КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-30029

НазваниеКогнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование

РуководительЗаботкина Вера Ивановна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2020 г. 

Конкурс№25 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словасоциокультурные угрозы, лингвокогнитивные механизмы, дискурсивные стратегии, корпус, нейролингвистическое картирование, концепт, концептуальная метафора, нарратив, семантика, прагматика, социально-историческая семантика, исторический дискурс-анализ

Код ГРНТИ16.21.29 16.21.33 03.01.07


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на разработку познавательного инструментария и научных моделей анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современных обществ. В рамках картины мира носителей русского языка в синхронном и диахронном аспектах впервые будут комплексно исследованы механизмы концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков, а также коммуникативные стратегии предупреждения и преодоления угроз в истории и современности. Главная цель проекта – совершенствование исследовательского инструментария и выработка алгоритмов анализа когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий русскоязычного текстообразования XIX – XXI вв., связанного с репрезентацией и осмыслением социокультурных угроз. В ходе реализации проекта предполагается с помощью переосмысленных современной гуманитарной наукой подходов и достижений когнитивных наук проанализировать потенциал мышления, языка, социальных и культурных факторов познавательной деятельности человека для нового осмысления способов восприятия, понимания и предупреждения рисков и опасностей в современном обществе. Ключевая задача проекта – построение моделей и выбор комплекса методов, позволяющих систематически описать концептуальный аппарат, языковые репрезентации, нарративные сценарии, объяснительные схемы и предполагаемые способы предупреждения тех или иных ключевых рисков и опасностей на материале дискурсивных практик русского языка XIX – XXI вв. Это потребует совершенствования мультидисциплинарных способов анализа исторических и современных источников, основанных на совмещении методов когнитивной лингвистики, исторического анализа дискурса, нарратологии и нейросемантики. Комплексное исследование когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий, сопряженных с осмыслением и преодолением социокультурных угроз, планируется осуществить в нескольких аспектах: - создание корпуса исторических и современных текстов, репрезентирующих социокультурные риски; определение и типология базовых социокультурных концептов, являющихся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз; - выявление и типология доминирующих нарративных стратегий, моделирующих представления о происхождении, смысле и возможных последствиях предполагаемых опасностей, а также описывающих пути их предотвращения; - нейролингвистическое картографирование головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз. Исследования данных опорных единиц дискурса будут осуществляться в аспекте исторической аналитики когнитивных механизмов концептуализации угроз и их преодоления. Отобранный материал предполагается рассмотреть в динамике – от периода Отечественной войны 1812 года (первый пик общенациональной угрозы в XIX веке) по настоящее время. Актуальность решения поставленной исследовательской задачи обусловлена отсутствием в современном социально-гуманитарном знании интегрального мультидисциплинарного подхода, который позволил бы исследовать концептуализацию, вербализацию и нарративное оформление угроз на различных уровнях когнитивно-дискурсивной деятельности – в спектре от нейропроцессов до сложной семантики историографических и художественных текстов. Кроме того, сегодня нет исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение социального и культурного конструирования угроз, анализ исторического опыта их преодоления, и при этом были бы направлены на поиск критических инструментов анализа и механизмов нормализации современного коммуникативного пространства в отношении стрессовых и кризисных ситуаций в сфере актуальных общественных практик.

