КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-11-30014

НазваниеИсследование биологически обоснованных моделей когнитивных систем

РуководительСамсонович Алексей Владимир, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2015 г. - 2017 г. 

Конкурс№9 - Конкурс 2015 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с представлением результатов в рамках международной конференции (конгресса)».

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-201 - Искусственный интеллект и принятие решений

Ключевые словакогнитивные архитектуры, автономные агенты, биологически обоснованные модели, обучение и моделирование нейронных сетей, природные вычисления, нейроморфные системы

Код ГРНТИ28.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В проекте будет проведен цикл исследований, направленных на решение проблемы: каковы архитектуры и принципы функционирования когнитивных систем на различных уровнях сложности, от элементарных до приближающихся к уровню интеллекта человека. Особое внимание будет уделяться связям проводимых исследований с нейробиологическими исследованиями. Работы по проекту будут тесно связаны с тематикой проводимой в рамках проекта конференции «Биологически инспирированные когнитивные архитектуры». Исследования будут проводиться в рамках нового научного направления «Биологически инспирированные когнитивные архитектуры» (БИКА). Привлечение внимания к этому подходу и его широкое распространение в научных кругах были инициированы на международном уровне руководителем настоящего проекта. БИКА охватывают подходы к созданию интеллектуальных агентов, основанные на идеях, понятиях и теориях нейронауки и когнитивной психологии. Биологические интеллектуальные системы и особенно человек обладают множеством качеств, отсутствующих у искусственных интеллектуальных агентов. Основные из этих качеств – надежность, гибкость и адаптивность к окружающей среде. Сегодня, когда происходит взрывное развитие нейротехнологий, позволяющих заглянуть в мозг природных интеллектуальных систем и детально исследовать его структуру и функции, открываются до этого недоступные возможности для того, чтобы перейти на качественно новый уровень понимания принципов работы естественного интеллекта и построения биоподобного искусственного интеллекта. В то же самое время прогресс в информационных технологиях сделал доступным большой объем вычислительных ресурсов по низкой цене, создав основу для лавинообразного появления интеллектуальных приложений в областях автопилотируемых транспортных средств, дополненной реальности, потребительской роботики и многих других. Эти достижения нейронаук и информационных технологий выдвигают на первый план задачу воспроизведения в компьютере всех значимых аспектов человеческого разума. Изначально междисциплинарная природа направления БИКА делает результаты, получаемые в нем, актуальными как для биологических (нейробиология, психология), так и компьютерных наук, включая интеллектуальный анализ данных, машинное обучение и искусственный интеллект (ИИ). Исследования в рамках данного проекта будут проводиться по ряду связанных между собой направлений, включая модели эмоционально-нарративного интеллекта, вычислительную нейронауку, связанное с биологическими исследованиями когнитивное моделирование, обучение в сетях функциональных систем, экспериментальные исследования минимальных когнитивных нейросистем и экспериментальные исследования сознания. Конкретно, следующие семь направлений будут развиваться параллельно (их взаимозависимость отображена графически на диаграмме в приложении к форме 4). Семантическая Карта: будет развит способ представления, классификации и анализа данных, их семантических характеристик и отношений на основе абстрактных метрических пространств. Данные включают слова и текст, зрительные образы и элементы поведения. Методика будет использована в других направлениях проекта. Виртуальный Актор: будет создан интеллектуальный агент, обладающий элементами нарративного социально-эмоционального интеллекта. Агент будет применен для моделирования правдоподобных виртуальных персонажей, способных к установлению социально-эмоциональных взаимоотношений с человеком, и для моделирования процессов восприятия. Функциональные Сети: обучение с подкреплением в сетях функциональных систем. Будет проведено исследование алгоритмов обучения целенаправленному поведению в сети из элементарных когнитивных элементов (функциональных систем). Нейроанимат: экспериментальные исследования минимальных когнитивных нейросистем, достаточных для возникновения когнитивных функций. Будет проведено исследование принципов обучения в минимальной когнитивной биологической системе – сети нейронов in vitro с микроэлектронным интерфейсом, с применением компьютерного моделирования и нейросетевого анализа экспериментальных данных. Нейрокомитет: нейрологически мотивированный подход к анализу многомерных временных рядов, необходимый для поддержки других направлений данного проекта. Будут разработаны нейросетевые методы сегментации многомерных временных рядов с целью их использования когнитивным агентом для выявления и распознавания характера изменений в динамической внешней среде или в когнитивной системе. Когновизор: обратная задача декодирования процесса сенсорного восприятия, а именно, нахождение предъявленного испытуемому изображения по совокупным данным фМРТ, ЭЭГ и айтрекинга. Будут изучены и охарактеризованы механизмы восприятия зрительных стимулов и оптимальные способы многоуровневого описания и антропоморфной обработки сложных цветных изображений. Автономные Агенты: В проекте будут построены и исследованы модели автономных когнитивных систем. Основной акцент будет сделан на связь между биологическими исследованиями когнитивных способностей живых организмов (в том числе, человека) и математическими и компьютерными моделями автономных агентов. Под агентами понимаются модельные организмы. Будут разработаны и исследованы компьютерные биологически обоснованные модели процессов формирования и использования предсказаний когнитивными автономными агентами.