КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-73-10447

НазваниеНовые полимерные мембраны на основе фосфолирированного ПБИ, допированные неорганическими оксидами, для среднетемпературных топливных элементов

РуководительЛысова Анна Александровна, Кандидат химических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2019 

Конкурс№23 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 03 - Химия и науки о материалах, 03-603 - Фундаментальные основы создания новых металлических, керамических и композиционных материалов

Ключевые словаАльтернативная энергетика, топливный элемент, полибензимидазолы, гибридные мембраны, ионная проводимость, модификация

Код ГРНТИ31.15.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В связи с нарастающими экологическими проблемами, связанными с загрязнением окружающей среды, исчерпаемостью природных энергоресурсов, актуальным направлением исследований является разработка топливных элементов (ТЭ) для использования в качестве экологичной альтернативы традиционным источникам тока. Одно из направлений этих исследований – это создание и модификация твердых электролитов для их эффективного использования в ТЭ. Традиционно в ТЭ используют ионообменные мембраны типа Нафион. Однако их использование лимитируется высокой стоимостью, а также они имеют ряд недостатков, таких как ограниченный интервал рабочих температур и необходимость поддержания высокой влажности. На сегодняшний день мембраны на основе полибензимидазолов, допированных кислотами (серной, фосфорной), считаются одними из лучших полимеров для использования в топливных элементах, способных функционировать при повышенных температурах. Главным их недостатком является вымывание кислоты из мембран в процессе работы ТЭ и процессы кроссовера. Это приводит к снижению проводимости полимера, потере мощности батареи, а также коррозии составных частей ТЭ. Одним из актуальных подходов является функционализация полибензимидазолов кислотными группами (V. Atanasov, D. Gudat, B. Ruffmann, J. Kerres // Eur. Pol. J. 49 (2013). P. 3977-3985). При данном подходе возможно снижение количества фосфорной кислоты, требуемой для поддержания высоких значений проводимости. Известно не так много примеров функционализированных фосфокислотными группами полимеров по сравнению с сульфированными, которые были бы пригодны к использованию в ТЭ. Это связано с их невысокой проводимостью из-за более низкой кислотности фосфогрупп по сравнению с сульфокислотами. Однако их главным преимуществом является амфифильность, что позволяет им проводить протоны в среде с пониженным содержанием воды (T. Bock, H. Moehwald, R. Muelhaupt // Macromol. Chem. Phys, 208 (2007). Р. 1324–1340). В ходе проекта планируется проведение исследований новых перспективных мембранных материалов на основе фосфорилированного ПБИ-О-ФТ (ФЭПБИ-О-ФТ) (ПБИ-О-ФТ – полимер на основе 3,3',4,4'_тетрааминодифенилоксида и 3,3_бис(п_карбоксифенил)фталида). Недопированные мембраны ФЭПБИ-О-ФТ были опробованы в составе мембранно-электродного блока (МЭБ) и показали хорошие вольт-амперные характеристики. Однако за счет наличия большого количества боковых алифатических фосфорилэтильных групп эти мембраны имеют повышенную газопроницаемость и, соответственно, ток кроссовера (Ив. И. Пономарев, И. И. Пономарев, П. В. Петровский, Ю. А. Волкова, Д. Ю. Разоренов, И. Б. Горюнова, З. А. Старикова, А. И. Фоменков, А. Р. Хохлов // ДАН. 2010. Т. 432, №5. С. 632–638). Не исследована и протонная проводимость этого полимера. Также одним из способов направленного изменения свойств мембран является введение в полимерную матрицу неорганических допантов и создание новых гибридных материалов органика/неорганика (P. Sun, Z. Li, F. Dong, S. Wang, X. Yin, Y. Wang // Int. J. of Hydr. En. 42 (2017). P. 486-495). При этом удается решить многие проблемы, возникающие при использовании недопированных полимеров в энергоустановках. Такие материалы часто характеризуются улучшенными транспортными свойствами, снижением газопроницаемости, повышенной механической прочностью и термостабильностью. В качестве неорганических добавок используют гидратированные оксиды, кислые соли, неорганические кислоты (Y. Devrim, H. Devrim, I. Eroglu // Int. J. of Hydr. En. 41 (2016). Р. 10044-10052). Интересных результатов позволяет добиться дополнительная функционализация поверхности допантов группами кислотной или основной природы, что также дает возможность направленно варьировать свойства материалов (E. Quartarone, P. Mustarelli, A. Carollo, S. Grandi, A. Magistris, C. Gerbaldi /Fuel Cells 09. 3 (2009). P. 231–236). Использование частиц с модифицированной кислотными группами поверхностью может привести к увеличению протонной проводимости мембраны, а также уменьшить процесс кроссовера частиц и их вымывание из гибридных мембран в процессе работы ТЭ за счет улучшения их сродства к полимеру. В ходе выполнения проекта планируется получить новые гибридные мембраны на основе фософлирированного ПБИ, модифицированные оксидом кремния, а также оксидами кремния с поверхностью, содержащей кислотные группы, изучить их проводящие свойства и газопроницаемость. Предполагается, что использование фосфорилированного полимера приведет к снижению количества фосфорной кислоты, требуемой для поддержания высокой проводимости системы, введение оксида кремния должно уменьшить вымывание фосфорной кислоты из мембраны в процессе работы ТЭ за счет сорбционных свойств поверхности оксида. Прививка на поверхность оксида кремния кислотных групп может привести к дополнительному увеличению протонной проводимости, а также должна способствовать устойчивости оксида по отношению к фосфорной кислоте при высоких температурах и препятствовать процессам кроссовера. Для выяснения влияния природы привитых групп на свойства материалов планируется провести исследования с частицами оксида кремния, содержащими на поверхности основные группы. Планируется поиск оптимальных путей модификации, определение влияния природы допанта на свойства материала, исследование транспортных свойств и строения полученных материалов.

