КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-79-10134

НазваниеИзучение горения жидких углеводородов в струе перегретого водяного пара применительно к разработке эффективных способов экологически чистой утилизации горючих отходов

РуководительАнуфриев Игорь Сергеевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2018 - 06.2021  , продлен на 07.2021 - 06.2023. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№30 - Конкурс 2018 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-404 - Проблемы создания энергетического оборудования

Ключевые словамногофазные турбулентные реагирующие потоки, тепломассоперенос, жидкие углеводороды, горелочные устройства, перегретый водяной пар, некондиционные топлива, теплоэнергетика, энергоэффективность, утилизация, экологическая безопасность, экспериментальные исследования, газовый анализ, термография, калориметрия, цифровая трассерная визуализация, численное моделирование

Код ГРНТИ44.31.03


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема изучения закономерностей процессов переноса при горении жидкого топлива важна для развития ряда отраслей знания, таких как механика многофазных реагирующих сред, химическая физика, энергетика. Она характеризуется междисциплинарностью и связана с чрезвычайно сложным предметом исследования, характеристики которого определяются взаимодействием разнообразных физических, химических и механических факторов. Установление закономерностей, управляющих режимами и характеристиками горения жидкого органического топлива, является актуальной проблемой не только с академической точки зрения, но и в научно-прикладном аспекте. Трудно переоценить научную значимость решения данной проблемы для развития эффективных технологий производства энергии, двигателестроения, для обеспечения технологической и экологической безопасности. Результаты фундаментальных исследований в этой области ориентированы на широкое применение в различных отраслях современной промышленности и определяют прогресс высокотехнологичных наукоемких производств, конкурентоспособность продукции на мировом рынке. В рамках теплоэнергетики в настоящее время остро стоит задача расширения топливно-сырьевой базы за счет эффективного использования низкокачественных и нетрадиционных видов органического топлива. Чрезвычайную важность приобретает задача экологически чистой утилизации накопленных запасов горючих производственных отходов (нефтешламы, отработанные масла и смазочные жидкости и др.). Решение подобных задач требует создания новых технологий и оборудования, основанных на глубоком научном понимании закономерностей физико-химических процессов, определяющих характеристики сжигания жидких углеводородов в зависимости от динамических и тепловых условий, реализуемых в конкретных горелочных устройствах. Неслучайно 2017 год был объявлен в России годом экологии. Это означает признание наличия и осознание масштаба угрозы экологическому благополучию страны. В частности, такую угрозу представляют огромные накопленные количества опасных отходов производства и нефтепереработки. По данным Росприроднадзора, ежегодное накопление отходов от добычи углеводородов превышает 7 млн тонн. Это подчеркивает важность и актуальность исследований, направленных на создание эффективных технологий утилизации производственных отходов (в том числе – отработанного масла, смазочных жидкостей, нефтяных шламов). Значительная часть этих отходов не пригодна для регенерации, но может подвергаться сжиганию. Известные технологии сжигания не обеспечивают соответствие экологическим нормам и требуют дополнительной дорогостоящей системы очистки дымовых газов от несгоревших углеродсодержащих частиц и токсичных компонентов. Технологии утилизации этих дешевых энергоносителей с производством тепловой энергии, наряду с высокими теплотехническими показателями, должны обеспечивать экологическую безопасность. Поиск таких решений является сложной и масштабной задачей в рамках инженерных наук (и в частности – теплоэнергетики) и требует проведения всесторонних исследований на современной научной основе с применением самых передовых методов. В рамках указанной научной проблемы конкретной задачей предлагаемого проекта является исследование основных характеристик горения жидких углеводородов (в том числе – некондиционного топлива и производственных отходов) в струе перегретого водяного пара. Применяемые в исследованиях оригинальные перспективные горелочные устройства основываются на новых принципиальных технических решениях, позволяющих за счет паровой газификации топлива в высокоскоростной струе обеспечить создание высокодиспергированного двухфазного потока, интенсивное воспламенение и полное выгорание топлива при низком производстве токсичных продуктов. Предлагаемое комплексное экспериментальное и численное исследование направлено на получение закономерностей влияния физических параметров (расход топлива, температура и расход пара, способ смесеобразования), определяющих тепломассоперенос в горелочном устройстве, на характеристики сжигания (распределение температуры в факеле, тепловая мощность, энергоэффективность, уровень эмиссии токсичных продуктов сгорания). Измерения будут проведены на основе применения современных методов калориметрии, термографии, газового анализа, цифровой трассерной визуализации. Для численного моделирования процесса сжигания жидких углеводородов в горелочном устройстве с подачей перегретого водяного пара будут применяться модель химического реагирования Eddy Dissipation Concept (EDC) и модель для частично перемешанных пламен – Flamelet Generated Manifold и Progress Variable Approach. Для моделирования турбулентных потоков будет использована модель переноса рейнольдсовых напряжений RSM (Launder-Reece and Rodi) и вихреразрешающая DES методика, основанная на k-w SST модели Ментера. Численные расчеты будут выполнены с использованием CFD-пакета Fluent. Предварительные данные, полученные авторами проекта, показали возможность десятикратного снижения эмиссии оксидов азота при сжигании жидких углеводородов в струе перегретого пара. В развитие проведенных исследований необходимо получить данные о зависимостях от режимных параметров и конструктивных особенностей используемых горелочных устройств в диапазоне 10-50 кВт. Решение актуальной задачи, поставленной в проекте, даст научное обоснование нового способа экологически безопасной утилизации некондиционных жидких углеводородных топлив и производственных отходов при сжигании в оригинальных горелочных устройствах с производством тепловой энергии. Научная новизна поставленной задачи обусловлена как новизной конкретного объекта исследования (процессы диспергирования, тепломассообмена и горения жидких углеводородов в высокоскоростной струе водяного пара), так и новизной результатов, планируемых к получению на основе передовых экспериментальных и численных методов и создающих основу для развития новых направлений исследований в рамках механики многофазных реагирующих потоков и теплофизики. Высококвалифицированный коллектив исполнителей обладает значительным опытом и научным заделом по теме проекта. Предлагаемые в проекте научные исследования процессов горения жидких углеводородов будут обладать приоритетом и позволят получить новые научные результаты мирового уровня, которые внесут вклад в развитие представлений о закономерностях изучаемых процессов и в создание научных основ разработки перспективных теплоэнергетических технологий. Результаты исследований будут использованы при подготовке кандидатской и докторской диссертаций участников проекта.