Ожидаемые результаты
Предполагаемые фундаментальные научные результаты соответствуют четырем содержательным направлениям реализации проекта (каждое из направлений координируется одним из основных исполнителей проекта): 1) лингво-когнитивное направление: - анализ лингво-когнитивных механизмов построения дискурсов, отражающих социокультурные угрозы; определение специфики выявленных механизмов в трех различных типах нарратива - новостном, историографическом и художественном; - исследование основных ментальных (когнитивных) моделей репрезентации социокультурных угроз и анализ основных способов их вербализации в перечисленных типах нарративов; - разработка комплексного алгоритма выявления базовых когнитивных единиц, таких как понятия, концепты, концептуальные метафоры, выступающих как элементы концептуализации социокультурных угроз и их преодоления в русскоязычных текстах XIX – XXI вв.; - выявление базовых концептуальных метафор социокультурных угроз и способов их лексической репрезентации посредством анализа отобранных текстов; - ранжирование текстов с точки зрения степени насыщенности их содержательной ткани лексическими реализациями концептуальных метафорических проекций; - анализ полисемантических единиц, изучение когнитивных механизмов разрешения полисемии как ресурса для нахождения скрытых манифестаций угрозы; - выявление текстов, содержащих реализации/репрезентации концептуальных метафор с высоким аксиологическим потенциалом; анализ источниковых доменов концептуальных метафор данного типа; 2) нарратологическое направление: - разработка принципов и алгоритма нарратологического анализа дискурсов угрозы; - анализ нарративных стратегий русскоязычного новостного дискурса в перспективе манифестации и преодоления социокультурных угроз; - анализ нарративных стратегий русского литературно-художественного дискурса, репрезентирующего социокультурные угрозы и варианты их предупреждения или преодоления; - анализ нарративных стратегий русского историографического дискурса, включающего концептуализацию социокультурных угроз; - построение типологии нарративных стратегий дискурса социокультурных угроз с учетом исторической специфики и многообразия дискурсивных практик; 3) нейролингвистическое направление: - исследование корреляции между семантическими классами лексики русского языка и участками коры головного мозга, ответственными за обработку данных семантических классов при восприятии текста на русском языке; - полное семантическое картирование коры головного мозга; - разработка подходов к проблеме оценки возможных изменений в семантических картах мозга, в частности, связанных с искажением понятийной структуры или картины мира под воздействием дискурса социокультурных угроз; 4) историческое направление: - анализ динамики социокультурных конфликтов и угроз на материале исторических дискурсов XIX – XX вв. и выявление их связи с общими и специфическими особенностями исторического развития государства и общества; - ранжирование концептов, манифестирующих угрозы, их дифференциация с учетом событий XXI в.; - исследование и типология концептуализации социокультурных угроз с учетом исторических вызовов ХХ-XXI вв. (революции, мировые войны, локальные конфликты, глобализация), повлекших ментальные трансформации на национальном уровне и на уровне отдельных социальных групп; - проведение мониторинга мнений различных социальных и возрастных групп о социокультурных угрозах, актуальных для современного общества; - исследование стратегий коллективной памяти ХХ-XXI вв., связанных с противостоянием современным социокультурным угрозам; - анализ мер и выработка предложений по предупреждению новых социокультурных угроз, представленных в современных публичных дискурсах. В ходе работы над проектом планируется создание серии электронных научно-исследовательских ресурсов, имеющих фундаментальный и прикладной характер. 1) Корпус текстов, манифестирующих социокультурные угрозы в русскоязычном пространстве за период XIX – XXI вв. с привлечением новых архивных документов. В корпус войдут, прежде всего, нарративные тексты трех типов – новости, художественные произведения, исторические сочинения, на разных уровнях репрезентирующие общественные представления об актуальных и пережитых рисках и опасностях, факторах тревоги, ожидаемых или оставшихся в памяти кризисных ситуациях, катастрофических событиях и т.п. Корпус будет снабжен специальным аналитическим приложением, интерактивной навигацией и набором пользовательских инструментов, фактически превращающими его в исследовательскую лабораторию, позволяющую проводить экспертизу и моделирование различных способов концептуализации и вербализации социокультурных угроз, распознавать и ранжировать по разным основаниям типовые реакции, конструировать подходы к предотвращению потенциальных и преодолению актуальных рисков и опасностей. Мультимедийное расширение корпуса будет включать аудиовизуальные материалы, которые дают представление об альтернативных формах социального воображения, дополняющих текстовые источники. Корпус представляет собой эффективный инструмент для экспертно-исследовательской работы по мониторингу, прогнозированию и моделированию вероятностных сценариев социокультурных угроз. Он адресован не только ученым, работающим в социально-гуманитарных областях, но и экспертам по общественной и национальной безопасности, управлению рисками, прогнозистам и медиа-аналитикам, а также широкому кругу специалистов. 2) Тезаурус ключевых концептов дискурса социокультурных угроз – электронный экспертно-аналитический ресурс для исследования когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий социокультурного конструирования представлений об общественных угрозах и возможностях их преодоления. Тезаурус обобщает и систематизирует опорные когнитивно-семантические единицы, выступающие «строительным материалов» для формирования дискурсов социокультурной опасности в отечественной истории и современности. Планируется также оснастить его аналитическим инструментарием пользователя, позволяющего определять типовые лингво-когнитивные модели, характерные для различных эпох, общественных позиций и типов мировоззрения, анализировать рациональные и эмоционально-оценочные (аксиологические) компоненты дискурса угроз. Для детализации картины, складывающейся в русскоязычном культурном пространстве и наблюдаемой на материале корпуса и тезауруса, а также для изучения трансфера соответствующих концептов, предполагается разработка компаративного расширения тезауруса, включающего англоязычные когнитивно-дискурсивные модели концептуализации угроз. Тезаурус будет полезен для различных категорий специалистов и экспертов, работающих с социально-политическими репрезентациями в истории и современности, языком интернет-среды, социальными коммуникациями. 3) Нейросемантический атлас русского языка – электронный научно-исследовательский ресурс, представляющий собой пионерскую разработку, которую предполагается выполнить на уровне лингвистического картирования коры головного мозга. Аналоги на настоящий момент существуют только в Великобритании и США. Русский язык, таким образом, может стать вторым языком в мире, для которого будет проведено такого рода исследование. Атлас позволит установить системное соответствие между лингво-когнитивными структурами и зонами коры, обрабатывающими те или иные семантические классы и концептуальные единицы. Атлас будет создан на основе экспериментального исследования с применением магнитно-резонансной томографии головного мозга. В процессе эксперимента звучащий текст на естественном языке сопровождается разметкой, отражающей семантические, синтаксические и морфологические признаки сегментов текста. С помощью метода функциональной магнито-резонансной томографии (фМРТ) регистрируется BOLD-сигнал от информанта, воспринимающего текст, после чего устанавливаются корреляции между элементами разметки текста и участками коры, специфически активирующимися при восприятии отмеченного признака. Помимо фундаментального научного значения данное экспериментальное исследование и полученный по его результатам программный продукт позволит локализовать когнитивные модели и способы вербального оформления представлений о рисках и угрозах на уровне карты коры головного мозга, что будет способствовать исследованию глубинного воздействия на сознание индивидов и социальных групп в ходе социальных коммуникаций. Проводимые исследования находятся на переднем крае современного социально-гуманитарного знания, что гарантируется не только включением в коллектив ученых мирового уровня (академик РАН Вяч.Вс. Иванов, академик РАН А.О. Чубарьян, профессора Э. Пёппель, Б.М. Величковский, В.И. Заботкина, М.А. Кронгауз, В.И. Тюпа), но и реальным теоретико-методологическим заделом по основным направлениям реализации проекта – когнитивной лингвистике, нарратологии, нейросемантике и историческому анализу дискурса. Общественная значимость проекта обусловлена тем, что современный мир характеризуется большим количеством различных угроз, которые конституируют опыт человека и общества. Информационное пространство насыщено бесчисленными тревожными сигналами социального, политического, этно-национального, экологического характера. Помимо экспертного анализа реальных угроз, которые осуществляется специалистами по технологиям безопасности, управленцами, профильными политологами, социологами и экономистами, необходим своевременный мониторинг СМИ, интернет-среды и иных информационных потоков на предмет когнитивно-дискурсивной идентификации возможных рисков и опасностей. Необходимы критические инструменты, позволяющие диверсифицировать информацию с точки зрения репрезентации реальных, виртуальных и фиктивных угроз. Дискурс угроз, его когнитивные схемы и нарративы, обладают значительным суггестивным потенциалом, что делает его одним из способов воздействия на общественное мнение. Его опасность заключается в том, что он может использоваться не только для запуска разного рода технологий манипуляции массовым сознанием и ведения информационных войн, но и для провоцирования политических, социальных, этно-конфессиональных и др. конфликтов, дестабилизации общественных отношений. Кроме того, дискурс такого рода сегодня интенсивно генерируется в глобальном контексте, в связи с чем оказывается значимым обнаружение механизмов трансфера соответствующих когнитивных и дискурсивных моделей, включая западные модели концептуализации угроз. С этой точки зрения представляется актуальным компаративный аспект рассмотрения материала. Исходя из этого, как специалистам, экспертному сообществу, так и рядовым гражданам, включенным в интенсивный информационный обмен, необходимы технологии навигации в коммуникативном пространстве с целью определения социальных опасностей и рисков, манифестируемых в различных дискурсах, а также – алгоритмы критического анализа текстов, оценки используемых в них когнитивных реакций и дискурсивных стратегий. Эти задачи соответствуют современным представлениям об информационной безопасности, повышении информационной стрессоустойчивости, защите от проявлений речевой агрессии, индивидуальной и групповой манипуляции сознанием, предупреждения коммуникативных сбоев, повышения эффективности управленческой коммуникации. Разработка таких технологий и инструментов возможна только с опорой на аналитику исторического опыта борьбы с социокультурными угрозами, которая находит отражение в различных дискурсивных практиках.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 году в Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий РГГУ, получившем статус лаборатории мирового уровня, начата реализация поддержанного Российским научным фондом проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование». Главная задача исследования - разработка познавательного инструментария и научных моделей системного анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современного общества. Впервые будут комплексно исследованы механизмы концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков в картине мира носителей русского языка, рассмотрены коммуникативные стратегии предупреждения и преодоления общественных угроз в истории России и предложены способы реагирования на вызовы современности в рамках междисциплинарного подхода. Члены научного коллектива ответят на вопросы: - как отличить мнимые угрозы от реальных опасностей, ложные тревоги, алармистские настроения и моральные паники от ситуаций, действительно требующих срочного вмешательства общества и государства? - как человеку и обществу оптимально реагировать на разного рода риски, опираясь на естественные механизмы самосохранения, общие для всех культур, но проявляющиеся в каждой по-своему? Исследование демонстрирует тесное сотрудничество представителей нескольких научных областей: - психологи и нейрофизиологи осуществят семантическое картирование концептуальных структур лексики русского языка в координатах головного мозга его носителей и изучат на этой основе восприятие проявлений угроз и агрессии; - представители когнитивной лингвистики раскроют и опишут ментальные и языковые механизмы, структурирующие реакции носителей русского языка и культуры на угрожающее поведение, различного рода опасности, вызовы, с которыми человек сталкивается как индивид и член определенного социокультурного сообщества; - филологи изучат отображение и осмысление наиболее острых проблем общества в русской литературе, начиная с классических произведений Пушкина, Достоевского и Толстого, и заканчивая русскоязычными романами 21 века, номинированными на престижнейшие литературные премии и предлагающими художественную трактовку драматических событий последних десятилетий; - историки покажут, как отражаются и преломляются угрожающие обществу опасности в исторических источниках, чего боялся человек в разные эпохи, как пытался при помощи слова преодолеть свой страх и построить стратегию сопротивления. За первые месяцы проекта, рассчитанного до 2020 года, достигнуты следующие результаты: - сформирована основа междисциплинарного понятийного тезауруса (терминологического словаря) исследования; - разработана методология и началось формирование специализированного тематического корпуса русскоязычных исторических, художественных и новостных текстов, в которых представлены различного рода социокультурные угрозы и риски. В настоящий момент объем корпуса составляет около 5 млн. словоупотреблений. Начато создание мультимодального приложения к корпусу, содержащее видеосюжеты проявления агрессии, угроз и доминирующего поведения. Корпус послужит уникальной источниковой базой для всех последующих исследований, связанных с проблематикой преодоления общественных угроз. - разработан событийный фрейм «угроза», сформирована структура категории «угроза», являющаяся основой соответствующей концептосферы, определены и предварительно классифицированы концепты, являющиеся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз, предложена и апробирована методика выявления концептуальных метафор отдельных социокультурных угроз; - для работы с частью корпуса, содержащей исторические тексты, была разработана концепция 4-х семантических полей, представляющих различные фазы социокультурных угроз: фазу ощущения приближающейся угрозы, фазу проживания угрозы (адаптация и стратегии поведения в кризисной ситуации), фазу пост-угрозы (рефлексия произошедшего), фазу актуальности уроков минувших угроз; - проведены первые успешные эксперименты по созданию и отработке методики нейролингвистического картографирования головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз; - в рамках проекта была организована и успешно прошла Международная школы для молодых ученых «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов»; - по теме проекта опубликовано 12 статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и SCOPUS. Проводимая работа не имеет аналогов в мировой науке: на сегодня не существует исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение нейропсихологического субстрата, социального, культурного и языкового конструирования угроз, а также анализ исторического опыта их преодоления. Подобная мультидисциплинарная работа облегчит поиск критических инструментов анализа и механизмов нормализации современного коммуникативного пространства в отношении стрессовых и кризисных ситуаций в сфере актуальных общественных практик. Информация о ходе работ по проекту и публикации результатов регулярно размещалась на сайте :http://cognitive.rsuh.ru/task/current-projects/the-rsf-project.php?clear_cache=Yи http://cognitive.rsuh.ru/task/current-projects/the-rsf-project.php?clear_cache=Y

