КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-19-01527

НазваниеФизические принципы создания, функционирования и оптимизации магнито-левитационных систем нового поколения на основе гибких ВТСП лент

РуководительРуднев Игорь Анатольевич, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2019 г.  , продлен на 2020 - 2021. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-306 - Инженерно-физические проблемы электротехники и технической сверхпроводимости

Ключевые словаМагнитно-левитационные системы, высокотемпературные сверхпроводники, гибкие ленты, сила левитации, намагниченность, критический ток

Код ГРНТИ29.19.29


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Высокотемпературные сверхпроводники (ВТСП) имеют значительный потенциал для применения в устройствах на основе явления магнитной левитации, которое возникает системе сверхпроводник-постоянный магнит и проявляется, в простейшем виде, в устойчивом зависании сверхпроводника над магнитом или магнита над сверхпроводником. Магнито-левитационная система (МЛС) сверхпроводник-постоянный магнит стабильна, что крайне важно для практических применений, таких как подшипники, транспортные системы, кинетические накопители энергии. Актуальность разработок МЛС связана с необходимостью замены традиционных подшипников магнито-левитационными подшипниками, которые обладают рядом преимуществ, главное из которых отсутствие трения и, как следствие, отсутствие необходимости смазки. Такие МЛ подшипники найдут применение в кинетических накопителях энергии и электрических машинах, а также в системах, где использование смазки затруднено или невозможно, например, на космических аппаратах, в силу наличия низких температур (замерзание смазки) и трудностью проведения регламентных работ. Не менее актуальными является создание принципиально новых транспортных устройств, основанных на эффекте магнитной левитации, которые будут применяться как для низкоскоростного транспорта (бесконтактные перемещения объектов в «чистых комнатах» на высокотехнологических производствах), так и в высокоскоростном пассажирском и грузовом транспорте на магнитном подвесе. До настоящего времени прототипы магнитных подвесов и магнитных подшипников создавались на основе объемных ВТСП материалов YBa2Cu3O7-х (REBCO, RE - редкоземельный элемент). Объемные материалы имеют ряд серьезных недостатков, а именно, слабая механическая прочность, недолговечность, сложность изготовления и оптимизации формы. Эти недостатки серьезно затрудняют решение важных проблем, требующих решения, а именно, создание МЛС сложной геометрии, улучшение механических характеристик, стабильности к различным внешним воздействия, оптимизация параметров МЛС, в том числе оптимизация масс-габаритных и стоимостных характеристик. Принципиально новым подходом, который будет разработан в рамках предлагаемого проекта, является замена объемных высокотемпературных сверхпроводников на композиции, собранные из современных ВТСП лент второго поколения, сверхпроводящие, магнитные тепловые и механические характеристики которых существенно превышают аналогичные параметры объемных сверхпроводников. ВТСП ленты имеют значения плотности критического тока, на порядки превышающие значения объемных сверхпроводников. Они механически прочны из-за наличия металлической подложки, защищены от внешних атмосферных воздействий защитным слоем. Сверхпроводящие ленты легко нарезаются без потери качества на отдельные фрагменты, из которых можно собрать практически любые композиции требуемой формы и размеров. Целью настоящего проекта является изучение возможности использования ВТСП лент в МЛС нового поколения и выработки рекомендаций по практическому созданию МЛС нового поколения. Общая логика выполнения проекта заключается в последовательном движении от исследования магнитных, транспортных и тепловых характеристик ВТСП лент ведущих мировых производителей, моделировании МЛС, последующей реализации конструкций и многофакторном экспериментальном исследовании МЛС до выработки практических рекомендаций и предложений по применению ВТСП лент в различных магнито-левитационных системах. Важной частью проекта является разработка комплексной модели для расчета и оптимизации левитационных систем различной геометрии на основе современных ВТСП лент второго поколения. Ввиду специфики и сложности конфигурации расчет будет выполнен численно методом конечных элементов. Модель является мультифизической и будет включать в себя расчет магнитных и электрических полей в системе, распределения тока в сверхпроводящих лентах, а также моделирование тепловых процессов, связанных с режимами охлаждения системы, нагрева в процессе намагничивания сверхпроводника и возникновения потерь в ВТСП лентах, каналов теплопритока криостатов и элементов конструкций. Описанный выше комплексный подход будет применен впервые в РФ и соответствует мировым тенденциям в данной области знаний. В ходе выполнения проекта будут решены следующие конкретные задачи: 1. Комплексный экспериментальный анализ магнитных, транспортных и тепловых характеристик современных ВТСП лент различных ведущих производителей. 2. Построение комплексной мультифизической модели левитационной системы массив ВТСП лент – постоянный магнит. 3. Проведение расчетов МЛС методом конечных элементов с учетом реальных параметров различных ВТСП лент, в том числе с учетом механических и тепловых характеристик 4. Разработка методики и создание программного обеспечения для решения ряда задач, связанных с численным определением плотности токов, наведенных в ВТСП ленте и стопки лент, численным определением силы взаимодействия наведенных токов с магнитным полем, определение влияния режима ввода магнитного поля (предыстория намагничивания) на силу взаимодействия. Проведение этих расчетов будет выполнено в математической задаче, которая включает систему квазистационарных уравнений Максвелла и материальных уравнений, характерных для сверхпроводника. 5. Проведение экспериментальных исследований левитационных характеристик композиций из ВТСП лент, в том числе элементов сверхпроводящих катушек градиентного поля, сравнение с результатами расчета 6. Детальное исследование влияния на левитационные характеристики внешних факторов: переменное магнитное поле, знакопеременные механических вибрации, влияние температуры. 7. Оптимизация масс-габаритных параметров ВТСП композиций и конфигураций внешнего градиентного поля путем проведения расчетов и последующей экспериментальной реализации оптимальных вариантов, в том числе оптимизация параметров за счет выбора материала постоянных магнитов. 8. Исследование возможности увеличения силы магнитной левитации за счет использования магнитов захваченного потока – предварительно намагниченных ВТСП композиций, в том числе в сильных полях 9. Исследование физических механизмов и реализации намагничивания ВТСП массивов методом «магнитного насоса». 10. Обобщение комплексной модели на случай МЛС сложных геометрий, в том числе выбор конфигураций внешнего градиентного магнитного поля. 11. Моделирование на основе всех полученных данных вариантов исполнения практических МЛС нового поколения, предназначенных для различных применений, в том числе подшипников, систем управляемого левитационного транспорта, левитационных платформ, подвесов. 12. Выработка научно-обоснованных рекомендаций для практического создания МЛС нового поколения. Группа-исполнитель имеет значительный опыт по экспериментальному и теоретическому исследованию магнитных и транспортных свойств ВТСП материалов и ВТСП лент, в том числе имеет пионерские задельные работы в области магнитной левитации на стопках ВТСП лент, что подтверждается 42 публикациями за последние 5 лет в ведущих журналах, входящих в базы Web of Science и Scopus. Также группа-исполнитель обладает всеми необходимыми компетенциями и уникальным набором экспериментального оборудования, требуемого для выполнения работы, что указывает на безусловную реальность достижения целей проекта и получения заявленных результатов.