Ожидаемые результаты
Основные ожидаемые результаты исследований: - будет разработано и создано оригинальное горелочное устройство мощностью до 20 кВт, оснащенное парогенератором для регулируемой подачи перегретого водяного пара с целью эффективного диспергирования, газификации и сгорания некондиционного жидкого углеводородного топлива; - будет модернизирован автоматизированный стенд для комплексного исследования характеристик сжигания жидких углеводородов (дизельное топливо, некондиционные топлива и производственные отходы) в перспективном горелочном устройстве, включая проведение измерений основных параметров на основе методов калориметрии, инфракрасной диагностики пламени, термопарных измерений, газового анализа, цифровой трассерной визуализации и др.; - будет обоснован выбор задаваемых режимных параметров пара для получения высокодисперсного газокапельного потока и обеспечения эффективного смешения горючих компонентов и окислителя в объеме камеры сгорания; - в широком диапазоне изменения режимных параметров работы горелочного устройства будут получены данные о полезной тепловой мощности и скорости горения, распределения осредненной по времени температуры и пульсаций температуры во внешнем факеле, а также данные о составе продуктов сгорания некондиционных топлив (в том числе – отработанных трансмиссионных автомобильных масел и печного топлива) в струе перегретого водяного пара; - будет создана математическая модель процесса сжигания жидких углеводородов в исследуемом горелочном устройстве с подачей перегретого водяного пара и проведена ее верификация на основе данных эксперимента; - на основе результатов вариантного численного моделирования процессов тепломассопереноса при сжигании жидких углеводородов в горелочном устройстве с подачей перегретого водяного пара в зависимости от режимных параметров (расход и температура пара, расход топлива) будут определены оптимальные параметры подачи пара и топлива для прогнозирования режимов эффективной работы горелки с низким содержанием токсичных продуктов сгорания и высокой полнотой сгорания топлива; - на основе обобщения и анализа полученных результатов исследований будут обоснованы закономерности влияния основных факторов (температура и расход перегретого пара, подаваемого в камеру сгорания, расход горючего, способ смесеобразования) на основные характеристики сгорания исследуемых видов топлива: устойчивость воспламенения, полнота сгорания топлива, температура факела, тепловая мощность, состав продуктов сгорания, в том числе концентрация токсичных компонентов; - будут сделаны выводы о возможности обеспечения высоких теплотехнических и экологических характеристик горения исследуемых видов топлива в струе пара за счет создания определенных физических условий; - будет дано научное обоснование преимуществ и перспектив технологического применения в энергетике способа сжигания жидких углеводородов в струе перегретого водяного пара, его применимости для решения проблемы эффективной, экологически чистой утилизации некондиционных жидких углеводородных топлив и производственных отходов. Ожидаемые результаты, полученные на основе современных экспериментальных и численных методов, будут обладать научной новизной и соответствовать передовому научному уровню. Результаты исследований будут опубликованы в форме докладов на всероссийских и международных конференциях, а также публикации предусмотрены в высокорейтинговых журналах мирового уровня, в том числе – не менее 12 статей в изданиях, индексируемых в базах Web of Science или Scopus. Наряду с важностью для развития механики многофазных реагирующих сред, ожидаемые результаты обладают высокой практической значимостью, имеют высокий потенциал масштабного использования в таких отраслях, как теплоэнергетика и машиностроение. Особая социальная важность результатов связана с перспективой их применения для решения актуальной задачи безопасной и эффективной утилизации отходов добычи, переработки и использования углеводородов, представляющих большую экологическую угрозу.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
