КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-03615

НазваниеРоссийская политика на Ближнем и Среднем Востоке: возможности и пределы сотрудничества со странами региона

РуководительВасильев Алексей Михайлович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г.  , продлен на 2017 - 2018. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№1 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-255 - Мировая политика

Ключевые словавнешняя политика, Россия, Ближний Восток, Средний Востока, политические процессы, политические режимы, не распростанение оружия массового поражения.

Код ГРНТИ11.25.15


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность заявленной темы определяется волной социально-политической дестабилизации, охватившей в последние годы Ближний и Средний Восток, что ставит под угрозу и российские интересы в регионе. Ситуация "Арабской весны" 2011 года резко изменила геополитический расклад сил в регионе и, соответственно, трансформировала задачи российской внешней политики. В начале XXI века Российская Федерация стала постепенно возвращать утраченное со времен распада СССР влияние в регионе. Этот процесс происходил с переменным успехом, накладываясь на социально-политический контекст стран Ближнего и Среднего Востока, а также на политику других глобальных игроков в лице США, ЕС, Китая и др. В научной литературе еще не проводилось комплексное исследование политики РФ в рассматриваемом регионе, заключающееся в анализе эффективности действий тех или иных российских государственных институтов, а также в изучении связи внутренней политики рассматриваемых стран с активизацией или уменьшением влияния России. Исследование призвано не только проанализировать политику РФ в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и найти механизмы ее улучшения и усовершенствования. Также проект призван предоставить практические рекомендации для государственных институтов РФ в плане противодействия расползанию террористической активности из изучаемого региона на территорию России и соседних стран, а также для решения задачи не допустить нарушения договоров о нераспространении оружия массового уничтожения.