Ожидаемые результаты
В ходе выполнения проекта будут получены следующие результаты. 1. Экспериментальные данные, характеризующие магнитные, транспортные и тепловые характеристики современных ВТСП лент ведущих мировых производителей. 2. Комплексная мультифизическая модель левитационной системы массив ВТСП лент – постоянный магнит, разработанная с использованием программного продукта Comsol Multiphysics. 3.Результаты расчетов МЛС методом конечных элементов с учетом реальных параметров различных ВТСП лент, в том числе с учетом механических и тепловых характеристик. 4. Разработанная методика и программное обеспечение в среде FORTRAN для решения задач, включающих систему квазистационарных уравнений Максвелла и материальных уравнений, характерных для сверхпроводящих лент. 5. Экспериментальные данные, характеризующие левитационные характеристики композиций из ВТСП лент, в том числе элементов сверхпроводящих катушек градиентного поля, результаты сравнения с расчетными данными. 6. Экспериментальные данные, характеризующие результаты исследование влияния на левитационные характеристики внешних факторов: переменное магнитное поле, знакопеременные механических вибрации, влияние температуры, и их обобщение. 7. Научно-обоснованные рекомендации по оптимизации масс-габаритных параметров ВТСП композиций и конфигураций внешнего градиентного магнитного поля, полученные на основе проведения расчетов и последующей экспериментальной реализации оптимальных вариантов, выбор материалов постоянных магнитов. 8. Результаты исследования увеличения силы магнитной левитации за счет использования магнитов захваченного потока. 9. Научно обоснованные методики намагничивания ВТСП композиций методом «магнитного насоса» и результаты реализации этих методик. 10. Комплексная модель МЛС нового поколения со сложной геометрией. 11. Результаты моделирования на основе полученных данных вариантов исполнения практических МЛС нового поколения, предназначенных для различных применений, в том числе подшипников, систем управляемого левитационного транспорта, левитационных платформ, подвесов. 12. Научно-обоснованные рекомендации для практического создания прототипов МЛС нового поколения. Запланированные результаты будут находиться на самом современном мировом уровне и не имеют аналогов в РФ. Значимость заявленных результатов проекта заключается в том, что по завершении проекта будет получен уникальный набор экспериментальных и расчетных данных, характеризующих физические принципы использования ВТСП лент для создания магнито-левитационных систем нового поколения, будут разработаны и апробированы новые экспериментальные и расчетные методики. Полученные в ходе выполнения проекта результаты и компетенции позволят России не отстать от ведущих мировых стран в области разработки МЛС нового поколения и создать современные магнито-левитационные системы для энергетики, транспорта, промышленности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
С целью выбора наиболее подходящих производителей ВТСП лент второго поколения для дальнейшего создания магнито-левитационных систем, проведен комплексной экспериментальное исследование магнитных, транспортных и тепловых характеристик современных ВТСП лент ведущих европейских и азиатских производителей, а именно SuNam (Южная Корея), SHANGHAI SUPERCONDUCTOR (Китай), THEVA (Германия), SuperOx (Россия). ВТСП ленты второго поколения указанных фирм-производителей рассматривались как наиболее приемлемые для последующего использования в реальных магнито-левитационных системах. На полученных образцах ВТСП лент измерялись следующие характеристики: зависимости критического тока от величины и направления внешнего приложенного магнитного поля при температуре кипения жидкого азота и поле до 6 Тл; зависимости намагниченности от приложенного поля в диапазоне температур от 5 до 80 К (максимальное поле до 8 Тл), в том числе остаточная намагниченность; зависимости силы левитации от левитационного зазора при Т=77 К, теплоемкость вблизи температуры кипения жидкого азота. Полученные результаты показали, что наиболее приемлемыми лентами являются SuNam и SuperOx. Построена комплексная мультифизическая модель левитационной системы массив ВТСП лент – постоянный магнит, которая заключается в следующем: с помощью метода конечных элементов в среде моделирования Comsol Multiphysics выполняется расчет поля постоянных магнитов, производится решение уравнений Максвелла для массива ВТСП лент с учетом нелинейной вольтамперной характеристики сверхпроводника и зависимости критического тока от магнитного поля. Рассчитываются кривые намагничивания и зависимости силы левитации от расстояния между массивом и постоянным магнитом. Также моделируются тепловые процессы в материалах при охлаждении в нулевом поле (ZFC) и в присутствии внешнего магнитного поля (FC). Кроме того выполняется моделирование динамических процессов при движении массива ВТСП лент к/от постоянного магнита. Дополнительно выполняется расчет механических характеристик системы. В рамках разработанной модели проведены расчеты простых магнито-левитационных систем методом конечных элементов с учетом реальных параметров различных ВТСП лент, в том числе с учетом механических и тепловых характеристик. Получены следующие важные результаты: исследованы процессы намагничивания массива ВТСП лент в однородном и градиентном магнитном поле, а также при механическом перемещении массива лент к/от постоянного магнита для левитационных систем различных геометрий. Получены зависимости намагниченности массива лент от внешнего магнитного поля и зависимость максимальной силы левитации от числа ВТСП лет для стопок лент от 1 до 100 штук. Проанализированы особенности процессов нагрева массива лент при намагничивании во внешнем поле при охлаждении жидким азотом и с использованием безжидкостной системы охлаждения (криокулера). Показано наличие оптимальных размеров массива лент для левитационной системы. Разработана методика и создано программное обеспечение для решения ряда задач, связанных с численным определением плотности токов, наведенных в ВТСП ленте и стопки лент, численным определением силы взаимодействия наведенных токов с магнитным полем, определением влияния режима ввода магнитного поля (предыстория намагничивания) на силу взаимодействия. Расчетов выполнены в рамках математической задачи, которая включает систему квазистационарных уравнений Максвелла и материальных уравнений, характерных для сверхпроводника. С помощью разработанной методики решены задачи тестирования однородности ВТСП проводника второго поколения и расчета силы левитации стопки из нескольких лент в поле постоянного магнита. Выполненные работы 2017 года и полученные результаты дают хороший задел для успешного выполнения проекта в целом.

