КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-10166

НазваниеМиграция из стран Азии и Африки как фактор распространения ВИЧ/СПИДа в России: современное состояние, механизмы регулирования, перспективы развития

РуководительДмитриев Руслан Васильевич, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2019 

Конкурс№23 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-257 - Международная безопасность (военно-политические и социально-политические аспекты)

Ключевые словаСтраны Азии и Африки, социально-политическая ситуация, ВИЧ/СПИД, очаг распространения, этнические и религиозные особенности, миграция, Россия, механизмы регулирования, прогнозные сценарии

Код ГРНТИ11.25.59


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
По официальным данным, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в России выросла скорость распространения ВИЧ-инфекции. Одной из причин этого на фоне сокращения государственной поддержки явилось сворачивание в нашей стране деятельности международных организаций, занимавшихся профилактикой распространения ВИЧ и реабилитацией ВИЧ-инфицированных. Помимо внутренних угроз распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа, возрастает роль внешних источников – стран Ближнего и Дальнего зарубежья, где формируются (страны, входившие в состав бывшего СССР) или сформировались (страны Африки и Южной Азии) очаги заболевания. Актуальность решения указанной выше научной проблемы обусловлена тем, что в сложившейся ситуации усиление международной – в том числе, трудовой – миграции из стран этих регионов в Россию может стать дополнительным фактором распространения ВИЧ/СПИДа. Как показали исследования, появление инфекции в нашей стране во второй половине 1980-х гг. связано в отношении носителей, во-первых, со студентами из стран Африки, проходящими обучение в ВУЗах СССР, и, во-вторых, с советскими гражданами, работавшими по контракту в странах этого же региона. В дальнейшем первый заслон на пути распространения ВИЧ/СПИДа «через» мигрантов установил Федеральный закон от 30.03.1995г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», согласно которому виза на въезд в страну на срок свыше трёх месяцев выдается при условии предъявления сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции. Далее последовало введение требования ко всем мигрантам о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, включающего, в том числе, сдачу анализа на ВИЧ, перед подачей ими документов в миграционную службу с целью получения патента на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства РФ. В случае обнаружения ВИЧ-инфекции у мигранта последний подлежал выдворению за пределы нашей страны. Таким образом, международная миграция на время перестала быть одной из основных угроз распространения эпидемии СПИДа в РФ. Под давлением мирового сообщества в конце 2015 г. (Федеральный закон от 30.12.2015 №438-ФЗ) Россия предприняла меры по снижению ограничений в отношении трансграничных перемещений людей с ВИЧ-инфекцией: им разрешено оставаться в России или въезжать в нее при условии, что их родители, дети или супруги являются российскими гражданами или постоянно проживают в нашей стране. Уже в 2017 г. вице-премьером О.Ю. Голодец Минздраву, Роспотребнадзору и МВД было поручено рассмотреть возможность полной легализации въезда в страну мигрантов, зараженных ВИЧ. Актуальным в контексте настоящего исследования представляется анализ возможных последствий этого решения, которое в случае принятия может способствовать росту числа ВИЧ-инфицированных за счет не только стран Дальнего, но и Ближнего зарубежья. Более того, при условии одновременной реализации находящегося на обсуждении в Государственной Думе проекта изменения Закона «О гражданстве РФ» (в соответствии с которым гражданство будет автоматически предоставляться тем, кто родился на территории стран, входивших в состав СССР или Российской империи, а также тем, у кого там родились родственники по восходящей линии), те граждане республик бывшего СССР, которые уже являются носителем ВИЧ, получат фактически неограниченный доступ на территорию нашей страны. В этой связи на начальном этапе предполагаемого исследования будет рассмотрена современная ситуация с распространением ВИЧ/СПИДа в странах Азии (в том числе входивших в состав СССР) и Африки как потенциальных источниках усиления неблагоприятной по данному заболеванию эпидемиологической обстановки в РФ. Источниками данных послужат материалы международных – ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения), ЮНЭЙДС (Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД) – и национальных статистических служб. На основе данных проведенных социологических опросов предполагается выявить факторы, способствующие миграции населения из этих стран в Россию и, что немаловажно, обусловливающие особенности его поведения, в том числе брачно-сексуального, в пределах принимающей территории. На следующих этапах исследования, составляющих его научную новизну, во-первых, будет установлен масштаб современных и – на основе авторских прогнозных расчетов – перспективных миграций в Россию с учетом эпидемиологической структуры миграционных потоков по ВИЧ/СПИДу; во-вторых, будут установлены субъекты РФ, в большей и меньшей степени подверженные негативным воздействиям со стороны международной миграции в отношении распространения ВИЧ/СПИДа; в-третьих, будет проведен критический анализ существующей и «готовящейся» российской законодательной базы на федеральном и региональном уровнях, регулирующей как миграцию в целом, так и ее здравоохранительные аспекты в частности; в-четвертых, в контексте обеспечения национальной и региональной безопасности будет предложен комплекс мер, способствующих – с учетом обязательного соблюдения прав человека, закрепленных в международных и российских документах – как снижению числа мигрантов-носителей ВИЧ, так и реабилитации уже проживающих на постоянной или временной основе в пределах РФ.

Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит получить теоретические и практические результаты, важные для совершенствования государственной политики в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции. На первом этапе исследования будет произведен отбор основных показателей для анализа тенденций распространения ВИЧ/СПИДа за 25-летний период с 1992 по 2016 гг.; проведен анализ особенностей распространения эпидемии среди основных групп риска в России, странах Азии (в том числе входивших в состав СССР) и Африки; выявлены социально-экономические и этно-религиозные факторы, способствующие снижению или повышению эпидемического порога заболеваемости различных социальных групп. Отобранные для анализа показатели будут характеризовать охват населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции, степень разработанности и внедрения профилактических программ по сокращению ее распространения. Важными показателями будут: темпы роста числа зараженных ВИЧ; доля лиц, зараженных ВИЧ, состоящих под диспансерным наблюдением; доля лиц, зараженных ВИЧ и получающих антиретровирусную терапию; уровень охвата зараженных ВИЧ беременных женщин программами химиопрофилактики передачи инфекции плоду. С учетом изменения скорости роста числа ВИЧ-инфицированных в РФ будут выделены 3 временных периода: до 2001 г. (период гиперболического роста), с 2002 по 2007 гг. (период линейного роста при замедлении его темпов) и с 2008 г. (период линейного роста с повторным увеличением его темпов). Особое внимание будет уделено периоду с 2012 г. по настоящее время, когда начался обвальный рост числа ВИЧ-инфицированных. На втором этапе исследования будут проанализированы масштабы миграции из стран Азии и Африки в Россию. С учетом выявленных на первом этапе основных очагов и социально-культурных факторов распространения ВИЧ-инфекции, а также на основе данных о распределении ВИЧ-инфицированных мигрантов, приезжающих в Россию, по странам происхождения (только 2014 и 2015 гг. «дали» более ¼ всех инфицированных иностранцев за период с 1985 г.) впервые в мировой и отечественной науке будет разработана классификация стран по уровню угрозы для РФ в отношении распространения ВИЧ мигрантами. С учетом распределения мигрантов по субъектам РФ данная классификация будет содержать информацию как для России в целом, так и для ее регионов в частности. В то же время, как показано отечественными исследователями, существует и второй, противоположный по направлению поток ВИЧ-инфекции: значительная часть первоначально здоровых трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, заражается ВИЧ на территории нашей страны. В этой связи, во-первых, на основе данных социологических опросов, будут установлены особенности брачно-сексуального поведения мигрантов из разных стран в России, и, во-вторых, на основе доступных данных статистических служб стран происхождения о ВИЧ-статусе возвращающихся из России мигрантов будет установлено, в каких странах возможно формирование вторичных очагов заболевания. На основе анализа существующих тенденций впервые будет разработан прогноз миграции населения из стран Азии и Африки в контексте распространения мигрантами ВИЧ-инфекции, который позволит в трех вариантах – пессимистическом, среднем и оптимистическом – установить вклад миграционной составляющей в рост числа инфицированных в РФ до 2030 г. Третий этап исследования будет направлен на достижение результатов, практическое использование которых позволит улучшить ситуацию с распространением эпидемии ВИЧ в РФ. С учетом выявленных особенностей будет, во-первых, изучена эффективность проводившейся до 2016 г. включительно государственной и региональной (на уровне субъектов) политики в отношении распространения ВИЧ в РФ. Во-вторых, на основе разработанного прогноза будет проведена оценка возможных последствий реализации и выявлена вероятность достижения количественных показателей, предусмотренных утвержденной постановлением Правительства РФ (Распоряжение от 20 октября 2016 г. № 2203-р) «Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» в контексте развития миграционных процессов. В третьих, будут предложены дополнения в текст утвержденной стратегии, не содержащей в настоящее время информации о роли международной миграции в развитии эпидемии ВИЧ в РФ, которые позволят усовершенствовать в данном ключе также и утвержденную Президентом РФ «Концепцию Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Современный период развития России может быть разделен на три этапа в зависимости от интенсивности скорости роста числа ВИЧ-инфицированных: до 2001 г. – гиперболического роста, с 2002 по 2007 гг. – линейного роста при замедлении его темпов, с 2008 г. – линейного роста с повторным увеличением его темпов. Период с 2012 г. по настоящее время характеризуется обвальным ростом числа ВИЧ-инфицированных. Анализ распространения ВИЧ в группах риска (работники секс-индустрии; мужчины, имеющие секс с мужчинами; люди, употребляющие инъекционные наркотики; трансгендеры; заключенные в местах лишения свободы) по странам Азии и Африки показал, что в 84 из 97 стран есть хотя бы одна подобная группа, уровень инфицирования представителей которой превышает 5%. Это означает, что только лишь в каждой восьмой стране, расположенной в этих