Ожидаемые результаты
Необходимо проанализировать внешнюю политику Российской Федерации в регионе Ближнего и Среднего Востока, как минимум, в двух аспектах: во-первых, в вопросе ее эффективности; во-вторых, в сфере влияния на нее социально-политического контекста изучаемых стран. Результаты исследования заключаются в следующем: - Изучение комплекса факторов, определяющих значение Ближнего и Среднего Востока для России в рамках веса региона вцелом в мире, определение мер, методов, инструментов для обеспечения национальных интересов России в регионе. - Выявление элементов новой структуры отношений и сотрудничества России со странами региона. - Выяснение позиции по вопросу внешней политики соответствующих государственных и частных структур Российской Федерации, а также позиции соответствующих ведомств в странах-партнерах. - Исследование форм и методов реагирования России на вызовы постоянно меняющейся ситуации в регионе. - Изучение эффективности действий разных государственных, а также бизнес структур РФ в рассматриваемом регионе. - Исследование процессов информатизации общества в рассматриваемых странах, выявление роли новейших коммуникационных технологий в процессах политической коммуникации, международной интеграции, а также возможной эскалации протестной активности. - Анализ проблемы власти, иерархии и взаимосвязи между «центром» и «периферией» в регионе Ближнего и Среднего Востока и их влияние на осуществление внешней политики Российской Федерации. Что определяет отношение с нашей страной: зависит ли периферия от центра, или наоборот, в этом вопросе? Какое влияние на такие отношения оказывают политическая конкуренция и глобальные изменения? - Исследование влияния «Арабской весны» и «Арабской осени», а также выборов в Иране в 2009 и 2013 г. на взаимоотношения стран региона с Российской Федерацией. - Анализ влияния процессов исламизации, либерализации и секуляризации в рассматриваемом регионе на внешнюю политику РФ. - Комплексное изучение социально-политического контекста региона Ближнего и Среднего Востока для понимания роли России в регионе. - Рассмотрение форм культурного взаимодействия между Россией и странами Ближнего и Среднего Востока, в том числе в сфере образования, науки и т.д. - Составление практических рекомендации для экономической и политической деятельности Российской Федерации в регионе Ближнего и Среднего Востока, для государственных и частных структур. - Изучение причин, форм и методов террористической деятельности в рассматриваемом регионе, создание практических рекомендаций для государственных институтов РФ в плане противодействия расползанию террористической активности на территорию России и соседних стран. - Изучение зачадач и возможностей сохранения режима не распространения оружия массового уничтожения в регионе. Конкретным результатом реализации проекта будет являться публикация серии статей (не менее 10) и 1 монографии.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
В рамках реализации проекта "Российская политика на Ближнем и Среднем Востоке: возможности и пределы сотрудничества со странами региона" в 2014 г. ее участниками была начата работа по анализу внешней политики Российской Федерации в регионе Ближнего и Среднего Востока по двух основным направлениям: во-первых, в вопросе ее эффективности; во-вторых, в сфере влияния на нее социально-политического контекста изучаемых стран. В этой связи был проведен сбор первичной информации для составления баз данных, разработана система индикаторов, была составлена первичная версия базы данных. Участники проекта приступили к анализу эффективности российской внешней политики в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также определению факторов, оказывающих на нее наибольшее влияние. Было подготовлено 8 научных статей. Научные результаты, полученные в 2014 г., заключаются в нижеследующем: 1) Анализ российской историографии по вопросам ближневосточной политики России позволил выявить, что, хотя взаимоотношения России со странами Ближнего и Среднего Востока становились объектом внимания многочисленных исследователей, практически все работы находятся в достаточно близком русле – будучи насыщены эмпирическими данными и уделяя значительное внимание освещению событийного ряда, они зачастую используют лишь «классический» набор исторических и политологических методов и подходов к исследованию имеющихся материалов. Показано, что при всем достоинстве этих устоявшихся в науке подходов изучение ближневосточной политики России могло бы существенно обогатиться путем применения ряда количественных методов. 2) По результатам полевых исследований удалось проанализировать основные тенденции современного политического процесса в изучаемых странах. Важно отметить, что исследование политических систем арабских стран после "арабской весны" представляется целесообразной и неотъемлемой частью данного проекта, поскольку от этого напрямую зависит определение векторов развития двусторонних отношений между Российской Федерацией и странами Ближнего и Среднего Востока. - Итоги посещения Марокко позволяют заключить, что на сегодняшний день Марокко является наиболее перспективным для России партнером в регионе. Королевство можно рассматривать в качестве "ворот" в Африку и Магриб. После "арабской весны" режимы, установившиеся в Тунисе и особенно в Ливии выглядят нестабильными, Алжир в силу исторически сложившейся специфики является полузакрытым государством, с которым, вряд ли, можно рассчитывать на более тесное взаимодействие вне рамок военно-технического сотрудничества. - Результаты командировки в Египет и последующий анализ собранных данных в 2014 г. позволил провести количественный анализ референдума и президентских выборов 2014 г. в АРЕ. Проведенный количественный анализ продемонстрировал, что наибольший процент населения поддерживает «Братьев-мусульман» в северной части Среднего Египта, на северо-востоке страны и в двух провинциях зоны Суэцкого канала – Суэц и Исмаилия. Позиции военных особенно сильны в Дельте, Порт-Саиде и важнейшей курортной зоне – Южном Синае, где высокий процент населения, активно поддерживающего правящий режим, сочетается с низким процентом граждан, поддерживающих «Братьев-мусульман». Достаточно сильны они и в другой курортной зоне – на Красном море, а также в Каире. Наконец, для Верхнего Египта характерен, прежде всего, крайне высокий уровень политической пассивности – здесь очень низок уровень активной поддержки как военных, так и «Братьев-мусульман». - По результатам командировки в Йемен была исследована сложившаяся в стране после революции "21 сентября" политическая система, которую можно охарактеризовать в качестве благоприятной с учетом интересов Российской Федерации. С сентября 2014 г. власть в стране де факто перешла в руки политического движения "Ансар Аллах" в то время, как исламисты в лице семейства аль-Ахмаров, были вынуждены бежать из страны. Таким образом, к концу 2014 г. в Йемене сложился оппозиционный исламистам блок "Ансар Аллах" - Всеобщий народный конгресс, полностью контролирующий политическую власть в Северном Йемене. Ключевой вопрос, который сегодня стоит на йеменской политической повестке дня – будущее юга, где на сегодняшний день сильны сепаратистские тенденции, поддерживаемые движением "аль-Хирак". 3) На основании подготовленных баз данных нам удалось выявить ещё один сильный фактор дестабилизационной волны по модели «центрального коллапса» 2013–2014 г. - «центр-периферийный диссонанс». При этом, если центральный коллапс происходит под действием центр-периферийного диссонанса, это практически по определению означает, что как минимум очень значительная часть политически активного населения периферии (если даже не его большинство), считает силы, захватившие с применением насилия власть в столице, нелегитимными, а себя – вправе применить насилие для свержения этих сил. 4) В ходе исследований было показано также, что границы «афразийской» макрозоны нестабильности, охватывающей Ближний Восток и Северную Африку (а также страны Сахеля, частично - Центральную Азию и Тихоокеанский регион) достаточно точно совпадают с границами зоны распространения ортокузенного брака. В этой связи крайне актуальной выглядит уже достаточно строго установленная закономерность, заключающаяся в том, что неженатые мужчины значительно более склонны к радикализму и экстремистским политическим действиям (вплоть до прямого терроризма), чем женатые мужчины аналогичного возраста (что было показано с использованием прямых эмпирических данных по Египту). Таким образом, наблюдавшийся в последние десятилетия в большинстве арабских стран значительный рост среднего возраста вступления в брак среди мужчин можно считать значимым фактором социально-политической дестабилизации в этой части земного шара. Иными словами, серьезным цивилизационным фактором дестабилизации в зоне арабо-мусульманской цивилизации явились характерные комплексы брачных обычаев этого региона – значительно увеличившийся средний возраст вступления в брак мужчин в сочетании со строгим запретом на внебрачные сексуальные связи. 5) По результатам проведенного участниками проекта круглого стола "Возможности и пределы сотрудничества РФ и АРЕ" разработаны следующие практические рекомендации для внешнеполитического ведомства РФ: - Продолжить реализацию соглашений и договоренностей, заключенных в последние годы, осуществление которых было приостановлено в результате смен политических режимов в Египте. - Расширить ассортимент двусторонней торговли, в том числе путем увеличения номенклатуры продукции сельского хозяйства. - Продолжить формирование более благоприятных условий для роста объема взаимной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин и, в конечном счете, создания в среднесрочной перспективе зоны свободной торговли между двумя государствами. - Активизировать работу с участием представителей профильных российских министерств и организаций по сотрудничеству в спецпромзоне в АРЕ с целью продвижения на египетский и шире – региональные рынки современной наукоемкой продукции российской промышленности, передовых научно-технических разработок. - Развивать сотрудничество по линии ВТС в рамках договоренностей, достигнутых в 2000-е годы. - Содействовать более полному использованию политики «мягкой силы», в том числе в области развития гуманитарных связей.

