КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-79-10003

НазваниеВлияние внешней турбулентности на термомеханику пульсирующих потоков в гидравлических системах сложной конфигурации

РуководительПлотников Леонид Валерьевич, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Срок выполнения при поддержке РНФ07.2018 - 06.2021

КонкурсКонкурс 2018 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-201 - Процессы тепло- и массообмена

Ключевые слованестационарная газодинамика, локальная теплоотдача, пульсирующие газовые потоки, внешняя турбулентность, двигатель внутреннего сгорания, турбонаддув, впускная и выпускная системы, экспериментальные исследования, совершенствование рабочего процесса поршневых двигателей

Код ГРНТИ55.42.27


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Данная научная работа посвящена экспериментальному исследованию газодинамики и теплообмена пульсирующих потоков газа во впускных и выпускных системах поршневых двигателей с учетом влияния лопаточного механизма турбокомпрессора на течение. Проект развивает сложившееся в Уральском федеральном университете научное направление по управлению тепломеханическими процессами в газовоздушных трактах энергетических установок на базе поршневых двигателей. На сегодняшний день поршневые ДВС являются наиболее распространенным источником энергии в мире (среди тепловых двигателей). Поэтому оптимизация рабочих процессов и конструкций ДВС – одна из актуальных задач не только Российской, но и мировой энергетики. В настоящее время практически все дизельные двигатели оборудуются системой турбонаддува. При этом фактически не затрагивается вопрос о влиянии турбокомпрессора на тепломеханические характеристики потоков в газовоздушных системах ДВС. Таким образом, оценка влияния механического воздействия лопаточного механизма на газодинамику и теплообмен пульсирующих потоков в гидравлических системах сложной конфигурации является актуальной фундаментальной задачей. Цель Проекта состоит в уточнении физического механизма влияния внешней турбулентности на газодинамические и теплообменные характеристики пульсирующих потоков в газовоздушных системах при разных режимах работы поршневого двигателя и турбокомпрессора. Решение основных задач Проекта позволит установить физические и режимные факторы, определяющие газодинамику и теплообмен потоков газа во впускной и выпускной системах поршневых двигателей с турбонаддувом и тем самым расширить теоретические и практические представления о характеристиках нестационарных газовых потоков с учетом влияния внешней турбулентности (cо степенью турбулентности Tu вплоть до 0,35), что необходимо для модернизации существующих и разработки новых прогрессивных конструкций энергетических установок на базе двигателей внутреннего сгорания.