 

Публикации

1. И.В. Анищенко, Н.А. Минеев, С.В. Покровский Моделирование магнитных и левитационных характеристик стопок ВТСП лент Ядерная физика и инжиниринг, - (год публикации - 2017)

2. И.В. Анищенко, С.В. Покровский, И.А. Руднев The influence of cooling on the magnetic properties of the second generation HTS tapes Journal of Physics: Conference Series, - (год публикации - 2018)

3. И.В. Анищенко, С.В. Покровский, И.А. Руднев Намагниченность и сила левитации многослойных стопок ВТСП лент в градиентном магнитном поле Ядерная физика и инжиниринг, - (год публикации - 2017)

4. Подливаев А.И., Покровский С.В., Анищенко И.В., Руднев И.А. Прецизионная магнитометрическая диагностика неоднородностей критического тока в высокотемпературных сверхпроводящих лентах Письма в Журнал технической физики, Т.43, В.24, С.96-103 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.21883/PJTF.2017.24.45347.16953


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В ходе выполнения плана работ 2018 года проведены масштабные экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых данных, характеризующих параметры левитационных систем различных композиций из ВТСП лент второго поколения с учетом магнитных полей сложной формы, данных по влиянию на левитационные характеристики температуры, механических вибраций и переменного поля, разработку методов оптимизации геометрических и масс-габаритных параметров левитационных систем, исследование способов повышения критического тока ВТСП лент и силы левитации путем модификации поверхности ВТСП с помощью пико- и фемто-секундного лазерного воздействия, выяснение на уровне системы вихрей Абрикосова физических механизмов и процессов, происходящих в ВТСП лентах в неоднородном магнитном поле и напряженном состоянии. А именно, получены следующие новые результаты: 1. Получены экспериментальные данные, характеризующие левитационные характеристики различных конфигураций ВТСП лент над сборками магнитов, сложенных различными способами, в том числе над сборками из элементов сверхпроводящих катушек градиентного поля. Установлено, что массив противоположно ориентированных магнитов усиливает силу левитации по сравнению с массивом магнитов с одной ориентацией. Найдено, что значение силы левитации зависит от латерального положения стопки ВТСП лент. Показано, что максимальное значение силы левитации и высота стабильной левитации зависит от ширины противоположно намагниченных областей (в данном случае число рядом лежащих магнитов, намагниченных одинаково). Установлено, что функции зависимости максимума силы отталкивания (режим охлаждения в нулевом поле) от толщины стопки лент имеют нелинейный характер, что позволяет сделать оптимальный выбор геометрических параметров стопки при сохранении необходимых значений силы левитации. Получен широкий набор экспериментальных данных, характеризующих латеральные и вертикальные силы при латеральных смещениях. Показано, что характер экспериментальных зависимостей, в частности гистерезис латеральной силы при латеральном смещении, совпадает с результатами численных расчетов, проведенных как на основе уравнений Максвелла, так и в среде Comsol Multiphysics. 2. Выполнены расчеты методом конечных элементов левитационных характеристик композиций из ВТСП лент, а также проведено сравнение с экспериментальными данными. Получены зависимости отталкивающей силы от числа лент в стопке для намагничивания стопки ВТСП лент в градиентном магнитном поле постоянного Ne-Fe-B магнита в режиме ZFC. При стопках высотой до 40 лент зависимость носит практически линейных характер, а при дальнейшем увеличении числа лент начинает насыщаться. Это указывает на малую эффективность дальнейшего увеличения высоты стопки для достижения большего значения захваченного магнитного потока и отталкивающей силы. Показано, что сила левитации нелинейно растет с увеличением высоты стопки и с уменьшением температуры. Установлено, что определяющим фактором для охлаждения лент являются тепловые характеристики металлической подложки. Показано, что до 90% тепла отводится из ВТСП слоя ВТСП ленты массивным слоем Хастелоя. В то время как при возникновении локальных «горячих пятен» в сверхпроводнике медный слой отвечает за быстрое рассасывание пятна и, таким образом, дополнительно выполняет помимо функции шунтирующего материала, функцию термической стабилизации. Проведено исследование левитационных характеристик стопок ВТСП лент в магнитных полях сложных конфигураций, получающихся в результате различных магнитных сборок. Установлено, что для стопок лент