КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-20198

НазваниеРазвитие произвольности у дошкольников в вариативных образовательных средах

РуководительВеракса Александр Николаевич, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2020  , продлен на 07.2020 - 06.2022. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№24 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаПсихология, развитие, произвольность, дошкольнный возраст, образовательные среды

Код ГРНТИ15.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Согласно многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, одним из ключевых достижений дошкольного возраста и компонентом готовности к школьному обучению является развитие произвольности или регуляторных функций (Выготский, 1984; Гуткина, 2000; Смирнова, 2015; Эльконин, 2006; Blair, 2002; Willoughby et al., 2012). Значимость развития когнитивной регуляции дошкольников особенно очевидна в свете той проблемы, что большое количество детей приходят в начальную школу с низким уровнем развития соответствующих навыков, и в результате они испытывают трудности в адаптации и добиваются меньших успехов в учебе (Bates, Dale & Thal, 1995; Farkas & Beron, 2004; Gathercole, Pickering, 2000; Welsch et al., 2010; Yeniad et al., 2013; Кузьмишина, 2005). Проблема диагностики и развития произвольности является одной из наиболее актуальных при анализе особенностей развития ребенка, поскольку именно регуляторные функции обладают большой предсказательной силой в отношении будущих успехов ребенка в школе, его общего когнитивного, эмоционального развития и даже социально-экономического статуса во взрослом возрасте. Измерительные инструменты развития регуляторных функций базируются на нейропсихологическом подходе, сформировавшемся в рамках культурно-исторической теории (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина, Ж.М. Глозман, Ю.В.Мекадзе). Однако адаптированных инструментов, которые бы позволили проводить комплексную диагностику различных показателей развития регуляторных функций, в настоящее время в России представлено недостаточно, что затрудняет как проблему сравнения получаемых данных с международными данными, так и построение индивидуальных развивающих маршрутов для детей дошкольного возраста. В рамках предлагаемого исследования будет проведена адаптация нейропсихологической батареи NEPSY, основанной на культурно-историческом подходе в психологии (Korkman, Kirk, Kemp, 2007), на выборке не менее 300 детей в возрасте 5-7 лет, что позволит сравнить получаемые данные с международными нормами и получить качественно адаптированный инструментарий. Важным исследовательским вопросом является вклад различных аспектов образовательной среды в становление регуляторных функций в дошкольном возрасте. Согласно культурно-исторической концепции именно специфика социальной ситуации развития оказывает решающее влияние на становление произвольности психических функций ребенка. В тоже время в России не представлены исследования, в рамках которых были бы соотнесены особенности психического развития детей и такие аспекты образовательной среды детского сада как: • Доступность и мобильность предметно-пространственной среды; • Вариативность предметно-пространственной среды; • Наличие/отсутствие условий для отдыха и комфортного пребывания ребенка (уютные уголки, мягкие игрушки, мягкая мебель); • Наличие/отсутствие и количество выделенных центров детских интересов; • Возможность самостоятельного использования детьми оборудования и материалов в центрах по интересам; • Особенности связанного с детьми оформления пространства (имеет ли большая часть демонстрируемых работ отношение к текущей деятельности детей; выполнены ли работы на стенах руками детей; преобладают ли индивидуализированные работы детей) • Специфика оборудования для развития крупной и мелкой моторики; • Особенности детско-взрослой коммуникации во время еды, сна, прогулки, гигиенических процедур; • Особенности обеспечения безопасности детей в группе; • Наличие, доступность и разнообразие книг и иллюстраций; • Соблюдение персоналом баланса между слушанием и говорением в соответствие с возрастом и способностями детей; • Обеспечение персоналом связи между письменной и устной речью ребенка; • Стимулирование педагогами размышления детей в течение всего дня, опираясь при формировании понятий на текущие события и опыт; • Введение новых понятий с учетом интересов и потребностей детей; • Наличие в коммуникации вопросов, побуждающих задавать все более развернутые ответы; • Использование знаков и символов для разметки (подписей) оборудования в группе и этапов режимных моментов для поощрения самостоятельности детей; • Преобладание индивидуального самовыражения при использовании материалов для занятий искусством; • Обеспечение условий для игр с песком и водой; • Особенности структурирования образовательной программы и распорядка дня; • Обеспечение условий для свободной игры; • Особенности корпоративной культуры работников детского сада • Особенности организации взаимодействия с родителями и др. На примере не менее 30 групп детей дошкольного возраста будет изучена взаимосвязь различных аспектов образовательной среды и развития регуляторных функций. С этой целью планируется использование «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Полученные данные позволят сформулировать рекомендации относительно создания образовательных сред, в наибольшей степени способствующих развитию регуляторных функций детей.