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта ожидается получение следующих результатов на протяжении трех лет. Ожидаемые результаты представлены согласно семи направлениям проекта. Эти направления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга, как объясняется в каждом пункте. Семантическая Карта: Будет создана семантическая карта для представления характеристик смыслов слов и словосочетаний русского языка, зрительных образов и элементов поведения. Количественное описание статистических свойств и характеристик построенной семантической карты; результаты сравнения с аналогичными ресурсами и моделями. Автоматизированная система отображения отдельных слов и слов в контексте, а также аннотированных зрительных образов и элементов поведения на семантическую карту. Результаты тестирования и валидации семантической карты экспертами. Виртуальный Актор: Разработка и создание интеллектуального агента, обладающего элементами нарративного и социально-эмоционального интеллекта. Применение агента для моделирования правдоподобных виртуальных персонажей, способных к установлению социально-эмоциональных взаимоотношений с человеком, а также к нарративному целеполаганию. Применение агента для моделирования процессов зрительного восприятия. Автономные Агенты: Компьютерные модели процессов формирования предсказаний когнитивными автономными агентами. Результаты исследования характеристик процессов формирования предсказаний. Модели процессов формирования внутренней «базы знаний» агента. Результаты анализа использования этой базы знаний для выбора последовательности действий, ведущей к целевой ситуации. Модели автономных агентов, формирующих «логические» выводы, предсказывающие результаты поведения агентов. Результаты анализа возможностей использования агентами логических выводов при планировании целенаправленного поведения. Компьютерные модели автономных когнитивных агентов, обладающих свойством поддержания баланса между предсказуемостью и непредсказуемостью поведения агента. Результаты сопоставления модельного поведения автономных агентов с биологическими экспериментальными данными. Функциональные Сети: Сетевые модели из элементарных когнитивных элементов, способные обучаться целенаправленному поведению в стохастических средах. Нейроанимат: Экспериментальные данные и компьютерная модель минимальной когнитивной биологической системы. Нейрокомитет: Методики применения и результаты моделирования подходов к сегментации многомерных временных рядов. Методики применения и программная реализация нейросетевой сегментации активности мозга и нейрональных сетей in vitro при использовании обучении с учителем, с учётом наличия соотношения порядка в данных, и без учителя с использованием алгоритмов кластеризации. Оригинальный оптимизационный алгоритм на основе когнитивных агентов и методика его применения для создания оптимальных комитетов. Результаты применения всех разработанных подходов к сегментации многомерных временных рядов и методик их применения для решения эталонных задач и задач реального мира. Методы сегментации многомерных временных рядов (МВР), использующие разные постановки задачи сегментации. Принципы и алгоритмы построения комитета нейронных сетей для повышения точности сегментации МВР. Когновизор: Методики построения многоуровневых моделей физических, семантических и социальных признаков сложных цветовых зрительных стимулов на основе данных фМРТ, ЭЭГ и айтрекинга для решения обратной задачи декодирования, а именно, нахождения предъявленного изображения по совокупным данным фМРТ, ЭЭГ и айтрекинга. Общие выводы о научной и общественной значимости ожидаемых результатов проекта: Ожидается, что результаты исследований по проекту внесут важный вклад в развитие нового научного направления «Биологически инспирированные когнитивные архитектуры» по многим направлениям. Перечисленные выше результаты исследований по проекту будут соответствовать мировому уровню научных исследований, а отчасти и превышать этот уровень.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В проекте в 2015 году выполнен цикл научных исследований, тесно связанных с активно развивающимся научным направлением «Биологически инспирированные когнитивные архитектуры» (БИКА), или Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA). По этому направлению участниками данного проекта в 2017 году в Москве будет проведена международная конференция BICA-2017, а также в 2016 и 2017 годах будут проведены международные школы «Молодежная школа по биологически инспирированным когнитивным архитектурам», или “First International Early Research Career Enhancement School on Biologically Inspired Cognitive Architectures”. Труды школы 2016 года будут изданы издательством Springer в серии Advances in Intelligent Systems and Computing. Серия индексируется в базе данных Scopus. Все намеченные на 2015 год работы выполнены. По указанным семи направлениям проведены следующие исследования. 1. Направление «Семантическая Карта» Проведена формализация теоретической модели семантической карты, представляющей значимые семантические характеристики слов и словосочетаний. Выполнено вычислительное построение семантической карты слов и словосочетаний русского языка на основе формализованной модели путем численной минимизации энергии системы. Алгоритм построения карты был оптимизирован. Было проведено исследование и характеризация свойств семантической карты; измерение ее внутренней согласованности, а также её сравнение с подобными ранее созданными ресурсами и моделями. Внутренняя несогласованность построенной карты русского языкa оказалась существенно ниже внутренней несогласованности семантических карт английского языка, построенных ранее. Семантическая карта использовалась для количественного представления семантики слов в контексте и связанных с ними элементов поведения. Были исследованы её возможности для количественного представления семантики зрительных образов. Получены и проанализированы коэффициенты канонической корреляции семантических карт, построенных для разных языков. 