Ожидаемые результаты
1) экспериментально определить газодинамические и теплообменные характеристики газового потока, создаваемого лопаточным механизмом турбокомпрессора (т.е. исследовать газодинамику и теплообмен на выходе из компрессора автономного турбокомпрессора при разных продольных профилях выходного трубопровода и режимах работы турбокомпрессора); Эти данные позволят расширить базу знаний о влиянии внешней турбулентности разного масштаба (Tu от 0,07 до 0,2) на газодинамику и локальную теплоотдачу, создаваемую лопаточным механизмом компрессора турбокомпрессора. 2) установить закономерности изменения мгновенных значений местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи пульсирующего потока газа во впускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом и без него во времени при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора; Полученные таким образом экспериментальные данные позволят расширить теоретические представления о газодинамических и теплообменных характеристиках пульсирующего потока подверженного влиянию внешней турбулентности в гидравлических системах сложной конфигурации и создать основу для разработки инженерных методик расчета и проектирования подобных систем. 3) получить амплитудно-частотные характеристики пульсаций местных скорости, давления, а также локального коэффициента теплоотдачи, возникающие в пульсирующем потоке во впускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом; Эти результаты позволят уточнить физический механизм влияния внешней турбулентности разного масштаба (Tu от 0,07 до 0,2) на процессы переноса при пульсирующем течении газовых потоков. 4) оценить степень влияния механического воздействия лопаточного механизма турбокомпрессора (Tu вплоть до 0,2) на интенсивность локальной теплоотдачи пульсирующего потока во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом; выявить отличия газодинамических и теплообменных характеристик потока газа во впускной системе поршневого ДВС с наддувом от таковых без наддува; Планируется установить качественное и количественное влияние внешней турбулентности разного масштаба на локальный коэффициент теплоотдачи в гидравлической системе при пульсирующем течение газа при наличии механического воздействия на поток и при его отсутствии. 5) обобщить в виде эмпирических уравнений экспериментальные данные по мгновенной локальной теплоотдаче пульсирующего потока газа во впускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом; В результате обобщения экспериментальных данных планируется получить эмпирические уравнения для расчета локального коэффициента теплоотдачи (числа Нуссельта) во впускных трубопроводах поршневого двигателя с турбонаддувом для нестационарных потоков с разным масштабом внешней турбулентности (Tu от 0,07 до 0,2); это позволит уточнить инженерные методы расчета рабочего процесса поршневых ДВС с турбонаддувом. 6) разработать способ газодинамического совершенствования впускной системы путем стабилизации течения (уменьшения пульсаций скорости и давления воздуха в трубопроводе) пульсирующего потока во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом с целью повышения его технико-экономических показателей; Предлагаемый способ газодинамического совершенствования впускных систем приведет к стабилизации пульсирующих потоков газов, снижению тепловой напряженности основных деталей и узлов системы воздухоснабжения и улучшению наполнения цилиндра двигателя воздухом, что должно повысить КПД турбокомпрессора, а также мощность и надежность поршневых ДВС. 7) установить закономерности изменения мгновенных значений местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи пульсирующего потока газа в выпускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом и без него во времени при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора; Экспериментальные данные позволят расширить базу знаний и теоретические представления о тепломеханических характеристиках пульсирующего потока подверженного влиянию внешней турбулентности разного масштаба в гидравлических системах сложной конфигурации и создать основу для разработки инженерных методик расчета подобных систем. 8) выявить особенности газодинамических и теплообменных характеристик пульсирующего потока в выпускной системе поршневого двигателя, возникающие при осуществлении наддува; оценить степень влияния внешней турбулентности на газодинамику и интенсивность локальной теплоотдачи в выпускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом; Планируется установить качественное и количественное влияние внешней турбулентности на локальный коэффициент теплоотдачи в газовоздушной системе при пульсирующем течение газа без механического воздействия на поток и при его наличии; установить степень влияния величины внешней турбулентности на интенсивность теплоотдачи. 9) провести спектральный анализ пульсаций местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи, возникающих в пульсирующем потоке в выпускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом; Эти результаты позволят уточнить физический механизм влияния внешней турбулентности разного масштаба (Tu от 0,07 до 0,2) на процессы переноса при пульсирующем течении газовых потоков. 10) обобщить в виде эмпирических уравнений экспериментальные данные по мгновенной локальной теплоотдаче пульсирующего потока в выпускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом; Планируется получить эмпирические уравнения для расчета локального коэффициента теплоотдачи (числа Нуссельта) в выпускных трубопроводах поршневого двигателя с турбонаддувом для нестационарных потоков с учетом механического воздействия лопаточного механизма на течение; это позволит уточнить инженерные методы расчета рабочего процесса поршневых ДВС с турбонаддувом. 11) разработать способ улучшения газодинамических и теплообменных характеристик пульсирующего потока в выпускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом на основе эффекта эжекции; Предлагаемый способ тепломеханического совершенствования выпускных систем приведет к стабилизации пульсирующих потоков газов, снижению тепловой напряженности основных деталей и узлов газовоздушных систем и более полной очистке цилиндра от отработавших газов, что должно привести к повышению КПД, мощности и надежности поршневых ДВС с турбонаддувом. 