КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-19-00621

НазваниеТеоретические основы построения и методы адаптации групп автономных мобильных роботов в неопределенных средах

РуководительПшихопов Вячеслав Хасанович, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО РОБОТОТЕХНИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-107 - Мехатроника и робототехника

Ключевые словаавтономный мобильный робот, создание строя, информационно-навигационное поле, групповое управление, оценка сложности среды, реконфигурация строя, недетерминированная среда, обучение робота

Код ГРНТИ28.23.27


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема функционирования групп роботов в неопределенных средах является одной из центральных в современной робототехнике. Общее направление ее решения связано с развитием интеллектуальных обучающихся систем и распределенных методов управления. Необходимость дальнейшего развития теории и методов группового управления роботами определяется тем фактом, что, в настоящее время, роботы требуют постоянного контроля со стороны оператора при функционировании в неопределенной среде. При этом на него возлагается не только уровень планирования и принятия решений, но и уровень управления движением. Это обстоятельство не позволяет реализовать эффективное управление группами роботов в априори неопределенных средах. Таким образом, решение поставленных в проекте задач позволит создать научный задел для разработки робототехнических комплексов, способных самостоятельно планировать и осуществлять действия в неопределенных средах, а также функционировать в коллективе роботов при решении задач, требующих группового взаимодействия. Целью проекта является развитие методов формирования информационно-навигационных полей и оценки сложности сред функционирования для автономного решения задач группами роботов в условиях неопределенности, а также методов адаптации их построений по результатам этой оценки. Под сложными средами понимаются среды, которые могут непредсказуемо изменяться таким образом, что достижение группой роботов общей цели требует изменения критериев их функционирования, методов взаимодействия, планирования и группового управления. Объектом исследования являются теория и методы оценки сложности среды функционирования, формирования информационно-навигационных полей и создания и модификации строя групп автономных мобильных роботов. В ходе выполнения проекта работа будет осуществляться по трем основным направлениям исследований. Первое направление (модуль 1) связано с развитием методов формирования информационно-навигационных полей группами автономных мобильных роботов в частично неопределенной среде. В данном модуле планируется разработка методов оценки сложности локальной области среды отдельными роботами, методов оценки сложности среды всеми роботами группы и методов формирования информационно-навигационного поля группы. В отличие от известных методов и подходов к оценке сложности среды основанной на детерминированном ее представлении в данном проекте предполагается получение вектора оценок локальных подобластей среды вокруг роботов, с учетом прогнозирования изменения состояния среды, состояния роботов и их целевой нагрузки, что даст адекватную оценку "локального мира" в рамках сформированного информационно-навигационного поля группы. Второе направление (модуль 2) связано с развитием методов формирования строя при согласованном перемещении группы автономных мобильных роботов. В данном модуле планируется разработка методов формирования критерия эффективности движения строя, методов определения структуры строя, методов определения целевого положения в строю i-го робота и методов синхронизации движения членов группы. В отличие от известных методов и подходов критерий эффективности движения строя и определение целевого положения роботов в строю формируется на основе информационно-навигационного поля группы, в зависимости от оценки сложности среды и состояния группы, что позволяет разрабатывать методы формирования структуры строя и целевого положения роботов в строю исходя не только из целевой задачи группы, но и учесть недетерминированный характер среды ее функционирования. Это дает возможность разрабатывать методы синхронизации движения членов группы на базе неустойчивых режимов движения подвижных объектов с интеграцией с существующими методами планирования траекторий перемещения роботов. Третье направление (модуль 3) связано с развитием методов оптимизации, адаптации и реконфигурации строя автономных мобильных роботов в неопределенной среде на основе информационно-навигационного поля группы по результатам оценки сложности среды и значения критерия эффективности движения строя. В отличие от известных методов и подходов к модификации строя ориентированных на детерминированные среды функционирования роботов предлагаемые методы позволяют обеспечить построение наиболее эффективного строя для данных условий функционирования группы с учетом степени сложности среды и функционального назначения роботов. В ходе проекта планируется развитие указанных направлений с целью: повышения эффективности группового выполнения задач по критериям точности, скорости и безопасности следования по траекториям в строю; ослабления ограничений, накладываемых средой функционирования за счет оценки ее сложности и прогнозирования ее изменения; применения в составе неоднородных групп, включающих в себя различных роботов по функциональному назначению и оснащенных разнообразными средствами технического зрения.