2. Направление «Виртуальный Актор» Проведены разработка и воплощение в виртуальном окружении модели интеллектуального агента, обладающего элементами социально-эмоционального интеллекта на основе эмоциональной архитектуры eBICA. Разработана общая модель интеллектуального агента (виртуалього актора), способного к нарративному целеполаганию, а также численное воплощение и исследование её поведения в конкретных примерах ситуаций. Разработана общая архитектура модели правдоподобного персонажа, вовлеченного в социально-эмоциональные взаимоотношения с партнером (человеком или виртуальным агентом). Проведены разработка и исследование парадигм взаимодействия персонажей и тестирования Виртуального Актора, позволяющих произвести оценку эмоционального и нарративного интеллекта. 3. Направление «Функциональные Сети» Проведено сравнительное исследование алгоритмов сети функциональных систем (сеть ФС) и обучения с подкреплением в задаче поиска пути в неизвестной стохастичной среде, описываемой графом. Показано, что средний объем памяти, необходимый для решения задачи предложенным алгоритмом сети ФС, значительно меньше объема, требуемого для обучения с подкреплением. Проведенные исследования показывают, что предложенная модель сети ФС способна выучить и поддерживать надежные и эффективные стратегии достижения цели в дискретной среде. Запоминание сетью новых стратегий не приводит к полному разрушению уже выученных и позволяет использовать их вновь при возникновении необходимости. Благодаря этому сети ФС оказываются значительно эффективнее в нерегулярных дискретных средах, чем алгоритмы обучения с подкреплением. 4. Направление «Нейроанимат» Было проведено экспериментальное исследование развитийной динамики спонтанной электрической активности в реальной нейрональной культуре. Задачей исследования являлась регистрация спонтанной электрической активности в нейрональных культурах, с последующим анализом на наличие повторяющихся последовательностей активаций. Было высажено 6 культур с нейронами из гиппокампа и 7 культур с нейронами из коры головного мозга мышей. Результаты исследования охарактеризовали динамику всех зарегистрированных популяционных пачек. В частности, показано, что фронт пачечной активации преимущественно не меняется в течение жизни культуры. Проведено вычислительное исследование спонтанной активности в полномасштабной модели нейрональной культуры на мультиэлектродной матрице. Базовая модель связей между нейронами является случайной, без присвоения нейронам пространственных координат. Для двух других моделей связи нейронам были присвоены пространственные координаты в соответствии с габаритами массива электродов. Было показано, что распределение межпачечных интервалов, полученных в моделировании, согласуется с экспериментальными данными. 5. Направление «Нейрокомитет» Были проведены разработка, исследование и применение алгоритмов анализа многомерных временных рядов (МВР). Работа по сегментации МВР проводилась как по теоретическим (алгоритмическим) вопросам, так и в области решения прикладных задач. Рассмотренные приложения посвящены анализу поведения живых систем, что является центральной темой исследований в рамках настоящего проекта. Разработаны оригинальные и эффективные подходы к сегментации МВР и методики их применения. Исследована прикладная задача сегментации траектории движения взора при рассматривании изображений. Разработан новый подход к сегментации траектории движении точки взора при рассматривании изображений. Метод основан на применении иерархического (многошагового) принципа формирования сегментов. Алгоритм обработки данных стартует от отдельных измерений вдоль траектории движения глаз, формирует микросегменты и далее выполняет их группирование и создание интерпретируемых сегментов более высокого уровня. Разработано математическое описание внутрипачечной активности нейрональной культуры. 6. Направление «Когновизор» Проведена экспериментальная отработка основных методик нейрофизиологических экспериментов с одновременной регистрацией функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ), электроэнцефалографических данных (ЭЭГ) и движений глаз. Проведены эксперименты, в которых происходила одновременная запись данных фМРТ, ЭЭГ, а также данных движения глаз (айтрекинга). Разработана процедура расчета значений физической заметности участков изображений видеоряда на основе фильтра Габора и показателей социальной заметности этих изображений. Разработана процедура расчета регрессоров фМРТ по многокомпонентному анализу ЭЭГ и айтрекинга. Исследования показали, что используемые методы и подходы могут быть применены для построения модели Когновизора ментальных состояний головного мозга человека. 7. Направление «Автономные Агенты» Построены и исследованы компьютерные модели поведения автономных агентов, накопления ими знаний, формирования и использования предсказаний. Агент использовал знания и предсказания при планировании своего поведения. Агент использовал базу знаний, характеризующую ситуации, действия агента и предсказания результатов действий. База знаний использовалась при планировании поведения агента. Результаты моделирования были качественно подобны результатам биологических экспериментов по наблюдению поведения простых животных. 8. Организация молодёжной школы Помимо исследовательской работы проведен начальный этап подготовки к международной молодежной школе “First International Early Research Career Enhancement School on Biologically Inspired Cognitive Architectures.” Ведется работа по приглашению лекторов и молодых участников школы. Цели и принципы работы школы, а также другая информация по школе, представлены на сайте http://school.bicasociety.org/