 

Публикации

1. Величковский Б.М. Cognitive science: The art and its implications Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p. 2-6. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0300

2. Величковский Б.М., Кроткова О.А., Шараев М.Г., Ушаков В.Л. In search of the "I": Neuropsychology of lateralized thinking meets Dynamic Causal Modeling Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p.7-27. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0301

3. Воробьева О.В., Николаи Ф.В. Культурная история страха: эмоции, аффекты и дискурс безопасности Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 2017. № 4(61). СС.262-272 (год публикации - 2017)

4. Долина И.А.,Ефимова О.И., Кильдюшов Е.М., Соколов А.С., Хайтович Ф.Е., Недолужко А.В., Шарко Ф.С., Величковский Б.М. Exploring terra incognita of cognitive science: Lateralization of gene expression at the frontal pole of the human brain. Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p. 231-247. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0316

5. Заботкина В.И., Боярская Е.Л. On the challenge of polysemy in contemporary cognitive research: What is conscious and what is unconscious Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p.28-39. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0302

6. Заботкина В.И., Коннова М.Н. К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б.Л. Пастернака (на материале стихотворения «Быть знаменитым некрасиво») Новый филологический вестник, №3 (42), 2017, с. 160-171 (год публикации - 2017)

7. Корчинский А.В. «Новостной» роман 1860-х гг.: эскалация и преодоление опасностей Новый филологический вестник, №3 (42), 2017, с. 81-89. (год публикации - 2017)

8. Котов А.А. A computational model of consciousness for artificial emotional agents Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p.57-73, (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0304

9. Седов А.С., Попов В.А., Филюшкина В.И., Семенова Ю.Н., Орлов В.А., Величковский Б.В., Ушаков В.Л. Cognitive aspects of human motor activity: Contribution of right hemisphere and cerebellum Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 3, 2017, p. 206-217. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.11621/pir.2017.0314

10. Троицкий Ю.Л. Новости как литература: об одной экспериментальной практике Новый филологический вестник, №3 (42), 2017, с.52-59. (год публикации - 2017)

11. Тюпа В.И. Новостной дискурс как нарратологическая проблема Новый филологический вестник, №3 (42), 2017, с. 40-51. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2017-00010

12. Шайтанов И.О. Вирус радикализма в российском сознании: 1848–1917–2017..? Диагноз от Исайи Берлина Вопросы литературы, 2017. № 5. С. 38–57. (год публикации - 2017)

13. Шкаренков П.П. Имперский дискурс «после» империи: Pax romana и социокультурные вызовы на рубеже Античности и Средневековья Новый филологический вестник, №3 (42), 2017, с. 25 — 39. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2017-00011