небольшой высоты (до ~15 лент) сила левитации меняется несущественно при изменении геометрии магнитных сборок. В то же время найдено, при дальнейшем увеличении числа лент в стопке сила левитации зависит от варианта сборки. Показано, что во внешнем магнитном поле сборки Халбаха стопка из 30 ВТСП лент показывает прирост в силе левитации более чем на 30% по сравнению с другими конфигурациями магнитных сборок. При моделировании системы «разрезные ВТСП кольца−постоянный магнит» установлено, что сила левитации в такой системе в 2 раза больше по сравнению с плоским ВТСП диском с аналогичным объемом сверхпроводящего материала. Исследование влияния ширины ВТСП ленты и диаметра кольца на величину захваченного потока и силу левитации показало, что увеличение ширины ленты или диаметра кольца приводит к большей степени захвата потока (степень захвата потока определяется как отношение максимального захваченного поля к приложенному внешнему магнитному полю). Расчет карты распределения наведенных токов в сверхпроводящем кольце показал существование области растекания токов на краях ВТСП ленты, из которой формируется кольцо. Найдено, что c увеличением ширины ленты, продольный размер области растекания тока уменьшается. 3. Спроектирован, изготовлен и испытан стенд для исследований влияния внешних факторов на левитационные характеристики: температуры, переменного магнитного поля, знакопеременных механических вибраций. Стенд имеет следующие технические характеристики: • Размеры исследуемых образцов – стопки из лент 12х12 мм, толщиной до 20 мм. • Диапазон изменения температур – от 30 до 300 К. • Точность измерения силы – 0.1 Н • Шаг перемещения при измерении силы – 2 мкм • Частота механических вибраций – до 10 Гц, с возможностью увеличения частоты • Амплитуда переменного магнитного поля - до 80 Эрстед Данный экспериментальный стенд использован для проведения экспериментальных исследований по влиянию различных внешних факторов на левитационные свойства стопок из ВТСП-лент. 4. С использованием описанного в пункте 3 стенда получены уникальные экспериментальные данные, характеризующие влияние на левитационные характеристики внешних факторов: температуры, знакопеременных механических перемещений (вибраций), переменного магнитного поля. В качестве образцов использовались стопки ВТСП лент от различных мировых производителей. Стопки состояли набора одиночных квадратных лент, вырезанных из длинной ленты шириной 12 мм. Количество слоев в стопке варьировалось от 5 до 100. В качестве источника магнитного поля использовалась сборка из 4х круглых постоянных NdFeB магнитов. В результате измерений, проведенных в FC и ZFC режимах охлаждения, установлено влияние температуры на левитационные характеристики стопок ВТСП-лент. Найдено, что в случае FC охлаждения (а именно такой режим используется на практике в левитационных системах для достижения стабильной левитации), охлаждение ниже температуры кипения жидкого азота дает выигрыш в силе левитации менее 10%, что не является существенным значением с учетом сложности системы охлаждения и поддержания температуры ниже 77 К. С учетом новых полученных данных по температурным свойствам ВТСП-лент различных производителей наиболее эффективными для применения в левитационных системах являются ленты производства фирмы СуперОкс. Проведенные экспериментальные исследования влияния латеральных циклических перемещений показали, что сила левитации, как и латеральная возвращающая сила, зависят от количества циклов движения и спадают с каждым циклом. Скорость затухания первоначально увеличивается с количеством лент в стопке до максимума на 30 лентах, после чего скорость затухания уменьшается и становится постоянной для стопок более 40 слоев. Установлено наличие гистерезиса вертикальной и горизонтальной составляющих силы левитации при циклических латеральных смещениях (что указывает на наличие потерь энергии при вибрациях). Показано, что площадь петли гистерезиса уменьшается с количеством элементов в стопке. В результате исследования влияния переменного магнитного поля показано, что переменное магнитное поле, направленное перпендикулярно направлению действия силы левитации, приводит к снижению силы левитации. Величина подавления линейно возрастает с увеличением амплитуды переменного поля. С увеличением частоты переменного магнитного поля подавление значительно уменьшается. Найдено, что подавление силы левитации в скрещенном поле до 80 Э в целом не превышает 1,4%. 