 

Публикации

1. Васильев А.М. Афган: незаживающие раны России Азия и Африка сегодня, №5. С. 66-72; №6. С. 58-65. (год публикации - 2014)

2. Васильев А.М., Коротаев А.В., Исаев Л.М. Военные вновь у власти? Азия и Африка сегодня, №10. С. 2-7 (год публикации - 2014)

3. Исаев Л.М. Исламское государство: очередная версия Неприкосновенный запас (дебаты о политике и культуре), №6. (год публикации - 2014)

4. Коротаев А.В., Исаев Л.М. Политическая география современного Египта: опыт количественного анализа Азия и Африка сегодня, №9, 2014. С. 5-13. (год публикации - 2014)

5. Коротаев А.В., Исаев Л.М. Революционная волна 2013-2014 гг.: опыт количественного анализа Социс, № 3. (год публикации - 2015)

6. Филин Н.А. Иранский протест-2009: «Революция Твиттера» или глас народа? Азия и Африка сегодня, № 2 (год публикации - 2015)

7. Филин Н.А. Образы, символы и слоганы массовых протестов зеленого движения в Исламской Республике Иран (2009-2010 гг.) Вестник РГГУ, №1 (год публикации - 2015)

8. Филин Н.А., Ходунов А.С., Бурова А.Н. Исследование отношений ИРИ и РФ в современной российской историографии Российско-иранское сотрудничество: состояние и перспективы, Москва, 2014 (год публикации - 2014)