макрорегионах, наблюдается начальная стадия эпидемии ВИЧ. К их числу относятся, прежде всего, мусульманские государства Среднего Востока и Северной Африки. В то же время генерализованная стадия эпидемии, когда ВИЧ выходит за рамки групп риска (уровень заболеваемости всего населения в целом превышает 1%), наблюдается исключительно на Сейшельских Островах и в континентальных странах Африки к югу от Сахары, за исключением государств Африканского Рога и некоторых стран Западной Африки. Все остальные страны (подавляющее их большинство составляют неарабские страны Азии) занимают промежуточное положение в отношении территориальной диффузии ВИЧ: здесь наблюдается концентрированная стадия эпидемии, которая распространяется преимущественно в рамках нескольких групп риска, однако в ближайшем будущем имеет все шансы выйти за их пределы. В то же время, если говорить об угрозе для России в отношении распространения ВИЧ мигрантами, далеко не очевидно, что именно страны Африки к югу от Сахары формируют их основные потоки. Анализ комплексного показателя потенциальной угрозы для России со стороны стран Азии и Африки в отношении распространения ВИЧ прибывающими из них мигрантами, полученного путем перемножения числа мигрантов в Россию на долю инфицированных ВИЧ в этих странах, позволил установить, что именно первый из двух множителей вносит основной вклад. Так, 52% потенциально инфицированных ВИЧ мигрантов могут дать Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. В то же время в десятку стран-лидеров по этому показателю входят две африканских страны – Намибия и Замбия. Однако данные количественные значения, в основном, иллюстрируют ситуацию за последние пять лет. Предыдущие годы рассматриваемого временного интервала могут также вносить свой вклад. Проведенный анализ числа лет, в рамках которых та или иная страна «направляла» в Россию мигрантов, показал, что сформировавшиеся миграционные потоки отличаются крайне высокой степенью устойчивости. Так, за рассматриваемый в рамках Проекта период каждая из 98 стран Азии и Африки хотя бы один раз (то есть в течение хотя бы одного года) «направляла» мигрантов в РФ. Кроме того, более трети из них формировали подобный поток ежегодно – среди них все постсоветские государства, большинство стран Северной Африки и Среднего Востока. При этом лишь 15 государств «направляли» мигрантов реже, чем каждый второй год. К ним относятся, в том числе, такие опасные в отношении распространения ВИЧ страны как Ботсвана, Свазиленд, Сейшельские острова. В то же время одни страны направляют мигрантов в большое количество субъектов РФ, другие же – лишь в строго определенные, то есть достаточно устойчивы не только сами миграционные потоки (в том числе «содержащие» ВИЧ), но и места их направления. Анализ распределения мигрантов в зависимости от страны «исхода» и субъекта РФ как территории прибытия позволил распределить все потоки на четыре группы (общегосударственного, макрорегионального, регионального и локального масштаба). Главную роль играют потоки первой группы, к которым относятся страны, «направляющие» мигрантов более чем в ¾ субъектов РФ – все постсоветские страны Азии, а также Китай, Индия, Турция, Иран и некоторые другие. Из них – лишь одна африканская (Египет). Перечисленные выше промежуточные научные результаты стали основой главного результата по итогам 1го года работы по Проекту – карты, отражающей результаты комплексной классификации стран Азии и Африки по уровню угрозы для России в отношении распространения ВИЧ и содержащей четыре крупных группы: 1) страны, со стороны которых угроза максимальна. К ним относятся Узбекистан, Казахстан и Таджикистан; 2) страны с высокой степенью угрозы: бОльшая часть стран Северной Африки и Среднего Востока, Южной и Восточной Азии, а также Нигерия; 3) страны со средней степенью угрозы: бОльшая часть стран Африки к югу от Сахары, Юго-Восточной Азии, а также «исключения» из второй группы – Ливия, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт, Непал, Бангладеш и Шри-Ланка, Лаос и Камбоджа, Филиппины; 4) страны низкой угрозы – все остальные, но крайне немногочисленные: Гамбия и Либерия, Нигер и Буркина-Фасо, Габон и Демократическая Республика Конго, Малави и Ботсвана, Свазиленд и Лесото, Эритрея и Джибути, Оман и Бруней, Бутан и Мьянма. Таким образом, иерархический кластерный анализ позволил установить вклад каждой из четырех количественных составляющих в уровень формирования миграционной «угрозы» ВИЧ: текущей ситуации в странах Азии и Африки в отношении распространения инфекции, потока мигрантов из них в Россию в целом, а также дифференциации последнего по хронологическому (за каждый год рассматриваемого временнОго интервала) и хорологическому (в каждый из субъектов РФ) признаку. Несмотря на гораздо большее распространение ВИЧ в странах Африки к югу от Сахары по сравнению со странами Азии и Северной Африки, именно последние формируют более значительную угрозу для РФ в отношении распространения ВИЧ мигрантами. Единственная страна Субсахарской Африки, которая может сравниться с ними по этому показателю – Нигерия. Промежуточные результаты работы по Проекту обсуждались в рамках круглого стола, посвященного перспективам борьбы с ВИЧ-инфекцией в "Известиях" (https://iz.ru/sites/default/files/pdf/2017/20_12_2017.pdf).