12) на основе численного моделирования рабочих процессов полноразмерных двигателей в специализированном программном обеспечении (Дизель-РК и ACTUS) оценить эффективность предлагаемых способов совершенствования конструкций газовоздушных систем поршневых двигателей с турбонаддувом; Данные по моделированию рабочих процессов поршневых двигателей необходимы для подтверждения эффективность разработанных способов модернизации впускных и выпускных систем ДВС с целью их последующего внедрения на машиностроительных предприятиях Свердловской области. В результате планируется представить сравнительные таблицы технико-экономических параметров исходных и модернизированных двигателей размерностей 8,2/7,1 и 21/21. 13) на основе проведенных научных исследований уточнить рабочие программы дисциплин («Теория рабочих процессов ДВС», «Агрегаты наддува двигателей», «Моделирование рабочих процессов поршневых ДВС») для образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Энергетическое машиностроение» на кафедре «Турбины и двигатели» УрФУ. Для повышения качества образования в УрФУ основные научные результаты проекта планируется использовать в учебном процессе кафедры «Турбины и двигатели» при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям «Энергетическое машиностроение», а также при реализации программ повышения квалификации научных и инженерных кадров Уральского федерального округа.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Известно, что поршневые двигатели внутреннего сгорания являются самыми распространенными источниками энергии среди тепловых двигателей. Поэтому совершенствование рабочих процессов, отработка систем и элементов конструкций поршневых двигателей в целях повышения их технико-экономических показателей является одной из актуальных задач мировой энергетики. При этом, в настоящее время имеется ярко выраженная тенденция по оснащению двигателей системой турбонаддува с целью улучшения основных показателей. В случае установки турбокомпрессора имеет место существенное влияние его лопаточного аппарата на тепломеханические характеристики потоков в газовоздушных системах двигателей. Таким образом, оценка влияния внешней турбулентности на газодинамику и теплообмен пульсирующих потоков в гидравлических системах сложной конфигурации является актуальной фундаментальной задачей. Следует отметить, что физические механизмы течения газов в газовоздушных трактах двигателя в случаях наличия или отсутствия турбокомпрессора существенно отличаются. Движущим фактором течения воздуха в процессе впуска в двигателе без турбонаддува является разряжение, которое создается в цилиндре поршнем, движущимся сверху вниз, т. е. формируются волны разряжения. В поршневых двигателях, оснащенных турбокомпрессором источником движения воздуха во впускной системе, в первую очередь, является центробежный компрессор, который нагнетает воздух в цилиндр при избыточном давлении (в отличии от двигателя без наддува), т.е. в данном случае в процессе впуска возникают уже волны сжатия (а не волны разряжения как в двигателе без наддува). Физические механизмы пульсирующих потоков во многом определяют интенсивность теплоотдачи в газовоздушных трактах поршневых двигателей и, соответственно, направления тепломеханического совершенствования процессов. Цель проекта состоит в уточнении физического механизма влияния внешней турбулентности на газодинамические и теплообменные характеристики пульсирующих потоков в газовоздушных системах при разных режимах работы поршневого двигателя и турбокомпрессора. Первый год реализации проекта был посвящен исследованию термомеханики пульсирующих потоков во впускной системе поршневых двигателей с турбонаддувом и без него. Были получены следующие основные результаты: Во-первых, экспериментально определены тепломеханические характеристики газового потока, создаваемого лопаточным механизмом турбокомпрессора, т.е. исследована газодинамика и теплообмен потоков на выходе из центробежного компрессора при разных конфигурациях выходного канала и режимах работы турбокомпрессора; эти данные позволят расширить базу знаний о влиянии внешней турбулентности (Tu от 0,07 до 0,2) на термомеханику потоков в выходных каналах компрессора турбокомпрессора. Во-вторых, установлены закономерности изменения мгновенных значений местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи пульсирующего потока газа во впускной системе поршневого ДВС с турбонаддувом и без него при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора; эти экспериментальные данные позволят расширить теоретические представления о термомеханике пульсирующего потока подверженного влиянию внешней турбулентности в гидравлических системах сложной конфигурации и создать основу для разработки инженерных методик расчета и проектирования подобных систем. В-третьих, получены амплитудно-частотные характеристики пульсаций местных скорости и давления, а также локального коэффициента теплоотдачи, возникающие в пульсирующем потоке во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом; эти данные позволят уточнить физический механизм влияния внешней турбулентности разного масштаба на структуру пульсирующего потока газа и процессы теплопереноса. В-четвертых, проведена оценка степени влияния механического воздействия лопаточного механизма турбокомпрессора (Tu вплоть до 0,2) на интенсивность локальной теплоотдачи пульсирующего потока во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом; показаны отличия газодинамических и теплообменных характеристик потока газа во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом от таковых для двигателей без наддува. В-пятых, на основе численного моделирования рабочих процессов полноразмерных двигателей в специализированных программных комплексах (Дизель-РК и ACTUS) проведена оценка влияния разных конфигураций впускных систем поршневых двигателей с турбонаддувом на их технико-экономические показатели. Во второй год реализации проекта планируется разработать несколько способов тепломеханического совершенствования впускной системы поршневого двигателя с турбонаддувом, а также приступить к изучению термомеханики пульсирующих потоков с учетом внешней турбулентности, но уже применительно к выпускной системе поршневого двигателя.

