КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-19-01269

НазваниеСоздание сверхпроводниковых электрических машин с высокой удельной мощностью для перспективных более/полностью электрических самолетов

РуководительКовалев Константин Львович, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2019 г.  , продлен на 2020 - 2021. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-306 - Инженерно-физические проблемы электротехники и технической сверхпроводимости

Ключевые словаболее электрифицированный самолет, ВТСП, сверхпроводимость, электрогенератор, авиационный генератор, электромеханика

Код ГРНТИ45.29.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью работы является разработка и создание основ расчета и проектирования новых типов электрических машин на основе высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) второго поколения (ВТСП-2) для более/полностью электрических самолетов (БЭС/ПЭС). Также целью работы является разработка, проектирование, изготовление макета ВТСП-2 электрической машины с существенно улучшенными массогабаритными характеристиками для БЭС/ПЭС. Исследования по разработке и созданию новых типов ПЭС в последние годы активно ведутся в России и за рубежом. Как показывают исследования, наиболее перспективными энергоустановками и двигателями для ПЭС являются электрические машины на основе эффекта сверхпроводимости (СП). При использовании СП технологий возможно снижение расхода топлива и увеличение КПД средне- и дальнемагистральных самолетов. Одной из концепций ПЭС является летательный аппарат (ЛА) с гибридной силовой установкой. В такой схеме высокооборотная газовая турбина приводит во вращение электрогенератор классической конструкции, либо сверхпроводниковый. Преимуществом ВТСП синхронных генераторов является то, что они обладают существенно меньшей массой (до 6 раз) и размерами (в 3-4 раза) и увеличенным КПД по сравнению с традиционными аналогами. Электрическая энергия от ВТСП генераторов через преобразователи частоты подается на маршевые ВТСП электродвигатели. Применение высокотемпературных сверхпроводников в составе электрической машины позволяет увеличить значения удельной мощности до 10–15 кВт/кг, что является необходимым требованием для создания подобной системы, в то время как величина удельной мощности лучших авиационных электрических машин традиционного исполнения находится на уровне не выше 4 кВт/кг. Распределенная схема привода несущих винтов может быть выполнена с помощью достаточно большого количества маршевых двигателей, что обеспечит более высокую маневренность и живучесть ЛА. При реализации данной схемы возможно многократное резервирование генерирующих мощностей ПЭС, а также повышение КПД и экологичности ЛА гражданского и военного назначения. Немаловажным преимуществом является также снижение шума (в десятки раз) традиционного авиадвигателя при замене его электродвигателем. При этом может быть сохранена или даже увеличена степень двухконтурности. ВТСП электрические машины с повышенной удельной мощностью являются новыми типами электрических машин, для разработки и создания которых необходимо проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Данная работа предполагает создание методик расчета и проектирования ВТСП электрических машин с удельной мощностью более 10 кВт/кг для ПЭС с учетом электромагнитных, тепловых и механических процессов, а также создание макета такой электрической машины.