5. Проведены исследования и выработаны обоснованные рекомендации по оптимизации левитационных систем двух типов: линейная и аксиально симметричная. Для реализации лабораторного прототипа левитационной системы были выбраны магнитные сборки на основе постоянных магнитов (прямоугольных и секторальных). Показано, что оптимальным является максимально плотное размещение магнитов в сборке. Зависимость максимальной силы левитации от расстояния между магнитами является монотонной и спадает с увеличением расстояния. Определено расстояние между ВТСП композицией и магнитной сборкой для достижения большой силы левитации и уменьшения потерь на перемагничивание ВТСП лент. Показано уменьшение неоднородности в 3 раза (до 4.5%) на расстоянии 2 мм от постоянных магнитов сборки при этом амплитуда поля уменьшается на 32%. Показано возникновение тормозящей силы при плотной укладке магнитов в сборке для многослойной сборки равной 8.1 10-8 Н. Определены оптимальные размеры ВТСП композиций и величины магнитных полей для достижения высокой силы левитации при минимальных масс-габаритных параметрах. Разработаны, спроектированы и реализованы концепции лабораторных прототипов линейной и аксиальной левитационных систем с использованием ВТСП лент второго поколения. 6. Предложен и реализован метод создания искусственных дефектов микронного диапазона в ВТСП лентах второго поколения с помощь ультракоротких (фемто- и пико-сеундных) лазерных импульсов. Проведено исследование локальных и интегральных магнитных и транспортных характеристик исходных и модифицированных ВТСП лент. Показан рост транспортного тока на 7%, локального тока на 49% в нулевом магнитном поле. Выполнены измерения намагниченности и критического тока в широком интервале магнитных полей при различных температурах исходных и модифицированных лент. Получено улучшение критического тока в магнитном поле до 10 Тл в ориентации H||c после воздействия. Установлено повышение критического тока модифицированной ленты в магнитных полях различной ориентации. Найдены оптимальные параметры воздействия, приводящие к повышению магнитных, транспортных и левитационных характеристик ВТСП лент второго поколения: длительность импульса - 25 пс, длина волны - 870 нм, шаг сетки массива - 50 мкм. Повышение критического тока на 49% наблюдалось для условий: отверстие глухое, радиус-7 мкм, энергия - 2000 нДж, одноимпульсный режим. Повышение критического тока на 15,6% наблюдалось для условий: отверстие сквозное, радиус 1-1.5 мкм, энергия 150 нДж, многоимпульсный режим, серия из 20-ти импульсов в точку. 7. Методом Монте-Карло выполнено моделирование вихревой решетки в слоистом ВТСП, помещенном в неоднородное магнитное поле. Получены вихревые конфигурации, возникающие в стопке сверхпроводящих плоскостей, помещенных в градиентное магнитное поле. Проведен анализ для случаев бездефектного и дефектного сверхпроводника. Оценена предельная толщина, при которой образец ведет себя в неоднородном поле как тонкая пленка. Рассчитаны зависимости энергии сверхпроводника в магнитном поле в зависимости от расстояния до магнита, показано наличие минимумов на данных зависимостях, соответствующих устойчивым положениям образца. Проведено численное исследование влияние деформаций на динамику вихревой решетки, критическую плотность тока и крутизну вольтамперных характеристик материала ВТСП методом континуального Монте-Карло. Степень деформации моделировалась посредством введения в образец микротрещин, возникающих в реальных материалах в эксперименте. Для трех концентраций точечных дефектов рассчитаны серии вольтамперных характеристик образца при различных степенях деформации. Получены качественно согласующиеся с экспериментом спадающие зависимости критической плотности тока и показателя степени вольтамперной характеристики от степени деформации. Определены границы применимости модели расчетов. Впервые обнаружена ступенчатость вольтамперных характеристик деформированных образцов, связанная с чередованием процессов заморозки и разморозки вихревой решётки. Процесс заморозки заключается в практически полной остановке движения вихрей, которое приводит к незначительному увеличению напряжения при увеличении плотности пропускаемого через образец транспортного тока. Данное явление было продемонстрировано на усредненных вихревых конфигурациях образца при различных степенях деформации в различных точках вольтамперной характеристики. Показано, что наличие трещин создает каналы для движения вихрей, из-за чего происходит снижение критической плотности тока. Выполненные работы 2018 года и полученные результаты дают хороший задел для успешного выполнения проекта в целом.