На примере дизельного топлива в работе исследован способ сжигания жидких углеводородов в горелочном устройстве испарительного типа с регулируемой подачей струи перегретого водяного пара в зону реакции. Определены зависимости температуры факела, тепловых и экологических показателей от расхода и перегрева пара. Показано, что при горении топлива в струе перегретого водяного пара содержание оксидов азота и монооксида углерода в продуктах сгорания оказывается существенно ниже предельно допустимых концентраций, установленных для данного типа горелочных устройств. Установлено, что относительный массовый расход пара, в отличие от температуры пара, оказывает сильное влияние на основные характеристики процесса горения. Максимальное тепловыделение достигается в режиме, при котором массовый расход пара равен половине массового расхода топлива. Разработана математическая модель процесса сжигания жидкого топлива в струе перегретого пара. Модель учитывает реальную пространственную геометрию горелочного устройства и особенности его работы. Модель основана на RANS подходе для моделирования турбулентности и на моделях химического реагирования, позволяющих учитывать конечные скорости химических реакций для детальных кинетических механизмов. Проведено подробное тестирование разработанной математической модели и численной методики. Выполнено сопоставление результатов численного моделирования с полученными экспериментальными данными. Сравнение с экспериментом проведено по распределению температуры на выходе из горелочного устройства. Показано хорошее согласие с экспериментом. В результате большого количества выполненных тестовых и верификационных расчетов окончательно определены основные подмодели разработанной методики расчета процесса сжигания дизельного топлива в струе перегретого пара. Для моделирования турбулентного течения была выбрана k-w SST модель. Для моделирования газофазного реагирования лучше всего себя зарекомендовала Eddy Dissipation Concept (EDC) модель. В качестве кинетического механизма разложения n-гептана (C7H16) выбран механизм, состоящий из 60 реакций. Для моделирования сажеообразования использовалась модель Мосса-Брукса с двумя уравнениями переноса для концентраций зародышей сажи и ее массовой доли. Радиационный теплоперенос учитывался посредством модели дискретных ординат (DO). Коэффициент поглощения газа рассчитывался по модели взвешенной суммы серых газов (WSGGM). Эффект сажи на радиационный перенос учитывался с помощью известной эмпирической корреляции. Выполнено подробное исследование влияния моделей турбулентности, моделей газофазного реагирования и механизмов химической кинетики на достоверность описания локальных и интегральных характеристик реагирующего потока в горелочном устройстве. Показано, что выбор модели турбулентности не оказывает значительного влияния на достоверность описания структуры рассматриваемого пламени. По распределению температуры на оси горелки все рассмотренные модели дали близкие результаты. Применение более совершенной модели RSM в данном случае по сравнению с моделями линейной вихревой вязкости не дало улучшение результатов моделирования. Исследование кинетических механизмов реагирования показало, что схемы с малым количеством реакций плохо описывают кинетику горения углеводородного топлива в паровоздушной смеси. С практической точки зрения оптимальным по точности и экономичности механизмом для моделирования рассматриваемого процесса следует считать механизм, состоящий из 60 элементарных реакции. Данных механизм незначительно уступает механизму из 42 реакций по вычислительным затратам, и при этом дает результаты, которые лучше согласуются с экспериментом. Дальнейшее увеличение количества моделируемых компонент и количества рассматриваемых реакций не приводит к существенному улучшению точности моделирования. Расчетный анализ моделей газофазного реагирования для данной задачи показал, что наилучшего результата удается добиться с использованием модели EDC (Eddy Dissipation Concept). Модель обрыва вихря EBU дает качественно неправильную форму факела, отличающуюся от наблюдаемой в эксперименте. Гибридная модель дает нефизичное потухание пламени. Проведены систематические расчетные исследования при сжигании жидких углеводородов с подачей струи перегретого водяного пара в исследуемой горелке. С помощью разработанной численной методики подробно исследована структура потока и пламени снаружи и внутри горелочного устройства. Анализ результатов моделирования показывает, что подача пара оказывает значительное влияние на процесс горения дизельного топлива. Увеличение относительного расхода пара приводит к более интенсивному сгоранию топлива внутри самой горелки, что в свою очередь приводит к тому, что большая часть топлива выгорает внутри горелки. В связи с этим, с увеличением подачи пара значительно снижается недожог, количество образующейся сажи и уменьшается значение окислов азота. Исследуемый новый способ сжигания обеспечивает высокие показатели процесса по энергоэффективности и экологической безопасности и может быть использован при разработке технологий утилизации некондиционных видов жидкого углеводородного топлива и производственных отходов с получением тепловой энергии. http://www.nsktv.ru/news/technology/novyy_sposob_ekologichnoy_utilizatsii_otkhodov_neftedobychi_issleduyut_novosibirskie_uchenye_260920180900/