Ожидаемые результаты
В ходе выполнения проекта планируется разработать методики получения новых гибридных мембран на основе фосфорилированного ПБИ (ФЭПБИ-О-ФТ), а также изучить их свойства. В качестве допантов будут использованы оксид кремния, оксид кремния с привитыми углеводородными группами, содержащими основные атомы азота (имидазольная группа), оксид кремния с привитыми сульфо- или фосфокислотными группами. Для всех полученных материалов будут исследованы транспортные характеристики, термическая стабильность, сорбционно-обменные свойства, также будет определено влияние модификации на вымывание фосфорной кислоты в модельных условиях работы ТЭ. На основании этих данных будут определены оптимальные условия модификации. Предполагается улучшение транспортных характеристик мембран, снижение количества вымываемой фосфорной кислоты в процессе работы ТЭ, снижение газопроницаемости. Возможен рост термостабильности гибридных мембран. Постановка данной работы является новой, экспериментальные исследования будут проводиться на современном оборудовании, ряд экспериментальных исследований будет проводиться по методикам, разработанным в нашей лаборатории. Полученные результаты будут соответствовать мировому уровню исследований. Разработанные методики могут быть использованы для получения высокоэффективных и недорогих мембранных материалов для водород-воздушных ТЭ.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В связи с нарастающими экологическими проблемами, связанными с загрязнением окружающей среды, исчерпаемостью природных энергоресурсов, актуальным направлением исследований является разработка топливных элементов (ТЭ) для использования в качестве экологичной альтернативы традиционным источникам тока. В настоящее время использование ТЭ ограничено вследствие несовершенства существующих мембран, которые используются в их составе в качестве полиэлектролита. Традиционно в ТЭ используют ионообменные мембраны типа Нафион. Однако их использование лимитируется высокой стоимостью, а также они имеют ряд недостатков, таких как ограниченный интервал рабочих температур, что приводит к «отравлению» катализатора, и необходимость поддержания высокой влажности, которая приводит к усложнению и удорожанию конструкции ТЭ. На сегодняшний день мембраны на основе полибензимидазолов, допированных кислотами (серной, фосфорной), считаются одними из лучших полимеров для использования в топливных элементах, способных функционировать при повышенных температурах. Главным их недостатком является вымывание кислоты из мембран в процессе работы ТЭ и процессы кроссовера. Это приводит к снижению проводимости полимера, потере мощности батареи, а также коррозии составных частей ТЭ. Одним из актуальных подходов для улучшения и стабилизации свойств таких мембран является функционализация полибензимидазолов кислотными группами. При данном подходе возможно снижение количества фосфорной кислоты, требуемой для поддержания высоких значений проводимости. Кроме того, введение в полимерную матрицу неорганических допантов и создание новых гибридных материалов органика/неорганика является одним из эффективных способов направленного изменения свойств материалов. Данный проект направлен на создание и исследование гибридных материалов, где в качестве полимерной матрицы используется полибензимидазол с привитыми фосфоновыми группами (ФЭПБИ-О-ФТ), в которую внедряются оксиды кремния, в том числе поверхность которых содержит дополнительные привитые функциональные группы. В отчетном году были проведены работы по оптимизации методов синтеза гибридных мембран с внедренными частицами оксидов кремния, в том числе с привитыми сульфо-группами, в результате которых разработан способ получения прочных мембран с однородым распределением частиц допанта. С помощью просвечивающей электронной микроскопии было установлено, что в таких материалах происходит образование частиц размеров 3-5 нм, а также более крупных 20-80 нм, встречающихся значительно реже. Был получен широкий спектр составов гибридных мембран, и все материалы были охарактеризованы комплексом физико-химических методов анализа: были изучены морфология мембран, влагосодержание, ионообменные свойства, процессы, происходящие при нагревании образцов, проводимость в различных условиях и другие важные параметры. Для мембран, модифицированных оксидом кремния с функционализированной поверхностью, было установлено, что в условиях повышенной влажности воздуха наблюдается увеличение проводимости на 35% для материалов, содержащих 5-10 мас.% допанта. Исследование проводимости гибридных мембран от температуры так же показало, что введение оксидов кремния приводит к увеличению проводимости по сравнению с исходной мембраной ФЭПБИ-О-ФТ. Максимальное увеличение проводимости наблюдается для материала, содержащего 2-5% оксида кремния с сульфированной поверхностью, а в случае немодифицированного оксида максимальное увеличение проводимости наблюдается для содержания 5-10 мас.% оксида. При исследовании температурных зависимостей проводимости было установлено, что проводящие свойства исходной мембраны ФЭПБИ-О-ФТ, не содержащей допантов, при температуре выше 80°С начинают ухудшаться, что связано с начинающимся процессом выделения воды, участвующей в процессах ионного переноса. В то же время у гибридных мембран такой эффект отсутствует, что свидетельствует об их меньшей влагозависимости благодаря свойству поверхности оксидов удерживать влагу. Одним из важных параметров таких материалов, определяющих перпективность их использования в качестве мембран для ТЭ, является способность удержания фосфорной кислоты полимером условиях работы ТЭ. Поэтому было проведено тестирование полученных гибридных мембран в модельных условиях, близких к работе топливного элемента. В результате было показано, что проводимость мембран после этого возрастает, что связано с поглощением дополнительного количества воды. В данном случае принципиальную роль играют привитые фосфоновые группы, которые обеспечивают дополнительную гидратацию мембран в условиях такого тестирования, а также сохранение высокой проводимости даже при вымывании части кислоты из материала. Таким образом, на данном этапе работ получен целый ряд новых гибридных материалов на основе функционализированного полибензимидазола и оксидов кремния, в том числе с сульфированной поверхностью. Полученные материалы охарактеризованы комплексом методов физико-химического анализа. Высокие значения протонной проводимости делают такие мембраны перспективными для использования в качестве полимерного электролита в ТЭ при температурах до 140°С без дополнительного увлажнения.