Ожидаемые результаты
Научные результаты проекта: 1. Будет проведен сравнительный анализ различных схем распределенной тяги, включающих различное число сверхпроводниковых электрических машин на основе ВТСП лент второго поколения. Это позволит определить требуемые параметры для осуществления проектирования сверхпроводниковых генераторов и электродвигателей ПЭС. Данное исследование позволит сделать прогноз о наиболее вероятных путях развития электрических машин с повышенными удельными параметрами, выбрать рациональные конструктивные схемы ВТСП электрических машин и поднять уровень отечественных разработок в данной области на уровень, опережающий мировой. 2. Будут разработаны методики расчета и проектирования ВТСП электрических машин и даны оценки их основных параметров с учетом свойств современных высокотемпературных сверхпроводниковых материалов 2-го поколения (ВТСП-2). Учитывая специфику создания ВТСП-2 материалов и электрических машин на их основе, можно сказать, что разработанные методики будут носить уникальный характер. Они позволят перейти непосредственно к конструированию новых типов ВТСП электрических машин, которые в ближайшие 20 лет будут составлять большую часть специальных электрических машин, применяемых в авиационной технике, морском и наземном транспорте. 3. Будет выполнен эскизный проект ВТСП электрической машины с увеличенной удельной мощностью. При разработке конструкции таких машин будет учтено влияние на массовые характеристики таких элементов конструкции, как криостат, тепловые и электромагнитные экраны, узлы подвода хладогента и пр., что обусловлено наличием сверхпроводниковых обмоток. 4. Будет разработана конструкция ВТСП электрических машин, выполнены проверочные тепловые и механические расчеты. Эти расчеты являются завершающим этапом проектирования и необходимы для подтверждения правильности выбранных технических решений. Научная новизна обоснована необходимостью учета повышенных механических нагрузок, вызванных сильными магнитными полями ВТСП обмоток, и влиянием магнитного поля катушек на свойства сверхпроводников. Сложность и уникальность теплового расчета также обусловлена необходимостью учета влияния теплового режима работы ВТСП катушек на выходные параметры электрических машин. После корректировки параметров будет выполнен технический проект. 5. На основе технического проекта будет изготовлен макет ВТСП электродвигателя с увеличенной удельной мощностью. Создание макета позволит проверить работоспособность изделия, подтвердить правильность технических решений, отладить систему управления ВТСП электродвигателем и определить ключевые параметры ВТСП обмоток в составе магнитной системы электрической машины. Экспериментальные исследования позволят построить характеристики новой ВТСП электрической машины, сравнить их с расчетными, а также сопоставить с параметрами электрических машин традиционного исполнения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В отчетном году были выполнены следующие работы: 1. Проведен анализ российских и зарубежных разработок в области создания электрических машин для более и полностью электрических самолётов. Он показал, что снижение полной взлетной массы, эксплуатационных расходов, времени технического обслуживания и увеличение топливной эффективности возможно при увеличении электрификации борта или переходе к ПЭС. 2. Анализ мировых исследований в области создания полностью электрического самолета показал, что такие летательные аппараты созданы лишь на небольшое число пассажиров и мощность их электродвигателей незначительна. Однако, практически все концепции крупных ПЭС, в той или иной степени,подразумевают использование сверхпроводниковых технологий. 3. После проведенного анализа были выбраны наиболее перспективные концепции построения ВТСП электрических машин с высокими удельными параметрами, которые технически реализуемы в ближайшее время. 4. После изучения принципиальных схем ВТСП электрических машин показано, что наибольшей удельной мощностью обладает полностью сверхпроводниковая электрическая машина без стального магнитопровода на основе ВТСП. При выходной мощности электрической машины более 1МВт соотношение мощности к массе составит более 10 кВт/кг. 5. Разработаны основы теории и создана аналитическая методика расчета основных параметров полностью ВТСП электрической машины с ферромагнитным экраном. Методика учитывает геометрические размеры активной зоны, число пар полюсов, критический ток ВТСП ленты, включает в себя выражения для определения потерь в активных элементах и расчета их температуры. 6. Для уточнения разработанной аналитической методики расчета полностью сверхпроводниковых электрических машин была проведена серия электромагнитных, тепловых и прочностных расчетов методом конечных элементов. Они показали, что аналитический расчет обеспечивает достаточную точность при определении удельной мощности и других основных параметров полностью сверхпроводниковых электрических машин. Поэтому, разработанная аналитическая методика позволяет сократить время проектирования ВТСП электрических машин для конкретной области применения. В результате всех выполненных работ на этапе бала разработана и теоретически проверена методика расчета и проектирования ВТСП электрических машин с высокой удельной мощностью, которые могут использоваться на подвижных объектах, в том числе на ПЭС, в составе гибридной распределенной силовой установки. Высокие значения удельной мощности ВТСП электрических машин делают гибридные силовые установки, основанные на них, конкурентно способными по сравнению с традиционными авиационными двигателями.

 

Публикации

1. Дежин Д.С.,Иванов Н.С.,Кобзева И.Н.,Ковалев К.Л Полностью сверхпроводниковая электрическая машина с высокой удельной мощностью Электротехника, - (год публикации - 2018)

2. Зечихин Б.С.,Ковалев К.Л.,Пенкин В.Т.,Задачин А.В. Аналитический расчет индуктивных параметров тороидальной высокотемпературной сверхпроводниковой обмотки якоря синхронной электрической машины ЭЛЕКТРОНИКА И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТА, номер 5,страницы 2-6 (год публикации - 2017)

3. Ковалев К., Иванов Н.,Кобзева И., Тулинова Е. High specific power HTS electric machines Przeglad Elektrotechniczny, Том 93, Выпуск 11, Стр. 125-128 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.15199/48.2017.11.27

4. Дежин Д.С., Ковалев К.Л., Вержбицкий Л.Г.,Козуб С.С., Фирсов В.П. Design and Testing of 200 kW Synchronous Motor with 2G HTS Field Coils IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Том 87, Выпуск 3,Номер статьи 032007 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1088/1755-1315/87/3/032007


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Разработанная методика расчета параметров полностью сверхпроводниковой электрической машины (ПСПЭМ) дополнена выражениями для определения величины магнитной индукции в области катушек из высокотемпературного сверхпроводника (ВТСП). Для определения транспортного тока в ВТСП катушках обмоток возбуждения и якоря определены радиальная и тангенциальная компоненты вектора индукции магнитного поля, созданного отдельно ОВ и ОЯ. Задача оптимального проектирования ВТСП электрической машины заключается в определении наиболее оптимальной принципиальной схемы машины и выборе рациональных размеров активной зоны. Структурная оптимизация выполнена на предыдущем этапе работ, в ходе которого выбрана концепция построения ВТСП электрической машины с увеличенной удельной мощностью и определена наиболее рациональная ее конструктивная схема. В частности, выбрана схема электрической машины с ВТСП обмотками статора и ротора без стального магнитопровода, отличительной особенностью которой является высокая удельная мощность. В качестве критерия оптимальности выбрана удельная мощность, а в качестве управляемых параметров приняты число пар полюсов, радиус расточки статора, высота ОЯ, высота ОВ. Оптимизационный расчет выполнен с использованием метода сплошного перебора. Преимуществом данного метода является возможность определить глобальный максимум. Недостатком является значительное количество вариантов, которые должны быть проверены. Однако, их количество может быть снижено путем использования узких диапазонов изменения управляемых параметров с учетом ограничения конструктивного коэффициента, окружной скорости ротора, минимального радиуса изгиба ВТСП ленты и т.д. Используя разработанную методику оптимизации показано, что удельная мощность ПСПЭМ может превышать 10 кВт/кг при интенсификации охлаждения. Разработана трехмерная модель безжелезной ПСПЭМ и методика определения ее удельных параметров с учетом полевой зависимости транспортного тока ВТСП обмоток. Данная модель позволяет увеличить степень автоматизации расчетов, что дает возможность уточнить результаты аналитических расчетов. На основе результатов аналитических расчетов выполнено конечно-элементное моделирование ПСПЭМ, которое позволило уточнить характеристики машины и увеличить удельную мощность, благодаря более точному определению магнитной индукции в различных областях машины. В частности, при температуре жидкого азота 65 К удельная мощность машины составила 19 кВт/кг. Максимальное значение удельной мощности ПСПЭМ может быть достигнуто при интеграции в систему, в которой имеется криогенная среда. Например, при использовании жидкого водорода в качестве хладагента и топлива удельная мощность ПСПЭМ может превышать 30 кВт/кг. С целью проверки теоретических положений выполнен эскизный проект ПСПЭМ мощностью 10 кВт с охлаждением жидким азотом при 77К. При этом должен быть выполнен ряд требований, таких как температурный режим, правильный выбор материалов, соблюдение технологий производства и др. Все это усложняет конструкцию машины и увеличивает ее стоимость. Учитывая это, с целью снижения затрат на производство макетного образца полностью сверхпроводниковой электрической машины принято решение использовать обмотки только с одной двойной галетой, а также ограничить расход ВТСП ленты, который должен составить менее 500 м. Номинальная частота вращения ротора макета составляет 2500 об/мин. С целью увеличения количества экспериментальных данных, полученных при выполнения данного проекта принято решение изготовить макетный образец таким образом, чтобы его конструкция позволяла изменять свойства магнитной цепи. В связи с этим макетный образец ПСПЭМ имеет три исполнения: а) ПСПЭМ с немагнитными полюсами и немагнитным ярмом индуктора; б) ПСПЭМ с немагнитными полюсами и магнитным ярмом индуктора; в) ПСПЭМ с магнитными полюсами и магнитным ярмом индуктора. Для каждого варианта конфигурации магнитной цепи макетного образца проведен электромагнитный расчет. Результаты аналитических расчетов с хорошей точностью совпадают с результатами конечно-элементного моделирования. В результате расчетов выбраны размеры активной зоны машины, получены ее основные характеристики, такие как выходная мощность, ЭДС холостого хода, индуктивные сопротивления, а также величина токов ВТСП катушек, необходимые для достижения уровня мощности в 10 кВт. Также выполнены тепловой и механический расчеты, показавшие достаточные запасы прочности и жесткости, а также соответствие заявленной температуре. Разработана конструкция макетного образца ВТСП электрической машины с высокой удельной мощностью. Макетный образец представляет собой синхронную электрическую машину с обмоткой возбуждения на роторе и обмоткой якоря на статоре. Катушки обмоток выполнены из ВТСП ленты, намотаны на сердечник и имеют форму рейстреков. Охлаждение осуществляется с помощью жидкого азота при температуре 77К, путем заполнения внутреннего объема машины. Такой тип охлаждения является наиболее рациональным для лабораторных испытаний, т.к. позволяет сократить расходы на разработку системы охлаждения. Машина выполнена в двухщитовом исполнении. Передача электрической мощности на вращающуюся обмотку возбуждения осуществляется с помощью щеточно-контактного узла. Такая конструкция упрощает процесс сборки машины, а также обеспечивает доступ к местам электрического соединения ВТСП обмоток. Задача герметизации выхода вала успешно решена в ходе данного проекта с помощью специально подобранных уплотнений. В качестве опор вала используются подшипники качения. Т.к. машина полностью заполняется жидким азотом, то подшипники очищают от заводской смазки и промывают во избежание кристаллизации смазки и заклинивания подшипников во время работы. В качестве смазки при работе машины используется жидкий азот. Для обеспечения циркуляции азота в области подшипников в щитах выполнены специальные каналы. ВТСП катушки являются важнейшим элементом разработанного макета, т.к. именно применение СП дает возможность создания электрических машин с высокими значениями удельной мощности. Точность расчета характеристик ВТСП лент и катушек, проработанность технологических процессов создания обмоток, входной контроль их характеристик становятся основополагающими при создании таких электрических машин. В конструкции предусмотрена возможность удобного демонтажа и установки катушек ОВ, что позволяет выполнять замену полюсов и магнитопровода ротора. Это дает возможность провести экспериментальные исследования ПСПЭМ с различной конфигурацией магнитной системы. Разработанная конструкция отвечает требованиям, предъявляемым к криогенным электрическим машинам, позволяет изготовить макетный образец и провести его испытания на следующем этапе работы.

 

Публикации

1. Дежин Д.С.,Иванов Н.С., Ковалев К.Л.,Кобзева И.Н., Семенихин В.С System Approach of Usability of HTS Electrical Machines in Future Electric Aircraft IEEE Transactions on Applied Superconductivit, Том 28, Выпуск 4, Номер статьи 8239830 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/TASC.2017.2787180

2. ЗЕЧИХИН БОРИС СЕМЕНОВИЧ, ЖУРАВЛЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, МИСЮТИН РОМАН ЮРЬЕВИЧ АВИАЦИОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ Электричество, Номер 6, страница 49-59 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24160/0013-5380-2018-6-49-59

3. Ковалев К.Л., Пенкин В.Т., Иванов Н.С., Некрасова Ю.Ю., Ильясов Р.И.,Дежин Д.С., Журавлев С.В Перспективы применения сверхпроводниковых устройств на борту полностью электрического самолета с гибридной силовой установкой Электричество, номер 10, страницы 45-53 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24160/0013-5380-2018-10-45-53

4. Модестов К.А., Ковалев К.Л.,Дубенский А., Журавлев С.В Brushless Nonsteel HTS Generator with Combined Excitation with Trapped Field Plates on the Rotor IEEE Transactions on Applied Superconductivity, Том 28, Выпуск 4, Номер статьи 8272455 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/TASC.2018.2799327

5. С.В.Журавлев, Б.С.Зечихин, Н.С.Иванов, Ю.Ю.Некрасова, А.Е. Ларионов Аналитическая методика расчета магнитного поля в активной зоне электрических машин со сверхпроводящими обмотками индуктора и якоря ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА, Том 25, номер 4 (год публикации - 2018)

6. Дежин Д.С.,Ильясов Р.И., Ковалев К.Л. HTS inductor electric machine with combined excitation IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 194, Issue 5, Номер статьи 052007 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1088/1755-1315/194/5/052007


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В соответствии с планом работ изготовлена и испытана первая в России электрическая машина с ВТСП обмотками статора и ротора. Для этого в соответствии с эскизным проектом, разработанном на предыдущем этапе работ, разработана конструкция электрической машины с ВТСП обмотками ротора и статора, выпущен комплект конструкторской документации. В конструкции предусмотрены узлы подачи и вывода охлаждающего азота, быстрый доступ к электрическим соединениям обмоток. Также предусмотрена возможность замены магнитопровода ротора. На основе разработанных чертежей изготовлены элементы конструкции машины, в том числе 15 ВТСП катушек, выполненных по типу двойной галеты. Наличие изготовленных деталей и узлов позволило скорректировать конструкторскую документацию с целью улучшения технологичности изделия и снижения его стоимости. В том числе ряд деталей выполнены с применением аддитивных технологий, что позволило увеличить их технологичность и снизить стоимость. Проведены экспериментальные исследования изготовленных ВТСП катушек ротора и статора, определены их критические токи при температуре жидкого азота, "теплые" сопротивления и индуктивности. Для этого использован экспериментальный стенд, отличительной особенностью которого является возможность управления формой и величиной питающего напряжения, а также наличие высокопроизводительного портативного регистратора (дата-логгер) Yokogawa DL850E, который может выполнять захват и анализ данных с высокой точностью. Показано, что критический ток всех изготовленных катушек выше 60 А, что значительно превышает номинальное значение. Кроме того, это показывает высокий уровень технологии изготовления, т.к. данный показатель выше аналогичных, встречающихся в литературе. Проведены испытания обмоток ротора и статора в сборе. Получены значения критического тока. Показано, что магнитное поле, созданное обмоткой снижает критический ток. При этом его значение оказывается выше номинального. Проведены серии экспериментальных исследований электрической машины с ВТСП обмотками ротора и статора в генераторном режиме. Время захолаживания составило 20 минут. Критический ток ОВ превышает 50 А для всех конструкций. Построены характеристики холостого хода и внешние характеристики. Показана хорошая сходимость результатов с теоретическими расчетами. Достигнута мощность 11.6 кВт. Проведенные испытания макетного образца полностью ВТСП электрической машины позволили накопить опыт проектирования, изготовления и испытания подобных машин, которые являются новыми типами электрических машин. В частности, апробированы технологии изготовления ВТСП катушек, работающих как на постоянном, так и на переменном токе, верифицированы и уточнены расчетные методики, предложены варианты использования деталей, выполненных с применением аддитивных технологий, в составе электрической машины с криогенным охлаждением. Все это открывает путь к созданию новых мощных машин с ВТСП обмотками ротора и статора, которые будут обладать высокими значениями удельной мощности, и установке их в опытную эксплуатацию. Разработана конечно-элементная модель полностью ВСТП электрической машины. Данная модель позволяет проводить исследование работы машины под нагрузкой. Кроме того, она может быть использована для определения критического тока ВТСП катушек при их работе в составе машины. Получены кривые фазных токов и напряжений машины с различной магнитной цепью при различных нагрузках. Показано, что различия в результатах моделирования и экспериментальных исследований оказываются незначительными – не более 8%. При этом модель позволяет оценить качество генерируемого напряжения. Результаты моделирования показывают, что созданные модели машин позволяют исследовать режимы их работы и с высокой точностью оценивать их параметры. Это открывает возможности к созданию полностью сверхпроводниковых машин с повышенной мощностью, которые будут не только обладать высокими значениями удельной мощности, но и прогнозировать качество генерируемого ими напряжение, а также режимы их работы в двигательном режиме при управлении от статических силовых преобразователей.

