранее с использованием тональности записей, а именно в высоко успевающих образовательных организациях меньше негативных постов, однако больше пользователей с предсказанной депрессией (r = -0.34 vs r = 0.31). Это особенно неожиданно с учетом того, что “негативность” и “депрессивность” постов сильно связаны между собой и было бы естественно предположить, что это если и не взаимозаменяемые, то близкие характеристики. Для того чтобы детальнее изучить причины такого несоответствия, мы посмотрели, как модель оценивает индивидуальные слова. Мы обнаружили большое количество негативных и депрессивных слов (бесит, депрессия, идиоты, надоело, ненависть, одиночество, разлюбить, тоска, умереть и др.). Также было обнаружено большое количество позитивных и анти-депрессивных слов. В основном это слова, связанные с семьей, дружбой, прогулками и путешествиями. Слов, которые были бы одновременно сильно негативными и сильно анти-депрессивными практически нет. Эти три наблюдения соответствуют ожиданиям и объясняют высокую согласованность между собой моделей предсказания тональности и депрессии. Однако оставшаяся категория является исключением, а именно обнаруживается большое количество сильно позитивных, но одновременно сильно депрессивных слов (например, вдохновение, мечтать, мудрость, свобода, счастье и др.). Это может объяснять, почему при изучении взаимосвязи академической успеваемости и тональности, депрессивности записей получаются противоположные результаты. Этот результат важен и за пределами наших исследований, так как аналитическая стратегия аналогичная нашей встречается в большом количестве исследований в области computational social science. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОНЛАЙН-СЕТИ И СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ Используя данные ТрОП, нами было проведено исследование взаимосвязи между структурой персональной онлайн-сети и степенью выраженности симптомов депрессии. Была обнаружена отрицательная связь между размером сети и депрессией. Однако, во-первых, это верно только для размера ядра сети, размер периферии (изолированные узлы) не связан с депрессией. Во-вторых, это верно только для относительно небольших сетей (размером до ~150 вершин, что совпадает с числом Данбара — предполагаемому количеству постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать). Полученные результаты свидетельствуют о том, что, во-первых, не только оффлайн, но и онлайн социальное окружение может выступать защитным фактором против депрессии. Во-вторых, не все онлайн-связи оказываются равнозначными, а пользователи могут использовать разные стратегии при формировании сети онлайн-дружбы. При анализе онлайн социальных связей важно учитывать эти различия. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙН И СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ (ШКОЛЬНИКИ) Также мы изучили взаимосвязи между характеристиками социальной интеграции онлайн и выраженностью симптомов депрессии на данных о школьниках старших классов одной школы. Мы обнаружили, что количество друзей на ВКонтакте отрицательно связано со степенью выраженности симптомов депрессии, однако это верно только для друзей из той же школы, количество друзей, не являющихся учениками школы, не связано с депрессией. Таким образом, как и в предыдущем исследовании, было обнаружено, что не все онлайн социальные связи равнозначны. Также мы обнаружили, что количество полученных “лайков” коррелирует с выраженностью депрессии: посты подростков с более выраженными симптомами депрессии получают в среднем меньше “лайков” на публикацию, чем подростки с менее выраженными симптомами. При этом количество постов положительно коррелирует со степенью выраженности депрессии. С общим количеством отправленных лайков выраженность депрессии не связана, однако она положительно связана с количеством лайков, отправленных школьникам, которые были отмечены как популярные в опросе. В соответствии с теориями о процессах социального сравнения в социальных сетях, этот результат показывает, что взаимодействие с популярными аккаунтами может увеличивать риск депрессии. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДЕПРЕССИЯ Нами была изучена взаимосвязь между образовательными результатами и депрессией на данных панели ТрОП. Распространенность депрессии в этой выборке (PHQ-9 >= 10) составляет 12% среди мужчин и 20% среди женщин. Мы не обнаружили связи между образовательными результатами и депрессией у женщин (коэффициент корреляции Пирсона, r = 0.02), однако обнаружили положительную связь для мужчин (r = 0.15). Это соответствует увеличению риска депрессии с 4% для низко успевающих мужчин до 17% для высоко успевающих мужчин. Этот результат сохраняется при контроле на социально-экономический статус участников, факт их обучения в университете, а также на селективность университета. На первый взгляд, эти результаты могут противоречить существующим работам о взаимосвязи между академической успеваемостью и депрессией. В подавляющем большинстве таких работ была обнаружена негативная связь, которая может объясняться как негативным влиянием депрессии на когнитивные функции, так и тем, что низкая успеваемость может приводить к стрессу, который, в свою очередь, увеличивает риск возникновения депрессии. Однако почти во всех исследования используются относительно однородные данные, такие как данные об учащихся одной школы или одного университета, в тех исследованиях, в которых используются данные об учащихся разных образовательных организаций, академическая успеваемость оценивается через средний балл, что все равно не позволяет по факту проводить