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В рамках реализации проекта “Российская политика на Ближнем и Среднем Востоке: возможности и пределы сотрудничества со странами региона” в 2015 году ее участниками была продолжена работа по анализу внешней политики Российской Федерации в регионе Ближнего и Среднего Востока. При этом оптимальным показало себя сочетание двух направлений: исследование проблемы эффективности российской политики в регионе и изучение влияния на нее социально-политического контекста рассматриваемых стран. Была подготовлена серия научных статей. Научные результаты, полученные в 2015 году, заключаются в нижеследующем: 1) Была показана эволюция внутрисирийского конфликта вокруг которого разгорелись крупные геополитические страсти, втянувшие в себя десятки государств, включая Иран, Ливан, Турцию, США, Европу, Россию и др. В итоге на авансцену вышло “Исламское государство”, представляющее собой одно из самых неприятных последствий дестабилизационных процессов на Ближнем Востоке. В анализе событий члены проекта активно используют “закон” Бердяева: «Все революции кончаются реакциями», поскольку события на Ближнем Востоке очень хорошо его подтверждают. Однако, расширяя этот закон, можно сказать, что и всякие вмешательства также часто кончаются реакциями. Вот почему можно считать, что ИГИЛ – это реакция на вмешательство Запада и США. 2) Анализ взаимоотношений Российской Федерации и Египта позволил выявить, что сотрудничество с Египтом отвечает интересам России в близко расположенном к нашим южным границам, одном из самых важных в геополитическом плане ближневосточном регионе. Исходя из этого, взаимодействие между двумя странами будет способствовать обеспечению устойчивости позиции России в исламском мире, формированию благоприятных условий для развития регионов РФ с мусульманским населением, сохранению и укреплению российских позиций на мировом рынке нефти и газа, на стратегически важном рынке сбыта российской сельскохозяйственной и высокотехнологичной продукции, экспорта товаров и услуг в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества, в аэрокосмической области и т.д. 3) Анализ виртуального пространства арабских стран дал основания заключить, что по мере того как онлайн-технологии постепенно заняли передовые позиции в арабских странах, власти стали осознавать и риски, связанные с распространением цифровых медиа – соответственно, вводя все новые ограничения на информацию, которая могла быть размещена в Интернете. Во время “арабской весны” уровень Интернет-цензуры в наиболее пострадавших от кризиса странах был беспрецедентным. Ограничение свободы пользования Интернетом в некоторых случаях служило непосредственным поводом для начала антиправительственных выступлений, а также использовалось властями в качестве инструмента подавления мятежей; при этом применялись механизмы технического характера, а также попытки насильственного воздействия на Интернет-активистов и журналистов для контроля содержания некоторых ресурсов, в первую очередь оппозиционных. 4) В результате анализа социально-политической ситуации в Иране за последние годы и исследования причин и движущих сил активности оппозиции были выявлены факторы, которые способствовали удачному началу и упадку протестных акций в Иране после президентских выборов 2009 г. Среди причин сильной активности оппозиции можно выделить значительное увеличение доли молодежи от 20 до 24 лет в населении Ирана, опыт оппозиционный борьбы, особый эмоциональный фон, окружавший протестные акции, поддержка протестов со стороны части иранской элиты. Среди факторов, которые повлияли на окончание протестных акций можно выделить следующие: сильная поддержка населением действующей власти, готовность властей к акциям оппозиции, слабая организованность выступлений, рассинхронизация действий оппозиции в реальности и в пространстве Интернета. 5) По результатам полевых исследований удалось проанализировать основные тенденции современного политического процесса в изучаемых странах. Важно отметить, что исследование политических систем арабских стран после “арабской весны” представляется целесообразной и неотъемлемой частью данного проекта, поскольку от этого напрямую зависит определение векторов развития двусторонних отношений между Российской Федерацией и странами Ближнего и Среднего Востока. По результатам полевых исследований в Исламской Республике Афганистан следует заключить, что политическая ситуация в стране, хотя и остается напряженной, однако заметно изменилась в лучшую сторону. В стране успешно реализуются крупные инфраструктурные проекты. Кроме того, угроза со стороны распространения “Исламского государства” в Афганистан представляется преувеличенной, поскольку данная террористическая структура воспринимается в афганском обществе в качестве инородной. Кроме того, потенциальная возможность распространения деятельности ИГ на Афганистан приводит к более тесной координаии официальной власти с движением “Талибан”. В этой связи Афганистан представляется перспективным партнером для Российской Федерации и возможным плацдармом для распространению влияния РФ в Средней Азии. В ходе полевых исследований в Сирийской Арабской Республике было выявлена реальная расстановка сил на территориях, признающих власть администрации Башара ал-Асада, включая и то обстоятельство, что значительная часть этих территорий контроируется вооруженными формированиями, находящимися под контролем партий, отличных от правящей партии Баас, сформулированы практические рекомендации по развитию российско-сирийских отношений с учетом этого обстоятельства. Полевые исследования в Ливанской Республике позволили уточнить влияние разных ливанских политических сил на сирийские события, а также прояснить вопрос о союзниках России на ливанской политической сцене. 6) Проведенный нами многоаспектный анализ арабского понятия “фитна” позволил установить, что власти, привыкшие иметь дело с оппозицией старого образца – как правило, посредством т.н. традиционных СМИ, оказались попросту неготовыми к проявлениям современной смуты, подготовительная фаза которой была вынесена в виртуальное пространство, не в полной мере подконтрольное государственным средствам цензуры. Такие характеристики Интернет-пространства как его доступность, скорость функционирования, возможность получения обратной связи и др., формируют новую логику социального взаимодействия и, как следствие, новые форматы выражения народного недовольства. Такого рода новая оппозиция отличается размытостью идеологических установок и отсутствием узнаваемых харизматических лидеров. Эти характеристики обусловили быструю мобилизацию, но и довольно быстрый спад протестных настроений. В этом контексте такой фактор как ошибочные тактики правительства, в первую очередь неоправданное применение силы в тот момент, когда демонстрации и без того сходили на нет, стал вторичным мобилизационным стимулом, причем гораздо более мощным, нежели абстрактные лозунги перед началом выступлений. 7) Проведенное исследование ценностного строя ближневосточных обществ (в том числе с учетом различий между поколениями) методом оценки главных компонент показало незначительный сдвиг в сторону либерализма по шкале "консервативные ценности - либеральные ценности" и значительный сдвиг в сторону неудовлетворенности жизнью во всех странах, переживших события “арабской весны” и охваченных исследованием World Values Survey.

