КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-78-10114

НазваниеОпределение общеорганизменных закономерностей системной организации процессов научения и актуализации индивидуального опыта

РуководительБахчина Анастасия Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2018 - 06.2021 

Конкурс№30 - Конкурс 2018 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словафункциональная система, научение, структура индивидуального опыта, субъект поведения, нейро-висцеральные взаимодействия, нейрональная активность, ЭЭГ, сердечный ритм, экспрессия c-Fos

Код ГРНТИ15.21.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на исследование процессов взаимоСОдействия распределенных компонентов функциональных систем поведенческих актов. Системно-эволюционный подход (Швырков, 2006) и теория функциональных систем (Анохин, 1973) предполагают, что функциональные системы поведенческих актов (совокупность кооперативно действующих элементов организма разной морфологической принадлежности) включают компоненты не только нервной системы, но и других органов и тканей. На данный момент понимание необходимости рассмотрения организма как единого и целостного при попытках решения основной психофизиологической проблемы наблюдается в работах как отечественных (Александров Ю.И, 2009; Чуприкова Н.И., 2016; Анохин К.В., 2018), так и иностранных (Critchley, 2013) специалистов в области когнитивных исследований. Это поддерживает формирование таких новых научных направлений, как вегетативная нейронаука о поведении (autonomic neuroscience and bahaviour), в которой ставят задачи определения специфики вегетативного обеспечения различных типов поведения (про- и антисоциальное, агрессивное, компенсаторное и прочие (Raine et al., 2002; Porges et al., 2014)). Проект включает проведение эмпирических исследований, в которых планируется сопоставление нелинейных характеристик активности разного филогенетического возраста нейрональных и висцеральных компонентов функциональных систем поведенческих актов в процессах научения и реализации имеющегося индивидуального опыта. Как следует из упомянутых выше системных представлений, активность нервных и висцеральных компонентов координируется для достижения результата, при этом особенности достигаемых результатов находят свое выражение не только в нервной, но и в висцеральной активности, варьируя от поведения к поведению согласованно. В результате заявленных работ планируется проверить гипотезы о наличии в цингулярной коре нейронов, организация активности которых согласуется с характеристиками активности сердца, с оценкой доли таких нейронов и описанием их характеристик относительно глубины залегания в коре и поведенческой специализации; об отличиях в характеристиках сложности динамики нейронального и висцерального компонентов системного обеспечения поведения при решении участниками исследования задач аналитического и холистического типа; о динамике согласованности активности нейронального и висцерального компонентов функциональных систем в процессе формирования нового индивидуального опыта решения инструментальной задачи; о различиях в согласованности активности нейронального и висцерального компонентов функциональных систем в поведенческих актах, сформированных относительно раньше и относительно позже в развитии индивида; о топографии генетической активности нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста при формировании нового адаптивного поведения. Новизна планируемого исследования заключается в проведении экспериментов, как с участием человека, так и на животных, что способствует проверке универсальности выявляемых закономерностей и, одновременно, анализу возможных модификаций их развития в филогенезе. Планируемые эксперименты включают анализ исследуемых закономерностей формирования и реализации индивидуального опыта на разных уровнях морфологической организации: активность сердца, генетическая и электрофизиологическая активность отдельных нейронов, суммарная активность групп нейронов, поведенческая активность. Это позволит сформировать представления о вегетативном и общеорганизменном обеспечении поведения индивида с позиций системно-эволюционного подхода.