 

Публикации

1. А.И. Подливаев, И.В. Анищенко, С.В. Покровский, И.А. Руднев Contactless Verification of the Defects in 2G HTSC Tapes With Two-Side Superconducting Layers IEEE Transactions on Applied Superconductivity, V.28, No 4, pp 9001005-5 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/TASC.2018.2816108

2. В.А. Кашурников, А.Н. Максимова, А.Н. Мороз, И.А. Руднев A high-temperature superconductor under applied strain: vortex dynamics and critical current density Superconductor Science & Technology, V. 31, #11, pp. 115003-115011 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1088/1361-6668/aade1d

3. И. В. Анищенко, С. В. Покровский, И. А. Руднев Моделирование систем магнитной левитации на основе сверхпроводящих колец Краткие сообщения по физике ФИАН, №12, сс. 3-8 (год публикации - 2018)

4. С.В. Покровский, О.Б. Маврицкий, А.Н.Егоров, Н.А. Минеев, А.А. Тимофеев, И.А. Руднев Effect of picosecond laser exposure on the transport characteristics of second-generation HTS tapes Journal of Physics: Conference Series, V.941, pp.012078-4 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1088/1742-6596/941/1/012078


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В ходе выполнения плана работ 2019 года проведены экспериментальные и теоретические работы, направленные на получение новых физических результатов, отражающих исследования возможности увеличения силы магнитной левитации за счет использования магнитов захваченного потока в виде предварительно намагниченной ВТСП стопок в сильных магнитных полях, исследования физических механизмов и экспериментальной реализации намагничивания ВТСП композиций методом «магнитного насоса». Проведено обобщение комплексной расчетной модели на случай магнито-левитационных систем сложных геометрий, в том числе для конфигураций внешнего градиентного магнитного поля. Выполнено моделирование ряда магнито-левитационных систем, предназначенных для различных применений. Сформулированы основные научно-обоснованные рекомендации для последующего практического создания магнито-левитационных систем нового поколения. А именно, в соответствии с заявленным планом работ на 2019 выполнены следующие работы и получены результаты: 1. Проведены экспериментальные исследования, направленные на поиск возможности увеличения силы магнитной левитации за счет использования магнитов захваченного потока – предварительно намагниченных ВТСП композиций, в том числе в сильных полях. Эксперименты были проведены путем намагничивания ВТСП стопок в режиме охлаждения в поле при азотной температуре в сверхпроводящем соленоиде с максимальным приложенным полем 3 Тл. Измерения силы взаимодействия между намагниченной стопкой и постоянным магнитом при вертикальном и латеральном перемещениях выполнялось на специально изготовленном стенде. Установлено, что: a) При увеличении внешнего приложенного поля при намагничивании ВТСП стопки, сила левитации увеличивается с тенденцией к насыщению. б) Разница в силе левитации намагниченной и немагнитной стопки ВТСП лент растет с ростом числа лент в стопке. в) Увеличение захваченного магнитного потока не только обеспечивает большую силу левитации, но также приводит к большему затуханию силы левитации при боковых смещениях. г) Коэффициент затухания силы левитации при латеральных колебаниях увеличивается с увеличением намагниченности. Однако в случае полностью намагниченных стопок коэффициент затухания практически одинаков для стопок разной высоты. д) Снижение силы левитации при боковых циклических движениях замедляется с каждым циклом и имеет тенденцию к насыщению. В случае ненамагниченной стопки насыщение происходит раньше. Таким образом, немагнитные стопки демонстрируют более высокую стабильность по отношению к боковым смещениям. 2. Выполнено исследование физических механизмов и реализации намагничивания ВТСП композиций методом «магнитного насоса». Реализация намагничивания стопок ВТСП, обсуждаемая в пункте 1 может быть осуществлена сверхпроводящим или резистивным магнитом (например, магнитом Биттера). Однако такие установки требуют значительных энергетических и инфраструктурных ресурсов. Кроме того, при работе левитационных систем под действием термических возбуждений и циклическом перемагничивании происходит уменьшение захваченного магнитного потока и, соответственно, сила левитации также уменьшается. Решением проблемы может быть использование методики накачки магнитного поля с помощью компактной системы, с возможностью встраивания в левитационную систему. В проекте были выполнены экспериментальные и теоретические работы по намагничиванию ВТСП композиций методом «магнитного насоса», а именно, исследование возможности намагничивания относительно большого по площади сверхпроводящего композита значительно меньшим источником магнитного поля. Экспериментально были проверены два основных варианта «магнитного насоса», являющихся аналогами конфигураций, рассмотренных теоретически: намагничивание с помощью миниатюрного NdFeB постоянного магнита и локальной катушки импульсного поля. Для исследования процессов намагничивания был изготовлен экспериментальный стенд, в котором реализована возможность намагничивания образца в различных режимах при перемещении магнита, использования катушки, а также измерение локального распределения захваченного магнитного потока методом сканирующей холловской магнитометрии. Были проведены экспериментальные исследования, результаты