Ожидаемые результаты
В результате исполнения проекта предполагается получение следующих результатов: Модуль 1. Интеллектуальные методы формирования информационно-навигационных полей группами автономных мобильных роботов в частично неопределенной среде: 1.1. Метод формирования критерия оценки сложности локальной области среды функционирования i-м роботом группы. 1.2. Метод преобразования информации, поступающей от СТЗ i-го робота группы, в вектор количественных показателей сложности локальной области среды функционирования. 1.3. Метод обучения i-го робота, направленный на коррекцию показателя оценки сложности локальной области среды. 1.4. Метод комплексирования показателей сложности среды всех (или части) роботов в комплексную количественную оценку сложности среды группой. 1.5. Метод комплексирования неполных навигационных карт для формирования локального информационно-навигационного поля группы автономных мобильных роботов. Модуль 2. Методы формирования строя при согласованном перемещении группы автономных мобильных роботов: 2.1. Метод формирования критерия эффективности движения строя автономных мобильных роботов на основе информационно-навигационного поля группы, в зависимости от оценки сложности среды и состояния группы. 2.2. Метод определения структуры строя группы автономных мобильных роботов на основе информационно-навигационного поля и значения критерия эффективности движения строя, оценки сложности среды и цели миссии. 2.3. Метод определения целевого положения в строю i-го робота на основе его функционального назначения, положения и ориентации в среде, временных и энергетических ресурсов, цели миссии и целей других роботов. 2.4. Метод синхронизации движения членов группы автономных мобильных роботов. Модуль 3. Методы оптимизации, адаптации и реконфигурации строя автономных мобильных роботов в неопределенной среде: 3.1. Метод оптимизации строя мобильных роботов заданной конфигурации на основе информационно-навигационного поля по результатам оценки сложности среды и значения критерия эффективности движения строя. 3.2. Метод адаптации строя мобильных роботов заданной конфигурации на основе информационно-навигационного поля по результатам оценки сложности среды и значения критерия эффективности движения строя. 3.3. Метод реконфигурации строя мобильных роботов на основе информационно-навигационного поля при изменении состава группы, окружающей обстановки и функционального назначения. 3.4. Программно-аппаратный демонстратор для исследования и оценки эффективности методов создания и адаптации построений групп автономных мобильных роботов в неопределенной среде функционирования, включающий: – виртуальный симулятор среды функционирования и мобильных роботов; – макетный образец разнородной группы из пяти роботов. Перечисленные результаты превышают или находятся на уровне мировых, потому что позволяют повысить эффективность эксплуатации существующих и проектируемых мобильных автономных роботов в условиях неопределенности среды и являются существенным продвижением в решении фундаментальных проблем интеллектуального управления мобильными роботами за счет предложенных методов оценки сложности среды, формирования информационно-навигационного поля группы и модификации строя при ее согласованном перемещении. Полученные в ходе проекта результаты могут быть использованы в медицинских и сервисных роботах, мобильных роботах общего и специального назначения и т.д., при решении задач мониторинга и картографирования местности, поиска объектов, фото- и видеосъемки, сопровождения объектов в труднодоступной и не безопасной для человека среде, что позволит повысить эффективность применения автономных групп подводных, наземных и воздушных подвижных объектов в неопределенных средах.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Разработан метод формирования критерия оценки сложности локальной области среды функционирования i-м роботом группы. При выполнении данного пункта плана получены следующие конкретные научные результаты: 1. Формализована задача построения меры (критерия оценки) сложности локальной области среды, в которой функционирует автономный подвижный объект. 2. Описан способ триангуляции наблюдаемой объектом локальной области. Особенность подхода, связанного с триангуляцией, состоит в данном случае во введении в рассмотрение так называемых виртуальных препятствий, находящихся за пределами локальной области, что позволяет построить правильное разбиение всего наблюдаемого участка. 