 

Публикации

1. Klimov, V.V. Peculiarities of semantic web-services cloud runtime Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.204

2. Mishulina, O.A. and Sukonkin, I. Structural analysis of human eye movement trajectory Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.209

3. Red'ko, V.G. Modeling of cognitive evolution: Perspective direction of interdisciplinary investigation. Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.207

4. Red'ko, V.G. and Nepomnyashchikh, V. Model of plan formation by new caledonian crows Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.221

5. Samsonovich, A.V. Empirical measure of learnability: A tool for semantic map validation Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.223

6. Samsonovich, A.V. Mind ID: A psychologically inspired approach to secure authentication based on memory for faces. Micah H. Clark (Ed.). Deceptive and Counter-Deceptive Machines: Papers from the AAAI 2015 Fall Symposium. AAAI Technical Report FS-15-03. Palo Alto, California, USA: AAAI Press., volume FS-15-03, pp. 42-48 (год публикации - 2015)

7. Ushakov, V.L. and Samsonovich, A.V. Toward a BICA-model-based study of cognition using brain imaging techniques Procedia Computer Science, Volume 71 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.222


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Направление «Семантическая Карта» Расширена формальная теоретическая модель семантической карты, представляющей значимые семантические характеристики как слов и фраз, так и «смыслов» (синсетов) и аннотированных зрительных образов. На основе семантической карты изображений построен конкретный набор стимулов, используемый в направлении Когновизор. Разработана полуавтоматическая система аннотации зрительных образов для построения семантической карты. Создан алгоритм построения семантической карты на основе «смыслов» (синсетов). Получена новая версия сематической карты русского языка. Проведено сравнение ее характеристик с подобными характеристиками ранее созданных ресурсов и моделей. Отобраны стимулы для экспериментов по исследованию мозговых механизмов представленности семантических карт. Разработана экспериментальная парадигма на основе предъявления отобранных стимулов в сканере. Разработана процедура выделения четырёх количественных признаков для изображений на основе нормированной энтропии и осуществлен расчёт таких признаков для набора стимулов направления «Когновизор» с целью построения семантических карт (направление «Семантическая карта»). Семантическая карта применена для определения аффективных оценок действий Виртуального Актора. Направление «Виртуальный Актор» Разработан и создан ряд прототипов виртуальной среды «Экспериментальный Стенд» на основе компьютерной игры в виртуальном окружении для тестирования испытуемых, а также прототипов Виртуального Актора и их социальных взаимодействий с партнерами. Разработан ряд вариантов модели автономного Виртуального Актора, способного к самостоятельному исполнению ролей правдоподобных персонажей в избранных парадигмах на основе компьютерной игры в виртуальном окружении. Модели основаны на расширенной архитектуре eBICA и включают элементы как социально-эмоционального, так и нарративного интеллекта. Уточнена и дополнена модель эмоциональной когнитивной архитектуры eBICA. Созданы прототипы Виртуального Актора на ее основе с использованием семантической карты. Проведено тестирование виртуальных окружений «Экспериментальный Стенд» и прототипов Виртуального Актора. Успешно пройден пилотный вариант ограниченного теста Тьюринга: испытуемые оказались неспособными отличить Виртуального Актора от человека в выбранной парадигме в виртуальном окружении. Более того, Виртуальный Актор к концу сессии оказался социально более востребованным по сравнению с испытуемыми. Направление «Функциональные Сети» 1. Был предложен иерархический алгоритм обучения, позволяющий решать стохастические задачи с внутренней структурой и иерархией целей эффективнее имеющихся аналогов. 2. Экспериментальное исследование изменчивости паттернов активности нейрональных культур в процессе обучения показало, что после стимуляции разнообразие паттернов спонтанной активности увеличивается. Это позволяет предположить, что подобное увеличение разнообразия активности может являться необходимой фазой для успешного протекания обучения. 3. Разработана и исследована компьютерная модель формирования спонтанной пачечной активности и обучения в нейрональной культуры. Предварительные результаты сопоставления активности в модели с экспериментальными данными указывают на их качественное соответствие друг другу. Направление «Нейроанимат» Выполнен ряд теоретических и экспериментальных работ в интересах решения практических задач анализа функционирования (поведения) живых систем и выявления паттернов их активности во времени и пространстве признаков. 1) Проведена кластеризация данных пачечной активности нейрональной культуры с использованием двух групп признаков, включающих показатели интенсивности пачечной активности и их распределение по электродам (инверсионные признаки). Для кластеризации использованы как плотностные алгоритмы (DBSCAN, алгоритм Литинского-Романова), так и агломеративные (average-linkage и complete-linkage). Показано, что признаки двух групп в среднем обладают одинаковой информативностью с точки зрения кластеризации данных. Для количественной оценки информативности признаков использован показатель валидности кластеров Adjusted Rand Index (ARI). 2) Разработан и программно реализован новый подход к кластеризации данных, основанный на метаэвристике роевого интеллекта «муравьиные колонии». Метод применен к задаче кластеризации пачек активности нейрональной культуры. 3) Построена математическая модель нейронной сети, которая демонстрирует синхронизированные спонтанные популяционные пачки активности. Проведены экспериментальные исследования модели. Показано, что модель генерирует пачки, «мотивы» которых аналогичны по своим характеристикам пачкам, наблюдаемым в живой нейрональной культуре. Направление «Нейрокомитет» 1) Создан новый алгоритм кластеризации данных, в котором применена идея совместного использования генетического алгоритма и нейросетевого RBF-классификатора. Эксперименты на модельных и известных тестовых данных показали высокую точность получаемой кластеризации, повторяемость и надежность получаемых решений. 2) Разработаны методики использования комитетов нейронных сетей для каждого из трёх подходов к сегментации многомерных временных рядов. Методики тестировались на эталонных задачах. Показано, что для псевдохаотической динамики временных рядов при отсутствии квазистационарных состояний подходы, связанные с использованием кластеризации, не дают результата. 3) Показано, что наибольшая эффективность достигается при использовании гетерогенных комитетов при взвешенном комбинировании ответов предикторов, причём веса ответов предикторов следует определять на независимом наборе данных. 4) Разработанные методики выделения квазистационарных состояний на основе алгоритмов кластеризации применены для решения сложной задачи реального мира – анализа состояний магнитосферы Меркурия. 5) Сформулированы основные принципы работы оригинального оптимизационного алгоритма на основе когнитивных агентов. Алгоритм основан на комбинации генетического алгоритма и обучения каждого индивидуума внутри поколения. Направление «Когновизор» 1) Сформулирована новая актуальная прикладная задача обработки данных айтрекера для поиска паттернов поведения точки взора человека с частичным нарушением функций мозга. Задача сведена к анализу символьной последовательности некоторых базовых типовых движений точки взора, локализованных в пространстве и времени. 2) Подготовлены и приведены к стандартному формату данные направления «Когновизор». Получены первые результаты применения базовых версий алгоритмов. Показано, что необходима серьёзная переработка алгоритмов предобработки данных. Разработана методика такой предобработки и осуществлена её программная реализация. Направление «Автономные Агенты» Получены следующие результаты: 1) Построена и исследована биологически инспирированная модель новокаледонских ворон, формирующих планы достаточно сложного поведения на основе ранее освоенных элементов этого поведения. Разработана схема формирования планов поведения, включающая построение внутренней базы знаний агента (модельного организма), которая характеризует отдельные ситуации, прогнозы результатов действий, оценку близости текущей ситуации к целевой ситуации. План цепочки действий формируется на основе этой базы знаний. Компьютерное моделирование показало качественное подобие результатов изучения модели биологическому эксперименту. 2) Разработана модель многоагентных систем, использующих агентов-посланников для передачи информации внутри системы. Модель применена для исследования сообщества производителей и инвесторов в рамках прозрачной рыночной экономики.