Ожидаемые результаты
Уровень развития регуляторных функций имеет большой прогностический потенциал. Известно, что дошкольники, которые хорошо выполняют задания, направленные на диагностику сдерживающего контроля, показывают более высокий уровень развития математических навыков (Blair, Razza, 2007; Bull, Lee, 2014; Cantin et al., 2016; Clark, Pritchard, Woodward, 2010; Yeniad et al., 2013). Развитие регуляторных функций в детском возрасте предсказывает дальнейшее развитие социальной компетенции детей (Denham, Brown, Domitrovich, 2010) и даже социоэкономический статус во взрослом возрасте (Moffitt et al., 2011). Поскольку именно в дошкольном возрасте происходит активное становление регуляторных функций, любая формирующая и коррекционная работа, направленная на развитие данных способностей, будет наиболее эффективна (Выготский, 1984; Венгер, 1967; Best, Miller, 2010; Diamond, Lee, 2011). В рамках данного исследования предполагается разработка и адаптация инструментария, который бы позволил проводить диагностику различных компонентов регуляторных функций детей дошкольного возраста. Наличие подобного инструмента позволит существенно сэкономить не только время при проведении диагностики, но и построить индивидуальный развивающий маршрут для каждого ребенка. Инструментарий позволит осуществлять диагностику внимания и произвольности - торможение, саморегуляции, контроля, выборочного внимания, распределение, объем и переключение внимания; языка и коммуникации - восприятие речи, выразительное произношение, беглости речи и способность художественного самовыражения; сенсомоторных функций – мелкая и крупная моторика, подражательная функция кисти, ритмичность и последовательность движений; визуально-пространственная ориентация; обучаемость и память - память на слова, фразы и лица; краткосрочная и долгосрочная память; восприятие, хранение и воспроизведение информации; социального развития - способности распознавать эмоции; представлять, что думает и чувствует другой человек. Полученные в результате использования шкал оценки образовательной среды данные и их сопоставление с данными о развитии регуляторных функций детей позволят на доказательной основе сформулировать: 1) Методические рекомендации по формированию в дошкольных образовательных организациях предметно-пространственной образовательной среды, максимально способствующей развитию регуляторных функций детей дошкольного возраста; 2) Методические рекомендации по формированию коммуникативной образовательной среды, максимально способствующей развитию регуляторных функций детей дошкольного возраста; 3) Методические рекомендации по использованию нейропсихологического диагностического инструментария, направленного на диагностику регуляторных функций детей дошкольного возраста; 4) Методические рекомендации по развитию регуляторных функций у детей дошкольного возраста с учетом особенностей образовательной среды организации. По итогам выполнения проекта будут подготовлены 7 публикаций в отечественных и зарубежных высокорейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus. Результаты исследования будут отражены в не менее, чем 10 тезисах докладов на российских и международных конференциях. Таким образом, результаты выполнения проекта позволят обеспечить профессионалов необходимым инструментарием для диагностики и построения индивидуальных и групповых маршрутов по развитию регуляторных функций у детей дошкольного возраста, что в свою очередь будет способствовать системному решению проблемы повышения готовности детей к школьному обучению.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Компоненты качества дошкольного образования условно можно разделить на две группы: характеристики структуры и характеристики процесса (Hestenes et al., 2015). К структуре относятся, например, количество детей в группе, количество воспитанников на одного взрослого; метраж и оснащенность группового помещения; разнообразие и доступность учебных материалов. К характеристикам процесса относятся особенности взаимодействия воспитателя с детьми, отношения, которые складываются у педагога с его воспитанниками, способ организации работы в группе и качество преподавания. Согласно многочисленным зарубежным исследованиям, показатели процесса в большей степени связаны с факторами психического развития детей, чем показатели структуры, хотя последние являются значимым средством для продуктивного взаимодействия в группе. Проведенный нами анализ зарубежных исследований, посвященных сопоставлению особенностей психического развития дошкольников и характеристик дошкольного образования, показывает связь трех основных показателей взаимодействия педагога с детьми (эмоциональной поддержки, организации в группе и методической поддержки) с социальным, эмоциональным, регуляторным и когнитивным развитием учащихся. Это доказывает особую значимость данных факторов при оценке качества образовательной среды детского сада. В связи с этим, особый интерес для изучения среды детского сада представляет использование методики CLASS (Pianta, La Paro, Hamre, 2009), направленной на оценку взаимодействия педагога и его воспитанников. Наибольшее количество эмпирических данных подтверждают влияние именно факторов эмоциональной близости на развитие когнитивных и регуляторных функций у детей дошкольного возраста, тогда как влияние особенностей организации работы в группе и качества преподавания знаний пока еще мало изучено. Предложенная нами методика оценки взаимодействия педагога и учащихся CLASS может стать, наравне с ECERS-R, полезным инструментом в дальнейшем изучении данных взаимосвязей. В рамках данного исследования проводится апробация методики CLASS в российских детских садах. Кроме того, проблематика развития регуляторных функций была проанализирована с точки зрения освоения культурного средства в ходе образовательного процесса с позиции культурно-исторического подхода. Проанализированные закономерности ставят вопрос о проведении дополнительных экспериментальных исследований, направленных на выявление степени освоения детьми культурных средств и сопоставления этих данных как с данными, показывающими специфику взаимодействия ребенка и педагога. так и уровень развития регуляторных функций детей. В этом году в рамках данного проекта была проведена диагностика воспитанников 21 старших групп детского сада, в которых также была проведена оценка качества среды. Сравнение двух наиболее контрастных групп показало, что уровень развития регуляторных функций (зрительной и слухоречевой рабочей памяти, а также когнитивной гибкости) выше у воспитанников группы детского сада с более высокими показателями качества образовательной среды по параметрам, связанным с особенностями детско-взрослой коммуникации и созданием условий для развития у детей навыков мышления в процессе общения. Дальнейшее увеличение выборки позволит уточнить выявленные связи и выявить наиболее существенные факторы развития регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования в дальнейшем могут стать основанием для совершенствования существующей системы дошкольного образования, а также лечь в основу программ повышения квалификации педагогов.