сравнения между учащимися разных школ или университетов. В целом наши результаты показывают, что взаимосвязь между депрессией и академическими достижениями может быть более сложной, чем обычно предполагается. СТУДЕНЧЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ И ДЕПРЕССИЯ Нами были также изучены данные о студентах одного университета. В отличие от предыдущей выборки, в этом случае имеет меньший смысл изучать социально-демографические факторы, поэтому мы решили сфокусироваться на изучении тех факторов, на которые университет теоретически может влиять, и проанализировали взаимосвязь между выраженностью симптомов депрессии и удовлетворенностью студентов образовательным процессом и различными сервисами, предоставляемыми университетом. Мы обнаружили негативную связь между уровнем депрессии и удовлетворенностью студентов, включая удовлетворенность образовательной программой, удовлетворенность сопровождением образовательного процесса, удовлетворенность столовыми и различными сервисами, предоставляемыми университетами (более 20 различных показателей). Значения корреляции варьируются от -0.1 до -0.34. Помимо отдельных показателей, мы также рассматривали интегральный усредненный показатель удовлетворенности. Этот показатель негативно связан с депрессией при контроле на пол респондента, курс обучения, форму обучения и наличие финансовых трудностей. Мы также обнаружили, что депрессия связана не только с удовлетворенностью в момент опроса, но и с удовлетворенностью год назад, что демонстрирует предсказательную силу этой характеристики по отношению к депрессии в будущем. ДЕПРЕССИЯ И РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ Нами была изучена взаимосвязь между различными формами родительского вовлечения и депрессивной симптоматикой в одном из регионов России (Якутия), используя данные опроса 1364 школьников 5-11 классов. В результате факторного анализа были выделены различные типы родительского вовлечения: “Помощь и совместность” связан с наиболее ресурсозатратными позитивными родительскими практиками: помощь ребенку по трудным предметам и совместные занятия с ребенком; “Дружба с ребенком” объединяет позитивные родительские практики, которые требуют предположительно меньше временных затрат родителя и связаны с поддержанием дружеских отношений с ребенком, интерес к его делам и жизни; “Учебный контроль” наиболее сильно связан с практикой контролирующего и регулирующего родительского поведения: контроль за выполнением домашних заданий. Независимо все типы родительской вовлеченности являются защитными факторами против депрессии, однако при их совместном учете влияние контролирующих практик на депрессивную симптоматику оказалось незначимо, и их связь со степенью выраженностью симптомов депрессии связана с тем, что позитивно вовлеченным родители также свойственен больший контроль. ДИСКУРС О БЛАГОПОЛУЧИИ ШКОЛЬНИКОВ Было проведено исследование конструкта “качество образования”, чтобы проанализировать, как на протяжении последних 20 лет в него включается представление о благополучии школьников. Материалом для анализа послужили отчеты по семи волнам проекта PISA. Прослеживание смещения фокусов обсуждения образования в рамках одного международного проекта дает возможность проследить динамику появления и развития образовательного дискурса в единой логике. Было показано, что на протяжении последовательных волн проекта PISA происходит расширение исследовательского интереса от фиксации академических достижений в разных странах к индикаторам качества образовательной среды и затем к обсуждению благополучия школьников. Исходно характеристики школьной среды анализировались как факторы, способствующие повышению академических достижений, однако затем происходит поворот в оценке качества образования в сторону признания важности качества жизни, качества школьной среды не только как условия или фактора академической успешности, но и самого по себе. Такой поворот свидетельствует о существенном изменении самого конструкта «образование»: оно теперь рассматривается не только как подготовка к будущей жизни через достижение школьником образовательных результатов, но и как часть жизненного цикла, ценная сама по себе. Статья по результатам исследования принята к печати в журнале “Культурно-историческая психология”. СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ На материалах интервью со старшими школьниками было рассмотрено, как ситуация самоопределения, связанная с необходимостью определяться с дальнейшей жизненной и образовательной траекторией, влияет на их оценку субъективного благополучия и уровня стресса. Результаты исследования показали, что возрастная задача самоопределения, усиливающаяся ситуацией окончания школы, в восприятии и оценках самих подростков оказывает ключевое влияние на их субъективное благополучие. Тревога и стресс касаются, с одной стороны, тех выборов, которые ставит перед старшими школьниками система образования: выбор вуза, выбор предметов ЕГЭ, видов активностей в ситуации дефицита времени и так далее, с другой стороны, в целом касается необходимости выбирать образ собственного будущего. Из интервью следует, что стресс от решения задачи самоопределения, выше у школьников, которые имеют более высокий уровень образовательных притязаний и/или обучаются в школах с высококонкурентной средой. Эти данные позволяют сформулировать гипотезу о влиянии статуса школы на субъективное благополучие подростков, которая требует подтверждения количественными методами. Подготовленная по результатам исследования статья принята к печати в журнале “Психологическая наука и образование”.