 

Публикации

1. Баландина А., Анастасия Косткина, Артем Чернышов, Борис Щукин, Валентин Климов Particular Qualities of the Semantic Web Training Course Procedia Computer Science, Volume 88, Pages 277-281 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.435

2. Баландина А., Артем Чернышов, Валентин Климов, Анастасия Косткина Usage of Language Particularities for Semantic Map Construction: Affixes in Russian Language Lecture Notes in Computer Science, Volume 9717, pages 731-738 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-32554-5_13

3. Волков Дмитрий, Мишулина Ольга The Approach to Modeling of Synchronized Bursting in Neuronal Culture Using a Mathematical Model of a Neuron with Autoregulation Mechanism BIOLOGICALLY INSPIRED COGNITIVE ARCHITECTURES (BICA) FOR YOUNG SCIENTISTS. Edited by: Samsonovich, AV; Klimov, VV; Rybina, GV. Book Series: Advances in Intelligent Systems and Computing, Volume: 449 Pages: 257-263 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-32554-5_33

4. Дегтерев А.А., Бурцев М.С. Simulation of Learning in Neuronal Culture Advances in Intelligent Systems and Computing, T.449, 2016. – С. 47-52. (год публикации - 2016)

5. Ефиторов А.О., Доленко С.А. Бинарная классификация состояний динамической системы с помощью алгоритмов машинного обучения Сборник: XVIII Международная научно-техническая конференция "Нейроинформатика-2016": Сборник научных трудов. В 3-х частях, стр. 143-150 (год публикации - 2016)

6. Климов В., Чернышов А., Баланчина А., Косткина А. A NEW APPROACH FOR SEMANTIC COGNITIVE MAPS CREATION AND EVALUATION BASED ON AFFIX RELATIONS Advances in Intelligent Systems and Computing, Volume 449, pages 99-105 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-32554-5_13

7. Парунакян Д., Ефиторов А., Широкий В. Analysis of Mercury’s magnetosphere states based on MESSENGER data by Kohonen neural network and other clustering algorithms Procedia Computer Science, Vol. 88. PP. 499–504 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.471

8. Редько В.Г. Models of autonomous cognitive agents Samsonovich A.V., Klimov V.V., Rybina G.V. (Eds.). Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School (FIERCES 2016). 2016, Advances in Intelligent Systems and Computing. Volume 449. PP. 9-15. Springer International Publishing Switzerland, 2016. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-32554-5_2

9. Редько В.Г. Epistemological foundations of investigation of cognitive evolution Biologically Inspired Cognitive Architectures, Vol. 18. P. 105–115 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.bica.2016.10.001

10. Редько В.Г. Modeling of cognitive evolution: Agent-based investigations in cognitive science Long Cheng L., Liu Q., Ronzhin A. (Eds.). Advances in Neural Networks – ISNN 2016. 13th International Symposium on Neural Networks, ISNN 2016, St. Petersburg, Russia, Proceedings., - (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-40663-3_83

11. Редько В.Г., Бурцев М.С. Modeling of mechanism of plan formation by New Caledonian crows Procedia Computer Science, Vol. 88. PP. 403–408 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.456

12. Редько В.Г., Шарипова Т.И., Бесхлебнова Г.А. Modeling of searching agent behavior by means of neural gas Procedia Computer Science, Vol. 88. PP. 409–414 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.457

13. Самсонович А.В. Weak Semantic Map of the Russian Language: Preliminary Results Procedia Computer Science, Volume 88, Pages 538–543 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.08.001

14. Самсонович А.В., Александр С. Бондаренко, Даниил А. Азарнов MAPPED Repository: An information System for the Emerging Unified Community of Researchers in Cognitive, Neuro and Computer Sciences Procedia Computer Science, Volume 88, Pages 522–527 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.474

15. Самсонович А.В., Алена Толстихина, Павел А. Бортников A Test for Believable Social Emotionality in Virtual Actors Procedia Computer Science, Volume 88, Pages 450–458 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.463

16. Соколов И.С., Азиева А.М., Бурцев М.С. Patterns of Spiking Activity of Neuronal Networks in Vitro as Memory Traces Advances in Intelligent Systems and Computing, T.449, 2016. – С. 241-247. (год публикации - 2016)

17. Соколов И.С., Татаринцев М.К., Хасанов Р.Ю., Азиева А.М., Макаренко Е.Ю., Бурцев М.С. Устойчивость спонтанной электрической активности нейрональных сетей in vitro Вестник РГМУ, T. 88, 2016. – C. 397-402. (год публикации - 2016)

18. Сорокин А.Ю., Бурцев М.С. Functional Systems Network Outperforms Q-learning in Stochastic Environment Procedia Computer Science, T. 88, 2016. – C. 397-402. (год публикации - 2016)