 

Публикации

1. Алексеенко С.В., Ануфриев И.С., Арсентьев С.С, Вигриянов М.С., Копьев Е.П., Шарыпов О.В. Влияние параметров перегретого водяного пара на процесс горения жидких углеводородов Теплофизика и аэромеханика, Т. 26, № 1. С.109-113 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1134/S0869864319010104

2. Ануфриев И.С. Исследование процессов горения жидких углеводородов при распылении струей перегретого водяного пара Тепловые процессы в технике, Т.11. №4. С.146-156 (год публикации - 2019)

3. Ануфриев И.С. Горение жидких углеводородов в струе перегретого водяного пара Новое в российской электроэнергетике, №4. С.13-24 (год публикации - 2019)

4. Ануфриев И.С., Алексеенко С.В., Копьев Е.П., Шарыпов О.В. Сжигание некондиционных жидких углеводородов в атмосферной горелке при паровой газификации Journal of Engineering Thermophysics, Т.28, №3 (год публикации - 2019)

5. Ануфриев И.С., Копьев Е.П. Diesel fuel combustion by spraying in a superheated steam jet Fuel Processing Technology, Volume 192, Pages 154-169 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.fuproc.2019.04.027

6. Ануфриев И.С., Копьев Е.П., Шарыпов О.В., Вигриянов М.С., Арсентьев С.С., Осинцев Я.А. Combustion of liquid hydrocarbons in a jet of superheated steam Journal of Physics: Conference Series, - (год публикации - 2019)

7. Копьев Е.П., Агафонцев М.В., Лобода Е.Л., Шадрин Е.Ю. Flame thermography during diesel fuel combustion in the vaporizing burner Journal of Physics: Conference Series, Vol. 1128, paper No.012067 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1128/1/012067

8. - Новый способ экологичной утилизации отходов нефтедобычи исследуют новосибирские ученые Вести Новосибирск (ТВ), 26 СЕНТЯБРЯ 2018, 09:00 (год публикации - )