 

Публикации

1. Алмазова О.В.,Бухаленкова Д.А.,Симонян М.С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы Современное дошкольное образование, №4(86). – С. 40–49 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00016

2. БЕЛОЛУЦКАЯ А.К., ВЕРАКСА А.Н. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ Вопросы психологии, No 2, С. 1-11 (год публикации - 2018)

3. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. RELATIONSHIP BETWEEN QUALITY OF ENVIRONMENT AND COGNITIVE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGE The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V.XXXIII, p.417-426 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.44

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. LEV VYGOTSKY’S CULTURAL-HISTORICAL THEORY OF DEVELOPMENT AND THE PROBLEM OF MENTAL TOOLS Papeles del Psicólogo / Psychologist Papers, 1-6 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.23923/pap.psicol2018.2862

5. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Тарасова К.С., Леонов С.В., Якупова В.А. СВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, Т.1, с.391-393 (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В результате проведенной работы выборку нашего исследования составили 706 детей в возрасте 5-6 лет (Me = 5.6 лет) из 34 старших групп московских детских садов. Анализ собранных данных был направлен на сопоставление особенностей развития регуляторных функций и эмоционально-личностного развития дошкольников с результатами оценки качества среды по методике ECERS-R (Хармс, Клиффорд, Кайер, 2016). В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые для развития регуляторных функций и коммуникативных качеств дошкольников параметры образовательной среды детского сада. Развитие регуляторных функций у воспитанников детских садов выше в том случае, когда: 1. В группе обустроены возможности для отдыха и расслабления, 2.В группе есть много возможностей для развития крупной моторики, 3. Воспитатель организует множество возможностей для горизонтального взаимодействия (как детей, так и взрослых). Также были выявлены показатели среды, связанные с развитием эмоционально-личностной сферы дошкольников: 1) Развитие теории сознания в большей степени связано с особенностями взаимодействия ребенка с воспитателем, а понимание эмоций – с особенностями взаимодействия детей друг с другом. 2) Выявлена связь развития теории сознания с обустройством пространства, а также наличием и доступностью костюмов и прочих атрибутов для ролевых игр. 3) Интересно отметить связь с параметром “Искусство”, где эксперт должен отследить не только наличие большого количества разнообразных материалов для рисования, лепки, аппликации в свободном доступе у детей, но и то, насколько занятия по искусству направлены на индивидуальное самовыражение ребенка: отражают ли работы личный авторский замысел или сделаны по образцу за учителем. Важным результатом адаптации и апробации методик, направленных на диагностику регуляторных функций, стало издание методического пособия, посвященного развитию саморегуляции в дошкольном возрасте и использованию данного диагностического инструментария.