 

Публикации

1. Плотников Л.В., Бернаскони С., Жилкин Б.П. Analysis of Resonator Installation Effect in Intake System of the Diesel Engine on Parameters of Gas Exchange Quality International Conference on Industrial Engineering. Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2019, Р. 69-77. (год публикации - 2019).

2. Плотников Л.В., Бродов Ю.М. Processes Dynamic Characteristics in the Intake System of Piston Internal Combustion Engine International Conference on Industrial Engineering. Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2019, Р. 13-21. (год публикации - 2019).

3. Плотников Л.В., Григорьев Н.И., Кочев Н.С. Nonstationary gas-dynamics and local heat transfer in the output channel of the turbocharger compressor EPJ Web of Conferences, 2019. Vol. 196. Article number 00007. (год публикации - 2019).

4. Плотников Л.В., Григорьев Н.И., Кочев Н.С. Улучшение экологических показателей двигателя внутреннего сгорания путем оптимизации фаз газораспределения Сборник докладов XXI Всероссийской научной конференции «Сопряженные задачи механики реагирующих сред, информатики и экологии», Томск: НИ ТГУ, 2018. С. 140-143. (год публикации - 2018).

5. Плотников Л.В., Григорьев Н.И., Кочев Н.С., Мисник М.О. Влияние механического воздействия лопаточного аппарата турбокомпрессора на интенсивность теплоотдачи в выходном канале Актуальные проблемы морской энергетики: материалы восьмой международной научно-технической конференции, СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2019. С. 176-180. (год публикации - 2019).

6. Плотников Л.В., Жилкин Б.П. Influence of gas-dynamical nonstationarity on local heat transfer in the gas–air passages of piston internal-combustion engines Journal of Engineering Physics and Thermophysics, Vol. 91, No. 6. Р. 1444-1451 (год публикации - 2018).

7. Плотников Л.В., Жилкин Б.П. Влияние газодинамической нестационарности на локальную теплоотдачу в газовоздушных трактах поршневых двигателей внутреннего сгорания Инженерно-физический журнал, том 91, № 6. С. 1517-1525. (год публикации - 2018).

8. Плотников Л.В., Жилкин Б.П., Бродов Ю.М. Совершенствование тепломеханических характеристик потоков во впускной системе комбинированного двигателя внутреннего сгорания Транспорт Урала, № 2 (57). С. 58-62. (год публикации - 2018).

9. Плотников Л.В., Мисник М.О. Influence of channels transverse profiling on the heat transfer intensity in the intake system of internal combustion engine IOP Conf. Series: Journal of Physics, Vol. 1105. Article number 012012. (год публикации - 2018).