 

Публикации

1. - «Через 5–10 лет проблема ВИЧ будет решена кардинально»: Медики и ученые на круглом столе в «Известиях» обсудили перспективы борьбы с инфекцией Газета "Известия", Известия. № 240 (29978). 20 декабря 2017. С. 6. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Внеплановая работа по оценке уровня опасности распространения ВИЧ мигрантами на уровне регионов РФ на примере Северо-Кавказского федерального округа имеет следующие результаты: 1) как для России в целом, так и для отдельных субъектов РФ в частности «крайне высокую» угрозу несут азиатские республики бывшего СССР, однако если на общегосударственном уровне их совокупность образована только постсоветскими государствами Центральной Азии (кроме Туркменистана), то на уровне субъектов она дополняется странами Закавказья; 2) постоянны не только сами «содержащие» ВИЧ миграционные потоки по своему масштабу, но и начальные и конечные точки их направления. Выделяются следующие достаточно устойчивые в этом отношении системы: «Азербайджан – Дагестан», «Узбекистан – Кабардино-Балкария», «Армения – Ставропольский край», «Казахстан – Чеченская Республика». Грузия лидирует по числу «поставляемых» в Ингушетию, Карачаево-Черкессию и Северную Осетию–Аланию ВИЧ-мигрантов; 3) потоки потенциальных ВИЧ-мигрантов крайне дифференцированы по странам исхода: а) монофокальные субъекты (среди стран, которые «поставляют» мигрантов, потенциально инфицированных ВИЧ, явно выделяется одна) – Северная Осетия – Алания и Дагестан; б) бифокальные – Чеченская Республика (Казахстан и Грузия), Ингушетия (Грузия и Казахстан) и Карачаево-Черкессия (Грузия и Узбекистан); 3) олигофокальные (число «поставляющих» мигрантов стран существенно больше, чем в двух предыдущих группах, а их распределение по этому показателю – гораздо более равномерно) – Ставропольский край и Кабардино-Балкария. Разработке прогноза миграции населения из стран Азии и Африки в Россию в контексте распространения ВИЧ-инфекции предшествовала работа по выявлению особенностей брачно-сексуального поведения их жителей как потенциальных эмигрантов в Россию. Использовались данные опросов «The Demographic and Health Surveys Program» и «HIV/AIDS Survey Indicators Database» жителей тех стран, которые – в соответствии с результатами в рамках первого года выполнения проекта – представляют «крайне высокую» и «высокую» степень угрозы для РФ в отношении распространения ВИЧ мигрантами. Для дальнейшего анализа использовался ряд показателей, имеющих половую дифференциацию и отражающих то или иное брачно-сексуальное событие за последний год. Проводился факторный анализ, позволивший установить степень важности того или иного из выбранных показателей в отношении возможности распространения ВИЧ для каждой из перечисленных выше стран. Установлено, что главную роль играет показатель «доля респондентов, которые имели половые контакты с партнером, не состоящим с ними в официальном или гражданском браке» для женщин, взвешенный по доле использовавших средства контрацепции. Дальнейший анализ предполагал – на основе установленных для стран двух указанных выше групп особенностей брачно-сексуального поведения их жителей – выявление вероятности возникновения в их пределах вторичных очагов ВИЧ-инфекции. Она представляет собой комплексный показатель, объединенный на основе вклада каждого из показателей, указанных выше, взвешенных по их факторному «весу». Выявлено, что в вероятностном отношении в расчете на 1000 новых случаев ВИЧ-инфицирования «внутри» этих стран без учета миграции приходится дополнительно: 1) более 300 случаев инфицирования за счет миграций (самих мигрантов и их половых партнеров в странах исхода) – в Казахстане (306) и Нигерии (302); 2) от 100 до 300 случаев – в Туркменистане (113), Грузии (108) и Киргизии (107); 3) от 10 до 100 случаев – в Узбекистане (46), Индии (33), Йемене (25), Марокко (24), Афганистане (17), Вьетнаме (17), Армении (13) и Иордании (11); 4) менее 10 случаев – в Египте (10), Таджикистане (6), Азербайджане (6) и Пакистане (5). Следующий этап