9. - «Новосибирские новости» от 21 февраля 2019 года Новосибирские Новости, 21 февраля 2019 года (см. с 7 мин 40 сек) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Предложен перспективный способ сжигания жидкого топлива при распылении струей перегретого водяного пара. Подача пара в зону горения обеспечивает паровую газификацию продуктов термического разложения и неполного сгорания топлива с образованием водяного газа (CO+H2), повышая степень выгорания углерода. Распыление жидкого топлива осуществляется высокоскоростной струей перегретого водяного пара, что обеспечивает образование мелкодисперсного потока при раздельной подаче топлива и окислителя в камеру сгорания. Такой способ распыления препятствует засорению топливных каналов и распылительных устройств и позволяет эффективно сжигать некондиционные жидкие углеводороды, решая одновременно проблему их утилизации. Вместе с тем, пар способствует расщеплению сложных органических соединений и углеводородов, ускоряя процессы испарения и горения. Подача пара в зону горения позволяет снизить температуру пламени, что может способствовать снижению оксидов азота. С использованием макроскопического объектива обеспечена возможность регистрации капель топливного спрея с размерами от 1 мкм. Установлено, что преимущественный размер регистрируемых частиц в области воспламенения топлива в горелочном устройстве составляет 1-2 мкм. По мере удаления от среза горелки, за счет увеличения времени нахождения в потоке пара, в т.ч. за счет испарения, количество более мелких частиц топлива увеличивается. Доля идентифицированных частиц с размерами более 20 мкм составляет 1%. Стоит отметить, что в потоке присутствуют частицы с размером <1 мкм. Измерение наноразмерных частиц оптическими методами пока еще представляет определенную трудность, связанную с ограничением приборных возможностей. Вместе с тем, для эффективного сгорания жидкого топлива достаточно чтобы размер частиц был 30-50 мкм. Таким образом проведенные исследования показали, что предложенный способ распыления топлива с запасом удовлетворяет этому условию, обеспечивая при этом принципиальное практическое преимущество при сжигании некондиционного топлива, исключающее засорение форсунок. На основе предложенного способа распыления жидкого топлива разработано горелочное устройство с увеличенной камерой сгорания и тангенциально расположенным выходным соплом. Такая конструкция позволяет повысить качество сжигания некондиционного топлива за счет увеличения времени пребывания в камере сгорания. На примере сжигания отработанного машинного масла проведена опытная оптимизация режимных параметров горелки для обеспечения устойчивого воспламенения и высокой полноты сгорания низкокачественных жидких углеводородов в струе пара. Получена режимная карта концентрации CO в равновесных продуктах сгорания. Срыв пламени соответствует предельной концентрации пара в смеси с топливом, а повышенные значения CO связаны с недожогом топлива (CO>500 ppm), вызванным ограничением максимальной мощности горелочного устройства. Для дальнейших исследований выбраны режимы, при которых значения оксида углерода минимальные CO<10 ppm. Такой выбор режимов связан с тем, что при минимальных значениях оксидов углерода обычно достигается высокая полнота сгорания топлива. С использованием тепловизионных и термопарных измерений получены распределения температуры в факеле горелочного устройства. Поле мгновенной температуры характеризует существенно турбулентный режим горения факела. Проведенный частотный анализ не выявил каких-либо периодических зависимостей температурных колебаний факела от параметров пара и топлива. Изотермы поля средней температуры имеют коническую форму, что характерно для диффузионного режима горения. Это означает, что на выходе из горелки поток содержит непрореагировавшие компоненты, которые догорают по мере поступления окружающего воздуха. Зависимости температуры факела от температуры пара не выявлено. Это связано с тем, что температура в камере сгорания существенно выше температуры пара и за счет конвективного и лучистого теплообмена температура в зоне смешения пара с продуктами термического разложения и неполного сгорания топлива достигает примерно одного значения для разной начальной температуры пара. Максимальная температура достигает 1240 С. С увеличением массовой концентрации пара наблюдается снижения уровня температуры. Это связано с разбавлением горючей смеси и снижением ее теплоемкости. Понижение температуры факела при наличии водяного пара может указывать на снижение образования термических оксидов азота. Полученные на втором этапе результаты опытной оптимизации горелочного устройства и температурные измерения в пламени позволяют на третьем этапе провести запланированные измерения тепловыделения реакции и газовый анализ, верификацию математической модели и выполнить комплексный анализ и обобщение полученных данных. В декабре 2019 года состоялась успешная защита диссертации руководителем проекта Ануфриевым И.С. на соискание ученой степени доктора технических наук на тему «Экспериментальное исследование процессов при сжигании жидких углеводородов в горелочных устройствах с подачей перегретого водяного пара». Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, стали основой при подготовке диссертации. Успешная защита докторской свидетельствует о высокой научной и практической значимости полученных результатов проекта. По результатам выполнения 2 этапа проекта подготовлены 4 статьи, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science, в том числе, 1 статья в высокорейтинговом журнале Fuel (Q1). В целом, план публикаций идет с перевыполнением планируемых показателей – за 2 года опубликовано 11 статей. Все планируемые результаты 2 этапа получены в полном объеме.