3. На основании построенной триангуляции предложен способ построения взвешенного топологического графа, изоморфного соответствующей диаграмме Вороного, с помощью которого вычисляется максиминный показатель проходимости объекта в заданную целевую точку. 4. Введена и обоснована мера сложности области, функционально зависящая от вычисленной проходимости. Введенная мера является локальной в том смысле, что предполагается известным расположение целевой точки движения объекта. Данная мера позволяет оценить с помощью скалярного показателя сложность области, в которой предстоит перемещаться подвижному объекту, и выбрать наиболее подходящий алгоритм планирования движения. 5. Введена и обоснована интегральная мера сложности области, которая отличается от локальной меры тем, что положение целевой точки заранее объекту неизвестно. Получены точные расчетные формулы для вычисления интегральной меры в случае точечных препятствий, а также приближенные формулы для случая неточечных препятствий. Получены оценки погрешности при использовании приближенных формул. 6. Рассмотрена и формализована задача восстановления меры сложности всей сцены, на которой функционирует группа объектов, по отдельным наблюдениям и оценкам сложности наблюдаемых участков, осуществляемых объектами группы. 7. Получены и теоретически обоснованы верхние и нижние оценки сложности сцены по одному наблюдению. 8. Получены и теоретически обоснованы оценки сложности сцены по двум наблюдениям. Все полученные результаты являются новыми. Разработан метод преобразования информации, поступающей от СТЗ i-го робота группы, в вектор количественных показателей сложности локальной области среды функционирования. Метод позволяет формировать численные оценки сложности локальной области среды функционирования, на основе информации, поступающей от системы технического зрения (СТЗ) i-го автономного мобильного робота группы. Проведены исследования адекватности оценки сложности среды отдельным автономным мобильным роботом с СТЗ лидарного типа, а также группой автономных мобильных роботов при движении различными шаблонами строя. Разработан метод кластеризации препятствий по облаку точек лазерного сканера, отличающийся, по сравнению с преобразованием Хафа, низкими вычислительными затратами и высокой точностью аппроксимации данных. Разработан метод обучения i-го робота, направленного на коррекцию показателя оценки сложности локальной области среды. Разработан нейросетевой метод оценки роботом сложности текущей ситуации, отличающийся каскадной процедурой обучения, позволяющей точность правильной классификации ситуации до 10 % по сравнению с существующими аналогами и снизить объем обучающей выборки за счет декомпозиции сложной задачи на несколько простых задач. Метод позволяет осуществлять как первичное обучение (за счет обучение с учителем), так и дообучение в процессе функционирования (за счет обучения с подкреплением). Такой подход к оценке сложности ситуации позволяет учесть два фактора – необходимость выполнения маневра и точность маневрирования. Разработан метод комплексирования показателей сложности среды всех (или части) роботов в комплексную оценку сложности среды группой. Разработан метод получения комплексной оценки сложности среды группой автономных мобильных роботов, отличающийся способом организации внутригруппового информационного взаимодействия между членами группы, определении роботов, которые в силу некоторых ограничений, не способны адекватно оценивать сложность находящегося перед ними участка окружающего пространства. В результате применения метода формируется однозначное представление об источниках, приемниках информации и ее необходимом перечне за счет возможности анализа зон нечувствительности сенсорных систем роботов группы. Разработан метод комплексирования неполных навигационных карт для формирования локального информационно-навигационного поля группы автономных мобильных роботов. Разработан метод, позволяющий формировать локальное информационно-навигационное поле группы автономных мобильных роботов, на основе сенсорной информации ее участников, отличающийся методом представления и оценки окружающего пространства; способом определения и устранения дублирующихся навигационных сведений. По результатам работ подготовлены две публикации для журнала "Автоматика и телемеханика", одна публикация для конференции "32nd International Conference on Industrial, Engineering & Other Applications of Applied Intelligent Systems ", одна публикация для журнала "Инженерный вестник Дона", две публикации для журнала "IEEE Robotics and Automation Letters". Процесс публикации в данных изданиях сопровождается рецензированием статей и поэтому, достаточно длительный.