 

Публикации

1. Лысова А.А., Пономарев Ив.И., Волкова Ю.А., Пономарев И.И., Ярославцев А.Б. Влияние фосфорилирования полибензимидазола на его проводящие свойства Мембраны и мембранные технологии / Petroleum Chemistry, Т. 8, № 5. С. 353–359 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1134/S2218117218050048


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В отчетном году были проведены работы по исследованию гибридных мембран на основе фосфорилированного полибензимидазола (ФЭПБИ) с внедренными частицами оксидов кремния, с привитыми функциональными группами различной природы: основной (имидазолинпропильные) и кислотной (пропилфосфоновые). Методом in situ был получен широкий спектр составов исследуемых материалов, которые были охарактеризованы комплексом физико-химических методов анализа: были изучены морфология мембран, влагосодержание, ионообменные свойства, процессы, происходящие при нагревании образцов, проводимость в различных условиях и другие характеристики. С помощью просвечивающей электронной микроскопии было установлено, что в таких материалах происходит образование частиц размеров 3-5 нм. Методом ИК-спектроскопии было исследовано взаимодействие частиц допанта и полимерной матрицы мембраны. Для мембран, модифицированных оксидом кремния с функционализированной основными группами поверхностью, было установлено, что в условиях повышенной влажности воздуха наблюдается увеличение проводимости в 1.5 раза для материалов, содержащих 10-15 мас.% допанта. Исследование проводимости гибридных мембран от температуры так же показало, что введение оксидов кремния приводит к увеличению проводимости по сравнению с исходной мембраной ФЭПБИ-О-ФТ. Максимальное увеличение проводимости наблюдается для материала, содержащего 15 мас.% оксида кремния с поверхностью, функционализированной имидазолинпропильными группами основной природы. Было также установлено, что введение оксидов кремния стабилизирует проводящие свойства материалов при температуре выше 80°С и делает их менее влагозависимыми. Одним из важных параметров таких материалов, определяющих перпективность их использования в качестве мембран для топливных элементов (ТЭ), является способность удержания фосфорной кислоты полимером условиях работы ТЭ. Поэтому на этом этапе таже было проведено тестирование полученных гибридных мембран в модельных условиях, близких к работе топливного элемента. В результате было показано, что проводимость мембран после этого возрастает, что связано с поглощением дополнительного количества воды. В данном случае принципиальную роль играют привитые фосфоновые группы, которые обеспечивают дополнительную гидратацию мембран в условиях такого тестирования, а также сохранение высокой проводимости даже при вымывании части кислоты из материала. Одной из проблем, существующих при использовании мембран ПБИ в топливных элементах, являются процессы кроссовера топлива, при которых происходит снижение мощности топливного элемента. Поэтому важно также изучение проницаемости топлива через полимерный электролит. В рассматриваемых системах внедрение в полимер оксида кремния, в том числе с модифицированной поверхностью, приводит к снижению проницаемости водорода. В ионообменных мембранах это связано с вытеснением электронейтрального раствора, определяющего проницаемость коионов и газов, из центра пор частицами допанта. Эта ситуация весьма благоприятна для использования мембран в ТЭ, поскольку это снижает кросовер топлива (водорода). Из сравнения всех полученных за время выполнения проекта данных о влиянии природы привитых на поверхность допанта функциональных групп и состава гибридных мембран на их физико-химические свойства можно сделать вывод, что наилучшие результаты достигаются при введении 10-15 мас.