 

Публикации

1. АЛМАЗОВА О.В., БЕЛОЛУЦКАЯ А.К., БУХАЛЕНКОВА Д.А., ВЕРАКСА А.Н., ГАВРИЛОВА М.Н. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Вопросы психологии, №1, с. 1 -12 (год публикации - 2019)

2. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Шиян И.Б. Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников Психологическая наука и образование, Т. 23. № 6. C. 85—96 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17759/pse.2018230608

3. Веракса А., Бухаленкова Д., Алмазова О., Белолуцкая А. PRESCHOOL CLASSROOM QUALITY AND CHILDREN SOCIALEMOTIONAL DEVELOPMENT The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. ICPE 2018 International Conference on Psychology and Education, 714-723 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.83

4. Гаврилова М.Н., Веракса А.Н.,Бухаленкова Д.А. СВЯЗЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Вестник Томского государственного университета, № 433. С. 135–145 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17223/15617793/433/19

5. Веракса А.Н.,Бухаденкова Д.А.,Мартыненко М.Н. Связь качества образовательной среды и психического развития ребенка Сборник материалов конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста, 25-26 (год публикации - 2018)

6. Алмазова О.В.,Бухаленкова Д.А, Веракса А.Н.,Якупова В.А. Развитие саморегуляции у дошкольников МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках реализации проекта в 2019-2020 году была проведена оценка качества дошкольного образования в старших группах, а также индивидуальная диагностика регуляторных функций и эмоционально-личностного развития у воспитанников данных групп. В результате проведенной работы итоговую выборку исследования составили более 900 детей в возрасте 5-6 лет из 42 старших групп московских детских садов. В отчетный период была проведена серия очных и дистанционных консультаций с D.Clifford (разработчиком инструмента ECERS) и исследователями K.Sylva и B.Taggart - лидерами масштабного лонгитюдного проекта «Эффективное дошкольное, начальное и среднее школьное образование» («The Effective Pre-School, Primary and Secondary Education project» (EPPSE)). В результате проведенных консультаций были определены наиболее оптимальные статистические процедуры и дизайн анализа собранных в результате реализации проекта данных, соответствующий практике международного сообщества исследователей, использующих ECERS. Также была проведена апробация субтестов диагностического комплекса NEPSY-II для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у российских дошкольников. Выборку исследования составили 1386 детей (697 мальчика и 689 девочек) в возрасте 5–7 лет, посещающих старшие и подготовительные группы детских садов в г. Москве. В результате проведенного исследования была показана ретестовая надежность данного комплекса методик, а также получены нормы отдельно для девочек и мальчиков из 4 возрастных групп: 1) 5-5.5 лет; 2) 5.5-6 лет; 3) 6-6.5 лет; 4) 6.5 – 7лет. Кроме этого была выявлена трехфакторная структура регуляторных функций в дошкольном возрасте и особенности их развития у московских и казанских девочек и мальчиков. Данные нормы и выявленные различия будут полезны как для исследователей, так и для практических психологов в области дошкольного развития. Научные результаты, полученные на данном этапе исследования, были описаны в 2 статьях, 1 главе книги, представлены на 4 международных и всероссийских конференциях и были освещены в СМИ. Кроме того в рамках проекта был организован симпозиум, посвященный обсуждения развития понимания эмоций и теории сознания в рамках XVI Европейского психологического конгресса ЕСР 2019.

 

Публикации

1. Веракса А., Бухаленкова Д., Баянова Л. Executive Functions of Preschoolers with Different Levels of Cultural Congruence International Journal of Early Years Education, - (год публикации - 2020)

2. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Studying executive functions in senior preschoolers PsyCh Journal, 9, 144–146 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1002/pchj.310

3. Белолуцкая А., Веракса А., Бухаленкова Д., Гаврилова М. The interconnections between the quality of preschool educational environment and the development of children's executive functions EECERA ANNUAL CONFERENCE, 81 (год публикации - 2019)

4. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н. The interconnections between the quality of preschool educational environment and the development of children’s executive functions ECERS, 7-10 (год публикации - 2019)

5. Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н. Вклад характеристик предметной среды детского сада в развитие когнитивной гибкости детей Актуальные проблемы психологической науки, Конференция молодых учёных "Актуальные проблемы психологической науки" (год публикации - 2019)

6. Понс Ф., Веракса А. DEVELOPMENT OF THEORY OF MIND IN CHILDHOOD European Congress of Psychology, 553 (год публикации - 2019)

7. Веракса А.Н., Алмазова О.В.,.Бухаленкова Д.А.,Тарасова К.С., Якупова В.А. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕГУЛЯТОРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ, СДЕРЖИВАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ, КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ Психология саморегуляции:эволюция подходов и вызовы времени, глава книги (год публикации - 2020)


Возможность практического использования результатов
не указано