 

Публикации

1. Павленко К.В., Бочавер А.А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения Психологическая наука и образование, - (год публикации - 2020)

2. Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников Культурно-историческая психология, - (год публикации - 2020)

3. Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Measuring Adolescents’ Well-Being: Correspondence of Naïve Digital Traces to Survey Data Social Informatics. SocInfo 2020. Lecture Notes in Computer Science, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-60975-7_26

4. Смирнов И.Б. Estimating educational outcomes from students’ short texts on social media EPJ Data Science, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1140/epjds/s13688-020-00245-8


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
ПРЕДИКТОРЫ ДЕПРЕССИИ Благодаря включению нами опросника PHQ-8/9 в панель ТрОП нам удалось получить уникальные данные, содержащие информацию о степени выраженности симптомов депрессии в 2018 и 2020 году у участников исследования, о которых также известно большое количество дополнительной информации. Нами был проанализирован этот массив данных и выявлены ранние предикторы депрессии. С использованием выделенных факторов мы построили предсказательная модель, объясняющая около четверти вариации в степени выраженности симптомов депрессии (PHQ-9). Модель может использоваться для оценки рисков появления депрессии. Так в среднем по выборке риск депрессии составляет 16%, однако у тех, кто находится в нижнем квартиле риска по оценке модели, наблюдаемый риск всего 3%, а у тех, кто находится в верхнем квартиле по оценке модели, наблюдаемый риск появления депрессии 40%. Статья по результатам исследования готовится к публикации. Мы дополнительно изучили взаимосвязь между частотой использования социальных сетей и степенью выраженности симптомов депрессии у школьников на массиве данных собранном в Якутии (N = 1364). На этих данных частота использования социальных сетей также положительно связана с депрессией. Однако мы обнаружили, что эта связь модерируется степенью вовлеченности родителей: в случае высокой вовлеченности связь значительно слабее. ЦИФРОВЫЕ СЛЕДЫ И ПРЕДСКАЗАНИЕ ДЕПРЕССИИ Мы изучили взаимосвязь между изменениями паттернов активности в социальной сети и изменениями в степени выраженности симптомов депрессии. От 2018 к 2020 у 40% респондентов степень выраженности симптомов депрессии уменьшилась, у 14% не изменилась и у 46% увеличилась, у 25% увеличилась более чем на 3 пункта. Нами было проверено, может ли увеличение быть предсказано через а) изменения в количестве друзей и плотности дружеских связей б) смещение времени постов в более позднее время в) увеличение количества негативных записей в социальной сети. По итогам анализа нами не было обнаружено существенных зависимостей. ОГРАНИЧЕНИЯ НАИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ Мы продолжили изучение несоответствия между моделью, использующей тональность постов, и моделью, предсказывающей депрессию. Напомним, что проблема заключалась в том, что негативная тональность постов была связана как с депрессией, так и с моделью, предсказывающей депрессию, из чего можно было сделать вывод, что она измеряет примерно то же самое. Во всяком случае такое предположение часто делается в работах в области вычислительных социальных наук. При этом при попытке посмотреть на взаимосвязь депрессии с образовательными достижениями на большом массиве данных использование тональности и модели, предсказывающей депрессию, приводило к противоположным результатам. Мы предложили модель, объясняющую эту казалось бы парадоксальную ситуацию. Модель предполагает, что ошибка в модели, использующей тональность, коррелирует с академической успеваемостью. То есть позитивные слова, которые на самом деле предсказывают депрессию (ошибка модели), используются гораздо чаще учащимися из школ с более высокими образовательными достижениями. Оценив параметры модели, исходя из эмпирических данных, мы показали, что она объясняет обнаруженные нами результаты. Результаты были представлены на International Conference on Computational Social Science (IC2S2) 