 

Публикации

1. A. Korotayev, J. Zinkina East Africa in the Malthusian trap? Journal of Developing Societies, 2015, Vol.31, No3, 385-420 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1177/0169796X15590322

2. А.А. Ткаченко Миграция из стран Северной Африки и Ближнего Востока: кто виноват и что делать Азия и Африка сегодня, 2015, 11, 31-35 (год публикации - 2015)

3. А.В. Коротаев, Л.М. Исаев Сентябрьская революция в Йемене и ее глобальные последствия Электронный научно- образовательный журнал «История», 2016, №4 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.18254/S0001293-1-1

4. А.В. Коротаев, Л.М. Исаев, А.М. Васильев Количественный анализ революционной волны 2013–2014 гг. Социологические исследования, 2015, №8, 119-127 (год публикации - 2015)

5. А.М. Васильев Окаянные девяностые Азия и Африка сегодня, 2015, №12, 9-20 (год публикации - 2015)

6. А.М. Васильев, Д.И. Виницкий Россия и Египет: перспективы есть, но для их реализации требуется время Азия и Африка сегодня, 2015, №4, 2-6 (год публикации - 2015)

7. Е.А. Елькина Гидрополитика в бассейне Нила Азия и Африка сегодня, 2015, №8, 30-33 (год публикации - 2015)

8. Н.А. Филин Образы, символы и слоганы массовых протестов «Зеленого движения» в Иране (2009–2010 гг.) Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение», 2015, №1, 107-116 (год публикации - 2015)

9. Н.А. Филин Иранский протест-2009: "революция Твиттера" или глас народа? Азия и Африка сегодня, 2015, №2, 9-13 (год публикации - 2015)

10. С.В. Костелянец Региональная политика Судана в контексте Арабского кризиса Азия и Африка сегодня, 2015, №7, 42-46 (год публикации - 2015)

11. Шишкина А.Р. Политическая роль медиа: глобальный контекст Электронный научно-образовательный журнал «История», 2016, №4 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.18254/S0001292-0-1