Ожидаемые результаты
Процесс познания стал главным предметом стремительно развивающихся в последнее время когнитивных наук, основанных на мультидисциплинарном синтезе (Черниговская, 2012 - 2016; Величковский, 2014 и др.). На современном этапе их развития является признанным значимость анализа явления "воплощенного познания" (embodied cognition) (Matheson, Barsalow, 2018; Ребеко, 2015; Александров и др., 2008) и общеорганизменной интеграции, лежащей в основе поведения и психики. Такая постановка вопросов является вполне закономерной и предсказываемой с позиций теории функциональных систем (Анохин, 1973). Однако открытым и дискуссионным остается вопрос о механизмах реализующих подобную интеграцию. Планируемое определение динамики согласованности суммарной активности нейронов и активности сердца при формировании нового поведения и при реализации людьми уже сформированного индивидуального опыта с разными системными характеристиками, а также определение динамики согласованности одиночной нейрональной активности и активности сердца при реализации сформированного индивидуального опыта позволят выделить общеорганизменные механизмы и закономерности системной организации субъекта поведения. Формирование гипотез и экспериментальных моделей с позиций системной парадигмы, как ранее было обосновано К. А. Абульхановой, Ю.И. Александровым и А.В. Брушлинским в специальной работе (1996), является наиболее эффективным и методолгически последовательным путем для решения комплексных междисциплинарных задач. Разработка проблемы с подобных позиций позволит избежать распространенной среди исследований "воплощенного познания" механистичности и редукционизма в построении схем взаимодействия познавательных, эмоциональных и физиологических процессов в поведении. Комплексное понимание системных процессов научения (формирования нового индивидуального опыта) и процессов преобразования имеющегося индивидуального опыта при его повторной реализации ("аккомодационная реконсолидация"), протекающих на уровне целостного организма, важно для развития научно обоснованных подходов в педагогике и формирования более эффективных моделей обучения (см. в Александров, 2012). В прикладном аспекте, понимание общеорганизменных механизмов научения и поведения позволит разрабатывать эффективные стратегии развития нужных компетенций у людей, специализированные тренинги (в том числе с использованием технологий биологической обратной связи) для формирования у учащихся функциональных состояний наиболее оптимальных для обучения. Исследование процессов формирования и реализации индивидуального опыта невозможно без рассмотрения их в онто- и филогенетическом аспекте (Анохин П.К., 1976; Александров, 1989; Швырков, 1995; Анохин К.В., 2018; и др.). Поэтому важным планируемым результатом является определение динамики согласования нейрональных компонентов функциональных систем, морфологически принадлежащих структурам мозга разного филогенетического возраста, в процессе научения. Определение соответствия полученных распределений генетически активных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста с характеристиками нейро-висцеральных взаимодействий позволит сформировать представления о динамике изучаемых процессов интеграции в развитии. Это, в свою очередь, является важным для понимания процессов развития в условиях патологии и активного влияния на них. Так, например, рассмотрение сенсомоторных нарушений раннего развития (например, детский церебральный паралич), или других вариантов моторного дефицита (нейродегенеративные нарушения (например, болезнь Паркинсона) или последствия травм мозга) с системных позиций с учетом принципов нейро-висцеральной интеграции в формировании и реализации поведения поможет развитию психологических и психотерапевтических подходов в коррекции и реабилитации (Glenberg and Gallese; 2012; Bocanegra et al., 2015; Gallese et al., 2018). Дополнительным прикладным аспектом заявленных исследований является их важность в разработке методов терапии вегетативных расстройств. Дисбаланс в процессах нервной регуляции активности внутренних органов часто приводит к наиболее множественным и трудно устраняемым патологическим процессам (Вейн, 1989; Ardell et al., 2016). Например, в отношении сердечнососудистой системы наиболее частыми нарушениями нейронального генеза являются аритмии, ишемические нарушения, гипертензии и сердечная недостаточность (Pereira et al., 2012). Понимание механизмов нейро-висцеральной координации в системной перспективе способствует выявлению наиболее критических и важных (таргетных) структур нервной системы для возможного управления процессом патогенеза в терапии нарушений сердечнососудистой и других "систем" жизнеобеспечения (Grippo et al., 2009). Кроме того, эти знания, вероятно, будут релевантны для развития более эффективных стратегий лечения пациентов в холистической традиции (Pereira et al., 2012).