Новости

25 октября, 2022 11:53

Новый опросник поможет россиянам лучше понять свое «истинное Я»

Российские ученые адаптировали к российской культуре зарубежный опросник, оценивающий способность человека быть верным себе. Выяснилось, что женщины больше, чем мужчины, стремятся быть «настоящими» в кругу близких. Мужчины, в свою очередь, точнее осознают собственные мотивы и желания, определяющие их действия. Предложенная методика поможет психологам предупреждать у людей тревожные состояния, связанные с самоотчуждением — непониманием своего состояния, жизненных целей и личностных черт. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия.
Источник: Pixabay
Опросник аутентичности Керниса-Голдмана создан и успешно применяется в англоязычных культурах для диагностики способности «быть самим собой». Аутентичный человек умеет оставаться верным себе, а именно: не скрывать свои эмоции перед другими людьми, действовать согласно своим чувствам и мотивам, стремиться быть «настоящим».
 
Аутентичность распознают по тому, насколько мысли и желания человека соответствуют его поведению и общению. Поэтому опросник Керниса-Голдмана, в соответствии со сложной структурой аутентичности, включает четыре шкалы: осознанность, непредвзятость, аутентичное поведение и отношения. Осознанность — это понимание собственных мотивов и чувств. Под непредвзятостью подразумевают способность человека без искажений воспринимать любую информацию о себе. Аутентичное поведение, по сути, отражает поведенческое выражение осознанности и непредвзятости, то есть то, насколько поступки человека соответствуют его ценностям и предпочтениям. Аутентичность в отношениях значит, что для человека важно, чтобы близкие видели его настоящие эмоции и поведение. Несмотря на то, что такой опросник довольно универсальный, его все-таки нужно адаптировать для стран с разной культурой. Например, необходимо учитывать, что собственные интересы россиян часто совпадают с общественными.
 
Российские ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва) создали русскоязычную версию опросника аутентичности Керниса-Голдмана. Для этого из 45 изначальных пунктов исследователи выбрали более сильные — те, что хорошо различают людей между собой. Например, авторы исключили утверждение «Я считаю, что мое поведение обычно выражает мои ценности», оставив «Я стараюсь действовать в соответствии с моими личными ценностями, даже если другие критикуют или отвергают меня за это» как более полное и точное. Таким образом, исследователи убирали маловажные и неоднозначные тезисы и следили за сохранением надежности шкалы. В результате в опроснике осталось 32 пункта — по восемь в каждом разделе. Согласно статистическому анализу, шкалы положительно коррелировали друг с другом, что говорило о пригодности разработанной версии.
 
Авторы предложили заполнить новый опросник более 700 русскоязычным студентам в возрасте от 17 до 32 лет, обучающихся в одном из международных университетов России, каждый из участников был гражданином РФ. Затем исследователи сравнили ответы мужчин и женщин. Оказалось, что женщины лучше понимают важность того, чтобы близкие видели их настоящими, осознавали их сильные и слабые стороны. Для женщин в большей степени важны открытость и честность в близких отношениях, они чаще стараются понимать потребности и желания дорогих им людей. Мужчины же лучше разбираются в своих чувствах и мотивах, доверяют этим знаниям и желают их расширять. Поступки мужчин менее спонтанные, они чаще отдают отчет в своих действиях.
 
Разработанный опросник поможет людям избегать профессионального выгорания, а также лучше понимать собственные чувства и желания. В дальнейшем исследователи планируют применить опросник на больших выборках людей разного возраста, жизненного опыта и профессий.
«Созданный метод существенно расширяет возможности российских ученых в исследовании аутентичности. Мы планируем применить этот опросник, адаптация которого потребовала больших усилий и значительного времени, для изучения того, как аутентичность переживается молодыми людьми в ходе их взросления, какова ее роль в предотвращении профессионального выгорания и как она связана со способностью людей устанавливать близкие отношения — дружить, влюбляться, заводить семью. Это краткий перечень направлений исследований, которые мы рассматриваем как наиболее актуальные и перспективные, но, разумеется, в действительности возможностей открывается намного больше», — комментирует руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Софья Нартова-Бочавер, профессор, ведущий научный сотрудник факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
29 марта, 2024
Искусственный интеллект предскажет способность красителей тушить опасное для зрения лазерное излучение
На крупных промышленных производствах, где требуется обработка и резка металлов, часто применяется...
27 марта, 2024
«Узоры» на кристаллах сделали кремниевый фотодетектор в два раза чувствительнее к свету
Ученые описали этапы формирования объемного «рисунка» на поверхности кристаллического кремния под ...