14. Котов А.А. Механизмы речевого воздействия. Лингвистическая модель в когнитивном контексте. Механизмы речевого воздействия. Лингвистическая модель в когнитивном контексте.М.: НИЦ «Курчатовский институт», 2017, 432 с., М.: НИЦ «Курчатовский институт», 2017, 432 с. (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 году в Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий РГГУ, получившем статус лаборатории мирового уровня, продолжалась реализация поддержанного Российским научным фондом проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование». Главная задача исследования - разработка познавательного инструментария и научных моделей системного анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современного общества. Впервые комплексно изучаются механизмы концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков в картине мира носителей русского языка, параллельно исследуются стратегии предупреждения и преодоления общественных угроз в истории России, разрабатываются оптимальные общественные ответы на вызовы современности. Исследование предполагает тесное сотрудничество представителей нескольких научных областей: нейропсихологов, филологов, лингвистов, историков и социологов. На первом этапе исследования, рассчитанного до 2020 года, достигнуты следующие результаты: - создан специализированный тематический корпус русскоязычных исторических, художественных и новостных текстов, в которых представлены различного рода социокультурные угрозы и риски (THREAT-CORPUS). Объем корпуса составляет на сегодня более 10 млн. словоупотреблений и продолжает постоянно расти. Корпус послужит уникальной источниковой базой для всех последующих исследований, связанных с проблематикой преодоления общественных угроз; - разработан событийный фрейм «угроза», сформирована структура категории «угроза», являющаяся основой соответствующей концептосферы, определены и классифицированы концепты, являющиеся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз, предложена и апробирована методика выявления концептуальных метафор отдельных социокультурных угроз в текстах различных жанров; - разработан интерактивный навигатор для доступа к текстам корпуса по специально выделенным метаданным, а также механизм экспертной разметки, обеспечивающий атрибутирование фрагментов текста в соответствии со структурой фрейма социокультурных угроз (агенты угроз, каузирующие факторы, претерпевающие угрозу, контрагенты) и учитывающий наличие концептуальных метафор в размечаемых фрагментах; - разработано мультимодальное приложение к корпусу, содержащее текстовый и визуальный материал (фотографии, документы, видеосюжеты), отражающий исторические события, связанные с Отечественной войной 1812 года и Октябрьской революцией 1917 года, а также восприятие этих событий как современниками, так и последующими поколениями (культурная рецепция); - учеными-нейропсихологами проведены первые успешные эксперименты по созданию и отработке методики семантического картирования головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз; - группой социологов разработан алгоритм мониторинга мнений различных социальных и возрастных групп о социокультурных угрозах, актуальных для современного общества; - по теме проекта ежегодно организуется Международная школы для молодых ученых «Изучение и преодоление социокультурных угроз в исторической динамике». - по теме проекта опубликовано 28 статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и SCOPUS. Проводимая работа не имеет аналогов в мировой науке: на сегодня не существует исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение нейрофизиологического субстрата, механизмов когнитивного, социального, культурного и лингвистического конструирования угроз, а также анализ исторического опыта их преодоления. Подобная мультидисциплинарная работа облегчит поиск механизмов критического анализа и инновационных инструментов преодоления социокультурных угроз. Сайт проекта: http://cognitive.rsuh.ru/grant-rsf-2017/

 

Публикации

1. А.Котов, Н.Аринкин, Л.Зайдельман, А.Зинина Linguistic approaches to robotics: from text analysis to the synthesis of behavior LMAC 2017. Communications in Computer and Information Science, Vol. 943 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-05594-3

2. Агратин А.Е. Особенности имплицитной наррации в повести А.П. Чехова "Живой товар": герой перед угрозой дезидентичности Филологический класс, №3 (53) СС. 41-47 (год публикации - 2018)

3. Альтман И.А., Белоусов Л.С., Винклер К., Ищенко В.В., Пешин Н.Л. Олимпиада 1936 г. в Берлине: борьба за проведение и поиск альтернатив Электронный научно-образовательный журнал "История", выпуск 7(71) Том - Революционные волны и трансформации картины мира в XX в. 2018 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18254/S0002381-8-1

4. Безбородов А.Б., Белоусов Л.С., Доманский Ю.В., Пешин Н.Л., Шкаренков П.П. Номер Владимира ВИнокура "Пародия - 80" как начало формирования системы "Биографический миф Владимира Высоцкого и миф Московской Олимпиады" Новый филологический вестник, №3(46) СС.206-219 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00051

5. Безбородов А.Б., Заботкина В.И., Корчинский А.В., Чубарьян А.О. Социокультурные угрозы: междисциплинарный подход Электронный научно-образовательный журнал "История", Выпуск 8 (72) Том 9 - Империи и нации - государства Нового и новейшего времени: власть, общество, идентичность, 2018 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18254/S0002466-1-1

6. Белоусов Л.С., Напалков Д.А., Жигульская Д.Д., Пешин Н.Л., Величковский Б.М. Когнитивные исследования и новые технологии в спорте Вопросы психологии, №5 (2018). СС. 117-135 (год публикации - 2018)

7. Белоусов Л.С., Николаева Ю.В., Новикова И.Н., Пешин Н.Л. Спортивный национализм и раннее олимпийское движение Электронный научно-образовательный журнал "История", декабрь 2018 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18254/S0002465-0-1

8. Велихов Е.П., Котов А.А., Лекторский В.А., Величковский Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: 30 лет спустя Вопросы философии, №12 (2018) (год публикации - 2018)

9. Величковский Б.М., Кроткова О.А., Котов А.А., Орлов В.А., Верхлютов В.М., Ушаков В.Л., Шараев М.Г. Consciousness in a multilevel architecture: Evidence from the right side of the brain Consciousness and Cognition, Vol. 64 PP. 227-239 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.concog.2018.06.004

10. Воробьева О.В., Николаи Ф.В. "Страх был, но ко всему привыкаешь": интернализация дисциплины и экстернализация страха в воспоминаниях российских ветеранов локальных войн Электронный научно-образовательный журнал «История», Выпуск 8 (72) Том 9 - Империи и нации-государства Нового и Новейшего времени: власть, общество, идентичность. 2018 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18254/S0002445-8-1

11. Заботкина В.И. К вопросу о соотношении когниции и эмоции в процессе концептуализации: междисциплинарный подход Когнитивные исследования языка, Вып. XXXV: Взгляд в будущее: новые перспективы когнитивных исследований языка: материалы Круглого стола. МГЛУ. 2 ноября 2018 года, 2018. СС.31-37. (год публикации - 2018)

12. Заботкина В.И., Боярская Е.Л. Conceptual coherence and the challenge of polysemy SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts., 2018. V. 5. Issue 3.6. P. 137-142. (год публикации - 2018)

13. Заботкина В.И., Боярская Е.Л. Conceptual foundation of event-referential ambiguity SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts., 2018. V. 5. Issue 3.6. P. 142-148. (год публикации - 2018)

14. Заботкина В.И., Коннова М. Dynamics of value systems in Anglo-American and Russian conceptual world views: a temporal perspective SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts., 2018. V. 5. Issue 3.6. P. 195-200. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.6

15. Заботкина В.И., Коннова М.Н., Белоусов Л.С., Пешин Н.Л. Метафорические модели концептуализации угроз и их дискурсивная репрезентация в текстах русскоязычных СМИ (на материале новостного дискурса спортивной тематики) Новый филологический вестник, №3 (47) (год публикации - 2018)

16. Заботкина В.И., Позднякова Е.М. Negative-positive balance: conceptual metaphors in speeches of American presidents ("Threat overcoming" persuasive strategy) SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts., 2018. V. 5. Issue 3.6. P. 415-422. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.6

17. Заботкина В.И., Позднякова Е.М. Lingvo-cognitive approach to the study of sociocultural threats SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts, 2018. Т. 5. № 3.1. С. 291-298. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018H/31