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Проект посвящен исследованию процессов взаимоСОдействия распределенных компонентов функциональных систем поведенческих актов и базируется на основе системно-эволюционного подхода (Швырков, 2006) и теории функциональных систем (Анохин, 1973), которые предполагают, что функциональные системы поведенческих актов (совокупности кооперативно действующих элементов организма разной морфологической принадлежности) включают компоненты не только нервной системы, но и других органов и тканей. В первый год реализации проекта проведены пилотажные эксперименты с отработкой методов синхронизированного измерения активности нейронных и висцеральных компонентов функциональных систем поведенческих актов при научении индивидами новому или реализации уже сформированного поведения. Для характеристики сложности нелинейной динамики анализируемых электрофизиологических сигналов разработано программное обеспечение с реализацией алгоритмов расчета показателей энтропии (аппроксимированная, выборочная, перестановочная) и размерностей (корреляционная, фрактальная) у заданного сигнала. Получено Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «HeartRate - Analyzer» № 2019612519 (21 февраля 2019 г.). В рамках первой экспериментальной серии, организованной с целью определение динамики согласованности мозговой активности и активности сердца при реализации сформированного поведения с разными системными характеристиками, была подготовлена методика предъявления аналитических и холистических задач, синхронизированная с регистрацией ЭЭГ и ЭКГ. С использованием данной методики были проведены измерения на выборке (N = 52) аналитичных и холистичных субъектов (тип ментальности определялся предварительно по шкале аналитичности–холистичности AHS (Апанович и др., 2017)) в возрасте от 18 до 35 лет. Проведеный предварительный анализ данных (баллов по шкале аналитичности–холистичности, времени ответа (по каждой серии отдельно, также с учётом "контрольной" серии, предполагавшей быстрый ответ на предъявление сигнала), а также правильности) показал, что холистичные субъекты решают задачу (любого типа) быстрее, но в аналитической задаче между ними и аналитичными субъектами эти различия менее выражены, так как аналитичные субъекты быстрее решают аналитическую задачу, чем холистическую. В рамках второй экспериментальной серии, организованной с целью определения динамики согласованности суммарной активности мозга и активности сердца при формировании нового поведения, проведена отработка протокола операционного инвазирования электродов для синхронизированной регистрации ЭЭГ и ЭКГ сигналов у крыс в поведении, и проведены пилотажные эксперименты с синхронизированной регистрацией ЭЭГ и ЭКГ сигналов в процессе научения индивидов (крысы породы Long-Evans, n=5) инструментальному пищедобывательному поведению. Проведенный анализ оценок сложности активности нейронного и висцерального компонентов функциональных систем поведенческих актов по мере формирования нового поведения показал достоверное увеличение сложности для суммарной нейронной активности в моторной и зрительной областях коры головного мозга, достоверное увеличение дисперсии оценок сложности суммарной нейронной активности в области рестросплениальной коры и отсутствие достоверных изменений в динамике висцеральной активности (оцениваемой по активности сердца). В рамках третьей экспериментальной серии, организованной с целью анализа процессов согласования нейронного и висцерального компонентов функциональных систем, обеспечивающих реализацию поведения, сформированного относительно ранее и позднее в индивидуальном развитии, проведена отработка протокола операционного инвазирования пучка множественных электродов (стереотродов) в цингулярную кору кроликов и хронической регистрации активности одиночных нейронов. В рамках четвертой экспериментальной серии, организованной с целью определения динамики согласования нейронных компонентов функциональных систем, морфологически принадлежащих структурам мозга разного филогенетического возраста (поскольку по аналогии с соотношением нейронных и висцеральных процессов, существуют процессы согласования компонентов функциональных систем, анатомически локализованных в рамках нервной системы, но принадлежащих структурам разного филогенетического возраста и развивающимся, соответственно, на разных стадиях онтогенеза), проведены эксперименты с обучением животных и последующим иммуногистохимическим анализом для выявления числа и топографии распределения Fos-позитивных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста. Экспериментальную схему обучения животных разделили на этапы: многоэтапное обучение взаимодействию с инструментом на первой стороне клетки с помощью лап; обучение взаимодействию с другим инструментом вибриссной подушкой на той же стороне клетки; обучение взаимодействию с инструментом на второй стороне клетки с помощью лап. Проведенный детальный анализ поведения животных с построением кривых научения навыкам показал, что длина траектории движения в центральной зоне арены обратно коррелирует с замиранием и латентным периодом до начала движения после предъявления нового объекта. Этот паттерн негативно сказывается на эффективности обучения: например, экологически оправданное замирание (при неожиданном и резком предъявлении нового объекта) прямо коррелирует с показателями эффективности обучения. Получена обратная взаимосвязь между поведенческой активностью в центральной зоне арены в тесте «открытое поле» и нейрогенетической активностью в прелимбической коре после обучения.