19. Сохова З.Б., Редько В.Г. Agent-based model of interactions in the community of investors and producers Samsonovich A.V., Klimov V.V., Rybina G.V. (Eds.). Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School (FIERCES 2016). 2016, Advances in Intelligent Systems and Computing. Volume 449. PP. 235-240. Springer International Publishing Switzerland, 2016. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1007/978-3-319-32554-5_30

20. Чернышов А., Анита Баландина, Анастасия Косткина, Валентин Климов Intelligence Search Engine and Automatic Integration System for Web-Services and Cloud-Based Data Pro-viders Based on Semantics Procedia Computer Science, Volume 88, Pages 272-276 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.434

21. Доленко С.А., Ефиторов А.О. Методики нейросетевой сегментации многомерных временных рядов XIV Всероссийская научная конференция "Нейрокомпьютеры и их применение". Тезисы докладов. М., МГППУ, с.53 (год публикации - 2016)

22. Самсонович А.В., Ушаков В.Л. Using brain imaging techniques for validation of a biologically-inspired-cognitive-architecture model of human cognition 2016 Neuroscience Meeting Planner. Washington, DC: Society for Neuroscience, 2016. Online., Program No. 733.12 (год публикации - 2016)

23. - Самсонович: наука на грани создания "эмоционального" компьютера РИА Новости: Россия Сегодня, опубликовано 17.03.2016 (обновлено: 13:27 17.03.2016) (год публикации - )

24. - Искусственный интеллект сможет испытывать эмоции (на китайском языке) КНР издание "Наука и технологии", http://digitalpaper.stdaily.com/http_www.kjrb.com/kjrb/html/2016-11/29/content_355754.htm?div=-1 (год публикации - )