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В рамках реализации проекта «Российская политика на Ближнем и Среднем Востоке: возможности и пределы сотрудничества со странами региона» в 2016 году ее участниками была продолжена работа по анализу внешней политики Российской Федерации в регионе Ближнего и Среднего Востока по следующим направлениям: переформатирование отношений РФ со странами Ближнего и Среднего Востока на базе полной деидеологизации и упора на национальные интересы сторон; анализ факторов социально-политической дестабилизации и условий их синхронизации в арабском мире, а также на постсоветском пространстве в глобальном контексте; изучение влияния глобальных изменений на международные отношения, в том числе на отношения РФ со странами региона; исследование проблем власти в регионе Ближнего и Среднего Востока и их влияния на осуществление внешней политики Российской Федерации. Хотя Ближний и Средний Восток как бы не интересовал в начале 90-х российское руководство, его значение в мире и конфликтогенный потенциал подталкивали Россию сначала к ограниченному, а потом и к большему участию в делах региона. Хаотизация региона открывала возможности для все большего, хотя и ограниченного, присутствия здесь России. Но в Москве понимали, что и в 90-е и в нулевые годы США оставались гегемоном на Ближнем и Среднем Востоке, хотя и существовали ограничители их безраздельного влияния. Поэтому пусть в ограниченных размерах Россия выстраивала сеть сотрудничества со всеми странами региона, от Саудовской Аравии до Египта, от Израиля до члена НАТО – Турции, от Ирана до Сирии. Еще один фактор – мусульманский – становился все более важным при формировании российской политики в регионе. Россия в отличие от СССР не могла и не хотела воспользоваться американскими ошибками, «игра с нулевым результатом» просто не велась. Военная мощь, продемонстрированная США, показала, что они, преодолев «вьетнамский синдром», перешли к новым формам и методам войны. Никто противопоставить этой силе ничего как будто бы не мог. Однако динамика внутренних событий развивалась по своим законам, часто вопреки интересам США. Появились новые конфликты и центры силы. Оказалось, что с помощью войны и применения силы нельзя решать как региональные и глобальные проблемы, так и определять внутреннее устройство государств, в отношении которых США выступали в качестве «победителя». В нулевые годы ХХI века стало очевидно, что ни одна из войн, развязанных США, не привела к стабильности и появлению политических систем, которые соответствовали бы их мессианским идеям. Россия не могла и не хотела воспользоваться в своих интересах многочисленными ошибками Вашингтона в регионе. Упор после нескольких лет «раскачки» стал делаться на двусторонние отношения, в которых экономическая составляющая была главной. Стоило России проявить чуть-чуть самостоятельности, как американские комментаторы стали говорить о возвращении к холодной войне. Но складывался полицентричный мир, в котором все проблемы и конфликты могли решаться только совместными усилиями. В 90-е годы экономическое сотрудничество России со странами Ближнего Востока, за исключением Израиля, сократилось. В этот период Турция выдвинулась на первый план, и стороны убедились, что их экономики взаимодополняемые. Все яснее высвечивались крупные совместные проекты. Растущая экономика Турции нуждалась в энергетических ресурсах, а Россия была энергоизбыточной страной. В нулевые и десятые годы XXI века российско-иранское сотрудничество знало взлеты и падения. В Тегеране и Москве звучали как позитивные, так и негативные оценки друг друга. Но факторы, действовавшие на сближение сторон, победили. Разгром талибов в Афганистане и режима Саддама Хусейна в Ираке объективно вывел Иран на роль сильнейшей региональной державы. Отношение России к иранской ядерной программе было неоднозначным. Безусловно признавая право Ирана на развитие мирного атома в энергетике и других отраслях и участвуя, вопреки давлению Запада, в строительстве атомной электростанции в Бушере, Россия безусловно и энергично отвергала саму возможность создания Ираном ядерного оружия. Эвентуальное появление атомной бомбы у Ирана считалась в Москве неприемлемой угрозой безопасности России, а также стабильности и миру во всем регионе. К договору 2015 года («5+1» с Ираном) шли более десяти лет, с большими трудностями. Позиция РФ, выступавшей за компромисс и решение проблемы мирными средствами, помогла в поисках приемлемого решения. В заключительном соглашении, подписанном в Вене, нашли отражение многие российские предложения. К успеху, в частности, привела «концепция поэтапности и взаимности», предложенная именно российскими дипломатами. Ее смысл состоял в том, что каждый шаг Ирана должен был сопровождаться встречными шагами «шестерки» и ООН по ослаблению санкций. Обширное компромиссное Соглашение 14 июля 2015 года означало существенные уступки двух сторон и могло стать крупнейшим позитивным шагом в политическом урегулировании иранской ядерной проблемы и предотвращении войны в Заливе с катастрофическими последствиями, а также вкладом в укрепление ДНЯО и всего режима ядерного нераспространения. Москва и Тегеран сохраняли общность позиций по ряду региональных вопросов. Воздействие терактов 11 сентября 2001 года на российско-саудовские связи было многосторонним. Американо-саудовское сотрудничество ухудшились, и в этих условиях стало возможным символическое улучшение саудовско-российских отношений. Чеченский конфликт ушел на задний план. Москва стремилась больше сблизиться с мусульманским миром и стала участвовать в работе Организации исламская конференция. Страны Залива, в частности ОАЭ, стали важными импортерами российских вооружений и в каких-то небольших размерах – товаров гражданского назначения. СССР/Россия и Египет, прежние фактические союзники в холодной войне, оказавшиеся в 70-е годы прошлого века по разные стороны баррикад, к началу 90-х медленно шли навстречу друг другу. Спад в российско-арабских и, в частности, российско-египетских связях с наибольшей глубиной проявился в начале 1990-х годов. Его относительная кратковременность и динамика выхода из «низшей точки падения» во многом были предопределены обстоятельствами фундаментального характера, прежде всего национальными интересами двух стран. Политические ошибки Вашингтона, вызывавшие растущий антиамериканизм масс, и прагматичное сознание местными элитами своих интересов – все это