 

Публикации

1. Каркищенко А.Н. ОБ ОЦЕНКЕ СЛОЖНОСТИ СЦЕНЫ ПО ОДНОМУ И ДВУМ ЛОКАЛЬНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ Автоматика и телемеханика, - (год публикации - 2019)

2. Каркищенко А.Н., Пшихопов В.Х. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СЛОЖНОСТИ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА НА ПЛОСКОСТИ Автоматика и телемеханика, - (год публикации - 2019)

3. Пшихопов В.Х, Медведев М.Ю., Васильева М.А. Neural network control system of motion of the robot in the environment with obstacles 32nd International Conference on Industrial, Engineering & Other Applications of Applied Intelligent Systems, - (год публикации - 2019)

4. - Сотрудники НИИ РиПУ ЮФУ и АО «Научно-конструкторское бюро «Робототехника и системы управления»» выступили соорганизаторами круглого стола «Интеллектуализация беспилотных авиационных систем» Сайт в Интернете, - (год публикации - )

5. - "Современные требования к системам управления однородными и разнородными (разносредными) РТК военного и специального назначения и их группами" Сайт в Интернете, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Выполнено проектирование базовой полноприводной колесной платформы в среде SolidWorks без подвески и с подвеской. Распечатана рама платформы на 3D принтере и начата сборка конструкции. Отдельные элементы подвески также распечатаны на принтере и окончательно оттестированы. После тестирования конструкции в сборе, отдельные элементы конструкции будут изготовлены из дюралюминия. Также продолжалось тестирование алгоритмов и методов на платформах масштаба 1:10 с поворотными колесами, в процессе тестирования заменены пружины подвески на более жесткие и вынесена подставка с 2D лидаром. Также подготовлена группа из 6 колесных платформ, но с системой технического зрения на основе поворотных ультразвуковых датчиков и инфракрасных датчиков для оценки возможности их применения при проведении полномасштабных испытаний. Написана часть программных модулей: модуль создания строя (колонна, шеренга, клин, обратный клин, кольцо, квадрат, замкнутый контур), модуль визуализации на основе пакета Rviz операционной системы ROS, модули передачи сообщений пульт - мобильные роботы и мобильные роботы - пульт, модуль задания ключевых точек маршрута, модуль сбора информации с бортовых вычислителей группы мобильных роботов. В части разработки методов выполнены следующие работы: - Разработаны и исследованы методы формирования критерия эффективности движения строя автономных мобильных роботов на основе информационно-навигационного поля группы, в зависимости от оценки сложности среды и состояния группы. - Разработаны и исследованы методы определения структуры строя группы автономных мобильных роботов на основе информационно-навигационного поля и значения критерия эффективности движения строя, оценки сложности среды и цели миссии. -. Разработан и исследован методы определения целевого положения в строю i-го робота на основе его функционального назначения, положения и ориентации в среде, временных и энергетических ресурсов, цели миссии и целей других роботов. - Разработаны методы синхронизации движения членов группы автономных мобильных роботов.

 

Публикации

1. Белоглазов Д., Переверзев В., Соловьев В., Пшихопов В., Морозов Р. METHOD OF FORMATION OF QUANTITATIVE INDICATORS OF COMPLEXITY OF THE ENVIRONMENT BY A GROUP OF AUTONOMOUS MOBILE ROBOTS Hindawi, Journal of Robotics, - (год публикации - 2020)

2. Белоглазов Д.А., Соловьев В.В., Переверзев В.А., Пшихопов В.Х. ESTIMATION METHOD FOR OPERATIONAL ENVIRONMENT COMPLEXITY BY A ROBOTIC TEAM International Review of Automation Control, - (год публикации - 2020)

3. Белоглазов Д.А., Финаев В.И., Соловьев В.В., Павленко Е.Н. METHODS RESEARCH AND SOFTWARE DEVELOPMENT FOR PARAMETERS FORMALIZATION OF THE ASSIGNMENT TASK APPLICABLE TO THE TARGET ASSIGNMENT Hindawi, Journal of Robotics, - (год публикации - 2020)

4. Каркищенко А.Н., Пшихопов В.Х. SUBOPTIMAL ASSIGNMENT WHEN CREATING A FORMATION OF MOBILE OBJECTS Proceed. of 6th International Conference on Systems and Informatics (ICSAI 2019), - (год публикации - 2019)

5. Костюков В., Медведев М., Пшихопов В. OPTIMIZATION OF A MOBILE ROBOT MOVEMENT ON A PLANE WITH A FINITE NUMBER OF REPELLER SOURCES SPIIRAS Proceedings, - (год публикации - 2020)

6. Медведев М., Пархоменко В. NEURAL NETWORK SYSTEM FOR GROUND ROBOT PATH PLANNING AND OBSTACLE AVOIDANCE Proceed. International Conference on Robotics and Automation Engineering 2019, Rome, Italy, - (год публикации - 2019)