 

Публикации

1. Ануфриев И.С., Алексеенко С.В., Копьев Е.П., Шарыпов О.В. Diesel fuel combustion in a direct-flow evaporative burner with superheated steam supply Fuel, Vol. 254, 115723 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.fuel.2019.115723

2. Ануфриев И.С., Копьев Е.П.,Мухина М.А.,Осинцев Я.А.,Шадрин Е.Ю. Investigating substandard liquid hydrocarbons spraying by a steam jet Journal of Physics: Conference Series, Vol.1369, No.012032 (год публикации - 2019) https://doi.org/1088/1742-6596/1369/1/012032

3. Дектерев А.А., Минаков А.В., Ануфриев И.С. Numerical simulation of liquid hydrocarbon fuel burning in a direct-flow evaporation burner in a jet of superheated steam Journal of Physics: Conference Series, Vol.1382, No.012053 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1382/1/012053

4. Копьев Е.П., Ануфриев И.С., Шадрин Е.Ю., Лобода Е.Л., Агафонцев М.В., Мухина М.А. Studying the diesel flame structure in superheated water vapor jets by using IR thermography Infrared Physics & Technology, Vol.102, 103028 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.infrared.2019.103028

5. - В Новосибирске изобрели способ сжигания нефтяных отходов без вреда для экологии ОТР, Новости от 20.02.2020 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Разработано, создано и испытано новое маломощное горелочное устройство для низкоэмиссионной утилизации жидких горючих отходов. Новизна предложенного способа сжигания заключается в распылении топлива струей перегретого водяного пара, что исключает коксование и засорение при сжигании отходов. Принципиальная конструкция новой горелки (объем и форма камеры сгорания) позволяет увеличить время пребывания топлива в камере сгорания и направлена на повышение эффективности сжигания некондиционных жидких углеводородов. Впервые на примере дизельного топлива и отработанного машинного масла экспериментально изучены теплотехнические и экологические характеристики сжигания в новой горелке. Достигнуто устойчивое горение и обеспечена возможность low NOx сжигания жидких горючих отходов при малой мощности горелки. Проведено сравнение показателей сжигания в режимах с распылением топлива струей пара или струей нагретого воздуха. Построены режимные карты концентраций оксида углерода CO, установлены границы срыва пламени и области с высоким содержанием CO>500 ppm. В режимах с низкими значениями оксида углерода (CO<10 ppm) обеспечивается высокая полнота сгорания топлива, соответствующая высшей теплоте сгорания. При соответствующих режимах с паром и воздухом количество оксидов азота в режиме с паром ниже на 55% при сжигании дизеля, и ниже на 25% при сжигании waste oil. В режиме с паром значения NOx удовлетворяют нормативу EN:267. Разработана и проведена адаптация комплексной математической модели процесса сжигания дизельного топлива в струе перегретого пара к условиям в тракте модернизированного горелочного устройства с распылением топлива. Математическое описание горения углеводородного топлива включает в себя комплекс взаимосвязанных моделей, описывающих турбулентное движение газа, перенос тепловой и лучистой энергии, процессы горения, движения топливных капель и т.д. Получены результаты вариантного численного моделирования процессов турбулентного горения углеводородного топлива в модернизированном горелочном устройстве (см. доп. файл). Проведено исследование влияние расхода пара и топлива на структуру течения и физико-химические процессы в горелке и на выходе из сопла. Показано, что изменение расхода подачи пара оказывает значительное влияние на процесс горения дизельного топлива. Увеличение относительного расхода пара приводит к более интенсивному подсосу окислителя (воздуха) в камеру сгорания за счёт эжекции. В результате чего происходит практически полное сгорание топлива внутри горелки. Для выбранных режимов работы горелки наблюдается небольшое пламя на выходе из сопла. В связи с этим с увеличением подачи пара значительно снижается недожог. Анализ структуры течения внутри горелки показывает ее сложный закрученный характер. Высокоскоростная струя пара эжектирует спутный поток окислителя, топлива и горячие продукты сгорания, вызывая образование крупной зоны циркуляции и интенсивного перемешивания. Образовавшаяся зона циркуляции обеспечивает стабильное воспламенение и выгорание дизельного топлива. Получены результаты сопоставления расчёта с экспериментальными данными по температуре факела. Получено хорошее согласие по профилю средней температуры пламени на оси сопла горелки. Как и в эксперименте концентрация CO и NOx в продуктах сгорания для всех расчётных вариантов не превышает 50ppm и 0.77 г/кг, соответственно. Обобщение и анализ полученных результатов исследований позволяют сделать следующие выводы. 