18. Корчинский А.В. "Общественная болезнь" и ее лечение: нарративный аргумент в литературной критике 1860 гг. Новый филологический вестник, №4(47) 2018 (год публикации - 2018)

19. Котов А.А., Зайдельман Л.Я., Аринкин Н.А., Зинина А.А., Филатов А.А. Frames revisited: Automatic extraction of semantic patterns from a natural text Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной международной конференции "Диалог" (Москва, 30 мая - 2 июня 2018), Вып. 17 (24). СС. 356-367 (год публикации - 2018)

20. Луценко Е.М. Угрозы и вызовы современной дистопии. Языковая реальность романа Елены Чижовой "Китаист" Вопросы литературы, №6(2018) СС. 69-91 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-6-69-91

21. Погорелая Е.А. "Тобол" vs "Игра престолов". Когнитивная метафорика современного исторического романа Вопросы литературы, №6 (2018) СС.34-49 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-6-34-49

22. Сокрута Е.Ю. Нарративные характеристики новостного дискурса в эпоху новой медиальности Новый филологический вестник, №2 (45) СС. 39-46 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00013

23. Троицкий Ю., Павлов А. Субкультура футбольных фанатов и практика угроз: ментальные, дискурсивные и поведенческие стратегии Вестник Томского государственного университета. Кульутрология и искусствоведение, Декабрь 2018 (год публикации - 2018)

24. Троицкий Ю.Л. Нарративные экспликации социокультурных угроз в эго-документах (от мотива к семантическому полю) Сибирский филологический фурнал, №3 СС. 136-141 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17223/18137083/64/13

25. Тюпа В.И. Жанровая природа нарративных стратегий Филологический класс, №2 (52) СС. 19-24 (год публикации - 2018)

26. Уколова В.И., Шкаренков П.П. Три Рима в российской политико-культурной традиции: Дискурс угрозы и культурный трансфер Новый исторический вестник, №2 (56) СС. 6-35 (год публикации - 2018)

27. Ушаков В.А., Орлов В.А., Карташев С.И., Малахов Д.Г., Коростелева А.Н., Скитева Л.И., Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Заботкина В.И., Величковский Б.М., Котов А.А. Contrasting Human Brain Responses to Literature Descriptions of Nature and to Technical Instructions Studies in Computational Intelligence, Volume 799, 2019, Pages 284-290 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/2f978-3-030-01328-8

28. Шайтанов И.О. "Мировая литература" как проблема и вызов Вопросы литературы, №6 (2018) СС. 13-33 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-6-12-33

29. Шайтанов И.О. World Literature as a Challenge and Ethical Problem Foreign Literature Studies, №5 (2018) СС. 29-38 (год публикации - 2018)

30. Ушаков В.Л., Орлов В.А., Малахов Д.Г., Карташев С.И., Коростелева А.Н., Скитева Л.И., Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Котов А.А., Величковский Б.М., Заботкина В.И. Semantic brain mapping of the large continuous segments of Russian-language texts: Tourgenev and Tolstoy versus Siemens and Apple International Journal of Psychophysiology, V. 131. P. 170. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.448.


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 году в Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий Российского государственного гуманитарного университета успешно завершился второй этап реализации поддержанного РНФ проекта №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование» (лаборатория мирового уровня). Впервые в отечественной науке проблема социокультурных угроз, а также социокультурных последствий так называемых «жестких» угроз (военных действий, природных катастроф) изучалась в мультидисциплинарной перспективе: были задействованы и интегрированы для целей исследования передовые теоретико-методоогические ресурсы социально-гуманитарного (исторического, лингвистического, социологического) и естественнонаучного знания, новейшие технологии изучения мозга и алгоритмы автоматической обработки больших данных. Основной научной задачей, решаемой в ходе проекта и имеющей высокую общественную значимость, является выявление тех когнитивных, концептуальных и дискурсивных особенностей русскоязычных текстов и лежащих в их основе прототипических установок национальной ментальности, которые, представляя социокультурные проблемы как угрозы, индуцируют различного рода страхи и массовые панические настроения, увеличивают фоновую тревожность населения и тем самым препятствуют рациональному общественному осмыслению актуальных вызовов и проблем и принятию всесторонне взвешенных и стратегически верных решений. В основе всех направлений исследования лежит разработанный с помощью категориального аппарата когнитивных наук фрейм социокультурных угроз, включающий три уровня: суперординатный, базовый и субординатный. Такой подход позволяет сопрягать результаты разных наук и получать многомерное интегральное знание в рамках избранного проблемного поля, обеспечивая достижение общей цели – объяснение универсально-антропологических и национально-исторических механизмов возникновения и функционирования феномена социокультурных угроз и разработке эффективных мер по их преодолению. По каждому из направлений исследования в 2019 году достигнуты инновационные научные результаты, представленные прежде всего в виде цифровых ресурсов, сопряженных между собой посредством мультиаспектной навигации: Тезауруса угроз, Корпуса репрезентативных текстов (THREAT-Corpus) и мультимедийного приложения «Анатомия угроз». Прорывные результаты были достигнуты также группой, занимавшейся при помощи функциональной магнитнорезонасной томографии изучением реакции отдельных областей мозга на тексты, описывающие «мягкие» - социокультурные угрозы, в частности, была найдена и апробирована на 25 испытуемых методика, позволяющая вплотную приступить к созданию беспрещедетного для мировой науки нейросемантического атласа русского языка! Одновременно отрабатывались алгоритмы автоматического выявления и оценки угрожающих сообщений в новостном потоке. Особенностью проводимых исследований также является сочетание диахронного и синхронного аспектов. В 2019 году была осуществлена разметка и многоаспектная аналитика дискурсов угрозы имперского, советского и постсоветского периодов российской истории, представленных художественными, историческими и новостными текстами. Полученные результаты были спроецированы на исследование когнитивно-дискурсивных процессов в современном российском обществе. С другой стороны, был проведен компаративный анализ культурно-специфических характеристик концептуализации угрозы в российском и англоязычном культурных пространствах. На основе сделанных наблюдений были сопоставлены отдельные категории тезауруса угроз. Исследование динамики угроз было дополнено контент-анализом большого массива новостных сообщений и автоматическим синтактико-семантическим исследованием дискурса социальных медиа с использованием специально разработанного парсера, а также социологическим изучением общественного мнения россиян в сопоставлении с репрезентациями угроз в актуальных СМИ. Тезаурус угроз – основной научный продукт, созданный в 2019 году и ставший базовым инструментом исследовательской работы всех групп проекта, представляет собой организованное по принципам таксономии «дерево» концептов тематического поля «Социокультурные угрозы» и включает в себя около 250 иерархически упорядоченных элементов – концептов угроз, связанных с корпусом текстов объемом более 10 млн. словоформ и почти тысячей отдельных фрагментов, полученных в результате глубокой экспертной разметки русскоязычных текстов различных типов XIX-XXI веков. Продукт подобного аналитического уровня не имеет прецедентов не только в когнитивной лингвистике, но и в междисциплинарном пространстве современного гуманитарного знания. Важной частью работ на данном этапе стало проведение мониторинга мнений различных социальных и возрастных групп о социокультурных угрозах, актуальных для современного общества. Интерес, проявленный к проекту со стороны МИА «Россия сегодня», и предоставленное этой организацией софинансирование позволили существенно расширить социоогическую часть исследоваания. Мониторинг осуществлялся в два этапа, при этом использовался комплексный подход, заключавшийся в применении количественных и качественных методов. Удалось осуществить кабинетное исследование (desk research), контент-анализ СМИ, сравнительный анализ данных мониторинга русскоязычных СМИ и данных лонгитюдного мониторинга ИСПИ РАН. Проблематика актуальных социокультурных угроз отслеживалась по трем временныым срезам: 2012, 2015 и 2019 (по сентябрь включительно) годы. Затем были проведены всероссийский опрос общественного мнения методом полуформализованного интервью, а также серия экспертных интервью. В качестве экспертов выступали компетентные участники социальной, социально-экономической, социально-политической жизни – специалисты, чья деятельность сопряжена с изучением, освещением социокультурных и социополитических угроз и рисков, профилактикой возникающих диспропорций и возможных конфликтов. В ходе полевого исследования (июль-август 2019 года) было опрошено 1600 россиян старше 18 лет, проживающих в 7 субъектах Российской Федерации – Москва, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край, Приморье, – в поселениях 3 типов: городские агломерации, районные центры, села и поселки. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе полуформализованного интервью, показал, что российское общество характеризуется довольно высоким уровнем тревожности и, как следствие, повышенной конфликтогенностью. В общественном сознании актуализированы все группы угроз, отраженные в инструментарии, однако наибольшую значимость для респондентов имеют угрозы, связанные с благополучием и социально-экономическим положением (дороговизна жизни, безработица, рост цен на продукты питания, повышение тарифов ЖКХ, разделение общества на богатых и бедных). На втором месте – угрозы, связанные с безопасностью - высокий уровень преступности, произвол чиновников, экологическая обстановка. На третьем месте - угрозы социокультурного порядка, которые связаны с проблемами идентичности, падением нравов, сокращением доступа к культурным ценностям. Оценивая причины разных типов угроз, эксперты в ходе проведенного группой опроса называли общую их основу - отсутствие целостной идеологии, формирующей общественную мысль, общественной сознание. Отвечая на вопросы о роли средств массовой информации в формировании социокультурных страхов и угроз, большинство экспертов считают ее негативной и отмечают нагнетание тревожности и страхов у аудитории большинством СМИ. Часть респондентов высказали мнение о том, что раздувание страхов есть коммерческий приём, используемый современными СМИ для привлечения потребителей, ищущих подобный контент. По результатам исследования всего с начала реализации проекта (2017 год) было подготовлено более 50 публикаций в изданиях SCOPUS и Web of Science, в том числе более 20 статей и 2 монографии в 2019 году.