которых качественно совпадают с результатами теоретических расчетов. При использовании метода «магнитного насоса» с источником поля, значительно меньшим размера ВТСП ленты было показано, что с помощью магнитного насоса имеется возможность достижения уровня намагниченности ВТСП композиции более 90% от максимального значения. Установлена зависимость профиля распределения Bz(x,y) от метода накачки и амплитуды магнитного поля. Определена зависимость захваченного магнитного потока от числа циклов накачки для случая центрального намагничивания 3. Выполнено обобщение комплексной модели на случай магнито-левитационных систем сложных геометрий, в том числе выбор конфигураций внешнего градиентного магнитного поля. Использованный на данном этапе Т-А формализм является одним из самых новых сеточных методов, основная идея которого заключается в использовании формулировок токового векторного потенциала (ТВП) для сверхпроводящей области, и магнитного векторного потенциала (МВП) для непроводящих областей. Суть сопряженного метода состоит в том, что определение условий непрерывности вдоль границ областей, описываемых различными формулировками, заключается в таком пространственном разделении расчетной геометрии, при котором области обмениваются решениями между собой, что требует одновременного решения задач в терминах ТВП и МВП, а также решения H-формулировки для тех областей, в которых A-T формулировка неприменима. Разработанная модель хорошо подходит для расчета систем с подвижными элементами, в том числе для роторных систем с большим количеством оборотов, и является более гибкой и эффективной с точки зрения затрат вычислительных ресурсов и времени. Смешанная формулировка демонстрирует на порядки более быструю сходимость динамических задач. Особенности обобщенной модели: - прямое моделирование движения источников магнитных полей; - использование экспериментальных магнитных и транспортных характеристик ВТСП лент в качестве входных параметров модели; - возможность использования модуля оптимизации для определения наиболее подходящих конфигураций системы, в том числе конфигураций внешних градиентных магнитных полей; - учет слоистой структуры ВТСП композитов; - возможность расчета МЛС с большим числом лент; - возможность выбора метода намагничивания (FC, ZFC) и режима охлаждения (жидкий азот, криокулер). Таким образом, разработанная комплексная мультифизическая модель является универсальным инструментом для расчета сложных МЛС на основе ВТСП лент, их оптимизации, и предсказания магнитных характеристик в различных режимах охлаждения и нагрузки. 4. В результате выполнения работ получены результаты моделирования различных вариантов исполнения МЛС на основе ВТСП лент второго поколения. Электромагнитные и левитационные характеристики различных конструктивных схем магнитных опор и подвесов были рассчитаны в широком интервале рабочих температур. В частности, получены температурные зависимости силы левитации стопки из 50ти ВТСП лент в градиентном поле магнитной сборки, состоящей из цилиндрических постоянных магнитов. Результаты расчётов согласуются с экспериментальными данными по измерению зависимости силы левитации от температуры для режимов намагничивания FC и ZFC. Зависимости силы взаимодействия между стопкой ВТСП лент и магнитной сборкой получены для стопок лент различной высоты для трех видов магнитных сборок, наиболее часто применяемых в системах высокоскоростного левитационного транспорта: сборка с сонаправленными магнитами, сборка со встречно направленными магнитами и магнитная сборка Халбаха. Максимальные силы левитации достигаются для магнитной сборки Халбаха, однако сила достаточно быстро убывает с высотой, в связи с чем данный тип магнитной сборки целесообразнее применять в роторных системах, которые не нуждаются в поддержании большой величины левитационного зазора. Кроме того, гистерезисная особенность для намагничивания стопки в поле сборки Халбаха выражена слабее, чем для случая сборки с сонаправленными магнитами, поэтому потери энергии на перемагничивание для сборки Халбаха будут меньше. Для магнитных подвесов оптимально использовать магнитную сборку со встречной ориентацией постоянных магнитов. 5. На основе анализа теоретических и экспериментальных результатов, полученных при выполнении данного проекта выработаны научно-обоснованные рекомендации для практического создания МЛС нового поколения. Рекомендации сформулированы по следующим категориям: рекомендации по применяемым ленточным ВТСП материалам, их свойствам, архитектуре, геометрии, преимуществам по сравнению с объемными ВТСП материалами; рекомендации по тепловым характеристикам стопок ВТСП лент, способам изменения и улучшения тепловых характеристик композиций из ВТСП лент; рекомендации по использованию ВТСП лент в МЛС при пониженных температурах, способы увеличения силы магнитной левитации; рекомендации по использованию различных конфигураций постоянных магнитов; рекомендации по инструментам и методикам при проектировании и расчету МЛС. Все полученные результаты соответствуют самому современному мировому уровню и не имеют аналогов в РФ. По результатам работ в отчетный период: - опубликовано 10 статей, входящих в базу WoS и Scopus; представлено 8 докладов на международных конференциях, подана заявка на патент, имеется публикация в СМИ - РИА НОВОСТИ «Российские ученые нашли новую основу для левитирующего транспорта» https://ria.ru/20191120/1561121715.html .