позволяло России и ряду стран Ближнего Востока инициативно определять свои задачи и идти навстречу друг другу. Для России Египет был желанным партнером. Но в конкретных условиях он просто не мог оказаться главными дверями, через которые Россия могла бы вернуться на Ближний Восток. В гражданской войне в Сирии РФ и страны Залива стали поддерживать различные противоборствующие стороны, что вызвало определенную напряженность между Москвой и аравийскими монархиями. Антиизраильский настрой, сопровождавшийся резкой критикой союзников и покровителей Израиля, а также тесные связи с Ираном усиливали недружественное отношение США и других западных стран к баасистскому режиму в Сирии. Ни Израиль, ни США не хотели согласиться на военное присутствие Сирии в Ливане, куда были введены сирийские войска на основе Соглашения в Таифе с целью прекращения гражданской войны. Сирия сохраняла независимое поведение, и из Дамаска звучала «антиимпериалистическая» (антизападная) риторика. Политические интересы РФ, искавшей союзника в регионе, враждебное отношение США к Сирии, усилившееся в связи с крепнущими отношениями Дамаска и Тегерана, содействовали сближению Москвы и Дамаска. Дипломатическая поддержка Сирии со стороны Москвы была постоянной. Россия выправляла прозападный крен своей политики и, стремясь сохранить влияние в мировых делах в качестве одной из крупнейших держав, начинала свое возвращение на Ближний Восток, где доминировали США. Был осуществлен анализ уровня протестной активности в мире в целом и в регионе Ближнего Востока – в частности. В ходе него было выявлено, что в 2011-2012 гг. Мир-Система испытала в некотором отношении фазовый переход в качественно новое состояние глобальной протестной активности. При этом данный переход чем-то напоминает фазовый переход начала 1960-х. Первый (после 1919 г.) переход такого рода произошел в начале 1960-х годов и был связан с ростом после Второй мировой войны глобальной информационной связности и совершенствованием средств протестной самоорганизации, обусловленным распространением телевидения, портативных транзисторных радиоприемников, мегафонов и других технологий Четвертого кондратьевского цикла. Фазовый переход начала 2010-х был подготовлен новой волной роста глобальной информационной связности и совершенствования средств протестной самоорганизации, обусловленной распространением технологий уже Пятой кондратьевской волны (Интернет, спутниковое телевидение, твиттер, мобильная телефония, социальные сети и т.п.). В ходе работы над проектом и анализа процессов социально-политической дестабилизации в странах «арабской весны» были отработаны основные методические и методологические принципы исследования, с помощью которых было доказано, что формализованный подход к качественному сравнительному анализу помогает выявить дестабилизационный потенциал различных комбинаций коммуникационных, поколенческих и культурных факторов применительно к протестной волне 2011-2012 гг. в арабских странах. Данные результаты продемонстрировали свою важность при анализе взаимоотношений между странами Ближнего и Среднего Востока и Россией с учетом понимания сторонами политического процесса схожести рисков социально-политической дестабилизации в том или ином регионе или, напротив, отсутствия таковых. В ходе комплексного анализа афразийской макрозоны нестабильности были выявлены ее основные характеристики, а также осуществлено ее соотнесение с зонами распространения ортокузенного брака и регионов с наименьшим уровнем экономического участия женщин. В частности, было обнаружено, что пространственные границы обеих зон в первом случае совпадают почти полностью. При этом аномально низкая доля женщин в рабочей силе на Ближнем и Среднем Востоке может быть связана с некоторыми элементами арабской культуры, не связанными напрямую с исламом, который рассматривается некоторыми исследователями в качестве фактора, снижающего вовлечение женщин в экономическую активность. В результате анализа современного состояния ирано-российских отношений было выявлено, что сотрудничество двух стран имеет более тактический, чем стратегический характер на базе во многом совпадающих национальных интересов двух стран. Вместе с тем российско-иранское сотрудничество сталкивается с реальными трудностями. Это связано с осторожным отношением иранской элиты к России в связи с отрицательной исторической памятью, с позицией внутрииранской бюрократии, которая тормозит двустороннее сотрудничество, западными санкциями, что осложняет привлечение внешних источников финансирования для реализации двусторонних проектов. Анализ избирательных практик Ирана позволил выявить отсутствие заданной предопределенности результатов выборов в стране, что дает возможность для успеха в избираемых институтах любой легально существующей политической силы. Однако контроль исламских органов власти над избираемыми институтами пока что снижает политические риски. Была осуществлена работа по выявлению условий, которые предшествовали образованию и дальнейшему развитию «Исламского государства». Была исследована история возникновения, функции и структура «Исламского государства». Особое внимание было уделено изучению локального, регионального и международного контекста, в которых стало возможным формирование и развитие «Исламского государства». Таким образом, работа в 2016 г. была направлена на анализ условий, которые позволили «Исламскому государству» сосредоточить в своих руках необходимое количество ресурсов, чтобы противостоять не только официальным властям Сирии и Ирака, но и всему ближневосточному региону, и отчасти даже мировому сообществу. Изучение истоков истории развития и особенностей функционирования такого феномена как «Исламское государство» позволило сделать вывод, что это образование превращается едва ли не в глобального игрока в исламском мире. Во-первых, в отличие от Афганистана, который был какой-то период под властью талибов, близких ИГИЛ по идеологии, оно находится не на периферии, а в самом центре исламского мира. Во-вторых, ряд исламистских организаций Северной Африки и Африки южнее Сахары уже присягнули ему на верность. В-третьих, связь с исламской диаспорой, в том числе с неофитами из числа местных жителей в Европе, Америке и странах бывшего СССР, включая Россию, дает ИГИЛ большие возможности для террористической деятельности по всему миру, гораздо большей по размаху, чем та, которой обладали террористические сети в предыдущие десятилетия.