2021. КОММУНИКАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Были собраны данные о записях на ВКонтакте студентов российских вузов и изучено влияние пандемии COVID-19 и локдауна на публичную коммуникацию студентов в социальной сети. В выборку вошли студенты федеральных университетов. Были проанализированы изменения в числе записей, реакция на них (лайки, репосты, просмотры), тональность записей и их темы. Мы обнаружили, что объем публичной коммуникации на ВКонтакте и позитивность постов снизились в период локдауна в России (весна 2020 года) по сравнению с предыдущим годом и вернулись к ожидаемым значениям к лету 2020. Несмотря на пандемию, студенты мало писали про здоровье, вирус и связанные с этим темы на ВКонтакте; большинство сообщений связаны с поздравлениями, обсуждением личных достижений и учебой. По всей видимости, на сегодняшний день публичные записи на ВКонтакте стали в основном использоваться как инструмент самопрезентации и редко используются для обсуждения тем, связанных с чувствами, эмоциями и переживаниями. Это может частично объяснять то, что в целом публичные записи оказались слабым сигналом в предсказании депрессии. По итогам исследования готовится публикация. АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА YOUTUBE Мы изучили репрезентацию психологического здоровья и неблагополучия на YouTube, одном из самых популярных социальных медиа среди российских интернет-пользователей 18–44 лет. Нами была изучена официальная политика цензурирования видеоконтента на YouTube, а также выявлены неформальные практики пользователей по ограничению распространения “небезопасного” контента. Был составлен список видео (N = 740), рекомендуемых YouTube по поисковым запросам, связанным с психологическим здоровьем и неблагополучием, а затем просмотрены и проанализированы 40 наиболее популярных из них. YouTube жестко контролирует распространение потенциально опасного контента на своей платформе и применяет санкции к нарушителям от временной блокировки до удаления аккаунта. Помимо этого сами пользователи в целях защиты от небезопасных материалов формируют сообщества, в которых размещают списки вызывающих опасения каналов, призывают отписываться от них и жалуются представителям службы поддержки YouTube на производителей этого контента. Как следствие, нам не удалось обнаружить значительное количество открыто позитивных репрезентаций психологического неблагополучия. Мы выделили типы пользователей, которые публикуют видео на тему психологического благополучия, и выяснили, что в большинстве случаев русскоязычные репрезентации депрессии на YouTube опираются на медицинскую модель депрессии и медикализированы: авторы оперируют словами и выражениями из медицинского дискурса и рассматривают психологическое неблагополучие как заболевание. Можно заключить, что на русскоязычном YouTube нет четко выраженной романтизации психологического неблагополучия в целом и депрессии в частности. Однако в ряде случаев депрессия представляется как “временное плохое настроение” или состояние, способствующее творческой деятельности, что может приводить к искаженным представлениям у обывателя. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ YouTube Был проведен первичный анализ рекомендательного алгоритма YouTube. Для этого было созданы аккаунты на YouTube на отдельных виртуальных машинах, чтобы гарантировать отсутствие у этих аккаунтов какой-либо поисковой истории. С этих аккаунтов с использованием разных стратегий были просмотрены видео, касающиеся психологического благополучия, в том числе романтизирующие психологические/пищевые расстройства, и изучены рекомендации алгоритма YouTube. Для только что созданных аккаунтов стартовая страница YouTube содержит рекомендации, состоящие из наиболее популярных видео. По мере просмотра специально отобранных видео про расстройство пищевого поведения (анорексию), в рекомендациях быстро росла доля видео про анорексию, уже после 2-3 видео в топе рекомендаций находилось от четырех до шести видео про анорексию. При продолжении просмотра видео число таких рекомендаций стабилизировалось в районе семи видео. Если после этого начинать просматривать случайные видео (не связанные с