Виктор Бако, пациент: «Прибавилась уверенность в движениях. Прибавилась также сила в конечностях. С большей силой могу сжимать и разжимать кисть и пальцы ног».
Каждые полторы минуты кто-то в мире переносит инсульт. В зоне риска – и взрослые, и подростки. Новосибирские ученые, начав исследования работы мозга, похоже, получили оружие для борьбы с этой эпидемией.
Марк Штарк, академик РАН: «То, чем мы занимаемся – это интерактивная терапия, построенная на новых знаниях. Это знания о том, как ведет себя мозг в тех или иных условиях, с целью изменить его работу.
Вместе с Виктором в группе добровольцев еще несколько десятков человек, их учат изменять работу мозга. Для этого используют томограф и энцефалограф, которые в реальном времени показывают, как идет лечение.
Андрей Савелов, сотрудник Международного томографического центра: «По сути, погибла ткань, которая выполняла определенную функцию – управление пальцами, речью, чем угодно. Так вот, эти области замещаются другими, которые этим делом никогда не занимались».
Оборудование для диагностики оказалось способно лечить, но для этого нужно понимать как, например, силой мыли регулировать температуру тела, пульс, сердцебиение и даже настроение.
Михаил Мельников, сотрудник НИИ молекулярной биологии и биофизики: «Человек может использовать образы, представления телесных ощущений. Хочет медитировать – пусть медитирует, хочет молиться – пусть молится, лишь бы лично ему помогало».
Одной только силы воли для лечения недостаточно. Ученым важно понять принципы воздействия. Сейчас они, по сути, наблюдают за процессом мышления и уже видят первые результаты. Не исключено, что потенциал диагностического оборудования может оказаться гораздо больше и с помощью нового метода удастся помочь пациентам с другими заболеваниями.