25. - перспективы разработки Искусственного Интеллекта (на испанском языке) Информационное Агентство EFE, http://www.efefuturo.com/noticia/la-inteligencia-artificial-esta-la-vuelta-la-esquina-segun-cientifico/ (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Общие главные итоги проекта таковы: Построена общая биологически инспирированная модель разума, подобного разуму животных и человека. Показано, что данная модель может лечь в основу разработки человекоподобных интеллектуальных агентов – правдоподобных виртуальных Акторов и креативных ассистентов-Коботов для широкого спектра практических приложений. Получены нейросетевые карты восприятия эмоционально значимых стимулов, соотнесенные с картами психологического пространства дифференциации эмоциональных стимулов. Получены нейросетевые корреляционные карты различных типов мышления - от пространственного до семантического. Построены и исследованы биологически инспирированные модели автономных агентов, которые формируют предсказания своих действий и планируют целенаправленное поведение на основе предсказаний. Конкретно, по семи направлениям проекта на 2017 год была проведена перечисленная ниже работа и получены перечисленные результаты. Семантическая Карта Построена расширенная теоретическая модель семантической карты, включающей аннотированные элементы поведения в заданном окружении и зрительные образы (Samsonovich, 2018). Собрана аннотированная база данных, включающая записи элементов поведения человека и Виртуального Актора в виртуальном окружении. Построена расширенная семантическая карта, отображающая (а) смыслы слов (слова в контексте фраз) русского языка, (б) аннотированные зрительные образы и (в) элементы поведения в виртуальном окружении. Результаты количественного исследования свойств и характеристик построенных семантических карт смыслов слов русского и английского языков и их сравнения с подобными ранее созданными ресурсами и моделями – семантическими картами слов – представлены в двух журнальных статьях (Эйдлин, Самсонович, 2018; Samsonovich, 2018, первая опубликована, вторая принята в печать). Построена общая концепция креативного когнитивного ассистента на основе когнитивной архитектуры eBICA, центральным элементом которой является семантичесвая карта (Eidlin & Samsonovich, 2018). Созданы семантические карты для специальных областей: карта стратегий решения задач, карта музыкальных аккордов, карта сочетаний цветов используемых в дизайне. На основе аттракторной нейросетевой модели семантической карты направлений в пространстве дано объяснение новых экспериментальных данных по поведенческим коррелятам направления головы крысы (Samsonovich, AISC, 2018). Виртуальный Актор Получен Виртуальный Актор как агент, обладающий социально-эмоциональным интеллектом и способный к нарративному целеполаганию. Это проявляется в его статистической неотличимости от человека в выбранных парадигмах в виртуальных окружениях по трем параметрам: правдоподобии, социальной приемлемости и эффективности. Создан тест типа Тьюринга, чувствительный к проявлениям социально-эмоционального интеллекта. Построена общая модель формирования эмоциональных оценок Виртуальным Актором. Модель применена в рамках направления Когновизор. Результаты разработок и исследований Виртуального Актора представлены в виде статей. Создана система логирования событий в виртуальном окружении и автоматического анализа логов. Разработан общий тест, альтернативный тесту Тьюринга. Построена классификация (иерархия) виртуальных окружений. Экспериментальная платформа адаптирована для работы в фМРТ. Функциональные Сети Набор программных модулей, реализующий алгоритм обучения сети функциональных систем в нейросетевом базисе на основе модели иерархического DQN алгоритма. Добавленные в модель метаконтроллер и механизм внимания. Результаты исследование эффективности вариантов полученного алгоритма, включая следующие. Проведенные исследования показывают, что рассмотренный алгоритм способен в процессе обучения неявно сформировать набор функциональных систем, где каждая ФС реализует свое индивидуальное поведение. Предложенная архитектура также предоставляет интерфейс взаимодействия с выученными ФС. Это может помочь в переносе идей и решений из дискретных алгоритмов обучения ФС на современные глубокие нейронные сети. Помимо этого, возможность управлять обученным агентом полезна в областях, где все задачи могут быть легко выражены как комбинация нескольких базовых действий, но при этом базовые действия представляют собой трудные задачи, которые удобнее решать через машинное обучение. Нейроанимат Экспериментально было найдено следующее. Культура, в которой активность сохранилась на предыдущем уровне, "помнила" результаты обучения на предыдущем дне. После завершения тестирования культура перестала отвечать на стимуляцию. Полученные данные подтверждают ранее полученные данные о том, что культура нейрональных клеток головного мозга мыши способна обучаться, т.е. изменять свою активность так, чтобы внешняя стимуляция в эксперименте выключалась. Частота успешных попыток обучения составила 14% в случае гиппокампальных культур. Корковые культуры в данных экспериментах не обучились. Кластеризация регистрируемой нейрональной активности между каналами показала, что с возрастом культуры число доминирующих кластеров в культуре не превышает 1-2, что говорит о том, что динамика сети сводится к небольшому числу паттернов. Кластеризация по характеристической функции демонстрирует воспроизводимое на разных культурах устойчивое доминирование небольшого числа аттракторов в электрофизиологической активности на протяжении более 25 DIV в отсутствии внешней электрической стимуляции. Было проведено сопоставление результатов по популяционной нейрональной активности в процессе обучения, полученной на модельной и реальной нейрональных культурах. Для активности с редкими пачками, мода и среднее значение усредненной активности дают приблизительно одинаковую оценку фоновой активности биологической и моделируемой сети. В другом режиме работы модели пачки появлялись с малой дисперсией периода, что не соответствует реальным данным. В третьем режиме наблюдалась неправдоподобно высокая спонтанная активность. Нейрокомитет 1) Методика обработки экспериментальных данных ЭЭГ. 2) Результаты экспериментов по расчету различных характеристик изображения, а также их морфологической сегментации. Программно реализованные процедуры применения техник топологической сегментации, энтропии и скелетизации и результаты их применения к массиву картинок-стимулов. 3) Результаты статистического анализа поведения игроков в виртуальном окружении в рамках парадигмы взаимодействия «Простая» с целью поиска характерных паттернов поведения. 4) Методика статистической обработки данных когнитивного эксперимента, направленного на проверку способности участников к пространственно-образному и вербально-логическому мышлению, на анализ объема ассоциативной и оперативной памяти. Результаты экспериментов по использованию данной методики (с использование айтрекера EyeLink 1000 Plus). 5) Результаты когнитивного эксперимента, задачей которого было исследование особенностей работы функциональных систем мозга при нарушении речи – заикании. Результаты эксперимента регистрировались с помощью магнитно-резонансного томографа (Magnetom Verio 3T (Siemens, Германия)) и синхронизованного с ним айтрекера (EyeLink 1000 Plus). Когновизор 1) Полная программная реализация разработанных в 2016 году методик предобработки данных фМРТ и данных ЭЭГ. Данные методики были применены в получении на полноценной выборки испытуемых карт нейросетевой при решении шести типов задач, плавно распределенных от образного до семантического типа мышления. Показано, что, используя разработанные в проекте алгоритмы, возможно построение метрики категоризационных ментальных задач, например, по параметру ковариационных взаимодействий нейросетей. 2) На основе данных фМРТ и айтрекера построены карты нейросетевых активностей головного мозга человека при восприятии физических и семантических признаков сложных цветовых зрительных стимулов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на групповом уровне для каждого признака может быть построено уникальное семантическое пространство. 3) Алгоритмы определения механизмов восприятия общего смысла изображения и использование их для решения обратной задачи декодирования, а именно, нахождения предъявленного изображения по совокупным данным фМРТ и айтрекинга. Точность работы классификатора-декодировщика составила 90%. 4) Совместно с направлением «Виртуальный Актор» была разработана парадигма и поставлены эксперименты по визуализации активности нейросетей, принимающих участие в выборе стратегии поведения человека в игре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности сопоставления стратегии поведения человека в игре с его эмоциональной семантической картой. 5) Разработанные в направлении «Когновизор» методы были применены на практике выявления функциональных когнитивных нарушений у людей с заиканием. Полученные результаты показали устойчивые отличия мозговой активности и движений точки взора у людей с функциональным нарушением речи по сравнению с людьми без заикания. Предложены числовые показатели, которые могут быть взяты за основу при диагностике степени функционального нарушения речи, лечении и контроле состояния после завершения лечения. Автономные Агенты Развитые модели мысленного формирования плана целостного сложного поведения (цепочки действий) из отдельных элементов этого сложного поведения новокаледонскими воронами. Агент-ориентированная модель прозрачной экономической системы, состоящей из сообщества инвесторов и производителей, Результаты исследования этой модели. Результаты развития концепции моделирования когнитивной эволюции.

 

Публикации

1. А. Ефиторов, И. Князева, Ю. Бойцова, С. Данко GPU-based high-performance computing of multichannel EEG phase wavelet synchronization Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

2. А. Н. Коростелёва, В.Л. Ушаков, Д.Г. Малахов, Б.М. Величковский Event-Related fMRI Analysis Based on the Eye Tracking and the Use of Ultrafast Sequences Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 107-112 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_15

3. А. Н. Коростелёва, О.А. Мишулина, В.Л. Ушаков, О.Ю. Скрипко Informative Characteristics of Brain Activity to Diagnose Functional Disorders in People with Stuttering Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 101-106 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_14

4. А. Шедько Semantic-Map-Based Assistant for Creative Text Generation Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

5. А.А. Чубаров, Д.А. Азарнов Modeling Behavior of Virtual Actors: A Limited Turing Test for Social-Emotional Intelligence Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 34 - 40 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_5