пищевым поведением), то количество рекомендаций падает, однако не исчезает полностью. Этот предварительный анализ позволяет спроектировать следующий этап исследования. Мы можем параметризовать поведение пользователя через предпочтение к просмотру видео на определенную тему, где 0 – означает просмотр случайных видео из рекомендованных, 1 – просмотр только видео на определенную тему и параметр может принимать любые промежуточные значения. После этого можно будет изучить как меняется в зависимости от времени и этого параметра доля видео на определенную тему среди всех просмотренных, то есть квантифицировать опасность попадания в информационный пузырь. Мы планируем провести такое исследование и опубликовать результаты. ЧАТ-БОТ Было изучено взаимодействие подростков и молодых людей с чат-ботом Эли, разработанным экспертами ИИТО ЮНЕСКО совместно с ВКонтакте и нацеленным на улучшение знаний о психологическом благополучии, здоровье, физиологии и отношениях. Так как эти темы сензитивны, то история общения с чат-ботом не сохраняется. Однако те запросы пользователей, на которые чат-бот не смог подобрать ответ, анонимно сохраняются. Несмотря на ограниченную информацию, содержащуюся в таком наборе данных, он тем не менее позволяет изучить, какие темы наиболее интересуют пользователей. Нами была проанализирована 1000 случайно отобранных из общего массива сообщений. Анализ сообщений показал, что пользователям чат-бота не хватает информации по различным психологическим вопросам и про функционирование самого чат-бота. В свою очередь, чаще всего к типам вопросов, ответы на которые уже имеются в чат-боте, но пользователи спрашивают о них не тем языком, который ожидается разработчиками, относятся запросы, касающиеся отношений (36,3%), секса (24,7%) и психологических проблем (16,4%). Также нами был запущен эксперимент по изучению эффективности чат-бота. Мы решили проверить, влияет ли использования чат-бота на грамотность в области психологического здоровья, а именно на готовность обращаться за помощью и искать информацию при возникновении проблемы (help-seeking behavior). Для проведения эксперимента студентам российского вуза было разослано объявление о проведении исследования различных ресурсов о психологическом благополучии. Все студенты, согласившиеся на участие, были разделены на три группы а) группу, общающуюся с чат-ботом Эли б) группу, читающую статьи о психологическом благополучии в блоге, который ведут эксперты ИИТО ЮНЕСКО, в) контрольную группу без воздействия. Группы а) и б) схожи по содержанию, но различаются по формату. Грамотность в области психологического благополучия измерялась до и после воздействия с использованием шкалы Attitude Toward Seeking Professional Psychological Help scale-short form (ATSPPH-SF) [1]. К сожалению, в эксперименте по использованию чат-бота приняло участие только 72 человека. С учетом наличия двух экспериментальных и одной контрольной группы, этого недостаточно для анализа эффекта от использования чат-бота. В стартовом опросе среднее значение по шкале ATSPPH-SF составило 17,7 баллов, что ниже принятой отсечки 20 баллов и свидетельствует о преобладании негативного отношения к поиску психологической помощи в случае проблем с психологическим благополучием среди студентов. Однако этот вывод также ограничен незначительным размером выборки. 1. Chen, P., Liu, X. J., Wang, X. Q., Yang, B. X., Ruan, J., & Liu, Z. (2020). Attitude toward seeking professional psychological help among community-dwelling population in China. Frontiers in Psychiatry, 11, 417.

 

Публикации

1. Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Core But Not Peripheral Online Social Ties is a Protective Factor Against Depression: Evidence from a Nationally Representative Sample of Young Adults Network Science, volume 13197, pp 41–53 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-030-97240-0_4

2. Сивак Е.В., Смирнов И.Б., Дементьева Ю.О. Online Social Integration and Depressive Symptoms in Adolescents Lecture Notes in Computer Science, vol 13618, pp 337–346 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-031-19097-1_21


Возможность практического использования результатов
не указано