исследования предполагал разработку прогноза миграции населения из стран Азии и Африки до 2035 г. не только в трех вариантах (высоком-пессимистическом, среднем-наиболее реальном и низком-оптимистическом), но и в двух группах – в виде «чистой» текущей ситуации с распространением ВИЧ (для всех стран Азии и Африки) и с «добавлением» вероятности возникновения вторичных очагов ВИЧ вследствие миграций как таковых. Во всех вариантах лидерами по числу мигрантов с ВИЧ являются постсоветские страны Центральной Азии (кроме Туркменистана), а также страны Закавказья. Согласно первой группе прогнозов, численность мигрантов с ВИЧ, приезжающих в РФ, уже в 2019 г. составит 270 человек (низкий вариант прогноза) / 335 (средний) / 400 (высокий). К 2035 г., в соответствии с оптимистическим вариантом, она уменьшится до 162 человек в год; со среднем и пессимистическим – увеличится до 453 и 643 человек соответственно. Вторая группа прогнозов предполагает, что численность мигрантов с ВИЧ, приезжающих в РФ из стран «крайне высокой» и «высокой» степени угрозы, уже в 2019 г. составит по низкому/среднему/высокому вариантам прогноза 249/334/429 человек (по первому варианту для стран этих групп – 228/282/337 человек). К 2035 г., в соответствии с оптимистическим вариантом, она уменьшится до 149 человек в год; со среднем и пессимистическим – увеличится до 451 и 798 человек соответственно. Важным результатом является примерное равенство числа мигрантов с ВИЧ по среднему (т.е. наиболее реалистичному) варианту двух указанных выше групп прогнозов. Это означает, что вторичные очаги дают примерно столько же новых инфицированных мигрантов, сколько страны «низкой», «средне» и частично «высокой» степени угрозы. На третьем этапе работы по проекту на основе анализа группы показателей: 1) охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения (%); 2) доля лиц, зараженных ВИЧ, состоящих под диспансерным наблюдением, от общего числа лиц, зараженных ВИЧ; 3) доля лиц, зараженных ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию, от общего числа лиц, зараженных ВИЧ, состоящих под диспансерным наблюдением – проводилась работа по установлению степени эффективности региональной (на уровне субъектов) политики в отношении распространения ВИЧ в РФ. Установлено, что достижение большинства общероссийских плановых показателей осуществляется за счет существенного превышения в некоторых субъектах, в остальных наблюдается явное отставание. Наиболее уязвимы с точки зрения реализации политики противодействия распространения ВИЧ – на основе анализа комплексного показателя, объединяющего три указанных выше – регионы Юга России (Ставропольский край, Калмыкия и Адыгея); Урала (Пермский край, Свердловская и Курганская области); Сибири (Томская, Омская, Кемеровская и Новосибирская области, Алтайский край); Дальнего Востока (Чукотский а.о., Забайкальский край). Регионы Центра, Севера и Северо-Запада Европейской России представляют собой очаг наиболее благополучных с точки зрения реализации политики противодействия ВИЧ субъектов РФ. Анализ разработанных вариантов миграционного ВИЧ-прогноза – в отношении пересекающих границу РФ мигрантов и остающихся в ней после прохождения всех предусмотренных нормативными документов «заслонов» – показал, что без учета вторичных центров распространения ВИЧ в странах исхода разница между первым и вторым вариантами составляет 30%, а с учетом вероятности возникновения вторичных центров – 24%. Далее основная работа была сосредоточена на уточнении текущей и прогнозной ситуации с ВИЧ-мигрантами на основе иных ограничительных в отношении них документов, и, далее, в свою очередь, оценка эффективности содержащихся в них положений. С учетом выявленных в рамках двухлетней работы по проекту закономерностей предлагается внести в основной документ, призванный регулировать распространение ВИЧ в РФ – Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу – следующие дополнения/изменения (выделены ПРОПИСНЫМИ буквами по сравнению со строчными в текущей версии): 1) абзац 3 (раздел III, стр. 