% оксида кремния, функционализированного имидазолинпропильными группами, обладающими основными свойствами и сродством со структурой полимера. Оптимальным методом введения допанта, при котором материалы имеют однородную структуру, является отливка раствора полимера, содержащего прекурсор для синтеза частиц, с последующим его гидролизом. Таким образом, на данном этапе работ получен целый ряд новых гибридных материалов на основе функционализированного полибензимидазола и оксидов кремния с поверхностью, функционализированной группами различной природы. Полученные материалы охарактеризованы комплексом методов физико-химического анализа. Проведено исследование влияния природы привитых групп и состава материалов на их свойства. Высокие значения протонной проводимости делают такие мембраны перспективными для использования в качестве полимерного электролита в ТЭ при температурах до 140°С без дополнительного увлажнения. Полученные в ходе выполнения проекта данные важны как с фундаментальной точки зрения, так и с практической для дальнейшего планирования состава и предсказания свойств гибридных материалов для различных областей использования. Все заявленные работы выполнены полностью.

 

Публикации

1. Лысова А.А., Пономарев И.И., Ярославцев А.Б. Effect of the nature of functional groups grafted on the surface of silica nanoparticles on the properties of hybrid proton-conductive membranes based on N-phosphorylated polybenzimidazole Mendeleev Communications, V. 29, №4 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.mencom.2019.07.015

2. Лысова А.А., Юрова П.А., Стенина И.А., Пономарев И.И., Пурселли Ж., Ярославцев А.Б. Hybrid membranes based on polybenzimidazoles and silica with imidazoline-functionalized surface, candidates for fuel cells applications Ionics, 26:1853–1860 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/s11581-019-03423-5

3. Лысова А.А., Ярославцев А.Б. New Proton-Conducting Membranes Based on Phosphorylated Polybenzimidazole and Silica Inorganic Materials, Vol. 55, No. 5, pp. 470–476 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1134/S0020168519050121

4. Лысова А.А. , Пономарев Ив.И., Волкова Ю.А., Ярославцев А.Б. N-phosphorilated polybenzimidazole as a membrane for Fuel cell applications Book of abstracts of the international conference “MELPRO 2018”, p. 157-158 (год публикации - 2018)

5. Лысова А.А., Пономарев И.И., Ярославцев А.Б. Ионный транспорт в композиционных мембранах на основе полибензимидазолов и оксидов кремния с модифицированной поверхностью Труды 14-ого Международного Совещания «Фундаментальные проблемы ионики твердого тела», С. 87, 315 (год публикации - 2018)

6. Лысова А.А., Пономарев И.И., Ярославцев А.Б. Conductive properties of hybrid membranes based on N-phosphorylated polybenzimidazole and surface-modified silica Материалы конференции Sixth International Conference on Multifunctional, Hybrid and Nanomaterials, P2.120 (год публикации - 2019)

7. Лысова А.А., Ярославцев А.Б. N-phosphorilated polybenzimidazole and hybrid membrane materials based on it Proceedings of International conference “Ion transport in organic and inorganic membranes”, P. 164-165 (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта вносят вклад в формирование научных и технологических основ создания новых функциональных наноматериалов для использования в водородных топливных элементах. Использование поверхностно модифицированных допантов позволяет улучшить транспортные свойства мембран, что может быть использовано при создании высокоэффективных полимерных электролитов для топливных элементов. Полученные в ходе выполнения проекта данные о взаимосвязи состава и свойств материалов важны с практической точки зрения для дальнейшего развития технологий получения материалов с заданными свойствами для различных областей использования.