 

Публикации

1. Агратин А.Е. К вопросу о событийной структуре новостного нарратива (на примере "угрожающих" сообщений) Новый филологический вестник, №2 (49), сс. 79-90. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00034

2. Агратин А.Е. Угрозы институциональной коммуникации в художественном мире А. П. Чехова (на материале произведений 1880–1887 гг.): опыт междисциплинарного исследования Вестник славянских культур, Т. 54, сс. 213-225 (год публикации - 2019)

3. Величковский Б.М. Нейросемантика – новое направление междисциплинарных когнитивных исследований Вопросы психологии, - (год публикации - 2019)

4. Величковский Б.М., Заботкина В.И., Носовец З.А., Котов А.А., Зайдельман Л.Я., Карташов С.И., Коростелева А.Н., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Зинина А.А., Голдберг Эдкхонон, Ушаков В.Л. Towards semantic brain mapping methodology based on a multidimensional markup of continuous Russian-language texts: An attempt at validation and development Procedia Computer Science. Postproceedings of the 10th Annual International Conference on Biologically Inspired Cognitive Architectures, BICA 2019 (Tenth Annual Meeting of the BICA Society, сс. 1 - 15 (год публикации - 2020)

5. Величковский Б.М., Недолужко А.В., Голдрег Элкхонон, Ефимова О.И., Шарко Ф.С., Расторгуев С.М., Красивская А.А., Шараев М.Г., Коростелева А.Н., Ушаков В.Л. New Insights into the Human Brain's Cognitive Organization: Views from the Top, from the Bottom, from the Left and, particularly, from the Right Procedia Computer Science. Postproceedings of the 10th Annual International Conference on Biologically Inspired Cognitive Architectures, BICA 2019 (Tenth Annual Meeting of the BICA Society), 2019, сс. 2-11 (год публикации - 2019)

6. Величковский Б.М., Ушаков В.Л. Вклад когнитивной науки в развитие новых медицинских технологий Современные технологии в медицине, т. 11, №1, сс. 8 - 15 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.01

7. Величковский Б.М., Ушаков В.Л., Шараев М.Г. Consciousness in a multilevel architecture: What causes the lateralization of effective connectivity under resting state? Consciousness and Cognition, №73, сс. 1-5 (год публикации - 2019)

8. Воробьева О.В., Мордвинов А.А. Дискуссии об исторической памяти и угрозы для культурной идентичности Электронный научно-образовательный журнал «История», Выпуск 5 (79) Том 10 - Великая российская революция 1917 года в региональном измерении (год публикации - 2019) https://doi.org/10.18254/S207987840006120-1

9. Воробьева О.В., Николаи Ф.В. Критическая теория нейронауки и исследования аффекта: проблемы трансдисциплинарного диалога Вопросы философии, №12, сс. 91-101 (год публикации - 2019)

10. Заботкина В., Коровкина М., Судакова О. Competence-based approach to a module design for the Master Degree Programme in Translation: Challenge of Tuning Russia Tempus Project Tuning Journal for Higher Education, vol 7, №1 2019 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.18543/tjhe-7(1)-2019

11. Заботкина В.И., Коннова М.Н. "Оппозиция "временное - вечное" в стихотворении Б.Л. Пастернака "Бальзак" (к вопросу об угрозе деаксиологизации культуры)" Новый филологический вестник, 2019, №4(51) (год публикации - 2019)

12. Корчинский Анатолий Политика полифонии: опасная современность и структура романа у Достоевского и Бахтина Новое литературное обозрение, 155. С. 27-41. (год публикации - 2019)

13. Котов А., Аринкин Н., Зайдельман Л., Зинина А. Speech Understanding System for Emotional Companion Robots Procedia Computer Science. Postproceedings of the 10th Annual International Conference on Biologically Inspired Cognitive Architectures, BICA 2019 (Tenth Annual Meeting of the BICA Society), Elsevier, 2019 (год публикации - 2019)

14. Котов А.А., Зинина А.А. Эмоциональные смыслы в спортивном дискурсе Спортивный психолог, №3 (54) сс. 78 - 90 (год публикации - 2019)

15. Луценко Е.М. Миражи и фобии современности. Магистральный сюжет прозы О. Славниковой Вопросы литературы, №6, сс.102-115 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-6-