4): «повышение информированности граждан Российской Федерации, А ТАКЖЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ГРАЖДАН ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека»; 2) название главы 1 (раздел IV, стр. 5): «Информирование граждан Российской Федерации, А ТАКЖЕ ГРАЖДАН ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ БОЛЕЕ 90 ДНЕЙ, по вопросам ВИЧ-инфекции и профилактика ВИЧ-инфекции»; 3) добавить в число абзацев главы 1 (раздел IV) пункт: «ПРЕДУСМОТРЕТЬ РАЗРАБОТКУ КОМПЛЕКСА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, О ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И АССОЦИИРОВАННЫХ С НЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ»; 4) подпункт 2 пункта «Увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию» (раздел IV, глава 2, стр. 6): «расширить категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию, ВКЛЮЧИВ В ИХ ЧИСЛО ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПЛАНИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ОБУЧАТЬСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ В ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЕ 90 ДНЕЙ»; 5) в число условий реализации комплекса «… мер социальной поддержки лиц, зараженных ВИЧ» (раздел IV, глава 3, стр. 9) включить следующий: «ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРОФИЛАКТИКУ, ЛЕЧЕНИЕ И ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ГРАЖДАНАМ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ЛЕГАЛЬНУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ»; 6) первый показатель реализации Стратегии (раздел V, стр. 12): «охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения Российской Федерации И ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»; 7) особенность №8 реализации стратегии (раздел VI, стр. 14): «применение ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ подходов к мониторингу и оценке проводимых на федеральном и региональном уровнях мероприятий Стратегии…, С УЧЕТОМ ТЕКУЩЕЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ДОСТИГНУТЫХ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»; 8) абзац 2 главы 6 (Раздел IV, стр. 12): «… необходимо обеспечить … моделирование эпидемиологической ситуации, связанной с ВИЧ-инфекцией, УДЕЛИВ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРОГНОЗАМ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ С РАЗБИЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ПОТОКА ПО ГРУППАМ СТРАН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ УГРОЗЫ В ОТНОШЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИХ ЖИТЕЛЯМИ В РФ ВИЧ …»; 9) необходимо предусмотреть постепенную отмену запрещающих директив с усилением профилактической и паллиативной составляющих пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, инфицированных ВИЧ; 10) необходимо не только включить в новые формы отчетности пункты о миграции, но и дополнить нормативные документы целевыми показателями по профилактике распространения ВИЧ среди мигрантов и доступу иностранцев, инфицированных ВИЧ, к антиретровирусной терапии.

 

Публикации

1. Дмитриев Р.В. Распространение ВИЧ-инфекции в России: миграционный аспект Современные тенденции пространственного развития и приоритеты общественной географии, Т. 1. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2018. С. 160-164. (год публикации - 2018)

2. Дмитриев Р.В. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: ОПЫТ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ Юг России: экология, развитие, - (год публикации - 2019)

3. Дмитриев Р.В. ASSESSING POTENTIAL THREAT OF HIV-INFECTION SPREAD IN RUSSIA BY MIGRANTS FROM ASIAN AND AFRICAN COUNTRIES HEALTH RISK ANALYSIS, No. 3. Pp. 66-73. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.08.eng

4. Дмитриев Р.В. Оценка потенциальной угрозы распространения ВИЧ-инфекции в России мигрантами из стран Африки и Азии Анализ риска здоровью, № 3. С. 67-73. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.08


Возможность практического использования результатов
не указано