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Данный проект посвящен исследованию газодинамики и теплообмена пульсирующих потоков газа в гидравлических системах сложной конфигурации при наличии начальной внешней турбулентности разного масштаба. Прикладной аспект проекта связан с областью поршневого двигателестроения, а именно, поршневыми двигателями внутреннего сгорания с турбонаддувом. Цель проекта состоит в уточнении физического механизма влияния внешней турбулентности на газодинамические и теплообменные характеристики пульсирующих потоков в газовоздушных системах при разных режимах работы поршневого двигателя и турбокомпрессора. После первого года реализации проекта стало очевидно, что лопаточные аппараты центробежного компрессора и турбины турбокомпрессора оказывают значимое механическое воздействие на потоки газов во впускных и выпускных системах поршневых двигателей, создавая начальную внешнюю турбулентность в диапазоне от 0,04 до 0,33. Поэтому во второй год реализации проекта мы сфокусировались на разработке способов управления газодинамикой и теплообменом в гидравлических системах сложной конфигурации за счет изменения геометрии каналов и применения газодинамических эффектов. Основные задачи состояли в том, чтобы стабилизировать пульсирующие потоки газа (и тем самым улучшить заполнение цилиндра двигателя воздухом и очистку цилиндра от газов), оказать влияние на уровень теплоотдачи во впускных и выпускных системах и, соответственно, повысить технико-экономические показатели поршневых двигателей с турбонаддувом. Для впускных систем поршневых двигателей с турбонаддувом было предложено два способа тепломеханического совершенствования процессов. Первый способ совершенствования газодинамики и теплообмена пульсирующих потоков газа основан на установке выравнивающей решетки (по принципу хонейкомба) во впускную систему поршневого двигателя с турбонаддувом. С теплофизической точки зрения это приводит к стабилизации течения (уменьшению пульсаций скорости и давления воздуха) и соответствующему снижению степени турбулентности на 5-35 % по сравнению с базовой системой впуска (при этом расход воздуха уменьшается не более, чем на 8 %), а также подавлению теплоотдачи вплоть до 20 %. В прикладном аспекте показано, что установка выравнивающей решетки во впускную систему двигателя 6ЧН 21/21 вызывает снижение термических напряжений в элементах системы впуска, что приводит к росту вероятности безотказной работы при наработке 3000 часов на 0,8 % по сравнению с базовым дизелем. Второй способ совершенствования тепломеханических характеристик нестационарных потоков газа предполагает управляемый сброс наддувочного воздуха после компрессора турбокомпрессора во впускной системе двигателя с турбонаддувом. С теплофизической точки зрения это приводит к существенной стабилизации потока во впускной системе при снижении степени турбулентности вплоть до 2 раз по сравнению с базовой системой впуска (расход воздуха через исследуемые впускные системы остается неизменным), а также к подавлению теплоотдачи вплоть до 35 %. В области поршневого двигателестроения выявлено, что применение управляемого сброса избыточного наддувочного воздуха во впускной системе двигателя 6ЧН 21/21 приводит к росту КПД турбокомпрессора в среднем на 2,5 % и, соответственно, КПД дизеля в пределах 0,25 %. Для выпускной системы поршневого двигателя был предложен способ тепломеханического совершенствования процессов на основе эффекта эжекции, создаваемого в рассматриваемой системе. Установлено, что применение эффекта эжекции в выпускной системе поршневого двигателя приводит к незначительному росту степени турбулентности в пределах 5-7 %, увеличению расхода воздуха через систему в пределах 5-14 %, а также подавлению теплоотдачи в среднем на 10 % по сравнению с базовой системой выпуска. С практической точки зрения показано, что за счет использования эффекта эжекции в выпускной системе дизеля 8ЧН 21/21 коэффициент остаточных газов снижается до 10 %, что приводит к уменьшению удельного расхода топлива в среднем на 1,1 %. Более того, за прошедший год работы над проектом было получено большое количество экспериментальных данных, которые расширяют базу знаний в области теплофизики и газодинамики пульсирующих потоков, а именно: - выявлены особенности газодинамических и теплообменных характеристик пульсирующего потока в выпускной системе поршневого двигателя, возникающие при осуществлении турбонаддува; - проведен сравнительных анализ графиков амплитуд периодических функций скорости, давления и локальной теплоотдачи в выпускных системах с турбокомпрессором и без него; - проведено моделирование газовых потоков в прямой, длинной трубе в CFD-пакете в стационарных условиях с разным масштабом турбулентности на входе; получены данные о структуре потоков и интенсивности теплоотдачи при использовании разных моделей турбулентности и степени турбулентности от 0,01 до 0,4. Также научным коллективом был создан информационный ресурс о реализации проекта: http://термомеханикадвс.рф/

