Ученые из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва) предположили, что прогестерон будет оказывать защитное воздействие на почку при ее повреждении. Исследователи смоделировали хроническое повреждение почки, приводящее к фиброзу, пережав мочеточник у самок крыс.
«Мы использовали только самок, поскольку у них прогестерон вырабатывается в яичниках — женских половых железах, которые в рамках эксперимента, чтобы смоделировать полное отсутствие прогестерона, можно было удалить, не повредив почки. У самцов же прогестерон выделяется надпочечниками — железами, расположенными в непосредственной близости от исследуемого органа, — и их удаление могло повлиять на работу жизненно важных систем организма», — объясняет участник проекта, поддержанного грантом РНФ, Полина Абрамичева, первый автор работы, научный сотрудник Лаборатория структуры и функции митохондрий НИИ ФХБ.
Модельный организм. Источник: Егор Плотников
Когда авторы пережали мочеточники животных, в почечных клубочках, фильтрующих из крови первичную мочу, возросло давление и снизилось кровообращение, — возникла так называемая ишемия. В результате в почечные клубочки долго не поступала кровь, и почечная ткань начала замещаться соединительной, то есть возникал фиброз.
Авторы отслеживали развитие фиброза по изменению уровня ферментов, специфичных для соединительной ткани, а также молекул, отвечающих за воспаление. Эти маркеры говорят о том, что в ткани идет процесс «рубцевания», результатом которого и становится фиброз. После двух недель эксперимента ученые исследовали количество рецепторов прогестерона PAQR5, а также влияние прогестерона на прогресс фиброза. Однако гипотеза ученых не подтвердилась: прогестерон вызывал слабое защитное действие.
Неожиданно авторы обнаружили совершенно другое явление: фиброз, затрагивающий канальцы почек и ткани, окружающие их, вызывает резкое уменьшение количества мембранного прогестеронового рецептора PAQR5, что ведет к значительному снижению чувствительности почки к прогестерону. Именно это и обуславливает отсутствие защитного эффекта. Вывод подтверждается следующим наблюдением: если у крысы был перекрыт только один мочеточник из двух, снижение уровня PAQR5 наблюдалось лишь в одной почке, тогда как в другой он оставался неизменным.
Окрашенные срезы крысиной почки. Источник: Егор Плотников
Ранее снижение количества прогестероновых рецепторов PAQR5 связали с неблагоприятным прогнозом рака почки. В случае этого заболевания клетки внутри опухоли также подвержены фиброзу. Открытие влияния фиброза на прогестероновые рецепторы позволяет предположить, что улучшить состояние пациентов с таким заболеванием можно, если искусственно — с помощью лекарственных препаратов — восстановить уровень рецепторов в почке.
«В дальнейшем мы планируем проанализировать, каким образом изменяется активность гена PAQR5 в различных острых и хронических моделях повреждения почки, таких как ишемия. Также мы планируем оценить, как различается активность мембранных и ядерных вариантов прогестеронового рецептора у крыс обоих полов при различных повреждениях почки», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Егор Плотников, доктор биологических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией структуры и функции митохондрий НИИ ФХБ.Если вы хотите стать героем публикации и рассказать о своем исследовании, заполните форму на сайте РНФ