16. Луценко Е.М., Погорелая Е.А. Хронотоп угрозы и ее метафорическое преодоление в российском интеллекту€tльном романе XXI в. Новый филологический вестник, №3(50) (год публикации - 2019)

17. Погорелая Е.А. О двух романах 2018 года в свете проблемы взросления Вопросы литературы, №6, сс.49-61 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-6-

18. Тюпа В.И. "Теория литературы Два" как гуманитарная угроза Вопросы литературы, №1, СС. 52-56 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-1-52-66

19. Тюпа В.И. Кризис социокультурной идентичности в русской литературной классике Сибирский филологический журнал, №4 2019 (год публикации - 2019)

20. Уколова В.И., Шкаренков П.П. Россия и Запад: горизонт вызовов, ответов и угроз в концепции А.Дж. Тойнби Новый исторический вестник, №4, 2019 (год публикации - 2019)

21. Ушаков В.Л., Орлов В.А., Карташев С.И., Малахов Д.Г., Коростелева А.Н., Скитева Л.И., Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Заботкина В.И., Величковский Б.М., Котов А.А. Contrasting Human Brain Responses to Literature Descriptions of Nature and to Technical Instructions B. Kryzhanovsky et al. (Eds.): NEUROINFORMATICS 2018, SCI 799, сс. 284-290 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_34

22. Чубарьян А.О., Заботкина В.И., Шкаренков П.П., Воробьева О.В., Позднякова Е.М. Тезаурусный подход в изучении социокультурных угроз в исторической динамике Электронный научно-образовательный журнал "История", - (год публикации - 2019)

23. Шайтанов И.О. Поэтика мировой литературы как компаративная проблема Вопросы литературы, №6, сс. 12-33 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-6-

24. Шайтанов И.О. Принципы построения тезауруса в романном пространстве Новый филологический вестник, №3(50) (год публикации - 2019)

25. - Трудно быть ботом Почему оскорбление в адрес родного языка - одно из самых травмирующих Российская газета, Российская газета - Федеральный выпуск № 276(8034) от 05.12.2019 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году в ходе реализации поддержанного Российским научным фондом проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», в Российском государственном гуманитарном университете впервые в мире был создан уникальный Нейросемантический атлас русского языка. Работы проводились в Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий, имеющем статус лаборатории мирового уровня под руководством директора Центра д.филол. наук. проф. В.И. Заботкиной и член-корр. РАН, д.псих. наук проф. Б.М. Величковского. Атлас первоначально был задуман для изучения того, как происходит в мозге и сознании человека восприятие текстов, имеющих угрожающее, тревожное содержание. Была разработана специальная методика мониторинга семантических процессов концептуализации социокультурных угроз при помощи магнитно-резонансной томографии. Диктор зачитывал добровольцам - участникам экспериментов специально подобранные тексты, а томограф тем временем фиксировал процессы, происходящие в различных отделах головного мозга, после чего данные математически обрабатывались и заносились в специальные таблицы. Результаты проведенных экспериментов позволили сделать выводы, выходящие далеко за пределы тематики проекта и относящиеся к восприятию текстов не только на русском, но и на любом другом языке, и, стало быть, имеющие более широкое и беспрецедентное не только для отечественной, но и для мировой науки значение. Атлас включает нейросемантические портреты 1000 высокочастотных существительных и глаголов русского языка, а также их семантических классов – так называемых синсетов. Семантика каждого отдельного слова определяется по степени близости к условным центрам 12 базовых кластеров. Сами кластеры представляют собой основные сетевые категории нейросемантического атласа, которые были экспериментально выделены на предыдущих этапах проекта на основе лингвистических и нейрофизиологических данных. Например, кластеры 02, 04 и 10 по их семантике имели отношение к пространству и времени описываемых в текстах событий, тогда как кластеры 03, 06 и 07 – к темам угроз, открытого конфликта и лишений. Для носителей русского языка определённого возраста и уровня образования они представляют собой своеобразный аналитический по структуре «конструктор» значений и смыслов лексикона. Использованный при исследовании метод позволил не только локализовать мозговые механизмы семантической обработки, но и зафиксировать индивидуальные различия в восприятии информации об угрозах, содержащейся в стимульном материале. В ходе экспериментов выяснилось, что, за редким исключением, любое частотное, то есть активно употребляюееся всеми носителями слово русского и, по нашей гипотезе, любого другого языка может быть описано набором расстояний до конечного числа, в нашем случае двенадцати, базовых сетевых кластеров. Величина этих расстояний и порядок кластеров в наборе рассматриваются как своего рода нейросемантический «портрет» данного слова. Для каждого из кластеров в результате довлльно сложных математических расчетов был вычислен вектор, фиксирующий усредненное значение всех слов кластера. Полученные данные затем были проверены на словах, лежащих близко к условному центру или ядру каждого кластера: эти слова, в целом, совпали с семантикой и названиями кластеров, предложенным экспертами до эксперимента. В ходе экспериментов был также открыт нейросемантический паттерн социокультурных угроз, что доказало возможности использования функциональной МРТ как метода мониторинга индивидуальной концептуализации таких угроз при восприятии текстов-рассказов. Определение лингвистических параметров каждого из сетевых кластеров, в частности, кластера угрозы, напротив, может использоваться для повседневного мониторинга угроз в текстах автоматическими средствами. В частности, поиск паттерна угроз может выполняться специальным парсером, используемым для поиска семантических шаблонов в больших массивах текстов. С результатами проекта можно ознакомиться по адресу информационного ресурса threatcorpus.org https://www.threatcorpus.org/brainmapping/

 

Публикации

1. Агратин А.Е. Проблема идентичности в романе Июнь Ли "Добрее одиночества": нарратологический аспект Новый филологический вестник, №2(53), СС.333-344 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00053

2. Агратин А.Е. Интермедиальные параметры чеховских сюжетов: литература перед лицом кризиса знаково-символической деятельности (на материале ранней прозы) Вестник Томского государственного университета. Филология, №66, СС.177-192 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/19986645/66/10

3. Агратин А.Е., Моисеева Е.Ю., Корчинский А.В., Тюпа В.И. Стратегии преодоления в художественных нарративах Новый филологический вестник, - (год публикации - 2020)

4. Барышников А.Е. Имперская угроза и трансформация ландшафта: пространственная история римской Британии Диалог со временем, 2019, выпуск 69, сс. 107-117 (год публикации - 2019)

5. Безбородов А.Б., Заботкина В.И., Позднякова Е.М, Шкаренков П.П. Анализ оценки глобального социокультурного риска пандемии в XXI веке Электронный научно-образовательный журнал «История», №12, 2020 (год публикации - 2020)

6. Величковский Б.М, Заботкина В.И., Носовец З.А., Котов А.А., Зайдельман Л.Я., Карташов С.И., КОростелева А.Н., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Зинина А.А., Голдберг Е., Ушкаов В.Л. Методология семантического картирования мозга с использованием многомерной индексации потока устного русского текста: опыт валидизации и развития Современные технологии в медецине, т. 12, №2, сс. 14-26 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17691/stm2020.12.2.02