 

Публикации

1. А.И. Подливаев, И.А Руднев Магнитное торможение и энергетические потери в бесконтактных подшипниках на основе сверхпроводящих лент Журнал технической физики, Т. 90, N 4, 593-597 (год публикации - 2020)

2. Анищенко И.В., Покровский С.В., Руднев И.А. Simulation of magnetization and heating processes in HTS tapes stacks Journal of Physics: Conference Series, Vol. 1238, Issue 1, p. 012020 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1238/1/012020

3. Анищенко И.В., Покровский С.В., Руднев И.А., Осипов М.А. Modeling of magnetization and levitation force of HTS tapes in magnetic fields of complex configurations Superconductor Science and Technology, vol. 32, no. 10, p. 105001 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1361-6668/ab2bbe

4. Осипов М.А., Стариковский А.С., Абин Д.А., Покровский С.В., Анищенко И.В., Руднев И.А. The Influence of Cryogenic Temperature on Characteristics of Superconducting Maglev Systems Refrigeration Science and Technology, Proceedings of 15TH CRYOGENICS 2019 IIR INTERNATIONAL CONFERENCE ( Prague, CZECH REPUBLIC), pp. 357-362 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.18462/iir.cryo.2019.0049

5. Осипов М.А., Стариковский А.С., Абин Д.А., Руднев И.А. Influence of the critical current on the levitation force of stacks of coated conductor superconducting tapes Superconductor Science and Technology, vol. 32, no. 5, p. 054003 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1361-6668/ab06e6

6. Осипов М.А., Стариковский А.С., Руднев И.А. Comparison of levitation forces of the cc-tapes stacks from different manufacturers Journal of Physics: Conference Series, vol. 1238, issue 1, p. 012005 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1238/1/012005

7. Подливаев А.И., Покровский С.В., Анищенко И.В., Руднев И.А. Magnetometry Diagnostics of Defects in High-Temperature Superconducting Tapes in a Gradient Magnetic Field Technical Physics, vol. 64, pp. 480-489 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1134/S1063784219040170

8. Покровский С.В., Маврицкий О.Б., Егоров А.Н, Минеев Н.А., Тимофеев А.А., Руднев И.А. Influence of ultrashort laser drilling on magnetic and transport characteristics of HTS tapes Superconductor Science and Technology, vol. 32, no. 7, p. 075008 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1361-6668/ab14a3

9. Руднев И.А., Осипов М.А., Покровский С.В., Подливаев А.И. The influence of cyclical lateral displacements on levitation and guidance force for the system of coated conductor stacks and permanent magnets Materials Research Express, vol. 6, no. 3, Art. no. 036001 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/2053-1591/aaf7ae

10. Руднев И.А., Подливаев А.И., Осипов М.А., Абин Д.А., Анищенко И.В., Покровский С.В. Energy losses in magnetic contactless bearings on the base of high-Tc superconducting tapes Journal of Physics: Conference Series, vol. 1293, p. 012064 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1293/1/012085

11. И.А. Руднев, А.И. Подливаев, С.В.Покровский, Д.А. Абин , И.В. Анищенко, М.А. Осипов Бесконтактный магнитный подшипник с обмоткой из высокотемпературных сверхпроводящих лент -, рег. номер 2019138252 (год публикации - )

12. - Российские ученые нашли новую основу для левитирующего транспорта РИА НОВОСТИ, МОСКВА, 20 ноя – РИА Новости. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта имеют высокий потенциал для использования при создании энергоэффективных сверхпроводящих подшипников, гироскопов, кинетических накопителей энергии, транспортных высокоскоростных систем на магнитном подвесе, сверхпроводящих двигателях и генераторах.