1) Реализован перспективный способ сжигания некондиционных жидких углеводородов в горелочном устройстве с распылением струей перегретого водяного пара. Специфика заключается в том, что горение распыленного жидкого топлива происходит при высокой концентрации перегретого водяного пара (массовое содержания пара по отношению к топливу 50-100%). При впрыске пара в камеру сгорания происходит реакция паровой газификации углеродосодержащих продуктов термического разложения и неполного сгорания топлива с образованием водяного газа (H2O+C->CO+H2). Образующийся синтез-газ сгорает в пламени, что приводит к повышению степени выгорания топлива. За счет разбавления горючей смеси паром происходит снижение температуры пламени, что сокращает образование термических оксидов азота и CO до уровня ниже предельно допустимых концентраций. В предложенном способе сжигания распыление жидкого топлива осуществляется струей перегретого водяного пара. За счет воздействия высокоскоростной струей перегретого водяного пара на каплю топлива происходит первичная атомизация и создание однородного топливного спрея. Это также повышает полноту сгорания топлива. При этом такой способ распыления топлива струей пара (без использования топливной форсунки) исключает проблему засорения и коксования топливных форсунок и дает возможность использования отходов с механическими примесями. Помимо этого, водяной пар расщепляет сложные органические соединения, из которых состоят горючие отходы, в т.ч. высоковязкие, тем самым сокращая время реакции и повышая эффективность сгорания топлива. 2) Разработано, создано и испытано новое маломощное горелочное устройство для низкоэмиссионной утилизации жидких горючих отходов. Принципиальная конструкция новой горелки (объем и форма камеры сгорания) позволяет увеличить время пребывания топлива в камере сгорания и направлена на повышение эффективности сжигания некондиционных жидких углеводородов. 3) Применительно к созданному горелочному устройству выполнено экспериментальное исследование характеристик газокапельного потока при распылении жидких углеводородов струей перегретого водяного пара или воздуха. С использованием современных бесконтактных методов в широком диапазоне режимных параметров получены данные о структуре двухфазного потока, дисперсном составе, пространственном распределении скоростей фаз. Определен преимущественный размер идентифицированных капель топлива, составляющий 1-2 мкм для дизельного топлива и отработанного машинного масла. Установлено, что изменения расхода несущей фазы, её температуры до прохождения форсунки, отношения расходов газа и топлива оказывают слабое влияние на дисперсный состав. 4) Впервые на примере дизельного топлива и отработанного машинного масла экспериментально изучены теплотехнические и экологические характеристики сжигания в широком диапазоне режимов работы созданного горелочного устройства. Достигнуто устойчивое горение и обеспечена возможность NOx сжигания жидких горючих отходов при малой мощности горелки. 5) Проведено сравнение показателей сжигания в режимах с распылением топлива струей пара или струей нагретого воздуха. Показаны существенные преимущества сжигания с использованием пара. 6) Получены распределения температуры в факеле, проанализировано влияние режимных параметров на уровень температуры. Установлено, что увеличение расхода пара приводит к значительному снижению температуры пламени благодаря увеличению теплоемкости горючей смеси при наличии водяного пара, что способствует снижению производства оксидов азота. 7) Построены режимные карты концентраций оксида углерода CO, установлены границы срыва пламени и области с высоким содержанием CO>500 ppm. В режимах с низкими значениями оксида углерода (CO<10 ppm) обеспечивается высокая полнота сгорания топлива, соответствующая высшей теплоте сгорания. При соответствующих режимах с паром и воздухом количество оксидов азота в режиме с паром ниже на 55% при сжигании дизеля, и ниже на 25% при сжигании waste oil. В режиме с паром значения NOx удовлетворяют нормативу EN:267. 8) Разработана и проведена адаптация комплексной математической модели процесса сжигания дизельного топлива в струе перегретого пара к условиям в тракте модернизированного горелочного устройства с распылением топлива. Математическое описание горения углеводородного топлива включает в себя комплекс взаимосвязанных моделей, описывающих турбулентное движение газа, перенос тепловой и лучистой энергии, процессы горения, движения топливных капель и т.