 

Публикации

1. Васильев А.М. Окаянные девяностые Азия и Африка сегодня, No 1, с. 26-39 (год публикации - 2016)

2. Васильев А.М. Возвращаться. Но, как? Ч.2 Азия и Африка сегодня, No 11, с. 2-10 (год публикации - 2016)

3. Васильев А.М. Возвращаться. Но как? Ч.3 Азия и Африка сегодня, No 12, c. 8-19 (год публикации - 2016)

4. Васильев А.М. Возвращаться. Но, как? Ч.1 Азия и Африка сегодня, No 10, с. 2-11 (год публикации - 2016)

5. Исаев Л.М. «Обрадуй же их наказанием мучительным…»: геополитическое соперничество Саудовской Аравии и Ирана Неприкосновенный запас, №02(106), с. 58-69 (год публикации - 2016)

6. Исаев Л.М. Бесконечная война, или снова о Йемене Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре, No 6 (год публикации - 2016)

7. Исаев Л.М., Коротаев А.В. Воинствующая Аравия Азия и Африка сегодня, No 8, с. 10-16 (год публикации - 2016)

8. Исаев Л.М., Коротаев А.В., Гринин Л.Е. Египет после революций: два года перзидентства ас-Сиси Азия и Африка сегодня, No 12, c. 25-32 (год публикации - 2016)

9. Коротаев А.В., Исаев Л.М., Руденко М.А., Шишкина А.Р., Иванов Е.А. Afrasian Instability Zone and Its Historical Background Social Evolution and History, No 2, Vol 15, p. 120-140 (год публикации - 2016)

10. Коротаев А.В.,Шишкина А.Р., Исаев Л.М. АРАБСКАЯ ВЕСНА КАК ТРИГГЕР ГЛОБАЛЬНОГО ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА? Полис, № 3, с. 108-122 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.09

11. Костелянец С.В. Политика Турции на африканском направлении: новые тенденции в выборе партнеров Азия и Африка сегодня, No 7, с. 30-35 (год публикации - 2016)

12. Филин Н.А. Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI века Власть, No 3 (год публикации - 2017)

13. Филин Н.А. Парламентские выборы 2016 года в Иране: избирательные практики и технологии Власть, No 4 (год публикации - 2017)

14. Шишкина А.Р. Цивилизационный аспект формирования гражданского общества в арабских странах Азия и Африка сегодня, No 4, c. 9-13 (год публикации - 2016)

15. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Сто лет российской политике на Ближнем и Среднем Востоке Москва, - (год публикации - 2017)

16. Л.Е. Гринин, Л.М. Исаев, А.В. Коротаев Революции и нестабильность на Ближнем Востоке Москва: Учитель, - (год публикации - 2016)

17. - Чего хочет Москва Ведомости, Исаев Л.М., 18.10.2016 (год публикации - )

18. - Проигранная борьба за головы Ведомости, Исаев Л.М., 17.07.2016 (год публикации - )

19. - Дилемма федерации Ведомости, Исаев Л.М., Захаров А.А., 16.03.2016 (год публикации - )

20. - Американо-саудовская перезагрузка Ведомости, Исаев Л.М., 26.04.2016 (год публикации - )

21. - Падение Алеппо: что означают успехи сирийской армии РБК, Исаев Л.М., 29.11.2016 (год публикации - )

22. - Удар по Женеве: почему США и Россия не могут помирить Сирию РБК, Исаев Л.М., 20.09.2016 (год публикации - )

23. - Сирийская война: почему не стоит рассчитывать на новые переговоры РБК, Исаев Л.М., 28.06.2016 (год публикации - )

24. - Безопасность с собой Ведомости, Исаев Л.М., 22.05.2016 (год публикации - )

25. - Федерализм в Йемене: на обломках счастье сложно строить РСМД, Исаев Л.М., Захаров А.А., 30.03.2016 (год публикации - )

26. - Йемен: в поисках утраченной легитимности РСМД, Исаев Л.М., 06.09.2016 (год публикации - )

27. - Повторение пройденного: как США и союзники будут брать Мосул РБК, Исаев Л.М., 21.10.2016 (год публикации - )

28. - Жертвы дефицита внимания Ведомости, Исаев Л.М., 29.10.2016 (год публикации - )

29. - Турецкая доля: зачем Эрдоган ввел войска в Сирию РБК, Исаев Л.М., 25.08.2016 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано