КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-18-00122

НазваниеИнституциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях

РуководительВолков Юрий Григорьевич, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2015 г. - 2017 г. 

Конкурс№6 - Конкурс 2015 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-304 - Этнология

Ключевые словаИнституциональные практики, социальные ценности, этническая идентичность, этнические сообщества, межэтнические отношения, этносоциальная структура, миграция, политика интеграции, мультикультурализм, институциональная имплементация, социальное моделирование, идентичность, национальные отношения.

Код ГРНТИ04.41.41


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Для российского общества, характеризуемого полиэтничностью и многоукладностью, актуальной продолжает оставаться задача выработки эффективной политики в области гармонизации межнациональных отношений, предотвращения межэтнических конфликтов. В настоящее время в России начался новый этап формирования и реализации национальной политики, однако государственные институты и экспертное сообщество по-прежнему испытывает дефицит научных и управленческих практик генерации эффективных концепций (являющихся аналогами теорий среднего уровня), включающих целостную модель «ценностный концепт – институты – тагетированные политики – социальные практики». Несмотря на то, что различные государства исповедуют разные подходы к выработке институциональной политики в области регулирования этнических отношений, во многих развитых странах со сложной этносоциальной структурой и активной иммиграционной политикой разработаны целостные системы политики в области межнациональной интеграции и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Проект направлен на комплексное исследование зарубежного опыта реализации политики в области межнациональной интеграции в странах со схожей по сложности этносоциальной структурой, сопоставление выработанных эффективных инструментов предотвращения межнациональной напряженности, управления потоками миграции с российскими условиями и вызовами, а также анализ потенциала имплементации данных инструментов в России. При этом авторы исходят из положения о том, что целостная система политики в области межэтнических взаимоотношений, сложившаяся в ряде развитых стран, аналитически может быть дифференцирована на два уровня: 1) ценностная политика; 2) институциональные практики. Потенциал имплементации подобной системы политики применительно к российским условиям можно определить, исходя не из содержательной комплементарности (искусственное заимствование таких ценностных концептов, как «мультикультурализм», «толерантность» и т.п.), а исходя из функциональной аналогии, социальной потребности в выработке соответствующих практик национальной интеграции и гармонизации межэтнических отношений, а также управленческой потребности в артикуляции соответствующих критериев эффективности государственной политики в сфере межнациональных отношений. Научная новизна поставленной задачи определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, содержательной актуальностью – исследуются реальные институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений. Во-вторых, методологией исследования, предполагающей плотное аналитическое описание зарубежных практик, их осмысление и построение теоретической модели имплементации в российских условиях («риски – эффективные практики – критерии и условия эффективности – актуальные условия имплементации»). В-третьих, эмпирической апробацией теоретической модели имплементации выделенных институциональных практик посредством проведения серии исследований на основе многомерного методологического конструкта.

Ожидаемые результаты
Предполагается внести значительный вклад в научное знание, связанный как с артикуляцией актуальных, апробированных и социально-значимых инновационных средств социального контроля в области межэтнических взаимодействий, методологией исследования управленческих практик и ценностной политики, так и с данными по совместимости различных уровней политики западных стран в области межнациональных отношений с российскими реалиями. Отечественный научный и политический дискурс по проблемам этничности и национальной политики испытал на себе влияние нескольких факторов (наследие институционализации марксистско-ленинской интерпретации наций и национальностей; искусственное заимствование концептуального языка западных теорий и др.), с чем связано поверхностное восприятие ценностно нагруженных западных концептов, тесно вплетенных в аутентичной среде как в политический язык, так и в реальную управленческую практику. Предлагаемый проект направлен, с одной стороны, на критическое рассмотрение опыта экономически развитых стран в соответствии с принципом контекстуальности, с другой – на теоретическое моделирование имплементации успешных институциональных практик регулирования межнациональных отношений. В ходе реализации проекта будут исследованы реальные институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этносоциальной структурой, отработана методология, предполагающая плотное аналитическое описание зарубежных практик, их осмысление и построение теоретической модели имплементации в российских условиях («риски – эффективные практики – критерии и условия эффективности – актуальные условия имплементации»), проведена эмпирическая апробация теоретической модели имплементации зарубежных институциональных практик посредством проведения серии исследований на основе многомерного методологического конструкта. По итогам проекта будет проведено 1 международная конференция, 3 всероссийских конференции, 1 межрегиональная конференция, 6 круглых столов, опубликовано 7 статей в журналах, индексируемых в международных базах цитирования «Скопус» и «Сеть науки», 30 статей в журналах, индексируемых в базе РИНЦ и 3 коллективных монографий. Проект нацелен на открытое и активное обсуждение результатов с региональном и российской экспертном сообществе, в том числе с привлечение представителей органов власти и формулирование конкретных рекомендаций по итогам апробации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В рамках реализации проекта № 15-18-00122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях» научным коллективом был проведен анализ политики и практики в сфере управления межнациональной и межкультурной интеграцией в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой (на материалах США и Германии). Политики этих стран рассматривались как целостные системы, но аналитически вычленялись их функциональные аспекты, связанные с купированием тех или иных вызовов стабильности социетальной системы. На первом этапе исследования авторский коллектив исходил из того, что в США и Германии как экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой исторически сложились многоуровневые системы реализации государственной политики в области национальной интеграции, включающие объединяющие ценности, политические концепты, инструментальную и организационную архитектуру, отдельные практики, систему обратной связи и анализа. С учетом этого обстоятельства была сформирована источниковая базы исследования, включающая материалы органов государственной власти США и Германии, общественных организаций, публикации СМИ, сообщения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, программы и аналитические отчеты, а также периодической научной печати. В результате анализа собранных данных установлено, что: 1) в зависимости от исторического пути формирования и степени разнообразия этнорасовой структуры категоризация субъектов и объектов политики интеграции может осуществляться в различны категориях групповой идентификации (расовые группы, группы по источникам происхождения, этнические группы, этноязыковые группы и др.); 2) концептуальная разработка политики этнокультурной интеграции тесно связана с условиями категоризации социальных групп, в терминах которой осуществляется обнаружение социальных проблем, связанных с групповым разнообразием, и разработка инструментов их санации; 3) при наличии многоуровневой системы гармонизации межэтнических отношений, в целом, соблюдается принцип методологического единства государственной политики в данной области, который проявляется в постановке целеориентирующих концептов и проведении соответствующих им институциональных практик («аффирмативное действие», «система поощрения достижений», «права человека и гражданина», «групповая десегрегация», «защита от дискриминации», «интеграция местных сообществ», «программы поддержки адаптации», «целеоринтированная политика миграции», «гуманитарноориентированная политика миграции» и др.); 4) ценностная политика как политика регулирования межэтнических отношений в США и Германии, во-первых, обретает самостоятельность в двух измерениях – как политика формирования межкультурной компетентности, ориентированная на принятие формулы гражданско-политической активности, и как политика планирования будущего, связанная с реализацией формулы «единое из многообразия», при этом существуют различия в интерпретации целей и способов реализации ценностной политики. Новизна и научная значимость междисциплинарного научного исследования, выполненного в рамках данного проекта, состоят в раскрытии действующих технологий осуществления ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой (на материалах США и Германии). Авторским коллективом были выделены и систематизированы элементы ценностной, идеологической и нормативной политики исследуемых стран в области гармонизации межэтнических отношений; выделены и систематизированы институциональные практики в исследуемых странах в сфере гармонизации межэтнических взаимоотношений, причем особое внимание уделялось соотношению проактивных решений по предотвращению конфликтов и оперативного реагирования на кризисы. Кроме этого, на первом этапе был упорядочен концептуальный аппарат исследования, прояснены и определены операционные понятия и сформирован многомерный методологический конструкт эмпирического исследования. Тем самым был заложен необходимый фундамент для решения задач второго реализации проекта, включающих моделирование имплементации ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях. Содержательные результаты первого этапа реализации исследования нашли свое место в публикациях и были апробированы на публичных научных мероприятиях с привлечением российского и зарубежного экспертного сообщества. По итогам первого этапа реализации проекта подготовлена к публикации монография «Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой», опубликованы 3 научные статьи в журналах, входящих в индексируемые базы данных «Скопус» (Scopus), 10 научных статей в журналах, входящих в индексируемую базу данных РИНЦ и список ВАК России. В рамках публичного обсуждения результатов исследования была организована и проведена всероссийская конференция «Межэтнические отношения и национальная политика в современной России» (22-23 октября 2015 г.). http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id=50757; http://www.adygnet.ru/node/6418 Также результаты первого этапа реализации проекта были обсуждены на 3 круглых столах «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в современной России» (Краснодарский край), «Гармонизация межэтнических отношений: сравнение российского и зарубежного опыта» (Республика Адыгея), «Институциональные практики в сфере гармонизации межэтнических отношений: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта» (Республика Кабардино-Балкария).

 

Публикации

1. A.S. Frolova, A.V. Lubsky, O.Y. Posukhova, A.V. Serikov, Y.G. Volkov Ideological Grounds for Settlement of Inter-Ethnic Relations in Modern Russia: Competition of Ideas and Ideology of Humanism Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol 6. No 4. S4. P. 58-63. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s4p58

2. A.V. Bedrik, I.P. Chernobrovkin, A.K. Degtyarev, A.V. Serikov, N.A. Vyalykh The Management of Inter-Ethnic Relations in Germany and the United States: The Experience of the Theoretical Comprehension Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol6. No4. S4. P. 87-92. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s4p87

3. V.V. Chernous,A.K. Degtyarev, A.V. Lubsky, O.Y. Posukhova, Y.G. Volkov The lifestyle in the development of ideological policy Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol 6. No 5. S4. P. 503-508 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n5s4p503

4. А.В. Лубский, А.К. Дегтярев, Н.А. Вялых Модели и практики национальной интеграции в США Социально-гуманитарные знания, № 11. С. 16-25. (год публикации - 2015)

5. А.К. Дегтярев Управление миграционными потоками в США: политика снижения конфликтогенного потенциала Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология»., - (год публикации - 2015)

6. А.К. Дегтярев, О.Ю. Посухова Сфера межэтнических отношений как предмет современных научных исследований в США Социально-гуманитарные знания, № 9. С.106-117 (год публикации - 2015)

7. А.К. Дегтярев, О.Ю. Посухова Институциональные практики в сфере гармонизации межрасовых и межэтнических отношений в США Гуманитарий Юга Росии, - (год публикации - 2015)

8. А.С. Фролова, О.Ю. Посухова, А.В. Сериков Отражение ценностной политики в сфере межэтнических отношений в СМИ США Историческая и социально-образовательная мысль, Том 7. № 7 . часть 1 . (год публикации - 2015)

9. И.П. Чернобровкин Этнические вигилентные конфликты в ФРГ и России в сравнительной перспективе Социально-гуманитарные знания, №11. С.247-255. (год публикации - 2015)

10. И.П. Чернобровкин Неравенство образовательных возможностей мигрантов ФРГ: аналитический дискурс Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2015)

11. И.П. Чернобровкин Две модели интеграции мигрантов в ФРГ: сравнительный анализ Социально-гуманитарные знания, №7. С. 64-71 (год публикации - 2015)

12. Н.А. Вялых, А.В. Лубский, О.Ю. Посухова Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России Социально-гуманитарные знания, № 7. С. 8-17. (год публикации - 2015)

13. О.Ю. Посухова, А.В. Сериков, В.В. Черноус Политика мультикультурализма в США: оценка эффективности и возможности имплементации в российских условиях ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, №11. (год публикации - 2015)

14. Ю.Г. Волков, Н.А. Вялых, А.К. Дегтярев,А.В. Лубский, О.Ю. Посухова, А.В. Сериков, И.П. Чернобровкин Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой Ростов-на-Дону: Издательство Фонд науки и образования, - (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Основным направлением деятельности научного коллектива в 2016 году была эмпирическая верификация возможности имплементации в российские условия моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений США и Германии с учетом экспертных мнений и ценностей общественного сознания. В соответствии с планом работы был уточнен многомерный методологический конструкт социологического исследования, реализованный в ходе проведения массового анкетного опроса «Оценка населением национальной политики в России и определение его готовности к имплементации моделей ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений США и Германии», серии фокус-групповых интервью «Взаимодействие органов власти, муниципалитетов и институтов гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических взаимодействий в контексте перспектив имплементации институциональных практик США и Германии», глубинных экспертных интервью «Оценка экспертами российских практик формирования национальной идентичности, ценностной политики в сфере межэтнических взаимоотношений и возможности имплементации зарубежного опыта в российские условия» в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Крым. Результаты проведенного социологического исследования показали расхождение выдвинутых Стратегией государственной национальной политики целей и механизмов современной национальной политики с ожиданиями населения регионов со сложным этнокультурным составом в сфере гармонизации межэтнических отношений. Собранные эмпирические данные свидетельствуют о готовности населения к открытому диалогу с властью по базисным ценностям, способным интегрировать культурно-сегментированное общество в единую политическую и гражданскую нацию. Однако отсутствие должной ресурсной базы у национально-культурных объединений как институтов гражданского общества не позволяет им выступать автономными субъектами в диалоге с властью по проблемам развития этнических культур и регулирования межэтнических отношений. Проведенное исследование выявило факторы торможения реализации Стратегии ГНП – унификацию подходов к решению вопросов межэтнических взаимодействий на региональном уровне и несамостоятельность органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем, связанных с проявлением напряженности в межэтнических взаимодействиях. Обнаруженные авторами противоречия обусловливают обращение к анализу опыта США и Германия в следующих вопросах: 1) реализация ценностной политики как механизма, эффективно обеспечивающего конструирование гражданской нации; 2) передача вопросов регулирования межэтнических отношений на региональный и локальный уровни; 3) обеспечение защиты гражданских прав в сфере культурного разнообразия и равенства возможностей, не зависимо от этнокультурных и религиозных различий. Авторы пришли к выводу, что возможность имплементации модели национальной интеграции США связана с различиями в понимании моделей интеграции: в США – становление гражданской нации, в России – становление политической нации. В связи с этим коридоры возможностей имплементации определяются преодолением синдрома этносуверенности, включением механизмов базовых ценностей российского общества (лояльность к российскому государству, общая территория, общая история). Использование возможностей имплементации связано со степенью интеграционного потенциала этнических групп, что на практике может реализоваться в разноскоростности моделей гражданско-политической нации. Учитывая, что ценностная политика в США есть дискурс в регулировании межэтнических отношений, ориентированный на предотвращение этнодискриминации, этноанклавизации и этнополитики, в российском контексте следует исходить из понимания ценностной политики как стартовой площадки для обсуждения данных проблем и как дискуссионного пространства для принятия консенсуса в подходах к реализации национальной политики в Южнороссийском регионе. В рамках актуализации возможностей неформальных практик следует обратить внимание на осуществление в неформальных практиках технологий дисперсной поддержки, соседского участия, диалога диаспор, совместных гражданских акций, позволяющих усилить эффективность формальных практик на уровне «деформализации» формальных норм. Научный коллектив установил, что применение опыта Германии повысит эффективность российских опосредованных каналов (региональные общественные палаты, общественные советы, печатные СМИ, экспертные сообщества) и непосредственных каналов (приемные при органах исполнительной власти, телевидение и Интернет) ценностной политики, поможет преодолеть нескоординированность действий муниципальных и региональных структур и увеличить финансирование целевых программ. Работники российских муниципалитетов нуждаются в обучении технологиям применения ценностной политики и обмене российским и зарубежным опытом. Перспектива освоения модели гражданской интеграции с помощью ценностной политики в российских условиях зависит от двух величин: 1) ответственности многоуровневых субъектов за сохранение и преумножение институциональных практик ценностной политики; 2) социального контроля радикальных антисистемных сил, нарушающих равноправный диалог власти и общества. Результаты научного исследования будут способствовать совершенствованию работы органов государственного и муниципального управления, связанной с овладением гуманитарными технологиями ценностной политики при реализации программ гармонизации межэтнических отношений, а также повышению профессиональной компетентности лиц, занимающихся регулированием межэтнических отношений в регионах, организующих на местах основанные на диалоге неформальные институциональные практики восстановления доверия в межэтнических отношениях. Результаты научного исследования могут быть использованы в процессе совершенствования формальных институциональных практик, связанных с законотворческой деятельностью, в частности, при принятии проекта Закона об адаптации и интеграции иммигрантов, совершенствовании антидискриминационного законодательства и нормативного регулирования правозащитной деятельности. Результаты научного исследования могут быть использованы также в сфере этнокультурного и гражданского образования, направленного на овладение российскими гражданами правилами и способами участия в публичном пространстве межэтнических отношений, ценностной политики и неформальных институциональных практик, направленных на гармонизацию межэтнических отношений в современном российском обществе.

 

Публикации

1. Бедрик А.В., Сериков А.В. Риски реализации государственной миграционной политики России на современном этапе ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ., №4, С.58-62 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.18522/0321-3056-2016-4-58-62

2. Бедрик А.В., Чернобровкин И.П., Лубский А.В., Волков Ю.Г., Вялых Н.А. Value Policy: Conceptual Interpretation of research practices Indian Journal of Science and Technology, Volume 9, Issue 5. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i5/87598

3. Войтенко В.П., Дегтярев А.К., Чернобровкин И.П. Сравнительный анализ нормативно-правовых основ регулирования межнациональных отношений в России, США и ФРГ Социально-гуманитарные знания, № 7, С. 119-130 (год публикации - 2016)

4. Волков Ю.Г., Дегтярев А.К., Денисова Г.С., Войтенко В.П., Чернобровкин И.П. Priorities of Value Policy in Race and Ethnic Relations in the USA American Journal of Applied Sciences, - (год публикации - 2016)

5. Волков Ю.Г., Дегтярев А.К., Лубский А.В. Возможности имплементации ценностной политики и институциональных практик США в сфере межнациональных отношений в России Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», №4 (год публикации - 2016)

6. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Оценка населением Юга России характера межэтнических отношений в период реализации Стратегии национальной политики ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал, №6 (59), С.118-130 (год публикации - 2016)

7. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса Социально-гуманитарные знания, №12 (год публикации - 2016)

8. Волков Ю.Г., Чернобровкин И.П., Войтенко В.П. Возможности имплементации ценностной политики и институциональных практик ФРГ в сфере гармонизации межэтнических отношений в России Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», №4 (год публикации - 2016)

9. Волков Ю.Г.,Лубский А.В., Чернобровкин И.П. Консолидация ценностной политики на Юге России Социально-гуманитарные знания, №11, С.34-43 (год публикации - 2016)

10. Вялых Н.А. Национальная политика в современной России как предмет научных исследований Гуманитарий Юга России, №6, Т.22, С.159-168 (год публикации - 2016)

11. Денисова Г.С. Ценностная политика Российской Федерации в сфере гармонизации межэтнических отношений Социально-гуманитарные знания, №7, С. 164-170 (год публикации - 2016)

12. Лубский А.В., Посухова О.Ю. Проекты нациестроительства и модели национальной интеграции в России Власть, №8, С.39-47 (год публикации - 2016)

13. Посухова О.Ю., Сериков А.В. Имплементация американского опыта регулирования межэтнических отношений в контексте межнационального мира в молодежной среде Юга России Власть, №11, С.137-145 (год публикации - 2016)

14. Волков Ю.Г., Бедрик А.В., Войтенко В.П., Вялых Н.А., Дегтярев А.К., Денисова Г.С., Лубский А.В., Посухова О.Ю., Сериков А.В., Чернобровкин И.П. Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта Москва: Издательство "Социально-гуманитарные знания", - (год публикации - 2016)

15. - В Институте обсудили проблемы национальной политики Официальный сайт Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, http://isir.sfedu.ru/images/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.pdf (год публикации - )

16. - В ЮФУ обсудили проблемы национальной политики Официальный сайт Южного федерального университета, http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=PR/news1/D&params=(p_nws_id=%3E51796) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Основным направлением деятельности научного коллектива в 2017 г. было создание верифицированной модели имплементации зарубежных моделей ценностной политики и институциональных практик в сфере гармонизации межэтнических отношений в российских условиях. В соответствии с планом работы была актуализирована источниковая база научного исследования, дополненная результатами фокус-групповых интервью с представителями управленческих структур региональных правительств, в ведении которых находятся вопросы межнациональных отношений, а также лидерами национально-культурных автономий, и глубинных экспертных интервью с руководителями структурных подразделений региональных правительств, занимающихся вопросами межнациональных отношений в субъектах Федерации на Юге России с целью сбора качественной информации о возможностях имплементации зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в российских условиях. На основе эмпирических данных социологических исследований, проведенных в 2016–2017 гг., их интерпретации, а также диагностики ситуации, сложившейся в сфере межэтнических отношений и управленческих практик, направленных на их гармонизацию в современном российском обществе, были получены следующие теоретические результаты, нашедшие отражение в 3 научных статьях, опубликованных в журналах, входящих в индексируемую базу данных «Scopus», и 13 научных статьях в журналах, входящих в список ВАК России, а также в коллективной монографии «Имплементация зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях / отв. ред. Ю.Г. Волков» (М.: Социально-гуманитарные знания, 2017). В результате научного исследования была разработана теоретическая концепция возможности имплементации зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межнациональных отношений и предложен практический проект такой имплементации в российском обществе с учетом его политической и социокультурной специфики, а также мнений представителей экспертных сообществ, работников органов региональной и муниципальной власти, лидеров национально-культурных автономий, а также ценностных ориентаций массового сознания в полиэтнических регионах. В рамках этой концепции в контексте необходимости укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и усиления национальной интеграции предлагается проект, направленный на создание трансэтнической российской нации и формирование российской идентичности на основе консолидирующих российское общество публичных ценностей. Возникновение такой нации и национальной идентичности возможно в результате гибридизации уже существующей в России полиэтнической политической нации и национально-государственной идентичности путем инкорпорации отдельных элементов модели гражданской нации в ФРГ и трансэтнической идеологической нации в США, а также трансэтнической нации-цивилизации, основанной на общности цивилизационных ценностей и культурных кодов жизнедеятельности. Возможность имплементации в российских условиях зарубежных моделей ценностной политики в сфере межэтнических отношений объясняется заложенным в ней потенциалом, основанном на публичных ценностях и диалоге органов власти, национального сообщества и этнических групп по поводу способов и форм гармонизации межэтнических отношений, элиминации дискриминации по этноконфессиональным признакам и консолидации полиэтнических сообществ. Имплементация таких моделей в российских условиях предполагает расширение, прежде всего на региональном уровне, поля взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с институтами гражданского общества; переход к практической реализации принципа субсидиарности в управлении межэтническими отношениями на муниципальном уровне; деэтнизацию ценностной политики в сфере межэтнических отношений и отхода от традиционной интерпретации статуса той или иной этнической группы как титульной, коренной или государствообразующей; повышение уровня управленческой компетентности должностных лиц в регионах и на местах, непосредственно занимающихся регуляцией межэтнических отношений. Имплементация в российских условиях зарубежных моделей формальных и неформальных институциональных практик в сфере межэтнических отношений возможна в рамках ценностной политики в результате перехода к системному взаимодействию органов региональной власти и муниципальной власти, гражданских организаций и национально-культурных автономий, направленного на гармонизацию межэтнических отношений на основе принципа межэтнического доверия и сотрудничества; разработки и реализации на муниципальном уровне комплексных программ гармонизации межэтнических отношений, учитывающих специфику локальных сообществ и обеспеченных необходимыми административными, кадровыми и материальными ресурсами. Результаты научного исследования могут быть использованы в практиках государственного и муниципального управления межэтническими отношениями в российском обществе, в процессе совершенствования формальных институциональных практик, связанных с законотворческой деятельностью в сфере регуляции межэтнических взаимодействий, а также в области этнокультурного и гражданского образования, направленного на развитие этнокультурной толерантности и гражданской субъектности на региональном и локальном уровнях.

 

Публикации

1. Волков Ю.Г., Воденко К.В., Лубский А.В., Дегтярев А.К., Чернобровкин И.П. Russia Is Searching for Models of National Integration and the Possibility to Implement Foreign Experience Information, Vol.20, No.7(A), July, 2017, P.4693-4708. (год публикации - 2017)

2. Волков Ю.Г., Дегтярев А.К., Воденко К.В. Ценностная политика в контексте совершенствования межнациональных отношений на региональном уровне Гуманитарий Юга России, 2017. Том 6. № 4. С. 14-24. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.1

3. Волков Ю.Г., Дегтярев А.К., Воденко К.В. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Гуманитарий Юга России, 2017, Том 6, № 5, С.175-185 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.15

4. Волков Ю.Г., Дегтярев А.К., Воденко К.В. Имплементация зарубежных моделей ценностной политики в сфере межэтнических отношений в России: оценка возможностей Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Регионоведения: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология", - (год публикации - 2017)

5. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Политика и практика мультикультурализма в западных странах: эксперты о возможности использования его опыта в российских условиях ПОИСК: политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал., 2017. № 4 (63). С. 72-86. (год публикации - 2017)

6. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Публичный диалог как основа ценностной политики в сфере межэтнических отношений Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2017. № 2. С.147-153. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2017-1-2-147-153

7. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Регулирование межэтнических отношений: формирование ценностной политики и региональные практики управления в современной России Власть, 2017. Том 25. № 7. С. 13-22. (год публикации - 2017)

8. Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В., Дегтярев А.К., Войтенко В.П. Possibilities of the implementation of foreign experience of value policy in the sphere of interethnic relations in Russian conditions Journal of Applied Economic Sciences, - (год публикации - 2017)

9. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Воденко К.В. Роль зарубежного опыта в формировании модели национальной интеграции в современном российском обществе Гуманитарий Юга России, 2017. Том 6. № 3. С. 13-29. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.1

10. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Войтенко В.П. Возможности имплементации зарубежных моделей нациестроительства и национальной интеграции в российских условиях Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2017)

11. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Чернобровкин И.П. Возможности имплементации зарубежных моделей институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, - (год публикации - 2017)

12. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Чернобровкин И.П., Бедрик А.В., Сериков А.В. Possibilities of foreign experience implementation of institutional practices in the sphere of interethnic relations in the Russian context Man in India, Volume 97, Issue 15, 2017, Pages 243-256 (год публикации - 2017)

13. Волков Ю.Г., Чернобровкин И.П., Войтенко В.П. Оценка возможности имплементации зарубежных моделей институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях Социально-гуманитарные знания, 2017. №11. С.179-191. (год публикации - 2017)

14. Дегтярев А.К., Лубский А.В., Войтенко В.П. Ценностная политика в США и ФРГ в сфере межэтнических отношений: возможности имплементации зарубежного опыта в российском обществе Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», 2017. № 2 (199). С. 85-96. (год публикации - 2017)

15. Денисова Г.С., Бедрик А.В. Российская национальная политика в фокусе международного опыта (по результатам экспертной апробации исследования) Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2017)

16. Посухова О.Ю., Сериков А.В. Национальная политика РФ в оценке и восприятии населения Южно-Российского региона Власть, 2017. №8. С. 143-150. (год публикации - 2017)

17. Волков Ю.Г., Бедрик А.В., Воденко К.В., Войтенко В.П., Дегтярев А.К., Денисова Г.С., Лубский А.В., Посухова О.Ю., Сериков А.В., Чернобровкин И.П. Имплементация зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях Социально-гуманитарные знания, - (год публикации - 2017)

18. - Международная научная конференция "Поликультурные регионы" проходит в ЮФУ Официальный сайт Южного федерального университета, - (год публикации - )

19. - ХАРИТОНОВ Е. М. Межэтнические отношения в России: проблемы и перспективы (рецензия на монографию «Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой») Сайт научного журнала Гуманитарий Юга России, Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 333-338. (год публикации - )

20. - Наука Официальный сайт Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, - (год публикации - )

21. - Сборник Всероссийской научной конференции «Государственно-гражданская идентичность и укрепление единства многонационального народа Российской Федерации» (14-19 мая 2017 г., ст. Вешенская Ростовской области) Официальный сайт Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, - (год публикации - )

22. - Сборник Международной научной конференции «Поликультурные регионы: проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений» (9-10 марта 2017 г., г. Ростов-на-Дону) Официальный сайт Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, - (год публикации - )

23. - Международная научная конференция "Поликультурные регионы: проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений" Официальный сайт Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты научного исследования, полученные в рамках реализации проекта по Гранту РНФ № 15-18-00122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях» (научный руководитель – Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков) имеют не только научное, но и практическое значение. Результаты научного исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы практик нациестроительства, формирования российской идентичности, национальной интеграции, консолидации российского общества и гармонизации межэтнических отношений в рамках ценностной политики в современном российском обществе. Результаты научного исследования целесообразно использовать для совершенствования работы органов государственного и муниципального управления, связанной с овладением гуманитарными технологиями ценностной политики при реализации программ гармонизации межэтнических отношений, а также повышения профессиональной компетентности лиц, занимающихся регулированием межэтнических отношений в регионах, организующих на местах основанные на диалоге неформальные институциональные практики восстановления доверия в межэтнических отношениях Результаты научного исследования могут быть учтены также в процессе законотворческой деятельности, в частности, при разработке и обсуждении нормативных проектов, связанных с адаптацией и интеграцией иммигрантов, совершенствованием антидискриминационного законодательства и нормативного регулирования правозащитной деятельности. Результаты научного исследования могут быть использованы в сфере этнокультурного и гражданского образования, направленного на овладение российскими гражданами правилами и способами участия в публичном пространстве межэтнических отношений, ценностной политики и неформальных институциональных практиках, направленных на гармонизацию межэтнических отношений в современном российском обществе.