д. 9) Полученные результаты достаточно полно характеризуют физико-химические процессы в исследуемом модернизированном горелочном устройстве при сжигании углеводородного жидкого топлива с добавлением пара. Разработанная комплексная математическая модель позволяет прогнозировать режимы при изучении процессов с целью оптимизации работы горелки. 10) В результате выполненного комплексного исследования научно обоснован перспективный способ энергоэффективного сжигания некондиционных видов жидкого углеводородного топлива и производственных отходов в струе перегретого водяного пара, обеспечивающий низкое содержание монооксида углерода, оксидов азота и сажи в продуктах сгорания, удовлетворяющее самым жестким экологическим нормативам. Технология сжигания жидких горючих отходов в струе пара обладает важной социальной и экономической значимостью, поскольку одновременно решает несколько актуальных проблем: 1) утилизация накопленных невостребованных жидких горючих отходов; 2) снижение выбросов токсичных продуктов сгорания в атмосферу; 3) повышение экономической эффективности за счет использования дешевых видов топлива для выработки энергии. Внедрение такой технологии может осуществляться на следующих технологических предприятиях: • Тепловые электрические станции. • Предприятия топливно-энергетического комплекса. • Производители горелочного и котельного оборудования. • Нефтеперерабатывающие заводы. • Нефтехимические предприятия. • Угледобывающие компании. • Суда по ликвидации аварийных разливов нефти. • Другие производственные предприятия с накопленными отходами. Дальнейшие работы должны быть направлены на совершенствование процессов при сжигании жидкого топлива и отходов в условиях, соответствующих реальным камерам сгорания котельных установок (в том числе, с управляемым расходом воздуха). Полученные при выполнении настоящего проекта результаты создали прочную научную основу, позволяющую планировать такие задачи. В связи с этим научной группой подготовлена заявка на продление настоящего проекта РНФ по исследованию характеристик сжигания жидких углеводородов в струе водяного пара в условиях закрытой камеры сгорания котельной установки мощностью 50 кВт. Управление режимными параметрами (расход пара, расход топлива, коэффициент избытка воздуха в камере сгорания) позволит оптимизировать технологию применительно к сжиганию разных видов топлива. Для этого будет использован созданный новый огневой стенд на базе котла Vissmann, позволяющий проводить испытания разрабатываемых горелочных устройств. В декабре 2020 года состоялась успешная защита диссертации исполнителем проекта Копьевым Е.П. на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Исследование горения дизельного топлива в условиях паровой газификации». Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, стали основой при подготовке диссертации. Успешная защита свидетельствует о высокой научной и практической значимости полученных результатов проекта. По результатам выполнения проекта план публикаций перевыполнен, подготовлены 13 статей, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science, в том числе, 2 статьи в высокорейтинговых журналах (Q1). Полученные результаты представлены на III Международной конференции «Современные проблемы теплофизики и энергетики», Москва, МЭИ, 19-23 октября 2020 г. (заочное участие). Все планируемые результаты 3 этапа получены в полном объеме.

 

Публикации

1. Алексеенко С.В., Ануфриев И.С., Вигриянов М.С., Копьев Е.П., Садкин И.С., Шарыпов О.В. BURNING OF HEAVY FUEL OIL IN A STEAM JET IN A NEW BURNER JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS, 61 (3) (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1134/S0021894420030025

2. Алексеенко С.В., Ануфриев И.С., Копьев Е.П., Шарыпов О.В. Steam technology application for liquid hydrocarbons combustion Journal of Physics: Conference Series, Vol.1683, paper 022097 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1683/2/022097


Возможность практического использования результатов
Технология сжигания жидких горючих отходов в струе пара обладает важной социальной и экономической значимостью, поскольку одновременно решает несколько актуальных проблем: 1) утилизация накопленных невостребованных жидких горючих отходов; 2) снижение выбросов токсичных продуктов сгорания в атмосферу; 3) повышение экономической эффективности за счет использования дешевых видов топлива для выработки энергии.