 

Публикации

1. Григорьев Н.И., Кочев Н.С., Осипов Л.Е., Плотников Л.В. Особенности газодинамики и теплообмена потоков газа в выходном канале компрессора турбокомпрессора разной конфигурации Материалы девятой международной научно-технической конференции: Актуальные проблемы морской энергетики, СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2020. С. 105-108. (год публикации - 2020).

2. Кочев Н.С., Плотников Л.В., Григорьев Н.И. Оптимизация фаз газораспределения тепловозного дизеля 8ЧН21/21 Двигателестроение, № 3 (277). С. 21-26 (год публикации - 2019).

3. Плотников Л.В., Бродов Ю.М., Григорьев Н.И. Features of Pulsating Flows Thermomechanics in Exhaust System of Piston Engine with Turbocharging Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2020, Р. 541-548 (год публикации - 2020).

4. Плотников Л.В., Бродов Ю.М., Жилкин Б.П., Григорьев Н.И. Особенности тепломеханических характеристик пульсирующих потоков в газовоздушных трактах поршневых двигателей с турбонаддувом Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, Т. 21. № 4. С.77-84. (год публикации - 2019).

5. Плотников Л.В., Бродов Ю.М., Жилкин Б.П., Неволин А.М., Мисник М.О. Физическое и численное моделирование тепломеханических характеристик стационарных потоков в газовоздушных трактах поршневых двигателей Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, Т. 21. № 5. С.22-28. (год публикации - 2019).

6. Плотников Л.В., Бродов Ю.М., Мисник М.О. Heat transfer intensity of pulsating gas flows in the exhaust system elements of a piston engine E3S Web of Conferences, Vol. 124. Article number 01015 (год публикации - 2019).

7. Плотников Л.В., Григорьев Н.И., Кочев Н.С. Улучшение технико-экономических показателей поршневых двигателей за счет применения эффекта эжекции в выпускной системе Транспорт Урала, - (год публикации - 2019).

8. Плотников Л.В., Жилкин Б.П. Specific aspects of the thermal and mechanic characteristics of pulsating gas flows in the intake system of a piston engine with a turbocharger system Applied Thermal Engineering, Vol. 160. Article number 114123 (год публикации - 2019).

9. Плотников Л.В., Жилкин Б.П., Бродов Ю.М. Способ стабилизации пульсирующих потоков газа во впускной системе поршневого двигателя с турбонаддувом Сборник докладов Всероссийской конференции «XXXV Сибирский теплофизический семинар», Новосибирск: Институт теплофизики СО РАН, 2019. С. 45. (год публикации - 2019).

10. Плотников Л.В., Жилкин Б.П., Бродов Ю.М. Management of thermal and mechanic flow characteristics in the output channels of a turbocharger centrifugal compressor Book of abstracts «5th International Workshop on Heat/Mass Transfer Advances for Energy Conservation and Pollution Control», Novosibirsk, Russia. 2019. P. 85. (год публикации - 2019).

11. Плотников Л.В., Жилкин Б.П., Бродов Ю.М. Management of thermal and mechanic flow characteristics in the output channels of a turbocharger centrifugal compressor IOP Conf. Series: Journal of Physics, Vol. 1369. Article number 012002. (год публикации - 2019).

12. Плотников Л.В., Жилкин Б.П., Бродов Ю.М. Method of stabilizing pulsating gas flows in the intake system of a piston engine with turbocharging IOP Conf. Series: Journal of Physics, Vol. 1382. Article number 012205. (год публикации - 2019).

13. Плотников Л.В., Кочев Н.С., Мисник М.О. Спектральный анализ газодинамических процессов во впускной системе поршневого двигателя с наддувом Материалы Всероссийской научной конференции «Семинар вузов по теплофизике и энергетике», Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2019. С. 316-317 (год публикации - 2019).