6. А.А. Эйдлин, А.В. Самсонович A Roadmap to Emotionally Intelligent Creative Virtual Assistants Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 47 - 56 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_7

7. А.А. Эйдлин, А.В. Самсонович Новые возможности геометрической обработки текстовой информации в интеллектуальных системах ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ, № 7, т. 15, 2017, - (год публикации - 2017)

8. А.А.Эйдлин, М.А. Эйдлина, А.В. Самсонович Analyzing Weak Semantic Map of Word Senses Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

9. А.В. Самсонович A Continuous-Attractor Model of Flip Cell Phenomena Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 163 - 172 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_23

10. А.Чернышёв, А. Баландина, А. Косткина, В. Климов Intelligent Search System for Huge Non-structured Data Storages with Domain-Based Natural Language Interface Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 27 - 33 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_4

11. В.А. Орлов, В.В. Зинченко, В.Л. Ушаков Physiological noise reduction algorithms for fMRI data Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

12. В.Г. Редько Mechanisms of interaction between learning and evolution Biologically Inspired Cognitive Architectures, том 22, стр. 95-103 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.bica.2017.10.002

13. В.Г. Редько Model of Interaction Between Learning and Evolution Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 145 - 150 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_20

14. В.Г. Редько, З. Сохова Model of Collective Behavior of Investors and Producers in the Decentralized Economic System Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

15. Д.А. Азарнов, А.А. Чубаров, А.В., Самсонович Virtual Actor with Social-Emotional Intelligence Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

16. Е. Карх, А.В. Самсонович Designing a Creative Assistant of a Designer Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

17. И.Воробьёв, А.В. Самсонович A conceptually different approach to the empirical test of Alan Turing Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

18. И.С. Князева, А. А. Пойда, В.А. Орлов, В.М. Верхлютов, Н.Г. Макаренко, С.А. Козлов, Б.М. Величковский, В.Л. Ушаков Resting state dynamic functional connectivity: network topology analysis Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

19. К. Кузнецова, А.В. Самсонович Semantic-Map-Based Approach to Designing an Insight Problem Solving Assistant Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

20. М.Г. Шараев, В.А. Орлов, В.Л. Ушаков, Б.М. Величковский Information transfer between rich-club structures in the human brain Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

21. О.А. Мишулина, О.Ю. Скрипко, А. Н. Коростелёва Some features of eye movements during reading and retelling the text by people with stuttering Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

22. П.А. Бортников, А.В. Самсонович A Simple Virtual Actor Model Supporting Believable Character Reasoning in Virtual Environments Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 17 - 26 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_3

23. Р. Якупов, Я. Буравенкова, А.В. Самсонович, Е. Степанская Toward a Virtual Composer Assistant Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

24. С.И. Карташов, В.Л. Ушаков, А.В. Масленникова, А.Г. Сбоев, А.И. Селиванов, И.Н.Молошиников, Б.М. Величковский Human Brain Structural Organization in Healthy Volunteers and Patients with Schizophrenia Biologically Inspired Cognitive Architectures (BICA) for Young Scientists. Proceedings of the First International Early Research Career Enhancement School on BICA and Cybersecurity (FIERCES 2017). Advances in Intelligent Systems and Computing, том 636. Springer, Cham с. 85-90 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/978-3-319-63940-6_12

25. Самсонович А.В. On semantic map as a key component in socially-emotional BICA Biologically Inspired Cognitive Architectures, - (год публикации - 2018)

26. Ю.А. Аринчехина, В.А. Орлов, А.В. Самсонович, В.Л. Ушаков Comparative Study of Semantic Mapping of Images Procedia Computer Science, Elsevier, - (год публикации - 2017)

27. - Искусственный разум: чего ждать людям от умного железа РИА Новости: Россия Сегодня, 08:00 08.12.2017(обновлено: 10:42 11.12.2017) (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Разработанная теоретическая и архитектурно-алгоритмическая основа позволит нам приступить к созданию новой платформы: технологической линии производства человекоподобных интеллектуальных средств – от виртуальных Акторов и ассистентов-Коботов до распределенных систем, носимых устройств и автономных роботов – для широкого спектра практических приложений. Конкретно, наши теоретические разработки и полученные эмпирические знания позволяют (а) адаптировать созданную общую модель человекоподобного разума к конкретным областям разнообразных приложений; (б) применить созданную общую модель в исследовательских разработках Акторов и Коботов с целью отладки и тестирования возможностей подхода в конкретных областях, получив демонстрационные прототипы решений конкретных задач; (в) интегрировать результат в виде стандартизованной когнитивной модели и алгоритмов построения на ее основе интеллектуальных средств, представив его в едином формате, применимом к широкому спектру практических областей. Список возможных приложений включает следующие направления. Коботы – креативные ассистенты: ассистент дизайнера, художника, архитектора, скульптора ассистент композитора, хореографа, поэта ассистент решателя инсайтных задач интеллектуальный авто-тьютор система контроля умного дома управляемый виртуальный персонаж для игр и т.п. гид-навигатор для различных окружений ассистент-навигатор при спасении в чрезвычайных ситуациях система психологического профилирования диагностика/лечение психических расстройств ассистент людей с ограниченными возможностями мониторинг состояния водителя, оператора система аутентификации на основе поведения Акторы – правдоподобные партнеры: виртуальный персонаж для игр (NPC) виртуальный танцор, мим, клоун актёр, чтец, юморист, ведущий, конферансье модератор соцсетей, видеоконференций виртуальное домашнее животное виртуальный персональный спутник умный агент-автоответчик операционная система для роботов виртуальный разведчик-исследователь виртуальный сторож-наблюдатель виртуальный полицейский виртуальный компьютерный администратор живая интерактивная реклама