7. Величковский Б.М., Зайдельман Л.Я., Котов А.А., Носовец З.А., Ушаков В.Л., Заботкина В.И. Природа нейросемантических репрезентаций: стимулы, значение и личностный смысл Вопросы психологии, Т. 66, № 3, сс. 132-147 (год публикации - 2020)

8. Величковский Б.М., Котов А.А., Заботкина В.И., Носовец З.А., Голдберг Э., Зайдельман Л.Я. Heteroglossia in Neurosemantics: The Case of a Word Cluster with Mentalist Content Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, 2021, т. 1358, с. 307-318 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_36

9. Величковский Б.М., Кроткова О.А., Котов А.А., Орлов В.А., Верхлютов В.М., УШаков В.Л., Шараев М.Г. Consciousness in a multilevel architecture: Evidence from the right side of the brain Consciousness and Cognition, - (год публикации - 2020)

10. Заботкина В.И., Боттино Д., Боярская Е.Л. Cognitive Mechanisms of Ambiguity Resolution Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, 2021, т. 1358, с. 201-212 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_24

11. Заботкина В.И., Коннова М.Н. Особенности метафорической экспликации ценностных смыслов в стихотворении Б.Л. Пастернака "Рассвет" (к вопросу о путях преодоления угрозы деаксиологизации личности) Новый филологический вестник, 03 (54). СС.166-180 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00075

12. Заботкина В.И., Павленко О.В., Боярская Е.Л., Моисеева Е.Ю. Особенности репрезентации последствий пандемии Covid-19 в информационном пространстве стран Балтии Балтийский регион, 2020. Vol. 12, no.4 (год публикации - 2020)

13. Заботкина В.И., Позднякова Е.М. Репрезентация концепта COUNTERACTION в социально-культурном контексте глобальной угрозы Вопросы когнитивной лингвистики, № 4. СC. 33-42. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.20916/1812-3228-2020-4-33-42

14. Корчинский А.В. "Новое оледененье": Иосиф Бродский и глобальные угрозы Новый филологический вестник, №3(54), СС. 213-224 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00078

15. Носовец З.А., Величковский Б.М., Зайдельман Л.Я., Орлов В.А., Карташов С.И., Котов А.А., Заботкина В.И., Ушаков В.Л. Voxelwise localization of brain activity while comprehending oral Russian-language stories Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, 2021, т. 1358, с. 293-306 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_35

16. Тюпа В.И. Автор и нарратор в истории русской литературы Критика и семиотика, №1, СС. 22-39 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-22-39

17. Уколова В.И., Шкаренков П.П. Россия и Запад: Горизонт вызовов, ответов и угроз в концепции А.Дж. Тойнби Новый исторический вестник, 2020, №65, СС. 56-78 (год публикации - 2020)

18. Величковский Б.М., Воробьева О.В., Вжосек В., Заботкина В.И., Ионов И.Н., Леонтьева О.Б., Микешина Л.А., Нарский И.В., Николаи Ф.В., Позднякова Е.М., Поласик-Вжосек К., Филькин К.Т., Чубарьян А.О., Шпак Г.В. Когнитивные науки и историческое познание Когнитивные науки и историческое познание, М.: Аквилон, 2020. — 372 с (год публикации - 2020)

19. Барышников А.Е. The Dictatorship of Identity: Soviet Scholarship and Roman Imperialism Community and Identity at the Edges of the Roman World, N.Y.: Wiley-Blackwell, 2021. PP. 255-270. (год публикации - 2021)

20. - Не бойся, он с тобой: молодежь боится потери мобильника больше, чем COVID-19 Известия, 30 октября 2020 года (год публикации - )

21. - В диагнозе - тезаурус. Как цифровизация стирает индивидуальность Поиск. Еженедельная газета научного сообщества, №42 (1636) 16 октября 2020 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Проводимые в рамках проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование» коллективом Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий (НОЦ КПиТ) РГГУ при финансовой поддержке РНФ в 2017 — 2020 годах исследования полностью соответствовали вызову Е «новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности».и приоритетам Д «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства» и Ж «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», принятой указом президента от 1 декабря 2016 года N 642. В ходе проекта 2017 были заложены фундаментальные основы системных полидисциплинарных исследований в области социокультурных угроз. Впервые в мировой науке был разработан и апробирован комплексный подход к изучению проблем социального и социокультурного характера, позволяющий получить интегральное по природе и операциональное по направленности знание. Основными результатам работы стали: Корпус текстов (www.threatcorpus.org), отобранных экспертами в соответствии со специально разработанными критериями и манифестирующих социокультурные угрозы в различных типах дискурса. Тезаурус социокультурных угроз — беспрецедентную в мировой науке по объему (более 250 единиц) и системности таксономически организованную классификацию социокультурных угроз, а также социокультурных последствий так называемых «жестких» угроз, к которым относятся вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы и т.п. Отдельные единицы и таксоны Тезауруса связаны с текстами Корпуса, выделенными экспертами отрывками текстов и аналитическими комментариями к ним. В ходе работы также выявлены основные стратегии преодоления социокультурных угроз, манифестация которых была верифицирована в художественном, историографическом и новостном дискурсах. В ходе проведенных в рамках проекта по специально разработанной методике нейросемантических исследований были получены репрезентативные данные об активации отдельных участков коры головного мозга в ответ на вербальные стимулы, связанные с кластером «УГРОЗА», проведено сравнение с семантическими кластерами со сходной нейрофизиологической активацией, благодаря чему первые в мировой науке заложены основы для создания целостного нейролингвистического атласа отдельного вербального языка с привязкой к так называемой «концептуальной нервной системе». Научный задел, созданный в ходе проекта и состоящий прежде всего из теоретическо-методологической базы и справочно-информационных ресурсов, представляет интерес для ученых различных дисциплинарных областей (социологов и психологов, исследователей средств массовой информации и коммуникации и политологов, нейропсихологов, филологов и лингвистов, историков и культурологов), углубленно занимающихся изучением широчайшего спектра проблем социокультурного и политического характера. Подробное изложение исследовательских подходов и методов, отраженное в публикациях, вместе с сайтом проекта позволит начинающим исследователям (аспирантам, докторантам и соискателям) самостоятельно осваивать разработанную научным коллективом проекта методологию поли- и моно-дисциплинарного изучения проблематики социокультурных угроз, их последствий и способов преодоления. Информационно-аналитический прикладной компонент проведенных работ позволяет предоставлять экспертам органов власти и общественных институтов научно обоснованную информацию об историческом опыте противодействия социокультурным угрозам, эффективных или наоборот неудачных попытках упредить проблемы социокультурного и социально-политического характера, преодолеть последствия катастроф антропогенной и техногенной природы. Кроме того, в 2020 году в соответствии с техническим заданиям на основе проведенных исследований и мониторингов были разработаны и представлены «Предложения по преодолению социокультуных угроз» инфраструктурного характера.