7. Медведев М., Пшихопов В. Path Planning of Mobile Robot Group Based on Neural Networks Lecture Notes in Computer Science, - (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
1.5.1 Разработан метод оптимизации строя мобильных роботов. Исходными данными для метода является область, в которой должно осуществляться построение, а также информация о препятствиях, обнаруженных системами технического зрения группы роботов. На основании данной информации, с помощью триангуляции Делоне, производится разбиение группы на отдельные подгруппы. Каждая подгруппа может включать сами роботы, обнаруженные препятствия и вершины области, в которой осуществляется построение. Также на основании положений и направлений движения препятствий производится оценка сложности среды, которая представляет собой целое число, находящееся в диапазоне от 0 (самая простая среда) до 15 (самая сложная среда). Оптимизация строя роботов заключается в таком их размещении, при котором минимальные расстояния между отдельными объектами подгруппы являются максимальными. При этом, в оптимизационной процедуре, расстояния учитываются с весовыми коэффициентами, зависящими от оценки сложности среды. Чем выше сложность, тем меньше весовой коэффициент. Такие весовые коэффициенты позволяют сметить роботы в области с наименьшей оценкой сложности среды. 1.5.2 Разработан метод адаптации строя мобильных роботов, основанный на минимизации вероятности столкновения с препятствием или получения другого ущерба от препятствия (например, обнаружения – если препятствие представляет собой датчик). В рамках данной работы дано вероятностное описание движения подвижных объектов в сферически-симметричных и несимметричных полях препятствий-репеллеров непрерывного типа, а также источников с конечной областью действия. Введено понятие характерной вероятностной функции источника, позволяющей рассчитать вероятность успешного прохождения произвольной траектории в заданном поле источников. Показана возможность применения характерной вероятностной функции для дополнительного учета источников-репеллеров в картах «проходимости» для последующей оптимизации траектории специальными алгоритмами. Разработана итерационная процедура, позволяющая находить кусочно-линейную траекторию, для которой вероятность прохождения принимает заданное значение, при ограничениях на допустимое отклонение от исходной траектории. При закрепленности граничных точек траектории найден аналитический предел, к которому стремится функция характерной вероятности прохождения с неограниченным ростом номера итерации. Этот предел может быть использован как для непосредственной оценки верхней границы достижимой вероятности прохождения в приближениях развитой оптимизационной процедуры, так и при синтезе метода оптимизации траекторий с подвижными конечными точками. 1.5.3 Проведено исследование графового представления строя мобильных роботов. Под реконфигурацией строя мобильных роботов понимается изменение положения роботов в пространстве в соответствии с изменением состава группы, окружающей обстановки и функционального назначения с целью обеспечения безопасности и достижения решения целевой задачи. Предложенный метод перестроения позволяет повысить эффективность обследования местности, поиска объектов, а также повысить безопасность при движении группы роботов в среде с препятствиями. 1.5.4 Разработан программно-аппаратный демонстратор для исследования и оценки эффективности методов построения и адаптации групп автономных мобильных роботов в неопределенных средах. Данный демонстратор включает в себя виртуальный симулятор и макетный образец разнородной группы из пяти роботов. Симулятор реализован в среде Unity на языке C# и включает виртуальные сцены с имитацией городской среды, горно-лесистой местности, симуляцию погодный явлений, симуляцию мобильных роботов и их подсистем. Макетный образе построен на базе колесных и гусеничных роботов различного функционала и оснащения.

 

Публикации

1. Белоглазов Д.А., Васильева М.А., Соловьев В.В., Переверзев В.А., Пшихопов В.Х. ESTIMATION METHOD FOR OPERATIONAL ENVIRONMENT COMPLEXITY BY A ROBOTIC TEAM Lecture Notes in Computer Science, - (год публикации - 2021)

2. Гайдук А.Р. Синтез астатических цифровых систем с применением стандартных нормированных передаточных функций Мехатроника, автоматизация, управление, 2019, 20(1), стр. 16-28 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17587/mau.20.16-33

3. КОСТЮКОВ В.А., МЕДВЕДЕВ М.Ю., ПШИХОПОВ В.Х. Процедура оптимизации траектории мобильного робота на плоскости с учетом критерия максимума вероятности её прохождения в поле источников-репеллеров ТРУДЫ СПИИРАН, - (год публикации - 2021)

4. Медведев М.Ю., Пархоменко В.А. NEURAL NETWORK SYSTEM FOR GROUND ROBOT PATH PLANNING AND OBSTACLE AVOIDANCE Proceed. 2021 The 7th International Conference on Mechatronics and Robotics Engineering, - (год публикации - 2021)

5. Соловьев В., Лащев А., Финаев В., Гуренко Б., Бросалин Д., Шпак И. Terminal Control Researching With Application Of The Key Points To Assess The Defined Problem Realization 2021 The 7th International Conference on Mechatronics and Robotics Engineering, - (год публикации - 2021)

6. Финаев В.И., Медведев М.Ю., Пшихопов В.Х., Переверзев В.А., Соловьев В.В. Unmanned powerboat motion terminal control in an environment with moving obstacles Мехатроника, автоматизация, управление, - (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта будут использованы при реализации комплексной целевой программы развития приоритетного технологического направления «Робототехнические комплексы военного назначения» Фонда перспективных исследований, комплексной целевой программы «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в Российской Федерации», комплексной целевой программы «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года».