Артрогрипоз – одно из наиболее тяжелых врожденных заболеваний, проявляющееся контрактурами суставов верхних, нижних конечностей, гипо (аплазией) мышц, повреждением мотонейронов спинного мозга, что приводит к тяжелым функциональным нарушениям, требующим длительного, многоэтапного хирургического лечения.
Учеными
НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера было отмечено, что у детей после операций по пересадке мышц, направленных на восстановления активной функции верхних конечностей, отмечается сложность обучения новым двигательным навыкам в связи с тем, что дети не понимают, как выполнить то или иное движение. Ранее считалось, что врожденные мышечные болезни связаны только с нарушениями движения и не оказывают влияния на когнитивные функции. Однако совместное исследование команды специалистов НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера и биологов Центра нейроэкономики и когнитивных исследований показало, что когнитивные функции у детей с артрогрипозом отличаются от здоровых детей. Для этого было проведено исследование с участием 27 пациентов НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера с артрогрипозом и контрольной группы из 32 здоровых детей.
«В ходе исследования ребенку произносили слова, связанные с движениями рук и оценивали реакцию его мозга на данные слова. Было выявлено, что мозг детей с артрогрипозом реагировал на эти слова примерно в 1,5 раза медленнее, чем у здоровых детей. В норме в первые миллисекунды после стимула мозг человека бессознательно обрабатывает слова, и из памяти извлекаются ассоциации, связанные с движением рук. В связи с отсутствием опыта активных движений верхних конечностей у детей с артрогрипозом эти ассоциации менее представлены, что приводит к более медленному анализу слова», — пояснила руководитель отделения артрогрипоза, д. м. н., врач – травматолог-ортопед Ольга Евгеньевна Агранович.
Для проведения исследования использовался электроэнцефалограф. Детям зачитывали слова, обозначающие движение, фиксируя вызванные ими потенциалы — электрические сигналы, которыми обмениваются нейроны мозга в ответ на внешний сигнал. Электроды, закрепленные на голове, регистрировали эти потенциалы и передавали их на компьютер для анализа. Результаты отображались на графике в виде волн.
Полученные данные специалисты рекомендуют использовать при разработке программ реабилитации детей с моторными нарушениями.