 

Публикации

1. Журавлев С.В., Зечихин Б.С., Иванов Н.С., Некрасова Ю.Ю. Analytical calculation of the magnetic field in electrical machines with HTS excitation and armature windings MATERIALS RESEARCH EXPRESS, Том: 6 Выпуск: 7 Номер статьи: 076001 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/2053-1591/ab18be

2. Ковалев К.Л., Некрасова Ю.Ю.,Иванова Н.С., Журавлев С.В. DESIGN OF ALL-SUPERCONDUCTING ELECTRICAL MOTOR FOR FULL ELECTRIC AIRCRAFT IEEE 2019 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems (ICOECS), стр.362-366 (год публикации - 2019)

3. Ковалев К.Л., Пенкин В.Т., Иванов Н.С., Кошелева Н.А., Сероваев Г.С. Multidisciplinary Approach to the Design of Superconducting Electrical Machines IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Том 581, номер 1,номер статьи 012012 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1088/1757-899X/581/1/012012

4. Колесов К. А., Дежин Д. С., Ларионов А. Е. СХЕМА ПИТАНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВЕРХПРОВОДНИКОВЫХ КАТУШЕК БЕСКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ Электричество, - (год публикации - 2020)

5. Пенкин В. Т., Здорова М. В., Некрасова Ю. Ю., Задачин А. В., Ахунов М. Т. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ СВЕРХПРОВОДНИКОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ ПРИВОДА ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЭЛЕКТРОНИКА И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТА, номер 4, страницы: 38-42 (год публикации - 2019)

6. Пенкин В.Т., Ковалев К.Л. Синхронные электрические машины с композитными и объемными сверхпроводниками в роторе для транспортных систем Издательство МАИ, Монография, 216 стр., 500 экз. (год публикации - 2018)

7. - В МАИ испытали сверхпроводниковый двигатель для перспективного самолёта Пресс-служба МАИ, 15 октября 2019 года впервые в России молодыми учёными кафедры 310 успешно была испытана полностью сверхпроводниковая электрическая машина. Вся работа проводилась при поддержке Российского научного фонда. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Разработанные в ходе проекта методики расчета и проектирования полностью ВТСП электрических машин, а также отработанные технологические аспекты, могут быть использованы для создания крупных электрических машин, обладающих высокой удельной мощностью. Они будут являться основой гибридных и полностью электрических силовых установок подвижных объектов, таких как перспективные электрические самолеты и морские суда. В частности, использование ВТСП электрических машин с высокой удельной мощностью позволит создать полностью электрический авиалайнер. При этом будут удовлетворены требования экологичности и безопасности. Наличие макетных и опытных образцов полностью ВТСП электрических машин в России даст отечественной промышленности конкурентные преимущества и откроет возможность создать подобный летательный аппарат впервые в мире. Аналогично, использование ВТСП электрических машин для систем электродвижения морских судов позволит снизить массу и габаритные размеры силовой установки, увеличить ее КПД, топливную эффективность, полезное использование объема судна, тем самым повысив экономическую эффективность. В целом, результаты, полученные в ходе данного проекта, открывают возможности для российской промышленности по созданию впервые в мире крупных ВТСП электрических машин с высокой удельной мощностью и систем на их основе, которые позволят достичь высоких экономических показателей.