 

Публикации

1. Бахчина А.В., Созинова И.М. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НАУКАМ Психологический журнал, 4 (год публикации - 2019)

2. Бахчина А.В. Sample Entropy of Cingulate Cortex Neuronal Activity in Learning Proceedings of International Convention of Psychological Science, 7-9 March, Paris, France, OnlinePrgrame (год публикации - 2019)

3. Бахчина А.В. Brain-heart cooperation during learning: results from nonlinear analyses of EEG and heart rate complexity Brain and Neuroscience Advances, - (год публикации - 2019)

4. Демидовский А.В., Бахчина А.В. HeartRate-Analyzer -, 2019611193 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Проект посвящен исследованию процессов взаимоСОдействия распределенных компонентов функциональных систем поведенческих актов. Теоретической основой проекта является системно-эволюционный подход (Швырков, 2006) и теория функциональных систем (Анохин, 1973). Главное положение указанных концепций заключается в том, что функциональные системы поведенческих актов (совокупности кооперативно действующих элементов организма разной морфологической принадлежности) включают компоненты не только нервной системы, но и других органов и тканей. За второй год реализации проекта был проведен анализ данных ЭЭГ и сердечного ритма у людей (N = 52) с разным типом ментальности (аналитическая / холистическая) при решении ими задач аналитического и холистического типа. Иными словами, рассматривались тенденции к согласованию между нейрональным и висцеральным компонентами функциональных систем при реализации более и менее типичного для данного индивида поведения. В ходе анализа ЭЭГ, записанной у индивидов с аналитичным и холистичным типами ментальности при решении аналитических и холистических задач, было показано, что наиболее стабильным компонентом событийно-связанных потенциалов является P300, и данный компонент потенциала обладает спецификой у индивидов с рассматриваемыми типами ментальности. У аналитичных индивидов Р300 неоднороден и представлен несколькими позитивными пиками, что может говорить о неоднородности процесса решения аналитических задач и свидетельствовать в пользу теоретических представлений о различиях в системном обеспечении решения рассматриваемых типов задач. Основная экспериментальная серия с одновременной регистрацией ЭЭГ и ЭКГ сигналов в процессе научения индивидов (крысы породы Long-Evans в возрасте от 3 до 9 месяцев, n=10) инструментальному пищедобывательному поведению была проведена во второй год реализации проекта. В результате, проверена гипотеза о положительном тренде в динамике согласованности активности нейронального и висцерального компонентов функциональных систем в процессе формирования нового поведения. Выявлено, что формирование нового поведения (а именно включение новых функциональных систем в имеющуюся структуру индивидуального опыта субъекта поведения) отражается в увеличении сложности в динамике активности нейрональных компонентов функциональных систем. Такие консолидационные и реконсолидационные процессы, организующие процесс научения, вероятно, являются достаточно энергетически затратными для организма, что выражается в оптимизации активности висцеральных компонентов функциональных систем – а именно в сопутствующем повышении активности сердца (увеличении скорости сердечных сокращений). Согласно полученным данным, согласованность активности нейрональных и висцеральных компонентов функциональных систем снижается в научении. Стоит отметить, что такая динамика может отражать как процессы реорганизации структуры межсистемных связей, так и преобразование их, переход от линейных к более сложным формам. В рамках задачи описания связей между соотношением Fos-позитивных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста, в которых обнаруживаются нейроны разных функциональных систем, требующие согласования в своей активности, были проведены экспериментальные серии с обучением индивидов (N=16, половозрелые крысы Long-Evans) и анализом нейрогенетической активности (по наличию в клетках белка c-Fos - маркера экспрессии гена c-fos) на срезах мозга иммуногистохимическим методом. Осуществлен подсчёт c-Fos-иммунопозитивных нейронов на трёх координатных уровнях, расположенных вдоль ростро-каудальной оси ретроспелениальной коры. Была выявлена неравномерная активация этой области коры вдоль её ростро-каудальной оси, а также отмечены значимые различия в паттерне активации при моделировании условий «сильного» и «слабого» рассогласования между сформированным опытом и новой задачей. В результате анализа данных основной экспериментальной серии с регистрацией нейронной активности в цингулярной коре кроликов при реализации пищедобывательного поведения определено, что энтропийные оценки активности нейронов (N = 40) в цикле поведения отражают особенности участия системы, к которой они принадлежат, в организации реализуемого поведения. С повторением сформированного поведения сложность активности специализированных нейронов увеличивается. Такая динамика может быть связана с увеличением количества межсистемных связей при повторной актуализации сформированных систем, т.е. с процессами «доспециализации», еще большей дифференциации сформированного поведения в повторениях. Таким образом, наблюдается увеличение сложности активности нейрональных компонентов функциональных систем, формируемых в научении.

 

Публикации

1. Александров Ю.И., Созинов А.А. НЕЙРОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ 2-ая Научная конференция "ОРИЕНТАЦИЯ И НАВИГАЦИЯ ЖИВОТНЫХ", Москва, 2-4 октября 2019 года, тезисы научной конференции, С. 3 (год публикации - 2019)

2. Бахчина А.В. Dynamics of correlations of EEG and heart rate complexity in learning 32nd ECNP Congress, - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Проект посвящен исследованию процессов взаимоСОдействия распределенных компонентов функциональных систем поведенческих актов. Методологически проект базируется на положениях системно-эволюционного подхода (Швырков, 2006) и теории функциональных систем (Анохин, 1973), которые включают, что функциональные системы поведенческих актов (совокупности кооперативно действующих элементов организма разной морфологической принадлежности) состоят из компонентов не только нервной системы, но и других органов и тканей. За третий год реализации проекта был завершён анализ данных в части проекта, посвящённой процессу принятия решения аналитичными и холистичными индивидами при решении задач разного типа. Целью данной части исследования была оценка различий в согласованности активности мозга и висцеральных компонент функциональных систем, обеспечивающих решение аналитических и холистических задач аналитичными и холистичными индивидами. Мы предполагали, что набор функциональных систем, актуализирующихся для решения задач разного типа, различается, что проявляется в мозговой активности, активности сердца и их координации, и эти различия опосредуются тем, задачу “своего” типа или нет решает аналитичный или холистичный индивид. Было показано, что согласованность активности нейронального и висцерального компонентов системного обеспечения поведения имеет специфические особенности для реализации индивидуального опыта в решении задач аналитического и холистического типа, причем эти особенности включают связь с типом ментальности субъекта. Были найдены различия в оценках сложности сердечного ритма в аналитических и холистических задачах у аналитичных и холистичных индивидов, согласованные с их динамикой поведенческих показателей (время ответа, количество правильных ответов в задаче) и показателей активности мозга (вариативность пика потенциала P300 ЭЭГ). Основная экспериментальная серия с одновременной регистрацией ЭЭГ и ЭКГ сигналов в процессе научения индивидов (крысы породы Long-Evans в возрасте от 3 до 9 месяцев, n=10) инструментальному пищедобывательному поведению была завершена в третий год реализации проекта. В результате, показано, что формирование нового поведения (а именно включение новых функциональных систем в имеющуюся структуру индивидуального опыта субъекта поведения) отражается в увеличении сложности в динамике активности нейрональных компонентов функциональных систем, и это интенсивнее проявляется в поведенческих актах, формируемых позднее в научении. По всей видимости такие консолидационные и реконсолидационные процессы, организующие процесс научения, являются достаточно энергетически затратными для организма, что выражается в оптимизации активности висцеральных компонентов функциональных систем – а именно в сопутствующем повышении активности сердца (частоты сердечных сокращений). Такие метаболические перестройки не проявляются в коротких поведенческих актах разного возраста формирования, поскольку недостаточен временной масштаб, доступный в анализе динамики сердечного ритма. В рамках задачи описания связей между соотношением Fos-позитивных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста, в которых локализованы компоненты функциональных систем, требующие согласования в своей активности, в третий год реализации проекта выполнено иммуногистохимическое выявление белка c-Fos в мозге 6 животных (оцифровка проводилась на микроскопе Keyence BZ–9000 Biorevo гистологических препаратов). По результатам оценки окрашенных срезов проведен анализ числа и топографии распределения Fos-позитивных нейронов корковых и подкорковых структур мозга. В итоге были определены связи между соотношением Fos-позитивных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста при формировании нового поведения и характеристиками динамики научения. Таким образом, была проверена гипотеза о связи генетической активности нейрональных компонентов функциональных систем, распределенных в структурах мозга разного филогенетического возраста, и характеристиках поведения при изменении структуры его системной организации. В третий год реализации проекта был проведен анализ данных хронической регистрации нейрональной активности в цингулярной коре кроликов для последующего сопоставления нелинейных характеристик последовательностей спайков и межспайковых интервалов с характеристиками динамики сердечного ритма в поведенческих актах и внутри циклов поведения. В результате проведенных работ получены данные, которые позволят оценить степень связанности активности нейронов с активностью сердца в поведенческих актах, сформированных на разных этапах онтогенеза и проверить гипотезу о наличии в цингулярной коре нейронов, активность которых согласуется с характеристиками активности сердца, с уточняющими оценками глубины залегания и поведенческой специализации таких нейронов.

 

Публикации

1. Арутюнова К.Р., Бахчина А.В., Созинова И.М., Александров Ю.И. Complexity of heart rate variability during moral judgement of actions and omissions Heliyon, Heliyon 6 (2020) e05394 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05394

2. Булава А.И., Александров Ю.И. Reconsolidation and Cognitive Novelty Studies in Computational Intelligence, - (год публикации - 2021)

3. Созинов А.А., Бахчина А.В., Александров Ю.И. The Way of Learning Preserved in The Structure of Individual Experience Shapes Task-Switching: Implications for Neuroscience and Education International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 9(2), 291-299. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.23947/2334-8496-2021-9-2-291-299

4. Арамян Э.А., Апанович В.В., Дольникова М.С., Александров Ю.И. РАЗЛИЧИЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЭЭГ, РЕГИСТРИРУЕМОЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА, У АНАЛИТИЧНЫХ И ХОЛИСТИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ Нейронаука для медицины и психологии: 16 Международный междисциплинарный конгресс, Труды конгресса под. ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой, Москва: МАКС Пресс, 2020 - 558 с. (год публикации - 2020)

5. Арутюнова К.Р.,Бахчина А.В., Созинова И.М., Александров Ю.И. Permutation Entropy of the Heart Rate Reveals the Difference in Moral Judgment of Actions and Omissions 2020 11th Conference of the European Study Group on Cardiovascular Oscillations (ESGCO), 2020 11th Conference of the European Study Group on Cardiovascular Oscillations (ESGCO), Pisa, Italy, 2020, pp. 1-2, doi: 10.1109/ESGCO49734.2020.9158022. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/ESGCO49734.2020.9158022

6. Бахчина А.В. The Sample Entropy of Inter Spike-Intervals as a Possible Measure of Relations between Neuronal Activity and Individuum Behaviour Entropy 2021: The Scientific Tool of the 21st Century, - (год публикации - 2021)

7. Булава А.И., Александров Ю.И. Степень рассогласования при научении и уровни генетической активации ретросплениальной коры Сборник трудов I Национального Конгресса по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике, - (год публикации - 2021)

8. Варфоломеева А.В., Караванова А.С., Бахчина А.В. КОРТИКО-ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ НАУЧЕНИЯ Психология XXI века: методология психологической науки и практики, Психология XXI века: методология психологической науки и практики. Сборник тезисов участников международной научной конференции молодых ученых 2–4 сентября 2020 г. / Под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2020. — 268 с. (год публикации - 2020)


Возможность практического использования результатов
Практическое использование результатов работы, в первую очередь, заключается в возможности использования полученных данных для формулировки гипотез прикладных работ в области педагогики. Как было показано, различия между аналитичными и холистичными субъектами наиболее ярко выражаются при их научении (освоении решения задачи, предъявляемой на компьютере). В связи с этим указанные задачи могут иметь отношение к разработке индивидуальных траекторий обучения, связанных с различиями в ментальности обучающихся. Описанные соответствия полученных распределений генетически активных нейронов в структурах мозга разного филогенетического возраста с характеристиками нейро-висцеральных взаимодействий позволит сформировать гипотезы о динамике изучаемых процессов интеграции в развитии. Это, в свою очередь, является важным для понимания процессов развития в условиях патологии и активного влияния на них. Так, например, рассмотрение сенсомоторных нарушений раннего развития (например, детский церебральный паралич), или других вариантов моторного дефицита (нейродегенеративные нарушения (например, болезнь Паркинсона) или последствия травм мозга) с системных позиций с учетом принципов нейро-висцеральной интеграции в формировании и реализации поведения поможет развитию психологических и психотерапевтических подходов в их коррекции и реабилитации (Glenberg and Gallese; 2012; Bocanegra et al., 2015; Gallese et al., 2018). Дополнительным прикладным аспектом заявленных исследований является их важность в разработке методов терапии вегетативных расстройств. Дисбаланс в процессах нервной регуляции активности внутренних органов (вызванный при этом адаптивными на данный период развития изменениями в структуре индивидуального опыта субъекта) часто приводит к наиболее множественным и трудно устраняемым патологическим процессам (Вейн, 1989; Ardell et al., 2016). Например, в отношении сердечнососудистой системы наиболее частыми нарушениями нейронального генеза являются аритмии, ишемические нарушения, гипертензии и сердечная недостаточность (Pereira et al., 2012). Понимание механизмов нейро-висцеральной координации в системной перспективе способствует выявлению наиболее критических и важных (таргетных) структур нервной системы для возможного управления процессом патогенеза в терапии нарушений сердечнососудистой и других "систем" жизнеобеспечения (Grippo et al., 2009). Кроме того, эти знания, вероятно, будут релевантными для развития более эффективных холистических стратегий лечения пациентов (Pereira et al., 2012).